Научная статья на тему 'Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе'

Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА TOEIC / INTERNATIONAL SYSTEM OF ENGLISH EVALUATION / IMPROVEMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / READINESS FOR TOEIC SUCCESSFUL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косс Евгения Валериевна, Кириллова Анна Валентиновна

: в статье рассматривается вопрос оценки качества знаний английского языка в вузе на основе международной системы оценки TOEIC. Тестирование, приближенное к формату TOEIC, было апробировано на занятиях по дисциплине «Английский язык» со студентами бакалавриата ТГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе»

4) прочтение текста ц раз;

5) написание изложения.

Такие требования изложения должны выполняться учениками и поныне.

А также следующие обстоятельства учебного процесса, отмеченные К. Сартбаевым, и сейчас остаются важными. «При проверке изложения, написанного учениками, учитель должен учесть следующее: если план составлен учениками, рассматривается его правильное составление, иначе говоря, последовательное отражение содержания текста, правильное использование слов по месту, правильное составление предложения по синтаксису, отражение основного вопроса с выделением от вспомогательного вопроса, полное отражение события, ошибки по орфографии и пунктуации и др.

Изложению ученика ставится только одна оценка, однако за ошибки по орфографии и пунктуации можно ставить оценку со снижением. После проверки всех изложений из них выбрать три-четыре работы (одно хорошее, одно среднее, одно плохое), прочитав их классу, можно провести проверку в порядке образца».

Обобщая мысли по изложению, предложения К. Сартбаева, исследуя его основные принципы в качестве ученого, можно отметить, что высказанные им мысли сохраняют ценность по сегодняшний день, не теряя силу. Сейчас необходимо углубить высказанные им мысли и дополнить лишь современными важными научно-методическими мыслями.

Литература

1. Сартбаев К. Окуучулардын изложение жазуу иши. // Мугалимдерге жардам, 1949, № 3, С. 19-21.

2. Сартбаев К. Кыргыз тилин окутуунун методикасы. Фрунзе, 1963, 206 с.

3. Темиров Ш. Оозеки жана жазуу речин естуруу жолдору. // Мугалимдер газетасы, 1969, 17 декабря.

4. Шериев А., Муратов А. Кыргыз адабияты. Терминдердин тушундурме сездугу, Бишкек, 1994. 120 с.

5. Кыргыз ССРинин башталгыч, сегиз жылдык жана орто мектептеринде кыргыз тили жана адабияты боюнча окуучулардын жазуу иштерине баа коюу нормалары, Фрунзе, 1962. 58 с.

6. Сартбаев К. К. Кыргыз тилин окутуунун методикасы. Фрунзе, 1978. 308 с.

Formation of readiness for international English examination as a tool for the effective preparation of a competitive specialist in high school Koss Ye.1, Kirillova A.2 Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе Косс Е. В.1, Кириллова А. В.2

'Косс Евгения Валериевна /Koss Yevgenia — старший преподаватель; 2Кириллова Анна Валентиновна /Kirillova Anna — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и практики перевода, Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: в статье рассматривается вопрос оценки качества знаний английского языка в вузе на основе международной системы оценки TOEIC. Тестирование, приближенное к формату TOEIC, было апробировано на занятиях по дисциплине «Английский язык» со студентами бакалавриата ТГУ. Abstract: the article investigates the problem of quality estimation of English in high school on the basis of international assessment system TOEIC. Testing close to the format of TOEIC exams has been applied for English with the students of TSU.

Ключевые слова: международные системы оценки знаний английского языка, совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, формирование готовности к сдаче экзамена TOEIC. Keywords: international system of English evaluation, improvement of foreign language communicative competence, readiness for TOEIC successful examination.

В настоящее время существует достаточно большое количество международных систем оценки знаний английского языка, позволяющие определить уровень и навыки владения английским языком у людей, которые не являются носителями этого языка. Одним из самых популярных является

международный экзамен. По результатам экзамена выдается международный сертификат - документ, который подтверждает владение языком на определенном уровне.

Международные экзамены разрабатываются специальными частными и государственными организациями и проводятся по утвержденному расписанию (обычно несколько раз в год) специальными центрами, имеющими лицензию. Учебные заведения, работодатели и иные организации в различных странах мира требуют и признают такие сертификаты. Многообразие существующих систем оценки можно объяснить различными требованиями к уровню владения языком и сфере его применения, например, сертификат IELTS (International English Language Testing System) необходим для учебы и иммиграции в Австралию, Великобританию, Канаду и Новую Зеландию. Существуют три разновидности теста: академическая (Academic IELTS) - для поступления в учебные заведения), общая (General training IELTS) - для иммиграции) и IELTS Life Skills (владение разговорной речью и аудированием на уровне А1 или В1 по шкале CEFR) - необходим для получения рабочей визы в Великобританию). Международный экзамен TOEFL конкурирует по популярности с IELTS и является обязательным для поступления в большинство вузов США и Канады для иностранных граждан.

Так как стоимость международного экзамена достаточно высокая (может доходить до нескольких десятков тысяч рублей), большим недостатком вышеназванных экзаменов для иностранных граждан является их ограниченный срок действия (как правило, два года, хотя некоторые университеты требуют, чтобы экзамен был сдан не более чем 18 месяцев назад). В этом отношении такой экзамен, как FCE получает преимущество, так как сертификат о его сдаче является бессрочным.

FCE (также известный как First Certificate in English) принадлежит к группе так называемых Кембриджских экзаменов - группе экзаменов по английскому языку, проводимых одноименным подразделением экзаменационного совета Кембриджского университета (UCLES). По данным официального сайта, «Cambridge English: First... является квалификацией, проверяющей владение английским языком на уровне выше среднего. Сертификат свидетельствует о том, что Вы умеете общаться на английском языке в письменной и устной форме в повседневных ситуациях на работе или учебе» [1].

TOEIC (The Test of English for International Communication) - тест по английскому языку для международного общения, разработан образовательной службой тестирования Educational Testing Service (ETS), которая является мировым лидером в области образовательного тестирования, специально, чтобы измерить навыки владения английским языком людей, планирующих работать в интернациональной команде и не являющихся носителями этого языка. Система TOEIC является системой номер один во всем мире в области сертифицирования знания делового английского языка [2]. Каждый год примерно 4,5 миллиона человек во всем мире сдают этот экзамен с целью улучшить или подтвердить собственное владение языком, продвинуться по карьерной лестнице, стать более конкурентоспособным при выборе места работы. Компании, в свою очередь, признают результаты данного теста, так как они подтверждают и определяют степень владения английским языком каждого сотрудника, что позволяет выбрать для него наиболее подходящую должность. Кроме того, наличие сертификата свидетельствует о постоянном саморазвитии и самосовершенствовании кандидата на должность.

В настоящее время результаты теста используют примерно 14000 компаний, государственных органов и программ по обучению английскому языку более чем в 150 странах мира [3]. Срок действия сертификата ограничен двумя годами, так как языковые умения и навыки с течением времени могут как улучшиться, так и ухудшиться, таким образом, сертификат обеспечивает объективность указанных в нем баллов.

Тест TOEIC может состоять из двух самостоятельных экзаменов:

• TOEIC Listening and Reading представляет собой письменный тест с заданиями на множественный выбор ответа, содержащий, как очевидно из названия, два блока: Аудирование (Listening) и Чтение (Reading), в которых содержится по 100 вопросов в каждом.

Блок «Аудирование» длится примерно 45 минут и состоит из четырех частей:

- в первой экзаменуемым предлагают прослушать четыре утверждения о представленной фотографии и выбрать соответствующий действительности ответ. Всего предъявляется 10 таких вопросов;

- во второй части предлагается прослушать вопрос или утверждение и выбрать правильный ответ из трех предложенных (всего 30 таких заданий), в данном типе задания отсутствует зрительная опора на текст;

- в третьей части предлагается выбрать ответ из четырех предложенных в соответствии с содержанием короткого прослушанного диалога, к каждому диалогу дается по три вопроса, вопросы и варианты ответа напечатаны на бланке, всего предлагается 30 таких вопросов;

- в последней части после прослушивания монолога предлагается выбрать правильный ответ из четырех представленных, всего 30 вопросов.

Блок «Чтение» длится 75 минут, в нем предлагается после прочтения нескольких текстов ответить на вопросы по их содержанию. Тест состоит из трех частей:

- в первой нужно выставить в пропуске в предложении правильную лексически грамматически форму, выбрав из предложенных четырех вариантов, всего в тесте 40 таких вопросов;

- во второй части в текстах писем и рекламных объявлений нужно вставить пропущенные слова и фразы, выбрав из предложенных четырех вариантов, к каждому тексту дается по три вопроса, всего 12 вопросов;

- в третьей части после прочтения небольшой статьи или иного текста делового характера предлагается ответить на несколько вопросов по их содержанию, выбрав из предложенных 4 вариантов, всего предлагается 48 вопросов.

За каждый блок TOEIC Listening and Reading можно получить свой результат, который может варьироваться от 5 до 495 баллов, таким образом, при сложении результатов, можно получить итог в пределах 10 - 990 баллов [4].

• TOEIC Speaking and Writing проводится с помощью компьютера, измеряет сформированность навыков говорения и письма на английском. Навыки говорения очень важны для эффективных презентаций, при личном деловом общении, во время проведения встреч, видеоконференций, телефонных переговоров, а сформированные навыки письма позволяют легко справляться с деловой корреспонденцией различных видов.

- TOEIC Speaking (Говорение) длится примерно 20 минут и включает в себя 11 различных вопросов: необходимо прочитать небольшой текст вслух, описать фотографию, ответить на несколько личных вопросов, ответить на несколько вопросов после прочтения небольшого текста делового характера, предложить решение предложенной проблемы, выразить свое мнение по поводу данной ситуации. За выполнение TOEIC Speaking можно получить до 200 баллов.

- TOEIC Writing (Письмо) длится примерно один час и состоит из восьми вопросов: во-первых, нужно написать по одному предложению, относящемуся к представленным фотографиям, во-вторых, необходимо написать ответ на предложенное письмо-стимул, и наконец, будет предложено написать письмо, отражающее мнение экзаменуемого по предложенному вопросу. За выполнение TOEIC Speaking и TOEIC Writing можно получить до 200 баллов за каждый [5].

Согласимся с мнением И. В. Андреевой, что «международная система оценки дает возможность каждому человеку определить свои достижения в овладении языком в соответствии с межнациональными стандартами и независимо от того, в какой стране, учебном заведении и на основе какой методики обучения он достиг соответствующего уровня языковой компетенции» [6]. Кроме того, отечественные методисты всегда считали содержание и задачи обучения иностранным языкам приоритетными, а оценка знаний не была первостепенной задачей. Теперь же, при подготовке вузами конкурентоспособных во всем мире специалистов встает вопрос об универсальном инструменте, способном отражать знания и умения в области владения языком в соответствии с международными стандартами, и формирование готовности к сдаче стандартного теста можно назвать одним из эффективных инструментов такой подготовки.

В соответствии с миссией Тольяттинского государственного университета [7] подготовить широко востребованных высококвалифицированных профессионалов, конкурентоспособных на мировом рынке труда иностранному языку (английскому) отводится значительное количество часов по учебному плану. Студентам бакалавриата предоставляется возможность интенсивного изучения английского языка (6 часов в неделю на протяжении 4 лет) и продолжить его изучение в магистратуре, таким образом, благодаря этому, совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию.

Всегда актуальным остается вопрос оценки качества приобретаемых знаний, умений и навыков. Об оценке качества письменного научно-технического перевода у студентов магистратуры говорилось в статье Е. В. Косс и А. В. Кирилловой [8].

При обучении студентов бакалавриата в качестве оценочного средства можно рассматривать тесты TOEIC. В конце каждого семестра студентам предлагается сдавать тесты, по формату приближенные к TOEIC, что обеспечивает достижение нескольких целей: во-первых, формирует психологическую готовность к сдаче этого теста, если студент планирует в дальнейшем сдавать данный тест в лицензированном центре с тем, чтобы работать в России в интернациональной команде или за рубежом. Данная цель подразумевает осведомленность о структуре и содержании теста; во-вторых, регулярно фиксировать прогресс в обучении и постоянный самоконтроль обучающихся.

Следующие ресурсы будут полезны при самостоятельной подготовке к тесту:

http://www.ets.org/toeic (официальный сайт экзамена);

http://www.goodlucktoeic.com/ (информация о структуре экзамена, советы для успешной сдачи и пробные тесты);

https://www.englishdub.com/esl-exams/ets-toeic.htm (информация об экзамене, советы, пробный тест).

Литература

1. Cambridge English: Language Assessment. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cambridgeenglish.org.ru/exams-and-qualifications/first/index.aspx (дата обращения: 22.06.2016).

2. Inter Press Exams Center. [Электронный ресурс]: Сайт о международных экзаменах. Режим доступа: http://www.examskz.com/toeic_1.php/ (дата обращения: 22.06.2016).

3. ETS (Educational Testing Service) // Сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ets.org/toeic/succeed/ (дата обращения: 22.06.2016).

4. The Test of English for International Communication. Listening and reading sample tests. Educational Testing Service, 2005. p. 23.

5. The Test of English for International Communication. Speaking and writing sample tests. Educational Testing Service, 2008. p. 18.

6. Андреева И. В. Иностранный язык как образовательный инструмент современной реальности// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. № 4, 2013. С. 3-11.

7. Миссия Тольяттинского государственного университета. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Тольяттинского государственного университета. Режим доступа: http://www.tltsu.ru/sveden/ms/index.php/ (дата обращения: 22.06.2016).

8. Косс Е. В., Кириллова А. В. Оценка качества письменного научно-технического перевода с английского языка на русский язык у магистрантов технических направлений подготовки // Е. В. Косс, А. В. Кириллова / Международный научный журнал «Инновационная наука». № 11, 2015 в 3 частях. Ч. 2. Уфа, 2015. С. 210-216.

Improving teaching mathematics primary school teachers Onolbaev M.

Совершенствование методико-математической подготовки будущих учителей

начальных классов Онолбаев М. Б.

ОнолбаевМелис Бекболович / OnolbaevMelis - доцент, кафедра педагогики,

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается совершенствование программ подготовки будущих педагогов. Проанализированы инновационные подходы к совершенствованию методико-математической подготовки учителя начальных классов.

Abstract: the article deals with the improvement of training programs for future teachers. Analyzed innovative approaches to improving teaching mathematics primary school teacher.

Ключевые слова: подготовка учителя, компетентностьш подход, интегративный подход, методико-математическая подготовка.

Keywords: teacher training, competence approach, integrative approach, teaching mathematics.

Наблюдающиеся быстрые изменения в обществе требуют соответствующих изменений в системе образования в целом, в том числе, в системе педагогического образования. В настоящее время образование приобретает новое качество, новую структуру, новые функции и характер. Процессы демократизации привели к изменению целей образования, открыли путь к инновационной деятельности учебных заведений в области содержания образования и педагогических технологий, расширили их профессиональное поле деятельности [1; с. 19]. Возникшая профессиональная конкуренция обусловила изменения в требованиях общества к качествам личности учителя и его профессиональной деятельности. Сегодня требуется не просто учитель - транслятор знаний, а человек, способный организовать активное получение и усвоение учащимися знаний и обобщенных умственных действий, развивать творческую деятельность школьников. Особенно актуальной в обозначенном контексте выступает проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Методико-математическая подготовка будущего учителя начальных классов будет эффективной, если она рассматривается с позиции интегративного подхода. В основе указанного подхода лежит понятие интеграции. В научной литературе под интеграцией чаще всего понимают процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате чего возникают новые свойства, не присущие ранее отдельным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.