Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова Людмила Павловна, Колмогорова Ирина Владимировна, Колосовская Татьяна Александровна

В статье рассматривается понятие проектного управления, его характеристика в сфере управления образованием, решается проблема формирования готовности будущего руководителя образовательной организации к проектному управлению, вбирающему в себя совокупность проектных знаний, умений и опыта, ориентированность в нормативно-правовых основах управления в сфере образования, инициативность и ответственность, позволяющих выполнять профессионально-управленческие функции, характеризуются педагогические условия, способствующие эффективности формирования данного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT QUALIFICATION OF FUTURE HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The authors of the article discuss the concept of project management, its characteristics in the management education. The problem of project management qualification of the future head of the educational organization is solved. Project management includes a set of project knowledge, skills and experience, orientation in the legal framework of management in the field of education, initiative and responsibility, allowing to perform professional management functions. Pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of this quality formation are described as well.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ»

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 7 • Номер 2 • Апрель-июнь 2020 ISSN 2410-1664

Leadership and Management

>

Первое

экономическое издательство

Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению

Качалова Л.П. 1, Колмогорова И.В. 1, Колосовская Т.А. 1

1 Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия

В статье рассматривается понятие проектного управления, его характеристика в сфере управления образованием, решается проблема формирования готовности будущего руководителя образовательной организации к проектному управлению, вбирающему в себя совокупность проектных знаний, умений и опыта, ориентированность в нормативно-правовых основах управления в сфере образования, инициативность и ответственность, позволяющих выполнять профессионально-управленческие функции, характеризуются педагогические условия, способствующие эффективности формирования данного качества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление, проектное управление, проектно-управленческая готовность.

введение

Модернизация российского образования ставит главной задачей обеспечение качественного образования, ориентированного на сохранение его фундаментальности, соответствия личностным, общественным и государственным потребностям. В плане подготовки будущего специалиста решение задач направлено на формирование готовности к проектированию профессиональной деятельности. В этом аспекте актуальным становится решение проблемы формирования готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению, предусматривающему знание основных типов и классификаций управления, методов управления, овладение навыками проектного управления и формирования портфеля проектов, компетентность в организации управления рабо-

АННОТАЦИЯ:

project management qualification of future heads of educational organizations

Kachalova L.P. 1, Kolmogorova I.V. 1, Kolosovskaya T.A. 1

1 Shadrinsk State Pedagogical University, Russia

тами, ресурсами, командой, коммуникациями по проекту, в методологии разработки и внедрения управленческих проектов в различных областях, включая сферу научной и педагогической деятельности. Проектное управление как дефиниция трактуется неоднозначно. Многие исследования дифференцируют составляющие данного феномена и рассматривают его в контексте формирования проектировочной компетенции и в этом аспекте исходят из логического конструкта профессиональной компетенции, акцентируя проектировочную как совокупность компонентов (когнитивный, рефлексивный, личностный, деятельностный, мотивационный, креативный), и определяют ее как способность применять в практической деятельности знания, умения, навыки, и профессионально значимые качества личности, обеспечивающие эффективное проектирование образовательного процесса [5, с. 97] (Ketrish, 2017). К сожалению, в таком понимании не усматривается управленческая составляющая исследуемого нами понятия.

Авторы определяют его с позиции качества образования, с позиции инновационного развития образовательного учреждения, с позиции проект-инновационной деятельности, и в этом аспекте проектное управление формулируется как тип управления образовательной организацией в режиме развития, когда осваиваются новшества, обогащается образовательный потенциал организации и, как следствие, улучшается качество его работы [11]; как деятельностная организация проектное управление трактуется через его составляющие: наличие оригинальной цели; наличие проектной команды; интегральное управление; финансовые, временные, кадровые ресурсы ограниченного характера [12, с. 10] (Kholod, Ponedelko, Krasnokutskiy, 2017, р. 10); с точки зрения профессиональной деятельности руководителя, проектное

ABSTRACT:_

The authors of the article discuss the concept of project management, its characteristics in the management education. The problem of project management qualification of the future head of the educational organization is solved. Project management includes a set of project knowledge, skills and experience, orientation in the legal framework of management in the field of education, initiative and responsibility, allowing to perform professional management functions. Pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of this quality formation are described as well.

KEYWORDS: management, project management, project management qualification

JEL Classification: i23, i25, i29 Received: 05.05.2020 / published: 30.06.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kachalova L.P. (Lada7.540mai[.ru)

CITATION:_

Kachalova L.P., Kolmogorova I.V., Kolosovskaya T.A. (2020) Formirovanie gotovnosti buduschikh ru-kovoditeley obrazovatelnyh organizatsiy k proektnomu upravleniyu [Project management qualification of future heads of educational organizations]. Liderstvo i menedzhment. 7. (2). - 237-246. doi: 10.18334/1im.7.2.1 10423

управление - это область профессиональной деятельности, в ходе которой создается уникальный продукт, реализуемый на основе комплекса взаимосвязанных целенаправленных мероприятий. Это осуществляется на основе знаний, навыков и инструментов, человеческих и материальных ресурсов. Достигается проектное управление за счет итеративного применения процессов управления в функциональных областях (управление содержанием; управление временем; управление стоимостью; управление качеством; управление персоналом; управление коммуникациями; управление проектными отклонениями; управление контрактами и т.д.) [7, 10] (Reshke, Shelle, 1993; Kezin, Toyvonen, 2012); проектный менеджмент включает в свой терминологический и содержательный ряд проектное управление, которое определяется как специфический вид человеческой деятельности, связанный с коллегиальной командной разработкой программы, модели и алгоритма действий, направленных на достижение поставленной инновационной цели и результата [10, с. 56] (Kezin, Toyvonen, 2012, р. 56); по отношению к сфере образования проектное управление есть область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта. При этом важна сбалансированность между объемом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. Наличие четкого плана, минимизация рисков, отсутствие отклонений от плана являются ключевым фактором успеха проектного управления [1, с. 12] (Volynkina, 2006, р. 12); проектное управление рассматривается также как сочетание науки и искусства, как процесс использования в профессиональных сферах проекта, сочетающего технические и управленческие методы [13, с. 12] (Razu, Yakutii, Razu, Bronnikova, Titov, 2010, р. 12).

В аспекте методологии проектного управления данный феномен приближен к требованиям качества процессов проекта, где процессы управления соотнесены с принципами процессов инициации, планирования, исполнения, контроля и завершения [14] (Razu, 2018).

Необходимость формирования готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению, проектной деятельности подчеркивается в работах современных исследователей, указывающих, что необходимо осуществлять

ОБ АВТОРАХ:_

Качалова Людмила Павловна, заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор (Lada7.540mai1.ru)

Колмогорова Ирина Владимировна, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой теории и практики германских языков, кандидат педагогических наук, доцент (i-ko1m0yandex.ru) Колосовская Татьяна Александровна, доцент кафедры теории и практики германских языков, кандидат педагогических наук, доцент (tako1osovskaya0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т.А. Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению // Лидерство и менеджмент. - 2020. - Том 7. -№ 2. - С. 237-246. doi: 10.18334/Ит.7.2.1 10423

профессиональную подготовку через приобретение обучающимися специфических умений, овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания продукта [2, с. 105] (Guzeev et al., 2007, р. 105); обосновывающих необходимость формирования знаний, выработки умения конструировать знания по проектированию в профессиональной сфере [9, с. 57] (Polat, Bukharkina, 2007, р. 57).

Исследователи обращаются к формированию проектной компетентности как необходимой составляющей в проектном управлении и рассматривают ее как готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности по планированию, разработке, реализации, методическому и организационному сопровождению проектов в различных образовательных, научных и социальных сферах [3, с. 40-45] (Zaytseva, Smirnov, 2016, р. 40-45).

Значительный калейдоскоп научных точек зрения позволяет понимать проектное управление в образовательной сфере как тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором осваиваются новшества, наращивается образовательный потенциал организации и, как следствие, улучшается качество работы.

Мы в содержании готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению выделяем наличие профессионально- проектно-управ-ленческих знаний, умений, опыта; готовность к применению современных проектных технологий в управленческой деятельности; готовность к реализации проектной деятельности как инструменту управления; владение приемами формирования проектных команд; способность быть членом управленческой команды; способность рефлексировать результаты управленческой деятельности.

Исследованиями обосновывается проектное обучение, метод проектов как перспективы, раскрывающие возможности самосовершенствования и формирования компетенций, связанных с проектированием в различных сферах, в том числе в сфере образования. Понимание проектного обучения, направленного на формирование проектных знаний, умений, опыта проектирования, что обеспечивается за счет активной исследовательской, познавательной, конструктивистской деятельности, ориентированной на творческую самореализацию личности студента, повышение профессиональной подготовки в процессе обучения в вузе [8, с. 89] (Petrova, Khalilov, 2015, р. 89). В этом аспекте наблюдается процессуальная сторона возможности проектного обучения в целом, что не дает нам возможности говорить о наличии управленческого компонента.

Несмотря на существенный интерес ученых и значимость полученных результатов, проблема формирования готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению в процессе обучения в вузе остается недостаточно разработанной. Основными причинами этого являются отсутствие в существующих исследованиях понимания проектного управления в сфере образования как феномена, определяющего эффективность выполнения профессиональных задач руково-

дителя образовательной организации; недостаточная разработанность теоретических и практических основ формирования данного феномена. Отсюда возникает необходимость постановки цели, которая заключается в обосновании педагогических условий, методов формирования готовности к проектному управлению будущего руководителя образовательной организацией. Авторский замысел и новизна заключаются в выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению.

Необходимость формирования готовности к проектному управлению связывается с конкурентоспособностью современного руководителя, его преимуществом в осуществлении проектного управления как уникального инструмента управления, включающего стратегическое планирование, умение гибко реагировать в постоянно меняющихся условиях. Это требует применения активных форм обучения будущих руководителей образовательных организаций, применения приемов и методов, позволяющих имитировать логику, содержание и процесс проектного управления.

Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению требует формирования процессуальных проектировочных знаний в сфере управления; применения технологий проектного обучения; включенности обучающихся в проектную деятельность управленческого характера; организации обучения в сотрудничестве, в организационно-деятельностном режиме.

Вполне очевидна необходимость создания педагогических условий, в которых осуществляется процесс формирования готовности к проектному управлению будущих руководителей образовательной организации, и способствующих достижению планируемого результата, обеспечивающих продуктивность процесса профессиональной подготовки будущих руководителей в сфере образования.

Первое педагогическое условие связано с дидактико-методическим сопровождением, предусматривающим построение процесса формирования готовности к проектному управлению в формате профессионально-педагогической направленности содержания [6, с. 135] (Koreneva, 2008, р. 135); с информативно-обучающим обеспечением, программно-методическим обеспечением; с направленностью содержания семинарских и практических занятий на понимание особенностей управленческой деятельности, со знанием теории управления, владением современными методами и технологиями управления, знанием особенностей проектного управления.

Второе педагогическое условие предусматривает разработку семинаров-погружений, основанных на углубленном изучении тем проектного управления и сосредоточенных на погружении в реальные цели проектного управления, отработку умений проводить регулирование проектной деятельности, управлять качеством, рисками проектной деятельности, продумывании способов достижения целей, развитии представлений о внешних и внутренних значимых условиях. Общая цель семинара-

погружения направлена на знакомство с сущностью и инструментами проектного управления, позволяющего принимать решения по координированию деятельности образовательной организации для выполнения поставленных задач. Задача основная - освоение будущими руководителями образовательной организации методов проектного управления и их применение для решения задач управления при системном анализе проблемных ситуаций.

Примером семинара-погружения может быть модуль «Инструменты проектного управления»: первоначально студенты слушают мини-лекцию, затем создаются команды, которые получают командные задания: сформулировать цели проекта, обозначить задачи проекта, подготовить паспорт проекта, разработать план управления проектом, ожидаемые результаты. После выполнения заданий каждая команда защищает свои позиции и прогнозирует включенность выполненных заданий в единый проект.

Третье педагогическое условие являет собой некоторое продолжение и дополнительное насыщение предыдущего условия - обучение на основе проектного метода, организация проектного обучения, включенность студентов в реальные управленческие проекты. Участие студентов в проектной деятельности позволяет сформировать активную и самостоятельную позицию в обучении, готовность к саморазвитию; умение осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения поставленных задач; способность работать в коллективе; ставить перед собой цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

В процессе проектирования изменяются наиболее значимые элементы личности -самосознание и направленность, и формируются такие регулятивные компоненты самосознания, как саморегуляция, самоанализ и самоконтроль деятельности, ответственность, прогнозирование [4] (XаЫтвуа, 2017).

Использование технологии проектного обучения ориентирует будущих руководителей образовательных организаций на усвоение знаний, на способы усвоения основ проектного управления, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и самостоятельности, востребование творческого потенциала. В процессе деятельности по созданию проекта, связанного с управлением в сфере образования, управления образовательной организацией будущие руководители осуществляют поиск необходимой информации, а работа в группе, команде способствует формированию таких качеств личности, как коммуникативность, организованность, целеустремленность, информированность. Проектное обучение способствует формированию умений аргументировать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, входить в рефлексивную позицию, осуществлять анализ групповой и индивидуальной самостоятельной работы, оценивать вклад каждого субъекта проекта. Результирующим продуктом проекта выступают доклады, рефераты, презентации, которые представляются на различных конкурсах и олимпиадах.

Важна включенность студентов в разработку реальных проектов, которые отражают содержательное наполнение проектного управления. Так, студентам предлага-

ется разработка проекта «Развитие образовательной организации», в котором следует отразить модернизацию материально-технической базы, повышение квалификации, имиджевые составляющие образовательной организации. Перед разработкой студенты отвечают на вопросы: какие есть ресурсы? кто и что делает? какой статус у проектных задач? как будете реализовать инструменты проектного управления? как будете управлять сроками, ресурсами, финансами, содержанием, изменениями, коллективом, рисками? Результатом ответов и обсуждений должны стать: идея проекта, собственно проект, план (образовательные программы, бюджет, система аттестации и др.).

В процессе формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению зарекомендовали себя следующие формы, задания: написать эссе «Миссия образовательной организации», составить лист сжатой информации «Портфель проекта», разработать технологическую карту «Проектный офис», публичное выступление по теме «Концепции проектного управления», охарактеризовать модель проектно-ориентированной системы управления в образовательной организации, составить схемы и таблицы, содержание которых раскрывает функциональность проектного управления (управление содержанием, управление сроками, управление затратами, рисками, качеством и т.д.), выделить сходство и различие программно-целевого и проектного управления образовательной организацией и т.д.

заключение

Формирование готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению представляет собой процесс, направленный на формирование способности эффективно строить управленческую деятельность в различных жизненных, образовательных и профессиональных ситуациях, овладение основами профессиональной проектно-управленческой культуры, опыта организации проектной деятельности с субъектами образовательного процесса, умений проектировать, разрабатывать цели, ставить задачи, предвидеть и оценивать риски, перспективы развития образовательной организации, ожидать результаты.

Педагогические условия формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению (обучение на основе проектного метода, организация проектного обучения, включенность студентов в реальные управленческие проекты, разработка комплекса семинаров-погружений, дидактико-мето-дическое сопровождение) предполагают учет специфики образовательного процесса в вузе, содержания, форм и методов, а также особую организацию проектно-ориенти-рованной деятельности студентов, способствующую повышению уровня готовности к проектному управлению будущего руководителя образовательной организации.

Дальнейшее исследование проблемы формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению может быть осуществлено в следующих направлениях: выявление закономерностей процесса формирования проектно-управленческой компетенции будущих руководителей обра-

зовательной организации; совершенствование технологии, методов и средств подготовки будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению.

ИСТОЧНИКИ:

1. Волынкина М.В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. - 2006. - № 4. - с. 30-33.

2. Гузеев В.В. и др. Консультации: метод проектов. Lcl.srcc.msu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf.

3. Зайцева С.А., Смирнов П.В. Проектная компетентность современного учителя // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Университет -новой школе»: материалы IX Международной научной конференции. Москва, Шуя, 2016. - c. 40.

4. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. -№ 5.

5. Кетриш Е.В. Формирование проектировочной компетенции как фактора успешной профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения инклюзивного образования. / Монография. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. - 166 c.

6. Коренева Е.Н. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической готовности студентов вузов культуры и искусств к будущей деятельности // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 5-1(64). - c. 132137.

7. Решке X., Шелле X. Мир Управления проектами. / пер. с англ. - М.: АЛАНС, 1993. -304 c.

8. Петрова Н.П., Халилов С.Р. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин). / Монография. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 196 c.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 c.

10. Кезин Ф.А., Тойвонен Н.Р. Проектный менеджмент в вузе. / Учебные кейсы. Учебное пособие. - СПб: НИУ ИТМО, 2012. - 182 c.

11. Проектный подход в управлении изменениями и инновациями в региональной системе образования Репина А.В. Docplayer.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://doc. knigi-x.ru/22raznoe/54845-1-proektniy-podhod-upravlenii-izmeneniyami-innovaciya-mi-regionalnoy-sisteme-obrazovaniya-repina-alevtina-valentinovna-pro.php.

12. Холод В.Л., Понеделко Н.П., Краснокутский Н.В. Проектное управление инновационным развитием школы. / учебно-методическое пособие. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 133 с.

13. Разу М.Л., Якутии Ю.В., Разу Б.М., Бронникова Т.М., Титов С.А. Управление проектом: основы проектного управления. Ecsocman.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/23/1213594724/Razy_UpravProekt_2izd.pdf.

14. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления. Static.my-shop.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://static.my-shop.ru/product/f16/280/2790817.pdf.

REFERENCES:

Ketrish E.V. (2017). Formirovanieproektirovochnoy kompetentsii kak faktora uspeshnoy professionalnoy deyatelnosti pedagoga v usloviyakh vnedreniya inklyuzivnogo obra-zovaniya [The formation of design competence as a factor of successful professional activity of a teacher in the conditions of implementation of inclusive education] Yekaterinburg: Rossiyskiy gosudarstvennyy professionalno-pedagogicheskiy uni-versitet. (in Russian).

Kezin F.A., Toyvonen N.R. (2012). Proektnyy menedzhment v vuze [Project management at the University] SPb.: NIU ITMO. (in Russian). Kholod V.L., Ponedelko N.P., Krasnokutskiy N.V. (2017). Proektnoe upravlenie inno-vatsionnym razvitiem shkoly [Project management of innovative school development] Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU». (in Russian). Koreneva E.N. (2008). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professionalno-peda-gogicheskoy gotovnosti studentov vuzov kultury i iskusstv k budushchey deyatelnosti [Pedagogical conditions for the formation of professional and pedagogical readiness of students of higher education institutions of culture and arts for future activities]. Vestnik of Samara State University. (5-1(64)). 132-137. (in Russian). Petrova N.P., Khalilov S.R. (2015). Realizatsiya metodaproektov vpodgotovkepedagoga (naprimeregumanitarnyh distsiplin) [The implementation of the project method in the teacher's training (on the example of the Humanities)] Stavropol: Izd-vo SKFU. (in Russian).

Polat E.S., Bukharkina M.Yu. (2007). Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system] M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». (in Russian). Reshke Kh., Shelle Kh. (1993). Mir Upravleniya proektami [The world of project management] M.: ALANS. (in Russian). Volynkina M.V. (2006). Innovatsii i predprinimatelstvo: sootnoshenie ponyat-iy [Innovations and Enterprise: Ideas Correlating]. Law (zakon). (4). 30-33. (in Russian).

Zakirova T.I. (2017). Proektnaya deyatelnost studentov kak metod formirovaniya kom-petentsiy studentov vuzov [Project activity of students as a method of formation of students' competences]. Modern problems of science and education. (5). (in Russian).

Zaytseva S.A., Smirnov P.V. (2016). Proektnaya kompetentnost sovremennogo uchitelya [Project competence of the modern teacher] Shui session of students, postgraduates, teachers, young scientists «From University to the New School». 40. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.