Закон и право. 2023. № 12. С. 94-100. Law and legislation. 2023;(12):94-100.
Научная статья УДК 342; 608.3
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-94-100 EDN: https://elibrary.ru/TBWQSH
NIION: 1997-0063-12/23-703 MOSURED: 77/27-001-2023-12-903
Понятие и виды правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия
опасных биологических факторов
Анастасия Олеговна Филатова1, Наталья Евгеньевна Сапельченко2
1 ИНИОН РАН, Москва, Россия
2 Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия
Аннотация. Целью научной статьи является анализ содержания правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, а также правовой природы комплексного права населения и организаций на информирование о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов. В результате комплексного исследования различных источников научной информации авторы пришли к выводу о сложной структуре правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, выделили классификацию данных правоотношений и их особенности, с учетом которых сформулировали авторское определение данных правоотношений. Авторы также пришли к выводу об отсутствии в настоящее время подзаконного регулирования полномочий органов публичной власти в сфере информирования населения и выделили недостатки современной государственной информационной системы, которая находится в стадии разработки.
Ключевые слова: право на биологическую безопасность, правоотношения в области биологической безопасности, правоотношения в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов.
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00113, https://rscf.ru/project/23-28-000113/
Для цитирования: Филатова А.О., Сапельченко Н.Е. Понятие и виды правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов // Закон и право. 2023. № 12. С. 94—100. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-94-100 ББЫ: https://elibrary.ru/TBWQSH
The concept and classification of legal relations in the field of informing about the state of environmental protection from the effects of hazardous biological factors
Anastasia O. Filatova1, Natalia E. Sapelchenko2
1 Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
2 Russian State University of Justice, Moscow, Russia
© Филатова А.О., Сапельченко Н.Е. М., 2023.
Original article
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
Abstract. The purpose of the scientific article is to analyze the content of legal relations in the field of informing about the state of environmental protection from the effects of dangerous biological factors, as well as the legal nature of the complex right of the population and organizations to inform about the state of environmental protection from the effects of dangerous biological factors. As a result of a comprehensive study of various sources of scientific information, the authors came to the conclusion about the complex structure of legal relations in the field of informing about the state of environmental protection from the effects of dangerous biological factors, identified the classification of these legal relations and their features, taking into account which formulated the author's definition of these legal relations. The authors also concluded that there is currently no subordinate regulation of the powers of public authorities in the field of public information and highlighted the shortcomings of the modern state information system, which is under development.
Keywords: the right to biological safety, legal relations in the field of biological safety, legal relations in the field of informing about the state of environmental protection from the effects of dangerous biological factors.
Acknowledgements: the research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation No. 23-28-00113, https://rscf.ru/project/23-28-000113/
For citation: Filatova A.O., Sapelchenko N.E. The concept and classification of legal relations in the field of informing about the state of environmental protection from the effects of hazardous biological factors // Law and legislation. 2023;(12):94—100. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-94-100 EDN: https:// elibrary.ru/TBWQSH
Введение
Появление и распространение новых видов инфекционных заболеваний, создание на территории иностранных государств опасных патогенов, приводящих к возникновению иммуноде-фицитных состояний, использование генно-инженерных технологий, порождающих трансгенные организмы представляют определенную угрозу для жизни и существования человека, что предопределило необходимость нормативно-правового регулирования данной сферы общественных отношений.
Федеральный закон «О биологической безопасности в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ (далее — ФЗ «О биологической безопасности») определяет состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска как биологическую безопасность1, в связи с чем представляется возможным обозначить регулируемые данным Законом отношения как правоотношения в области обеспечения биологической безопасности.
К сожалению, в настоящее время изучению специфики и проблем правового регулирования данного типа правоотношений уделяется недостаточное внимание, несмотря на опубликованный доклад парламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации о деятельности биолабораторий на соседних территориях суверенных государств и угрозы нарушения
1 Федеральный закон «О биологической безопасности в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 492-ФЗ // СЗ РФ. 2021 г. № 1 (часть I). Ст. 31.
конституционных прав населения на здоровье и благоприятную окружающую среду [5]. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть особенности и выделить разновидности нового вида правоотношений — правоотношений в области обеспечения биологической безопасности, а, в частности, правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов.
Виды правоотношений в области обеспечения биологической безопасности
С. С. Алексеев под правовым отношением понимал возникающую на основе норм права общественную связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством [1]. Правоотношения в области обеспечения биологической безопасности обладают всеми присущими для публичного правоотношения признаками.
Как отмечал И.А. Ильин публичное правоотношение есть правоотношение юридически не равных субъектов: одна сторона является юридически независимой от другой и притом авторитетной для нее [6].
К числу субъектов правоотношений в области обеспечения биологической безопасности со стороны публичной власти ФЗ «О биологической безопасности» относит федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В то же время дугой стороной правоотношений законодательно определены граждане Российской Федерации, организа-
LAW & LEGISLATION • 12-2023
ции. Особым специфическим субъектом данного рода правоотношений является население.
Важно отметить, что законодатель в указанном Законе использует именно понятие «население», а не «народ». Данные понятия нельзя отождествлять, так как «народ» является более узким по своему содержанию и включает только граждан Российской Федерации [8, с. 60—61]. В свою очередь, под населением следует понимать совокупность лиц, проживающих на определенной территории, включая граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, имеющих двойное гражданство.
А.Н. Писарев отмечает, что особенность населения как субъекта публично-правовых отношений в российском законодательстве состоит в рассмотрении его применительно только к отдельным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям [9, с. 256].
Правоотношения в области обеспечения биологической безопасности не являются однородными, они представляют собой комплексное взаимодействие органов публичной власти с населением и общественными организациями, поэтому содержание данных правоотношений позволяет выделить в их структуре как абсолютные, так и относительные отношения. Классификация данных отношений может быть представлена по различным основаниям: в зависимости от субъектов, от объекта, от форм воздействия опасных биологических факторов на окружающую среду, а также по разграничению основных направлений деятельности (полномочий) органов государственной власти.
Поскольку правоотношения в области обеспечения биологической безопасности являются публичными, а права граждан и организаций напрямую зависят от реализации полномочий органов государственной власти, последняя классификации представляет наибольший интерес для современных исследований.
Представляется, что к числу правоотношений в области обеспечения биологической безопасности в зависимости от основных направлений деятельности (полномочий) органов государственной власти в соответствии со ст. 5 ФЗ «О биологической безопасности» возможно относить:
■ отношения по выработке и реализации единой государственной политики в области обеспечения биологической безопасности;
■ отношения в области координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и организации их взаимодействия при обеспечении биологической безопасности;
■ отношения в области осуществления нормативного правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности;
■ отношения в области создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов;
■ отношения по осуществлению мониторинга биологических рисков и оценку эффективности реализации мероприятий, направленных на поддержание допустимого уровня биологического риска;
■ отношения по планированию и реализации противоэпидемических, противоэпи-зоотических, противоэпифитотических мероприятий;
■ отношения по формированию и ведению реестра продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению;
■ отношения в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов.
Последний вид правоотношений обладает особой значимостью.
Во-первых, в целях обеспечения возможности отстаивать закрепленное в Орхусской конвенции право каждого человека жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, население должно иметь доступ к информации, касающейся окружающей среды [3, с. 82].
Во-вторых, данные правоотношения возникают в связи с реализацией конституционного права на достоверную информацию об окружающей среде, которое принадлежит не только гражданам Российской Федерации, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации [7, с. 107].
В-третьих, информирование о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов и информирование о возникновении таких факторов является первоочередным этапом биологической защиты населения, в своем роде выступает предупредительной (превентивной) мерой, обеспечивающей защиту населения от дальнейшего распространения биологического риска.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
Особенности правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов
Одним из основных принципов обеспечения биологической безопасности является повышение осведомленности населения в данном вопросе. ФЗ «О биологической безопасности» закрепляет за гражданами и организациями право на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от соответствующих организаций информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей) (далее — право на получение информации о биологической безопасности).
С точки зрения субъекта-носителя [4, с. 32—33], данное право будет являться одновременно индивидуальным и коллективным. Индивидуальным его можно признать, поскольку физические лица самостоятельно реализуют поиск информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее биологических факторов. В то же время его можно относить и к коллективным, поскольку оно может быть реализовано научной организацией или населением страны в целом. Структурно данное комплексное право можно разделить на три правомочия:
■ право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов;
■ право на информацию о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов;
■ право на информацию о принимаемых мерах, направленных на предотвращение биологических угроз.
Несмотря на то что право граждан и право организаций на информацию о биологической безопасности закреплены в разных статьях ФЗ «О биологической безопасности», они идентичны по своему содержанию.
Представляется, что структурное разделение права на информирование может послужить основанием выделения трех основных разновидностей правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, в частности:
■ правоотношения в сфере информирования о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов;
■ правоотношения в области осведомления населения о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов;
■ правоотношения в области осведомления населения о принимаемых мерах, направленных на предотвращение биологических угроз.
Объектом данных правоотношений будет являться информация.
А.Б. Арзуманян отмечает, что информация может быть объектом гражданских и публично-правовых правоотношений [2, с. 24]. В представлении ученого информация как объект гражданских правоотношений подразумевает защиту прав субъектов на информацию, обладающую экономической ценностью, а также защиту прав индивидов на информацию, неразрывно связанную с их социальными характеристиками (нематериальные блага, принадлежащие личности). Информация как объект публично-правовых отношений обладает особой ценностью в области прав человека, так как закрепляют право на свободу информации, свободу слова, печати и т.д. как неотъемлемые составляющие правового статуса человека [2]. Таким образом, в аспекте защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов проявляется взаимосвязь частноправовых и публично-правовых отношений по поводу информации.
Также стоит отметить, что информация о состоянии защищенности окружающей среды от опасного воздействия не может быть отнесена к содержащей государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну [6, с. 108].
Реализации права на информирование должно соответствовать коррелирующее полномочие органов публичной власти по информированию населения, закрепленное за ними в ч. 4 п. 3 ст. 5 ФЗ «О биологической безопасности». Вместе с тем в настоящее время отсутствует сис-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023
тема подзаконного регулирования порядка осуществления данных полномочий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.
Реализации данного полномочия будет способствовать закрепленная в ст. 14 ФЗ «О биологической безопасности» единая государственная информационная система в области биологической безопасности, которая, как видится, будет представлять собой совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников национальной системы биологической безопасности Российской Федерации.
В настоящее время данная система находится в процессе разработки, а время начала ее применения не определено. В сфере информирования о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов субъектам правоотношений предстоит собрать и обеспечить доступ к информации о событиях, условиях, свойствах, эпидемических, эпизоотических, эпифитотичес-ких процессов или их комбинациях, являющихся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов (патогенов), паразитических организмов и содержащих их объектов, которые способны нанести вред здоровью человека, животным и растениям, продукции животного и растительного происхождения и окружающей среде.
В то же время необходимо отметить, что формирование ГИС в области биологической безопасности не стоит на месте. Ряд научно-исследовательских учреждений занимаются разработками систем по информированию населения о состоянии и показателях инфекционной заболеваемости населения. Привлечение большего числа научно-исследовательских организаций к разработке оптимальных способов информирования населения о состоянии защищенности от биологических рисков, а также нормативное определение порядка их финансирования позволит найти более быстрые решения проблемы формирования подсистемы информирования населения о биологических рисках в рамках реализации полномочий субъектов РФ по информированию органов местного самоуправления и населения о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности.
Анализ содержания статей 6 и 7 ФЗ «О биологической безопасности» позволяет определить круг субъектов, на которых возложена обязанность предоставления информации о биологической безопасности, к ним относятся: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; соответствующие организации. К последним Правительство РФ относит организации, проводящие мониторинг разработок в области биологической безопасности, а также разработок продукции, созданной с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности2. При этом граждане не наделены обязанностью информировать о биологических угрозах.
Порядок предоставления организациями информации о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности регулируется Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2145 «Об утверждении Правил предоставления информации (сведений) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности и проведения мониторинга разработок в области биологической безопасности, а также разработок продукции, в том числе созданной с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии».
Контроль за полнотой предоставленных сведений осуществляет «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», который был создан для формирования информационно -коммуникационной инфраструктуры органов государственной власти и управления РФ.
Данная информационная система предоставляет исключительно аналитические данные о научных исследованиях и не предоставляет информации о состоянии биологической защищенности населения.
Представляется, что расширение круга заинтересованных пользователей данной системой
2 Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2145 «Об утверждении Правил предоставления информации (сведений) о реализуемых научных исследованиях в области биологической безопасности и проведения мониторинга разработок в области биологической безопасности, а также разработок продукции, в том числе созданной с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии» // http:// www.consultant.ru/
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
позволит в некоторой степени реализовать полномочие органов публичной власти по информированию о реализуемых на территории субъекта Российской Федерации научных мероприятиях, направленных на обеспечение биологической безопасности, а также позволит реализовать субъективное право на внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложений о мерах по обеспечению биологической безопасности.
Вывод (полученные результаты)
В настоящее момент в активной стадии развития находится правовое регулирование биобезопасности и регулирование применения достижений в сфере биотехнологии. В связи с этим в юридической науке происходит формирование биоправа как нового интегрированного правового комплекса для обеспечения биобезопасности человека и окружающей природной среды в условиях внедрения биотехнологий, а в перспективе — становление отрасли права нового поколения [9, с. 93].
Интерес современных исследований вызывает новый тип правоотношений, урегулированных ФЗ «О биологической безопасности», — правоотношений в области обеспечения биологической безопасности. Данный тип правоотношений характеризуется достаточной сложностью по своей внутренней структуре. Вместе с тем особую важность приобретают правоотношения в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, поскольку их качественная регламентация является первоочередным этапом биологической защиты населения, в своем роде выступает предупредительной (превентивной) мерой, обеспечивающей защиту населения от дальнейшего распространения биологического риска.
В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о сложной структуре правоотношений в области информирования о состоянии защищенности окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, под которыми следует понимать общественные отношения, возникающие между органами публичной власти, с одной стороны, и населением, организациями, с другой стороны, по поводу реализации последними права на получение информации о состоянии защищенности населе-
ния и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, о принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей) как непосредственно, так и при помощи использования единой государственной автоматизированной системы в области обеспечения биологической безопасности.
Список источников
1. Алексеев С. С. Государство и право: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2015. 152 с.
2. Арзуманян А.Б. Международные стандарты правовой защиты информации и информационных технологий: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2020. 140 с.
3. Барбашов Н.В. Экологическое право: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2023. 538 с.
4. Дудко И.А. Зашита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: РГУП, 2020. 158 с.
5. Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины // Офиц. сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://duma.gov.ru/media/iiles/yAyvTotA3C CDYVpDmjA4mfOIl8jAEc8R
6. Ильин И.А. Теория права и государства / Под ред. и с биогр. очерком В.А. Томсинова. 2-е изд., доп. М.: Зерцало: Гарант, 2008.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / Т.Я. Хабриева, Л.В. Андри-ченко, С.Б. Нанба, А.Е. Помазанский; под ред. Т.Я. Хабриевой; обращение к читателям В.В. Путина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2023. 368 с.
8. Нарутто С. В. Конституционное право России: Учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. 4-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. 435 с.
9. Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: РГУП, 2016. 410 с.
10. Умнова-Конюхова И.А. Конституционное футуристическое право и конституционная фу-
LAW & LEGISLATION • 12-2023
турология в XXI столетии: Монография. М.: РУСАЙН, 2021. 284 с.
References
1. Alekseev S.S. State and law: Textbook. M.: Prospect, 2015. 152 p.
2. Arzumanyan A.B. International standards of legal protection of information and information technologies: Textbook. Rostov-on-Don; Taganrog: Publishing House of the Southern Federal University, 2020. 140 p.
3. Barbashov N. V. Environmental law: Textbook. M.: INFRA-M, 2023. 538 p.
4. Dudko I.A. Protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation: Textbook. M.: RGUP, 2020. 158 p.
5. Final report of the parliamentary commission to investigate the circumstances surrounding the creation by American specialists of biological laboratories on the territory of Ukraine / / Official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation // http://duma.gov.ru/
media/files/yAyvTotA3CCDYVpDmjA4mfOI l8jAEc8R
6. Ilyin I.A. Theory of law and the state / Ed. and with a biographical essay by V.A. Tomsinov. 2nd ed., additional M.: Mirror: Garant, 2008.
7. Commentary to the Constitution of the Russian Federation (article by article): taking into account the changes approved during the all-Russian vote on July 1, 2020 / T.Ya. Khabrieva, L.V. Andri-chenko, S.B. Nanba, A.E. Pomazansky; edited by T.Ya. Khabrieva; address to V.V. Putin's readers. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; INFRA-M, 2023. 368 p.
8. Narutto S. V. Constitutional law of Russia: Textbook / S.V. Narutto, N.E. Taeva, E.S. Shugrina. 4th ed. M.: RIOR: INFRA-M, 2020. 435 p
9. Pisarev A.N. Actual problems of constitutional law of the Russian Federation: Textbook. M.: RGUP, 2016. 410 p.
10. Umnova-Konyukhova I.A. Constitutional futurist law and constitutional futurology in the XXI century: Monograph. M.: HUSSEIN, 2021. 284 p.
Информация об авторах
Филатова А.О. — кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН
Сапельченко Н.Е. — аспирант кафедры конституционного права имени Н.В. Витрука
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 05.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the authors
Filatova A.O. — candidate of legal sciences, senior Researcher Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences
Sapelchenko N.E. — postgraduate student of the department of constitutional law named after N.V. Vitruk
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 05.09.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023