ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-76-82
УДК 378.14 ББК 74.484.4
Л.В. Палий
(Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, г. Челябинск, Россия)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УРОВНЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья посвящена обоснованию специфических принципов формирования профессиональной ответственности государственного уровня будущих юристов. В качестве основных принципов профессионального образования по подготовке будущих юристов для государственной службы раскрываются принцип приоритета формирования направленности личности будущего юриста на служение во благо государства и общества и готовность к постоянному принятию ответственных решений, а также принцип опережающего уровня сформированности позитивной профессиональной ответственности научно-педагогических работников, осуществляющих подготовку будущих юристов для государственной службы.
Ключевые слова: направленность личности, готовность личности, позитивная профессиональная ответственность, специфический принцип формирования позитивной профессиональной ответственности.
L.V. Paliy
(Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk branch Chelyabinsk, Russia)
SPECIFIC PRINCIPLES OF FORMING THE STATE LEVEL POSITIVE PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF FUTURE LAWYERS FOR THE PUBLIC SERVICE
The substantiation of specific principles of the formation of the state level positive professional responsibility of future lawyers, who will work in the public service, is discussed. The author emphasizes the principle of priority of forming the orientation of the future lawyer to serve for the good of the state and society and the readiness to make responsible decisions regularly, as well as the principle of the advanced level of positive professional responsibility of scientific and pedagogical workers who prepare future lawyers for public service.
Keywords: personality orientation, personality readiness, positive professional responsibility, specific principle of the formation of positive professional responsibility.
Формирование позитивной профессиональной ответственности государственного уровня будущих юристов для государственной службы предполагает использование ряда принципов обучения в ходе внедрения результатов педагогического моделирования в реальный образовательный процесс. В рамках исследования мы руководствуемся дефиницией Ю.К. Бабанского, понимающего под принципами обучения «общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения» [2, с. 27].
В связи со специфическим содержательным наполнением деятельности по подготовке будущих юристов для государственной службы помимо общедидактических принципов и принципов профессионального образования необходимо опираться на дополнительные специфические принципы формирования позитивной профессиональной ответственности. К данной группе нами были отнесены принцип приоритета формирования направленности личности будущего юриста на служение во благо государства и общества и готовность к постоянному принятию ответственных решений, а также принцип опережающего уровня сформированно-сти позитивной профессиональной ответственности научно-педагогических работников, осуществляющих подготовку будущих юристов для государственной службы.
Раскроем подробно первый принцип. Под направленностью личности в психолого-педагогической теории понимается система устойчивых потребностей, интересов и идеалов личности, а также совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей. Она является ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой, социально обусловлена и формируется
посредством воспитания и образования, выступает как свойство личности.
Содержание данного принципа конкретизирует положения принципа профессионального образования единство правового обучения и воспитания. Это обозначает, что право, являясь одновременно и областью науки, и областью практической, профессиональной деятельности, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить способности и практические навыки действия в профессиональной сфере. Направленность личности будущего юриста и готовность к постоянному принятию ответственных решений также подразумевает правовую культуру и юридическое мышление, в которых, по мнению С.С. Алексеева, выражается «высокий профессионализм и образованность юриста» [1, с. 159].
Поскольку в нашем исследовании идет речь о юристах на должностях государственной службы, то для характеристики данного принципа считаем необходимым учесть положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих (далее - Кодекс). Кодекс предполагает, что государственные (муниципальные) служащие, «сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами», призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Следовательно, этот принцип отвечает самому существу государственной службы и означает, что формирование позитивной профессиональной ответ-
ш
о
0
1
I
ф
со
ь
ГО
5
о о
о
0
1
I
ф
со
ф со
_0 го
I
о ^
о
о ф
-& о
0
1
со
^ _0
Я ю
° и
I 5
§ I
^ ро
? 5
11
а. Ч
1= ш
И) о
2
X
® I
О ю
го IZ
m
ственности должно быть организовано так, чтобы у студентов в процессе обучения в вузе обязательными элементами системы ценностных ориентаций стали благо общества, государства и граждан, а также ответственное, правомерное и добросовестное поведение и сформировалась субъективная потребность служения во благо общества, государства и граждан, которая бы определила направленность личности на такое служение и готовность к принятию ответственных решений.
Готовность к постоянному принятию ответственных решений, по мнению В.Ф. Жуковой, - это свойство личности, которое «развивается в результате накопления жизненного опыта, базирующегося на формировании позитивного отношения к данной деятельности, осознания мотивов и потребностей в ней, объективизации ее предмета и способов взаимодействия с ним». В качестве компонентов готовности выделяют психологическую установку, мотивы деятельности, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического внедрения, а также профессионально важные качества личности, профессиональное самосознание и отношение субъекта к этой деятельности [5, с. 118].
Г.И. Смольякова указывает, что «ответственность в государственном управлении приобретает особый характер, поскольку многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы миллионов людей, поэтому мера их ошибки многократно увеличивается. За управленческие ошибки, злоупотребления, промахи государственных служащих население порой расплачивается десятилетиями» [12, с. 30]. В переложении на предмет нашего исследования можно заключить, что юрист на должностях государственной службы должен (по сравнению с обычным государственным служащим) обладать высоким уровнем позитивной профессиональной ответственности и постоянно принимать
ответственные решения, поскольку его образовательный уровень предполагает представление об ответственности во всех ее многочисленных проявлениях, включая такие понятия как правонарушение, преступление, санкции, наказание и т.д.
Относительно принципа опережающего уровня сформированности позитивной профессиональной ответственности научно-педагогических работников отметим следующее. Термин «опережающий уровень развития» связан с такими понятиями, как «опережающий уровень образования», «опережающий уровень обучения», «зона ближайшего развития», которые получили трактовку в исследованиях таких авторов как Л.С. Выготский, Л.В. Львов, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, А.Д. Урсул и т.д. В общем виде опережающий уровень образования отличается степенью сформированности определенных качеств. В нашем случае позитивной профессиональной ответственностью будущих юристов.
На данный момент сложилась ситуация, при которой законодательная инициатива и следующая за ней нормативно-правовая регламентация деятельности, как правило, запаздывает за реальными потребностями практики. Поэтому актуальным является формирование таких личных и профессиональных качеств специалиста, которые позволят выявлять общий тренд развития в различных сферах общественной жизни, в том числе в собственной профессиональной деятельности, а не просто анализировать конкретную фактически данную реальность. Содействовать развитию этих качеств как раз и призван опережающий уровень подготовки юристов для государственной службы, а также опережающий уровень подготовки научно-педагогических работников, осуществляющих подготовку будущих юристов данного профиля.
Исследователи отмечают, что одним из ключевых моментов в опережающем образовании становится «способность
преподавателя к взаимодействию с обучающимися при планировании, реализации и коррекции индивидуальной образовательной траектории, поскольку выбор неадекватного маршрута обучения тормозит процесс обучения студентов и дальнейшей профессиональной адаптации» [4, с. 183]. А успешным это взаимодействие будет только тогда, когда преподаватель сам будет обладать опережающим уровнем подготовки.
Согласимся с мнением А.Д. Урсула, что современный образовательный процесс должен «постепенно и все в большей степени становится инновационно-опережающим..., «нарушая традиционную линейность и консервативность педагогического мышления, развивая умение предвидеть и прогнозировать будущее» [13, с. 136]. Следовательно, опережающее образование является «ответом» педагогической системы на внешние вызовы среды. Иными словами, внутренняя цель образовательной системы определяется внешней средой прямого и косвенного воздействия, а адаптация (в виде опережения образовательного уровня) достигается путем изменения внутренней структуры за счет встроенных в данную систему ограничений и (или) возможностей, служащих критериями выбора направления ее изменения [9, с. 50].
Истоки идеи опережающего обучения заложены в трудах Л.С. Выготского, который сформулировал принцип «опережающего обучения», направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания, то есть саморазвиваться. А.М. Новиков полагает, что только ускоренное развитие личности как главная составляющая производительных сил государства способно решить проблему замедления темпов экономического роста: «.уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства.» [10, с. 43]. П.Н. Новиков указывает, что опережающее образование является «системо-
образующим существенным свойством профессионального образования, и проявляется в направленности на развитие у человека потенциальных природных способностей к активному, деятель-ностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению, на формирование у него инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике» [11, с. 17-18].
С позиции компетентностно-кон-текстного подхода понятие «опережающее образование» как «образование, обеспечивающее определенный уровень развития компетентности в совокупности ее компонентов (когнитивного, операционально-деятельностного и профессионально-личностного)» трактует Л.В. Львов [8, с. 44]. Опережающий уровень образования понимается автором как «уровень сформированности компетенций и профессионально-значимых личностных свойств, обеспечивающий конкурентоспособность и социально-профессиональную мобильность в период первичной профессиональной адаптации» [8, с. 54]. Продолжая работу в этом направлении, М.В. Усынин рассматривает опережающее профессиональное образование как синоним опережающей профессиональной подготовки [14, с. 15]. Важным в рамках нашего исследования представляется идея о том, что «одна из главных задач опережающего профессионального образования - формирование у человека ответственности за последствия принимаемых решений, что является неотъемлемой составляющей преобразующего интеллекта» [13, с. 136].
Понятие профессиональной ответственности педагогов сформулировано во многих научных исследованиях. Нам импонирует определение С.С. Быковой, которая рассматривает его как «профессионально-личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к педагогической деятельности, другим людям и самому себе; характеризующе-
ш
о а
0
1
I
ф
ш
ь
а го
5
о о
о
0
1
I
ф
ш
ф ш
_0 го
I
о
S
о
о ф
-&
о а
0
1
ш
s _0
Я ю
° и
i 5
s I
i- 5
^ ро
f S
1 t а. ч
i= m
tl) о
a 2
4
О ю
го IZ
m
еся единством нравственного и правового компонентов, которые выступают регуляторами контроля за поведением и деятельностью» [3, с. 53].
Позитивная профессиональная ответственность будущих юристов для государственной службы понимается нами как интегративное личностное и профессиональное качество, отражающее особое морально-правовое отношение бакалавров юриспруденции - выпускников профильных вузов к осуществляемой деятельности, и готовность к выполнению своего нравственного долга и профессиональных обязанностей по несению государственной службы, предполагающее неукоснительное соблюдение моральных, в том числе этических и правовых норм, неукоснительное соблюдение ограничений и запретов, налагаемых законодательством о государственной и муниципальной службе, осознание значимости своей деятельности, а также ее возможных результатов и последствий для общества, государства и отдельных граждан.
Элемент «позитивности» в контексте формирования профессиональной ответственности обозначает «глубокое внутреннее убеждение добровольно выполнять должностные обязанности и требования правовых норм» [6, с. 90], не только потому, что за их нарушение наступит та или иная форма ответственности, а также из понимания и осознания своего долга перед обществом» [7, с. 11]. Именно наличие позитивной профессиональной ответственности приводит к ответственному отношению личности (в контексте трактуемого принципа - научно-педагогического работника) к своим поступкам в процессе профессиональной педагогической деятельности, которое является определяющим фактором ее правомерного поведения.
Опережающий уровень подготовки будущих юристов вследствие опережающего уровня подготовки педагогов обеспечит их конкурентоспособность и социально-профессиональную мобильность
в период первичной профессиональной адаптации, а также позволит приобрести такие качества, как умение принимать ответственные решения и проводить их в жизнь, ответственность за последствия принятых решений, способность к осознанному выбору профессии, глубокое и прочное правосознание и т.д. Библиографический список:
1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Статус, 1999. - 712 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод. основы. - М.: Просвещение, 1982. -192 с.
3. Быкова С.С. Содержание и ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. С. 49-53.
4. Дробышев Д.В., Рачковская Н.А. Принципы реализации концепции «опережающего образования» иностранных студентов в техническом вузе России // Вестник ТвГУ Серия «Педагогика и психология». - 2017. -№ 4. С. 178-186.
5. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томскогополитехническогоуниверсите-та. - 2012. - Т. 320. - № 6. С. 117-121.
6. Кожевников В.В., Караваев А.Ф., Зверев В.О. Статус позитивной юридической ответственности в понятийно-категориальном аппарате общей теории права // Психопедагогика в правоохранительных органах. -018. - № 3(74). С. 88-94.
7. Легостаева В.В. Правовая социализация личности и позитивная юридическая ответственность // Вестник СПбГУ - Сер. 14. - 2012. - № 2. С. 9-12.
8. Львов Л.В. Прогнозируемый темп формирования компетентности как инструмент педагогического управления опережающим уровнем об-
разования // Образование и наука. -2017. - Т.19. - № 4. С. 38-57.
9. Львов Л.В., Башарина О.В. Проектирование профессионально-образовательной среды: монография. - М.: Изд-во СГУ, 2014. - 271 с.
10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 268 с.
11. Новиков П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург: Урал. профессионально-пед. ун-т, 1997. -46 с.
12. Смольякова Г.И. Формирование социально-профессиональной ответ-
ственности у будущих муниципальных служащих // Казанский педагогический журнал. - 2009. - №5. С. 27-33.
13. Урсул А.Д. На пути к опережающему образованию // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 4 (32). С. 132-139.
14. Усынин М.В. Педагогическое управление процессом опережающей профессиональной подготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 1. С. 10-18.
Поступила 12.09.2019
ш
о
Об авторе:
Палий Любовь Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Челябинский филиал (г. Челябинск, Россия), lady-x261182@mail.ru
о
X
X
ф
ш
ь
ГО
5
о о
о о
X
X
ф
ш
Для цитирования: Палий Л.В. Специфические принципы формирования
позитивной профессиональной ответственности государственного уровня будущих
юристов для государственной службы // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 76-82. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-76-82
References:
1. Alekseev S.S. Law: alphabet - theory - philosophy. Complex research experience. - M.: Status, 1999. - 712 p. [in Russian]
2. Babansky Yu. K. Optimization of the educational process: method. basics. - M.: Prosveschenie, 1982. - 192 p. [in Russian]
3. Bykova S.S. The content and responsibility of the future teacher: content and structure of the concept // Yaroslavskiy Pedagogicheskiy Vestnik. - 2016. - No. 3. P. 49-53. [in Russian]
4. Drobyshev D.V., Rachkovskaya N.A. Principles for the implementation of the concept of «advanced education» of foreign students in a technical university in Russia // Vestnik TvSU. Series «Pedagogy and Psychology». - 2017. - No. 4. P. 178-186. [in Russian]
5. Zhukova V.F. Psychological and pedagogical analysis of the category of «psychological readiness» // Vestnik Tomskogo Polytechnicheskogo Universiteta. - 2012. - Vol. 320. -No. 6. P. 117-121. [in Russian]
6. Kozhevnikov VV, Karavaev AF, Zverev V.O. The status of positive legal responsibility in the conceptual-categorical apparatus of the general theory of law // Psykhopedagogika v pravokhranitelnykh organakh. - 2018. - No. 3 (74). P. 88-94. [in Russian]
<u m
_o
ro x о s
о о <u
о
О X
m
Я ю
° H i 5
§ I
i- 5
^ pa
f s
11
а. 4
i= m
tl) о
а 2
О ю
7. Legostaeva VV. Legal personality socialization and positive legal responsibility // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 14. - 2012. - No. 2. P. 9-12. [in Russian]
8. Lvov L.V. The predicted rate of formation of competence as an instrument of pedagogical management of the leading level of education // Obrazovanie i nauka. - 2017. -Vol. 19. - No. 4. P. 38-57. [in Russian]
9. Lvov L.V., Basharina O.V. Designing a vocational educational environment. - M.: Izd-vo SSU, 2014. - 271 p. [in Russian]
10. Novikov A.M. Russian education in the new era. Paradoksy naslediya, vektory razvitiya. - M.: Egves, 2000. - 268 p. [in Russian]
11. Novikov P.N. Theoretical foundations of advanced vocational education. Author's transcript. dis. ... Dr. ped. nauk. - Yekaterinburg: Ural. professional ped. Univ., 1997. -46 p. [in Russian]
12. Smolyakova G.I. The formation of social and professional responsibility in future municipal employees // Kazanskii Pedagogicheskii Zhurnal. - 2009. - No. 5. P. 27-33. [in Russian]
13. Ursul A.D. On the way to early education // Vestnik Chelyabinskoi Gosudarst-vennoi Akademii Kultury i Iskusstv. - 2012. - No. 4 (32). P. 132-139. [in Russian]
14. Usynin M.V. Pedagogical management of the process of forwarding professional training // Contemporay Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 1. P. 10-18. [in Russian]
About the author:
Paliy Lyubov Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Civil Law Disciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch (Chelyabinsk, Russia), lady-x261182@mail.ru
For citation: Paliy L.V. Specific principles of forming the state level positive professional responsibility of future lawyers for the public service // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 3. P. 76-82. DOI: 10.7442/20719620-2019-11-3-76-82
CO IZ
m