УДК 378.147 ББК 74.484.4
DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-3-81-87
Л.В. Палий
(Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Челябинск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРИНЯТИЮ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ОСОБОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРОФИЛЬНОГО ВУЗА
Рассматривается проблема создания педагогических условий реализации процессной модели формирования позитивной профессиональной ответственности государственного уровня будущих юристов для государственной службы. Приведен теоретический анализ понятий «педагогические условия», «профессионально-образовательная среда». Представлена детальная характеристика одного из педагогических условий формирования позитивной профессиональной ответственности будущих юристов для государственной службы. Указывается, что большое значение в реализации данного педагогического условия имеет особая профессионально-образовательная среда вуза. Описывается опыт формирования готовности личности к принятию ответственных решений в особой профессионально-образовательной среде профильного вуза, в частности Челябинского филиала РАНХиГС, являющегося экспериментальной площадкой исследования.
Ключевые слова: позитивная профессиональная ответственность, педагогические условия, профессионально-образовательная среда, готовность личности, подготовка будущих юристов, государственная служба.
L.V. Paliy
(Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk, Russia)
FORMATION OF THE READINESS TO MAKE RESPONSIBLE DECISIONS IN A SPECIAL PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SPECIALIZED UNIVERSITY
The problem of creating pedagogical conditions to realize the process model of forming state level positive professional responsibility offuture lawyers for public service is discussed. The concepts of "pedagogical conditions" and "professional education environment" have been theoretically analyzed. A pedagogical condition of forming state level positive professional responsibility of future lawyers for public service is characterized in detail. It is noted, that special higher school professional education environment is very important to implement this pedagogical condition. An experience of forming personal
>s
ГО
X
ф со ^
Э ш
Ф е
X о X
_0 _0
X
X S
Ф m
I— о
о
I— С
Ф
m ф
I— ч
о ф
2 О
s
i—
к О
X X
s _0
Ci ц
с ф
^ н го
s ш
1— о
о СО
о го
X
т Ю
s О
с; О
s X
н .0
о Ц
о ГО
X X
ш о
о s
н о
0 1_ о
ф ф
-&
х о
го
ш С
о JS
о
S ю
S о
о
О о
© ш
readiness for making responsible decisions in a special professional education environment at a specialized higher school, particularly Chelyabinsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, that was the research testing site, is described.
Keywords: positive professional responsibility, pedagogical conditions, professional and educational environment, personality readiness, training of future lawyers, public service.
CO IZ
OQ
Успешная реализация процессной модели формирования позитивной профессиональной ответственности государственного уровня будущих юристов для государственной службы возможна при наличии определенных тщательно подобранных педагогических условий.
По мнению С.М. Хатунцевой, педагогические условия - это «источник возникновения, существования и развития самого педагогического процесса, залог его присутствия и возможностей совершенствования». Более того, специально созданные педагогические условия обладают способностью регулировать педагогический процесс, возможность делать его компоненты соотносимыми друг к другу. А.Я. Найн [7, с. 104], Н.М. Яковлева [11, с. 65] и другие исследователи определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса.
На наш взгляд, наиболее точно трактует содержание педагогических условий Л.В. Львов, который понимает их как «совокупность мер образовательного процесса, образующих профессионально-образовательную среду, соблюдение которых способствует наиболее эффективному достижению образовательных целей» [4, с. 166]. Иными словами, педагогические условия следует понимать как «целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса» [10, с. 1020].
Реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы.
В современных педагогических исследованиях встречается следующие типы педагогических условий: организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психолого-педагогические (Н.В. Жу-равская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), и дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) [3, с. 11].
На наш взгляд, при проведении педагогического эксперимента по формированию профессиональной ответственности будущих юристов для государственной службы наиболее оптимально подходят организационно-педагогические условия [8, с. 49]. Существует множество позиций исследователей по поводу содержания указанного понятия, однако, на наш взгляд, наиболее полным является определение, данное В.А. Беликовым, который понимает их как «совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности» [1, с. 235]. Согласимся с позицией в том, что «основной функцией организационно-педагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы [3, с. 12].
Представляется, что одним из педагогических условий эффективного формирования профессиональной ответственности государственного уровня будущих юристов для государственной службы является формирование готовности личности к постоянному принятию ответственных решений в особой профессионально-образовательной среде профильного вуза.
Готовность к постоянному принятию ответственных решений, по мнению В.Ф. Жуковой, - это свойство личности, которое «развивается в результате накопления жизненного опыта, базирующегося на формировании позитивного отношения к данной деятельности, осознания мотивов и потребностей в ней, объективизации ее предмета и способов взаимодействия с ним». В качестве компонентов готовности выделяют психологическую установку, мотивы деятельности, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического внедрения, а также профессионально важные качества личности, профессиональное самосознание и отношение субъекта к этой деятельности [5, с. 118].
Кроме того, следует учитывать, что ответственность в государственном управлении приобретает особый характер, поскольку «многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы большого количества людей, поэтому мера их ошибки многократно увеличивается» [9, с. 30]. Также исследователи обращают внимание на то, что «от профессиональной ответственности и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества» [2, с. 58].
В переложении на предмет нашего исследования можно заключить, что юрист, чья профессиональная деятельность будет осуществляться на должностях государственной службы, должен тем более (по сравнению с обычным государственным служащим - управленцем в какой-то области) обладать высоким уровнем позитивной профессиональной ответственности и постоянно принимать ответственные решения, поскольку его образовательный уровень предполагает представление об ответственности во
всех ее многочисленных проявлениях через такие понятия, как «правонарушение», «преступление», «санкции», «наказание» и т.д.
Поэтому процесс формирования позитивной профессиональной ответственности государственного уровня будущих юристов исследуемой категории должен быть организован так, чтобы у студентов в процессе обучения в вузе обязательными элементами системы ценностных ориентаций стали благо общества, государства и граждан, а также ответственное, правомерное и добросовестное поведение, сформировалась субъективная потребность служения во благо общества, государства и граждан, которая бы определила направленность личности на такое служение и готовность к принятию ответственных решений.
Кроме того, считаем, что будучи частью таких интегральных характеристик личности студента, как ценностные ориентации, правовая культура, правовое сознание и т.д., профессиональная ответственность будущих юристов для государственной службы, не может быть сформирована без соответствующей профессионально-образовательной среды, в частном случае - среды профильного вуза, то есть вуза, чей спектр направлений подготовки непосредственно имеет целью обеспечение профессиональными кадрами органов государственной и муниципальной власти.
Понятие профессионально-образовательной среды наиболее полно представлено в исследованиях Л.В. Львова, который трактует ее как «комплекс педагогических условий, объединяющий в себе контекстные образовательные ресурсы, средства обучения и средства управления образовательным процессом, педагогические технологии, направленные на формирование личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных компетенций за счет высокого уровня интерактивности взаимодействия субъектов образовательного процесса» [6, с. 120].
го
X
ф СО
Э ш
ф е
X о X
_0 _0
X
X
ф со
н о
о
н с
ф
со ф
н ч
о ф
2 О
^
н
к О
X X
_0
ц
С ф
н го
^ ш
н о
о со
о ГО
X
т ю
^ о
с; о
^ X
н _0
о ц
о го
X X
со о
о ^
н о
0 1_ о
ф ^ ф
-&
х о
го
со с
о
о
ю
о
о
О о
© ш
го с
т
Анализируя данное определение, можем сделать вывод, что одним из элементов профессионально-образовательной среды являются контекстные образовательные ресурсы. Позволим себе предположить, что автор имел в виду все возможности организации внеаудиторной деятельности в рамках вуза, которая несет какую бы то ни было образовательную нагрузку и поэтому имеет положительный эффект.
В контексте Челябинского филиала РАНХиГС, который является площадкой для проведения эксперимента в нашем исследовании, в отношении студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, к таким «контекстным образовательным ресурсам», на наш взгляд, можно отнести:
- работу Юридической клиники, на базе которой лучшие студенты очной формы обучения бесплатно проводят юридическое консультирование граждан по различного рода правовым вопросам (начиная от анализа правомерности действии сторон в ситуации, с которой обратился клиент, и советов, какой из правовых норм следует воспользоваться при разрешении того или иного дела, до составления документов в суд);
- возможность участия в работе участковой избирательной комиссии (в период избирательной кампании и проведения самих выборов в различные органы власти), поскольку в здании филиала расположены два избирательных участка (№ 769 и № 770);
- участие в режиме дискуссии в так называемых «Часах Правительства»: еженедельные встречи с высокопоставленными представителями органов государственной власти Челябинской области и Российской Федерации (министры различных министерств и главы ведомств, сенаторы Совета
Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ);
- посещение реальных судебных заседаний судов общей юрисдикции г. Челябинска и Арбитражного суда и Челябинской области (в форме экскурсии);
- участие во встречах с действующими сотрудниками правоохранительных органов, действующими судьями и судьями и т.д.;
- прохождение учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики на базе организаций, с которыми Челябинский филиал РАНХиГС заключил договоры о сотрудничестве.
Другим не менее важным элементом профессионально-образовательной среды, согласно представленному понятию, являются средства управления образовательным процессом. Одним из наиболее эффективных в данном аспекте, на наш взгляд, является Федеральный государственный образовательный стандарт. Данный документ, в частности, определяет перечень компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника по тому или иному направлению подготовки, и следовательно, от качества подбора этого перечня компетенций будет зависеть формирование определенных качеств, в нашем случае - позитивной профессиональной ответственности будущих юристов для государственной службы.
В контексте нашего исследования следует отметить, что РАНХиГС с точки зрения учредителей является особенным вузом и поэтому имеет право разрабатывать собственный образовательный стандарт (СУОС) (на основании ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Указа Президента РФ от 09.09.2008 № 1332). Причем, некоторые компетенции, сформулированные в самостоятельно устанавливаемом образовательном стандарте (далее - СУОС) РАНХиГС, имеют укрупненный характер по сравнению с компетенциями,
представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования третьего поколения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (далее - ФГОС 3+), то есть одна компетенция СУОС РАНХиГС может соответствовать по содержанию двум или трем компетенциям, предусмотренным ФГОС 3+. Проведенный нами анализ ныне включенных в СУОС РАНХиГС по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция общепрофессиональных (далее - ОПК) и профессиональных компетенций (далее - ПК) показал, что они, по сути, не формируют комплексно позитивную профессиональную ответственность будущих юристов для государственной службы, а также не отражают профиль вуза [8, с. 49]. Таким образом, представляется, что необходимо совершенствовать содержание указанных групп компетенций в следующем направлении:
- должны быть направлены на формирование профессиональной ответственности выпускников и готовности их нести различные формы ответственности за результаты своей профессиональной деятельности по исполнению должностных обязанностей;
- должны отражать специфику профиля вуза, на базе которого проводится исследование (осуществляет подготовку государственных и муниципальных служащих) [8, с. 49].
Предлагаемые изменения необходимо внести именно в СУОС РАНХиГС, а не во ФГОС 3+, потому как вносить изменения в документ федерального уровня с точки зрения процедуры гораздо сложнее, чем в локальный акт образовательного учреждения, коим и является Приказ Ректора РАНХиГС № 01-4382 от 10.08.2016.
Мы произвели выборку ОПК и ПК СУОС РАНХиГС по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, которые, как нам кажется, имеют отношение к формированию профессиональной от-
ветственности. И пришли к выводу, что некоторые элементы позитивной профессиональной ответственности как интегративного качества личности выпускника вуза «разбросаны» по различным компетенциям СУОС РАНХиГС по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, что не отвечают общей задаче формирования позитивной профессиональной ответственности будущего юриста для государственной службы. Поэтому предлагаем внести ряд изменений в содержание ОПК и ПК СУОС РАНХиГС. Более подробно указанные изменения представлены нами в отдельном исследовании [8].
Представляется, что реализация данного педагогического условия будет способствовать эффективному формированию у студентов-юристов экспериментальных групп высокого уровня сформированности позитивной профессиональной ответственности государственного уровня. Библиографический список
1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
2. Грязнова Е.Д. Формирование нравственно-этических ценностей у будущих государственных служащих (таможенников) как основы высококачественной профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. - 2013. - № 2. - Т.19. С. 55-58.
3. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. - 2012. -№ 1. С. 8-14.
4. Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. С. 162-172.
JS
го
X
ф СО
Э ш
ф Ü е
X о X
_0 _0
X
X S
ф ш
н о
о
н с
ф
ш ф
н ч
о ф
2 о
s
н
к о
X X
s .0
Ü ц
с ф
^ н го
s ш
н о
о СО
о го
X
т ю
s о
с; о
s X
н .0
о Ц
о го
X X
ш о
о
н о
0 1_ о
ф ф
-&
х о
го
ш с
о JS
о
S ю
S о
о
о о
© ш
5. Львов Л.В., Башарина О.В. Проектирование профессионально-образовательной среды: монография. - М.: Изд-во СГУ, 2014. - 271 с.
6. Львов Л.В. Внешняя профессионально-образовательная среда // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XIV Все-российскойнаучно-практической конференции, 25 ноября 2015 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург, 2015. -С. 119-124.
7. Найн А.Я. Подготовка учителя трудового обучения к исследовательской деятельности (Опыт Челябинской области) // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. - Челябинск, 1997. - С. 102-107.
8. Палий Л.В. Содержание укрупненных компетенций СУОС РАНХиГС как педагогическое условие формирования профессиональной ответственности будущих юристов
государственно-правового профиля деятельности // Современное образование: опыт прошлого - взгляд в будущее: Материалы XIX Межвузовской научно-методической конференции преподавателей. (24 апреля 2018 г.). - Челябинск: ЧОУВО РБИУ, 2018. - С. 48-51.
9. Смольякова Г.И. Формирование социально-профессиональной ответственности у будущих муниципальных служащих // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 5. С. 27-33.
10. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой учёный. - 2015. - № 23 (103). С. 10201022.
11. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности: монография. - Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 128 с.
Поступила 14.09.2020
го с
0Q
Об авторе:
Палий Любовь Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Челябинский филиал (г. Челябинск, Россия), lady-x261182@mail.ru
Для цитирования: Палий Л.В. Формирование готовности личности к принятию ответственных решений в особой профессионально-образовательной среде профильного вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 3. С. 81-87. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-81-87
References:
1. Belikov V.A. Philosophy of personality education: activity aspect. - Moscow: Vlados. -2004. - 357 p. [in Russian]
2. Gryaznova E.D. Formation of moral and ethical values in future civil servants (customs officers) as the basis of high- quality professional activity // Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2013. - No. 2. - Vol. 19. P. 55-58. [in Russian]
3. Ippolitova N., Sterkhova N. Analysis of the concept «pedagogical conditions»: essence, classification. General and Professional Education. - 2012. - № 1. P. 8-14. [in Russian]
4. Lvov L.V. Educational environment as a set of conditions for increasing the effectiveness of the designed pedagogical system // Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universita. - 2014. - No. 2. P. 162-172. [in Russian]
5. Lvov L.V., Basharina O. V. Designing vocational educational environment. - M.: Izd-vo SGU. 2014. - 271 p. [in Russian]
6. Lvov L.V. External professional and educational environment. Lichnost v professio-nalno-obrazovatelnom prostransve. Conference proceedings. - Yekaterinburg, 2015. -P. 119-124. [in Russian]
7. Nain A. Ya. Preparation of the teacher of labor training for research activities (Experience of the Chelyabinsk Region). Aktualnye problemy upravleniya obrazovaniem v regione. -Chelyabinsk, 1997. - P. 102-107. [in Russian]
8. Paliy L.V. The content of enlarged competencies of the RANEPA SEES as a pedagogical condition for the formation of professional responsibility of future lawyers of the statelegal profile of activity . Sovremennoe obrazovanie: opyt proshlo - vzglyad v budushchee. Conference proceedings. - Chelyabinsk: RBIU, 2018. - P. 48-51. [in Russian]
9. Smolyakova G.I. Formation of social and professional responsibility of future municipal employees // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. - 2009. - No. 5. P. 27-33. [in Russian]
10. Khushbakhtov A.Kh. «Pedagogical conditions» terminology // Molodoy Uchenyi. -2015. - № 23 (103). P. 1020-1022. [in Russian]
11. Yakovleva N.M. (1991). Preparing students for creative educational activities. -Chelyabinsk: ChSPU, 1991. - 128 p. [in Russian]
About the author:
Paliy Lyubov Vladimirovna, Senior lecturer, Department of Civil Law Disciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Chelyabinsk Branch Chelyabinsk, Russia), lady-x261182@mail.ru
For citation: Paliy L.V. Formation of the readiness to make responsible decisions in a special professional and educational environment of a specialized university // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 3. P. 81-87. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-81 -87
>s
го
X
ф СО
Э ш
Ф Ü е
X о X
_0 _0
X
X S
ф m
I— о
о
I— с
Ф
m ф
I— ч
о ф
2 о
s
i—
к о
X X
s _0
Ü ц
с ф
^ н го
s ш
1— о
о СО
о го
X
т ю
s о
с; о
s X
н _0
о Ц
о го
X X
ш о
о
н о
0 1_ о
ф ф
-&
х о
го
ш с
о JS
о
S ю
S о
о
о о
© ш