Научная статья на тему 'О формировании законодательства в области химической и биологической безопасности Российской Федерации'

О формировании законодательства в области химической и биологической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
885
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ / CHEMICAL AND BIOLOGICAL FACTORS / CHEMICAL AND BIOLOGICAL SECURITY / POPULATION AND ENVIRONMENTAL PROTECTION / THE DEVELOPMENT OF NORMATIVE LEGAL REGULATION / SYSTEMATIZATION OF LEGAL NORMS / LEGISLATION / PUBLIC ADMINISTRATION / THE CONSEQUENCES OF THE IMPLEMENTATION OF LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Е.А., Гончарук Н.Н., Дашицыренова А.Д., Костенко Н.А., Синицына Оксана Олеговна

Реализация комплекса мер, направленных на последовательное снижение негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду до приемлемого уровня риска, предусматривает развитие нормативного правового регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности. С этой целью в статье представлены обоснования и концептуальные подходы к формированию законодательства в области химической и биологической безопасности Российской Федерации в рамках проводимой государственной политики. При определении концептуальных подходов изложены основная идея, цель, предмет правового регулирования, круг лиц, на которых будет распространяться действие законопроектов, место будущих законов в системе действующего законодательства, положения Конституции Российской Федерации, федеральных системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлены законопроекты, дана общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в этой области, результаты анализа информации о необходимости соответствия законопроектов положениям международных договоров Российской Федерации, касающихся запрещения биологического и химического оружия, безопасного обращения с биологическими агентами и химическими веществами, а также выработки единых процедур обеспечения химической и биологической безопасности. Важнейшим аспектом при формировании законодательства является глобальный характер проблем химической и биологической безопасности, в связи с чем в статье указано на необходимость сближения норм права в этой области с партнерами по экономическому сотрудничеству и интеграции. С учетом направленности будущих законов на снижение уровня негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду обозначены медицинские, социально-экономические, юридические и политические последствия их реализации. Представлены предлагаемые структуры для законопроектов «О биологической безопасности», «О химической безопасности» и «О национальной коллекции патогенных микроорганизмов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бойко Е.А., Гончарук Н.Н., Дашицыренова А.Д., Костенко Н.А., Синицына Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the formation of legislation in the field of chemical and biological safety of the Russian Federation

The realization of the package of measures directed at the consecutive decrease of the negative effect of hazardous chemical and biological factors on the population and environment to the acceptable risk level stipulates the development of standard legal regulation in the field of ensuring the chemical and biological safety. For this purpose article presents substantiation and conceptual approaches to the creation of legislation in the field of the chemical and biological security of the Russian Federation within the pursued state policy. In determination of conceptual approaches, in the article there are reported: the main idea, the purpose, a subject of legal regulation, the circle of people who will be subjected to the laws, the place offuture laws in the system of current legislation, the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Federal backbone laws of the Russian Federation to realization of which laws are directed, there is given the general characteristic and an assessment of a condition of legal regulation in this field, results of the analysis of the information on the need for correspondence of Russian laws to provision of international treaties, concerning prohibitions of the biological and chemical weapon, safe handling with biological agents and chemicals, and also the development of uniform procedures of ensuring chemical and biological safety. The major aspect in the shaping of the legislation is the global character ofproblems of chemical and biological safety in this connection in article there is indicated the need of rapprochement of rules of law for this area with partners in economic cooperation and integration. Taking into account an orientation of future laws on the decrease in the level of the negative impact of dangerous chemical and biological factors on the population and environment, there are designated medical, social, economic and political consequences of their implementation. There are presented the proposed structure for bills: “About biological safety”, “On Chemical Safety” and “On the National collection of pathogens.

Текст научной работы на тему «О формировании законодательства в области химической и биологической безопасности Российской Федерации»

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(8)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-717-721

Review article

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.7:34

Бойко Е.А.1, Гончарук Н.Н.1, Дашицыренова А.Д.3, Костенко Н.А.3, Синицына О.О.1, ШевыреваМ.П.1,2

0 ФОРМИРОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» Минздрава России, 119992, Москва;

2 ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, 119991, Москва;

3 Министерство здравоохранения Российской Федерации, 127994, Москва

Реализация комплекса мер, направленных на последовательное снижение негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду до приемлемого уровня риска, предусматривает развитие нормативного правового регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности. С этой целью в статье представлены обоснования и концептуальные подходы к формированию законодательства в области химической и биологической безопасности Российской Федерации в рамках проводимой государственной политики. При определении концептуальных подходов изложены основная идея, цель, предмет правового регулирования, круг лиц, на которых будет распространяться действие законопроектов, место будущих законов в системе действующего законодательства, положения Конституции Российской Федерации, федеральных системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлены законопроекты, дана общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в этой области, результаты анализа информации о необходимости соответствия законопроектов положениям международных договоров Российской Федерации, касающихся запрещения биологического и химического оружия, безопасного обращения с биологическими агентами и химическими веществами, а также выработки единых процедур обеспечения химической и биологической безопасности. Важнейшим аспектом при формировании законодательства является глобальный характер проблем химической и биологической безопасности, в связи с чем в статье указано на необходимость сближения норм права в этой области с партнерами по экономическому сотрудничеству и интеграции. С учетом направленности будущих законов на снижение уровня негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду обозначены медицинские, социально-экономические, юридические и политические последствия их реализации. Представлены предлагаемые структуры для законопроектов «О биологической безопасности», «О химической безопасности» и «О национальной коллекции патогенных микроорганизмов».

Ключевые слова: химические и биологические факторы; химическая и биологическая безопасность; защита населения и окружающей среды; развитие нормативного правового регулирования; систематизация правовых норм; законодательство; государственное управление; последствия реализации законов.

Для цитирования: Бойко Е.А., Гончарук Н.Н., Дашицыренова А.Д., Костенко Н.А., Синицына О.О., Шевырева М.П. О формировании законодательства в области химической и биологической безопасности Российской Федерации. Гигиена и санитария. 2016; 95(8): 717-721. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-717-721

Boyko E.A.1, Goncharuk N.N.1, Dashitsyrenova A.D.3, Kostenko N.A.3, Sinitsina O.O.1, Shevyreva M.P.12

ABOUT THE FORMATION OF LEGISLATION IN THE FIELD OF CHEMICAL AND BIOLOGICAL SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION.

1 A.N. Sysin Research Institute of Human Ecology and Environmental Health, Moscow, 119121, Russian Federation; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, 119991, Russian Federation;

Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, 127994, GSP-4, Russian Federation

The realization of the package of measures directed at the consecutive decrease of the negative effect of hazardous chemical and biological factors on the population and environment to the acceptable risk level stipulates the development of standard legal regulation in the field of ensuring the chemical and biological safety. For this purpose article presents substantiation and conceptual approaches to the creation of legislation in the field of the chemical and biological security of the Russian Federation within the pursued state policy. In determination of conceptual approaches, in the article there are reported: the main idea, the purpose, a subject of legal regulation, the circle of people who will be subjected to the laws, the place offuture laws in the system of current legislation, the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Federal backbone laws of the Russian Federation to realization of which laws are directed, there is given the general characteristic and an assessment of a condition of legal regulation in this field, results of the analysis of the information on the need for correspondence of Russian laws to provision of international treaties, concerning prohibitions of the biological and chemical weapon, safe handling with biological agents and chemicals, and also the development of uniform procedures of ensuring chemical and biological safety. The major aspect in the shaping of the legislation is the global character ofproblems of chemical and biological safety in this connection in article there is indicated the need of rapprochement of rules of law for this area with partners in economic cooperation and integration. Taking into account an orientation of future laws on the decrease in the level of the negative impact of dangerous chemical and biological factors on the population and environment, there are

дигиена и санитария. 2016; 95(8)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-717-721_

Обзорная статья

designated medical, social, economic and political consequences of their implementation. There are presented the proposed structure for bills: "About biological safety", "On Chemical Safety" and "On the National collection of pathogens.

Keywords: chemical and biological factors; chemical and biological security; population and environmental protection;

the development of normative legal regulation; systematization of legal norms; legislation; public administration; the consequences of the implementation of laws

For citation: Boyko E.A., Goncharuk N.N., Dashitsyrenova A.D., Kostenko N.A., Sinitsina O.O., Shevyreva M.P. About the formation of legislation in the field of chemical and biological safety of the Russian Federation. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(8): 717-721. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-717-721

For correspondence: Sinitsina Oksana O., MD, PhD, DSci., professor, deputy director for research work of the A.N. Sysin Research Institute of Human Ecology and Environmental Health, Moscow, 119121, Russian Federation. E-mail: labtox@sysin.ru

Information about authors:

Boyko E. A., http://orcid.org/0000-0002-0963-4945; Goncharuk N.N., http://orcid.org/0000-0002-2814-8889

Dashitsyrenova A. D., http://orcid.org/0000-0002-5790-6183; Kostenko N.A., http://orcid.org/0000-0003-2883-7841

Sinitsyna O.O., http://orcid.org/0000-0002-0241-0690; Shevyreva M.P., http://orcid.org/0000-0003-2567-7336

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received: 10 March 2016

Accepted: 14 April 2016

Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу (далее - Основы), утвержденными Президентом Российской Федерации 01.11.2013, предусмотрено, что химическая и биологическая безопасность Российской Федерации определяется состоянием готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического характера, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов. Создание этих условий невозможно без решения задачи по регулированию отношений, возникающих в области обеспечения химической и биологической безопасности, путем развития законодательства Российской Федерации, принятия базовых федеральных законов «О химической безопасности», «О биологической безопасности», «О национальной коллекции патогенных микроорганизмов», законов субъектов Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих их реализацию.

Основная идея подготовки этих проектов федеральных законов (далее - законопроектов) заключается в необходимости систематизации отдельных правовых норм, затрагивающих вопросы химической и биологической безопасности, содержащихся в актах, относящихся к различным сферам законодательства, необходимости исключения дублирования и имеющихся противоречий между ними относительно требований и осуществляемых мероприятий по обеспечению химической и биологической безопасности, установления комплекса мер, необходимого для реализации принятой государственной политики в этой области, инструментов государственного регулирования, в том числе механизма государственного управления, а также ответственности за нарушение законодательства в области химической и биологической безопасности.

В качестве цели законопроектов определено создание правового поля для реализации мер, направленных на последовательное снижение до приемлемого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду.

Для корреспонденции: Синицына Оксана Олеговна, д-р мед. наук, проф., зам. директора по научной работе ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» Минздрава России, 119992, Москва, E-mail: labtox@sysin.ru

Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие в области обеспечения химической и биологической безопасности. Круг лиц, на которых будет распространяться действие законопроекта, включает органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальных предпринимателей и граждан. Кроме разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежат уточнению и расширению права и обязанности граждан, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области химической и биологической безопасности.

Место будущих законов в системе действующего законодательства определено в соответствии с классификатором нормативных актов, согласно которому законопроекты будут относиться к разделу 160.040.000 «Безопасность общества» (160.040.100 «Иные вопросы безопасности общества»). «Химическая безопасность» и «Биологическая безопасность» отнесены к этому разделу по аналогии с «Радиационной безопасностью», которая в настоящее время значится под рубрикой 160.040.070. Кроме этого, необходимо отметить, что отдельные вопросы химической и биологической безопасности затрагивают вопросы санитарно-эпидемиологической (160.040.080), экологической (160.040.090) и промышленной безопасности (160.040.060).

Данные законопроекты направлены на реализацию статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации в части осуществления права гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду с учетом возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина в целях защиты здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, предусмотренных частью 3 статьи 55, а также ограничений перемещения товаров и услуг для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы, предусмотренных частью 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации.

При подготовке законопроектов должна быть обеспечена связь с реализацией положений таких системообразующих федеральных законов, как «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О гражданской обороне», а также не менее трех десятков других федеральных законов, затрагивающих отдельные вопросы химической и биологической безопасности.

Анализ действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов показал, что в настоящее время состояние правового регулирования общественных отношений, возникающих в области обеспечения химической и биологической безопасности, можно охарактеризовать как разобщенное, не связанное общей правовой платформой регулирование отношений, направленное на решение отдельных вопросов химической и биологической безопасности в различных сферах законодательства, что стало основной причиной принятия решения о подготовке этих законопроектов в качестве «базовых» и включения их в план по реализации Основ.

Эффективность и комплексность решения всех аспектов и проблем обеспечения химической и биологической безопасности достигаются также посредством определенных международных инструментов. Поэтому значение законопроектов для правовой системы Российской Федерации существенно возрастает с включением в него положений, направленных на обеспечение реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации в этих областях.

К наиболее значимым вопросам, регулируемым с помощью международных договоров, относятся вопросы запрещения биологического и химического оружия, безопасного обращения с биологическими агентами и химическими веществами, а также выработки единых процедур обеспечения химической и биологической безопасности в рамках экономического сотрудничества и интеграции. При этом к базовым договорам в области запрещения биологического и химического оружия относятся Женевский протокол, Конвенция о запрещении биологического и ток-синного оружия и Конвенция о запрещении химического оружия, а вопросы безопасного обращения химических веществ регулируются в соответствии с Лондонскими руководящими принципами обмена информацией о химических веществах в международной торговле и принятыми в их развитие Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях и Роттердамской конвенцией о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.

Необходимо отметить, что на международном уровне ведется аналогичная работа по упорядочению и объединению норм международного права в этой области. Так, в настоящее время осуществляется процесс синергии (объединения) трех химических конвенций, а в дальнейшем предусмотрено участие в синергии Стратегического подхода по регулированию химических веществ (сфера охвата -38 областей и 273 мероприятия, связанных с обеспечением экологической безопасности при обращении с химическими веществами) с целью объединения проблем химической безопасности с глобальных экологических позиций.

Усиление интеграционных процессов в рамках экономического сотрудничества, в том числе с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евразийской экономической комиссией, требует от России выполнения определенных обязательств в части введения единых процедур регулирования обращения химических веществ [1, 2]. Кроме решений и рекомендаций ОЭСР по вопросам государственного регулирования в сфере производства, торговли и обращения химических веществ и смесей, в настоящее время обращение продукции, в том числе химической, и действие технических регламентов регулируется статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, с учетом которой подготовлен проект

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(8)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-717-721

Review article

технического регламента «О безопасности химической продукции», связь с которым также должна быть обозначена при подготовке законопроекта «О химической безопасности».

Важной проблемой в области биологической безопасности на международном уровне считается угроза биотерроризма, при решении которой рассматриваются вопросы готовности государственных систем здравоохранения реагировать на биотеррористические угрозы, управления биологическими рисками, надзора за инфекционными заболеваниями и обеспечения безопасности коллекций патогенов и токсинов.

Предметом международного сотрудничества также являются вопросы безопасного обращения с биоресурсами, которые регулируются Конвенцией о биологическом разнообразии и принятым в ее развитие Картахенским протоколом по биологической безопасности. При подготовке законопроекта «О биологической безопасности» будут учтены положения указанного протокола, так как в Российской Федерации принято решение о присоединении к этому первому юридически обязывающему международному соглашению, разработанному для осуществления контроля над трансграничным передвижением генетически модифицированных организмов, созданных при помощи современных биотехнологий.

Необходимо также отметить, что в соответствии с планом по реализации Основ нормативное правовое регулирование вопросов формирования, сохранения и развития национальной коллекции патогенных микроорганизмов предусмотрено путем подготовки отдельного законопроекта «О национальной коллекции патогенных микроорганизмов», связанного с положениями законопроекта «О биологической безопасности». Это объясняется спецификой коллекционного учета и обращения патогенных микроорганизмов, согласно которой требуется отнесение этих вопросов к ведению Российской Федерации. Формирование национальной коллекции патогенных микроорганизмов как единого фонда коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов предусмотрено путем объединения активов государственных коллекций патогенных микроорганизмов. При этом государственные коллекции патогенных микроорганизмов должны представлять собой биологические коллекции высокого уровня развития, которые обладают активом коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов государственного значения и коллекционируются учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти. Поэтому полномочиями в этой области будут наделены органы государственной власти федерального уровня, к которым, кроме выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в этой области, предлагается отнести:

• установление механизма управления национальной коллекцией патогенных микроорганизмов;

• оценку состояния и движения коллекционного фонда патогенных микроорганизмов;

• определение перечня государственных коллекций патогенных микроорганизмов и обеспечение их поддержки, в том числе программно-целевым методом;

• оптимизацию коллекционной деятельности, установление требований к коллекционному учету и обращению патогенных микроорганизмов;

• обеспечение формирования полноценных дублирующих коллекций в отношении референсных (эталонных) и типовых штаммов патогенных микроорганизмов;

• стандартизацию процедур официального депонирования штаммов патогенных микроорганизмов;

гиена и санитария. 2016; 95(8)

РРк 10.18821/0016-9900-2016-95-8-717-721_

Обзорная статья

• установление требований к защите государственных коллекций патогенных микроорганизмов от несанкционированного доступа.

При подготовке законопроекта «О национальной коллекции патогенных микроорганизмов» будут учтены такие международные документы, как Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры и Конвенция о биологическом разнообразии, а также обеспечена связь с санитарным законодательством и законодательством Российской Федерации об экспортном контроле [3].

Результаты анализа российской и зарубежной правоприменительной практики показывают, что рациональным и наиболее эффективным способом устранения имеющихся недостатков правового регулирования в этих областях является обеспечение системного подхода как при формировании структуры законопроектов, так и при непосредственном изложении требований химической и биологической безопасности и комплекса мер, направленного на борьбу с угрозами химического и биологического характера. При этом, учитывая глобальный характер проблем химической и биологической безопасности, важнейшим аспектом при формировании законодательства в этой области является сближение норм права с партнерами по экономическому сотрудничеству и интеграции.

Учитывая, что решение о подготовке законопроектов направлено на снижение уровня негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду, их принятие должно иметь следующие медицинские и социально-экономические последствия:

• создание дополнительных условий для сохранения здоровья, снижения уровня смертности и заболеваемости населения, сохранения генофонда страны и поддержание его на необходимом для нормального развития общества уровне;

• снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной наличием либо возможностью появления поражающих факторов химической и биологической природы, негативно воздействующих на население страны;

• снижение потерь периода экономической активности трудоспособного населения;

• уменьшение нагрузки на систему здравоохранения Российской Федерации;

• сокращение экономического ущерба от последствий аварий и катастроф на опасных химических и биологических объектах.

Юридические последствия принятия законопроектов заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области химической и биологической безопасности, в устранении пробелов и противоречий, имеющихся в действующем законодательстве, его соответствии законодательству, регулирующему правоотношения в смежных отраслях, а также международным нормам и правилам.

Принятие законопроектов позволит завершить формирование инструментов государственного управления рисками воздействия опасных химических факторов и национальной системы химической и биологической безопасности, что, в свою очередь, повысит готовность государства к предотвращению угроз химического и биологического характера и уровень национальной безопасности в целом. Это определит политические последствия, которые состоят в повышении международного авторитета Российской Федерации, а также в развитии межрегиональных и международных связей в области химической и биологической безопасности.

Предлагаемая структура для законопроектов* «О биологической безопасности» и «О химической безопасности»

Глава I. Общие положения (включая статьи, касающиеся предмета правового регулирования, основных используемых понятий, определения сферы законодательства, основных принципов обеспечения безопасности, функционирования национальной системы обеспечения химической и биологической безопасности в зависимости от рассматриваемой области и разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в этих областях.

Глава III. Комплекс мер, направленных на обеспечение химической или биологической безопасности (включая статьи по каждой мере с учетом особенностей и актуальности решения проблем обеспечения безопасности в рассматриваемых областях).

Глава IV. Государственное регулирование (включая статьи, касающиеся государственной политики и механизма государственного управления, мониторинга угроз, государственной информационной системы в рассматриваемой области, видов государственного нормирования, особенностей регулирования отдельных видов деятельности, проведения различных видов оценок, вопросов государственной регистрации, государственного контроля (надзора), а также ресурсного обеспечения функциональных элементов национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации).

Глава V. Международное сотрудничество (в том числе статья о реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации в этих областях).

Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства в рассматриваемых областях безопасности (включая статьи по установлению ответственности за нарушение законодательства, а также ответственности за причинение вреда вследствие нарушения законодательства в рассматриваемой области).

Глава VII. Заключительные положения (включая статьи, касающиеся признания утративших силу законодательных актов или отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также вступления в силу федерального закона).

Предлагаемая структура для законопроекта «О национальной коллекции патогенных микроорганизмов»

Статья 1. Предмет правового регулирования

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе

Статья 3. Законодательство в области формирования, сохранения и развития национальной коллекции патогенных микроорганизмов

Статья 4. Полномочия в области формирования, сохранения и развития национальной коллекции патогенных микроорганизмов

Статья 5. Основные принципы осуществления коллекционной деятельности, связанной с использованием патогенных микроорганизмов

Статья 6. Формирование национальной коллекции патогенных микроорганизмов

* Структура законопроекта «О национальной коллекции патогенных микроорганизмов» предложена отдельно.

Статья 7. Создание, условия размещения и прекращение деятельности государственных коллекций патогенных микроорганизмов

Статья 8. Ведение государственных коллекций патогенных микроорганизмов

Статья 9. Защита от несанкционированного доступа государственных коллекций патогенных микроорганизмов

Статья 11. Развитие национальной коллекции патогенных микроорганизмов и взаимодействие государственных коллекций патогенных микроорганизмов

Статья 10. Международное сотрудничество по вопросам коллекционного учета и обращения патогенных микроорганизмов

Статья 12. Государственный контроль (надзор) за осуществлением коллекционной деятельности, связанной с использованием патогенных микроорганизмов

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона

Статья 14. Признание утративших силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 15. Вступление в силу настоящего федерального закона

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(8)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-721-724

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Original article

Литер атур а

1. Рахманин Ю.А., Синицына О.О. Состояние и актуализация задач по совершенствованию научно-методологических и нормативно-правовых основ в области экологии человека и гигиены окружающей среды. Гигиена и санитария. 2013; (5): 4-10.

2. Рахманин Ю.А., Михайлова Р.И. Окружающая среда и здоровье: приоритеты профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2014; 93(5): 5-10.

3. Онищенко Г.Г., Кутырев В.В., Осин А.В. Коллекционная деятельность в области использования патогенных микроорганизмов в обеспечении биологической безопасности Российской Федерации. Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016; (1): 37-46.

References

1. Rakhmanin Yu.A., Sinitsyna O.O. Status and actualization of the goals for the improvement of scientific-methodological and regulatory frameworks in the field of human ecology and environmental health. Gigiena i sanitariya. 2013; (5): 4-10. (in Russian)

2. Rakhmanin Yu.A., Mikhaylova R.I. Environment and health: priorities for preventive medicine. Gigiena i sanitariya. 2014; 93(5): 5-10. (in Russian)

3. Onishchenko G.G., Kutyrev V.V., Osin A.V. Collection activities in the field of pathogens to ensure biological security of the Russian Federation. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie. 2016; (1): 37-46. (in Russian)

Поступила 10.03.16 Принята к печати 14.04.16

Гигиена окружающей среды и населенных мест

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.7:632.95]-074

Искандаров Т.И., Романова Л.Х., Искандарова Г.Т.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОВОГО ДЕФОЛИАНТА ХЛОПЧАТНИКА «УзДЕФ-К»

Научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Республики Узбекистан, 100056, Ташкент, Республика Узбекистан

Изучены параметры токсичности нового дефолианта хлопчатника «УзДЕФ-К» при различных путях воздействия. Установлено, препарат относится к IV классу опасности. Разработаны гигиенические нормативы дефолианта в объектах окружающей среды и пищевых продуктах (ПДК в воде водоемов -2 мг/л, в воздухе рабочей зоны - 2,5 мг/м3 и атмосферном воздухе - 0,2 мг/м3; МДУ в пищевых продуктах - хлопковое масло «не допускается», ОДК в почве - 1,15 мг/кг), научно обоснованы регламенты безопасного применения препарата в сельском хозяйстве - санитарно-защитная зона - 100 м, сроки выхода на работу - 5 сут.

Ключевые слова: охрана окружающей среды; пестицид; гигиенический норматив; вода; воздух; почва; пищевые продукты; дефолиант «УзДЕФ-К».

Для цитирования: Искандаров Т.И., Романова Л.Х., Искандарова Г.Т. Охрана окружающей среды и здоровья населения при применении нового дефолианта хлопчатника «УзДЕФ-К». Гигиена и санитария. 2016; 95(8): 721-724. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-8-721-724

Iskandarov T.I., Romanova L.H., Iskandarova G.T.

ENVIRONMENTAL PROTECTION AND HEALTH OF THE POPULATION AT USING OF A NEW COTTON DEFOLIANT «UZDEF-К» IN AGRICULTURE

Research Institute of Sanitation, Hygiene and Occupational Diseases, Tashkent city, 700056, Republic of Uzbekistan

Toxicity parameters of a new cotton defoliant «UzDEF-К» were studied in various ways of exposure. The preparation is established to be referred to the IV hazard class. Hygienic standards of a defoliant in environment objects andfoodstuffs (maximum concentration limit in reservoir's water - 2,0 mg/l, in working zone air - 2,5 mg/ m3 and atmospheric ambient air - 0,2 mg/m3 were set). Maximum allowable limit in foodstuffs - cotton oil: "it

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.