Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к исследовательской деятельности / формирование готовности к исследовательской деятельности курсантов военного вуза / readiness for research activity / formation of readiness for research activity of cadets of military university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.П. Качалова, М.А. Бабухин

В статье рассматривается педагогический потенциал функционально-формирующей научной среды как средства, способствующего развитию готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности. Раскрывается структура и содержание элементов, наполняющих формирующую научную среду, основанную на применении военно-научных средств, мотивирующих курсантов военного вуза пограничного профиля на самостоятельное выполнение исследовательской деятельности и воспитывающую у них ценностные установки в контексте обладания ею. В качестве научной новизны исследования представлено авторское определение понятия «готовность курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности», выявлены структурные компоненты готовности к исследовательской деятельности, раскрыто содержание формирующей научной среды, созданной в военном вузе пограничного профиля. Практическая значимость исследования заключается в возможности создания рассмотренной функционально-формирующей научной среды во всех российских военных вузах, имеющих пограничный профиль. Теоретическую значимость исследования представляет содержание военно-научных средств, применение которых способствует формированию готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.П. Качалова, М.А. Бабухин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY OF MILITARY UNIVERSITY CADETS SPECIALIZING IN PROTECTION OF BORDERS

The article considers the pedagogical potential of a functionally-forming scientific environment as a means of contributing to the formation of the readiness of cadets of a military higher education institution of a border profile for research activities. The structure and content of the elements that fill the forming scientific environment, based on the use of military scientific means, motivating cadets of a military higher education institution of the border profile to independently carry out research activities and form their value orientations in the context of owning it, are revealed. As a scientific novelty of the study, the authors’ definition of the concept of “readiness of cadets of a military university of a border profile for research activities” is presented, the structural components of readiness for research activities are revealed, and the content of the formative scientific environment created in a military university of a border profile is discussed. The practical significance of the study lies in the possibility of creating the considered functional-forming scientific environment in all Russian military universities with a borderline profile. The theoretical significance of the study is the content of military-scientific means, the use of which contributes to the formation of the readiness of cadets of a military university of a border profile for research activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 37.026.7

Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: lada7.54@mail.ru

Babukhin M.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: bobmaxx8@rambler.ru

FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY OF MILITARY UNIVERSITY CADETS SPECIALIZING IN PROTECTION OF BORDERS. The article considers the pedagogical potential of a functionally-forming scientific environment as a means of contributing to the formation of the readiness of cadets of a military higher education institution of a border profile for research activities. The structure and content of the elements that fill the forming scientific environment, based on the use of military scientific means, motivating cadets of a military higher education institution of the border profile to independently carry out research activities and form their value orientations in the context of owning it, are revealed. As a scientific novelty of the study, the authors' definition of the concept of "readiness of cadets of a military university of a border profile for research activities" is presented, the structural components of readiness for research activities are revealed, and the content of the formative scientific environment created in a military university of a border profile is discussed. The practical significance of the study lies in the possibility of creating the considered functional-forming scientific environment in all Russian military universities with a borderline profile. The theoretical significance of the study is the content of military-scientific means, the use of which contributes to the formation of the readiness of cadets of a military university of a border profile for research activities.

Key words: readiness for research activity, formation of readiness for research activity of cadets of military university.

Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики гуманитарного института Шадринского государственного педагогического

университета, г. Шадринск, E-mail: lada7.54@mail.ru

М.А. Бабухин, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: bobmaxx8@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматривается педагогический потенциал функционально-формирующей научной среды как средства, способствующего развитию готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности. Раскрывается структура и содержание элементов, наполняющих формирующую научную среду основанную на применении военно-научных средств, мотивирующих курсантов военного вуза пограничного профиля на самостоятельное выполнение исследовательской деятельности и воспитывающую у них ценностные установки в контексте обладания ею. В качестве научной новизны исследования представлено авторское определение понятия «готовность курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности», выявлены структурные компоненты готовности к исследовательской деятельности, раскрыто содержание формирующей научной среды, созданной в военном вузе пограничного профиля. Практическая значимость исследования заключается в возможности создания рассмотренной функционально-формирующей научной среды во всех российских военных вузах, имеющих пограничный профиль. Теоретическую значимость исследования представляет содержание военно-научных средств, применение которых способствует формированию готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: готовность к исследовательской деятельности, формирование готовности к исследовательской деятельности курсантов военного вуза.

Способность будущих офицеров пограничной службы эффективно функционировать в условиях современной обстановки в мире - один из важнейших факторов успешного и устойчивого развития страны. Требования, отраженные в нормативно-правовых актах в сфере образования и науки, подчеркивают необходимость подготовки в военных образовательных организациях высшего образования пограничного профиля ответственных, инициативных, высококвалифицированных специалистов, способных при необходимости проявить сформированную готовность к исследовательской деятельности в целях нахождения путей решения возникших проблем военно-профессиональной деятельности научным методом. Во исполнение указанных требований на военные образовательные организации высшего образовательного пограничного профиля возлагается большая ответственность за профессиональную подготовку и воспитание курсантов - будущих офицеров, формирование и развитие у них чувства ответственности за судьбу своей страны, своего народа, нетерпимости к формальному («поверхностному») подходу при выполнении задач военно-профессиональной деятельности, напрямую влияющего на эффективность их выполнения. Основная задача военных вузов не ограничивается только образовательным процессом, важной задачей является пропаганда научных знаний, повышение образовательного и культурного уровня курсантов.

Целью настоящего исследования является поиск средств, способствующих формированию у курсантов военного вуза пограничного профиля готовности к выполнению исследовательской деятельности.

Задачами исследования являются: 1) анализ понятия «готовность к исследовательской деятельности»; 2) выявление структурных компонентов готовности к исследовательской деятельности; 3) рассмотрение содержательного наполнения и возможности применения в военном вузе пограничного профиля военно-научных средств, способствующих формированию у курсантов военного вуза готовности к исследовательской деятельности.

Проведенный теоретический анализ свидетельствует, что понятие «готовность к деятельности» в научных исследованиях определяется достаточно многозначно. В военно-психологическом словаре понятие «готовность» рассматривается в качестве состояния личности, характеризующееся активной деятельностью, мобилизованностью имеющихся усилий для выполнения поставленных задач [1, с. 66]. «Готовность» подразумевает наличие теоретических знаний, практических умений, опыта, а также эмоциональный настрой и решительность в ходе их применения [1, с. 66].

Понятие «готовность» рассматривается в контексте наличия необходимого уровня сформированности психических, физиологических и физических качеств личности субъекта, теоретических знаний и практических умений, требуемых для эффективного выполнения деятельности [2, с. 160]. Готовность субъекта к исследовательской деятельности ученые рассматривают в качестве определяющего состояния субъекта личностного образования, подразумевающего наличие мотивации к выполнению деятельности и ценностное отношение к ней. «Готовность» к выполнению исследовательской деятельности, по мнению ученых, характеризует наличие исследовательских знаний и практических умений, необходимых для успешного решения задач профессиональной деятельности [3, с. 143].

Исходя из межпредметной характеристики данного понятия, исследователи дают структурно-компонентную характеристику исследовательской готовности и выделяют мотивационный; ориентационный; деятельностный и рефлексивный компоненты, которые не просто обеспечивают готовность к научно-исследовательской деятельности, но и оказывают влияние на развитие самой личности курсанта. Сопровождающими характеристиками готовности к исследовательской деятельности определяются направленность, совокупность знаний, необходимых для эффективного выполнения служебно-боевых задач [4, с. 66-73].

В организационно-формирующем аспекте готовность к исследовательской деятельности определяется как овладение научными методами познания, осознанное освоение научных знаний, приобретенный опыт самостоятельного решения актуальных научных и военно-технических задач [5, с. 11-16].

В аспекте необходимости формирования готовности к выполнению исследовательской деятельности курсантов МЧС данное понятие рассматривается в качестве интегративного свойства личности, в структуре которой наличествуют методологические знания, понимание особенностей организации и самостоятельного выполнения исследования; ценностное отношение к ней в контексте профессиональной самореализации. Сформированные в рамках выполнения исследовательской деятельности умения способствуют выполнению отражающих специфику профессиональной деятельности исследовательских задач [6, с. 6].

Синтезируя представленные выше определения, под готовностью курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности мы будем понимать личностное образование, определяющее мотивационно-цен-ностное отношение к этой деятельности, включающее совокупность методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих осуществить поиск решения задач оперативно-служебной деятельности пограничных органов.

Процесс формирования готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности требует специально организованной деятельности в рамках образовательного процесса и усматривает создание эффективной научной среды. Научная среда в совокупности социальных, материальных, организационных и психологических условий обеспечивает взаимодействие всех участников исследовательского процесса, направленных на развитие культуры научных исследований, самореализацию субъектов среды в научной сфере [7, с. 21-31].

Функционально-формирующая научная среда военного вуза пограничного профиля направлена на иерархическое достижение целей, а именно - формирование компонентов готовности к исследовательской деятельности, к которым мы отнесли: 1) мотивационно-ценностный; 2) когнитивный; 3) содержательный; 4) операционно-деятельностный; 5) рефлексивно-позиционный; 6) личност-но-творческий.

В логике и содержании формирующей научной среды в нашем исследовании акцентируется внимание на формировании способностей курсантов осуществлять анализ актуальных проблем военной направленности, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, разрабатывать исследовательскую программу, представлять результаты исследования, применять их в процессе решения задач оперативно-служебной деятельности пограничных органов.

Процесс формирования готовности к исследовательской деятельности курсантов военного вуза пограничного профиля обращен к востребованию военно-научных средств [8, с. 60-63].

Педагогическое значение применяемых в процессе формирования готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности военно-научных средств заключено в том, что они способствуют выработке мотивации и повышению заинтересованности курсантов к постижению различных аспектов военной службы, научному подходу в вопросах совершенствования и оптимизации оперативно-служебной деятельности пограничных органов, формированию важных военно-профессиональных качеств, овладению профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для эффективного выполнения должностных обязанностей.

К военно-научным средствам формирования у курсантов военного вуза пограничного профиля готовности к исследовательской деятельности относятся визуальные средства, отражающие специфику пограничной деятельности (модели, макеты, стенды, плакаты, схемы, карты, графики, видео-кейсы, видеофильмы и т.д.); полевые технические средства (военная техника, средства связи, оптико-механические приборы, эндоскопы, тепловизоры, системы наблюдения, охранные и сигнализационные комплексы, приборы ночного видения); средства вооружения (вооружение боевых машин, стрелковое и специальное вооружение); военно-научная лаборатория (исследование технических характеристик и эффективности применения вооружения, военной техники, оптических приборов, средств связи, технических средств охраны границы, разработка рационализаторских предложений и т.д.); информационно-коммуникационные технологии (Интернет, компьютерное оборудование, спутниковая связь, GPS-навигация, программное обеспечение, мультимедийные средства и т.д.); дидактические средства (использование военно-научной литературы, научно-публикационных источников, книг учебников, научных изданий и т.д.); военные архивы (музеи, научные библиотеки и т.д.).

Важным является деятельностная составляющая формирующей научной среды и в этом аспекте необходимо вовлечение курсантов военного вуза пограничного профиля в научно-исследовательскую проектную деятельность [9, с. 64-58], направленную на приобретение субъективно новых знаний в интересах их последующего применения в военно-профессиональной деятельности. Перед выполнением исследовательского проекта курсантами усваивается алгоритм (поэтапная последовательность) проведения исследования, затем детальное усвоение структуры и содержания каждого из этапов алгоритма на основе представленных опорных сигналов, практическая отработка каждого из этапов алгоритма. Тематика исследовательских проектов соответствует военно-профессиональной направленности («Имидж офицера российской армии, исторический аспект», «Формирование чувства ответственности как социально-значимого качества личности офицера пограничных органов», «Современная военная техника» и другие).

Процессуально формирование готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности проецировалось на их вовлечение в деятельность научного общества курсантов (НОК), в рамках которого курсантами выполняются самостоятельные научно-исследовательские и военно-рационализаторские работы, решаются оперативные задания, разрабатываются научно-технические предложения, проводятся военно-технические эксперименты, полевые испытания образцов вооружения и военной техники. Особое значение придавалось осуществлению курсантами научно-информационного поиска, подготовке и оформлению информационно-аналитических материалов; написанию докладов, научных статей и сообщений, имеющих военно-техническую и военно-теоретическую направленность; принятию курсантами активного участия в выступлениях с самостоятельно выполненными научными трудами на конференциях, симпозиумах, семинарах, мероприятиях в формате круглого стола, конкурсах научных работ.

Эффективность процесса формирования готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности имеет прямую связь с необходимостью создания и внедрения в образовательный процесс во-

енного вуза пограничного профиля дидактико-методического обеспечения, осуществляемого посредством введения специального курса (факультатива) «Основы научно-исследовательской работы курсантов военного вуза пограничного профиля».

Содержание курса состоит из двух блоков. Первый блок - теоретический, сосредоточен на изучении вопросов, связанных с методологией научного исследования; методами научного исследования; структурой научного синопсиса; видами исследовательских работ; структурой и этапами научного исследования; видами, характеристикой и методикой проведения эксперимента; методологическим аппаратом исследования. В рамках теоретического блока курсанты усваивают структуру и содержательное наполнение исследовательской деятельности, логику и алгоритм ее выполнения, научный аппарат исследования; основные характеристики и процедуры научного эксперимента; логическое построение доказательств в процессе проведения эксперимента; посредством выполнения итоговой учебно-исследовательской работы развивают исследовательские умения.

Второй блок - практический, включает организацию работы курсантов военного вуза пограничного профиля с различными источниками информации и информационными ресурсами, формирование умения проводить анализ научных информационных источников (в процессе выполнения исследовательских заданий военно-профессиональной направленности); использовать методы научных исследований; анализировать и обрабатывать полученные результаты; осуществлять поиск проблемы и формулировать задачи исследования; осуществлять поиск адекватных путей решения проблемы; обобщать и интерпретировать полученную информацию, формулировать выводы; подготавливать результаты исследования в виде отчетов. Педагогическое обеспечение достижения сфор-мированности указанных умений предусматривало на практических занятиях организацию дискуссий, дискурсов, научных сообщений, написание рефератов, обсуждение затруднений в выполнении заданий, обмен мнениями, в ходе которых курсанты определяли оптимальные способы решения проблем и задач, связанных с военно-профессиональной деятельностью.

Создание эмоционально-положительного фона формирующей научной среды предусматривало применения приемов, стимулирующих курсантов к самостоятельному выполнению исследовательской деятельности: «Позитив» (доброжелательный настрой преподавателя, уместные шутки на рассматриваемую тему); «Удивление» (обогащение учебного материала субъективно новыми фактами, явлениями, хрониками интересных событий и т.п.); «Успех» (одобрение даже незначительных личных исследовательских достижений курсантов, одобрительное подбадривание); «Нестандартный подход» (нетривиальный стиль проведения занятия); «Сотрудничество» («субъект-субъектное» взаимодействие в интеракции «преподаватель - курсант»); «Индивидуальный подход» (соответствие уровня сложности заданий индивидуальным особенностям курсантов); «Доброжелательность» (поддержание доброжелательной атмосферы в аудитории); «Высокая оценка» (оценивании исключительно «отличных» и «хороших» ответов курсантов).

Результаты педагогического эксперимента по формированию готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности нашли отражение в конкурсных научных статьях курсантов на темы: «Формы и методы разведывательной и иной деятельности спецслужб» и «Проблемы квалификации акта международного терроризма», которые заняли первые места на конкурсах научных работ среди курсантов ведомственных образовательных организаций. Разработанный в качестве рационализаторского предложения упор для стрельбы из автоматического оружия имеет активное применение в процессе проведения стрельб из автомата Калашникова (АК-74) с курсантами. Рационализаторское предложение курсантов «Оптический прицел» запатентовано как авторское изобретение и получило именной сертификат. Научное исследование «Управление подразделениями в современном бою (анализ опыта современных локальных войн и вооруженных конфликтов)» подтверждено грамотой губернатора в конкурсе научно-исследовательских работ.

Таким образом, формирование готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности является актуальной задачей, стоящей перед военной образовательной организацией высшего образования пограничного профиля. В качестве средства, способствующего эффективному формированию готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности, возможно рассматривать создание функционально-формирующей научной среды, включающей в свое содержание применение военно-научных средств; вовлеченность курсантов военного вуза пограничного профиля в научно-исследовательскую проектную деятельность; вовлечение курсантов в работу научного общества курсантов (НОК); введение специального курса (факультатива) «Основы научно-исследовательской работы курсантов военного вуза пограничного профиля».

Эффективности процесса формирования готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности посредством формирующей научной среды способствует создание эмоционально-положительного фона, основанного на применении педагогических приемов, мотивирующих курсантов на самостоятельное выполнение исследовательской деятельности.

Избранный подход к осуществлению процесса формирования готовности курсантов военного вуза пограничного профиля к исследовательской деятельности оправдывает себя, но не исключает дальнейшей разработки педагогических условий, обеспечивающих достижение цели.

Библиографический список

1. Военно-психологический словарь-справочник. Общество психологов силовых структур. Москва, 2010.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000.

3. Шадчин И.В. Ретроспективный анализ проблемы формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Инновационное развитие профессионального образования. 2013; № 3: 149 - 153.

4. Бальчугов С.Г., Дьячков А.А. Сущность и содержание педагогической программы формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности. Психология образования в поликультурном пространстве. Научно-теоретический рецензируемый журнал. Елец, 2014; Т. 3, № 27: 66 - 73.

5. Елагина В.С. Организация исследовательской деятельности курсантов военного вуза. Международный журнал экспериментального образования. 2017; № 11: 11 - 16.

6. Трояк Е.Ю. Формирование готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки. Диссертация кандидата ... педагогических наук, Красноярск, 2019.

7. Елагина В.С., Рогожин В.М. Образовательная исследовательская среда как фактор саморазвития курсантов военного вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт»; № 12: 21 - 31.

8. Овчаренко М.С. Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе. Молодой ученый. 2021; № 39 (381): 60 - 63.

9. Малий В.И. Научно-исследовательская деятельность в военном вузе. Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2019: 54 - 68.

References

1. Voenno-psihologicheskij slovar'-spravochnik. Obschestvo psihologov silovyh struktur. Moskva, 2010.

2. Bezrukova V.S. Osnovy duhovnoj kul'tury: 'enciklopedicheskij slovar'pedagoga. Ekaterinburg, 2000.

3. Shadchin I.V. Retrospektivnyj analiz problemy formirovaniya gotovnosti studentov k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2013; № 3: 149 - 153.

4. Bal'chugov S.G., D'yachkov A.A. Suschnost' i soderzhanie pedagogicheskoj programmy formirovaniya gotovnosti buduschih oficerov k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. Nauchno-teoreticheskij recenziruemyj zhurnal. Elec, 2014; T. 3, № 27: 66 - 73.

5. Elagina V.S. Organizaciya issledovatel'skoj deyatel'nosti kursantov voennogo vuza. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2017; № 11: 11 - 16.

6. Troyak E.Yu. Formirovanie gotovnosti kursantov MChS Rossii k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk, Krasnoyarsk, 2019.

7. Elagina V.S., Rogozhin V.M. Obrazovatel'naya issledovatel'skaya sreda kak faktor samorazvitiya kursantov voennogo vuza. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept»; № 12: 21 - 31.

8. Ovcharenko M.S. Podhody k organizacii voenno-nauchnoj raboty kursantov na sovremennom 'etape. Molodoj uchenyj. 2021; № 39 (381): 60 - 63.

9. Malij V.I. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nosti v voennom vuze. Obrazovanie: proshloe, nastoyaschee i buduschee: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2019: 54 - 68.

Статья поступила в редакцию 19.02.22

УДК 37.025.7

Vinogradova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Togliatti state University (Tolyatti, Russia), E-mail: nata25_77@mail.ru

METHODOLOGICAL THINKING AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CULTURES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES. The article searches for methodological guidelines and system-forming factors of professional activity of masters 44.04.01 Pedagogical education, orientation (profile) "Art education", designed to improve the pedagogical system, to form important qualities of a teacher's personality. In the development of professional competencies, the fundamental factor of the culture of thinking, the ability to see, to carry out selection, to solve tasks is the development of methodological thinking. The relevance of the research is based on the need to develop methodological thinking, which is due to the unpreparedness of students for cognitive, reflexive, communicative and integrating functions of cognition and comprehension. Thinking is an activity of consciousness, "mental activity", manifests itself as an ability to use the means of intellectual activity in scientific research work. It becomes important to comprehend the content side of learning in order to develop students' cognitive abilities. The purpose of the study is determined by the need to develop a meaningful component of learning, acting as a value-semantic reference under the influence of which students master the culture of scientific knowledge. Scientific novelty is based on the resolution of contradictions between the graduate's competence model, the individualization of knowledge acquisition and the content-semantic model of learning. This allowed the author to develop a model for the development of methodological thinking by combining professional activity with research. The model is based on three aspects of the educational process: content-targeted, organizational and regulatory control. The presented results demonstrate flaws in the content of the educational system, which served as the basis for the definition of methods, technologies, the development of program-methodical, didactic materials, the use of which contributes to the activation of personal qualities and the development of methodological thinking as the basis of pedagogical culture, professional functions of a teacher.

Key words: higher art education, competence approach, methodological thinking, educational model, temporal characteristics, research activity, andragogy.

Н.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, E-mail: nata25_77@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

КАК ОДНА ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР

В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье осуществляется поиск методологических ориентиров и системообразующих факторов профессиональной деятельности магистров 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Художественное образование», призванной улучшить педагогическую систему, сформировать важные качества личности педагога. В развитии профессиональных компетенций основополагающим фактором культуры мышления, умения видеть, осуществлять отбор, решать поставленные задачи является развитость методологического мышления. Актуальность исследования строится на необходимости развития методологического мышления, что обусловлено неподготовленностью обучающихся к когнитивным, рефлексивным, коммуникативным и интегрирующим функциям познания и осмысления. Мышление - это деятельность сознания, «мыследеятельность», проявляется как способность использовать средства интеллектуальной деятельности в научной-поисковой работе. Становится важным осмыслить содержательную сторону обучения с тем, чтобы развить у обучающихся способности к познанию. Цель исследования определяется необходимостью разработки содержательного компонента обучения, выступающим ценностно-смысловым ориентиром, под влиянием которого обучающиеся овладевают культурой научного познания. Научная новизна строится на разрешении противоречий между компетентностной моделью выпускника, индивидуализацией освоения знаний и содержательно-смысловой моделью обучения. Это позволило автору разработать модель развития методологического мышления, объединив профессиональную деятельность с исследовательской. Модель основана на трех аспектах образовательного процесса: содержательно-целевом, организационном и контрольно-регулирующем. Представленные результаты демонстрируют слабые места в содержании образовательной системы, что послужило основанием для определения методов, технологий, разработки программно-методических, дидактических материалов, применение которых способствует активизации личностных качеств и развитию методологического мышления как основы педагогической культуры, профессиональных функций педагога.

Ключевые слова: высшее художественное образование, компетентностный подход, методологическое мышление, модель образования, темпоральные характеристики, исследовательская деятельность, андрагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.