Научная статья на тему 'ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Право на биологическую безопасность / право на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов / единая государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности. / The right to biological safety / the right to receive information on the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors / a unified state information system in the field of biological safety.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филатова А. О.

Предметом исследования в рамках данной статьи являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации права на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов посредством формирования единой государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации. Раскрывается правовая природа одного из биологических прав – права на получение информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, приводится общая характеристика подсистем государственной информационной системы в области биологической безопасности и их правового регулирования, выявляются особенности реализации указанного права посредством автоматизированных подсистем. Указывается, что формирование единой государственной информационной системы является необходимым способом обеспечения реализации биологического права на информирование. В целях изучения процесса реализации права посредством государственной информационной системы автором были проанализированы уже созданные или находящиеся в стадии разработки информационные системы, имеющие отношение к реализации биологического права на информирование, а также с целью использования по аналогии были проанализированы информационные системы, обеспечивающие реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В статье анализируется судебная и правоприменительная практика по вопросам разработки и применения информационных систем, на основе чего автор пришел к выводу, что единая государственная информационная система в области биологической безопасности, получившая законодательное урегулирование в Федеральном законе № 492-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О биологической безопасности в Российской Федерации», в настоящее время системно не разработана и не приведена в действие. В связи с этим автором спроектирована примерная архитектура будущей единой государственной информационной системы в области биологической безопасности с учетом существующих разработок и опыта использования информационных систем, обеспечивающих реализацию конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филатова А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Right to Obtain Information on the State of Protection of the Population and the Environment from the Influence of Dangerous Biological Factors and the Formation of the State Information System in the Field of Biosafety Assurance in the Russian Federation

The subject of the research within the framework of this article is the public relations developing regarding the realization of the right to receive information about the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors through the formation of a unified state information system in the field of biological safety in the Russian Federation. The legal nature of one of the biological rights is revealed – the right to receive information about the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors, the general characteristics of the subsystems of the state information system in the field of biological safety and their legal regulation are given, the peculiarities of the implementation of this right through automated subsystems are revealed. It is indicated that the formation of a unified state information system is a necessary way to ensure the implementation of the biological right to information. In order to study the process of realization of the right through the state information system, the author analyzed information systems that have already been created or are under development related to the realization of the biological right to information, and also for the purpose of using by analogy, information systems ensuring the realization of the constitutional right to reliable information about the state of the environment were analyzed. The article analyzes judicial and law enforcement practice on the development and application of information systems, on the basis of which the author came to the conclusion that the unified state information system in the field of biological safety, which received legislative regulation in Federal Law No. 492-FZ of December 30, 2020 «On Biological Safety in the Russian Federation», is currently It has not been systematically developed and put into operation. In this regard, the author has designed an approximate architecture of the future unified state information system in the field of biological safety, taking into account existing developments and experience in using information systems that ensure the implementation of the constitutional right to reliable information about the state of the environment.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ PUBLIC LAW (STATE LAW) SCIENCES

УДК 608.3:342.7 А. О. Фил тов

К лужский институт (фили л) Всероссийского госуд рственного университет юстиции

(РПА Минюст России), К луг , Российск я Федер ция, Институт н учной информ ции по общественным н ук м

Российской к демии н ук, Москв , Российск я Федер ция ORCID: 0009-0008-6544-5453 ResearcherЮ: JDW-0525-2023

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ Пролог: журн л о пр ве. - 2023. - № 4. - С. 38-49.

О СТАТЬЕ ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.

Д т поступления 02.08.2023, д т принятия к печ ти 12.12.2023, д т онл йн-р змещения 22.12.2023.

АННОТАЦИЯ Предметом исследов ния в р мк х д нной ст тьи являются

общественные отношения, скл дыв ющиеся по поводу ре лиз ции пр в н получение информ ции о состоянии з щищен-ности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов посредством формиров ния единой госуд рственной информ ционной системы в обл сти обеспечения биологической безоп сности в Российской Федер ции. Р скрыв ется пр вов я природ одного из биологических пр в — пр в н получение информ ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов, приводится общ я х р ктеристик подсистем госуд рственной информ ционной системы в обл сти биологической безоп сности и их пр вового регулиров ния, выявляются особенности ре лиз ции ук з нного пр в посредством втом тизиров нных подсистем. Ук зыв ется, что фор-миров ние единой госуд рственной информ ционной системы является необходимым способом обеспечения ре лиз ции биологического пр в н информиров ние. В целях изучения процесс ре лиз ции пр в посредством госуд рственной информ ционной системы втором были про н лизиров ны уже созд нные или н ходящиеся в ст дии р зр ботки информ ци-онные системы, имеющие отношение к ре лиз ции биологического пр в н информиров ние, т кже с целью использов -ния по н логии были про н лизиров ны информ ционные системы, обеспечив ющие ре лиз цию конституционного пр в н достоверную информ цию о состоянии окруж ющей среды.

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

- 38 - защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ о ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the

В ст тье н лизируется судебн я и пр воприменительн я пр к-тик по вопрос м р зр ботки и применения информ ционных систем, н основе чего втор пришел к выводу, что един я госу-д рственн я информ ционн я систем в обл сти биологической безоп сности, получивш я з конод тельное урегулиров ние в Федер льном з коне № 492-ФЗ от 30 дек бря 2020 год «О биологической безоп сности в Российской Федер ции», в н стоящее время системно не р зр бот н и не приведен в действие. В связи с этим втором спроектиров н примерн я рхитектур будущей единой госуд рственной информ ционной системы в обл сти биологической безоп сности с учетом существующих р зр боток и опыт использов ния информ ционных систем, обеспечив ющих ре лиз цию конституционного пр в н достоверную информ цию о состоянии окруж ющей среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Пр во н биологическую безоп сность; пр во н получение

информ ции о состоянии з щищенности н селения и окруж -ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов; един я госуд рственн я информ ционн я систем в обл сти обеспечения биологической безоп сности.

Исследов ние выполнено при фин нсовой поддержке Российского н учного фонд в р мк х н учного проект № 23-28-00113 «Пр -во н биологическую безоп сность в Российской Федер ции: кту-льные проблемы пр вового регулиров ния и судебной з щиты»1.

Фил тов А. О. Пр во н получение информ ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов и формиров ние госуд рственной информ ционной системы в обл сти обеспечения биологической безоп сности в Российской Федер ции // Пролог: журн л о пр ве. - 2023. - № 4. - С. 38-49. - DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.

A. O. Filatova

Kaluga, Institute (Branch), All-Russian State University of Justice, Kaluga, Russian Federation, Institute of Scientific Information for Social Sciences RAS,

Moscow, Russian Federation ORCID: 0009-0008-6544-5453 ResearcherID: JDW-0525-2023

THE RIGHT TO OBTAIN INFORMATION ON THE STATE OF PROTECTION OF THE POPULATION AND THE ENVIRONMENT FROM THE INFLUENCE OF DANGEROUS BIOLOGICAL FACTORS AND THE FORMATION OF THE STATE INFORMATION SYSTEM IN THE FIELD OF BIOSAFETY ASSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

PUBLICATION DATA Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 38-49.

ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.4.

Received 02.08.2023, accepted 12.12.2023, available online 22.12.2023.

1 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id = 53915126.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

UDC 608.3:342.7

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ 0 ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the - 39 -

ABSTRACT The subject of the research within the framework of this article is the

public relations developing regarding the realization of the right to receive information about the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors through the formation of a unified state information system in the field of biological safety in the Russian Federation. The legal nature of one of the biological rights is revealed — the right to receive information about the state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors, the general characteristics of the subsystems of the state information system in the field of biological safety and their legal regulation are given, the peculiarities of the implementation of this right through automated subsystems are revealed. It is indicated that the formation of a unified state information system is a necessary way to ensure the implementation of the biological right to information. In order to study the process of realization of the right through the state information system, the author analyzed information systems that have already been created or are under development related to the realization of the biological right to information, and also for the purpose of using by analogy, information systems ensuring the realization of the constitutional right to reliable information about the state of the environment were analyzed. The article analyzes judicial and law enforcement practice on the development and application of information systems, on the basis of which the author came to the conclusion that the unified state information system in the field of biological safety, which received legislative regulation in Federal Law No. 492-FZ of December 30, 2020 «On Biological Safety in the Russian Federation», is currently It has not been systematically developed and put into operation. In this regard, the author has designed an approximate architecture of the future unified state information system in the field of biological safety, taking into account existing developments and experience in using information systems that ensure the implementation of the constitutional right to reliable information about the state of the environment.

KEYWORDS The right to biological safety; the right to receive information on the

state of protection of the population and the environment from the effects of dangerous biological factors; a unified state information system in the field of biological safety.

ACKNOWLEDGEMENTS The study was financially supported by the Russian Science

Foundation under Scientific Project No. 23-28-000113 «The Right to Biological Safety in the Russian Federation: Current Problems of Legal Regulation and Judicial Protection».

FOR CITATION Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State of

Protection of the Population and the Environment from the Influence of Dangerous Biological Factors and the Formation of the State Information System in the Field of Biosafety Assurance in the Russian Federation. Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 38 — 49. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4._.

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

- 40 - защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ о ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the

Пр во н получение от федер льных орг -нов госуд рственной вл сти, орг нов госуд р-ственной вл сти субъектов Российской Феде-р ции и орг нов местного с моупр вления, т кже от соответствующих орг низ ций информ ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп с-ных биологических ф кторов, о приним емых мер х, н пр вленных н з щиту н селения и охр ну окруж ющей среды от воздействия оп с-ных биологических ф кторов, н предотвр -щение биологических угроз (д лее — пр во н получение информ ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов) является структурным элементом ср зу двух комплексных субъективных пр в: конституционного пр в н достоверную информ цию о состоянии окруж ющей среды и пр в н биологическую безоп сность, регл ментиров н-ного в ст тье 6 Федер льного з кон № 492-ФЗ от 30 дек бря 2020 год «О биологической безоп сности в Российской Федер ции»2, то есть ф ктически является одним из пр вомочий к ждого из них.

Стоит отметить, что пр во н получение информ ции о состоянии з щищенности н -селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов тесно вз и-мосвяз но с другими элемент ми (пр вомочи-ями) конституционного пр в н достоверную информ цию о состоянии окруж ющей среды, к числу которых необходимо относить: пр во н информ цию о состоянии тмосферного воздух 3, пр во н информ цию о с нит рно-эпидемиологической обст новке4, пр во н получение объективной информ ции от орг -низ ции, осуществляющей деятельность с ис-пользов нием источников ионизирующего излучения, в предел х выполняемых ею функций о р ди ционной обст новке и приним емых мер х по обеспечению р ди ционной безоп с-ности5.

2 Собр ние з конод тельств Российской Феде-р ции. 2021, № 1, ч. I. Ст. 31. Д лее — ФЗ о биологической безоп сности.

3 Об охр не тмосферного воздух : Федер. з -кон от 4 м я 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 г.) // Собр ние з конод тельств Российской Федер ции. 1999. № 18. Ст. 2222.

4 О с нит рно-эпидемиологическом бл гополучии н селения : Федер. з кон от 30 м рт 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 4 нояб. 2022 г., с изм. от 30 м я 2023 г.) // Т м же. № 14. Ст. 1650.

5 О р ди ционной безоп сности н селения : Федер. з кон от 9 янв. 1996 г. № 3-ФЗ (ред. от 18 м рт

2023 г.) // Российск я г зет . 1996. 17 янв.

Пр во гр жд н н получение информ -ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов т кже является сост вным элементом пр в н биобезоп сность, что предопределяет его вз имоз висимость и постоянное вз имодействие с другими пр во-мочиями комплексного пр в : пр во н охр -ну здоровья и охр ну окруж ющей среды от оп сных биологических ф кторов, т кже пр во н внесение в федер льные орг ны госу-д рственной вл сти, орг ны госуд рственной вл сти субъектов Российской Федер ции и орг ны местного с моупр вления предложений о мер х по обеспечению биологической безоп сности. Пр вомочие н получение инфор-м ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов з конод тельно отнесено к пр воспособности двух субъектов: в ст. 6 ФЗ о биологической безоп сности з креплено пр во гр жд н, в ст тье 7 этого же з -кон идентичное пр во орг низ ций.

Вместе с тем в з коне близкой по формулировке к ук з нному пр вомочию является и обяз нность орг низ ций предост влять в порядке, уст новленном Пр вительством Российской Федер ции, информ цию (сведения) о ре лизуемых н учных исследов ниях в обл сти биологической безоп сности (ч. 2 ст. 7 ФЗ «О биологической безоп сности»). К к предст вляется, ук з нн я обяз нность орг низ ций позволит орг н м публичной вл -сти к к субъект м отношений в обл сти обеспечения биологической безоп сности более эффективно ре лизов ть свои полномочия, н селению — ре лизовыв ть свои субъективные пр в .

Несмотря н дост точно обширные проблемы подз конного регулиров ния в сфере биологической безоп сности в н стоящее время обяз нность орг низ ций по предост вле-нию сведений о ре лизуемых н учных исследов ниях в обл сти биологической безоп с-ности урегулиров н Пост новлением Пр ви-тельств РФ от 30 ноября 2021 г. № 2145 «Об утверждении Пр вил предост вления инфор-м ции (сведений) о ре лизуемых н учных исследов ниях в обл сти биологической безоп с-ности и проведения мониторинг р зр боток в обл сти биологической безоп сности, т кже р зр боток продукции, в том числе созд нной с использов нием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии»6.

6 Собр ние з конод тельств Российской Феде-р ции. 2021. № 50, ч. IV. Ст. 8541. Д лее - Пр вил .

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ 0 ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the - 41 -

Стоит отметить, что ре лиз ция обяз нности по информиров нию происходит посредством использов ния госуд рственной информ ционной системы, доступ к которой р змещен н соответствующем с йте7.

Согл сно п. 2 ук з нных Пр вил, сведения предост вляются путем р змещения в единой системе учет н учно-исследов тельских, опытно-конструкторских и технологических р бот гр жд нского н зн чения8, с йт которых был созд н еще в 2013 году. Пользов телями сведений, содерж щихся в системе, являются Министерство здр воохр нения РФ, Министерство обороны РФ, Федер льн я служб по н дзору в сфере з щиты пр в потребителей и бл гополучия человек , медико-биологическое гентство, Федер льн я служб безоп сности Российской Федер ции. Доступ к инфор-м ции, предст вленной н с йте, для общего пользов ния ф ктически огр ничен, несмотря н возможность з регистриров ться н с йте.

Инструкция к д нной информ ционной системе з крепляет, что пользов тель должен иметь ффили цию к н учной орг низ ции и подтвердить одну из следующих ролей: орг -низ ция-исполнитель, орг низ ция-з к зчик, диссерт ционный совет, эксперт- н литик. Формиров ние к бинет пользов теля должно осуществляться с использов нием шифров ль-ных (криптогр фических) средств, н основе КриптоПро CSP, VipNet CSP и т.д., имеющих действующие сертифик ты соответствия ФСБ России. Пользов телю предост вляется возможность выполнить поиск предст вленной в ЕГИСУ НИОКТР информ ции о результ т х н учно-технической деятельности. Определенным достоинством д нной системы является сервис геокодиров ния и визу лиз ции н -литических выборок н к рте субъектов РФ, где з регистриров нному пользов телю предост вляется возможность про н лизиров ть ст тистические д нные исследов ний (фун-д мент льных или прикл дных), в том числе в полнотекстовом режиме в р зных субъект х РФ. Пункт 6 Пр вил з крепляет, что Министерство н уки и высшего обр зов ния Российской Федер ции осуществляет р звитие контур огр ниченного доступ информ ционной системы в целях з щиты сведений в соответствии с требов ниями з конод тельств Российской Федер ции, что предопределяет

7 Един я госуд рственн я информ ционн я систем учет н учно-исследов тельских, опытно-конструкторских и технологических р бот гр жд нского н зн чения. URL: https://rosrid.ru/ (д т обр щения: 24.08.2023).

8 Д лее - ЕГИСУ НИОКТР.

невозможность использов ния большинств сведений рядовыми пользов телями. Вместе с тем существов ние только ук з нной системы (к к одного из элементов госуд рственной информ ционной системы9 в обл сти обеспечения биологической безоп сности) не позволяет говорить о н личии в н стоящее время единой госуд рственной информ ционной системы, позволяющей в том числе ре лизов ть пр во н селения н информ цию о состоянии окруж ющий среды. К к предст вляется, к не-дост тк м предст вленной ЕГИСУ НИОКТР относится:

— н личие большого числ тем тических р зделов, что з трудняет поиск исследов ний в обл сти биологической безоп сности. Среди исследов ний встреч ются не только тем тик в обл сти биологической безоп сности, но и проблемы экономической и политической сферы. К примеру, «Комплексные исследов -ния экономики, внутренней и внешней политики Польши и стр н Б лтии» [2];

— отсутствие доступ для пользов телей, не ффилиров нных с н учными орг низ ци-ями и з к зчик ми в р мк х той информ ции, которые не сост вляют госуд рственной т й-ны. Видится возможным определение контур доступной информ ции Министерством н у-ки и высшего обр зов ния Российской Феде-р ции в отношении единого списк н учных ст тей и диссерт ций по тем тике действия оп сных биологических ф кторов н здоровье н селения и окруж ющую среду, не включ -ющих стр тегические р зр ботки и скрытые д нные.

— отсутствие возможностей для обр тной связи в виде формулиров ния вопросов и ком-мент риев.

Предст вляется, что р сширение круг з интересов нных пользов телей д нной системой позволит в некоторой степени ре лизо-в ть полномочие орг нов публичной вл сти по информиров нию о ре лизуемых н территории субъект Российской Федер ции н учных мероприятиях, н пр вленных н обеспечение биологической безоп сности, т кже позволит ре лизов ть субъективное пр во н внесение в федер льные орг ны госуд рственной вл сти, орг ны госуд рственной вл сти субъектов Российской Федер ции и орг ны местного с моупр вления предложений о мер х по обеспечению биологической безоп сности.

Содерж ние пр воотношения в обл сти обеспечения биологической безоп сности, к к и любого другого пр воотношения, предусм -

9 Д лее - ГИС.

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

- 42 - защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ о ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the

трив ет корреляцию пр в одного субъект к обяз нности (полномочию) другого субъект . Ре лиз ции пр в гр жд н и орг низ ций н получение информ ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов пр в должно соответствов ть коррелирующее полномочие орг нов госуд рственной вл сти субъектов Российской Федер ции по информиров нию н селения, з крепленное з ними в п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О биологической безо-п сности»: информиров ние орг нов местного с моупр вления и н селения о ре лизуемых н территории субъект Российской Федер ции мероприятиях, н пр вленных н обеспечение биологической безоп сности, т кже п. 4 ч. 2 ст. 5 ук з нного з кон , котор я з крепляет в отношении федер льных орг нов госуд р-ственной вл сти осуществление мониторинг биологических рисков и оценку эффективности ре лиз ции мероприятий, н пр вленных н поддерж ние допустимого уровня биологического риск , поскольку д нные мониторинг вносятся в единую госуд рственную информ -ционную систему.

Уместно предположить, что обеспечение биологической безоп сности является предметом совместного ведения Федер ции и субъектов РФ. Одн ко в н стоящее время отсутствует систем подз конного регулиров ния порядк осуществления д нных полномочий к к н федер льном уровне, т к и н уровне субъектов. Предст вляется, что ре лиз ции д нного полномочия будет способствов ть з крепленн я в ст тье 14 ФЗ «О биологической безоп сности» един я госуд рственн я информ ционн я систем , котор я, к к видится, будет предст в-лять собой совокупность информ ционно-технологических и технических средств, обеспечив ющих информ ционную поддержку методического и орг низ ционного обеспечения деятельности уч стников н цион льной системы биологической безоп сности Российской Федер ции. Ст. 14 ФЗ «О биологической безоп сности» з крепляет, что ГИС созд ется в целях упр вления биологическими риск -ми, обеспечения обмен информ цией между федер льными госуд рственными орг н ми, госуд рственными орг н ми субъектов РФ и орг н ми местного с моупр вления при осуществлении их вз имодействия в обл сти обеспечения биологической безоп сности.

Формиров ние ГИС в обл сти обеспечения биологической безоп сности осуществляется н основе ст тистических и иных доку-ментиров нных сведений, предост вляемых госорг н ми и н ходящимися в их ведении орг низ циями. Сост в и порядок предост в-

ления сведений, содерж щихся в госуд р-ственной информ ционной системе в обл сти обеспечения биологической безоп сности, т кже используемые для их обр ботки информ ционные технологии и технические средств определяются Пр вительством РФ. К сож лению, в н стоящее время отсутствует единое пост новление Пр вительств РФ, регулирующее порядок созд ния ГИС в обл сти биологической безоп сности. Вызыв ет вопрос и соотношение ГИС в обл сти обеспечения химической и биологической безоп с-ности10 и ГИС в обл сти биологической безоп сности, определенной в ФЗ «О биологической безоп сности» н предмет р згр ничения содерж щихся в них сведений. Вместе с тем созд ние ГИС ХББ подз конно урегулиров -но Ук зом Президент РФ от 11 м рт 2019 г. № 97 «Об Основ х госуд рственной политики Российской Федер ции в обл сти обеспечения химической и биологической безоп сности н период до 2025 год и д льнейшую перспективу». К к предст вляется, с учетом норм ФЗ «О биологической безоп сности», ГИС в обл сти биологической безоп сности должн ст ть подсистемой ГИС ХББ. Одн ко в н стоящее время единой госуд рственной информ ционной системы в обл сти обеспечения химической и биологической безоп сности т кже не созд но, д нн я систем н ходится в процессе формиров ния, время н ч л ее применения не определено. Периодически н обозрение юридическому сообществу предст вляются судебные решения, в которых обусл влив -ются попытки формиров ния д нной госуд р-ственной информ ционной системы. В 2021 году Министерство здр воохр нения РФ обр тилось в Арбитр жный суд город Москвы с исковым з явлением к РТИ системы (р дио-технические и информ ционные системы) о взыск нии по госуд рственному контр кту № К-27-НИР/126 от 27 дек бря 2013 год стоимости р нее опл ченных р бот н р зр ботку системного проект по созд нию Н цион ль-ного интегр ционного центр мониторинг биологических угроз11. По договору н выполнение н учно-исследов тельских р бот ответчик обяз лся провести обусловленные техническим з д нием истц н учные исследов ния, по договору н выполнение опытно-конструкторских и технологических р бот — р з-р бот ть обр зец нового изделия, конструкторскую документ цию н него или новую

10 Д лее — ГИС ХББ.

11 Д лее — НИЦ МБУ РФ.

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ 0 ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the - 43 -

технологию. В 2014 году м кет НИЦ МБУ РФ, созд нный в р мк х выполнения р бот по контр кту, был предст влен Министерству здр -воохр нения РФ. Одн ко истец посчит л, что проект не соответствует требов ниям технического з д ния контр кт в ч сти проведения испыт ний прогр ммных продуктов в сост ве компонентов м кет , проведения испыт ний м кет к к единой системы для отр ботки информ ционного вз имодействия компонентов системы, н личия р бочей документ ции н созд в емый м кет, т кже не соответствует опис нию м кет НИЦ МБУ РФ, имеющегося в отчетной документ ции и еще ряду требов -ний технического з д ния контр кт , что не соответствует условиям контр кт . Ф ктически, по мнению истц , орг низ ция-исполнитель не выполнил список р бот, предусмотренных н третьем эт пе технического з д ния и не устр -нил имеющиеся недост тки. Вместе с тем, не сопост вляя техническое з д ние и подготовленный м кет, Арбитр жный суд г. Москвы пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой д вности и отк з л в удовлетворении исковых требов ний. З конность и спр вед-ливость решения суд первой инст нции был подтвержден в 2022 году в порядке к сс ционного судопроизводств Арбитр жным судом Московского округ 12.

Другим примером пр вового спор по поводу нек чественно подготовленной системы в обл сти биобезоп сности является решение Упр вления Федер льной нтимо-нопольной службы по К лужской обл сти от 26 июля 2022 г. №040/06/104-614/2022. Пр вовой спор был вызв н обр щением Федер льно-го госуд рственного бюджетного учреждения «Н цион льный медицинский исследов тель-ский центр р диологии» (НМИЦ р диологии) Минздр в России о включении в реестр недобросовестных пост вщиков сведений ООО «ЭлСиКом» н основ нии одностороннего отк з з к зчик от исполнения контр кт в связи с существенным н рушением ООО «ЭлСиКом» условий контр кт , з ключенного по результ т м электронного укцион , предметом которого является ок з ние услуг по получению, обр ботке и публик ции д нных информ ционных систем пост вщиков д н-ных ГИС ХББ. По итог м р ссмотрения обр -щения, Комиссия К лужского УФАС России

ук з л , что поскольку в обр щении з к зчик не ук з ны мотивиров нные причины отк з от приемки р бот по контр кту, не содержится перечня н рушенных условий технического з д ния, которые исполнителю н длеж ло бы испр вить, то отсутствуют объективные основ ния пол г ть о недобросовестном выполнении ООО «ЭлСиКом» условий контр кт и от-к з л ФГБУ «НМИЦ р диологии» Минздр в России в требов нии включить исполнителя в список недобросовестных пост вщиков13.

Приведенн я судебн я и пр вопримени-тельн я пр ктик свидетельствует о попытк х Министерств здр воохр нения и подведомственных ему орг низ ций сформиров ть подсистему мониторинг биологических угроз и другие подсистемы ГИС ХББ. Вместе с тем до н стоящего времени с йт НИЦ МБУ отсутствует, в то же время н лиз интернет-д нных позволяет сдел ть вывод о формиров нии прогр ммно- пп р тный комплекс н учно-ин-форм ционного центр 14. Стоит отметить, что некоторые полномочия в обл сти мониторинг ре лизуются Федер льным госуд рственным бюджетным учреждением «Центр стр теги-ческого пл ниров ния и упр вления медико-биологическими риск ми здоровью» Феде-р льного медико-биологического гентств России, целью деятельности которого является координ ция деятельности сети мониторинг биологических рисков в предел х уст новлен-ной сферы деятельности гентств 15. Д нное учреждение орг низует мониторинг в р мк х: медицинской деятельности; при осуществлении федер льного госуд рственного с нит р-но-эпидемиологического контроля (н дзор ); при осуществлении госуд рственного контроля (н дзор ) з обеспечением безоп сности донорской крови и ее компонентов. К сож -лению, единого центр лизов нного мониторинг , проводимого в соответствии с з конод -тельно з крепленным вид ми биологических рисков в ФЗ «О биологической безоп сности», д нн я орг низ ция не осуществляет.

12 Пост новление Арбитр жного Суд Московского округ от 20 преля 2022 г. по делу № А40-47004/2021К // Офици льный с йт Арбитр жного Суд город Москвы. URL: https:// msk.arbitr.ru (д т обр щения: 24.08.2023).

13 Решение Упр вления Федер льной нтимоно-польной службы по К лужской обл сти от 26 июля 2022 г. №040/06/104-614/2022 // Офици льный с йт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/ (д т обр щения: 24.08.2023).

14 Прогр ммно- пп р тный комплекс Н цио-н льного интегр ционного центр мониторинг биологических угроз. URL: https://wiki.is-mis.ru/pages/ viewpage.action?pageId = 71247421 (д т обр щения: 24.08.2023).

15 офици льный с йт ФИАЦ ММБР ФМБА России. URL: https://www.cspfmba.ru/about/structure/ fiacmmbr/ (д т обр щения: 24.08.2023).

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

- 44 - защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ о ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the

К к предст вляется, формиров ние единой ГИС дост точно сложный многогр нный процесс, включ ющий в себя р зветвленную рхитектуру информ ционных подсистем, к жд я из которых обеспечен с мостоятель-ным сервисным обслужив нием и к чествен-ным норм тивно-пр вовым регулиров нием. К основным вз имодействующим между собой подсистем м единой ГИС в обл сти биологической безоп сности, исходя из з конод тельного определения ГИС, должны быть отнесены:

— р зр бот нн я и норм тивно урегули-ров нн я Пост новлением Пр вительств РФ, действующ я в н стоящее время, но имеющ я определенные недост тки, един я систем учет н учно-исследов тельских, опытно-конструкторских и технологических р бот с под-р зделом о н учных исследов ниях в обл сти биологической безоп сности;

— н ходящ яся в ст дии р зр ботки, не действующ я и не имеющ я подз конного норм тивного регулиров ния систем н цио-н льного интегр ционного центр мониторинг биологических угроз (д лее — систем НИЦ МБУ);

— р зр бот нн я и подз конно урегули-ров нн я Пост новлением Пр вительств РФ от 30 сентября 2021 г. № 1668 (ред. от 16 июня 2022 г.) «Об утверждении Пр вил созд ния, пополнения, ведения и использов ния коллекций п тогенных микроорг низмов и вирусов, т к-же Пр вил созд ния и ведения н цион льного к т лог коллекционных шт ммов п тогенных микроорг низмов и вирусов», действующ я систем н цион льного к т лог шт ммов п -тогенных микроорг низмов и вирусов;

— н ходящ яся в ст дии проб ции, но до н стоящего времени не действующ я и не имеющ я подз конного норм тивного регулиров ния систем поддержки принятия упр в-ленческих решений в обл сти биологической безоп сности16.

Необходимо отметить, что в информ ционной литер туре под СППР в обл сти обеспечения биологической безоп сности пони-м ется информ ционн я систем , предн зн -ченн я для поддержки принятия оптим льных упр вленческих решений в обл сти биологической безоп сности н местном, регион льном и федер льном уровнях [4, с. 7]. К сож -лению, несмотря н большое количество к к федер льных, т к и регион льных иници тив по созд нию д нной подсистемы, котор я способствует решению з д ч, пост вленных перед орг н ми публичной вл сти в обл сти обеспе-

6 Д лее — СППР.

чения биологической безоп сности, единого проект д нной подсистемы пок т к и не соз-д но. К к предст вляется, отсутствие единого ведомственного ГИС-простр нств з трудняет решение опер тивных з д ч упр вления ситу-циями, связ нными с возможностью возникновения и быстрого р спростр нения биологической угрозы, т кже приводит к дублиро-в нию информ ции и увеличению бюджетных средств н сбор д нных.

К к отмеч ют некоторые вторы, прин-ципи льн я сложность состоит в том, что для поддержки принятия оптим льного упр влен-ческого решения необходимо собр ть и про-н лизиров ть большое количество р зроз-ненной информ ции, в н стоящее время в структур х Роспотребн дзор имеется более 50 лицензий ArcGIS, использов ние которых не всегд носит системный х р ктер и не под-держив ет единый информ ционный ресурс. Р бот с простр нственными д нными и ГИС не синхронизиров н , возможности используются не в полном объеме [4, с. 7].

Коллективом исследов телей (В. А. С -фонов и др.) приведен возможн я рхитек-тур СППР, выявлен лгоритм вз имосвязи ее элементов и использов ния. К к отмеч ют вторы, систем прошл дв эт п проб ции, н основе н лиз которых можно сдел ть вывод об определенной эффективности ее действия. Н первом эт пе р зр ботки СППР (до 2009 г.) впервые созд н и систем тизиров н перечень внутренних и внешних угроз биологической безоп сности в субъект х РФ. Т кже сфор-миров но техническое з д ние в ч сти гене-риров ния тем тических к рт по пок з телям [4, с. 7]. Автор ми отмечены позитивные выводы и н исходе второго эт п . Одн ко в н -стоящее время единой модели т к и не созд -но. Проблему введения д нной системы в экс-плу т цию, к к видится, вызыв ет отсутствие подз конного регулиров ния порядк созд -ния д нной системы, определение сроков ее введения в действие, т кже р згр ничение полномочий по контролю з созд нием между орг н ми федер льной госуд рственной вл -сти и орг н ми госуд рственной вл сти субъектов РФ.

В н стоящее время информ ционные д нные к ждой из ук з нных подсистем огр -ничены для общего пользов ния, что обусловлено необходимостью обеспечения безоп с-ности сохр нности д нных, т кже опер -тивного использов ния в случ е н ступления биологических угроз. Вместе с тем основное информиров ние о состоянии окруж ющий среды и об эпидемиологической обст новке н селение получ ет посредством использо-

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ 0 ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the - 45 -

в ния сети Интернет [7, с. 7]. Подобное об-усл влив ет необходимость созд ния и под-з конного регулиров ния еще одной подсистемы единой ГИС в обл сти биологической безоп сности — системы информиров ния н селения о биологических риск х17.

Основной целью созд ния д нной подсистемы по н логии с другими р зр б тыв -емыми систем ми является предотвр щение биологических угроз и эффективн я коор-дин ция действий, в случ е их н ступления. Специ льной же целью является ре лиз ция пр вомочия н получение информ ции о состоянии з щищенности н селения и окруж -ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов. Учитыв я определенную вз имосвязь структурных элементов пр в н достоверную информ цию о состоянии окру-ж ющей среды, предст вляется, что позитивным опытом в созд нии подобной подсистемы должн явиться информ ционно- н литиче-ск я систем о состоянии окруж ющей среды. Ведомственн я информ ционно- н лити-ческ я систем д нных о состоянии окруж -ющей среды регл ментируется н регион льном уровне, к к пр вило, прик зом министерств природных ресурсов и экологии субъект 18. В р мк х своего предн зн чения д нн я систем выполняет следующие функции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— информ ционно- н литическое обеспечение деятельности орг нов вл сти субъект в обл сти охр ны окруж ющей среды;

— обеспечение н селения информ цией о состоянии окруж ющей среды.

Кроме того, в д нную систему включены результ ты н блюдений з состоянием окру-ж ющей среды, ее з грязнением; информ -ция в обл сти обр щения с отход ми производств и потребления н территории субъект ; информ ция об особо охр няемых природных территориях регион льного и местного зн чения [6, с. 106—107]. Особым преимуществом д нной системы является возможность отслежив ния любым пользов телем сети Интернет н соответствующем с йте инфор-

17 Д лее — СИНБР.

18 См., к примеру: Прик з министерств при-

родных ресурсов и экологии Кр сноярского кр я от

20 янв ря 2016 г. № 1/9-од // Собр ние з конод тель-ств Кр сноярского кр я ; Об утверждении основных положений Концепции единой информ ционно- н ли-тической системы природопользов ния и охр ны окру-ж ющей среды по Республике Ингушетия : Пост нов-ление республики Ингушетия от 29 вг. 2003 г. № 293 // Офици льный интернет-порт л пр вовой информ ции. URL: http://publication.pravo.gov.ru/documents/block/ region06 (д т обр щения: 01.09.2023).

м ции о состоянии тмосферного воздух , почв, поверхностных вод, объектов р змеще-ния отходов к ждого дминистр тивного р й-он субъект , обозн ченного н вирту льной геогр фической к рте, с ук з нием конкретных пок з телей и пределов их допустимости. Предст вляется, что похож я систем необходим и в случ е информиров ния н селения о состоянии з щищенности от воздействия оп сных биологических ф кторов. По н логии и в соответствии с вид ми биологических рисков, предусмотренных в ФЗ «О биологической безоп сности», систем информиров ния н селения о биологических риск х должн содерж ть следующую информ цию в отношение к ждого р йон с ук з нием пок з телей и пределов их допустимости:

— информ цию о количестве выявленных вирусных з болев ний и р спростр нение инфекций, являющихся основной причиной смертности;

— информ цию о р спростр нении инфекций животных и р стений, причиняющих ущерб сельскому хозяйству и вред окруж ю-щей среде;

— информ цию о р спростр нение инфекций, связ нных с ок з нием медицинской помощи, и инфекций, связ нных с осуществлением ветерин рной деятельности;

— информ цию о возможности возникновения профессион льных з болев ний вследствие выполнения р бот с использов нием п тогенов;

— информ цию о н личии н территории дминистр тивного р йон биологических л -

бор торий по проектиров нию и созд нию п -тогенов с помощью технологий синтетической биологии;

— информ цию о приним емых мер х орг н ми госуд рственной вл сти субъект и орг нов местного с моупр вления, н пр влен-ных н з щиту н селения и охр ну окруж ю-щей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов, и некоторые другие.

К к предст вляется, по н логии с опытом р зр ботки ЕГИСУ НИОКТР при р зр бот-ке д нной системы необходимо использов ть сервис геокодиров ния и визу лиз ции н ли-тических выборок н к рте субъектов РФ, где в системе общего пользов ния предост вляется возможность про н лизиров ть ст тистиче-ские д нные в том числе в полнотекстовом режиме в р зных субъект х РФ.

В н учной литер туре встреч ется опис -ние достоинств информиров ния о количестве выявленных вирусных з болев ний и р спростр нении инфекций, являющихся основной причиной смертности н примере н учного

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

- 46 - защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ о ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the

проект ФБУН «Нижегородский н учно-ис-следов тельский институт эпидемиологии и микробиологи имени к демик И. Н. Блохи-ной» «Эпидемиологический тл с Приволжского федер льного округ »19. К к отмеч ют Е. И. Ефимов и Н. Н. З йцев «Эпидемиологический тл с Приволжского федер льного округ » вошёл в число 15 лучших отечественных пр ктик внедрения в деятельность про-стр нственных д нных, д нных дист нционно-го зондиров ния Земли и геоинформ ционных технологии [5, с. 5], что послужило возможностью р зр ботки концепции созд ния ГИС «Эпидемиологический тл с России. Территория федер льного округ ».

В тем тические р зделы предст вленного тл с включены: д нные о р спростр нении ВИЧ-инфекции в Приволжском федер льном округе, информ ция о клещевых инфекциях в Нижегородской обл сти, информ ция об энте-ровирусных инфекциях. Н боры геопростр н-ственных д нных, содерж щиеся н геопорт -ле, охв тыв ют потенци льные детермин нты р зличных инфекционных з болев ний в Европе в с мом широком смысле. Они включ ют клим тические п р метры, н блюд вшиеся в прошлом, текущие и прогнозируемые в будущем (сцен рии изменения клим т ). Вместе с тем, несмотря н н личие технического з д -ния и инструментов, в н стоящий момент отсутствует единый электронный эпидемиологический тл с, т кже его подсистемы, предст вленные по федер льным округ м.

К к отмеч ют вторы, метод ретроспективного н лиз случ ев инфекционной з -болев емости, фиксируемых в системе феде-р льного ст тистического н блюдения сл бо применим для н лиз текущего эпидемического процесс , т кого к к обострение ситу ции с з р жением геморр гической лихор дкой с почечным синдромом в Приволжском феде-р льном округе в 2019 г., ситу ции с п ндемией короновирус COVID-19 в 2019 — 2020 гг. [1, с. 4]. Тем не менее, достоинств применения д нной информ ционной системы обусловили необходимость ее совершенствов ния и д льнейшего р сширения з д ч проект в связи с эпидемией короновирус , в том числе используя опыт з рубежных госуд рств [9, с. 8—10]. В н стоящее время в соответствии с поручением Роспотребн дзор институт и эпидемиологии и микробиологи имени к демик И. Н. Блохиной з ним ется р зр боткой

дополнительного тем тического р здел тл -с «Мониторинг з болев емости COVID-19».

В лок льную б зу д нных «Мониторинг з болев емости COVID-19» включены следующие д нные: координ ты мест н хождения инфициров нного, опис ние мест лок лиз ции, включ ющее н именов ние обл сти, р йон , н селенного пункт , улицы, эпидно-мер, д т з болев ния и д т подтверждения. Координ ты мест н хождения инфициро-в нного определяются по почтовому дре-су (без ук з ния кв ртир) с использов нием функции геокодиров ния. Визу лиз ция д нных осуществляется с использов нием модуля к ртогр фического отобр жения для р боты с б зой д нных н основе электронной библиотеки, котор я является прогр мм-ным обеспечением с открытым исходным кодом. К к отмеч ют вторы применение ГИС с ук з нными пок з телями является весьм эффективным инструментом обеспечения мониторинг здоровья н селения [3, с. 394], поскольку позволяет сформиров ть к ртину р спростр нения з болев ния вплоть до жилого дом и принять оптим льное решение для орг нов публичной вл сти, в том числе проводить необходимые с нит рно-эпидеми-ологические мероприятия. Вместе с тем втор ми не отриц ется пок з тельность и других информ ционных систем к к отечественного, т к и з рубежного происхождения, к примеру р бот европейского бюро ВОЗ «Ситу ция с COVID-19 в Европейском регионе ВОЗ [8], т кже с йт Яндекс к рты «К рт р спростр -нения корон вирус в России и мире», корон вирус-монитор — интер ктивн я к рт р с-простр нения и ст тистик Covid-1920.

Подобный опыт н учной р зр ботки должен ст ть неотъемлемой ч стью подсистемы информиров ния н селения о биологических риск х, в которой присутствуют выше-н зв нные тем тические р зделы, включ я информ цию о корон вирусе, лихор дкой почечного синдром и других эпидемиологически оп сных инфекционных з болев ний, обн руженных н территории соответствующего федер льного округ . Предст вляется, что привлечение большего числ н учно-ис-следов тельских орг низ ций к р зр ботке оптим льных способов информиров ния н -селения о состоянии з щищенности от биологических рисков, т кже норм тивное определение порядк их фин нсиров ния, позво-

19 Электронный эпидемиологический тл с Приволжского федер льного округ . Нижний Новгород : ННИИЭМ, 2018. URL: http://epid-atlas.nniiem.ru/.

20 К примеру: Coronavirus Disease 2019 (COVID-19). URL: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/cases-updates/cases-in-us.html (д т обр щения: 24.07.2023).

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ 0 ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the - 47 -

лит н йти более быстрые решения проблемы формиров ния единой ГИС в обл сти биологической безоп сности.

Стоит призн ть, что ре лиз ция н селением пр в н биологическую безоп сность, включ я пр вомочие н получение информ -ции о состоянии з щищенности н селения и окруж ющей среды от воздействия оп сных биологических ф кторов в н стоящее время з труднено, поскольку един я ГИС в обл сти биологической безоп сности, получивш я з -конод тельное урегулиров ние в ФЗ «О биологической безоп сности», системно не р з-р бот н и не приведен в действие. Ан лиз судебной и пр воприменительной пр ктики, т кже д нных интернет-с йтов позволяет сде-л ть вывод о возник ющих проблем х в поиске оптим льной системы орг н ми госуд рственной вл сти и подведомственных учреждений.

К к предст вляется втору н стоящего исследов ния ГИС в обл сти биологической безоп сности должн формиров ться постепенно, основыв ясь н проб ции отдельных элементов (подсистем) и их вз имос-вязей. К числу необходимых подсистем для функциониров ния единой ГИС могут быть отнесены:

— един я систем учет н учно-исследо-в тельских, опытно-конструкторских и технологических р бот с подр зделом о н учных исследов ниях в обл сти биологической безоп сности (ЕГИСУ НИОКТР);

— систем н цион льного интегр ционного центр мониторинг биологических угроз (систем НИЦ МБУ);

— систем н цион льного к т лог шт м-мов п тогенных микроорг низмов и вирусов;

— систем поддержки принятия упр в-ленческих решений в обл сти биологической безоп сности:

— системы информиров ния н селения о биологических риск х (СИНБР).

К сож лению, в н стоящее время ни все из ук з нных подсистем имеют подз конное регулиров ние. Возник ет ситу ция пр во-вого пробел в регулиров нии некоторых из них. Вместе с тем эффективность применения к ждой из них во многом з висит от определения пр вил созд ния системы, сроков ее р зр ботки и проб ции, т кже мер х ответственности в случ е несоблюдения ук з нных пр вил, что должно определяться пост новле-нием Пр вительств РФ.

В то же время необходимо отметить, что формиров ние ГИС в обл сти биологической безоп сности не стоит н месте. Ряд н учно-исследов тельских учреждений з ним ются р зр ботк ми систем по информиров нию н селения о состоянии и пок з телях инфекционной з болев емости н селения. Привлечение большего числ н учно-исследов тельских орг низ ций к р зр ботке оптим льных способов информиров ния н селения о состоянии з щищенности от биологических рисков, т кже норм тивное определение порядк их фин нсиров ния, позволит н йти более быстрые решения проблемы формиров ния подсистемы информиров ния н селения о биологических риск х в р мк х ре лиз ции полномочий субъектов РФ по информиров нию орг нов местного с моупр вления и н селения о ре лизуемых н территории субъект Российской Федер ции мероприятиях, н пр вленных н обеспечение биологической безоп сности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ефимов Е. И., Побединский Г. Г. Опыт р зр ботки ГИС «Электронный эпидемиологический т-л с» // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. — 2020. — Т. 1, № 2. — С. 3—18.

2. Офицеров-Бельский Д. В. Комплексные исследов ния экономики, внутренней и внешней политики Польши и стр н Б лтии // Един я госуд рственн я информ ционн я систем учет н учно-исследо-в тельских, опытно-конструкторских и технологических р бот гр жд нского н зн чения. URL: https:// rosrid.ru/global-search (д т обр щения: 24.08.2023).

3. Побединский Г. Г., С рсков С. А., Вьюшков М. В. Прототип р здел эпидемиологического тл -с «Мониторинг з болев емости COVID-19» // Фунд мент льные и прикл дные спекты н лиз риск здоровью н селения : м тери лы Всерос. н уч.-пр кт. интернет-конф. молодых ученых и специ листов Роспотребн дзор с междун р. уч стием (Пермь, 5 — 9 окт. 2020 г.). — Пермь : Пермский н цион льный исследов тельский политехнический университет, 2020. — С. 394 — 402.

4. Результ ты испыт ний технического обр зц компьютерной прогр ммы «Систем поддержки принятия упр вленческих решений» / В. А. С фронов, А. А. Лоп тин, А. С. Р здорский [и др.] // Проблемы особо оп сных инфекций. — 2011. — № 3 (109). — С. 23 — 27.

5. Солнцев Л. А., З йцев Н. Н., Ефимов Е. И. Электронн я систем хр нения, предст вления и н -лиз эпидемиологической информ ции в м сшт бе федер льного округ // Современные технологии в медицине. — 2017. — Т. 9, № 4. — С. 170—176.

6. Сусликов К. С. О конституционном пр ве н достоверную информ цию об окруж ющей среде и некоторых проблем х её ре лиз ции // Вестник ВГУ. Серия: Пр во. — 2023. — № 1. — С. 104—110.

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

- 48 - защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ о ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the

7. Ш р футдинов А. И. Особенности дминистр тивной ответственности з сокрытие и иск же-ние экологической информ ции // Аллея н уки. — 2022. — Т. 1, № 4 (67). — С. 681 —688.

8. Cao C. China's evolving biosafety/biosecurity legislations // Journal of Law and the Biosciences. — 2021. - Vol. 8, no. 1. - P. 1-21.

9. Knauer N. J. The COVID-19 Pandemic and Federalism: Who Decides? // New York University Journal of Legislation and Public Policy. - 2020. - Vol. 23, № 1. - P. 8-16.

REFERENCES

1. Efimov E. I., Pobedinskii G. G. Experience in developing GIS "Electronic Epidemiological Atlas". Interexpo GEO-Siberia, 2020, vol. 1, no. 2, pp. 3-18. (In Russian).

2. Ofitserov-Belskii D. V. Comprehensive Studies of the Economy, Domestic and Foreign Policy of Poland and the Baltic States. URL: https://rosrid.ru/global-search. (In Russian).

3. Pobedinskii G. G., Sarskov S. A., Vyushkov M. V. Prototype Section of the Epidemiological Atlas "Morbidity Monitoring COVID-19". Fundamentalnye i prikladnye aspekty analiza riska zdorovyu naseleniya. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi internet-konferentsii molodykh uchenykh i spetsialistov Rospotrebnadzora s mezhdunarodnym uchastiem, Perm, 5—9 oktyabrya 2020 g. [Fundamental and Applied Aspects of Public Health Risk Analysis. Materials of All-Russian Scientific-practical Internet-conference of Young Scientists and Specialists of Rospotrebnadzor with International Participation, Perm, October 5-9, 2020]. Perm National Research Polytechnic University Publ., 2020, pp. 394-402. (In Russian).

4. Safronov1 V. A., Lopatin A. A., Razdorsky A. S. et al. Results of the Test-Run of the Computer Software Model "Support System for Managerial Decision Making". Problemy osobo opasnykh infektsii = Problems of Particularly Dangerous Infections, 2011, vol. 3 (109), pp. 23-27. (In Russian).

5. Solntsev L. A., Zaitseva N. N., Efimov E. I. Electronic System of Storage, Representation, and Analysis of Epidemiological Information on a Federal District Scale. Sovremennye tehnologii v medicine = Modern Technologies in Medicine, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 170-176. (In Russian).

6. Suslikova K. S. Constitutional right to reliable information about the environment and some problems of its implementation. Vestnik VGU. Seriya: Pravo = Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 2023, no. 1, pp. 104-110. (In Russian).

7. Sharafutdinova A. I. Features of Administrative Liability for Concealment and Distortion of Environmental Information. Alleya nauki = Alley science, 2022, vol. 1, no. 4 (67), pp. 681 -688. (In Russian).

8. Cao C. China's evolving biosafety/biosecurity legislations. Journal of Law and the Biosciences, 2021, vol. 8, no. 1, pp. 1-21.

9. Knauer N. J. The COVID-19 Pandemic and Federalism: Who Decides? New York University Journal of Legislation and Public Policy, 2020, vol. 23, no. 1, pp. 8-16.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Фил тов Ан ст сия Олеговн (К луг ) - к ндид т юридических н ук, н ч льник отдел н учных исследов ний К лужского институт (фили л ) Всероссийского госуд рственного университет юстиции (РПА Минюст России) (248021, Россия, г. К луг , ул. Московск я, 256 ), ст рший н учный сотрудник отдел пр воведения Институт н учной информ ции по общественным н ук м (ИНИОН) Российской к -демии н ук (117418, Россия, г. Москв , Н химовский проспект, д. 51/21, e-mail: fltvnastja@rambler.ru).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Filatova, Anastasiya O. (Kaluga) - Head of the Scientific Researches Department, Kaluga Institute (Branch), All-Russian State University of Justice (256 a Moskovskaya St., Kaluga, 248021, Russia), Senior Researcher, Legal Department of the Institute of Scientific Information for Social Sciences (INION), the Russian Academy of Sciences (51/21 Nakhimovsky Prospekt, Moscow, 117418, Russia, e-mail: fltvnastja@rambler.ru).

Филатова А. О. Право на получение информации о состоянии ПРОЛОГ: Filatova A. O. The Right to Obtain Information on the State

защищенности населения и окружающей среды от воздействия ЖУРНАЛ 0 ПРАВЕ of Protection of the Population and the Environment from the - 49 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.