Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов женского пола к обеспечению личной безопасности в профессиональной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Формирование готовности курсантов женского пола к обеспечению личной безопасности в профессиональной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негативное влияние профессиональной деятельности / особенности подготовки сотрудника-женщины / личная безопасность сотрудника уголовно-исполнительной системы и формирование готовности к ее обеспечению / negative impact of professional activity / features of training of a female employee / personal safety of an employee of the penal system and the formation of readiness to ensure it

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматриваются особенности содержания и условий профессиональной деятельности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые могут негативно повлиять на личность, здоровье, служебное поведение, результаты работы и жизнь в целом. Интенсивная феминизация кадров в сочетании с другими факторами обостряет проблему профессиональной подготовки курсантов-женщин к службе, важнейшим элементом которой является готовность к обеспечению и самообеспечению личной (собственной) безопасности при выполнении должностных обязанностей. В целях ее решения автор предлагает разработать и включить в основные и дополнительные образовательные программы всех видов образовательных организаций ФСИН России специальную учебную дисциплину (модуль) «Основы личной безопасности сотрудников (работников) УИС». Ее содержательные компоненты и принципы реализации представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the readiness of female cadets to ensure personal safety in professional activities in institutions of the penal system of the Russian Federation

In the article the author examines the features of the content and conditions of professional activity of employees of institutions and bodies of the pen l system, which can negatively affect personality, health, professional behavior, work results and life in general. Intensive feminization of personnel in combination with other factors aggravates the problem of professional training of female cadets for service, the most important element of which is the readiness to ensure and self-sufficiency of personal (own) safety in the performance of official duties. In order to solve this problem, the author proposes to develop and include in the basic and additional educational programs of all types of educational organizations of the FPS of Russia a special educational discipline (module) “Fundamentals of personal safety of employees of the penal system.” Its content components and implementation principles are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов женского пола к обеспечению личной безопасности в профессиональной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

УДК 378.6:343.83-055.2

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-264-5-58-64

СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛУЗГИН

доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент И luzginsergei52@yandex.ru, БРШ-код: 9774-1840, https://orcid.org/0000-0002-5647-4964 Рязань

SERGEY A. LUZGIN

Assistant Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor H luzginsergei52@yandex.ru, SPIN-Kog: 9774-1840, https://orcid.org/0000-0002-5647-4964 Ryazan

Формирование готовности курсантов женского пола к обеспечению личной безопасности в профессиональной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Forming the readiness of female cadets to ensure personal safety in professional activities in institutions of the penal system of the Russian Federation

Аннотация. В статье рассматриваются особенности содержания и условий профессиональной деятельности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые могут негативно повлиять на личность, здоровье, служебное поведение, результаты работы и жизнь в целом. Интенсивная феминизация кадров в сочетании с другими факторами обостряет проблему профессиональной подготовки курсантов-женщин к службе, важнейшим элементом которой является готовность к обеспечению и самообеспечению личной (собственной) безопасности при выполнении должностных обязанностей. В целях ее решения автор предлагает разработать и включить в основные и дополнительные образовательные программы всех видов образовательных организаций ФСИН России специальную учебную дисциплину (модуль) «Основы личной безопасности сотрудников (работников) УИС». Ее содержательные компоненты и принципы реализации представлены в статье.

Ключевые слова: негативное влияние профессиональной деятельности, особенности подготовки сотрудника-женщины, личная безопасность сотрудника уголовно-исполнительной системы и формирование готовности к ее обеспечению

Abstract. In the article the author examines the features of the content and conditions of professional activity of employees of institutions and bodies of the penal system, which can negatively affect personality, health, professional behavior, work results and life in general. Intensive feminization of personnel in combination with other factors aggravates the problem of professional training of female cadets for service, the most important element of which is the readiness to ensure and self-sufficiency of personal (own) safety in the performance of official duties. In order to solve this problem, the author proposes to develop and include in the basic and additional educational programs of all types of educational organizations of the FPS of Russia a special educational discipline (module) "Fundamentals of personal safety of employees of the penal system." Its content components and implementation principles are presented in the article.

Keywords: negative impact of professional activity, features of training of a female employee, personal safety of an employee of the penal system and the formation of readiness to ensure it

Для цитирования

Лузгин С. А. Формирование готовности курсантов женского пола к обеспечению личной безопасности в профессиональной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 5. С. 58-64. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-264-5-58-64.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

For citation

Luzgin S. A. Forming the readiness of female cadets to ensure personal safety in professional activities in institutions of the penal system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 5. P. 58-64. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-264-5-58-64. 5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

© Лузгин С. А., 2024

В последнее время в органах правоохранительной системы, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) обостряется проблема их кадрового обеспечения. Об этом довольно громко говорится с высоких ведомственных трибун, в исследованиях специалистов - ученых и практиков, в выступлениях общественности и средствах массовой информации. И это не случайно: все понимают, что кадровый вопрос является ключевым, предопределяющим успешность профессиональной деятельности силового блока, обеспечивающего безопасность и правопорядок в стране. Данное положение базируется на одном из законов научного управления, исторически подтвержденном практикой: кадровое обеспечение любой профессиональной деятельности задает ее результативность.

Основные трудности кадрового обеспечения УИС обусловлены качественными изменениями в структуре штатов, ограниченным ресурсом для их поиска и подбора, недостатками в организации профессиональной и личностно-нравственной подготовки, проблемами в расстановке исполнителей, их невысокой квалификации и мотивированности, а также значительным уровнем текучести, большим оттоком и некомплектом кадров [1]. Отмеченные негативные тенденции развиваются на фоне внешних неблагоприятных факторов: социальных и социально-экономических сложностей; ухудшения общей демографической ситуации, нехватки рабочих рук в стране и растущей конкуренции за людские ресурсы; обострения криминогенной обстановки; невысокого уровня материальной обеспеченности сотрудников, престижности службы и других. В этих условиях происходит интенсивная феминизация персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Около 20 лет назад сотрудница-женщина этого ведомства, особенно занимающая должность среднего или старшего начальствующего состава, была большой, почти экзотической редкостью. Все доводы сводились к одному, всегда, казалось бы, бесспорному аргументу: грубая и даже вредная работа, тяжелые условия, а значит - не женское это дело!

Действительно, доказано научно и подтверждено практикой, что профессиональная деятельность сотрудника УИС, особенно связанная с повседневными и непосредственными контактами с осужденными, содержащимися под стражей, вполне обоснованно и объективно насыщена факторами, негативно влияющими на личность, здоровье, служебное поведение, результаты работы и жизнедеятельность в целом. Важнейшие среди них:

- неблагоприятное влияние профессиональной микросреды, ближайшего микроокружения - осужденных и иных лиц, содержащихся под стражей, как носителей основных общественных пороков и криминальной субкультуры, наиболее опасных и деформированных в социальном, нравственном, криминогенном и психолого-педагогическом отношении правонарушителей, сконцентрированных в учреждениях УИС. При этом статистика свидетельствует о том, что на конец 2022 года численность осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, за год увеличилась на 10 тысяч и достигла почти миллиона [2]. Следовательно, к правонарушителям, деяния которых, по мнению суда, не представляют большой общественной опасности, активно применяются и будут применяться в дальнейшем меры наказания, альтернативные лишению свободы. Соответственно, нетрудно спрогнозировать, что в исправительных учреждениях будет концентрироваться самый «тяжелый» и опасный по своим характеристикам криминальный контингент, настроенный на активное противодействие администрации любыми способами;

- психологические барьеры, взаимное неприятие, разнообразная по формам постоянная агрессивность и конфронтация осужденных с сотрудниками, а также конфликтность их взаимоотношений, обусловливающие высокую степень профессионального риска и опасности, связанных с остротой не только нравственного, психологического, но и физического противоборства и насилия, вплоть до применения физической силы, спецсредств, а иногда и оружия;

- служебная необходимость повседневного общения с осужденными, воздействия на них, их ис-

правления и ресоциализации, требующая особых личностных качеств и разносторонней профессиональной подготовленности сотрудников, в том числе к безусловному выполнению служебных задач и к обеспечению собственной безопасности;

- высокая степень опасности и экстремальности службы в УИС (многочисленные и повседневные стрессовые ситуации, новизна и необычность, нестандартность и непредсказуемость, потери среди личного состава и разнообразные риски, в том числе подверженность сотрудников профессиональной и личностной деформации вследствие негативного влияния на них профессиональной среды и осужденных);

- нестабильность ситуации и обстановки, высокий динамизм, постоянно и часто стремительно меняющиеся условия деятельности на конкретном участке работы и в целом в исправительных учреждениях в совокупности с дефицитом времени и информации для принятия ответственных решений, от правильности которых часто зависят не только результаты работы, но и личная безопасность, а также здоровье личного состава;

- большие физические и психологические нагрузки и перегрузки вследствие влияния отмеченных выше факторов, а также высокой энергозатратности службы, постоянного интеллектуального, эмоционального, волевого и физического перенапряжения, удлиненного рабочего дня и переработок, дефицита времени и условий для общения с семьей, отдыха и досуга из-за систематической служебной занятости, проблем и недостатков в организации деятельности исправительных учреждений в целом и в самоорганизации и саморегулировании поведения самих сотрудников;

- удаленность большинства исправительных учреждений от крупных населенных пунктов (политика вывода учреждений УИС из больших городов сегодня приобрела устойчивый характер), бессистемная организация досуга личного состава и членов их семей, проблемы внутренних взаимоотношений и взаимодействия представителей различных отделов и служб, часто нездоровый морально-психологический климат;

- преобладающая невысокая оценка результатов деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, обществом, настороженное и даже негативное отношение большой части населения к сотрудникам, непрестижность профессии, что

создает неблагоприятный социально-психологический фон их жизнедеятельности.

С учетом изложенных и других характеристик службы в УИС, в соответствии с личностно-деятель-ностным научным подходом к формированию кадрового состава правомерен вопрос: «Может ли сотрудник-женщина реализовать себя как профессионал в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания?». Правовые основы для реализации на практике принципа равных прав и равных возможностей представителей разных полов закреплены в статье 17 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"», которая определяет право поступления на службу в уголовно-исполнительной системе. Здесь подчеркивается, что служить в УИС могут граждане независимо от пола. В качестве законодательного требования к ним, одновременно являющегося и критерием отбора, определена в том числе способность по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника [3]. Следовательно, в случае соответствия женщины отмеченному требованию она правомерно может стать сотрудником учреждения или органа УИС. И это уже происходит на практике - удельный вес сотрудников-женщин постоянно и неуклонно растет. Так, по данным информационно-аналитического сборника «Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы. Январь - декабрь 2022 года», при некотором сокращении списочной численности сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, доля женщин на 01.01.2023 составляла более 50,6 % по сравнению с количеством служащих мужчин. В психологических подразделениях представителей сильного пола насчитывается менее пятой части [2]. Среди очно обучающихся в образовательных организациях ФСИН России курсантов почти половину, а по отдельным специальностям (например, «Психология служебной деятельности») еще больше, составляют представители слабого пола. Сегодня они несут службу практически во всех структурных подразделениях исправительных учреждений, в том чис-

ле и в тех, где отбывают наказание лица противоположного пола, причем даже на должностях начальников отрядов. В уголовно-исполнительных инспекциях, исправительных центрах и в ведомственных образовательных организациях сотрудников-женщин - подавляющее большинство. Очевидно, что в формируемой службе пробации потребность в женских кадрах также будет высокой. Поэтому не случайно в интернете, в социальных сетях, в средствах массовой информации все чаще задаются и обсуждаются вопросы: «Можно ли девушке устроиться на работу во ФСИН России?», «Каковы перспективы карьерного роста в тюремном ведомстве?», «Какие условия предоставляет ФСИН России работающим там женщинам?». Предпринимаются немногочисленные попытки научного осознания и изучения феномена «женщина - сотрудник правоохранительных органов» преимущественно в контексте исследования особенностей ее профессиональной подготовки для системы МВД России. Признавая службу женщин в правоохранительных органах, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, свершившимся фактом, все специалисты подчеркивают ее специфичность, обусловленную социальными, физическими, психофизиологическими и иными функциями, а также особенностями их проявления под влиянием перечисленных выше факторов и условий служебной деятельности. Все это чрезвычайно актуализирует проблему профессиональной подготовки курсантов-женщин к службе, важнейшим элементом которой должна стать готовность к обеспечению и самообеспечению личной (собственной) безопасности при выполнении должностных обязанностей. Этот вывод подтверждается Концепцией обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, разработанной в 2013 году [4].

Уточним, что под личной (собственной) безопасностью сотрудника необходимо понимать комплексное (физическое, психологическое, правовое, организационное, информационное, тактико-специальное) внутреннее состояние защищенности от психофизических травмирующих факторов, деструктивных и дезорганизующих угроз, рисков и опасностей, а также знания, умения и навыки их прогнозирования, определения и преодоления последствий, что позволяет успешно выполнять профессиональные обязанности при сохранении его жизни и здоровья.

С учетом приведенного понятия подчеркнем, что личная безопасность сотрудника УИС базируется на создании внешних условий служебной деятельности: социальных, экономических, материально-технических, правовых, организационно-управленческих, информационных, кадровых, педагогических, психологических, специальных, физических и иных. Они выступают в качестве важнейших предпосылок для безопасного служебного поведения и необходимой для успешной деятельности оптимальной профессиональной среды. Однако состояние безопасности (будучи внутренним проявлением) и готовность к ее обеспечению формируются на внутриличностном уровне в результате целенаправленной организованной подготовки, воспитания и постоянной самостоятельной работы сотрудника над собой, учитывающей индивидуальные особенности, в том числе половые и гендерные. Именно это задает систему ценностно-смысловых координат профессиональной деятельности и жизни в целом.

Личная безопасность как индивидуальное внутреннее свойство основывается на требуемом уровне профессиональной компетентности сотрудников. Наряду с диагностикой и прогнозированием ситуации она включает в себя владение безопасными средствами и методами работы, сформированную личностную установку на самосохранение и выживание, а также психологические качества, позволяющие обеспечивать самозащиту и избегать серьезных потерь. Для этого в процессе обучения, воспитания и подготовки должен быть выработан алгоритм (технология) основных действий в опасных ситуациях и обстоятельствах повышенного риска: оперативное восприятие и адекватная оценка опасности обстановки, собственного состояния и возможностей; прогнозирование и даже предчувствие развития ситуации, принятие быстрых правильных решений; психологически и тактически уверенные действия без потери выдержки и самообладания, с сохранением, поддержкой, а при необходимости с быстрым восстановлением психического равновесия и работоспособности. Принципиальным условием формирования отмеченного арсенала автоматизированных действий, сочетающихся с работой мысли и интуицией, сознания и подсознания (фактически и по существу - технологии), является обязательный учет

комплекса личностных, психофизиологических, социально-психологических и других гендерных особенностей сотрудников-женщин.

Так, специалисты, ранее изучавшие проблему безопасности деятельности сотрудников правоохранительных органов (А. Ю. Крупчатникова, С. Н. Барка-лов [5], Г. И. Галиева [6], А. М. Магомедова, Д. О. Иванов [7], Н. А. Цветкова, С. В. Кулакова [8], А. И. Пап-кин [9] и другие), выделяют у их представителей из числа женщин комплекс различных особенностей, в значительной степени влияющих на выполнение служебных обязанностей и предопределяющих специфику их профессиональной подготовки и воспитания. Важнейшие среди них:

- особый социальный статус, предполагающий сбалансированное сочетание выполнения функций хранительницы семейного очага, материнства и воспитания детей со службой;

- в социально-психологической структуре личности выделяются относительно высокое ответственное и усердное отношение к работе; отчетливо выраженная мотивация к успешной службе, более высокая удовлетворенность материальной обеспеченностью и возможностями карьерного (профессионального) роста; настойчивость в стремлении преодолевать трудности, опасности и риски, связанные с выполнением служебных обязанностей. У сотрудников-женщин особенности проявляются и в общении с другими людьми, которому свойственны повышенная требовательность к организации контроля, принципиальность и категоричность в соблюдении запретов, преобладающая эмоциональная конфликтность. Однако завышенная оценка собственных способностей разбираться в людях, интуитивно чувствовать и прогнозировать угрозы часто провоцируют пренебрежение опасностью и, как следствие, несерьезное отношение к занятиям по формированию и поддержанию готовности к самозащите;

- невысокий уровень развития эмоционального интеллекта, готовности рационализировать свои действия и поступки, трудности управления собственными эмоциями в экстремальных, стрессовых и конфликтных ситуациях. К числу иных женских профессионально-психологических особенностей специалисты относят маскулинизацию их поведения, то есть утрату феминных черт характера и их заме-

ну мужскими свойствами (агрессивность, суровость, грубость, рациональность, ценностные ориентации, нормативность поведения и так далее);

- особенности анатомо-физиологического строения организма, выражающиеся в высокой быстроте, точности, ловкости и координации движений мелких мышечных групп, более высокой в сравнении с мужчинами гибкости, выносливости и работоспособности, а также от природы развитых адаптивных способностях организма противостоять негативной среде и действовать в ней.

Названные социальные и субъективные ценности и интересы, взгляды и установки, самооценка, нравственные и деловые характеристики, не только групповые, но и индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, формирования взаимопонимания, психологической адаптации и другие специфические черты сотрудников УИС женского пола требуют дальнейшего планомерного научного изучения и учета в работе по сбережению человеческого потенциала и гуманному отношению к нему. Важнейшим направлением этой масштабной деятельности должно стать обучение этой категории специалистов УИС в комплексе с профессиональным воспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием.

С учетом опыта, накопленного нашими коллегами из правоохранительной органов, очевидна целесообразность и актуальность подготовки концептуальной модели (положения) обеспечения собственной безопасности сотрудников УИС России, учитывающей гендерные тенденции в кадровой политике. Кроме того, уже сегодня необходима практическая разработка и включение в основные и дополнительные образовательные программы всех видов образовательных организаций, в первую очередь входящих в Федеральную службу исполнения наказаний, комплексной специальной учебной дисциплины (модуля) «Основы личной безопасности сотрудников (работников) уголовно-исполнительной системы». Она должна быть направлена на формирование специальных профессиональных компетенций (их предстоит сформулировать), обеспечивающих выработку готовности к обеспечению личностной и профессиональной безопасности в служебной деятельности. Овладение ими должно обеспечить эффективное решение комплекса задач: защиту всех

категорий работников учреждений и органов УИС от деструктивных и дезорганизующих угроз, рисков и опасностей, психотравмирующих факторов и обстоятельств; формирование и поддержку готовности к их профилактике и пресечению, сокращению потерь и преодолению негативных последствий; а также успешное выполнение служебных обязанностей без ущерба для личностного здоровья и полноценной жизнедеятельности. Решение названных задач в той или иной степени входит в предмет образовательной деятельности практически всех структурных подразделений образовательных организаций ФСИН России. Формировать эту готовность совместными усилиями должны главным образом специалисты кафедр тактико-специальной подготовки, психологии служебной деятельности, физической, боевой и огневой подготовки, уголовно-исполнительного права при активнейшем участии самих обучающихся.

В содержание программы предлагаемой учебной дисциплины с учетом отмеченного ранее необходимо включить следующую тематику:

- «Личная безопасность сотрудника уголовно-исполнительной системы как элемент профессиональной готовности: понятие, сущность, значение, структура»;

- «Методы и приемы анализа, оценки, прогнозирования опасности профессиональных ситуаций и рисков для личной безопасности сотрудника»;

- «Методика поэтапного обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы в служебной деятельности: профилактика, реагирование, преодоление, восстановление»;

- «Психодиагностика, психосаморегуляция, общая и специальная, групповая и индивидуальная подготовка сотрудников к личностно-профессио-нальной самозащите»;

- «Особенности обеспечения личной безопасности сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы при выполнении специальных служебных функций - охраны, надзора, конвоирования, организации трудовой деятельности осужденных, проведении воспитательных мероприятий, организации обучения осужденных»;

- «Готовность сотрудников исправительных учреждений к обеспечению личной безопасности при возникновении конфликтов, массовых эксцессов,

групповых побегах, захвате заложников, чрезвычайных обстоятельствах природного и техногенного характера, других экстремальных и стрессогенных ситуациях».

Очевидно, что высокая значимость, а также неординарность целей и задач, решаемых в процессе изучения учебной дисциплины, требуют определения и соблюдения принципов его организации. Важнейшими из них являются:

- дифференциация обучения при изучении отдельных разделов и тем: деление обучающихся на подгруппы по половому признаку (мужчины и женщины) с целью учета особенностей их групповых характеристик, определенных нами ранее. При этом значительные объемы занятий, содержание которых имеет общий для всех обучающихся характер или направлено на отработку навыков и тактики совместных действий (слаживания) для обеспечения безопасности всех и каждого, целесообразно проводить в составе совместных групп;

- комплексность и систематичность процесса обучения, предопределяющие проведение аудиторных занятий под руководством квалифицированных преподавателей и практических работников (например, из числа бойцов спецназа), имеющих личный опыт обеспечения безопасности в сложных, экстремальных и стрессовых условиях служебной деятельности, а также дидактический опыт в сочетании с активной и постоянной самостоятельной работой, самоподготовкой, саморазвитием и самосовершенствованием сотрудника;

- целенаправленность формирования индивидуального опыта и стиля обеспечения личной безопасности сотрудника УИС, включающих элементы физической, психологической, тактико-специальной, медицинской, правовой, организационной, информационной готовности к прогнозированию, оценке и преодолению угроз в период выполнения служебных обязанностей, умение постоянно поддерживать это состояние и чувство защищенности, соблюдать правила безопасного профессионального поведения (в том числе использование стереотипов представлений «потенциальных агрессоров» о слабостях женщины как сотрудника) при возникновении опасности, а также восстановления (реабилитации) после ее преодоления;

- специальное материально-техническое и ресурсное обеспечение занятий: компьютерные программы

для тестирования и коррекции психофизиологических проявлений у сотрудников; арсенал имитирующих элементов и различных средств, используемых для самозащиты во время службы; специальные тренажерные комплексы для формирования навыков безопасного поведения в процессе служебной деятельности; ситуационные полигоны, максимально приближенные к реальной обстановке в исправительном учреждении и (или) имитирующие ее элементы;

- создание благоприятных условий для профессионального образа жизни, поддержания постоянной готовности к службе в экстремальных условиях и обстоятельствах в сочетании с выполнением иных,

не связанных со служебной деятельностью социальных функций (семейных, супружеских, материнских, воспитательных), а также творческой самореализации и саморазвития.

Очевидно, что простое включение в образовательный процесс образовательных организаций ФСИН России предлагаемой учебной дисциплины не может автоматически решить всех отмеченных проблем. Однако эта мера в значительной степени должна способствовать более эффективному формированию важнейших профессиональных компетенций, обеспечивающих успешность служебной деятельности и личное благополучие сотрудников УИС.

1. Об утверждении Концепции воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : приказ ФСИН России от 30.12.2022 № 948. Документ опубликован не был.

2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы. Январь - декабрь 2022 года : информационно-аналитический сборник. Тверь : ФКУ НИИТ ФСИН России, 2023.

3. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в федер. закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : закон Российской Федерации от 19.07.2018 № 197-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 02.01.2013 № 1 (с изменениями и дополнениями). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Крупчатникова А. Ю., Баркалов С. Н. Особенности самозащиты сотрудников органов внутренних дел женского пола // Наука. 2020. № 7. С. 200-203.

6. Галиева Г. И. Психологические проблемы женщин - сотрудников правоохранительных органов // Гуманитарные научные исследования : сетевое издание. 2017. № 4. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23440 (дата обращения: 07.11.2023).

7. Магомедова А. М., Иванов Д. О. Женщины на службе в уголовно-исполнительной системе // CHRONOS. Т. 7, № 11. 2022. С. 189-193.

8. Цветкова Н. А., Кулакова С. В. Женщины в уголовно-исполнительной системе: личностные особенности и перспективы профессионально-должностного роста // Психология и право. 2021. Т. 11, № 2. С. 55-71.

9. Папкин А. И. Личностная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996.

1. On approval of the Concept of educational work with employees of the penal system of the Russian Federation for the period until 2030 : order of the FPS of Russia dated December 30, 2022 No. 948. The document was not published.

2. Key performance indicators ofthe penal system. January - December 2022 : information and analytical collection. Tver : Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2023.

3. On service in the penal system of the Russian Federation on amendments to the Law of the Russian Federation «On institutions and bodiesexecuting criminal penalties in the form of imprisonment»: Federal Law of July 19, 2018 No. 197-FL. Access from LRS «Consultant Plus».

4. On approval of the Concept of ensuring one's own security in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation : order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 2, 2013 No. 1 (with amendments and additions).

5. Krupchatnikova A. Yu., Barkalov S. N. Features of self-defense of female internal affairs officers // Science. 2020. No. 7. P. 200-203.

6. Galieva G. I. Psychological problems of women law enforcement officers // Humanitarian research : online publication. 2017. No. 4. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23440 (access date: 11/07/2023).

7. Magomedova A. M., Ivanov D. O. Women in the service of the penal system // CHRONOS. T. 7, No. 11. 2022. P. 189-193.

8. Tsvetkova N. A., Kulakova S. V. Women in the penal system: personal characteristics and prospects for professional growth // Psychology and Law. 2021. Vol. 11, No. 2. P. 55-71.

9. Papkin A. I. Personal safety of employees of internal affairs bodies. Tactics and psychology of safe activities. M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.