Научная статья на тему 'Формирование готовности к добрым человеческим отношениям старшеклассника'

Формирование готовности к добрым человеческим отношениям старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ДОБРЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакарова Рукият Кахримановна

Рассматриваются роль, место и значение формирования добрых человеческих отношений в становлении высоконравственной личности старшеклассника. Определены формы и принципы совершенствования личности в аспекте проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абакарова Рукият Кахримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к добрым человеческим отношениям старшеклассника»

Психолого-педагогические науки

• • •

85

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 373.1.02

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ СТАРШЕКЛАССНИКА

©гоюАбакарова Р.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассматриваются роль, место и значение формирования добрых человеческих отношений в становлении высоконравственной личности старшеклассника. Определены формы и принципы совершенствования личности в аспекте проблемы.

The author of the article considers the role, the place and the significance of the development of the kind human relations in the formation of senior schoolchildren’s personality with high moral qualities. She defines forms and principles of the personality perfection in the aspect of the problem.

Ключевые слова: личность старшеклассника, добрые человеческие отношения, формирование готовности, нравственное воспитание.

Ключевые слова: a senior schoolchild’s personality, kind human relations, development of the readiness, moral education.

Морально-этические издержки современной среды, отсутствие механизма координации деятельности образовательных учреждений, нацеленность средств массовой информации на потребителя среднего и ниже среднего уровня культуры, распространенное мнение о несовместимости экономики и нравственности актуализировали проблему разработки федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы, направленной на решение приоритетных задач в сфере молодежной политики, в которой предусматриваются комплексные меры по реализации инновационного

потенциала молодежи, формированию толерантности и поддержке инициатив. При этом особое значение в программе отводится созданию системных механизмов воспитания и формирования у учащейся молодежи патриотизма, гражданской ответственности и российской идентичности, способствующих нравственному становлению личности старшеклассника.

Следует отметить, что важными характеристиками старшеклассника рассматриваются оптимизм, жизнерадостность и романтическая целеустремленность, свобода действий,

86

Известия ДГПУ, №4, 2010

стремление проверить свои мечты в конкретных делах и т.д.

По мнению Б. Т. Лихачева, «в пору юности стремление к счастью становится более осмысленным и конкретным, достижение которого юноши и девушки видят, прежде всего, в самоутверждении...». Автор считает, что именно в этот период у молодого человека чаще всего происходит крушение надежд, вследствие чего особое значение имеют встречи с интересными, талантливыми, умудренными опытом жизни людьми, после которых они делают выводы, где именно и как применить свои силы, чему посвятить себя [4. С. 138]. «Сознательное ощущение счастья приходит к юношам и девушкам в богатом духовном общении..., именно в процессе которого формируются потребности и облик молодых людей» [4. С. 144]. Поэтому необходимо для старшеклассников организовать дискуссионные клубы по интересам, группы доверия, где проходят беседы по развитию добрых чувств, в которых оказывается конкретная помощь старшекласснику.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что успешным членом общества является именно тот, кто в своей жизнедеятельности руководствуется нравственными нормами, что актуализирует проблему целостной педагогической системы, обеспечивающей высокий уровень формирования нравственной культуры личности старшеклассника» [5. С. 7-8].

По мнению Н. Ю. Казаватовой, формирование добрых человеческих отношений следует рассматривать в качестве основы нравственного воспитания личности, для чего необходимо ознакомить старшеклассников с основами нравственности, морали и т.д. [2].

Сегодня старшеклассники стараются обратить на себя внимание, быть в центре, а если не получается отрекомендовать себя с хорошей стороны, готовы стать и отрицательными лидерами.

Программа «Молодежь России» указывает на значимость научноисследовательской деятельности по формированию добрых человеческих отношений у учащейся молодежи, доброго отношения к самому совершенному созданию на земле - человеку. Согласно И. П. Раченко, чтобы выжить, спасти от гибели мир и планету, есть лишь одно средство -мирное сосуществование, сотрудничество, основанное на гуманизме, добрых человеческих отношениях [6. С. 8].

До недавнего времени о межличностных отношениях, формировании добрых человеческих отношений писали в основном зарубежные ученые развитых стран, а в нашей стране значимость проблемы актуализировалась после смены парадигмы образования, что нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996 гг.), где провозглашается принцип гуманистического образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья и свободного развития личности.

Следовательно, реализация

принципа возможна путем совершенствования общеобразовательной системы, включения старшеклассников в высоконравственную воспитывающую среду.

В качестве направлений формирования добрых человеческих отношений, способствующих регулированию отношений среди старшеклассников, исходя из интересов каждого члена коллектива, выступают:

1. Постепенное избавление от отрицательных и развитие положительных качеств, которые уменьшают конфликтность, оттесняют негативное поведение и т.д.

2. Предупреждение преднамеренного и ошибочного зла, выяснение причин их проявления, поскольку ошибочное зло неумышленное, и в этом случае необходимо разъяснение его неправомерности, пока оно еще не стало привычкой старшеклассников.

Психолого-педагогические науки • • •

3. Создание такой воспитательной среды, где старшеклассник почувствовал бы свободу для самовоспитания и саморазвития.

4. Формирование любви к человеку как высокому созданию природы и неприятия проявлений зла старшеклассниками.

В рамках целевой комплексной программы «Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений» (Каякентский район Республика Дагестан) красота человеческих отношений рассматривается нами в качестве пути к самопознанию, саморазвитию и самоусовершенствованию личности. При этом красота плюс доброта выступают проводникам, средством воспитания чуткости, внимательности, любви к людям. Старшеклассники, воспитанные на чувстве прекрасного, бдительны к несчастьям других, им присущи сострадание, желание понять и поддержать человека в трудную минуту. Эстафета дружбы как средство формирования добрых человеческих отношений укрепляет дружеские связи между старшеклассниками, сплачивает в решении хозяйственных, социальных, нравственных и других проблем и т.д. Кроме этого, эстафета способствует оздоровлению социальной среды старшеклассников, заставляет их лучше узнать друг друга, укрепляет дружеские отношения между молодежью селений Каякентско-го района.

В формировании добрых человеческих отношений важен комплексный подход к организации воспитательного процесса, ориентированного на проявление честности, порядочности, доброты, справедливости, терпимости, честолюбия и т.д., для чего необходимо выработать устойчивое отвращение к разрушительности и насилию. С учетом того, что в горцах эти качества воспитывались с использованием дагестанских традиций и обычаев, сегодня важно возродить эти процессы, поскольку намус, честь в горах превыше всего.

87

Учебно-воспитательная работа по формированию добрых человеческих отношений в Новокаякентской школе строится на основе использования средств народной педагогики, культуры и традиций народов Дагестана. Старшеклассники посещают творческий кружок, в рамках которого проводятся инсценировки народных традиций (укладывание в колыбель младенца, подготовка свадебного наряда и т.д.), игры, которые стали традиционными («Добрые ростки на поле чудес», «Конкурс стихов», «У родника» и т.д.).

В районе функционирует общественная организация «Ромашка». Старшеклассники совершают добрые дела как в школе, так и за ее пределами. Например, учащиеся Алходжа-кентской школы оказывают помощь старожилам, участвуют в благоустройстве улиц и общественных учреждений, в озеленении скверов, ухаживают за памятником неизвестному солдату, ежемесячно посещают ветеранов Великой Отечественной войны и помогают им по дому.

Успешно решается вопрос формирования добрых отношений через участие в отряде «Тимуровец», где старшеклассники периодически посещают ветеранов труда, вдов, одиноких и престарелых людей, помогая им, оказывая материальную и моральную помощь. Часто ветераны рассказывают о своем нелегком жизненном пути, об истории села, что способствует воспитанию сострадания, трудолюбия, гуманизма.

Следует отметить, что основы практического добра кроются в общественно полезном труде, а внутренним двигателем выступает совесть, честь, нравственный долг личности перед собой и перед обществом. Добро носит субъективный характер, когда оно направлено на определенную личность (отец, мать, сестра, брат), а объективизируется тогда, когда оно совершается исходя из высоконравственных побуждений, где ведущую роль играет любовь человека

88

Известия ДГПУ, №4, 2010

к человеку, обществу, сообществу, природе.

С целью анализа практики формирования добрых человеческих отношений старшеклассников нами проанализированы уроки учителей, работающих по целевой комплексной программе «Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений». Коллективные посещения совместно с администрацией школы занятий позволяли провести анализ уроков (табл. 1) с позиций использования в межличностных отношениях форм взаимодействия, активизирующих и способствующих повышению уровня культуры взаимоотношений, формированию добрых человеческих отношений, проявлению интегративных качеств: гуманности, трудолюбия, любознательности, альтруизма, самостоятельности, коллективизма, честности, совестливости, активности, эрудированности, объективности, оптимизма.

С целью сплочения старшеклассников, возрождения традиций братства, дружбы, куначества, а также интернациональных и патриотических чувств проведены молодежные вечера, посвященные Всемирному дню молодежи, где учителя и старшеклассники

Примечания

учились управлять чувствами и эмоциями, действовать не исходя из своих пристрастий, а направлять их на формирование добрых человеческих отношений.

Подводя итоги, подчеркнем важность решения задачи и формирования добрых человеческих отношений на основе следующих правил:

- каждый человек считает себя добрым;

- причина всех неприятностей находится в нас;

- не нужно нравоучение, а нужен пример для подражания;

- зло всегда обернется злом;

- посмотри со стороны, насколько твое присутствие приятно окружающим;

- покажи свою любовь и прояви заботу.

Формирование добрых человеческих отношений старшеклассника должно нацелить на то, чтобы он был счастлив, внушить ему, что самое дорогое в жизни - это человек; высшее достоинство, честь, моральная доблесть - давать счастье другому человеку, создавать для него красоту и вместе с тем самому быть добрым и красивым.

1. Абакарова Р. К. Формирование добрых человеческих отношений: интегративный подход. М., 2010. 2. Абакарова Р. К. Технология формирования добрых человеческих отношений: интегративный подход. М., 2010. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. 1992. № 11. 4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М. : Прометей, 1995. 5. Мудрик В. А. О воспитании старшеклассников. М., 1981. 6. Раченко И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск, 1992.

Статья поступила в редакцию 12.09.2010 г.

УДК 378.02:372.8

ПОДГОТОВКА К ИНФОРМАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИСТА

©2010 Акбашева М.С., Мухидинов М.Г.*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.