Научная статья на тему 'Методологические основания проектирования педагогических условий формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства'

Методологические основания проектирования педагогических условий формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЮРИСТОВ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CHILD ABANDONMENT PREVENTION / FUTURE LAWYERS TRAINING / METHODOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Дубинина Ольга Игоревна, Шерайзина Роза Моисеевна

Сложившаяся система подготовки юристов существенно отстает от тенденций развития современного общества и складывающейся социально-культурной ситуации. Несмотря на статистику, подтверждающую постоянный рост количества социальных сирот, детской безнадзорности, беспризорности и преступности, современная высшая школа с существующим в ней набором методов и форм обучения не в должной степени способствует формированию готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства. В статье авторы раскрывают понятие «готовность будущих юристов к профилактике социального сиротства», определяют педагогические условия, которые должны быть положены в основу процесса формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства, и раскрывают их сущность в контексте современной образовательной практики, рассматривают системный, синергетический, контекстный подходы как методологическую основу определения педагогических условий формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF PEDAGOGICAL CONDITIONS DESIGNING FOR FUTURE LAWYERS'' READINESS TO THE CHILD ABANDONMENT PREVENTION DEVELOPMENT

The current lawyers’ training system often lags significantly behind the modern society trends and the prevailing social and cultural situation. Despite the statistics, confirming the constant growth in the number of social orphans, child neglect, homelessness and crime, a modern high school with an existing set of methods and forms of education doesn’t properly contributes to future lawyers’ readiness to the child’s abandonment prevention development. The authors define the concepts of «future lawyers’ readiness to the child’s abandonment prevention», define pedagogical conditions, which should be the basis for the process of future lawyers’ readiness to the child’s abandonment prevention development and reveal their essence in the contemporary educational practice context. They also examine the system, integrative interdisciplinary, synergistic, context approaches as a methodological basis for the definition of pedagogical conditions for future lawyers’ readiness to the child’s abandonment prevention development.

Текст научной работы на тему «Методологические основания проектирования педагогических условий формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства»

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

УДК/UDC 378.147 И. А. Донина, О. И. Дубинина, Р. М. Шерайзина

I. Donina, O. Dubinina, R. Sherayzina

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

METHODOLOGICAL BASES OF PEDAGOGICAL CONDITIONS DESIGNING FOR FUTURE LAWYERS' READINESS TO THE CHILD ABANDONMENT PREVENTION DEVELOPMENT

Сложившаяся система подготовки юристов существенно отстает от тенденций развития современного общества и складывающейся социально-культурной ситуации. Несмотря на статистику, подтверждающую постоянный рост количества социальных сирот, детской безнадзорности, беспризорности и преступности, современная высшая школа с существующим в ней набором методов и форм обучения не в должной степени способствует формированию готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства. В статье авторы раскрывают понятие «готовность будущих юристов к профилактике социального сиротства», определяют педагогические условия, которые должны быть положены в основу процесса формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства, и раскрывают их сущность в контексте современной образовательной практики, рассматривают системный, синергетический, контекстный подходы как методологическую основу определения педагогических условий формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства.

The current lawyers' training system often lags significantly behind the modern society trends and the prevailing social and cultural situation. Despite the statistics, confirming the constant growth in the number of social orphans, child neglect, homelessness and crime, a modern high school with an existing set of methods and forms of education doesn't properly contributes to future lawyers' readiness to the child's abandonment prevention development. The authors define the concepts of «future lawyers' readiness to the child's abandonment prevention», define pedagogical conditions, which should be the basis for the process of future lawyers' readiness to the child's abandonment prevention development and reveal their essence in the contemporary educational

practice context. They also examine the system, integrative interdisciplinary, synergistic, context approaches as a methodological basis for the definition of pedagogical conditions for future lawyers' readiness to the child's abandonment prevention development.

Ключевые слова: профилактика социального сиротства, подготовка будущих юристов, методология, педагогические условия.

Keywords: child abandonment prevention, future lawyers training, methodology, pedagogical conditions.

Среди решаемых в настоящее время проблем социально-экономического развития общества важное место занимает совершенствование системы профилактики наиболее значимых негативных тенденций кризиса института семьи, следствием которого выступает неуклонный рост количества социальных сирот, детской безнадзорности, беспризорности и преступности. По данным Росстата, в 2013 г было выявлено 68 770 детей, оставшихся без попечения родителей, из них биологических сирот — 12 649. Это означает, что ежегодно более 80 % детей, оставшихся без попечения родителей, являются «социальными сиротами» — детьми, у которых жив один или оба родителя.

Сегодня профилактикой социального сиротства занимаются следующие субъекты системы профилактики: комиссии по делам несовершеннолетних; органы социальной защиты населения; органы опеки и попечительства; органы внутренних дел; управление образованием и др. В обществе возникла потребность в специалистах юридического профиля, обладающих комплексом знаний, умений и навыков и способных к эффективной деятельности по профилактике социального сиротства, умеющих применять в работе различные социальные технологии.

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

В указе президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить подготовку квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, что нашло отражение и в профессиональном стандарте специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. Эффективное решение возможно при условии его социально-педагогического, психологического, правового, материального и, в первую очередь, кадрового обеспечения, что обусловливает поиск новых технологий и содержание подготовки студентов вуза к данному виду профессиональной деятельности.

Однако анализ федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Юриспруденция» позволил сделать вывод, что его содержание недостаточно направлено на формирование профессиональной компетенции юристов в работе с семьями, попавшими в социально опасное положение, и детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей.

Готовность студента к профилактике социального сиротства рассматривается нами как интегративное личностно-профессиональное образование студента, имеющее системную организацию, сложную структуру и определяющее быструю адаптацию к условиям профессиональной среды, успешность его работы с асоциальной семьей и детьми, оказавшимися в трудном социально опасном положении, потребность и направленность профессионально-личностного роста в области профилактики социального сиротства.

В контексте вышеизложенного рассмотрим сущность педагогических условий формирования в вузе готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства и их методологические основания.

В научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «педагогические условия». Н. А. Зинчук в своих исследованиях доказала, что структура комплекса условий должна быть достаточно гибкой, динамичной, развиваться в зависимости от усложнения целей на каждом новом этапе подготовки студентов к профессиональной деятельности [3].

По мнению Н. В. Гарашкиной, логика проектирования системы формирования профес-

сиональной подготовки такова: изучение содержания профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; определение цели; конкретизация задач, которые необходимо решить для формирования готовности студентов; определение условий и средств для достижения целей; обобщение результатов реализации модели [1].

Особый интерес представляют выделенные Н. В. Прозоровой условия формирования готовности студентов вуза к воспитательно-кор-рекционной работе с несовершеннолетними: обеспечение интеграции между дисциплинами психолого-педагогического, социально-экономического и специального (юридического) циклов по данной проблеме; включение каждого студента в активную самостоятельную работу по изучению дисциплин, направленных на глубокое усвоение системы общепедагогических понятий по воспитанию, профилактике и коррекции в работе с несовершеннолетними безнадзорными детьми и семьями, попавшими в социально опасное положение; практикоори-ентированность обучения; включение студентов в исследовательскую и проектную деятельность [5].

При выявлении педагогических условий особая роль в формировании готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства принадлежит разработанному авторами статьи спецкурсу «Профилактика социального сиротства детей, оказавшихся в социально опасном положении», который направлен на формирование мотивации будущих юристов к профилактике социального сиротства; формирование потребности, интереса и желания работать с семьями и детьми, оказавшимися в социально опасном положении. Благодаря спецкурсу процесс формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства предполагает межпредметную интеграцию блоков гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, педагогической и производственной практики. В нем предусмотрен специальный материал, скомбинированный с учетом полученных знаний по дисциплинам психолого-педагогического и юридического циклов, раскрывающий сущность проблемы социального сиротства в социальном масштабе, понятие социального сиротства как деструктивного общественного явления; рассмотрены его причины, методы, факторы и закономерности, законодательные акты по профилактике социального сиротства; предложен опыт социально-педагогической

Professional Education in Russia and Abroad 3 (23) 2016

17

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

работы с детьми и родителями группы социального риска, профилактики социального сиротства; формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; технологии и методы профилактики социального сиротства.

Данный спецкурс является системообразующим элементом формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства, и, соответственно, его разработка и реализация — первые педагогические условия.

В качестве второго педагогического условия считаем необходимым обозначить формирование у студентов мотивации к профилактике социального сиротства в качестве новообразования, что предполагает формирование потребности, интереса и желания работать с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Сочетание квазипрофессиональной деятельности (дискуссии, деловые игры, игровые формы занятий, разбор ситуаций и др.) и учебно-профессиональной деятельности (исследовательская, проектировочная работа, учебная и производственная практики) являются сутью третьего педагогического условия.

Выявленные педагогические условия профессиональной подготовки будущих юристов к профилактике социального сиротства являются взаимосвязанными, и отсутствие одного из них ведет к разрыву целостной системы.

С учетом нашего понимания сущности категории «готовность будущего юриста к профилактике социального сиротства» в качестве методологических оснований проектирования соответствующих педагогических условий выступают системный, синергетический и контекстный подходы.

Системный подход позволяет рассмотреть процесс формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства в системе становления его профессионализма. Это дает возможность, с одной стороны, говорить о целостности исследуемого объекта, а с другой — о взаимодействии и динамике изменения составляющих его компонентов. Данный подход позволяет обеспечить целостность и системность процесса развития, определяемого через структурное единство на любом этапе становления, прогнозирование изменений и качественных преобразований системы, появления системных новообразований [2].

Синергетический подход дает возможность рассматривать формирование готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства как непрерывный процесс, в опреде-

ленные моменты (критические точки) нуждающийся в приложении внутренних и внешних усилий для решения возникающих противоречий.

Синергетика существенно расширяет возможности теории развития личности, позволяя рассмотреть открытые взаимосвязанные системы, каждая из которых, находясь в процессе постоянного развития и изменения, переживает этапы более хаотичного, динамического и более стабильного, упорядоченного состояния. Соответственно, действуют два механизма саморегуляции системы: адаптационный, который обеспечивает самонастройку и определенную степень ее стабильности в конкретных условиях среды, и бифуркационный, или катастрофический, связанный с переломными моментами ее развития [4; 6].

Контекстный подход позволяет соотнести объективные социальные ожидания от уровня профессионализма юристов в области профилактики социального сиротства и возможности системы высшего образования по подготовке будущих юристов, так как выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении различных социальных ролей.

Выделенные подходы тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Они позволяют выделить различные грани процесса формирования готовности будущих юристов к профилактике социального сиротства в современных условиях и создают основу для совмещения идей синергетики и контекстного обучения.

1. Гарашкина Н. В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. Тамбов, 2004. 418 с.

2. Донина И. А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 201 5. 457 с.

3. Зинчук Н. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с подростками девиантного поведения : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2006. 190 с.

4. Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 1986. 43 с.

5. Прозорова Н. В. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательно-коррекционной работе с несовершеннолетними : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. 18 с.

6. Хакен Г. Синергетика. М. : Мир, 1980. 388 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.