Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / COVID-19 / САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Сахно Александр Иванович

Исследуются актуальные проблемы российского законодательства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе вопросы теории и практики правового регулирования государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций биологического характера, актуальные аспекты стратегического планирования в сфере обеспечения эпидемиологической безопасности регионов. На основе анализа практики применения актов международного права, регламентирующих вопросы предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, выводов и рекомендаций ВОЗ, ООН и других международных организаций, формулируются предложения по совершенствованию национального законодательства в области обеспечения биологической безопасности населения в условиях сложной эпидемиологической обстановки. По итогам исследования современного состояния законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обосновываются основные направления его совершенствования и перспективы дальнейшего развития, представлена позиция авторов о систематизации и возможной кодификации отраслевого законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Сахно Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING PUBLIC HEALTH LEGISLATION IN RUSSIA

The subject. A comprehensive study of Russian legislation in the field of biological safety indicates the need to update and systematize the legal framework for protecting the health of citizens and ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population as an important part of the mechanism of legal regulation of the national security of the Russian Federation. The purpose of the article is to confirm or refute hypothesis that there is a possibility and necessity of systematization and codification of public health legislation. The methodology. The authors analyze the practice of applying international law acts regulating the prevention of the spread of dangerous infectious diseases, the conclusions and recommendations of the WHO, the UN and other international organizations, as well as Russian public health legislation. The main results, scope of application. The current problems of Russian public health legislation are investigated, problems, prospects and main directions for its improvement are considered. The issues of theory and practice of legal regulation of public administration in conditions of emergency situations of a biological nature, topical aspects of strategic planning in the field of ensuring the epidemiological safety of regions are studied. Based on the results of a study of the current state of public health legislation, the main directions for its improvement and prospects for further development are substantiated, the position of the authors on the systematization and possible codification of sectoral legislation is presented. Conclusions. Codification of public health legislation is necessary, taking into account the new goals and objectives of the strategy for ensuring biological safety, the experience of applying domestic and international health regulations in a pandemic. This type of systematization of legal norms seems to be the most appropriate for improving the efficiency of the system for ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.951+614.446

DOI 10.52468/2542-1514.2023.7(2).96-104

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

0 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

В.В. Головко1, А.И. Сахно2

1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия

2 Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Информация о статье

Дата поступления -

27 июля 2021 г.

Дата принятия в печать -

20 января 2023 г.

Дата онлайн-размещения -

20 июня 2023 г.

Ключевые слова

Стратегическое планирование, систематизация законодательства, международные правовые акты, биологическая безопасность, государственное управление, COVID-19, санитарные правила, здравоохранение

Исследуются актуальные проблемы российского законодательства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе вопросы теории и практики правового регулирования государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций биологического характера, актуальные аспекты стратегического планирования в сфере обеспечения эпидемиологической безопасности регионов. На основе анализа практики применения актов международного права, регламентирующих вопросы предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, выводов и рекомендаций ВОЗ, ООН и других международных организаций, формулируются предложения по совершенствованию национального законодательства в области обеспечения биологической безопасности населения в условиях сложной эпидемиологической обстановки. По итогам исследования современного состояния законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обосновываются основные направления его совершенствования и перспективы дальнейшего развития, представлена позиция авторов о систематизации и возможной кодификации отраслевого законодательства.

MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING PUBLIC HEALTH LEGISLATION IN RUSSIA*

Vladimir V. Golovko1, Alexander I. Sakhno2

1 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

2 University of Tyumen, Tyumen, Russia

Article info

Received -2021 July 27 Accepted -2023 January 20 Available online -2023 June 20

Keywords

Strategic planning, systematization of legislation, international legal acts, biological safety, public administration, COVID-19, sanitary rules, healthcare

The subject. A comprehensive study of Russian legislation in the field of biological safety indicates the need to update and systematize the legal framework for protecting the health of citizens and ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population as an important part of the mechanism of legal regulation of the national security of the Russian Federation.

The purpose of the article is to confirm or refute hypothesis that there is a possibility and necessity of systematization and codification of public health legislation. The methodology. The authors analyze the practice of applying international law acts regulating the prevention of the spread of dangerous infectious diseases, the conclusions and recommendations of the WHO, the UN and other international organizations, as well as Russian public health legislation.

The main results, scope of application. The current problems of Russian public health legislation are investigated, problems, prospects and main directions for its improvement are considered. The issues of theory and practice of legal regulation of public administration in conditions of emergency situations of a biological nature, topical aspects of strategic planning in the field of ensuring the epidemiological safety of regions are studied. Based on the results of a study of the current state of public health legislation, the main directions for its

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-411-720006.

** The research was funded by RFBR and Tyumen Region, project number 20-411-720006.

96 -

Law Enforcement Review 2023, vol. 7, no. 2, pp. 96-104

Правоприменение 2023. Т. 7, № 2. С. 96-104

ISSN 2658-4050 (Online) -

improvement and prospects for further development are substantiated, the position of the authors on the systematization and possible codification of sectoral legislation is presented. Conclusions. Codification of public health legislation is necessary, taking into account the new goals and objectives of the strategy for ensuring biological safety, the experience of applying domestic and international health regulations in a pandemic. This type of systematization of legal norms seems to be the most appropriate for improving the efficiency of the system for ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population of the Russian Federation.

1. Введение

Комплексное исследование российского законодательства в сфере биологической безопасности свидетельствует о необходимости обновления и систематизации правовых основ охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как важной части механизма правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации. Реализация государственной политики обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должна осуществляться с учетом положений обновленной доктрины обеспечения биологической безопасности1 и базовых положений федерального законодательства о стратегическом планировании2, а также новых вызовов и угроз глобального характера3 и базовыми направлениями международной деятельности Российской Федерации в области обеспечения эпидемиологической безопасности населения4.

Регулирование отношений в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения п. «ж» ст. 72 Конституции РФ отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Развитие системы стратегического планирования и регионального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в субъектах Российской Федерации полностью соответствует рекомендациям ООН и ВОЗ по развитию управления и правовых систем регионов с учетом новых интеграционных процессов в мире и современных правовых подходов Европейского Союза и Евразийского экономического союза [1, с. 12].

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 31.

2 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

3 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации» //

Решение задачи формирования федеральных и региональных долгосрочных программ на основе новой стратегии будет способствовать повышению качества правового регулирования органов публичной власти на всех уровнях управления, поможет устранить пробелы в праве, повысить эффективность работы органов здравоохранения и должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2. Актуальность и глобальный характер проблемы

Современное развитие государств неразрывно связано с активным использованием достижений научно-технического прогресса, влекущих за собой появление новых видов производств, опасных технологий, материалов и их применения в различных сферах деятельности, что в совокупности с определенными природными явлениями существенно повышает риски среды обитания человека. Серьезным испытанием органов власти, систем общественного здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора всех стран мира стала глобальная пандемия распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В 2021 г. новая коронавирусная инфекция COVID-19 проявила себя в 216 странах мира, подтвердив свой пандемийный статус, присвоенный ей ВОЗ 11 марта 2020 г.5, только благодаря экстренным мерам темпы распространения опасного инфекционного заболевания удалось несколько снизить в 2022 г. Международные исследования подтверждают сложную природу происхождения этого опасного вируса [2] и продолжительность его мутации и генезиса в социальной сфере [3].

Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

4 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году: гос. докл. М.: Федер. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. С. 320-322.

5 Worldometer. COVID-19 Coronavirus Pandemic Dashboard. 2020. URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/PutiTi_ campaign=homeAdTOA? (дата обращения: 10.10.2020).

В сложившемся глобальном мире приоритет традиционной парадигмы «зеленой» повестки дня правительств и международных организаций с 2020 г. заметно сместился в сторону поддержания национальных экономик и обеспечения биологической безопасности населения в связи с возникновением и распространением новых опасных инфекционных заболеваний, таких как лихорадка Эбола, лихорадка Западного Нила, COVID-19 и др.

В этих условиях особую тревогу вызывают не только традиционные природные источники известных патогенных инфекций, но и активная деятельность отдельных государств по исследованию опасного биологического материала (имеющего двойное назначение) в закрытых лабораториях и институтах, работающих вне зоны международного контроля, в том числе вблизи границ Российской Федерации.

Санитарная защита приграничных территорий имеет высокую актуальность для Российской Федерации, имеющей самые протяженные сухопутные границы, только российско-казахстанская граница составляет около 7,5 тыс. км - это самая протяженная сухопутная граница в мире. Российско-казахстанское пограничье отличается большим количеством устойчивых социально-экономических связей и трансграничных контактов [4].

Проведенные в 2021 г. исследования выявили новые угрозы биологической безопасности населения: впервые была зарегистрирована вспышка лихорадки Западного Нила на территории Москвы и Московской области, комплексные генетические исследования показали, что в регионе было как минимум три заноса вируса лихорадки разных генетических вариантов. Основным переносчиком этих вирусов являются комары, обитающие в южных регионах с тропическим климатом. Подобные ситуации с внезапным появлением и распространением нетипичных вирусов, в том числе ранее не известных науке популяций, выявлены органами Роспотребнадзора в Краснодарском крае, Республике Крым, Волгоградской области (многие вирусы не имеют гомологов в международных генетических базах данных)6.

6 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году. С. 285-286.

7 Во всем мире 9 человек из 10 дышат загрязненным воз-

духом: пресс-релиз // Всемирная организация здравоохранения: офиц. сайт. 2 мая 2018. URL: https://www.who. int/ru/news-room/detail/02-05-2018-9-out-of-10-people-

- ISSN 2542-1514 (Print)

Появление новых источников биологической опасности требует дополнительных мер организационного, правового и медико-санитарного характера для улучшения складывающейся эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации. Вместе с тем задачи обеспечения биологической безопасности в ближайшие годы всем странам предстоит решать в обстановке широкого распространения и глобализации экологических проблем, прежде всего связанных с последствием климатических изменений, а также использования вредных веществ и технологий в производстве.

По оценке ВОЗ, экологические риски являются причиной четверти всех случаев смерти и болезней, вызывая как минимум 13 млн случаев смерти в мире ежегодно. Только воздействие на здоровье человека загрязненного воздуха ежегодно вызывает

7 млн случаев смерти, при этом более 90 % людей дышат загрязненным воздухом7. По данным ООН, более половины населения планеты использует водоснабжение, не соответствующее санитарным требованиям, что влечет свыше 800 000 предотвратимых случаев смерти ежегодно8.

3. Проблемы правового регулирования государственного управления при возникновении чрезвычайных ситуаций биологического характера

В отечественной и зарубежной научной литературе за основу классификации чрезвычайных ситуаций, как правило, берутся три основные группы причин (источников) их возникновения: природного, техногенного и социального характера. Все иные классификации можно рассматривать как производные, характеризующие их определенные особенности [5, с. 25-39]. Такая классификация, по мнению специалистов, представляется наиболее целесообразной в силу своей универсальности, достоверности и обоснованности критериев возникновения чрезвычайных ситуаций [6, с. 455-463].

3.1. Отсутствие необходимого научно обоснованного правового инструментария и слабая нормативная оснащенность

В научных исследованиях и нормативных правовых актах, медико-санитарных документах случаи

worldwide-breathe-polluted-air-but-more-countries-are-taking-action.

8 Данные за 2016 г., полученные 11 сентября 2018 г., см.: Burden of disease. Burden of disease from inadequate water, sanitation and hygiene in low- and middle-income countries // Global Health Observatory data repository. URL: https://apps. who.int/gho/data/view.main.INADEQUATEWSHv?lang=en/.

ISSN 2658-4050 (Online) -

возникновения опасных инфекционных заболеваний, эпидемий и пандемий рассматриваются как при-родно-биологические (природно-социальные, биосоциальные и т. п.) явления, которые до сих пор не имеют единой классификации, критериев и точного нормативного определения в федеральном законодательстве, а также в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность органов публичной власти и органов здравоохранения в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На данное обстоятельство обращают внимание исследователи, изучающие актуальные проблемы управления в условиях чрезвычайных ситуаций [7], механизм обеспечения конституционных прав граждан в условиях пандемии [8], гибридный характер угрозы системе прав человека в период пандемии COVID-19 [9] и при установлении уголовной и административной ответственности в условиях ограничений, связанных с пандемией [10], и др.

При разработке структуры и базовых положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»9 (ред. от 30 декабря 2021 г.) законодателем вообще не были учтены особенности предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера. Поэтому источники возникновения чрезвычайных ситуаций биологического характера -инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (как разновидность опасных природных явлений), в нем появились только в 2020 г.10 - в период пандемии COVID-19, - что было продиктовано прежде всего необходимостью обеспечить законность применения режима повышенной готовности и мер государственного принуждения в условиях сложной эпидемиологической обстановки [11]. Анализ содержания этого закона свидетельствует об отсутствии иных правовых норм, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера.

Практика и правомерность применения положений режима готовности, предусмотренного п. «б» ч. 6 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населе-

9 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.

10 Единственное дополнение, уточняющее распространение положений рассматриваемого закона на чрезвычай-ние ситуации биологического характера, внесено Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», до сих пор вызывает много вопросов у юристов и граждан, например почему вводится режим готовности в случае официального объявления эпидемии или пандемии, а не режим чрезвычайной ситуации, вводимый при возникновении и ликвидации самой чрезвычайной ситуации (пандемии), который предусмотрен п. «в» ч. 6 ст. 4.1 рассматриваемого закона [12].

Федеральным законом детально не определены и не разграничены понятия «карантин» и «ограничительные мероприятия», «самоизоляция» и др., нарушение которых влечет наступление юридической ответственности и ограничение прав граждан, хотя многие международные акты и правила ВОЗ дают точное определение многим медико-санитарным терминам, применяемым в отечественном и зарубежном законодательстве.

Несовершенство правовых конструкций и противоречивость ст. 6.3, 20.6.1, 10.1-2, 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), принятых без достаточной проработки, создают почву для конкуренции с нормами уголовного права, например с нормами ст. 207.1, 207.2, 236 Уголовного кодекса (далее - УК) РФ и требуют правовых новелл с целью их доработки и согласования, на что обоснованно обращают внимания многие исследователи [13].

3.2. Задачи стратегического планирования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в субъектах Российской Федерации

Новая доктрина обеспечения биологической безопасности, закрепленная в положениях Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», предполагает поиск новых путей повышения эффективности государственного управления в области защиты населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В этих условиях оказалась востребована единая система стратегического планирования, основанная на постоянном и долгосрочном взаимодействии федеральных и региональных органов государственного управления.

ской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (ред. от 30 декабря 2021 г.; Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2028). Все последующие дополнения и изменения закона, принятые в 2020-2021 гг., в основном посвящены вопросам предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных пожаров.

Проведенное исследование показало, что документы стратегического планирования социально-экономического развития регионов применяются практически во всех субъектах Российской Федерации, однако в вопросах обеспечения безопасности региональные власти до сих пор не смогли определить свои интересы, приоритеты и механизм реализации своих полномочий, в том числе в сфере отношений, отнесенных к предмету совместного ведения [14].

Примером служит практика реализации п. «ж» ст. 72 Конституции РФ, которым регулирование отношений в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Правовую основу стратегического планирования на региональном уровне составляют ст. 1-5, 911, 32-39 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31 июля 2020 г.), которые достаточно подробно регламентируют цели, задачи и полномочия, перечень документов стратегического планирования и порядок их принятия в субъектах Российской Федерации. К числу документов стратегического планирования на региональном уровне законодатель относит государственные программы субъектов Российской Федерации (п 4. ст. 11 указанного закона). Такие программы могут разрабатываться и приниматься в соответствии с нормами ст. 3, 5.1 и 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»11, которые к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относят право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Полномочия субъектов Российской Федерации по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях также регулируются ст. 3 и 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 30 декабря 2012 г.), другими нормами федерального

11 Собрание законодательства Российской Федерации.

1999. № 14. Ст. 1650.

- ISSN 2542-1514 (Print)

законодательства, образующих достаточный механизм правового регулирования стратегического планирования регионов.

Решение задачи формирования федеральных и региональных долгосрочных государственных программ на основе обновленного законодательства о биологической безопасности будет способствовать повышению качества правового регулирования органов публичной власти на всех уровнях управления, поможет устранить пробелы в праве, повысить эффективность работы органов здравоохранения и служб, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Проблемы кодификации законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Существующая нормативная база содержит много пробелов, дублирующих и не согласованных дефиниций и норм, что затрудняет их применение. Всё это, по нашему мнению, требует комплексного анализа действующего законодательства с целью совершенствования механизма правового регулирования отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, дополнения, унификации, систематизации и возможной кодификации правовых актов. Такой же позиции по вопросам кодификации придерживаются специалисты, исследующие проблемы правовых основ деятельности органов здравоохранения, других органов и учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения [15].

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254, утвердивший Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г.12, определили актуальные цели и задачи защиты населения и территорий страны от угроз биологического характера.

В этих условиях высокую актуальность приобретают вопросы совершенствования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, поиска новых путей его развития в современных условиях. Заслуживает внимания отечественный и зарубежный опыт участия граждан в области оказания медицинских, санитарных и других услуг населению [16, с. 99-100], теоретические и практические примеры использования правовых технологий по передаче отдельных видов публичных функций и

12 Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 23. Ст. 2927.

ISSN 2658-4050 (Online) -

услуг субъектам частного права как основы государственно-частного партнерства [17, с. 166-170], выводы исследователей о необходимости совершенствования теоретических и правовых основ реализации социальных аспектов права в новых экономических условиях [18, с. 117-120].

Российские и зарубежные правоведы отмечают, что объективная потребность в усовершенствовании механизма правового регулирования вытекает из качественных изменений как объекта правового воздействия, так и функционирующих политических и правовых систем многих, особенно развитых, государств [19, с. 163]. К числу важных факторов, обусловливающих необходимость совершенствования законодательства, исследователи относят изменения структуры и содержания современных функций права [20, с. 57].

Кроме этого, представляется целесообразным опираться на результаты научных исследований, международный опыт, учитывать возрастающее значение социальной функции государства в условиях глобализации [21, с. 31].

Проблемы кодификации законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации уже стали предметом самостоятельного комплексного исследования, в ходе которого были разработаны и предложены для обсуждения два варианта кодифицированного закона [22]. Кроме этого, необходимо отметить актуальность разработки нового документа стратегического планирования - Концепции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Российской Федерации. В настоящее время такой документ отсутствует.

5. Заключение

Законодательство Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения представляет собой сложную многоуровневую систему нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организационного, правового, медицинского, санитарного характера, нуждающихся в доработке и дальнейшем совершенствовании.

Развитие законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии неразрывно связано с целью и задачами новой стратегии государства в области биологической безопасности, учитывающей появление современных угроз и вызовов, в том числе сложную эпидемиологическую обстановку вследствие распространения пандемии и других опасных инфекционных заболеваний. Комплексный анализ актуальных проблем теории и практики применения российского законодательства, изучение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зарубежного опыта позволяют определить основные направления совершенствования российского законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:

1. Совершенствование законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о биологической безопасности, а также о применении мер публичного принуждения, с учетом опыта пандемии СОУЮ-19 [23]. Согласование и систематизация ведомственной нормативной базы по всем аспектам взаимодействия во время предупреждения, локализации и ликвидации последствий эпидемиологических угроз [24].

2. Разработка и формирование правовых основ системы государственного управления в чрезвычайных ситуациях биологического характера с учетом требований стратегического планирования и опыта работы временных гибких структур управления по координации и предупреждению угроз возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний.

3. Создание механизма правового регулирования стратегического планирования деятельности субъектов Российской Федерации по обеспечению биологической безопасности подведомственных территорий и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

4. Развитие национального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в области международного сотрудничества, включая:

- активное участие в совершенствовании нормативной и методической базы ВОЗ, имплемента-цию приемлемых международных медико-санитарных правил и стандартов в российское законодательство;

- формирование региональной нормативной базы обеспечения биологической безопасности совместно со странами ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС.

5. Кодификация законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения с учетом новых целей и задач стратегии обеспечения биологической безопасности, опыта применения отечественных и международных медико-санитарных правил в условиях пандемии. Данный вид систематизации правовых норм представляется наиболее целесообразным [25, с. 25-26] для повышения эффективности деятельности системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Правоприменение 2023. Т. 7, № 2. С. 96-104

- ISSN 2542-1514 (Print)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе: концепции, правовые подходы и практика обеспечения : моногр. / под общ. ред. В. В. Лазарева. - M. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения : Норма : ИНФРА-M, 2019. - 416 с.

2. Wit E. de. SARS and MERS: recent insights into emerging coronaviruses | E. de Wit, N. van Doremalen, D. Fal-zarano, V. J. Munster || Nature Reviews Microbiology. - 2016. - Vol. 14, iss. 8. - P. 523-534. - DOI: 10.1038|nrmicro. 2016.81.

3. Song Z. From SARS to MERS, Thrusting Coronaviruses into the Spotlight | Z. Song, Y. Xu, L. Bao, L. Zhang, P. Yu, Y. Qu, H. Zhu, W. Zhao, Y. Han, C. Qin || Viruses. - 2019. - Vol. 11, iss. 1. - Art. 59. - DOI: 10.3390|v11010059.

4. Карпенко M. С. Трансформация российско-казахстанского пограничья в постсоветский период: институциональное и экономическое измерения / M. С. Карпенко, В. А. Колосов, А. Б. Себенцов // Проблемы национальной стратегии. - 2021. - № 5. - С. 25-39. - DOI: 10.52311|2079-3359_2021_5_25.

5. Административное право России. Особенная часть : учеб. для вузов | отв. ред. проф. Д. Н. Бахрах. -M. : БЕК, 1997. - 320 с.

6. Административная деятельность органов внутренних дел : учеб. : в 2 ч. | под ред. В. П. Сальникова. -M. : ЦОКР MВД России, 2005. - Ч. II. - 497 с.

7. Порфирьев Б. Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях / Б. Н. Порфирьев // Наука и техника управления. - 1989. - № 1. - С. 20-22.

8. Аничкин Е. С. Конституционный статус человека и гражданина в условиях пандемии коронавирусной инфекции: векторы трансформации в России / Е. С. Аничкин // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 3. - С. 101111. - DOI: 10.52468|2542-1514.2021.5(3).101-111.

9. Романовский Г. Б. 2019-nCoV как гибридная угроза системе прав человека | Г. Б. Романовский // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 7. - С. 34-38

10. Коряковцев В. В. Установление административной и уголовной ответственности в период действия режима повышенной готовности / В. В. Коряковцев, К. В. Питулько, А. А. Сергеева // Правоприменение. -2021. - Т. 5, № 3. - С. 215-231. - DOI: 10.52468|2542-1514.2021.5(3).215-231.

11. Варламова Н. В. Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку | Н. В. Варламова || Сравнительное конституционное обозрение. - 2020. - № б. - С. 17-30. - DOI: 10.21128/1812-7126-2020-6-17-30.

12. Чебыкина Н. Р. Реализация прав человека в условиях пандемии COVID-19 / Н. Р. Чебыкина, К. А. Ля-мина // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 3. - С. 112-125. - DOI: 10.52468|2542-1514.2021.5(3).112-125.

13. Ефремова M. А. Новеллы уголовного законодательства в условиях пандемии / M. А. Ефремова, А. А. Шутова, А. А. Никифорова // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2020. -Т. 30, вып. 4. - С. 541-553. - DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-4-541-553.

14. Воронцов С. А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии / С. А. Воронцов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 5 (120). - С. 50-53.

15. Mохов А. А. Принципы правового регулирования государственной модели национального здравоохранения | А. А. Mохов // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16, № 3. - С. 85-96. - DOI: 10.17803|10.17803|1994-1471.2021.124.3.085-096.

16. Фетюков Ф. В. Взаимодействие государства и гражданского общества: (теоретико-правовое исследование) : моногр. / Ф. В. Фетюков. - M. : Юрлитинформ, 2017. - 159 с.

17. Васильева А. Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России : моногр. / А. Ф. Васильева ; вступ. ст. И. Л. Бачилло. - M. : Рос. акад. правосудия, 2012. - 327 с.

18. Варданянц Г. К. Социологическая теория права : моногр. / Г. К. Варданянц. - M. : Академический проект, 2007. - 439 с.

19. Керимов А. Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории : моногр. / А. Д. Керимов. - M. : Норма, 2014. - 190 с.

20. Иванников И. А. Теория и философия права : моногр. / И. А. Иванников:. - M. : Юрлитинформ, 2018. -

143 с.

Правоприменение 2023. Т. 7, № 2. С. 96-104

ISSN 2658-4050 (Online) -

21. Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира : моногр. / отв. ред. А. В. Захаров. - М. : Проспект, 2017. - 333 с.

22. Сахно А. И. Проблемы кодификации законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации / А. И. Сахно // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18, № 2. - С. 216-227. - DOI: 10.19073/2658-7602-2021-18-2-216-227.

23. Черногор Н. Н. Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии коронави-руса / Н. Н. Черногор, М. В. Залоило // Журнал российского права. - 2020. - № 7. - C. 5-26. - DOI: 10. 127.37/jrl. 2020.077.

24. Попов М. Ю. К дискуссии об ограничении прав и свобод человека в условиях пандемии / М. Ю. Попов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. -№ 4. - С. 143-147. - DOI: 10.23672/SAE.2020.2020.61568.

25. Систематизация законодательства как способ его развития : моногр. / отв. ред. В. А. Сивицкий. - М. : ГУ-ВШЭ, 2010. - 535 с.

REFERENCES

1. Lazarev V.V. (ed.). Implementation of the decisions of the European Court of Human Rights in the Russian legal system: concepts, legal approaches and enforcement practice, Monograph. Moscow, Institute of Legislation znd Comparative Law Publ., Norma Publ., INFRA-M Publ., 2019. 416 p. (In Russ.).

2. Wit E. de, van Doremalen N., Falzarano D., Munster V.J. SARS and MERS: recent insights into emerging coronaviruses. Nature Reviews Microbiology, 2016, vol. 14, iss. 8, pp. 523-534. DOI: 10.1038/nrmicro.2016.81.

3. Song Z., Xu Y., Bao L., Zhang L., Yu P., Qu Y., Zhu H., Zhao W., Han Y., Qin C. From SARS to MERS, Thrusting Coronaviruses into the Spotlight. Viruses, 2019, vol. 11, iss. 1, art. 59. DOI: 10.3390/v11010059.

4. Karpenko M.S., Kolosov V.A., Sebentsov A.B. Transformation of Russia-Kazakhstan border-zone cooperation in the post-Soviet period: institutional and economic dimensions. Problemy natsional'noi strategii = Problems of national strategy, 2021, no. 5, pp. 25-39. DOI: 10.52311/2079-3359_2021_5_25. (In Russ.).

5. Bahrakh D.N. (ed.). Administrative law of Russia. Special part, Textbook for universities. Moscow, BEK Publ., 1997. 320 p. (In Russ.).

6. Sal'nikov V.P. (ed.). Administrative activities of the internal affairs bodies, Textbook, in 2 parts. Moscow, HR Support Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005. Pt. II. 497 p. (In Russ.).

7. Porfir'ev B.N. Organization of management in emergency situations. Nauka i tekhnika upravleniya, 1989, no. 1, pp. 20-22. (In Russ.).

8. Anichkin E.S. The constitutional status of an individual in the context of coronavirus pandemic: vectors of transformation in Russia. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 3, pp. 101-111. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).101-111. (In Russ.).

9. Romanovskiy G.B. 2019-nCoV as a hybrid threat to the system of human rights. Konstitutsionnoe i munitsi-pal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2020, no. 7, pp. 34-38. (In Russ.).

10. Koryakovtsev V.V., Pitulko K.V., Sergeeva A.A. Establishing the administrative and criminal responsibility during the high alert period. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 3, pp. 215-231. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).215-231. (In Russ.).

11. Varlamova N. COVID-19 pandemic as a challenge to constitutional legal order. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie = Comparative Constitutional Review, 2020, no. 6, pp. 17-30. DOI: 10.21128/1812-7126-2020-6-1730. (In Russ.).

12. Chebykina N.R., Lyamina K.A. Implementation of human rights in the context of COVID-19 pandemic. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 3, pp. 112-125. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3). 112-125. (In Russ.).

13. Efremova M.A., Shutova A.A., Nikiforova A.A. Novels of criminal legislation in the conditions of pandemia. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i pravo = Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law, 2020, vol. 30, iss. 4, pp. 541-553. DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-4-541-553. (In Russ.).

14. Vorontsov S.A. On the correlation of human rights and freedoms with the level of security of the individual, society, state during the pandemic. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie, 2020, no. 5 (120), pp. 50-53. (In Russ.).

Правоприменение 2023. Т. 7, № 2. С. 96-104

- ISSN 2542-1514 (Print)

15. Mokhov A.A. Principles of Legal Regulation of the State Model of National Health Care. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2021, vol. 16, no. 3, pp. 85-96. DOI: 10.17803/10.17803/19941471.2021.124.3.085-096. (In Russ.).

16. Fetyukov F.V. Interaction between the state and civil society: (theoretical and legal research), Monograph. Moscow, Yurlitinform Publ., 2017. 159 p. (In Russ.).

17. Vasil'eva A.F. Service state: an administrative and legal study of the provision of public services in Germany and Russia, Monograph. Moscow, Russian Academy of Justice Publ., 2012. 327 p. (In Russ.).

18. Vardanyants G.K. Sociological theory of law, Monograph. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2007. 439 p. (In Russ.).

19. Kerimov A.D. State organization of social life: questions of theory, Monograph. Moscow, Norma Publ., 2014. 190 p. (In Russ.).

20. Ivannikov I.A. Theory and philosophy of law, Monograph. Moscow, Yurlitinform Publ., 2018. 143 p. (In Russ.).

21. Zakharov A.V. (ed.). State, law, society in a globalizing world, Monograph. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 333 p. (In Russ.).

22. Sakhno A.I. Codification Problems of Legislation on Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population of the Russian Federation. Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie = Siberian Law Review, 2021, vol. 18, no. 2, pp. 216227. DOI: 10.19073/2658-7602-2021-18-2-216-227. (In Russ.).

23. Chernogor N.N., Zaloilo M.V. Metamorphoses of Law and Challenges to Legal Science in the Context of a Coronavirus Pandemic. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 7, pp. 5-26. DOI: 10.12737 /jrl.2020.077. (In Russ.)

24. Popov M.Yu., Samygin P.S., Samygin S.I. To the discussion on the restriction of human rights and freedoms in the context of a pandemic. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2020, no. 4, pp. 143-147. DOI: 10.23672/SAE.2020.2020.61568. (In Russ.).

25. Sivitskii V.A. (ed.). Systematization of legislation as a way of its development, Monograph. Moscow, HSE Publ., 2010. 535 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Головко Владимир Владимирович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального права Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а E-mail: golovkovlad@yandex.ru SPIN-код РИНЦ: 9878-9410

Сахно Александр Иванович - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института X-BIO

Тюменский государственный университет 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6 E-mail: sssomsk@mail.ru ORCID: 0000-0002-8976-719X SPIN-код РИНЦ: 4928-2678

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Головко В.В. Основные направления совершенствования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации / В.В. Головко, А.И. Сахно // Правоприменение. - 2023. - Т. 7, № 2. - С. 96-104. -DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(2).96-104.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Vladimir V. Golovko - Doctor of Law, Professor; Professor, Department of State and Municipal Law Dostoevsky Omsk State University 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: golovkovlad@yandex.ru RSCI SPIN-code: 9878-9410

Alexander I. Sakhno - PhD in Law, Associate Professor; Senior Research Fellow, X-BIO Institute University of Tyumen

6, Volodarskogo ul., Tyumen, 625003, Russia E-mail: sssomsk@mail.ru ORCID: 0000-0002-8976-719X RSCI SPIN-code: 4928-2678

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Golovko V.V., Sakhno A.I. Main directions for improving public health legislation in Russia. Pravoprime-nenie = Law Enforcement Review, 2023, vol. 7, no. 2, pp. 96-104. DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(2).96-104. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.