УДК 608.3
D01:10.31249/iajpravo/2024.02.11
ФИЛАТОВА А.О.1, ЛЕВИНЗОН В.С.2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КАЗАХСТАНЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ3
Аннотация. Исследуются вопросы реализации права на информацию о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, проблемы формирования единой государственной информационной системы в области биологической безопасности. Предлагается примерная архитектура будущей единой государственной информационной системы в области биологической безопасности с учетом существующих разработок и опыта использования информационных систем в России и Республике Казахстан.
Ключевые слова: государственная информационная система; биологическая безопасность; окружающая среда; право на информацию; опасные биологические факторы; биологические угрозы; обеспечение биологической безопасности.
1 Филатова Анастасия Олеговна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.
2 © Левинзон Владимир Сулейманович, доцент кафедры теории, истории государства и права, социально-экономических дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), кандидат технических наук, доцент.
3 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №23-28-00113, https://rscf.ru/project/23-28-000113/.
140
FILATOVA A.O., LEVINSON V.S. Formation of the state information system in the field of biological safety in the Russian Federation and Kazakhstan: organizational and legal issues
Abstract. The issues of implementing the right to information about the state of protection of the population and the environment from the effects of hazardous biological factors, the problems of forming a unified state information system in the field of biological safety are being explored. An approximate architecture of a future unified state information system in the field of biological safety is proposed, taking into account existing developments and experience in using information systems in Russia and the Republic of Kazakhstan.
Keywords: state information system; biological safety; environment; right to information; hazardous biological factors; biological threats; ensuring biological safety.
Для цитирования: Филатова А.О., Левинзон В.С. Формирование государственной информационной системы в области биологической безопасности в Российской Федерации и Казахстане: организационно-правовые вопросы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2024. -№ 2. - С. 140-155. - DOI: 10.31249/iajpravo/2024.02.11
Введение
Одним из современных вызовов национальной безопасности являются биологические угрозы, предотвращение которых является приоритетным направлением правового регулирования суверенных государств. В настоящее время законы о биологической безопасности приняты в нескольких государствах, в том числе и в Российской Федерации.
В отечественной юридической литературе одним из наиболее действенных механизмов профилактики (предотвращения) распространения биологических угроз признается разработка и внедрение государственной информационной системы в области биологической безопасности (далее - ГИС в области биологической безопасности), позволяющей в полной мере реализовать право населения и организаций на получение информации о мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды
141
от воздействия опасных биологических факторов и на предотвращение биологических угроз (опасностей)1.
В Российской Федерации правовое регулирование создания и функционирования государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности ограничивается ст. 14 Федерального закона от 30.12.2020 № 492-ФЗ (ред. от 14.11.2023 № 537-ФЗ) «О биологической безопасности в Российской Федерации» (далее - ФЗ о биологической безопасности), определяющей, что данная система создается в целях управления биологическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 14 ГИС в области обеспечения биологической безопасности включает статистические и иные сведения, предоставляемые государственными органами и (или) находящимися в их ведении организациями. Состав и порядок предоставления таких сведений определяется Правительством РФ. Вместе с тем соответствующего подзаконного нормативного акта Правительства РФ до настоящего времени так и не принято, что порождает некоторую правовую неопределенность по вопросу создания и функционирования государственной информационной системы.
Организационно-правовые проблемы создания государственной информационной системы безопасности в области биологической безопасности в Российской Федерации. Основной проблемой формирования ГИС в области биологической безопасности в Российской Федерации является отсутствие у уполномоченных государственных органов в области химической и биологической безопасности и у организаций, находящихся в их ведении, представления об архитектуре данной ГИС. Нормативно не определены структурные компоненты ГИС в области биологической безопасности - взаимосвязанные информационные подсистемы, способствующие своевременному информационному обмену между уполномоченными органами, а также формированию
1 См.: Сафронов В.А., Лопатин А.А., Раздорский А.С. Результаты испытаний технического образца компьютерной программы «Система поддержки принятия управленческих решений» // Проблемы особо опасных инфекций. - 2011. -№ 3 (109). - С. 23-27.
142
комплекса мероприятий по обеспечению химической и биологической безопасности. К сопутствующим проблемам относится вопрос о разграничении содержащихся в ГИС сведений в области обеспечения химической и биологической безопасности, определяемых в Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента РФ от 11.03.2019 № 97, и ГИС в области биологической безопасности, а также принципы их соотношения и взаимодействия, разграничения с аналогичными региональными информационными системами.
Периодически на научное обозрение представляются судебные и правоприменительные решения, в которых обусловливаются попытки Министерства здравоохранения РФ и подведомственных ему организаций сформировать подсистему мониторинга биологических угроз и другие подсистемы ГИС химической и биологической безопасности1. Складывается впечатление, что формирование ГИС в области биологической безопасности находится в стадии активной разработки, но окончательный проект до настоящего времени не утвержден. При этом создан и начал свое функционирование портал информационной системы Координационно-аналитического центра по обеспечению химической и биологической безопасности, доступный для использования только после одобрения заявки.
В условиях неопределенности со структурой, содержанием и функционированием ГИС в области биологической безопасности представляется важным провести систематизацию информационных подсистем, обеспечивающих реализацию права на биологическую безопасность, и выстроить логически стройный образ ГИС в области биологической безопасности в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта.
1 См.: Постановление Арбитражного Суда Московского округа от 20.04.2022 г. по делу № А40-47004/2021К; Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 26.07.2022 №040/06/104614/2022.
143
Прежде всего целесообразно обозначить необходимую систему правового регулирования ГИС в области биологической безопасности.
Система правового регулирования ГИС в области биологической безопасности представляется достаточно сложной и разветвленной структурой, включающей в себя публичное и частноправовое регулирование санитарно-эпидемиологических, экологических, потребительских отношений, а также отношений по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности, что предполагает межотраслевой подход к теоретическому осмыслению архитектуры государственной информационной системы1. Среди действующих подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные элементы рассматриваемых правоотношений, следует выделить:
- Правила предоставления информации (сведений) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности и проведения мониторинга разработок в области биологической безопасности, а также разработок продукции, в том числе созданной с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2145. Эти Правила регламентируют порядок формирования, учета и хранения сведений, поступающих в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;
- Правила создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов, а также Правила создания и ведения национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 1668. Согласно п. 2 Правил создание, пополнение, ведение и использование коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов производится на основании трех видов коллекций: государственных, исследовательских и рабочих. Сведения, поступающие в исследовательские
1 См.: Умнова-Конюхова И. А. Биологическая безопасность в международном праве и российском праве как новая сфера правового регулирования // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Юриспруденция. - 2023. - № 2. - С. 8.
144
и рабочие коллекции, представляются в информационную систему учета и хранения данных - «Национальный каталог штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов», который является отдельной подсистемой и структурным элементом архитектуры ГИС в области биологической безопасности;
- Положение о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», утвержденное постановление Правительства РФ от 16.12.2022 № 2338. Согласно п. 3 этого Положения областью применения единой цифровой платформы «ГосТех» является инфраструктурное, организационно-технологическое и докумен-тационное обеспечение процессов жизненного цикла государственных информационных систем, использование цифровых продуктов платформы «ГосТех» в виде прикладных сервисов, работающих в инфраструктуре облачных вычислений. Платформа «ГосТех» предназначена для реализации процессов жизненного цикла государственных информационных систем, а также для реализации предоставления на платформе «ГосТех» цифровых продуктов в виде прикладных сервисов, работающих в инфраструктуре облачных вычислений. Представляется, что именно данная система станет базовой для функционирования ГИС в области биологической безопасности;
- постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Актуальность и значимость данного постановления Правительства РФ обусловливается поправкой к ст. 5 ФЗ о биологической безопасности, внесенной Федеральным законом от 14.11.2023 г. № 537-ФЗ, предусматривающей полномочия Правительства РФ по установлению порядка формирования и ведения реестра продукции, необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медпомощи, а также реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства таких товаров;
- постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 (ред. от 28.07.2022) «О Федеральном медико-биологическом
145
агентстве», предусматривающее проведение ФМБА России медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, а также реализацию мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.
Указанные нормативно-правовые акты закладывают основу будущей системы правового регулирования ГИС в области биологической безопасности РФ. При этом в юридической науке сложились неоднозначные мнения по поводу эффективности правового регулирования отдельных элементов биологической безопасности. Т.В. Редникова отмечает, что характерной чертой правового регулирования в сфере обеспечения медико-биологической безопасности является то, что в большинстве случаев оно развивается в ответ на уже случившиеся либо реализованные угрозы. Большое количество норм, регулирующих отношения в сфере обеспечения медико-биологической безопасности и зачастую вступающих в противоречие друг с другом, в значительной степени затрудняют их правоприменение1. Соглашаясь с этим, важно подчеркнуть, что от состояния правового регулирования механизма обеспечения биологической безопасности в форме единой ГИС зависит реализация населением своего комплексного права на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов. В связи с этим, полагаем, что в целях унификации правового регулирования ГИС в области биологической безопасности важной задачей Правительства РФ является принятие постановления «О мерах по реализации законодательства Российской Федерации в области биологической безопасности», в котором будут определены основные
1 См.: Редникова Т.В. Правовое обеспечение биологической безопасности в контексте национальной безопасности страны: новые угрозы и меры противодействия // Юридические исследования. - 2023. - № 2. - С. 2.
146
нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и ввода в эксплуатацию ГИС в области биологической безопасности.
К организационной проблеме создания ГИС в области биологической безопасности относится определение вида цифровой платформы, на которой предполагается ее использование.
В отечественной литературе сложились неоднозначные мнения по поводу организации и эффективности функционирования единой многофункциональной цифровой платформы. Одни авторы рассматривают эту платформу как фактор интеграции, как ресурс, предоставляющий участникам целый ряд преимуществ1. Так, А.В. Габов, рассматривая понятие «единая цифровая платформа Российской Федерации "ГосТех"», введенное Положением о единой цифровой платформе РФ «ГосТех», и понятие «государственная единая облачная платформа», используемое в различных документах, пришел к выводу о соотношении данных понятий как целого и частного и необходимости дублирования данных из облачной системы в единой цифровой платформе. Другие исследователи считают неоправданным совпадение представленных баз данных по своим существенным характеристикам2. Учитывая особенности учета и хранения данных, а также их передачи для информирования населения, представляется, что ГИС в области биологической безопасности Российской Федерации может быть разработана в качестве базового сервиса единой платформы.
В отечественной юридической литературе отсутствуют комплексные научные исследования, посвященные ГИС в области биологической безопасности. При этом современные авторы неюридических специальностей пытаются анализировать отдельные информационные подсистемы, имеющие непосредственное отношение к ГИС в области биологической безопасности.
1 См.: Сафронов В.А., Лопатин А.А., Раздорский А.С. Результаты испытаний технического образца компьютерной программы «Система поддержки принятия управленческих решений» // Проблемы особо опасных инфекций. - 2011. -№ 3 (109). - С. 23-27.
2 См.: Нуриев Б. Д. Интеграционный потенциал цифровой платформы в сфере международной торговли: проблемы и пути решения // E-Management. -2023. - T. 6, № 1. - С. 61-70.
147
В технической литературе одной из функциональных подсистем ГИС в области биологической безопасности называют систему поддержки принятия управленческих решений в области биологической безопасности, реализуемую на местном, региональном и федеральном уровнях. Коллективом авторов-разработчиков данной системы приведен возможный алгоритм взаимосвязи ее элементов и использования. Эта система прошла два этапа апробации, на основе анализа которых сделан вывод об определенной эффективности ее действия. На первом этапе разработки впервые был создан и систематизирован перечень внутренних и внешних угроз биологической безопасности в субъектах РФ. Также сформировано техническое задание в части генерирования тематических карт по показателям1. Следует заметить, что единой модели так и не создано. Проблему введения данной системы в эксплуатацию, как видится, вызывает отсутствие подзаконного регулирования порядка ее создания и определение сроков введения в действие, а также разграничение полномочий по контролю за созданием между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ2.
Вторым элементом единой ГИС в области биологической безопасности является общая система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области биологической безопасности. Данная подсистема разработана и функционирует на основе облачной цифровой платформы, эффективно выполняя свою основную функцию: информирование населения о научно-исследовательских разработках в области биологической безопасности. Однако эта система не лишена своих недостатков, одним из которых является наличие большого числа
1 См.: Результаты испытаний технического образца компьютерной программы «Система поддержки принятия управленческих решений» / В.А. Сафро-нов, А.А. Лопатин, А.С. Раздорский [и др.] // Проблемы особо опасных инфекций. -2011. - № 3 (109). - С. 23-27.
2 См.: Филатова А.О. Право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов и формирование государственной информационной системы в области биологической безопасности в Российской Федерации // Пролог: журнал о праве. Prologue: Law Journal. - 2023. - № 4. - С. 38-49.
148
исследований, имеющих посредственное отношение к проблемам биологической безопасности.
Одним из структурных элементов ГИС в области биологической безопасности, реализующих цели информирования населения о биологических рисках и тесно взаимодействующих с информационными системами оповещения и эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях, должна стать система информирования населения о биологических рисках. Данная система не находится в стадии разработки и лишь поверхностно упоминается в научной литературе в области обеспечения гражданской безопасности1. По аналогии с уже разработанными и функционирующими ведомственными информационно-аналитическими системами данных о состоянии окружающей среды, действующими на территории субъектов РФ, система информирования населения о биологических рисках могла бы получить статус региональной государственной информационной системы. При формировании целей и задач ГИС в области биологической безопасности необходимо учесть практику создания и опыт функционирования действующих в ряде субъектов РФ государственных информационных систем в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Положительными примерами региональных государственно-информационных систем, на наш взгляд, являются: «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга», ГИС «Электронный эпидемиологический атлас Поволжского края», краевая ведомственная информационно-аналитическая система данных о состоянии окружающей среды Красноярского края (КВИАС) и другие2.
Научные разработки аналогичных систем информирования населения об эпидемиологических рисках встречаются в медицинской литературе. Примером научного проекта государственной автоматизированной системы информирования населения о выяв-
1 См.: Шевченко А.В. Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть вторая) // Технологии гражданской безопасности. Т. 13. - 2016. - № 3 (49). - С. 83-85.
2 См.: Электронный эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа [Электронный ресурс]. Электрон. базы данных, текстовые, граф. дан. и прикладная программа. - Нижний Новгород, 2018. - URL: http://epid-atlas.nniiem.ru (дата обращения 24.01.2024).
149
ленных инфекционных заболеваниях является проект, представленный ФБУН Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологи имени академика И.Н. Блохи-ной - «Эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа». Как отмечают авторы, применение ГИС с указанными показателями является весьма эффективным инструментом обеспечения мониторинга здоровья населения1, поскольку позволяет сформировать картину распространения заболевания вплоть до жилого дома и принять оптимальное решение для органов публичной власти, в том числе - проводить необходимые санитарно-эпидемиологические мероприятия. Однако несмотря на признание проекта актуальным и заслуживающим внимания сайт «Эпидемиологический атлас Приволжского федерального округа» в настоящее время отсутствует. В научной литературе отмечается положительный опыт и других информационных систем, как отечественного, так и зарубежного происхождения, примененных в период пандемии СОУГО-19. К примеру, работа европейского бюро ВОЗ «Ситуация с СОУГО-19 в Европейском регионе ВОЗ»2, «Карта распространения коронавируса в России и мире», разработчиком которой является компания Яндекс, «Коронавирус-монитор - интерактивная карта распространения и статистика СОУГО-19».
Не вызывает сомнения необходимость использования разработанных и функционирующих систем для создания подсистемы информирования населения о биологических рисках. Вместе с тем остается открытым вопрос о техническом задании, сроках разработки и информации, аккумулируемой данной подсистемой.
Представляется, что в связи с внесенным изменениями в ФЗ о биологической безопасности одним из наиболее взаимосвязан-
1 См.: Побединский Г.Г., Сарсков С.А., Вьюшков М.В. Прототип раздела эпидемиологического атласа «Мониторинг заболеваемости COVID-19» // Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения : материалы всеросс. науч.-практ. интернет-конференции молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора с международным участием, Пермь, 05-09 октября 2020 г. -Пермь, 2020. - С. 394-402.
2 См.: Knauer N.J. The COVID-19 Pandemic and Federalism: Who Decides? // New York University Journal of Legislation and Public Policy. - 2020. - Vol. 23, № 1. -P. 8-16.
150
ных с ГИС в области обеспечения биологической безопасности элементов может быть Государственная информационная система «Защиты прав потребителей» (см. ст. 5 ФЗ о биологической безопасности в новой редакции), на базе которой предполагается разместить сведения для населения и организаций о свойствах и показателях продукции, необходимой для обеспечения биологической безопасности населения, а также реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства таких товаров.
К действующим подсистемам архитектуры ГИС в области биологической безопасности, данные которых скрыты в связи с необходимостью обеспечения государственной тайны, относятся: Национальный интеграционный центр мониторинга биологических угроз, включающего наблюдение за опасными и вредными факторами на производстве, и Национальный каталог штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов1. Несмотря на отсутствие возможности исследовательского анализа соответствующих подсистем, полагаем, что указанные подсистемы должны быть автоматизированными характерами и работать независимо от глобальной сети Интернет с целью обеспечить информационный обмен в случае информационных атак и других попыток неправомерного использования системы.
Формирование государственной информационной системы в области биологической безопасности потребует решения таких дополнительных организационных вопросов, как: определение субъектов, обладающих правом доступа к отдельным видам подсистем; разработка регламента осуществления контроля за вносимой информацией; определение набора информационных параметров обмена информацией между органами публичной власти, установление ответственности за внесение как заведомо ложной, так и недостоверной информации и др.2 К сопутствующим вопросам относятся: синхронизация правового регулирования ГИС в области биологической безопасности, предусмотренного ФЗ о биологической безопасности, и соответствующих положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях
1 См.: Филатова А.О. Указ соч. - С. 38-49.
2 См.: Волк В.К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и администрирование. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 44.
151
и о защите информации»; включение данных мониторинга биологических угроз региональных аккредитованных центров биологической безопасности в ГИС в области биологической безопасности; ведение и опубликование в информационных системах протоколов принятия решений об оповещении и эвакуации насе-ления1.
Таким образом, архитектура единой ГИС в области биологической безопасности должна включать: систему поддержки принятия управленческих решений в области биологической безопасности; систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области биологической безопасности; систему информирования населения о биологических рисках; информационную систему «Защита прав потребителей» в области обеспечения биологической безопасности товаров; Национальный интеграционный центр мониторинга биологических угроз; Национальный каталог штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов.
Правовое регулирование создания и функционирования государственной информационной системы в области биологической безопасности в Казахстане. Обращаясь к опыту зарубежных государств по созданию системы правового регулирования биологической безопасности, заметим, что достаточно стройная система правового регулирования биологической безопасности на сегодняшний день сложилась в Казахстане. Статья 17 Закона от 21.05.2022 г. № 122 - VII «О биологической безопасности Республики Казахстан» устанавливает, что государственная информационная система в области биологической безопасности создается в целях анализа ситуации, прогнозирования и моделирования биологических рисков, выработки скоординированных и оперативных мер реагирования посредством централизованного учета и мониторинга в области биологической безопасности, управления биологическими рисками, обмена информацией между государственными органами и местными исполнительными органами областей,
1 См.: Остроух А.В. Проектирование информационных систем. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 50.
152
городов республиканского значения, столицы1. Также законодательно определяется, что объектами информатизации в области биологической безопасности являются электронные информационные ресурсы, программное обеспечение, интернет-ресурс и информационно-коммуникационная инфраструктура в области биологической безопасности.
Распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 11.08.2022 № 123-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан "О биологической безопасности Республики Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам биологической безопасности"» утвержден перечень правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации законов в области биологической безопасности. В данном распоряжении определены сроки принятия соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, их наименования, формы, а также государственный орган, ответственный за его принятие.
К числу подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в области ГИС биологической безопасности Республики Казахстан, относятся следующие:
- Правила формирования, ведения и содержания национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов и перечень организаций, уполномоченных на их формирование, ведение и содержание, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 25.11.2022 № 953;
- Правила проведения мониторинга эффективности внешней оценки биологических рисков, утвержденные приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27.08.2022 № К? ДСМ-93;
- Правила ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности, утвержденные приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30.11.2022 № КР ДСМ-143;
1 См.: Закон Республики Казахстан от 21.05.2022 № 122-VII ЗРК «О биологической безопасности Республики Казахстан» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000122 (дата обращения: 12.12.2023).
153
- приказ вице-министра здравоохранения Республики Казахстан от 30.09.2022 № 855 «Об утверждении перечня нормативных технических документов, национальных и (или) межгосударственных стандартов в области биологической безопасности»;
- приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 09.11.2022 № КР ДСМ-132 «Об утверждении типовой программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области биологической безопасности».
Наиболее полное правовое регулирование ГИС в области биологической безопасности осуществляют Правила ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности, утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30.11.2022 № КР ДСМ-143. Глава 7 данных Правил регулирует порядок формирования и ведения государственной информационной системы в области биологической безопасности, а также сбора, обработки, хранения и передачи информации. Информация (документация) в области биологической безопасности, поступающая в ГИС, аккумулируется в унифицированном виде и образует единую национальную базу данных в области биологической безопасности. Статья 5 указанных Правил фактически описывает будущую архитектуру ГИС в области биологической безопасности, указывая основное функциональное назначение ее подсистем: интеграция с информационными базами и системами государственных органов, их подведомственных организаций, которые содержат информацию (документацию) в области биологической безопасности; интеграция с информационными системами, применяемыми субъектами, осуществляющими обращение с I и (или) II группами патогенности; осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации (документации) в области биологической безопасности, автоматизированного прогнозирования (моделирования), а также их представления в установленном порядке субъектами ГИС в области биологической безопасности; информационный обмен сведениями между субъектами ГИС в области биологической безопасности.
Из отмеченных подзаконных актов Республики Казахстан также стоит выделить приказ Министра науки и высшего образо-
154
вания Республики Казахстан от 28.03.2023 № 133 «Об утверждении типовой программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области биологической безопасности», в котором регулируются отношения по управлению биологическими рисками для лабораторий и других смежных организаций, а в саму программу переподготовки включен подраздел «ГИС в области биологической безопасности».
Однако в настоящее время единой платформы размещения ГИС в области биологической безопасности Республики Казахстан не создано: отдельные подсистемы находятся в стадии разработки технического задания, другие же функционируют в рамках Национального центра биотехнологий Республики Казахстан. Несмотря на отсутствие четкой определенности элементов архитектуры данной информационной системы, правовая и функциональная база в Республике Казахстан подготовлены. Полагаем, что практика правового регулирования ГИС в области биологической безопасности в Республике Казахстан должна быть взята за основу в процессе формирования аналогичной государственной информационной системы в Российской Федерации.
Заключение
В настоящее время актуализируется главный вопрос создания ГИС в области биологической безопасности в Российской Федерации - обеспечение правового и организационного подзаконного регулирования. Не случайно в данной статье приведен положительный законодательный опыт Республики Казахстан в рассматриваемой сфере информационных правоотношений. Первоочередной задачей Правительства РФ является разработка и принятие нормативно-правового акта «О мерах по реализации законодательства Российской Федерации в области биологической безопасности», аналогично принятому в Республике Казахстан и определяющему перечень основных подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для формирования ГИС в области биологической безопасности, сроки их принятия и уполномоченный государственный орган.
155