Научная статья на тему 'Некоторые аспекты технологии формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих юристов'

Некоторые аспекты технологии формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / УМЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЮРИСТОВ / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHODOLOGY OF CREATING THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SKILLS OF INTEGRATIVE AND COGNITIVE INDIVIDUAL WORK / THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF INTEGRATIVE AND COGNITIVE INDIVIDUAL WORK FOR LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратута Галина Анатольевна

В статье актуализируется проблема формирования профессиональной компетентности у будущих юристов и связанные с ней вопросы выявления особенностей понятия«профессиональная компетентность». В условиях парадигмы современного образования возникает необходимость в создании технологий, позволяющих формировать у будущих специалистов те качества личности, которые характеризуют «профессиональную компетентность». Автор рассматривает методологию создания педагогической технологии формирования профессиональной компетентности в учебном процессе юридического вуза и разработки средств реализации педагогической технологии на примере использования технологии формирования умений интегративно-познавательной самостоятельной деятельности.Некоторые аспекты технологии формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих юристов. Статья направлена на концептуализацию научно-исследовательской деятельности преподавателей юридических вузов, на поиск и апробацию педагогических технологий по формированию профессиональной компетентности у будущих юристов, обладающих мобильным знанием, владеющих гибким методом исследования проблем и критичным мышлением в принятии ответственных решений.В исследовании делается вывод о том, что формирование умений интегративно-познавательной деятельности может рассматриваться как возможный путь реализации технологии формирования профессиональной компетентности в учебном процессе юридического вуза. Некоторые результаты проведенного эксперимента позволяют судить об эффективности предложенной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таратута Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE TECHNOLOGY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE EDUCATION OF FUTURE LAWYERS

Purpose: Formulation of the problem of forming professional competence of future lawyers and the questions of identification the peculiarities of the notion of professional competence. There is necessary of creating technologies in contemporary educationwhich allow forming definite features of person of future professionals that characterize “professional competence”. The author considers the methodology of creating the pedagogical technology of forming professional competence in the educational process in judicial institute and creating the instruments for realization of the pedagogical technology by the example of using the technology of forming skills of integrative and cognitive individual work.Methods: Dialectics, didactics, philosophical conceptology.Results: Forming skills of integrative and cognitive work may be considered as a possible way of realization the technology of forming professional competence in the educational process in judicial institute. Some results of the experiment allow to judge upon the effectiveness of suggested technology.Discussion: The article is aimed at the conceptualization of the research activities of teachers in judicial institute towards search and approbation of pedagogical technologies to form professional competence of future lawyers which have mobile knowledge and critical intellection to face challenges and make important decisions.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты технологии формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих юристов»

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-85-93

УДК 378.14 ББК 74.480.25

Г.А. Таратута

(Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

В статье актуализируется проблема формирования профессиональной компетентности у будущих юристов и связанные с ней вопросы выявления особенностей понятия «профессиональная компетентность». В условиях парадигмы современного образования возникает необходимость в создании технологий, позволяющих формировать у будущих специалистов те качества личности, которые характеризуют «профессиональную компетентность». Автор рассматривает методологию создания педагогической технологии формирования профессиональной компетентности в учебном процессе юридического вуза и разработки средств реализации педагогической технологии на примере использования технологии формирования умений интегративно-познавательной самостоятельной деятельности.

Статья направлена на концептуализацию научно-исследовательской деятельности преподавателей юридических вузов, на поиск и апробацию педагогических технологий по формированию профессиональной компетентности у будущих юристов, обладающих мобильным знанием, владеющих гибким методом исследования проблем и критичным мышлением в принятии ответственных решений.

В исследовании делается вывод о том, что формирование умений интегративно-по- | знавательной деятельности может рассматриваться как возможный путь реализа- | ции технологии формирования профессиональной компетентности в учебном процессе >§ юридического вуза. Некоторые результаты проведенного эксперимента позволяют су- | дить об эффективности предложенной технологии.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, методология создания педагогической технологии, умения интегративно-познавательной самостоятельной дея-

деятельности для юристов.

PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE EDUCATION OF FUTURE LAWYERS

Purpose: Formulation of the problem of forming professional competence of future lawyers and the questions of identification the peculiarities of the notion of professional

ro

тельности, система организации интегративно-познавательной самостоятельной S.

I

го m о ü

о

G.A. Taratuta £ I

О О.

(Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia) t x

SOME ASPECTS OF THE TECHNOLOGY OF FORMING I ^

X <u

_ m -о о

<U I-

i= ч

о о

го 1=

<u <u

competence. There is necessary of creating technologies in contemporary education i m

which allow forming definite features of person of future professionals that characterize "professional competence". The author considers the methodology of creating the pedagogical technology of forming professional competence in the educational process in judicial institute and creating the instruments for realization of the pedagogical technology by the example of using the technology of forming skills of integrative and cognitive individual work.

Methods: Dialectics, didactics, philosophical conceptology.

Results: Forming skills of integrative and cognitive work may be considered as a possible way of realization the technology of forming professional competence in the educational process in judicial institute. Some results of the experiment allow to judge upon the effectiveness of suggested technology.

Discussion: The article is aimed at the conceptualization of the research activities of teachers in judicial institute towards search and approbation of pedagogical technologies to form professional competence of future lawyers which have mobile knowledge and critical intellection to face challenges and make important decisions.

Key words: professional competence, methodology of creating the pedagogical technology, skills of integrative and cognitive individual work, the system of organization of integrative and cognitive individual work for lawyers.

CO £

H ro

CO

Большое количество исследований по дидактике посвящено формированию различного вида профессиональных компетенций у студентов. Довольно часто в высшем образовании обновляются перечни этих компетенций по различным специальностям, но, на наш взгляд, эта работа остается несколько абстрактной, поскольку нет целостного подхода к формированию профессиональной компетентности у будущих выпускников вузов. В вопросах подготовки будущих юристов также нет единого подхода по этому вопросу. Среди основных требований к подготовке будущих юристов выдвигается формирование их профессиональной компетентности. Однако понятие профессиональной компетентности в современной педагогической литературе имеет довольно размытое определение. Прежде чем говорить о создании педагогической технологии формирования профессиональной компетентности у будущих юристов, надо конкретизировать те качества личности, которые, на наш взгляд, определяют суть этого понятия.

Анализ современной педагогической литературы по этому вопросу позволил отметить, что отражение понятия «компетентность» в современной зарубежной

литературе как «способности к актуальному выполнению деятельности», «адекватного выполнения задачи» или просто «углубленного знания» и других, не в полной мере представляет содержание этого понятия. Как отмечают отечественные педагоги, если попытаться определить место «компетентности» в системе уровней профессионального мастерства, то она занимает положение где-то между «исполнительностью» и «совершенством» [13, с. 21]. Не думаем, что можно с этим согласиться. Исполнительный человек может быть хорошим специалистом, и даже незаменимым, но решение нестандартных профессиональных задач и творческого приложения своих способностей может и не случиться. Компетентный специалист должен обладать смелостью в принятии решения и нести за него ответственность. Что же касается совершенства, то оно, как известно, не имеет предела. Возникает необходимость уточнить некоторые аспекты понятия «профессиональная компетентность». Начнем с тех требований, которые предъявляют «компетентному» профессионалу.

Во-первых, профессиональная компетентность предполагает постоянное владение информацией для успешного применения в конкретных условиях и в

нестандартных ситуациях, то есть обладание оперативным и мобильным мышлением.

Во-вторых, «компетентность» - это потенциальная готовность решать профессиональные задачи грамотно практически. То есть компетентный юрист должен не только знать существо проблемы, но и уметь решать ее со знанием дела. В процессе решения он должен продемонстрировать готовность применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям. Способность профессионала интегрировать свои знания и умения в новой нестандартной ситуации, проявить гибкость в выборе метода решения проблемы - это второе важное качество компетентности.

В-третьих, отличительной особенностью компетентного специалиста является способность выбирать из множества решений оптимальное, аргументированно отвергать или подвергать сомнению эффектное, но не эффективное. Это свидетельствует о наличии критического мышления.

Таким образом, понятие «профессиональная компетентность» включает в себя необходимость формирования у будущих юристов мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления.

Отметим, что для формирования специалиста, обладающего указанными качествами, недостаточно традиционных подходов в обучении. Более того, необходимо создание той методологии, которая имела бы целью формирование тех качеств личности, которые и характеризуют компетентного профессионала.

Анализ исследований по проблеме создания и реализации педагогических технологий отечественных и зарубежных авторов (В.П. Беспалько, Б.С. Блум, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, М.И. Мах-мутов, Ю.Г.Фокин, М.А. Чошанов и др.) позволил заметить, что, несмотря на имеющиеся глубокие исследования в разработке различных подходов к обучению (контекстное обучение [3; 6; 7], диалоговое обучение [2], новые информаци-

онные технологии [2; 9], программированное обучение [15; 12], проблемное [5], модульное обучение [14] и т.д.) ни один из них в отдельности, как показывает практика, не может в полной мере обеспечить достижение поставленной цели. Это противоречие между необходимостью подготовки компетентных специалистов и отсутствием исследований по разработке педагогических технологий, позволяющих осуществлять подготовку подобных специалистов, владеющих мобильным знанием, гибким методом и критическим мышлением в профессиональной сфере и подтолкнуло нас к попытке создания и апробации технологии формирования профессиональной компетентности в процессе обучения будущих юристов.

Педагогическую технологию характеризуют гарантированность конечного результата, проектирование учебного процесса [4]. Проектирование и создание педагогической технологии формирования компетентного специалиста должны соответствовать требованиям системы дидактических аксиом. Выделено три группы аксиом. В каждую группу входят три аксиомы [8, с. 71].

1. Аксиомы включения технологии в единый учебный процесс.

1.1. Востребованность технологии в образовательном пространстве;

1.2. Адекватность, то есть ее готовность к реализации в учебном процессе;

1.3. Универсальность, по отношению к существующим методическим системам.

2. Аксиомы моделирования учебного процесса.

2.1. Проектирование учебного процесса, где принято параметрическое задание информационной модели.

Первый параметр (целеполагание) есть направленность проекта технологии на определение системы мер по достижению этой цели.

о

0

1

н

I

ф

t» с

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о с

I

го ш о

S о

ü. s

0 а. -& 2

1 I

¡8 5 ю

ф S н %

_ m -о о

Ф ф ? 8

о

ф X

Второй параметр (диагностика) содержит информацию о средствах мониторинга процесса формирования профессиональной компетентности.

Третий параметр (дозирование) дает когнитивную и количественную информацию об объеме, характере, особенностях деятельности, достаточной для успешного прохождения обучения.

Четвертый параметр (логическая структура) - это структурирование методического замысла технологии в целостную и логически стройную модель учебного процесса. Это специально сформированный фонд средств, позволяющий реализовать технологию в учебном процессе в виде последовательности определенных процедур.

Пятый параметр (коррекция) представляет информацию о выявленных причинах, не позволяющих обучаемым пройти диагностику, и о возможных методических путях коррекции.

2.2.Целостность и цикличность модели обучения.

Основным объектом технологии формирования профессиональной компетентности в учебном процессе должна быть учебная дисциплина или цикл смежных дисциплин. Именно в них, с помощью межпредметных связей и дидактического синтеза задается будущий учебный процесс с помощью пяти вышеназванных параметров. Именно такая учебная дисциплина обеспечивает цикличность технологии и последовательность процедур, позволяющих проектировать учебный процесс на любых этапах формирования компетентности.

2.3.Технологичность информационной модели учебного процесса. В нашем опыте она завершилась созданием системы интегративно-познавательной самостоятельной деятельности

го

^ как проекта реализации тех-

Ц нологии в учебном процессе.

н Технология позволяет препо-

|_ давателю владеть системой

процедур для проектирования процесса обучения.

3. Аксиомы нормализации учебного

процесса.

3.1. Технологичность профессиональной деятельности преподавателя заключается в возможности выражать педагогический замысел в проекте реализации построенного алгоритма.

3.2.Нормирование проекта учебного процесса, который заключается в разработке системы заданий, в проведении расчетов учебного времени, объема дидактической информации и интенсивности ее усвоения.

3.3. Формирование учебного процесса, в котором при нормальных условиях обучения функционирует педагогическая технология, гарантируя достижение результата [8, с. 71-72].

Наше многолетнее исследование вопросов формирования профессиональной компетентности, включая разработку сущности этого понятия, позволили создать систему организации интегра-тивно-познавательной самостоятельной деятельности, как одного из средств реализации технологии формирования профессиональной компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология формирования умений ин-тегративно-познавательной деятельности -это упорядоченная система процедур, выполнение которых приводит к достижению результата. Смысл данной технологии:

Во-первых, интеграция содержания понятий математики, общеобразовательных и специальных дисциплин;

Во-вторых, главные моменты в проекте - структура и содержание интегра-тивно-познавательной самостоятельной деятельности, проводимой студентами, а не педагогическое воздействие преподавателя;

В-третьих, перевод замысла преподавателя на язык предварительного проектирования процесса обучения;

В-четвертых, методология определения цели технологии.

Цель - формирование умений инте-гративно-познавательной самостоятельной деятельности - основа функционирования технологии и основа управления учебным процессом. В рамках нашего исследования на основе деятельностного подхода определено понятие «интегра-тивно-познавательной деятельности», разработана номенклатура умений, присущих этой деятельности; выделены и проанализированы условия эффективности формирования этих умений, разработана технология формирования данных умений, сформулированы критерии определения уровней их освоения.

Отметим, что формирование мобильного знания, воспитание критичности мышления и мобильного подхода в решении профессиональных задач способствуют подготовке профессионально-компетентных юристов. На основании изучения структуры интегративно-по-знавательной деятельности была создана система организации этой деятельности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных типов и видов заданий, отражающих:

- цель обучения;

- логику и структуру знаний и умений общеобразовательных и профессиональных дисциплин;

- последовательность в процессе усвоения системы общенаучных и специальных понятий;

- системность в формировании приемов учебной познавательной деятельности на интеграционной основе;

- реализацию условий эффективного формирования умений ин-тегративно-познавательной деятельности;

- диагностику соответствия технологии обучения на процесс эффективного результата обучения.

- коррекцию индивидуальной успешности в достижении цели.

Таким образом, система организации интегративно-познавательной деятельности есть средство реализации технологии формирования указанных умений [9, с. 25].

К умениям интегративно-познава-тельной деятельности мы относим следующие: формулирование познавательной задачи, перевод ее на язык научных понятий; построение математической модели и ее интерпретация применительно к исходной прикладной задаче; выводы по результатам интерпретации для данной задачи; прогноз применения этой модели в других ситуациях; обобщение класса подобных и прикладных задач профессионального характера [10, с. 14].

Данная система представляет реализацию трех факторов: интеграции содержания общеобразовательных и профессиональных дисциплин, модульности, проблемного обучения и построения на этой основе технологии формирования профессиональной компетентности. Реализация технологии требует применения адекватного метода организации интегративно-познавательной самостоятельной деятельности. Отбор содержания и определение объема вариативных деятельностных модулей направлены на обеспечение профильной и уровневой дифференциации, а также создание условий для индивидуального темпа продвижения обучаемых по различным вариантам построения алгоритма в реализации технологии формирования профессиональной компетентности.

Специфику технологии формирования профессиональной компетентности отражают ее ведущие принципы: системного квантования, модульности, проблемного обучения, когнитивной визуализации.

Наше исследование начиналось, когда автор работал в военно-инженерном вузе и естественной дисциплиной, на основе которой осуществлялась интеграция, была математика. К сожалению, в представляемом сейчас вузе математика как предмет изучения отсутствует, но,

о

0

1

н

I

ф

Ё с

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о с

I

го ш о

^ о О. ^ О О. 2

* I

¡8 ф ^

%

_ т -О о

Ф Ф

? ¡3

О

ф X

на наш взгляд, это не означает того, что в освоении специальных предметов нет необходимости владеть теми умениями, которые мы обозначили как «умения интегративно-познавательной деятельности». Поэтому начальной стадией нашего эксперимента явилась организация интегративно-познавательной самостоятельной деятельности на факультете непрерывного образования (ФНО). Здесь изучение математики позволяет отражать межпредметные связи понятий математики с понятиями общеобразовательных и специальных дисциплин. Затем на процессуальном уровне посредством дидактического синтеза осуществляется интеграция этих понятий. Среди дисциплин математического цикла в вузе присутствует лишь дисциплина «судебная статистика» за исключением дисциплин с информационной составляющей. В организации эксперимента полагались на интеграцию понятий математики, судебной статистики со специальными юридическими дисциплинами. Это позволило нам в рамках всех перечисленных предметов определить основные выводы по обучающему и констатирующему этапам эксперимента.

Практически значимым результатом эксперимента является тот факт, что у 80% студентов экспериментальной группы коэффициент усвоения учебного материала зафиксирован на достаточно высоком уровне: h > 0,77 (для справки: при h > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным). В контрольной группе этого результата достигло 60% обучаемых.

Субъективным фактором, подтверждающим эффективность технологии формирования умений интегративно-по-знавательной самостоятельной деятельности, служат результаты анонимного анкетирования студентов экспериментальной группы. Собственная оценка прогресса в обучении на конец экспери-

è мента у 88% обучаемых была «значи-

& тельной», у 8% — «незначительной», и

го ' J '

н лишь только 4% студентов сочли, что у

|_ них «не было прогресса в обучении на

конец эксперимента». Однако 80% «приобрели уверенность в принятии самостоятельного решения». 66% обучаемых отметили «легкость в применении математических понятий в решении профессиональных задач». В контрольной группе эти показатели оказались ниже в среднем на 15%.

Среди наиболее популярных элементов технологии студентами были указаны: 1) методы дидактического моделирования интегративно-познавательной самостоятельной деятельности и соответствующие им формы обучения - интеллектуально-обучающие игры (77%), решение профессиональных задач (82%); 2) учет индивидуальных особенностей обучаемых (72%); 3) тестирование и самостоятельное решение задач специальных дисциплин (94%); 4) рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений (68%).

Экспертная оценка знаний и умений на конец эксперимента позволила установить, что у 100% обучаемых экспериментальных групп уровень сфор-мированности умений интегратив-но-познавательной самостоятельной деятельности выше V (владение), а коэффициент полноты усвоения научных понятий у 78% обучаемых составил 0,9. В контрольной группе такой результат получили 60% обучаемых.

После завершения практики, студенты всех групп отметили, что организация занятий позволила 95% обучаемых «четко определить свою будущую профессиональную деятельность», «иметь представление о профессиональных задачах и способах их решений».

Сформулированные выводы позволяют определить дальнейшие пути исследования процесса формирования умений интегративно-познавательной самостоятельной деятельности. Применение предложенной технологии позволяет продвинуться в решении вопроса формирования профессиональной компетентности.

В заключение отметим, что представленное исследование, возможно, не

единственный путь к построению технологии формирования профессиональной компетентности будущих юристов, это лишь дает нам надежду на последующие исследования в этом направлении. Библиографический список:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. - 336 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1993. - 213 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: монография. - М.: Академия, 2003. - 122 с.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 75 с.

5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

6. Назарова П.А. Влияние комплекса педагогических условий на реализацию модели развития управленческого мышления студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 3. С. 81-95.

7. Пясецкая И.Ш. Педагогические условия формирования партисипатив-ной культуры у будущих менеджеров гостиничного сервиса // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 1. С. 126-134.

8. Таратута Г.А. Проблема технологии формирования умений интегратив-но-познавательной самостоятельной деятельности при изучении математики в военно-инженерном вузе: сб. «Методика вузовского преподавания», материалы по итогам VII меж-вуз. науч.-практ. конф. - Челябинск, РЕКПОЛ, 2006. - С. 70-73.

9. Таратута Г.А. Структура понятия «профессиональная компетентность» и технология ее формирования в процессе подготовки студентов: XXXII

Междун. науч.-практ. конф. «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». - М.: Международный центр науки и образования, 2014. -С. 25-31.

10. Таратута Г.А. Теоретические выводы по экспериментальному обучению в системе организации интегратив-но-познавательной самостоятельной деятельности в военном вузе // Вестник университета. Сер. Психология и педагогика. Вып. 7. - Челябинск, ЧГПУ - 2000. - С. 12-25

11. Фокин Ю.Г. Технология обучения в высшей школе: от теории к технологическим процедурам: учеб. пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации преподавателей. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 326 с.

12. Чеботарёв С.С. Технологии проектного обучения и разработки видеоигр для подготовки студентов ИТ-направлений в условиях зарождения цифровой экономики // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 3. С. 47-56.

13. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. -160 с.

14. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. - № 2. С. 21-29.

15. Bloom B.S., Krathwohl D.R., Masia B.B. Taxonomy of Educational Objectives, the Classification of Educational Goals. Handbook II: Affective Domain. - New York: David McKay Co, 1973.

Поступила 07.11.2018

о о x I—

X

ф

t» с

о

X _D

ГО

о

о ф

-&

о с

х го m о ü

S о

ü. s

0 О. -& 2

1 I

¡8 S ю

ф s

%

_ m -о о

Ф Ф ? 8

о

ф х

Об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таратута Галина Анатольевна, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Уральский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, taratutaga@gmail.com

Для цитирования: Таратута Г.А. Некоторые аспекты технологии формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих юристов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 85-93. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-85-93

References:

1. Bespalko V.P. Pedagogy and progressive teaching technologies. - M.: Izd-vo Instituta professionalnogo obrzaovaniya MO Rossii, 1995. - 36 p. [in Russian]

2. Bespalko V.P. Components of the pedagogical technology. - M.: Pedagogika, 1993. -213 p. [in Russian]

3. Verbitskiy A.A. Active teaching at higher school. - M.: Akademiya, 2003. - 122 p. [in Russian]

4. Klarin M.V. Peadgogical technology in the teaching/learning process: analysis of foreign experiences. - M.: Znanie, 1989. - 75 p. [in Russian]

5. Makhmutov M.I. Organization of problem based teaching at school. - M.: Prosveshchenie, 1977. - 240 p. [in Russian]

6. Nazarova P.A. The influence of complex pedagogical conditions on the effective realization of the model of managerial thinking of university students: theoretical aspect // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 3. P. 81-95. [in Russian]

7. Pyasetskaia I.S. Pedagogical conditions of formation of participatory culture among the future managers of hotel service // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No.1. P. 126-134. [in Russian]

8. Taratuta G.A. The problem of technology to form integrative cognitive independent activities skills in learning Mathematics at a military engineering higher school. Metodika vuzovskogo prepodavaniya. Proc. Conf. - Chelyabinsk, REKPOL, 2006. - P. 7073. [in Russian]

9. Taratuta G.A. The structure of "professional competence" concept and technology of its forming in the process of training students. "Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psikhologii". -M.: Mezhdunarodnyy tsentr nauki i obrazsovaniya, 2014. - P. 25-31. [in Russian]

10. Taratuta G.A. Theoretical conclusions on experimental teaching in the system of organization of integrative cognitive independent activities at a military higher school // Vestnik universiteta. Ser. Psikhologiya i pedagogika. - Vyp. 7. - Chelyabinsk, ChGPU, 2000. - P. 12-25. [in Russian]

11. Fokin Yu.G. Technology of teaching at higher school: from theory to technological procedures. - M.: Izd-vo MGTU im N.E. Baumana, 2005. - 326 p. [in Russian]

12. Chebotaryov S.S. Project-based learning and video game development technologies of teaching IT students in the conditions of the originating digital economy // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 3. P. 47-56. [in Russian]

t^ 13. Choshanov M.A. Flexible technology of problem module teaching/learning. - M.: Narodnoe ^ obrazovanie, 1996. - 160 p. [in Russian]

14. Choshanov M.A. Didactic construction of a flexible teaching/learning technology // Pedagogika. - 1997. - No. 2. P. 21-29. [in Russian]

CO

15. Bloom B.S., Krathwohl D.R., Masia B.B. Taxonomy of Educational Objectives, the

Classification of Educational Goals. Handbook II: Affective Domain. - New York: David

McKay Co, 1973.

About the author:

Taratuta Galina Anatolievna, Associate Professor, Department of Humanitarian, Social and Economic Subjects, Russian State University of Justice (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy. Email: taratutaga@gmail.com

For citation: Taratuta G.A. Some aspects of the technology of forming professional competence in the education of future lawyers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 85-93. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-485-93

o о x I— X Ф

t» с

о

X _0

го

о

о ф

-& о

С

X

го ш

И

S о a. s

0 а. -& 2

1 I

¡8

5 ю

ф S

н %

_ m

-О о

ф

с Ч

о о

го 1=

Ф Ф

р Я

ф х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.