ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ
Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С.41-53 Values and Meanings. 2023. No.4 (86). P. 41-53 (In Rus) УДК 378.14
https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-4-41-53
ОБНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД И СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
О. В. Гукаленко
Гукаленко Ольга Владимировна1, Китикарь Оксана Васильевна2
1 Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель лаборатории современных форм и методов воспитания центра воспитания и развития личности Российской академии образования, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования, Москва, Россия E-mail: olga_gukalenko@mail.ru
2 Кандидат педагогических наук, доцент, докторант Института стратегии развития образования E-mail: naboka.pxana@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления обновления региональных систем подготовки педагогов, обусловленные современными тенденциями развития образования. Обновление системы подготовки педагогических кадров связано с изменением подходов к целевому, содержательному, процессуальному компонентам педагогического образования. Определение ценностных основ модернизации региональных систем непрерывного педагогического образования связано с социокультурной трансформацией современного российского общества. Методологическими основаниями для такого обновления выступает триада социоцентрического, антропоцен-тристского, культуроцентристского подходов в едином образовательном пространстве России. Представлены современные социально — образовательные практики, а также определены пути и условия личностного, про-
О. В. Китикарь
© Гукаленко О. В., Китикарь О.В., 2023
41
фессионального развития субъектов региональной образовательной среды на основе духовно-нравственных традиционных российских ценностей.
Ключевые слова: педагог, педагогические кадры, социальное образование, ценностный подход, регионализация образования, традиционные российские ценности, педагогическая культура, социально-образовательные практики.
Для цитирования: Гукаленко О. В., Китикарь О. В. Обновление региональной системы непрерывного педагогического образования: ценностный подход и социально-образовательные практики // Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С.41-53.
UPDATING THE REGIONAL SYSTEM OF CONTINUING TEACHER EDUCATION: VALUE APPROACH AND SOCIAL AND EDUCATIONAL PRACTICES
Olga V. Gukalenko1, Oksana V. Kitikar 2
1 Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Scientific Director of the Laboratory of Modern Forms and Methods of Education of the Center for Personal Education and Development of the Russian Academy of Education, Chief Researcher of the Laboratory of Didactics of General and Vocational Education of the Institute of Educational Development Strategy, Moscow, Russia
E-mail: olga_gukalenko@mail.ru
2 PhD (Education), Doctoral student, The Institute for Strategy education development of the Russian Academy of Education, Moscow
E-mail: naboka.oxana@yandex.ru
Abstract. The article considers the main directions of updating the regional systems of teacher training, due to modern trends in the development of education. Updating the system of teacher training is associated with a change in approaches to the target, content, and procedural components of teacher education. The definition of the value bases for the modernization of regional systems of continuous pedagogical education is associated with the socio-cultural transformation of modern Russian society. The methodological basis for such renewal is the triad of sociocentric, anthropocentric, cultural-centric approaches in the unified educational space of Russia. Modern social and educational practices are presented, as well as the ways and conditions for the personal and professional development of subjects of the regional educational environment on the basis of spiritual and moral traditional Russian values.
Keywords: teacher, teaching staff, social education, value approach, regionalization of education, traditional Russian values, pedagogical culture, social and educational practices.
For citation: Gukalenko O. V., Kitikar O. V. Updating the Regional System of Continuing Teacher Education: Value Approach and Social and Educational Practices // Values and Meanings. 2023. No.4 (86). P. 41-53. (In Rus).
Актуальность совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности в новых социокультурных условиях отвечает задачам государственной образовательной политики, потребностям общества и современной экономики. Очевидно, что педагогическое об-
разование призвано содействовать не только научно-технологическому и экономическому развитию страны, но и способствовать укреплению национального самосознания, гражданской идентичности в обществе, целостности страны, ее интеллектуального и технологического суверенитета.
Поэтому в настоящее время пристальное внимание уделяется проблеме реформирования и модернизации систем непрерывного педагогического образования. Одним из направлений проектирования инновационных систем подготовки педагогов в условиях единого социокультурного образовательного пространства России является регионализация. Регионализация педагогического образования выступает как основа обеспечения вариативности подготовки педагогических кадров с учетом укорененности данного процесса в научно-педагогические традиции, а также с привлечением идей современной методологии и позитивной образовательной практики.
Регионализация является доминирующей тенденцией, определяющей направленность развития отечественной и мировых образовательных систем.
Российская Федерация представляет собой огромное государство, успешное развитие которого невозможно без социального, экономического и культурного развития регионов, основанного в том числе и на модернизации образовательных систем с учетом современных социокультурных реалий. Общеизвестно, что единое социокультурное образовательное пространство развивается с учетом социокультурных, экономических, научно-технических, образовательных, технологических условий и факторов региона. Функции системы отражает региональная образовательная среда, которая в подготовке педагога отвечает на запросы общества и потребности региона [1].
Процессы модернизации педагогического образования происходят непрерывно в течение последних десятилетий практически во всех странах. Однако большое количество международных и отечественных образовательных реформ пагубно отразилось на системе подготовки педагогов. На сегодняшний день обнаруживается несоответствие качества педагогической деятельности объективным требованиям современного общества, усугубляется разрыв между спросом на качество педагогического образования и реалиями педагогической деятельности [5].
В настоящее время обновление образования рассматривается как «до-
статочно длительный, обусловленный внешними факторами и внутренней необходимостью процесс качественных, глубинных и радикальных изменений в данной сфере современной России, в результате которых система приобретает новые характеристики» [8].
В качестве направлений для рассмотрения обновления систем педагогического образования в условиях активно формирующейся цифровой образовательной среды и усиливающихся тенденций регионализации и непрерывности образования в трудах и исследованиях ученых выступают ценностные, социально- экономические и нормативные регламенты и методологические основания.
Целевые ориентиры развития региональных систем педагогического образования помимо обеспечения основной функции — качества подготовки педагогов — претерпели некоторые изменения. В трудах ученых обнаружены следующие тенденции их трансформации, которые концептуально обоснованы:
— в рамках антропоцентрического и компетентностного подходов (направленность на формирование системы профессионально-личностных компетенций педагога, обеспечивающих эффективное выполнение содержательно-целевых видов педагогической деятельности, в том числе использование технологической базы обучения с новыми носителями информации, с новой временно-пространственной организацией обучения в условиях непрерывной обратной связи с учеником [3]);
— в аспекте аксиологического и акмеологического подходов (определение научно-теоретических основ субъектно-ориентированного типа педагогического процесса для формирования таких умений педагога, как конструирование субъектного уровня своего профессионального опыта, осознание себя, своих смыслов и потребностей в самообразовании и самореализации через преодоление обезличенного подхода и формирование целостного человека [7]; обоснование современной методологии проектирования содержательных и процессуальных компонентов педагогического образования, логики профессионального генезиса педагога (стадий профессиональной социализации) [5]; формирование у педагогов интеллектуальных, эмоциональных и технологических способностей как основы личностного и профессионального роста [9]);
— в рамках функционального, системно-деятельностного и непрерывного подходов (новое понимание доминирующей функции педагога в современных условиях: от передачи знаний к формированию у об-
учаемых и воспитанников опыта субъектности, способности к самостоятельному и критическому анализу информации, целеполаганию и принятию решений, к инициированию собственной линии жизни, вхождению в сетевые и профессиональные сетевые сообщества, к овладению навыками самоорганизации, самообучения, самооценки [3]);
— в рамках сохранения и развития социокультурного своеобразия страны на основе принципов регионализации, природосообразности и культуросообразности (философско-методологическое осмысление регионализации как гуманитарного феномена, определение ее уровней и векторов на основе осмысления историко-культурного и антропологического аспектов; устремленность к национальному образовательному идеалу, укорененность в отечественных духовных и культурно-исторических традициях, внутреннее принятие образа будущего России как своего собственного [5]);
— в аспекте опережающего подхода (ориентация процесса обучения на перспективу и профессиональную деятельность в информационном обществе [8]).
Социокультурная трансформация современного российского общества актуализирует вопрос о соотношении социоцентрического, антропоцентристского, культуроцентрического подходов в направлении обновления системы образования [9].
Следовательно, методологическими основаниями для обновления региональных систем педагогического образования выступает триада указанных выше взаимодействующих подходов с целью сохранения требований к единому социокультурному образовательному пространству России и обеспечения личностного, профессионального развития каждого педагога на основе традиционных духовно-нравственных национальных ценностей.
Трансформации подверглось и содержание педагогического образования, которое призвано соответствовать потребностям всех субъектов образовательной сферы на государственном, региональном, локальном и личностном уровне.
В ходе исследования нами определены научные подходы к обновлению содержания педагогического образования, а именно:
— аксиологический подход — система смыслов, ориентировочных основ, обеспечивающая готовность педагога к человекоразвивающей миссии образовательного процесса — развитию способности ученика
быть активным субъектом собственной жизни и социокультурного прогресса на основе освоения традиционных российских ценностей [3];
— обеспечение непрерывности педагогического образования, основанное на взаимосвязи учебных дисциплин и практик в рамках основной образовательной программы;
— интеграция на метапредметной основе психолого-педагогических, предметно-методических и социально-культурологических знаний в системе подготовки учителя; сбалансированность теоретического и практического блоков обучения [9] обеспечивается также в рамках интегративного подхода;
— социогуманитарный, социокультурный подход и принцип регионализации как совокупность категорий нормативно-ценностного характера страны и региона, обусловленного культурно-историческим смыслом жизни и миссией общности людей данной территории;
— воспитание будущих педагогов на основе культурно-антропологической парадигмы образования путем повышения воспитательной направленности всех учебных дисциплин психолого-педагогического блока, усиления интеграции содержания профессионального стандарта педагога в учебный план, рабочие программы подготовки педагогов [8]. Реализация взаимосвязи предметных, психолого-педагогических, информационно-технических блоков педагогического образования с практическими профессиональными задачами педагогов в информационной поликультурной среде регионов;
— личностно-ориентированный подход: участие студентов в отборе содержания профессиональной подготовки; содержательное наполнение образовательных программ с учетом личных и профессиональных интересов педагогов; возможность выбора дисциплин;
— каждый вуз имеет возможность предложить свой вариант содержательного наполнения педагогических модулей с учетом сложившихся научно-педагогических дисциплин, результатов научных исследований в условиях возможности реализации вариативного подхода.
В качестве интегративной основы процесса подготовки педагогов в обновленной региональной системе выступают социально-образовательные практики. Такой механизм управления позволяет по-новому осуществить проектирование социокультурной образовательной среды на локальном и региональном уровне с учетом следующих теоретико-концептуальных обоснований:
— доминирования гуманистической теории в педагогическом образовании, основанной на антропологическом и антропоцентристском подходах (использование разных форм и видов взаимодействия студентов и преподавателей; получение студентами опыта различных коммуникаций, развитие исследовательских, проектных практик; имитационное моделирование сущностных профессиональных функций учителя);
— реализации образовательного процесса будущих педагогов на основе ценностного подхода. Система ценностных ориентаций педагога адекватна ценностям общества. Данный факт обусловливает требования к формированию культуры личности педагога, выступающей основополагающим фактором формирования социально значимых традиционных российских ценностей у обучающихся. Ценностная основа организации непрерывной системы подготовки педагогических кадров обусловлена культурно-историческими, общечеловеческими, национальными, традиционными педагогическими, субъектными ценностями, а также особенностями социокультурной и образовательной среды [2; 9];
— регионализацией образования, обосновывающей требования: к обучению педагогов не только на государственном языке, но и на языке региональной лингвистической среды трансляции; к необходимости участия работодателей региона в процессе прохождения практики будущих педагогов и их итоговой аттестации; опора на принцип связи обучения с жизнью.
Социально-образовательные практики в исследовании рассмотрены нами как особый вид деятельности, в котором будущие педагоги осваивали позитивный социальный опыт региона, систему традиционных российских ценностей, развивали социальную компетентность для работы с разными категориями учащихся.
Реализация социально-образовательных практик происходила в Приднестровье (2015-2023 гг.), система образования которого интегрирована в образовательное пространство России на методологическом и нормативном уровнях.
В определении социальных компетенций педагога мы опирались на исторические, политические, экономические, природно-географические, экологические, социально-демографические, социокультурные, ментальные характеристики региона, а также учитывали тип его социально-экономического развития. С учетом этого была составлена Региональная профессиограмма педагога, фрагмент которой представлен в таблице 1.
Таблица 1
Фрагмент региональной профессиограммы педагога (на примере Приднестровья)
Характеристики развития региона Социальные компетенции педагогов
Исторические: 1)частое деление территории; 2) война против агрессии Республики Молдова (1992 г.); 3) много различных национальностей Аксиологические компетенции: — умение воспитать у учащихся ценностное отношение к российским традициям в условиях географической удаленности от России; — формирование личности приднестровских учеников на основе усвоения ими кодекса гражданских, отечественных и общечеловеческих ценностей (О. В. Гу-каленко); — умение формировать «приднестровскую» идентичность школьников в тесной взаимосвязи с формированием у них «российской идентичности».
Экономические, природно-гео-графические: 1) небольшая площадь, близко расположенные населенные пункты; 2) благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса; 3) достаточно высокий уровень развития промышленности; 4) широкое распространение высокоскоростного интернета и обеспечение его массовой доступности Социально-трудовые компетенции: — владение знаниями в области гражданско-правовой и социально-трудовой сфере Приднестровья, семейно-бытовой экономике, профессионально самоопределении (А. В. Хуторской); — умение организовать учебно-воспитательный процесс с применением практических и интерактивных методов обучения и воспитания, ИКТ для формирования навыков учащихся, важных в данных сферах.
Социально-демографические 1) высокая миграция граждан на работу в другие страны; 2) высокий процент разводов; 3) 10% от общего числа малоко-плектных школ в сельской местности; 4) дифференциация Приднестровского образовательного пространства на самобытные субсистемы (всего 7) со своими специфическими особенностями и педагогическими традициями Социально-педагогические: — владение знаниями о педагогических традициях компонентов субрегионов приднестровской системы образования и умение их использовать в педагогической деятельности; — умение осуществлять педагогическую поддержку детей из категории «социальные сироты», детей-мигрантов (О. В. Гу-каленко) в образовательном процессе и во внеурочной деятельности; — умение организовать обучение в малокомплектных школах; — владение способами организации семейного воспитания на основе ценностей, традиций приднестровской семьи, народной педагогики страны.
Социокультурные: 1) многообразная поликультурная среда(русские — 29,1%, молдаване — 28,6%, украинцы — 22,9%, болгары — 2,4%, евреи-2,4%, гагаузы — 1,1%, белорусы — 0,5%, приднестровцы — 0,2%, другие национальности — 1,4%); 2) полилингвальность образовательной среды — три государственных языка; изучение в качестве родного языка не только русского, но и молдавского/украинского языков по выбору учащихся; 16% школ с молдавским языком обучения, 2% — с украинским языком обучения, 7% -с русским и молдавским языками обучения; 3) многообразие традиций семейного, духовно-нравственного, гражданского воспитания Профессионально-коммуникативные: — владеть знаниями о детерминантных и национальных ценностях Приднестровья, умениями организовать образовательный процесс на их основе, приемами интериоризации ценностей учащимися; — владение на хорошем уровне языками обучения (как минимум, двумя); знаниями о традициях, ценностях, культуре народов, населяющих Приднестровье; — умение формировать уважительное, толерантное отношение учащихся к людям других национальностей; — владение навыками транснациональной коммуникации, организации русско-национального двуязычья; — владение формами организации педагогической деятельности в школах с разными языками обучения, в различной этнокультурной среде образовательных учреждений.
Ментальные: 1) формирование общности «приднестровский народ»; 2) особая ментальность на основе интеграции ценностей, традиций и нравов разных национальностей и культур Социально-адаптационные: — знание об особенностях развития национально-культурного менталитета приднестровского народа на основе российской ментальности; — владение способами формирования личностной, гражданской, национально-культурной ментальности учащихся на основе осознания ими принадлежности к приднестровскому народу; — умение адаптировать в среду национально-культурной ментальности детей беженцев из Украины.
На содержательном уровне с целью обновления системы непрерывного педагогического образования в Приднестровье были составлены основные образовательные программы (далее ООП) с учетом требований региональной профессиограммы педагогов. В обязательную часть ООП были включены дисциплины, направленные на формирование социальных компетенций педагогов: «Введение в педагогическую деятельность» (СПО), «Педагогика», «Педагогическое мастерство» (ВО), «Педагогические технологии» (ДПО), в содержание которых были внесены разделы: 1) «Кодекс гражданских, отечественных и общечеловеческих ценностей», составленный на основании Закона «Об образовании
в ПМР» и Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья (формирование аксиологических компетенций педагогов); 2) «Педагогическая поддержка учащихся», направленный на формирование социально-педагогических, социально-адаптационных компетенций педагогов.
В вариативную часть ООП были включены дисциплины с учетом специфики социокультурной среды региона (формирование профессионально-коммуникативных компетенций педагога): «Основы поликультурного воспитания» (СПО), «Поликультурное образование» (ВО), «Технологии поликультурного образования» (ДПО) на основе учебно-методического комплекса «Особенности поликультурного образования Приднестровья».
Социально-образовательные практики были реализованы в специально организованной формирующе-развивающей поликультурной среде учреждений образования путем:
• создания интегративных программ: «Экологическое и гражданское воспитание», «Изобразительное искусство и родной язык», «Родная литература и технология» и др.;
• реализации проектов: «Твори добро», «Народная педагогика в традициях и обычаях Приднестровья», «Молодежь и выборы», «Волонтер-мое призвание» и др.;
• развития интегративных форм образования: культурно-просветительский центр, центры русской, молдавской, украинской, болгарской культур; гуманитарно -педагогический центр (совместно с учреждениями дошкольного и общего образования субрегионов) и др.;
• конструирования и использования в процессе обучения педагогов системы ценностно-ориентированных проблемных заданий и задач, которые были сконструированы согласно таксономийной структуре развития познавательной сферы обучающихся. Ценностно-ориентированное проблемное задание отличается от других групп учебно-педагогических задач целевой установкой на формирование метакомпетентностей: выстраивать иерархию ценностей в учебно-воспитательном взаимодействии; давать оценку параметрам, условиям и явлениям учебно-воспитательной коммуникации; оценивать значимость и своевременность применяемых методов, приемов и форм учебно-воспитательной коммуникации.
С целью формирования триединства опыта педагогической деятельности использованы социально-педагогические практики: «Вожатская
деятельность», «Организация практики в летних оздоровительных лагерях», «Взаимодействие образовательного учреждения с семьей». Кроме этого, процесс обучения будущих педагогов был максимально приближен к реальному образовательному процессу в регионе путем использования технологий виртуальной реальности, онлайн включений в уроки и внеурочные мероприятия. Активно были использованы формы «погружения» студентов в будущую профессиональную деятельность: инсценировки решения проблемных ситуаций, обсуждение образовательно-развивающей среды учреждений, разработка и реализация проектов по внеклассной работе с обучающимися и др. с учётом особенностей субъектов приднестровского региона.
Таким образом, для обновления региональной системы непрерывного педагогического образования нужны стратегические действия, направленные на подготовку современного педагога культурологического типа, который обладает позитивной профессиональной и личностной мотивацией, ценностным отношением к профессии, высоким уровнем социальной компетентности и ответственностью за будущее страны.
Поэтому главные задачи системы подготовки педагогов фокусируются не только на приобретении будущими педагогами необходимых знаний, но и на понимании ими ценностных оснований педагогической деятельности в современных социокультурных реалиях России. В качестве общего методологического обоснования обновления региональной системы непрерывного педагогического образования выступают ценностный, средовой, социокультурный подходы в логике общих закономерностей развития регионов в едином образовательном пространстве страны. Понимание и принятие педагогом системы ценностей возможно лишь в образовательной системе, максимально приближенной к потребностям общества и запросам региона и страны. Одним из вариантов проектирования такой системы выступают социально-образовательные практики, позволяющие осуществлять региональное и межрегиональное взаимодействие будущих педагогов с педагогическим сообществом, организовать их совместную деятельность с обучающимися, основанную на взаимопонимании и личностном общении, эмоционально-духовном единстве.
Литература
1. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009. 498 с.
2. Богуславский М. В. Подвижники и реформаторы российского образования:
историко-биографические очерки. М.: Просвещение, 2005. 191 с.
3. Болотов В. А., Левицкий М. Д., Реморенко И. М. и др. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. М.; Ростов н/Д; Таганрог: Издательство Южного Федерального университета, 2020. С. 21.
4. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. Поликультурное воспитательное пространство вуза как среда формирования гражданственности и патриотизма // Педагогика. 2018. № 2. С. 44-51.
5. Борисенков В. П., Бермус А. Г., Гукаленко О. В. и др. Стратегии развития педагогического образования в современной России // Педагогика. 2020. № 12. С. 88-94.
6. Груздев М. В., Розов Н. Х., Тарханова И. Ю. Ценностные и методологические аспекты развития системы непрерывного педагогического образования// Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. М.; Ростов-н/Д; Таганрог: Издательство Южного Федерального университета, 2020. С. 67.
7. Гукаленко О. В., Иванова С. В., Селиванова Н. Л. и др. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирования будущего// Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. М.; Ростов-н/Д; Таганрог: Издательство Южного Федерального университета, 2020. С. 201.
8. Лавина Т. А. Содержательно-организационный аспект непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности //ИНФО. 2006. № 7. С. 37-42.
9. Орлов А. А., Орлова Л. А., Бозиев Р. С. Актуальные проблемы проектирования моделей отечественного педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. М.; Ростов-н/Д; Таганрог: Издательство Южного Федерального университета, 2020. С. 162
References
• Atanasyan S. L. Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza: dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 2009. 498 s. [In Rus].
• Boguslavskij M. V. Podvizhniki i reformatory rossijskogo obrazovaniya: istoriko-biogra-ficheskie ocherki. M.: Prosveshchenie, 2005. 191 s. [In Rus].
• Bolotov V. A., Levickij M. D., Remorenko I. M. i dr. Pedagogicheskoe obrazovanie v kontek-ste vyzovov i problem XXI veka: aktual'nost' transformacii // Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: strategicheskie orientiry razvitiya / nauch. red. Yu. P. Zinchenko. M.; Rostov n/D; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo Federal'nogo universiteta, 2020. S.21. [In Rus].
• Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Pustovojtov V. N. Polikul'turnoe vospitatel'noe pros-transtvo vuza kak sreda formirovaniya grazhdanstvennosti i patriotizma // Pedagogika. 2018. № 2. S. 44-51. [In Rus].
• Borisenkov V. P., Bermus A. G., Gukalenko O. V. i dr. Strategii razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii // Pedagogika. 2020. № 12. S.88-94. [In Rus].
• Gruzdev M. V., Rozov N. H., Tarhanova I. Yu. Cennostnye i metodologicheskie aspekty razvitiya sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya// Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: strategicheskie orientiry razvitiya / nauch. red. Yu. P. Zinchenko. M.; Rostov-n/D; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo Federal'nogo universiteta, 2020. S.67. [In Rus].
• Gukalenko O. V., Ivanova S. V., Selivanova N. L. i dr. Social'no-vospitatel'noe pros-transtvo pedagogicheskogo obrazovaniya: opyt stanovleniya i proektirovaniya budush-chego// Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: strategicheskie orientiry razvitiya / nauch. red. Yu. P. Zinchenko. M.; Rostov-n/D; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo Federal'nogo
universiteta, 2020. S.201. [In Rus].
• Lavina T. A. Soderzhatel'no-organizacionnyj aspekt nepreryvnoj podgotovki uchitelej v oblasti ispol'zovaniya sredstv IKT v professional'noj deyatel'nosti //INFO. 2006. № 7. S. 37-42. [In Rus].
• Orlov A. A., Orlova L. A., BozievR. S. Aktual'nye problemy proektirovaniya modelej otechestvennogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v sovre-mennoj Rossii: strategicheskie orientiry razvitiya / nauch. red. Yu. P. Zinchenko. M.; Rostov-n/D; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo Federal'nogo universiteta, 2020. S.162. [In Rus].
Статья поступила в редакцию 27.07.2023; одобрена после рецензирования 31.07.2023; принята к публикации 08.08.2023.
The article was submitted 27.07.2023; approved after reviewing 31.07.2023; accepted for publication 08.08.2023.