Научная статья на тему 'Формирование добрых человеческих отношений средствами трудового воспитания'

Формирование добрых человеческих отношений средствами трудового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ВЫСОКОНРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакарова Рукият Кахримановна

В статье обобщаются теоретические основы формирования добрых человеческих отношений у учащихся средствами трудового воспитания и практические возможности высоконравственного труда, который формирует лучшие черты характера, в том числе потребность в труде как первой жизненной необходимости в любом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование добрых человеческих отношений средствами трудового воспитания»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.42

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

®2011 Абакарова Р.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье обобщаются теоретические основы формирования добрых человеческих отношений у учащихся средствами трудового воспитания и практические возможности высоконравственного труда, который формирует лучшие черты характера, в том числе потребность в труде как первой жизненной необходимости в любом обществе.

The author of the article generalizes theoretical bases of the formation of schoolchildren’s kind human relations by means of the labour education and the practical possibilities of the highly moral labour which forms the best character traits, including the need for the labour as the first vital necessity in any society.

Ключевые слова: формирование добрых человеческих отношений,

высоконравственная личность, усовершенствование, культура труда.

Keywords: the formation of kind human relations, highly moral person, improvement, the labour culture.

В формировании добрых отношений наиболее результативной является правильно организованная трудовая деятельность,

способствующая раскрытию лучших черт характера, потребности в труде как жизненной необходимости, где конечным результатом выступают не только материальные ценности, но и моральное удовлетворение. В процессе трудовой деятельности у учащихся формируются такие

качества, как ответственность,

добросовестность, коллективизм, трудолюбие, бережливость,

активность и предприимчивость,

сознательность,

дисциплинированность и т.д. Если обеспечить эстетическое насыщение содержания процесса, то трудовая деятельность способствует

выработке у школьников стремления к глубокому и всестороннему восприятию красоты труда и человеческих взаимоотношений, обеспечению эстетичности в изготовлении изделий, изящества форм изделий, высокой культуры, что благоприятно сказывается на эстетическом воспитании

школьников.

По мнению А. С. Макаренко, «творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, сознательно видит в нем радость, понимает пользу и необходимость, что делает его основной формой проявления личности» [5. С. 396].

Для воспитания добра, трудолюбия, уважения к труду, человеку труда, любви к окружающей

природе, Родине и семье нами разработана целевая комплексная программа формирования добрых человеческих отношений [2. С. 37], которая прошла апробацию в гимназических классах

Новокаякентской школы, а также в образовательных учреждениях

Каякентского района Республики Дагестан.

Отделение «Народные

промыслы» в Каякентской школе ориентировано на обучение художественной вышивке с позиций воспитания разумного, доброго, прекрасного в учащемся. При вышивании листочка, веточки или цветочка обеспечивается не только осознание чувства прекрасного, но и связь с природой, литературой, культурой в целом. На уроке при составлении композиции для вышивания «Зимний вечер» звучащая музыка, горящая свеча помогают прочувствовать красоту заброшенной избушки, укрытой снегом, и тлеющий мягкий свет лампадки в ее окошке.

Кроме того, работа над темой «Спешите делать добрые дела» способствовала упрочению традиции: к каждому празднику учащиеся готовят своими рукам подарки-сюрпризы больным, малоимущим и инвалидам. Ученицы-вышивальщицы в качестве подарков готовят к праздникам «День Победы», «Защитник Отечества» и «Международный женский день» выполненные коллективно изделия (скатерти, салфетки).

Формированию добрых

человеческих отношений между учащимися способствует совместная работа на пришкольном участке. Выращенными саженцами озеленили школу, медпункт, детсад, мечеть, раздали для посадки в палисаднике каждому учащемуся, чтобы он на своем участке разводил

декоративные культуры. Ежегодно учащимися выращивается более 800 тысяч саженцев декоративных культур, которые преподносятся в дар общеобразовательным учреждениям республики.

В Новокаякентской СШ на уроках технологии школьники занимаются мягкой игрушкой, что способствует выработке трудолюбия,

эстетического вкуса, развитию творческой активности, фантазии и изобретательности. Кроме того, с

учащимися проводятся различные мероприятия воспитательного

характера, направленные на

формирование добрых отношений (экскурсии, конкурсы на лучшую поделку, массовые мероприятия к различным памятным датам, визиты со своими сувенирными игрушками в детский сад, реабилитационный центр и т.д.), которые дают возможность для совершения добра и максимального проявления активности и изобретательности, интеллектуального потенциала.

Уроки технологии, формируя понятия труда и потребности в нем, умения работать, при

соответствующей организации

способствуют проявлению доброты и радости. При этом трудолюбие представляет собой основной качество, характеризующее доброе человеческое отношение, а привычка выполнять трудовые действия от души и качественно, с любовью и рационально противостоит

равнодушию, лишней трате физических и душевных сил.

Важное место в формировании доброты занимает

самообслуживание в школе, уборка территорий, соблюдение чистоты, работа на пришкольном участке. Следует отметить значимость оказания помощи учителям-предметникам в создании технических средств обучения, совместного оформления классных помещений, коридоров, посадки цветочных клумб, формирующих добрые отношения не только к людям, но и прививающие любовь к живой и неживой природе.

Возможность создавать

материальные ценности в учебных мастерских школы, организация выставок-ярмарок солидарности, где реализуются поделки учащихся, а выручка используется для организации экскурсий, вечеров отдыха, благоустройства классных помещений, коридоров и т.д. способствует стимулированию

активности трудолюбия учащихся, воспитанию высоконравственной личности, созданию морального, психологического внутреннего

комфорта, настраивающего человека на добрые дела.

Сегодня важной задачей школы выступает развитие

заинтересованности, интереса и

инициативы, убежденности в общественной и личной пользе труда, для чего актуально использование традиций, адатов, обычаев народов Дагестана. Детская общественная организация

«Волонтер» помогает учащимся стать полезными людям и родному краю, формирует дружелюбие, благородство и милосердие, являющиеся основой программы действия.

Диагностика характеристик

учащихся через самооценку показывает, что человеколюбие присуще от 60,4% до 89,4% школьников (рост - 29%);

трудолюбие - от 59% до 86% (рост -

26%); эрудированность - от 41% до 81% (рост - 40%); совестливость - от 69,1% до 84% (рост - 14%).

Сравнительный анализ

результатов опытноэкспериментальной работы

свидетельствует о том, что

практическое добро кроется в

личности, внутренним двигателем которой выступают совесть, честь, нравственный долг перед собой и обществом. Добро становится

объективным, когда поступок совершается, исходя из

высоконравственных побуждений, где преобладает любовь к человеку, обществу, сообществу, природе.

Примечания

1. Абакарова Р. К. Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений между учащимися сельской и многонациональной школы. Пятигорск, 1994. 2. Абакарова Р. К. Теория и практика формирования добрых человеческих отношений. М., 2008. 3. Абакарова Р. К. Формирование добрых человеческих отношений: интегративный подход. М., 2010. 4. Крупицы опыта по формированию добрых человеческих отношений // Информационно-методический бюллетень / отв. ред. И. П. Раченко, Р. К. Абакарова Пятигорск, 1997. 5. Макаренко А. С. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1969.

Статья поступила в редакцию 29.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.