Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении'

Формирование готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунациев Камиль Курбанисмаилович

В работе обсуждаются проблемы, связанные с подготовкой будущих учителей безопасности жизнедеятельности к организации безопасности в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунациев Камиль Курбанисмаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems dealing with the training of future vital safety teachers in the organization of educational establishment safety are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении»

К. К. Кунациев

Формирование готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности...

ШНГОГИШИЕ ИНУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

К. К. Кунациев

THE DEVELOPMENT OF FUTURE VITAL SAFETY TEACHERS' READINESS FOR ENSURING SAFETY IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Kunatsiev K. K.

The problems dealing with the training of future vital safety teachers in the organization of educational establishment safety are discussed in the article.

Key words: professional training, professional activity, educational establishment safety.

В работе обсуждаются проблемы, связанные с подготовкой будущих учителей безопасности жизнедеятельности к организации безопасности в образовательном учреждении.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, безопасность образовательного учреждения.

УДК 378. 17

В последние годы мы все чаще слышим о гибели, физическом и моральном увечий детей в школах, институтах, детских садах, причиной чему становятся пожары, обвалы, взрывы, захваты в заложники, отравления, издевательства и т. д.

Необходимость обеспечения безопасности образовательного учреждения обусловлена, прежде всего, необходимостью реализации требований Конституции РФ, Закона РФ «О безопасности», «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» и других основополагающих документов в данной сфере применительно к объектам образовательной деятельности и индустрии образования в целом.

Одной из технологий, позволяющих обеспечить безопасность образовательных учреждений, является введение новой должности - заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности (Письмо Рособра-зования от 19.03.2007 № 17-1/45 «О введении в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя руководителя по безопасности»), в обязанности которого входит управление системой обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Однако, как показали наши исследования, на данную должность назначаются специалисты, как правило, не имеющие профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статистическим данным Министерства образования Ставропольского края, 73 % учителей по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) совмещают должность заместителя руководителя по организации безопасности или являются ответственны-

79(2)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ми за ведение документации по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения и организаторами проведения учений, тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом проведенные исследования показали, что только 42 % студентов выпускных курсов не затрудняются в выборе методов управления безопасностью образовательного учреждения.

Анализ литературных источников и обобщение практического опыта показывают, что процесс подготовки учителя безопасности жизнедеятельности осуществляется чаще всего без учета того, что в будущей трудовой деятельности он будет выполнять обязанности заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности.

Для организации целенаправленной подготовки заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности необходимо, прежде всего, разобраться в специфике его деятельности.

В своей работе заместитель руководителя образовательного учреждения по организации безопасности должен реализовывать функции организатора. «Управлять - означает предсказывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Специфика обязанностей заместителя предполагает возможность работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Повседневной деятельностью является профилактика и предотвращение возможных чрезвычайных ситуаций. Целью, процессом и результатом его деятельности является организация комплексной безопасности образовательного учреждения, которая достигается в процессе осуществления мероприятий:

- по охране труда и созданию безопасных условий организации образовательного и производственного процессов;

- антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

- гражданской обороне и противопожарной безопасности;

- соблюдению внутреннего режима функционирования и поддержанию общественной дисциплины;

- профилактике правонарушений и детского дорожно-транспортного травматизма;

- организации учета допризывной молодежи;

- подготовке сотрудников и учащихся образовательного учреждения по вопросам комплексной безопасности образовательного учреждения от угроз социального, техногенного и при-

родного характера, к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Заместитель руководителя образовательного учреждения по организации безопасности исполняет следующие основные функции:

1. Проводит диагностику актуальных для образовательного учреждения чрезвычайных ситуаций.

2. Анализирует состояние системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как противодействия наиболее характерным для данной местности чрезвычайным ситуациям.

3. Планирует изменение системы безопасности, направленной на опережающее развитие.

4. Координирует работу служб образовательного учреждения по организации комплексной безопасности образовательного учреждения от угроз социального, техногенного и природного характера.

5. Осуществляет взаимодействие с муниципальной антитеррористической комиссией и территориальными правоохранительными органами, формированием ГО и ЧС, службой санитарного государственного контроля, военным комиссариатом.

6. Отбирает методы и технологии проведения работ по предупреждению и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также по ликвидации их последствий.

Анализ профессиональной деятельности заместителя руководителя по организации безопасности образовательного учреждения позволил выделить следующие профессиональные умения, необходимые для планирования и организации безопасности образовательного учреждения:

- руководствоваться основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность преподавателя-организатора ОБЖ и заместителя директора по безопасности;

- уметь планировать, организовывать, контролировать и корректировать работу системы безопасности в ОУ;

- иметь навыки пользования основными средствами защиты и обеспечения безопасности;

- уметь вести преподавательскую работу по основным разделам курса ОБЖ, по программе подготовки невоенизированных формирований ГО и знать основы деятельности службы охраны;

- уметь организовать работу ОУ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- иметь навыки организации спасательных и восстановительных работ;

- уметь вести работу по патриотическому воспитанию учащихся, подготовке граждан к

К. К. Кунациев

Формирование готовности будущих уч

военной службе (в том числе медицинское освидетельствование и постановка на первоначальный воинский учет);

- уметь организовать работу по созданию и совершенствованию материально-технической базы по обеспечению безопасности;

- уметь организовать работу по обеспечению безопасности труда, охране жизни и здоровья персонала и учащихся.

На основе анализа литературных источников по проблеме исследования, исходя из личного опыта, нами была определена система условий эффективной подготовки студентов специальности 050104 - Безопасность жизнедеятельности к профессиональной деятельности в должности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности, среди которых мы выделяем организационные, психологические, педагогические и методические.

При рассмотрении организационных условий мы исходим из анализа государственного образовательного стандарта специальности 050104 - Безопасность жизнедеятельности и рабочих учебных программ, который показал, что их содержание не в полном объеме решает задачи подготовки студентов к работе в должности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности. В них не обозначены пути формирования готовности данного специалиста к профессиональной деятельности, не рассматривается специфика его труда. Как выявило анкетирование, набор средств и методов, используемых на занятиях, не позволяет в полном объёме подготовить студентов к предстоящей деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения.

Известно, что учебная, квазипрофессиональная деятельность не адекватна профессиональной. В этом отражено основное противоречие между тем, что и как делает студент в вузе, и тем, что он реально будет делать на рабочем месте. Разрешить это противоречие позволил творческий поиск такой организации учебного процесса, условия которого моделировали бы содержание профессиональней деятельности заместителя образовательного учреждения по безопасности.

Таким образом, в основу организационных условий положена организация профессионально ориентированного изучения дисциплин предметной подготовки студентов, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся безопасности образовательного учреждения; организация спецкурсов, подробно раскрывающих специфику деятельности заместителя образовательного учреж-

й безопасности жизнедеятельности...

дения по безопасности, спецкурсов, направленных на формирование профессионально значимых личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Во вторую группу вошли психологические условия, способствующие: формированию у студентов активной жизненной позиции; личностному профессиональному росту; мотивационно-ценностному отношению к профессионально-педагогической деятельности; активизации и формированию профессионально значимых личностных качеств студентов.

Для решения поставленных задач необходима организация психологически комфортной атмосферы в студенческих группах, которая обеспечивает: создание мотивации успеха; атмосферы сопереживания и сотрудничества; совместной творческой деятельности; создание положительной эмоциональной обстановки на занятиях.

Третьей группой условий выступают методические условия. Они представлены системой дидактических средств, в которых мы выделяем: содержательные, процессуальные и коммуникативные. Под содержательными дидактическими средствами мы понимаем:

- отбор психолого-педагогических знаний, позволяющих лучше узнать специфические особенности современного студенчества;

- отбор знаний, способствующих формированию гармонично развитой личности согласно положениям гуманистической педагогики и психологии;

- отбор знаний, позволяющих осуществлять педагогический мониторинг в условиях вуза, различные виды контроля.

К процессуальным дидактическим средствам мы относим:

1. Проблематизацию и профессионализацию образования путём включения в образовательный процесс системы личностно ориентированных творческих заданий, содержащих примеры ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности.

2. Использование разнообразных организационных форм обучения:

- коллективных (лекции, семинары, практические занятия), обеспечивающих равные стартовые возможности студентов в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях вуза;

- индивидуальных, связанных с самостоятельным выполнением студентами заданий различной степени сложности в зависимости от ис-

79(2)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ходного уровня подготовленности, а также развития личностных качеств;

- индивидуализированных, направленных на персонификацию учебной деятельности, учитывающих возможности каждого студента, степень его готовности к профессиональной деятельности;

- организацию самообучения студентов, связанного со стимулированием потребности в непрерывном личностном совершенствовании и профессиональном росте за счет задач, выдвигаемых самими студентами.

3. Выбор и реализацию методов обучения.

На наш взгляд, эффективность профессиональной подготовки заместителя образовательного учреждения по организации безопасности предопределяется использованием активных методов обучения, направленных на развитие творческого мышления и особенности квалифицированно решать профессиональные задачи. К ним мы отнесли: анализ потенциально опасных ситуаций, метод проектов, диверсионный анализ объекта, организацию ролевых игр, лекций-бесед, методы «круглого стола» групповой и парной работы слушателей, организацию самостоятельной работы и др.

Большое значение необходимо отводить организации контроля. В нашем понимании контрольно-оценочная деятельность должна быть ориентирована на формирование сознательного отношения к обучению, а также способствовать достижению успеха. С целью активизации познавательной деятельности студентов считаем целесообразным введение специально разработанной системы мониторинга (отслеживания).

Коммуникативные дидактические средства представлены тремя основными компонентами:

1) субъект-субъектное взаимодействие, основанное на диалогическом взаимодействии по схеме «преподаватель - студент», «студент -студент», способствующем выработке у студентов рефлексирующего типа общения в его когнитивном, процессуальном и личностном значении, что в конечном счете способствует самоутверждению студентов в различных формах сотрудничества;

2) субъект-объектное взаимодействие, предполагающее работу студентов с различного рода источниками информации, средствами обучения, образцами продуктов деятельности, способствующее формированию умения самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию как непосредственно в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности;

3) полисубъектное взаимодействие, представляющее собой сложную систему коммуникативных связей, по ходу реализации которой осуществляется индивидуальная и групповая мотивация, достигаются цели самовыражения и общие цели, формируются активная позиция и убеждённость, активизируются процессы становления личности, воспитываются толерантность и уважение к мнению каждого участника взаимодействия.

Ключевыми параметрами любой из названных форм коммуникации выступают:

- целевой (разделение и принятие общих целей деятельности);

- эмоциональный (общность интересов, взаимопринятие личности, благоприятный психологический климат), ценностный (сближение жизненных и смысловых ориентиров);

- организационный (общие цели, задачи, мотивы, взаимоожидания).

В совокупности методические условия должны обеспечивать:

- выбор форм, методов и средств обучения, обеспечивающих формирование субъектной позиции студентов;

- реализацию личностно-деятельностного подхода в обучении;

- направленность учебно-воспитательного процесса на раскрытие и дальнейшее развитие, совершенствование способностей и личностных качеств студентов.

Четвертая группа образована педагогическими условиями. В нашем понимании они выражаются в практической реализации современных принципов организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Применительно к профессиональной деятельности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности основными принципами являются:

1) соотнесение содержания профессионального обучения с основными особенностями профессиональной деятельности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности;

2) оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе, создание условий для организации самостоятельной работы студентов;

3) рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах профессиональной подготовки;

4) соотнесение результатов подготовки студентов с требованиями, обусловленными социальным заказом к качеству подготовки руково-

К. К. Кунациев

Формирование готовности будущих уч

дителя образовательного учреждения по организации безопасности;

5) формирование у студентов знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления трудностей будущей профессиональной деятельности, способствующих формированию профессиональной готовности.

й безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, мы рассмотрели основные условия, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективной подготовке студентов специальности «Безопасности жизнедеятельности» к деятельности в должности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности.

Об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кунациев Камиль Курбанисмаилович,

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирант 3 года обучения. Сфера

научных интересов - безопасность жизнедеятельности. Ишак_85 @таЛ.гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.