Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БЕСХОЗЯЙНЫХ СКОТОМОГИЛЬНИКОВ'

ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БЕСХОЗЯЙНЫХ СКОТОМОГИЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И УГРОЗЫ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СКОТОМОГИЛЬНИКИ / БЕСХОЗЯЙНЫЕ СКОТОМОГИЛЬНИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ВЕТЕРИНАРНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ведышева Н. О.

Автором проанализировано законодательство в части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, биологической безопасности. Отмечается разный подход в правовом регулировании обеспечения безопасности до 2019 г. - года принятия новых Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности - и с этого года. Среди рассмотренных аспектов правового обеспечения биологической безопасности в субъектах РФ выделяются особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления полномочиями по содержанию скотомогильников, биотермических ям, находящихся в собственности субъекта РФ. Отмечена проблематика отсутствия единого подхода в регулировании обеспечения безопасности на территории субъекта РФ в части выявления бесхозяйных скотомогильников, включая сибиреязвенные, и ликвидации неиспользуемых скотомогильников. В государственной информационной системе в области ветеринарии отсутствуют сведения о хозяйственной деятельности участников оборота биологических отходов, осуществляющих их сбор и переработку, это не позволяет комплексно подойти к вопросу регулирования системы обращения с биологическими отходами. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в законодательство о ветеринарии и биологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL AND LEGAL PROBLEMS OF ENSURING THE SAFETY OF OWNER CATTLE BURIAL GROUNDS

The article proposes an analysis of legislation in terms of ensuring environmental safety and sanitary and epidemiological welfare of the population, biological safety. There is a different approach in the legal regulation of safety until 2019, the year of the adoption of the new Fundamentals of State Policy in the field of ensuring chemical and biological safety, and after. Among the considered aspects of the legal support of biological safety in the constituent entities of the Russian Federation, the features of the legal regulation of empowering local governments with the authority to maintain animal burial grounds, biothermal pits owned by the constituent entity of the Russian Federation are highlighted. The problem of the lack of a unified approach in regulating security on the territory of a constituent entity of the Russian Federation in terms of identifying ownerless cattle burial grounds, including anthrax and eliminating unused cattle burial grounds, is highlighted. In the state information system in the field of veterinary medicine, there is no information about the economic activities of participants in the circulation of biological waste that collect and process it, this does not allow a comprehensive approach to the issue of regulating the biological waste management system, the author shows the need to amend the legislation on veterinary medicine and biological safety.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БЕСХОЗЯЙНЫХ СКОТОМОГИЛЬНИКОВ»

ЕСТНИК Веды.шева Н. О.

УНИВЕРСИТЕТА Эколого-правовые проблемы обеспечения

УНИВЕРСИТЕТА _ _

имени O.E. Кугафина(МГЮА) безопасности бесхозяйных скотомогильников

Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности бесхозяйных скотомогильников

Аннотация. Автором проанализировано законодательство в части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, биологической безопасности. Отмечается разный подход в правовом регулировании обеспечения безопасности до 2019 г. — года принятия новых Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности — и с этого года. Среди рассмотренных аспектов правового обеспечения биологической безопасности в субъектах РФ выделяются особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления полномочиями по содержанию скотомогильников, биотермических ям, находящихся в собственности субъекта РФ. Отмечена проблематика отсутствия единого подхода в регулировании обеспечения безопасности на территории субъекта РФ в части выявления бесхозяйных скотомогильников, включая сибиреязвенные, и ликвидации неиспользуемых скотомогильников. В государственной информационной системе в области ветеринарии отсутствуют сведения о хозяйственной деятельности участников оборота биологических отходов, осуществляющих их сбор и переработку, это не позволяет комплексно подойти к вопросу регулирования системы обращения с биологическими отходами. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в законодательство о ветеринарии и биологической безопасности. Ключевые слова: биологические риски и угрозы, биологическая безопасность, скотомогильники, бесхозяйные скотомогильники, экологическая безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие, ветеринарное благополучие.

Наталия Олеговна ВЕДЫШЕВА,

доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент veda120006@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.103.3.119-128

NATALIA O. VEDYSHEVA, Assistant professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sa. (Law), Associate Professor veda120006@yandex.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Environmental and Legal Problems of Ensuring the Safety of Owner Cattle Burial Grounds Abstract. The article proposes an analysis of legislation in terms of ensuring environmental safety and sanitary and epidemiological welfare of the population, biological safety. There is a different approach in the legal regulation

© Ведышева Н. О., 2023

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

of safety until 2019, the year of the adoption of the new Fundamentals of State Policy in the field of ensuring chemical and biological safety, and after. Among the considered aspects of the legal support of biological safety in the constituent entities of the Russian Federation, the features of the legal regulation of empowering local governments with the authority to maintain animal burial grounds, biothermal pits owned by the constituent entity of the Russian Federation are highlighted. The problem of the lack of a unified approach in regulating security on the territory of a constituent entity of the Russian Federation in terms of identifying ownerless cattle burial grounds, including anthrax and eliminating unused cattle burial grounds, is highlighted. In the state information system in the field of veterinary medicine, there is no information about the economic activities of participants in the circulation of biological waste that collect and process it, this does not allow a comprehensive approach to the issue of regulating the biological waste management system, the author shows the need to amend the legislation on veterinary medicine and biological safety. Keywords: biological risks and threats, biological safety, animal burial grounds, ownerless animal burial grounds, environmental safety, sanitary and epidemiological well-being, veterinary well-being.

В последнее время вопросам защиты населения и окружающей среды от угроз биологического характера, рисков причинения вреда от воздействия биологических факторов уделяется повышенное внимание1. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности выделяют следующие угрозы:

— распространение инфекций животных и растений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окружающей среде;

— перемещение на территорию России зараженных организмов, способных вызвать эпидемии, эпизоотии, эпифитотии различного масштаба;

— появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории России инфекционных и паразитарных заболеваний;

— нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их распространение.

Так, по данным Россельхознадзора, на 15.02.2023 зарегистрированы вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в Российской Федерации (35 случаев), в Венгрии (4), Германии (11), Италии (14), Латвии (15), Польше (81), Сербии (57 случаев);

1 См.: Правовое обеспечение экологической безопасности населения и территорий : учебное пособие / отв. ред. Ю. Г. Шпаковский, Н. О. Ведышева, О. А. Зиновьева. М. : Проспект, 2022 ; Ведышева Н. О. Правовой аспект обеспечения биологической безопасности на современном этапе // Правовые основы биоэкономики и биобезопасности : монография / отв. ред. А. А. Мохов, О. В. Сушкова. М. : Проспект, 2020. С. 28—32.

ЕСТНИК Веды.шева Н. О. пл

УНИВЕРСИТЕТА Эколого-правовые проблемы обеспечения |2|

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА) безопасности бесхозяйных скотомогильников

вспышки птичьего гриппа; бруцеллеза и др.2 Российская Федерация эндемична по АЧС с 2007 г, в последнее время наблюдается тенденция к ее распространению в ранее оздоровленные и благополучные регионы; есть угроза заноса на нашу территорию ящура, особенно в регионы, граничащие с эндемичными странами.

По данным, содержащимся в ежегодных государственных докладах «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 г. произошло 60 чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, причем по сравнению с 2019 г. их количество увеличилось в 4 раза. На территории 16 субъектов РФ было зарегистрировано 103 очага АЧС, в ходе ликвидации которых было уничтожено 128,7 тысяч голов свиней. В 2021 г. произошло 88 чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, что больше на 43,33 % по сравнению с 2020 г.

Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций связано с инфекционными заболеваниями сельскохозяйственных животных3. В результате этих заболеваний происходят падеж животных и птиц, а также их уничтожение с целью нераспространения заболевания. Трупы животных и птиц отнесены к биологическим отходам, для которых установлены ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации4.

Например, для перемещения биологических отходов, инфицированных возбудителями АЧС, бешенства, блютанга, высокопатогенного гриппа птиц, гриппа лошадей, ряда других болезней животных, впервые выявленных на территории Российской Федерации, или в отношении которых невозможно подтвердить их происхождение, или отходов, владелец которых не установлен, должны использоваться емкости для биологических отходов с надписью «особо опасные биоотходы». Отдельные правила предусмотрены и для утилизации таких отходов путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка.

На территории скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы запрещается пасти скот, косить траву, перемещать землю и гумированный оста- А

ток за пределы скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы. По общему правилу запрещается захоронение биологических отходов в землю, вы- ОО

воз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, Д гп

водные объекты. В целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также прослеживаемости продукции животноводства в июне 2022 г. внесены изменения в Закон РФ «О ветеринарии», предусматривающие обяза- рИ

тельное маркирование сельскохозяйственных животных с 01.03.2024, а служебных — с 01.03.2025. Эти изменения позволят в том числе отслеживать и утили- ш ш зацию биологических отходов. §1

В настоящее же время государственные надзорные органы фиксируют не- СЕ

санкционированное размещения таких отходов на полигонах коммунальных и но

Ш Б

и ]>

2 URL: https://fsvps.gov.ru.

3 URL: https://mchs.gov.ru. §1

4 Приказ Минсельхоза России от 26.10. 2020 № 626 «Об утверждении Ветеринарных рЯ правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов» // Б ^ URL: http://pravo.gov.ru, 30.10.2020. ЛЕ НИЯ

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

промышленных отходов. Кроме того, выявляют большое количество бесхозяйных скотомогильников, нарушения эксплуатации биотермических ям, правового режима санитарно-защитных зон скотомогильников, которые не определены на местности и не внесены в государственный кадастр недвижимости.

Наибольшую сложность вызывают определение собственника на бесхозяйные скотомогильники, особенно на неразграниченных землях, отсутствие четких полномочий органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления в области обеспечения биологической и иной безопасности при обращении с биологическими отходами. Все это усиливает риски эпизоотических заболеваний среди животных и эпидемических заболеваний среди населения, причинения вреда окружающей среде. Без надлежащей эксплуатации скотомогильников невозможно обеспечить экологическую, ветеринарную безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Согласно решению Коллегии ЕАЭК от 13.02.2018 № 27 «скотомогильник — это определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами для захоронения биологических отходов»5. Проблемой является отсутствие достоверной и полной информации об их количестве и местоположении.

По данным Минсельхоза РФ, на территории России насчитывается почти 14 тыс. скотомогильников и биотермических ям, из которых 46 % — действующие. Как обоснованно отмечают суды, «исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся прежде всего земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы (трупы животных) либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов»6.

На протяжении долгого времени существовала правовая неопределенность в вопросе о том, в чьем ведении находятся вопросы содержания и обеспечения санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности этих объектов — Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В юридической литературе не раз обращались к материальным и процессуальным особенностям рассмотрения судами дел о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь7.

5 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27 «Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)» // URL: http://www.eaeunion.org.

6 См.: кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2022 № 88А-13555/2022 по делу № 2а-139/2021 // СПС «КонсультантПлюс».

7 См.: Смагина Е. С. Проблемы рассмотрения судами дел о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь // Законодательство. 2018. № 1. С. 46—49 ; Владимиров И. А. Проблемы совершенствования государственного надзора в сфере животноводства // Экологическое право. 2018. № 3. С. 28—31 ; Малая Т. Н. Правовой режим скотомогильников, расположенных на территории Мордовии // Социально-политические науки. 2012. № 3. С. 82—83.

УНИВЕРСИТЕТА Эколого-правовые проблемы обеспечения

имени O.E. Кутафина(МГЮА) безопасности бесхозяйных скотомогильников

Ранее природоохранные прокуроры, например, обращались в суд с исковыми заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении местных администраций обратиться в управления Росреестра с заявлениями о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества, ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации на территории района чрезвычайных ситуаций, и на ст. 225 ГК РФ.

В других случаях прокуроры обращались в суд с иском к органам местного самоуправления о безвозмездной передаче скотомогильников (биотермических ям) в собственность субъекта РФ. Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление этих полномочий — расходные обязательства Российской Федерации и субъектов РФ.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, данное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) или отчуждению. Непередача указанного имущества в региональную собственность, по мнению прокуроров, свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами местной администрации возложенных на них полномочий8.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ «бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь».

В городах федерального значения бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

В соответствии с ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения рИ органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности городов федерального значения. Однако в собственности муниципальных образований и городов федерального значения § Н может находиться не любое имущество, а только то, которое предназначено для

выполнения возложенных на них функций и полномочий. □ □

Ш Б АР

При этом ст. 225 ГК РФ и ст. 290 ГПК РФ устанавливают строго ограниченный

перечень субъектов, обладающих правом на обращение в суд с заявлением о

□Н

См.: кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Вер- р Я

ховного Суда РФ от 03.06.2019 № 50-КА19-1 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опуб- Б ^

ликован не был. ЛЕНИЯ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. В такой ситуации, как справедливо отмечает Е. С. Смагина, «муниципальные образования, города федерального значения оказываются обремененными полномочиями по принятию в собственность любого бесхозяйного имущества, даже того, которое не должно и не может в дальнейшем находиться в их собственности»9.

В ранее утвержденных Президентом РФ Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу10 было предусмотрено совершенствование законодательства в части перевода бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в муниципальную собственность.

В настоящее время, согласно новым Основам государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу11 среди основных задач, касающихся осуществления мониторинга биологических рисков и совершенствования нормативно-правового регулирования и государственного управления в этой области, предусмотрены формирование и ведение федерального реестра скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов; а также обращение бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям) в собственность органов государственной власти субъектов РФ.

После принятия вышеуказанных Основ был принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который отнес к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; а также изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта РФ с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.

Кроме того, в 2021 г. внесены изменения в Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», предусматривающие полномочия субъекта РФ по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также по организации

9 Смагина Е. С. Участие государства в современном цивилистическом процессе : монография. М. : Статут, 2021. С. 141.

10 Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. Утв. Президентом РФ 01.11.2013 № Пр-2573 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

11 Указ Президента РФ от 11.03.2019 № 97 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // СЗ РФ. 2019. № 11. Ст. 1106.

УНИВЕРСИТЕТА Эколого-правовые проблемы обеспечения

имени O.E. Кутафина(МГЮА) безопасности бесхозяйных скотомогильников

проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.

В настоящее время субъекты РФ на основании данных ветеринарных карточек и по данным надзорных органов определяют количество и местонахождение скотомогильников (биотермических ям), включая сибиреязвенные, наделяют органы местного самоуправления полномочиями по их содержанию, предусматривают распределение субвенций из бюджета субъекта РФ муниципальным районам и городским округам12.

Так, в соответствии с Законом Московской области от 27.12.2017 № 251/2017-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления городских округов Московской области отдельными полномочиями Московской области по оформлению сибиреязвенных скотомогильников в собственность Московской области, обустройству и содержанию сибиреязвенных скотомогильников», распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 24.03.2020 № 20РВ-93 «О проведении обследования биотермических ям, скотомогильников, в том числе сибиреязвенных, на территории Московской области», Законом Московской области от 07.12.2022 № 220/2022-ОЗ «О бюджете Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» установлено 13 городских округов Московской области, на территории которых выявлены сибиреязвенные скотомогильники, переданы полномочия органам местного самоуправления по их оформлению в собственность Московской области, обустройству и содержанию. Так, на 2023 г. выделено 6 231 тыс. руб., на 2024— 2025 гг. — по 5 944 тыс. руб.13

В Оренбургской области государственные полномочия по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, передаются органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в 11 этапов, на каждом этапе выделены от 1 до 5—10 муниципальных образований, начиная с 01.01.2016 и заканчивая 2026 г. (всего 85 муниципальных образований с количеством более 80 скотомогильников)14.

ХШ

□ □

12 См.: Закон Белгородской области от 29.12.2020 № 32 (ред. от 02.11.2022) «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по содержанию сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, находящихся в собственности Белгородской области» ; Закон Республики Алтай от 19.12.2014 № 92-РЗ (ред. от 28.12.2022) «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными ^ °

полномочиями Республики Алтай по обустройству и содержанию мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, крематоров, инсинераторов) на территории Республики Алтай» ; Закон Оренбургской области от 03.10.2014 № 2563/730-^ОЗ (ред. от 01.12.2022) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» // СПС «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». □ Н

13 В Московской области выявлено 39 бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников. р Я

14 В Оренбургской области имеется 952 скотомогильника, из которых 695 не отвечают тре- Б ^ бованиям ветеринарного законодательства, 673 не имеют собственников, 127 являются ЛЕНИЯ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

В целях недопущения несанкционированного захоронения биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболеваний людей зооатропонозными болезнями, охраны окружающей среды субъекты РФ регулируют и порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников. К неиспользуемым относятся скотомогильники, в которых срок последнего захоронения биологических отходов составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.

Ликвидация не распространяется на действующие и сибиреязвенные скотомогильники. Например, Правительством Московской области утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям) на территории области15. Данный порядок устанавливается в отношении следующих скотомогильников: неиспользуемых, не имеющих собственника, собственник которых неизвестен, собственник которых отказался от своего права на них, на скотомогильники, принадлежащие на праве частной собственности юридическим и физическим лицам.

Мероприятия по ликвидации включают в себя три этапа: ветеринарно-санитар-ное освидетельствование неиспользуемого скотомогильника, формирование их сводного перечня и непосредственно саму ликвидацию в виде засыпки грунтом биотермических ям неиспользуемых скотомогильников и работы по дезинфекции.

В 2020 г. в Алтайском крае утвержден порядок ликвидации неиспользуемых на территории края скотомогильников и приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 02.07.2021 № 118-п включены в перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации в срок 2023—2024 гг. (из них 4 являются действующими, 7 — законсервированными).

Несмотря на принятые субъектами РФ постановления, предусматривающие ликвидацию неиспользуемых скотомогильников на ближайшие годы, суды обязывают органы исполнительной власти субъектов РФ, как правило, в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ставить их на кадастровый учет, регистрировать права собственности; разрабатывать санитарно-защитные зоны, а также обеспечивать на указанных объектах изоляцию умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных в соответствии с требованиями Ветеринарных правил, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 62616.

собственностью муниципальных образований и 152 находятся в собственности хозяйствующих субъектов.

15 Постановление Правительства Московской области от 25.12.2020 № 1041/44 (ред. от 11.11.2022) «Об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям) на территории Московской области» ; постановление Правительства Республики Мордовия от 05.08.2013 № 311 «Об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Республики Мордовия» // СПС «Кон-сультантПлюс. Региональное законодательство».

16 Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2022 № 88А-13555/2022 по делу № 2а-139/2021 ; кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.02.2022 № 88А-3495/2022 по

УНИВЕРСИТЕТА Эколого-правовые проблемы обеспечения

имени O.E. Кутафина(МГЮА) безопасности бесхозяйных скотомогильников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется необходимым разработать единые правила на федеральном уровне, предусматривающие сроки постановки на кадастровый учет и включению в реестр объектов региональной собственности выявленных бесхозяйных скотомогильников, отдельно закрепив особенности в отношении сибиреязвенных; предусмотреть специальные сроки и правила для установления санитарно-защитных зон для включенных в перечень ликвидируемых в ближайшие годы скотомогильников.

Для решения проблемы утилизации или уничтожения биоотходов необходимо создать на территории России сеть утилизационных заводов с учетом реального и прогнозируемого уровня, учитывая интересы сельхозпроизводителей, занимающихся животноводством и в отдаленных деревнях и селах.

В рамках мониторинга биологических рисков Федеральный закон от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» предусматривает создание государственной информационной системы в области биологической безопасности. В настоящее время Россельхознадзор осуществляет ведение государственной информационной системы в области ветеринарии «ВетИС», куда заносится информация об объектах, связанных с утилизацией биологических отходов. Это скотомогильники, биотермические ямы и ветсанутильзаводы, которые предназначены непосредственно для утилизации таких отходов.

Однако сведения о хозяйственной деятельности участников оборота биологических отходов, осуществляющих их сбор и переработку, информационная система не содержит. Кроме того, в Положении о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору17, не закреплены полномочия данной службы по ведению федерального реестра скотомогильников, включая сибиреязвенные.

Поэтому в рамках усовершенствования контроля за эксплуатацией и ликвидацией скотомогильников (биотермических ям) следует внести соответствующие изменения в законодательство, наделив Россельхознадзор полномочиями по ведению федерального реестра скотомогильников; а Министерство сельского хозяйства РФ — полномочиями по разработке Правил эксплуатации и ликвидации скотомогильников, для единообразного применения соответствующих норм субъектами РФ. Кроме того, необходимо закрепить в Законе о биологической безопасности особенности обращения с биологическими отходами, выделив

особенности утилизации таких отходов в сельском хозяйстве.

>"0 <тп

ту

ПЛ РИ □ Р И§

шш

ш>

делу № 2а-15/2021 ; кассационное определение Восьмого кассационного суда общей □!

юрисдикции от 12.01.2022 № 88А-187/2022 по делу № 2-59/2021 ; кассационное опреде- С т

ление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.02.2022 № 88А-3495/2022 Ш Б

по делу № 2а-15/2021 ; кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2021 № 88А-21763/2021 по делу № 2а-139/2021 // СПС «Консуль-тантПлюс». §Н

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (ред. от 29.11.2021) «Об утверж- рЯ

дении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному над- Б ^

зору» // СПС «КонсультантПлюс». ЛЕНИЯ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ведышева Н. О. Правовой аспект обеспечения биологической безопасности на современном этапе // Правовые основы биоэкономики и биобезопасности : монография / отв. ред. А. А. Мохов, О. В. Сушкова. — М. : Проспект, 2020. — С. 28—32.

2. Правовое обеспечение экологической безопасности населения и территорий : учебное пособие / отв. ред. Ю. Г. Шпаковский, Н. О. Ведышева, О. А. Зиновьева. — М. : Проспект, 2022. — 168 с.

3. ЧхутиашвилиЛ. В., Воронина Н. П., Ведышева Н. О. Особенности правового регулирования снижения природных и техногенных рисков в условиях глобального потепления // Современные правовые векторы развития климатической политики: опыт России и зарубежных стран : монография / под общ. ред. М. А. Егоровой. — М. : Проспект, 2023. — 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.