Научная статья на тему 'Проектное управление развитием образовательной организации, как профессиональная компетентность современного руководителя'

Проектное управление развитием образовательной организации, как профессиональная компетентность современного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2441
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / ЕDUCATION ORGANIZATION / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT OFFICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицинская Александра Викторовна

Данное исследование посвящено изучению проблемы проектного управления. Статья раскрывает теоретические основы проектного управления образовательными системами, использование проектного офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION DEVELOPMENT, AS A PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MODERN LEADER

This study is devoted to the study of the problem of project management. The article reveals the theoretical foundations of project management of educational systems, the use of the project office.

Текст научной работы на тему «Проектное управление развитием образовательной организации, как профессиональная компетентность современного руководителя»

Педагогика

УДК:378.2

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лисицинская Александра Викторовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы проектного управления. Статья раскрывает теоретические основы проектного управления образовательными системами, использование проектного офиса.

Ключевые слова: проектное управление, образовательная организация, проектный офис.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of project management. The article reveals the theoretical foundations of project management of educational systems, the use of the project office.

Keywords: еducation organization, project management, project office.

Введение. В последние годы активно изучаются проблемы проектирования образовательных систем. Обусловлено это актуальностью стратегического развития Российской Федерации (Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 №1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» проектное управление рассматривается как ведущий инструмент реализации государственной политики по стратегическому развитию Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Понятие «проектирование» начинает рассматриваться как особая инновационная деятельность в образовании, разрабатываются принципы, технологии образовательного проектирования, обосновываются подходы к разработке и реализации программ развития образовательных учреждений. Традиционно «проектирование» (от лат. projectus - брошенный вперед) является одним из аспектов творчества человека и предполагает возможность полностью разработать систему деятельности; оно основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании [9].

По Новикову Д.А. проект - это уникальное предприятие, характеризующееся динамичным развитием и ограниченностью по времени и ресурсам. Проект — интеграционная деятельность по достижению заданной оригинальной цели, осуществляемая под единым управлением.

Проектное управление - это тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором осваиваются новшества и наращивается образовательный потенциал организации, и, как следствие, улучшается качество его работы.

Проектное управление, как технология, - это инновация. Проектное управление, как деятельность, как определённый накопленный человеком опыт деятельности, - это традиция.

Проектное управление образовательными системами следует рассматривать на основе синтеза наук, междисциплинарной методологии и политеории [5]. Проектного управления - это ведущий механизм в построении инновационных образовательных систем.

Управление проектами - это управление изменениями. Модернизация способности организации управлять проектами требует значительных перемен. Новый уровень, предполагает неразрывную связь всех проектов ведущихся в школе. Объединение отдельных проектов в программы позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической базе. Для достижения существенных изменений необходимо проводить мероприятия во всех сферах деятельности образовательной организации. Особо необходимо отметить проекты по созданию образовательного пространства. Все эти изменения должны быть точно увязаны друг с другом [1].

В настоящее временя в образовательных организациях остается недостаточно разработанной проблема формирования инновационного подхода к решению проблем, преодоления узкопрофессиональной направленности сознания учительского корпуса, содержания и технологии подготовки команды управления проектами, формирования у педагогов понимания особенностей проектного менеджмента.

Проект всегда нацелен на получение определенных результатов, на достижение целей. Важной чертой управления проектом является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач [7].

Инновационная деятельность в образовании - комплекс, принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.

В современных условиях помощь руководителю для создания и реализации проекта может оказать такая область профессионального знания как образовательный инновационный менеджмент [3].

Важным источником для разработки системы проектного управления является прогнозирование в работах Г. М. Доброва, Д. М. Гвишианина, А. М. Гендина, Б. С. Гершунского, В. А. Лисичкина.

Инновации в образовательном процессе образовательных учреждений рассматриваются в работах Виноградова В.Н., Прикота О.Г., Глебовой Г.Ф., Новикова Д.А., Гурье Л.И.

В целом анализ источников показал, что процесс внедрения инновационных проектов в практику образовательных организаций имеет определенные сложности: некоторые выявленные характеристики проектного менеджмента разработаны лишь теоретически, а инновационные процессы, которые используют в образовании, нуждаются в стратегически выверенной системе управления, обеспечивающей системное, сбалансированное, непрерывное развитие образовательного процесса.

Так, основы теории и технологию проектирования систем внутришкольного управления на основе типовой концептуальной модели управления, обладающей свойствами опережающего управления, разработаны A.M. Моисеевым.

Проектный подход в управлении школой - эффективный метод достижения результатов, позволяющий перевести организацию из состояния функционирования в режим развития. Но образовательная организация, переходя на проектно-ориентированное управление, сталкивается с проблемой координации проектной деятельности, которую можно решить с помощью внедрения модели «проектный офис».

Проектный офис - это комплексная инфраструктура, обеспечивающая эффективную реализацию портфеля проектов в рамках системыинформационных технологий и стандартов организации проектнойдеятельности.

С точки зрения регулярности и повторяемости управляемых процессов выделяют проектное управление (управление развитием в динамике -изменениями в управленческой системе) и процессное управление(управлением регулярным и повторяющимся функционированием системы).

С точки зрения И.Адизеса управление возможно только изменениями, что дает нам обоснование концентрировать внимание на проектном управлении [4].

При переходе на проектно - ориентированное управление возникает ряд трудностей, связанных с управлением проектов из-за их большого количества.

Исчезает прозрачность. Разнородная отчетность не позволяет охватить состояние всех проектов. Информация находится в головах менеджеров проектов [5]. Потребность собрать всю информацию, стандартизировать ее, сохранить и снизить негативные последствия смены или ухода менеджера проекта -вот одна из задач проектного офиса. Для ряда компаний уход менеджера проекта означает закрытие проекта, а зачастую и потерю клиента. Под «проектным офисом» понимается структурное подразделение организации, обеспечивающее эффективную реализацию портфеля проектов в рамках системы коммуникационных, информационных технологий и определенных стандартов осуществления деятельности по управлению проектами.

Вот задачи, на решение которых направлен проектный офис:

- разработка и внедрение корпоративной методологии управления проектами;

- управление отдельными проектами, программами и портфелями проектов;

- инициация новых проектов;

- комплексное календарное и финансовое планирование;

- анализ эффективности различных направлений деятельности;

- технологическая поддержка управления проектами техническими и программными средствами;

- административное управление персоналом, задействованным в проектах;

- ведение архива проектов.

С введением проектного офиса становится возможным не только анализ каждого проекта в отдельности, но и общей картины состояния всех проектов организации, что влечет за собой оптимизацию принятия решений. Так же с организацией проектного офиса, применением методов управления проектами, системой своевременного сбора и анализа информации о ходе исполнения проектов организации становится возможным принимать просчитанные и своевременные решения, больше сил уделяя вопросам трагического развития.

При построении проектного офиса и перехода на работу в GoogleApps управление школой становится более линейным и позволяет обойтись без промежуточных менеджеров, что сокращает расход времени на выполнение каких-либо заданий и оптимизирует затраты на заработную плату.

Ранее процесс эффективного принятия решений тормозился либо избыточной либо недостаточной информацией. С применением методов управления проектами и архивирования проектов становится возможным работа с максимально выверенной информацией, что позволяет оптимизировать управлением проектом; при смене менеджера проекта, работа над ним не останавливается как было ранее.

Внедрение проектного офиса позволяет:

• Организовать управление по целям;

• Сформировать выверенный портфель проектов, планировать проекты с учетом их значимости и наличия необходимых ресурсов; оперативно перераспределять ресурсы;

• Комплексно планировать сроки и результаты;

• Повысить квалификацию специалистов в области управления и реализации проектов

Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

1. «Хранилище информации» - накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информации о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов.

2. «Скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации.

3. «Наставник» предназначен для распространения предыдущего опыта реализации проектов организации на другие проекты.

4. «Управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все базовые функции управления проектами:

- определение содержания проектов;

- планирование и распределение ресурсов;

-контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов;

- оценка допущений и рисков.

5. Задачами «интегрированного» проектного офиса:

- применение единой методологии и единых принципов объединения проектов в программы;

- координация управления на уровне программ проектов;

- обучение и повышение квалификации персонала.

Основными функциями проектного офиса являются:

- корпоративная методология управления проектами;

- оценка ресурсов;

- проектирование проекта;

- управление проектом;

- обзор проекта и анализ.

Главная задача проектного офиса как инструмента повышения эффективности работы организации вцелом - это достижение стратегических целей и задач. Решение текущихвопросов - второстепенная функция проектного офиса.

Методология управления проектами представляет собой набор процедур, которые в свою очередь определяются внутренними нормативными документами, а также совокупностью инструментов всех проектов организации по единым правилам и стандартам [8].

На сегодняшний день созданы условия, позволяющие решить проблемы проектирования и создания новых систем управления в образовательных организациях разных типов.

Проектное управление означает новый тип мыслительной деятельности, ориентированный на разработку программ, проектов, будущих состояний объектов и систем на основе тенденций и факторов их развития, возможности исполнения перспективных целей, проведения глубокого анализа состояний объективной действительности. При этом особая значимость для проектного управления принадлежит прогностическому мировоззрению, при котором акцент переносится на понимание связей между прошлым, настоящим и будущим, условий динамичности развития образовательных систем и явлений, взаимосвязи фундаментальности и практической направленности в целостном процессе подготовки квалифицированных специалистов.[3] Проектное управление выступает важнейшим фактором развития образовательных систем; является универсальным научным процессом, реализующим постановку и осуществление инновационных целей формирования опережающего мышления, системных проектировочных действий, проектировочной культуры, которые являются определяющими в профессиональном образовании. Проектное управление по-новому определяет содержание образования, так как ему присущ принцип опережающего отражения и развития системы научных знаний, охватывающих все области человеческой деятельности; его методолого-прогностическое обоснование определяет будущее состояние проектируемых образовательных объектов и систем.

Важнейшим вопросом организации проектной деятельности является вопрос кадрового обеспечения. Руководителям образовательных организаций, не прошедшим обучение проектной деятельности, сложно выполнить проектную деятельность. Одной из основных задач управленческого проекта школы становится широкое вовлечение педагогов школы в проектную деятельность. Для ее реализации необходимо разработать процедуры в области:

• развития профессиональной компетенции педагогов, занятых в проектной деятельности и управлении проектами;

• оценки уровня достижений и вознаграждения руководителей проектов и других лиц, занятых в реализации проектов;

• планирования рисков (подразумевается определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использование возможных преимуществ, смягчения возможных последствий, принятия ущерба от рискового события смягчения возможных последствий, принятия ущерба от рискового события, избегания рискового события).

Управленческие шаги:

1. Создать атмосферу, в которой потребность в переменах будет четко осознаваться;

2. Провести необходимую разъяснительную работу, обучите всех вовлеченных в проект людей через серию семинаров по технологии проектной деятельности;

3. Оценить риски реализации:

• различие целей проекта и подразделения;

• совмещение командной формы работы и индивидуальной формы вознаграждения.

Сегодня успех образовательной организации зависит не от одного руководителя-лидера, а от административной команды. Но сформировать по-настоящему работоспособную, сплоченную команду не так-то просто. Однако делать это необходимо, потому что когда не ладится дело у административной команды, страдает вся организация. Часто, однако, команды представляют собой группу сильных личностей, тянущих воз в разные стороны. Как превратить эту случайную группу в команду?

Успешнее всего решают важные проблемы команды, члены которых изначально настроены на коллективную работу. Для достижения этой цели командам необходимо выработать общее направление движения — разделяемое всеми понимание целей и ценностей и научиться взаимодействовать, поскольку многие комплексные проблемы можно решить лишь «коллективным разумом». Кроме того, подчиненные обычно следят за действиями начальников и нуждаются в примерах для подражания. Наконец, команда руководителей должна уметь самообновляться и в ответ на перемены наращивать свой потенциал.

Таким образом, проектное управление направлено на развитие активной роли системы образовательной организации в ситуации внешних изменений, а также сформулированы условия управления инновационным развитием образовательной организации: создание основы для «роста» инновационных идей; стимулирование творческого поведения субъекта для выработки инновационного способа решения возникшего затруднения; жесткий отбор наиболее эффективного варианта решения возникшей проблемы или задачи из перечня представленных способов. Проект является одновременно рамкой проектной деятельности и как целенаправленной, так и организованной творческой активностью человека. В этой деятельности безусловна роль руководителя, как лидера.

В каких случаях мы можем говорить о проектном управлении?

1. Наличие оригинальной цели

2. Наличие проектной команды

3. Единое управление (интегральное управление)

4. Ограниченные ресурсы (финансовые, временные, кадровые).

При проектном управлении люди объединяют усилия, ресурсы, знания из различных областей, опыт практической деятельности, методы и инструменты управления, необходимые для достижения определенных целей.

Зачем образовательным организациям участвовать в проектах?

• Возможность реализовывать инновационные идеи, на которые не хватает собственных средств.

• Обеспечение развития педагогов образовательной организации и их творческого потенциала.

• -Симулирование развития инновационной активности.

• Исключение застойных явлений в педагогическом коллективе.

• Обогащения проектного опыта.

• Формирование проектных команд.

• Привлечение общественного внимания.

• Приобретение новых партнерских связей и контактов.

• Повышения престижа организации и их руководителей.

• Привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Достижение нового качества образования должно быть организовано как масштабный проект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектный подход означает:

- построение такой последовательности шагов, в которой есть место аккуратному эксперименту,

- отработку идей и технологий, их эволюционное распространение.

При этом эксперимент, задавая фактически новые, целостные модели школьного образования сориентирован на органическое единство новых концепций содержания образования, форм его организации и новых образовательных технологий.

Выводы. Таким образом, проектное управление можно рассматривать как синтетическую категорию научно-педагогического знания, обеспечивающую создание проектов будущего состояния образовательных систем и объектов, характеризующуюся междисциплинарностью, комплексностью, системностью, интегративностью, прогностичностью. Установлено, что в условиях новой социально- политической и производственно-экономической ситуации проектное управление направлено на: - трансформацию общенаучных положений, теорий социально-экономических тенденций развития как базиса преобразований в профессиональном обучении; - модернизацию образования в соответствии с духовно-нравственными и социально-экономическими запросами современной жизни; - создание полинаучных инноваций в интеграции содержания образования и учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Борисов С.А. Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13 (235). - С. 9196. - URL: http://bgscience.ru/lib/8180/

2. Виноградов В.Н, Глебова Г.Ф., Прикот О.Г. Программа развития современной школы: Учебное пособие для студентов вузов и аспирантов. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. - 216 с.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

4. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2-х томах. - СПб.: ИД "Бизнес-пресса", 2004.

5. Жердев А.В. Реализация проектного метода управления образовательным процессом в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук. Москва. 2006

6. Колесникова И.А. Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: ИЦ «АКАДЕМИЯ», 2007

7. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. - 160 с. - (Библиотека журнала «Директор школы»).

8. Смирнова Т.М. Проектный метод управления образовательным учреждением. - // Журнал «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». - Новосибирск. Издательство: ООО «Центр развития научного сотрудничества». - № 18. - 2013. - С. 42 - 46

9. С. М. Маркова, Е. П. Седых. Теоретические основы проектного управления образовательными системами. / Образовательная политика. füe:///D:/статьи/teoreticheskie-osnovy-proektnogo-upravleшya-obrazovatelnymi-sistemami.pdf

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10. 2016 №1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

Педагогика

УДК 373.2

аспирант Логинов Владимир Александрович

Московский психолого-социальный университет (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены основные тенденции развития учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования с использованием информационно-компьютерных технологий. Компьютеризация деятельности современного общества и всего образовательного процесса не вызывает сомнений, тем не менее использование и компьютера в воспитательной и учебной работе и дошкольниками все еще вызывает вопросы и споры. Автор дает подробное описание требований к компьютерной технике, используемой в дошкольных учреждениях, приводя нормативно-правовые документы. Кроме того выявлены принципиально важные отличительные особенности занятий дошкольников с использованием компьютерных технологий, которые позволяют повысить уровень познавательной мотивации, влияют на когнитивные процессы и вовлеченность детей в процесс.

Ключевые слова: дошкольное образование, информационно-компьютерные технологии, учебно-воспитательный процесс, дошкольник, компьютер.

Annotation. The article presents the main trends in the development of educational process in the system of preschool education using information and computer technologies. Computerization of modern society and the entire educational process is not in doubt, however, the use of computers in educational and training work and preschoolers still raises questions and disputes. The author gives a detailed description of the requirements for computer equipment used in preschool institutions, citing legal documents. In addition, the principal distinctive features of pre-school classes with the use of computer technologies, which allow to increase the level of cognitive motivation, affect the cognitive processes and involvement of children in the process, are revealed.

Keywords: preschool education, information and computer technologies, educational process, preschooler, computer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.