Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурность / педагогическое образование / содержание / форма / метод проектов / культурная идентичность / multiculturalism / teacher education / content / form / project method / cultural identity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко О. В., Ткач Л. Т.

Актуальной проблемой современного высшего образования выступает необходимость отбора и внедрения в образовательный процесс вуза разнообразных форм учебно-воспитательной работы, направленных на погружение студентов в культуру профессиональной деятельности. Реализация поликультурного содержания педагогического образования предполагает, наряду с традиционными для педагогики высшей школы, применение таких форм образовательной деятельности, которые позволят будущим педагогам стать активными участниками диалога по освоению трудовых функций в контексте осваиваемого профиля подготовки. Применение форм практико-ориентированного обучения в вузе направлено на активизацию познавательной деятельности обучающихся, основанной на исследовательском поиске, стимулирование мотивации к овладению требуемыми профессиональным стандартом трудовых умений и упражнения в практическом их применении. В статье представлен опыт реализации практико-ориентированного обучения студентов, осваивающих педагогическую профессию, в поликультурном образовательном пространстве вуза. Методологической основой представленного подхода выступают концептуальные идеи культурологического личностно-ориентированного образования поликультурного типа (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко), ориентирующие на необходимость проектирования поликультурного содержания педагогического образования в контексте культуры и создания культурных сред, позволяющих обучающимся идентифицироваться в педагогической деятельности на основе приобретаемого опыта: когнитивного, деятельностного, творческой самореализации и эмоционально-ценностного отношения с результатами, определяемыми образовательным и профессиональным стандартом. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды и формы учебно-познавательной деятельности студентов для достижения общей цели, предоставляет им возможность самостоятельного выбора способов представления сформированных знаний и умений с учетом культурной идентичности. В результате экспериментального исследования доказано, что определяющим фактором в повышении качества выполнения осваиваемых обучающимися трудовых умений выступает уровень личностно-смыслового отношения к учебной деятельности и самоорганизации, формируемых в процессе освоения поликультурного содержания педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукаленко О. В., Ткач Л. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FORMS OF IMPLEMENTATION OF THE MULTICULTURAL CONTENT OF TEACHER EDUCATION

The urgent problem of modern higher education is the need to select and introduce into the educational process of the university of various forms of teaching and educational work aimed at immersing students in the culture of professional activity. The implementation of the multicultural content of pedagogical education presupposes, along with the traditional for higher education pedagogy, the use of such forms of educational activity that will allow future teachers to become active participants in the dialogue on the development of labor functions in the context of the mastered training profile. The use of forms of practice-oriented education at the university is aimed at enhancing the cognitive activity of students based on research search, stimulating motivation to master the required professional standard of work skills and exercises in their practical application. The methodological basis of the presented approach is the conceptual ideas of culturological personality-oriented education of a polycultural type (E. V. Bondarevskaya, O. V. Gukalenko), which focus on the need to design the multicultural content of pedagogical education in the context of culture and create cultural environments that allow students to identify themselves in pedagogical activity on the basis of the acquired experience: cognitive, activity, creative self-realization and emotional-value attitude with the results determined by the educational and professional standard. The method of projects allows integrating various types and forms of educational and cognitive activities of students to achieve a common goal, provides them with the opportunity to independently choose the ways of presenting the knowledge and skills they have formed, taking into account cultural identity. As a result of the experimental study, it has been proved that the determining factor in improving the quality of the fulfillment of the labor skills mastered by students is the level of personal-semantic attitude to educational activity and self-organization, formed in the process of mastering the multicultural content of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальной проблемой современного высшего образования выступает необходимость отбора и внедрения в образовательный процесс вуза разнообразных форм учебно-воспитательной работы, направленных на погружение студентов в культуру профессиональной деятельности. Реализация поликультурного содержания педагогического образования предполагает, наряду с традиционными для педагогики высшей школы, применение таких форм образовательной деятельности, которые позволят будущим педагогам стать активными участниками диалога по освоению трудовых функций в контексте осваиваемого профиля подготовки. Применение форм практико-ориентированного обучения в вузе направлено на активизацию познавательной деятельности обучающихся, основанной на исследовательском поиске, стимулирование мотивации к овладению требуемыми профессиональным стандартом трудовых умений и упражнения в практическом их применении. В статье представлен опыт реализации практико-ориентированного обучения студентов, осваивающих педагогическую профессию, в поликультурном образовательном пространстве вуза. Методологической основой представленного подхода выступают концептуальные идеи культурологического личностно-ори-ентированного образования поликультурного типа (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко), ориентирующие на необходимость проектирования поликультурного содержания педагогического образования в контек-

Как цитировать статью: Гукаленко О. В., Ткач Л. Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 4 (77). С. 99-106. БО! 10.24412/2224-0772-2021-77-99-106.

О. В. Гукаленко

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]

Olga Gukalenko

Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Л. Т. Ткач

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко», г. Тирасполь E-mail: [email protected]

Lyubov Tkach

PhD (Education), Associate Professor, Professor of Preschool Pedagogics, Special Education and Pedagogical Management,Taras Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol

сте культуры и создания культурных сред, позволяющих обучающимся идентифицироваться в педагогической деятельности на основе приобретаемого опыта: когнитивного, деятельностного, творческой самореализации и эмоционально-ценностного отношения с результатами, определяемыми образовательным и профессиональным стандартом. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды и формы учебно-познавательной деятельности студентов для достижения общей цели, предоставляет им возможность самостоятельного выбора способов представления сформированных знаний и умений с учетом культурной идентичности. В результате экспериментального исследования доказано, что определяющим фактором в повышении качества выполнения осваиваемых обучающимися трудовых умений выступает уровень личностно-смыслового отношения к учебной деятельности и самоорганизации, формируемых в процессе освоения поликультурного содержания педагогического образования.

Ключевые слова: поликультурность, педагогическое образование, содержание, форма, метод проектов, культурная идентичность.

Стандартизация современного педагогического образования повлекла за собой необходимость проектирования его содержания и технологий освоения, которые позволяют осуществлять задачи профессионального обучения, воспитания и развития в контексте требуемых компетенций ФГОС ВО и обобщенных трудовых умений в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Характерной чертой современного социума является его поликультурность, в связи с этим актуальность приобретает проблема формирования готовности будущих педагогов к деятельности в поликультурном образовательном пространстве, отбора поликультурного содержания педагогического образования и поиска форм его освоения. В качестве методологической основы проводимого нами исследования выступают работы Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, Н. Б. Крыловой, И. Э. Куликовской, В. В. Серикова, В. И. Слободчикова, Р. М. Чумичевой и др., в которых представлены особенности проектирования условий и путей профессиональной подготовки студентов к организации педагогической деятельности в контексте культуры.

Приднестровье позиционируется как поликультурный регион и, соответственно, особо актуальной является проблема подготовки поликультурно-ориентированного педагога, способного к установлению межкультурного диалога с субъектами образовательного процесса, которые

могут представлять различные этнические культуры и субкультуры [4]. Для реализации этой цели нами был разработан и внедряется учебный курс «Поликультурное образование» [5].

В качестве обязательной профессиональной компетенции, формируемой в процессе изучения курса, нами выделена способность организовывать и осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе применения современных технологий организации образовательного процесса и способность планировать и проводить учебные занятия, формировать образовательную среду, применять культурно-исторический, деятельностный и развивающий подходы в педагогической деятельности.

Учитывая мнения ученых, проектирование поликультурного содержания педагогического образования осуществляется с позиций необходимости решения следующих задач:

- совершенствование этнической идентичности обучающихся;

- создание условий для развития культурной идентичности;

- развитие профессионально-педагогической идентичности будущих педагогов;

- становление компетенций, обеспечивающих выполнение задач педагогической деятельности и правил межкультурного общения в поликультурной среде [2].

Внедрение поликультурного содержания педагогического образования происходит в ходе специальных учебных дисциплин и отдельных тем в других курсах учебного плана, внеаудиторной работы, консалтингового сопровождения самостоятельной работы студентов путем применения практико-ориентированных технологий обучения, адекватных профилю подготовки обучающихся.

В качестве технологии поликультурного педагогического образования нами апробируется «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя», составной частью которой является образовательный проект, и, вслед за Е. В. Бондаревской, мы убеждены, что технологичность педагогического процесса выступает показателем качества образования, а «педагогическая технология — это искусство обучать, ориентируясь на качественный результат» [1;6].

Проводимое нами исследование носит лонгитюдный характер. Получаемые результаты регулярно проводимых диагностических процедур и отзывы работодателей свидетельствуют о достаточно высоком

уровне результативности используемых методов и приемов освоения поликультурного содержания педагогического образования. Для определения динамики получаемых результатов используется диагностика сформированности ценностно-содержательного, деятельностно-творче-ского, мотивационно-потребностного компонентов готовности студентов к педагогической деятельности, которые характеризуются уровнем поликультурной грамотности, творческим подходом к деятельности, положительным отношением к поликультурным ценностям и уровнем мотивации к педагогической деятельности [7].

Особую роль в становлении поликультурно-ориентированного педагога играет образовательный проект «Народоведение Приднестровья», состоящий из ряда дидактических проектов. Разработка и реализация проекта основана на сотрудничестве преподавателя и студентов, проектирование осуществляется на основе функционального подхода к определению функций педагогического менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль [4].

В первом семестре 2020/21 учебного года студенты, обучающиеся по профилю подготовки «Дошкольное образование», работали в дидактическом проекте «Моя родина — Приднестровье». Проект носил научно-исследовательский характер, основной целью которого для студентов стало ознакомление с культурой родного края и формирование педагогической идентичности на основе приобретения профессионально-педагогических умений в процессе разработки содержания культурной практики детей дошкольного возраста.

В своей работе мы исходим из понимания того, что культура в целом включает вещи, предметный мир, образцы человеческих отношений, технологии, символические объекты и др., а процесс создания культурной практики предполагает разработку разнообразных видов деятельности с детьми, направленных на освоение ими текстов культуры, отражающих сведения, характеризующие окружающую действительность.

Студентам предоставляется свобода выбора темы дидактического проекта, но в условиях определенных ограничений: обязательное участие, ранее разработанные темы. Подчеркивается необходимость учета собственных возможностей, интересов, способностей. В проекте «Моя родина — Приднестровье» было учтено место проживания студентов, достопримечательности, например «Путешествие в старый город» (ознакомление детей с Бендерской крепостью) или «Туристическая тропа

Приднестровья» (достопримечательности, которые вызывают интерес к истории родного края и демонстрируют его уникальность); индивидуальные предпочтения студентов, например «Музыкальный салон» (прослушивание музыки или песен в исполнении приднестровских композиторов и певцов), «Литературная гостиная» (знакомство с произведениями приднестровских авторов), особенности ознакомления детей с природой родного края: «Стань природе другом» (красота парков культуры и отдыха г. Бендер и г. Тирасполя и культура поведения при их посещении), «Наш веселый зоопарк» (животные родного края) и другие.

Важно отметить, что, разрабатывая общую для всех тему, студенты совместно составляют план выполнения отдельных заданий, согласовывают свои позиции, учатся договариваться, что способствует развитию коммуникативных навыков, умений работать в команде. Индивидуальные особенности студентов учитываются с помощью составленных ими индивидуальных образовательных маршрутов, в соответствии с которыми они представляют выполненные задания на лабораторных занятиях и в ходе промежуточной аттестации.

Отличительной чертой представления отчета о работе в проекте является проведение мастер-класса с демонстрацией формы работы с детьми дошкольного возраста по теме проекта. Так, по теме «Перелетные птицы Приднестровья» студентам была предложена ссылка, пройдя по которой, они получили инструкцию по изготовлению снегирей в технике оригами, а потом составляли коллективный коллаж; по теме «Музыкальный салон» была проведена игра «Угадай мелодию» — песни для детей и др.

Особенностями проектной деятельности выступают возможность использования межпредметных связей, применение так называемого опережающего обучения, что обусловливает исследовательский поиск, самостоятельность и позволяет формировать необходимые педагогические умения на основе становления личностно-смыслового отношения к профессионально-педагогической деятельности, а также установка на «сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья обучающих и обучаемых, общеразвивающая направленность содержания и технологий образования, исключающая стереотипность и шаблонность мышления, формирующая способы постоянного обновления знаний» [9]. Для определения уровня образовательных достижений студентов в ходе текущей и промежуточной аттестации по дисциплине нами используются разнообразные формы работы: устные ответы сту-

дентов (круглый стол, блиц-опрос и др.), решение кроссворда с ключевым словом из темы проекта, метод фонетических ассоциаций (подбор слов к каждой фонеме ключевого слова), различные конкурсы (чтение стихотворений, выставка игрушек, пособий и др.), представление результатов работы в проекте с обязательным использованием приемов саморефлексии («Пьедестал почета», «Выбери настроение») и коллективным обсуждением оценок по следующим критериям: активность, самостоятельность, творческая интерпретация, обоснованность, соответствие теме и др. [3].

В заключение следует особо подчеркнуть, что использование описанной технологии в первом семестре способствует самоопределению студентов в педагогической культуре, направлено на оказание им помощи и поддержки в профессиональной идентификации. В качестве мотива учебно-познавательной деятельности обучающиеся отмечают учет индивидуальных особенностей и интересов, понимание возможностей дальнейшего использования результатов работы в проекте (80%-90%), 70%-80% указывают на то, что узнали много нового, смогли обогатить субъектный опыт. Удовлетворенность результатами работы в проекте отмечают от 90% до 100% обучающихся. Наряду с проводимыми опросами нами изучается динамика уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности по следующим критериям: ценностно-содержательный, деятельностно-творческий, мотивационно-потреб-ностный. Исследуются соответствующие им интегративные характеристики: поликультурная грамотность, творческий подход к деятельности, отношение к поликультурным ценностям и мотивация педагогической деятельности. Результаты свидетельствуют о значительном росте таких показателей, как знание и соблюдение традиций, знание региональных культурных и образовательных ценностей, например: в начале изучения курса к высокому уровню ценностно-содержательного критерия было отнесено 18% студентов, по результатам промежуточной аттестации — 45%. Показатели креативности также претерпели изменения: от 27% до 55% [8]. Мониторинг сформированности мотивационно-потребностного критерия свидетельствует о том, что по результатам деятельности показатели, характеризующие внутреннюю мотивацию профессионально-педагогической деятельности, увеличились в среднем в 1,5 раза и составили 44,5%. В 2020/21 учебном году арсенал показателей был дополнен умением создавать или отбирать из интернет-ресурсов наглядный материал, демонстрирующий теоретические положения, который можно использовать в дальнейшей

профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки. Практически все студенты справились с заданием по отбору тематических видеороликов с демонстрацией памятников, но при этом лишь 63% учли возможность их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что практико-ори-ентированный характер организационных форм реализации поликультурного содержания педагогического образования позволяет активно влиять на становление педагогической позиции поликультурно-ориентированного педагога на основе принятия ценностей педагогической и этнической культур в условиях диалогичного межкультурного общения преподавателя и студента.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Проблемное поле современных образовательных технологий // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С. 15-25.

2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В. Поликультурное образование — новая педагогическая парадигма: коллективная монография. Екатеринбург, 2019. С. 59-74.

3. Гукаленко О. В., Ткач Л. Т. Диалогичность педагогической культуры как фактор подготовки компетентного педагога // Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: сб. мат-лов II Междунар. науч.-образоват. форума. В 2-х т. Т. 2. Ростов н/Д; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. С. 54-62.

4. Гукаленко О. В., Ткач Л. Т., Панова Л. Д. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 3 (50). С. 153-163.

5. Ткач Л. Т. Использование природоведческого материала в поликультурном образовании студентов педагогического направления // Общее и особенное в культурах и традициях народов: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28-29 сентября 2017 года). М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2017. С. 341-345.

6. Ткач Л. Т. Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя // Образовательные технологии. 2011. № 1. С. 117-121.

7. Ткач Л. Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ростов н/Д, 2002. 185 с.

8. Ткач Л. Т., Гелло Т. А. Управление формированием опыта творческой педагогической деятельности как социально обусловленный процесс в вузе // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: сб. ст. XI Всерос. с междунар. участием очной науч. конф. / под общ. ред. Н. Д. Субботиной, Ю. В. Гавриловой, Н. С. Зиминой. Чита: ЗабГУ, 2020. С. 165-171.

9. Ткач Л. Т., Марачковская О. Л. Развитие личностно-смысловой деятельности студентов средствами поликультурного содержания педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 5. С. 101-108.

ORGANIZATIONAL FORMS OF IMPLEMENTATION OF THE MULTICULTURAL CONTENT OF TEACHER EDUCATION

The urgent problem of modern higher education is the need to select and introduce into the educational process of the university of various forms of teaching and educational work aimed at immersing students in the culture of professional activity. The implementation of

the multicultural content of pedagogical education presupposes, along with the traditional for higher education pedagogy, the use of such forms of educational activity that will allow future teachers to become active participants in the dialogue on the development of labor functions in the context of the mastered training profile. The use of forms of practice-oriented education at the university is aimed at enhancing the cognitive activity of students based on research search, stimulating motivation to master the required professional standard of work skills and exercises in their practical application. The methodological basis of the presented approach is the conceptual ideas of culturological personality-oriented education of a poly-cultural type (E. V. Bondarevskaya, O. V. Gukalenko), which focus on the need to design the multicultural content of pedagogical education in the context of culture and create cultural environments that allow students to identify themselves in pedagogical activity on the basis of the acquired experience: cognitive, activity, creative self-realization and emotional-value attitude with the results determined by the educational and professional standard. The method of projects allows integrating various types and forms of educational and cognitive activities of students to achieve a common goal, provides them with the opportunity to independently choose the ways of presenting the knowledge and skills they have formed, taking into account cultural identity. As a result of the experimental study, it has been proved that the determining factor in improving the quality of the fulfillment of the labor skills mastered by students is the level of personal-semantic attitude to educational activity and self-organization, formed in the process of mastering the multicultural content of pedagogical education.

Keywords: multiculturalism, teacher education, content, form, project method, cultural identity.

References

• Bondarevskaya E. V. Problemnoe pole sovremennyh obrazovatel'nyh tekhnologij // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 7. S. 15-25. [In Rus].

• Borisenkov V. P., Gukalenko O. V. Polikul'turnoe obrazovanie — novaya pedagogicheskaya paradigma: kollektivnaya monografiya. Ekaterinburg, 2019. S. 59-74. [In Rus].

• Gukalenko O. V., Tkach L. T. Dialogichnost' pedagogicheskoj kul'tury kak faktor podgotovki kom-petentnogo pedagoga // Missiya universitetskogo pedagogicheskogo obrazovaniya v XXI veke: sb. mat-lov II Mezhdunar. nauch.-obrazovat. foruma. V 2-h t. T. 2. Rostov n/D; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2021. S. 54-62. [In Rus].

• Gukalenko O. V., Tkach L. T., Panova L. D. Podgotovka budushchih uchitelej k professional'noj deyatel'nosti v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Otechestvennaya i zarubezhnaya peda-gogika. 2018. T. 1, № 3 (50). S. 153-163. [In Rus].

• Tkach L. T. Ispol'zovanie prirodovedcheskogo materiala v polikul'turnom obrazovanii studentov pedagogicheskogo napravleniya // Obshchee i osobennoe v kul'turah i tradiciyah narodov: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 28-29 sentyabrya 2017 goda). M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo universiteta, 2017. S. 341-345. [In Rus].

• Tkach L. T. Podgotovka budushchego pedagoga k deyatel'nosti v polikul'turnom obrazovatel'nom uchrezhdenii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08: Rostov n/D, 2002. 185 s. [In Rus].

• Tkach L. T. Pogruzhenie v professional'no-pedagogicheskuyu deyatel'nost' cherez kul'turu pri podder-zhke prepodavatelya // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2011. № 1. S. 117-121. [In Rus].

• Tkach L. T., Gello T. A. Upravlenie formirovaniem opyta tvorcheskoj pedagogicheskoj deyatel'nosti kak social'no obuslovlennyj process v vuze // Problema sootnosheniya estestvennogo i social'nogo v ob-shchestve i cheloveke: sb. st. XI Vseros. s mezhdunar. uchastiem ochnoj nauch. konf. / pod obshch. red. N. D. Subbotinoj, Yu. V. Gavrilovoj, N. S. Ziminoj. Chita: ZabGU, 2020. S. 165-171. [In Rus].

• Tkach L. T., Marachkovskaya O. L. Razvitie lichnostno-smyslovoj deyatel'nosti studentov sredstvami polikul'turnogo soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2016. № 5. S. 101-108. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.