Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих юристов к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства в учреждениях социальной сферы'

Формирование готовности будущих юристов к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства в учреждениях социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТИЕ ДЕТИ / ПРАВА ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубинина О. И.

В статье анализируется профессиональная деятельность будущих юристов и формирование модели его готовности работать в социальной сфере, занимающихся профилактикой социального сиротства. В связи с проведенным исследованием профессиональную деятель-ность юриста по профилактике социального сиротства предложено опреде-лить как целенаправленный комплекс правовых действий, направленный на предотвращение потенциальных социокультурных коллизий, ведущих к лише-нию детей родительского попечения (социальному сиротству).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих юристов к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства в учреждениях социальной сферы»

ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Дубинина, О. И.,

аспирантка,

Астраханский государственный

университет,

Кафедра «Социальная педагогика

психология,

заместитель директора АФ НАЧОУ

ВПО СГА,

e-mail: dubinina_ olga 1975@mail.ru.

Dubinina, O.,

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье анализируется профессиональная деятельность будущих юристов и формирование модели его готовности работать в социальной сфере, занимающихся профилактикой социального сиротства.

В связи с проведенным исследованием профессиональную деятельность юриста по профилактике социального сиротства предложено определить как целенаправленный комплекс правовых действий, направленный на предотвращение потенциальных социокультурных коллизий, ведущих к лишению детей родительского попечения (социальному сиротству).

FORMATION OF READINESS OF FUTURE LAWYERS FOR PROFESSIONAL WORK TO PREVENT CHILD ABANDONMENT IN SOCIAL INSTITUTIONS

SUMMARY. The article analyzes the professional activities of lawyers and future models of its formation willingness to work in the social sphere, in the prevention of child abandonment.

In connection with research profession a lawyer for the prevention of child abandonment, asked to identify as a purposeful set of legal action aimed at preventing potential socio-cultural conflicts, leading to deprivation of children of parental care (social orphanhood).

Ключевые слова: социальное сиротство, юридическая деятельность, социальная сфера, профилактика, несовершеннолетие дети, права детей.

Key words: social orphanhood, legal activities, social services, prevention, minority children, children's rights.

Реформирование российского общества, вызванное коренными изменениями в жизни страны, обострило социальные проблемы, особенно для

наиболее уязвимой категории населения. Повысилось количество эпизодов лишения родительских прав, а также число детей, которые вынуждены уходить из семьи, воспитываться в различных типах интернатных учреждений, приютах, коррекционных учреждениях и детских домах.

В связи с изложенным, сегодня различным учреждениям социальной сферы необходимы специалисты юридического профиля, обладающие комплексом знаний, умений и навыков, способные к эффективной юридической деятельности и деятельности по профилактике социального сиротства. Это обуславливает расширение спектра специализаций юриста, профессиональная деятельность которого востребована в современной практике в разнообразных учреждениях инфраструктуры социальной защиты населения.

ФГОС ВПО бакалавриата «Юриспруденция» определяет требования к содержанию и уровню профессиональной подготовки юриста - выпускника вуза. Одним из требований к уровню общей образованности бакалавра юриспруденции является способность «анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)», «осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11)». Однако в массовой практике вузовской подготовки юристов отсутствует научно-методический инструментарий целостной системы целенаправленного формирования профессиональной готовности будущих специалистов к профилактике социального сиротства в учреждениях социальной сферы.

Зачастую молодые юристы в реальных трудовых условиях в учреждениях социальной сферы ощущают трудности, которые проявляются в неумении применять знания и навыки в специфических условиях предупредительной деятельности по отношению к социально уязвимым категориям, что связано с отсутствием способностей использовать многоаспектный юридический инструментарий для решения задач профилактики социального сиротства.

Данные обстоятельства являются следствием того, что:

1) существующие концепции не ориентирует педагогическую практику на формирование у будущих юристов способности эффективно осуществлять профессиональную деятельность по профилактике социального сиротства.

Видно, что инновационная и тем более - массовая практика общего образования нуждаются в моделях, оптимизирующих формирование готовности будущих юристов к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства.

Это является важным, поскольку, принятая Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, закрепила, основы укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, семейных отношений, семейного воспитания, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей [1; 2].

Предпринимать меры по предупреждению и борьбе с беспризорностью сегодня является обязанностью различных министерств, таких как здравоохранение и социальное развитие, внутренних дел и образования.

Развитие социального сиротства в настоящее время происходит как интенсивно, так и экстенсивно. Оно характеризуется ростом численности родителей, ограниченных в родительских правах, а также лишенных этих прав.

Кроме того, растет число детей, вынужденных уходить из семьи по разным причинам, воспитываться в государственных учреждениях (детских домах, реабилитационных центрах, школах интернатах). Это усугубляется увеличением кризисного состояния современных семей, в следствия снижения уровня их материального и социального благополучия.

Социальное сиротство обуславливается эволюцией форм и функций семьи, повышенными рисками монетарной бедности среди семей с детьми, более высоким уровнем бедности по субъективным оценкам, не ориентированной на профилактику неблагополучия семей с детьми системой социальной поддержки [2, с. 224].

М. А. Галагузова считает, что социальные сироты - это дети, которые имеют «биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием» своих детей и не заботятся о них [3, с. 416].

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова более узко определяют эту категорию детей как, родители которых «юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях» [4, с. 440].

В России в правовом аспекте в отношении таких детей применяется понятие «дети, лишенные родительского попечения», т. е. на официальном уровне признан факт наличия социального сиротства.

Отличие этих определений состоит в том, что в первом случае к категории социальных сирот относятся дети, имеющие биологических родителей, которые могут быть лишенными родительского права, так не лишенными его.

Во втором случае к категории социальных сирот относятся дети, родители которых де-юре лишены или ограничены в родительских правах. Второе определение не включает такого распространенного явления, как скрытое сиротство.

Скрытое социальное сиротство, по мнению Л. М. Шипицыной, подразумевает детей, которые проживают с родителями в семьях группы риска (алкоголиков, наркозависимых и др.), с низким уровнем нравственности, негативно воздействующих на детей. Если не принимать предупредительные меры по стабилизации жизненной траектории таких семей, то дети, находящиеся в них, пополнят число явных социальных сирот [5, с. 628].

При определенных отличительных особенностях различных видов социального сиротства общим остается тот факт, что дети, имея живых родителей, официально или неформально не имеют полноценной семьи, а значит, у них не формируются установки на нормальный или позитивный семейный образ жизни.

Характеризуя социальных сирот, следует акцентировать внимание на таком понятии, как «лишение родительских прав», что обусловливается частым его применением.

В статье 69 Семейного кодекса РФ определено, что основанием для лишения родительских прав являются следующие условия [6, с. 628]:

- уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или аналогичных организаций;

- злоупотребление своими родительскими правами;

- жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Кроме перечисленных характеристик, социальные сироты могут квалифицироваться на основании их жизнеустройства и местонахождения: безнадзорные и беспризорные дети.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорный ребенок определяется как несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц [7, ст. 1].

В этом же законе беспризорный ребенок определяется как не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Основная причина детской безнадзорности кроется в нежелании родителей исполнять свои непосредственные обязанности. Так, И. И. Осипова, анализируя портрет родителя группы риска по социальному сиротству, делает «вывод о типичных социально-психологических особенностях родителей - представителей группы риска по социальному сиротству. Для них характерны разрушенные семейные связи, алкоголизм, тунеядство, низкий уровень образования, слабая вовлеченность в рынок труда, отсутствие мотивации к изменениям, наличие девиаций в семейной истории, не успешность в нескольких поколениях» [8, с. 21].

Проведенный анализ сущности и причин социального сиротства является очень важным, так как знание и понимание сущности этих процессов является для будущего юриста основой для его предупредительных действий по профилактике социального сиротства.

В своем исследовании за базовое определение профессиональной юридической деятельности следует применять определение, данное В. Н. Карташовым [9, с. 88].

В. Н. Карташов определяет ее как «объективированную в официальных актах, опосредованную правом, производственно-трудовую, интеллектуально-волевую, властную, управленческую деятельность юристов-профессионалов, осуществляемую, как правило, в определенных процедурно-процессуальных формах с помощью специальных юридических операций (действий), способов и средств и направленную на удовлетворение публичных и частных интересов и потребностей».

В своих исследованиях В. П. Карташов отмечает, что по своим формам и содержанию, способам, средствам и методам преобразования, а также любыми другими своим параметрами, профессиональная юридическая деятельность всегда выступает как общественная, коллективная и

комбинированная деятельность. Она предполагает соответствующие институциональные формы взаимодействия, необходимые для достижения целей. Важно, что юридическая деятельность является основой юридической практики. При этом профессиональная деятельность юриста происходит в правоприменительной, правоохранительной и других правовых форм государственной деятельности. Исходной единицей такой деятельности является юридическое дело, в связи с чем юридическая суть профессиональной деятельности юриста всегда связана с нормами права, основана на законе и имеет юридические последствия.

Из этого следует, что профессия юриста предполагает способность эффективно выполнять служебные обязанности, а так же принятие соответствующего образа мыслей, системы норм и ценностей.

Юридическая деятельность проявляется в целенаправленных и планируемых действиях, которые имеют общие черты и обусловливаются единством и общностью права, взаимозависимостью принимаемых юридических решений.

Профессиональная юридическая деятельность характеризуется:

- формально-определенным характером;

- ограничением свободы выбора средств работы;

- подконтрольным характером деятельности;

- информационной насыщенностью;

- высокой степенью ответственности;

- возможной конфликтностью деятельности.

Главная задача юридической деятельности обуславливается самой ее сущностью, заключающейся в обеспечении социальной стабильности, охране законных интересов, прав и свобод граждан, а также общественного порядка. Поэтому гуманизм юридической деятельности обнаруживается в защите интересов личности и общества от нарушений норм права.

В деятельности юриста главное - это работа с людьми. В нее входит ряд взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, оказание на них правого влияния, установление психологического контакта, их обучение и воспитание и т. д.

Юрист - лицо, обладающее профессиональными (фундаментальными и специализированными) правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности.

Показателем профессиональных юридических знаний является развитое юридическое мышление. Оно предполагает способность мыслить юридически, осмысливать конкретную ситуацию в контексте юридических понятий, точно юридически ее квалифицировать и давать ей юридическую оценку.

Одним из направлений профессиональной деятельности юриста является профилактическая деятельность, т.е. предупреждение негативных явлений в обществе, в том числе профилактика социального сиротства. Отметим, что только третья часть детей сегодня являются состоявшимися социальными сиротами, две трети находятся на грани потери семьи. Эта ситуация подтверждает значение профилактики социального сиротства.

Целью профилактических действий является создание условий и предпосылок для развития законопослушного поведения граждан. Исходя из стадии предупредительного воздействия, профилактика может быть определена как

нейтрализующая, компенсирующая, предупреждающая ситуации социальных отклонений, устраняющая эти ситуации, контролирующая проведенную профилактическую работу и ее результаты.

На основе анализа особенностей профессиональной деятельности юриста, характеристик социального сиротства и феменологии «профилактики», профессиональную деятельность юриста по профилактике социального сиротства стоит определить как целенаправленный комплекс правовых действий, направленный на предотвращение потенциальных социокультурных коллизий, ведущих к лишению детей родительского попечения (социальному сиротству). Она создает предпосылки для раскрытия внутренних потенциалов граждан по формированию их законопослушного высоконравственного поведения, а также сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни.

Отметим, что с профилактикой социального сиротства непосредственно связаны характеристики категорий различного типа семей, так как приоритетной целью профессиональной деятельности юриста по профилактике социального сиротства является не только защита прав детей, которые остались без попечения родителей, но и, прежде всего правовое сопровождение процесса предотвращения семейного неблагополучия.

Для общества в целом и личности наиболее эффективным является предупреждение возможных отклонений в поведении социального объекта, чем исправление негативных последствий. Поэтому профилактическая правовая деятельность юриста учреждений социальной защиты населения является областью повышенной ответственности.

Юристу для успешной профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства необходимо создавать у клиентов микроклимат правовой культуры, обладать широким кругозором и высоким уровень гражданского сознания, иметь качества организатора.

Структура готовности юриста к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства должна включать: отношение юриста к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства (направленность на профилактику социального сиротства, в установке на работу в учреждениях социальной сферы, в потребности в самообразовании, оценку успешности собственной профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства).

Процесс формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства осуществляется в три этапа: профессионально-ориентировочный (цель - развитие устойчивого стремления для достижения высокого уровня готовности к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства; средствами - диагностический комплекс, обогащенные специальным материалом программы учебных дисциплин «Право социального обеспечения», «Семейное право», «Уголовное право», «Гражданское право», «Юридическая психология», «Административное право», социально-педагогические правовые задачи), профессионально-деятельностный (цель - развитие способностей будущих юристов по профилактике социального сиротства; средства -мастер-классы с профессионалами-практиками, программы курсов по выбору «Психология и педагогика», «Правовые основы профилактики семейного неблагополучия», авторский курс «Правовые основы

профилактики социального сиротства», педагогические социально-правовые задачи), профессионально-результативный (цель - определение возможностей индивидуального роста будущего юриста в сфере профилактики социального сиротства; средства - учебные и производственные практики, волонтерская деятельность в учреждения социальной защиты, юридических консультациях, диагностический комплекс по определению уровня сформированности готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства, социально-педагогические правовые задачи (логические, поисковые, исследовательские, творческие, коррекционные педагогические правовые задачи).

Таким образом, процесс формирования готовности будущих юристов к профессиональной деятельности по профилактике социального сиротства будет более эффективным по сравнению с существующей практикой, если в постановке целей также опираться на полифункциональное содержание профессиональной деятельности юристов по профилактике социального сиротства (многоаспектное общение с клиентами различных возрастных групп; работу с представителями различных социальных групп, и др., сетевое взаимодействие с различными административными и правоохранительными структурами).

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года [Текст] // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008. - №1662-р.

2. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст]. - М. : Социальное здоровье России, 1994. - С. 45.

3. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст]. - М. : Гуманит. центр «Владос», 2000. - С. 416.

4. Василькова, Ю. В., Василькова, Т. А. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - С. 440.

5. Шипицина, Л. М. Психология детей-сирот [Текст] : учеб. пособие. - СПб. : изд-во СПУ, 2005. - 628 с.

6. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 [Электронный ресурс]// Режим доступа : www.consultant.ru.

7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999- №120-Ф3 // Режим доступа : www.consultant.ru.

8. Осипова, И. И. Система предотвращения социального сиротства [Текст] : автореф. - Нижний Новгород, 2009. - С. 23.

9. Карташов, В. Н. Профессиональная юридическая деятельность (вопросы теории и практики) [Текст] : учеб. пособие. - Ярославль, 1992. - С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.