Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«гибкие навыки» / культурно-образовательная среда вуза / региональный вуз / студент / преподаватель / soft skills / cultural and educational environment of university / regional university / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.П. Ветров, Н.В. Зеленко, К.А. Разумовская

Изучаются ключевые моменты процесса формирования «гибких навыков» (англ. – soft skills) у студентов, осваивающих творческие специальности в условиях культурно-образовательной среды региональных вузов. В целях наиболее полного раскрытия темы в первую очередь рассматриваются характерные особенности современной социально-политической и культурной обстановки. На этом основании делается вывод о необходимости вооружения современного человека творческой профессии «гибкими навыками». После этого выявляется суть термина soft skills. Затем авторы определяют, какие из этой группы навыков в первую очередь необходимы лицам, успешно освоившим творческую профессию. Далее изучается трактовка современными педагогами термина «культурно-образовательная среда». Демонстрируются некоторые возможности, существующие для развития soft skills в образовательной среде современного регионального вуза. Исследуются основные пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.П. Ветров, Н.В. Зеленко, К.А. Разумовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY

The key points of the process of forming soft skills for students mastering creative specialties in the regional universities’ cultural and educational environment are studied. In order to fully disclose the topic, the characteristic features of the modern socio-political and cultural situation are considered first of all. On this basis, it is concluded that it is necessary to equip a modern person with a creative profession with soft skills. After that, the essence of the term soft skills is revealed. The authors determine which of such skills are primarily necessary for people who have successfully mastered the creative profession. Further, the interpretation of the term “cultural and educational environment” by modern teachers is studied. It demonstrates some of the opportunities that exist for the soft skills development in the modern regional university educational environment. The main ways of their implementation are investigated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА»

11. Tomlina S.N. Modelirovanie gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 87-89.

12. Bochkareva E.D. Rol' istoricheskoj pamyati v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii uchaschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 20l8; № 5 (72): 145-147.

13. Sivolobova N.A. Rol' studencheskih ob'edinenij v patrioticheskom vospitanii molodezhi. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 190-191.

14. Mamalova H.'E. Voenno-patrioticheskoe i internacional'noe vospitanie studencheskoj molodezhi v vuzah Rossii. News of Science and Education. 2018; T. 12; № 3: 7-10.

15. Yakovlev R.O. Istoricheskie 'etapy razvitiya patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Nauka i shkola. 2017; № 2: 169-174.

16. Shelomova E.V. Rol' sem'i, obrazovatel'noj organizacii i gosudarstvennyh struktur v nravstvenno-patrioticheskom vospitanii molodezhi. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarsivennogo universiieia. 2020; № 2 (87): 289-291.

Статья поступила в редакцию 04.10.22

УДК 378

Vetrov Yu.P, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),

E-mail: yupvetrov@yandex.ru

Zelenko N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Technology and Design, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),

E-mail: g_solomatina@mail.ru

Razumovskaya K.A., postgraduate, Gzhel State University (Elektroisolyator, Russia), E-mail: yupvetrov@yandex.ru

FORMATION OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY. The key points of the process of forming soft skills for students mastering creative specialties in the regional universities' cultural and educational environment are studied. In order to fully disclose the topic, the characteristic features of the modern socio-political and cultural situation are considered first of all. On this basis, it is concluded that it is necessary to equip a modern person with a creative profession with soft skills. After that, the essence of the term soft skills is revealed. The authors determine which of such skills are primarily necessary for people who have successfully mastered the creative profession. Further, the interpretation of the term "cultural and educational environment" by modern teachers is studied. It demonstrates some of the opportunities that exist for the soft skills development in the modern regional university educational environment. The main ways of their implementation are investigated.

Key words: soft skills, cultural and educational environment of university, regional university, student, teacher.

Ю.П. Ветров, д-р пед. наук, проф., проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Армавирского государственного

педагогического университета, г. Армавир, E-mail: yupvetrov@yandex.ru

Н.В. Зеленко, д-р пед. наук, проф., зав. каф. технологии и дизайна Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир,

E-mail: g_solomatina@mail.ru

К.А. Разумовская, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: yupvetrov@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

Изучаются ключевые моменты процесса формирования «гибких навыков» (англ. - soft skills) у студентов, осваивающих творческие специальности в условиях культурно-образовательной среды региональных вузов. В целях наиболее полного раскрытия темы в первую очередь рассматриваются характерные особенности современной социально-политической и культурной обстановки. На этом основании делается вывод о необходимости вооружения современного человека творческой профессии «гибкими навыками». После этого выявляется суть термина soft skills. Затем авторы определяют, какие из этой группы навыков в первую очередь необходимы лицам, успешно освоившим творческую профессию. Далее изучается трактовка современными педагогами термина «культурно-образовательная среда». Демонстрируются некоторые возможности, существующие для развития soft skills в образовательной среде современного регионального вуза. Исследуются основные пути их реализации.

Ключевые слова: «гибкие навыки», культурно-образовательная среда вуза, региональный вуз, студент, преподаватель.

Актуальность темы нашей статьи может быть обоснована особенностями развития российского социума на протяжении трёх последних десятилетий. В этот период наблюдается его переход на постиндустриальную ступень развития [1-4].

В новых условиях фиксируется рост значения так называемых «гибких навыков» (англ. - soft skills) в структуре профессиональной компетентности выпускников вузов [4-8]. В полной мере сказанное касается студентов творческих специальностей [1; 3; 6; 8; 9].

В свою очередь, важную роль в процессе складывания таких навыков у будущих профессионалов соответствующего профиля играет культурно-образовательная среда современного вуза [2; 6; 9;10]. Изучению различных аспектов её влияния на данный процесс будет посвящена эта статья.

Её цель - рассмотреть основные черты процесса формирования «гибких навыков» у студентов, осваивающих творческие специальности в условиях культурно-образовательной среды регионального вуза.

Задачи статьи могут быть сформулированы следующим образом:

- раскрыть суть понятия «гибкие навыки»;

- определить, какие из этой группы навыков в первую очередь необходимы лицам, успешно освоившим творческую профессию в пространстве современного регионального вуза;

- изучить трактовку современными педагогами-исследователями и практиками термина «культурно-образовательная среда»;

- продемонстрировать некоторые возможности, существующие для развития soft skills, в образовательной среде современного регионального вуза и основные пути их реализации.

При подготовке статьи нами были использованы следующие методы:

- анализ специальной литературы;

- анализ педагогического опыта авторов.

Её научная новизна состоит в определении роли культурно-образовательной среды современного регионального вуза в процессе складывания системы soft skills учащихся, осваивающих творческие специальности.

Теоретическая значимость - в определении основных черт процесса формирования этих компетенций в культурно-образовательной среде регионального вуза.

Практическая значимость статьи заключается в раскрытии возможностей, предоставляемых культурно-образовательной средой современного вуза для формирования soft skills у студентов творческих специальностей.

Под термином soft skills, или «гибкие навыки» (в литературе встречаются также варианты «ключевые компетентности», «навыки XXI в.», «мягкие навыки» и др.) большинство современных авторов понимают систему мотивационных характеристик, навыков, знаний и умений, необходимых профессионалу XXI в. (в том числе представителю творческой профессии) с точки зрения эффективного взаимодействия с окружающей социокультурной действительностью [4; 7; 8; 11].

Навыки, которые можно отнести к этой категории, могут проявляться в разнообразных ситуациях будущей профессиональной жизни людей творческих профессий. Они актуальны на всём её протяжении. Отдельно стоит остановиться на латентной природе «гибких навыков». Последние имеют свойство проявляться в моделях реакций индивида на различные ситуации, возникающие в ходе осуществления им профессиональной и иных видов деятельности [6; 8; 12].

Можно выделить некоторые, наиболее востребованные «гибкие навыки» из числа необходимых для развития современных студентов, осваивающих творческие профессии в пространстве региональных вузов (табл. 1).

На настоящем этапе развития российского общества, а, значит, и системы высшего образования, формирование системы soft skills представляется столь же важным, сколь и профессиональных компетенций (англ. - hard skills) [13, с. 29].

Принимая во внимание природу «гибких навыков», а равно и их место в структуре компетентности будущих представителей творческих профессий, мы можем видеть, сколь велико значение культурно-образовательной среды современного регионального вуза в процессе подготовки профессионала соответствующего профиля, отвечающего требованиям современного общества.

Таблица 1

Наиболее востребованные soft skills лиц творческих профессий

Навык Характеристика

Личная продуктивность Достаточный уровень развития этого навыка позволяет выпускнику, успешно освоившему одну из творческих профессий, быстро адаптироваться к характерной для современного общества динамично меняющейся социокультурной реальности [3; 8]

Планирование Способность распределять собственное рабочее время в соответствии с внутренними ритмами и ресурсами

Коммуникация Необходима к развитию успешного установления контакта, достижения взаимопонимания, налаживания личных и деловых отношений в ходе осуществления профессиональной и других видов деятельности

Критическое мышление Представляет собой способность выстраивать план действий, который поможет эффективнее преодолевать различные затруднения, возникающие по ходу профессиональной деятельности, оперативно обрабатывать необходимую информацию, видеть суть и вычленять релевантные факты [12, с. 101]

По этой причине необходимо рассмотреть сущность понятия «культурно-образовательная среда». В педагогике оно начало использоваться с конца XX в. В большинстве исследований оно применяется для обозначения категории, объединяющей целый ряд образовательных проблем [2; 9; 11]. Фактически культурно-образовательная среда представляет собой комплексную связь, существующую между прошлым, настоящим и будущим. Она дана каждому человеку от рождения в понятии и чувстве своей большой и малой родины [10, с. 78-79]. Таким образом, культурно-образовательная среда представляет собой сочетание религиозных, исторических, природных, культурных и социальных условий, в которых студенты осваивают творческие профессии [2, с. 16].

Важным условием развития «гибких навыков» средствами культурно-образовательной среды регионального вуза является формирование у студентов творческих профессий понимания того факта, что знания, умения и навыки, которые они получают в процессе профессиональной подготовки, являются внутренним достижением каждого [1, с. 45]. Из этого закономерно вытекает, что правильный подход к организации культурно-образовательной среды современного регионального вуза, интеграция в неё инновационных форм и методов обучения в достаточной степени обеспечивает усвоение учащимися основных ценностей культуры. Подобные меры также с большой вероятностью будут способствовать формированию их эстетического вкуса, идеалов и мировоззрения [2; 14].

Далее, на взгляд авторов, действенным средством развития у студентов перечисленных в табл. 1 «гибких навыков» является интеграция в единый цикл следующих академических дисциплин:

- «История искусств»;

- «Музыка»;

- «Литература»;

- «Мировая художественная культура».

Библиографический список

Далее, рассматривая культурно-образовательную среду, в которой осуществляется процесс подготовки будущих представителей творческих профессий, как целостную систему, включающую совокупность мер и способов воздействия на студентов, руководство и педагоги региональных вузов должны стремиться к охвату всех сторон жизни большинства учащихся [14, с. 9-10]. В таком виде она станет устойчивой целостностью, определяющей характер отношений между участниками образовательного процесса. Следовательно, расширятся возможности для развития soft skills, т. е. компетенций, связанных, прежде всего, с продуктивным функционированием в социальной среде, у студентов, осваивающих творческие профессии [2; 9; 10].

Завершая наше исследование, мы можем с определённой долей уверенности говорить о том, что в условиях перехода российского социума на постиндустриальную ступень развития фиксируется рост значения так называемых «гибких навыков» (англ. - soft skills) в структуре профессиональной компетентности выпускников организаций высшего образования.

В полной мере сказанное касается студентов, осваивающих творческие специальности в пространстве региональных вузов нашей страны.

В процессе складывания таких навыков у будущих профессионалов соответствующего профиля существенную роль играет культурно-образовательная среда современного вуза.

Термин soft skills, или «гибкие навыки» большинство исследователей трактуют как систему мотивационных характеристик, навыков, знаний и умений, необходимых профессионалу XXI в. (в том числе представителю творческой профессии) с точки зрения эффективного взаимодействия с окружающей социокультурной действительностью.

Из числа «гибких навыков», которые необходимо развивать у современных студентов творческих специальностей, особо выделим следующие: личная продуктивность, планирование, коммуникация и критическое мышление.

В условиях современного социума с его непредсказуемой динамикой развитие soft skills представляется столь же важным, сколь и профессиональных компетенций (англ. - hard skills).

Принимая во внимание природу «гибких навыков», а равно и их место в структуре компетентности будущих представителей творческих профессий, мы можем видеть, сколь велико значение культурно-образовательной среды современного регионального вуза в процессе подготовки профессионала соответствующего профиля, отвечающего требованиям современного общества.

Культурно-образовательная среда представляет собой сочетание религиозных, исторических, природных, культурных и социальных условий, в которых студенты осваивают творческие профессии.

Важным условием развития «гибких навыков» средствами культурно-образовательной среды регионального вуза является формирование у студентов творческих профессий понимания того факта, что знания, умения и навыки, которые они получают в процессе профессиональной подготовки, являются внутренним достижением каждого.

Кроме того, на взгляд авторов, действенным средством развития у студентов «гибких навыков» является интеграция в единый цикл академических дисциплин: история искусств, музыка, литература, мировая художественная культура.

Рассматривая культурно-образовательную среду, в которой осуществляется процесс подготовки будущих представителей творческих профессий, как целостную систему, включающую совокупность мер и способов воздействия на студентов, руководство и педагоги региональных вузов должны стремиться к охвату всех сторон жизни большинства учащихся. Подобные меры также с определённой вероятностью будут способствовать развитию у студентов творческих профессий ряда soft skills.

1. Хакимова Л.А. Художественное творчество как средство профессионального воспитания студентов в социокультурной среде вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2006.

2. Войко РА. Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011; № 2 (13): 14-20.

3. Ласкова М.К., Абулгафарова Н.А. Экзистенциальные компетенции студентов дизайнеров и социальный дизайн. Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Пензенский ГАУ 2021: 46-52.

4. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. ВестникВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63-68.

5. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Науковедение. 2017; Т. 9, № 1: 1-18.

6. Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание soft skills. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 6 (111): 120-127.

7. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018; Т. 15; № 3: 350-363.

8. Федорова О.В. Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ»». Образовательные технологии и общество. 2018; Т. 21, № 21: 33-339.

9. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание студентов как резерв повышения качества подготовки будущего художника-педагога в вузе. Вестник Университета Российской академии образования. 2007; № 3: 30-41.

10. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2008.

11. Бредихин А.П. Традиции национальной культуры и реалии современного художественного образования: способен ли компетентностный подход обеспечить творческое развитие личности художника? Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021; № 4 (60): 559-567.

12. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов. Теория и методика профессионального образования. 2017; № 2: 94-103.

13. Петров А.Ю., Махароблидзе А.В. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017.

14. Василина Д.С., Нуриева Г.Ю., Юланова Д.М. Информационно-образовательная среда современного вуза. Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2017; № 2: 8-12.

References

1. Hakimova L.A. Hudozhestvennoe tvorchestvo kak sredstvo professional'nogo vospitaniya studentov v sociokul'turnoj srede vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

2. Vojko R.A. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda: k opredeleniyu ponyatiya i pedagogicheskogo znacheniya sredy. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; № 2 (13): 14-20.

3. Laskova M.K., Abulgafarova N.A. 'Ekzistencial'nye kompetencii studentov dizajnerov i social'nyj dizajn. Razvitie rynka truda na sovremennom 'etape social'no-'ekonomicheskih preobrazovanij: sbornik statej IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Penzenskij GAU, 2021: 46-52.

4. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik VGU. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63-68.

5. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professionalem i kar'ernom razvitii sotrudnikov. Naukovedenie. 2017; T. 9, № 1: 1-18.

6. Cymbalyuk A.'E., Vinogradova V.O. Psihologicheskoe soderzhanie soft skills. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2019; № 6 (111): 120-127.

7. Raickaya L.K., Tihonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018; T. 15; № 3: 350-363.

8. Fedorova O.V. Formirovanie hard skills, soft skills i digital skills u studentov fakul'teta informacionnyh tehnologij UVO «Universitet upravleniya «TISBI»». Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2018; T. 21, № 21: 33-339.

9. Bredihin A.P. Professional'noe vospitanie studentov kak rezerv povysheniya kachestva podgotovki buduschego hudozhnika-pedagoga v vuze. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2007; № 3: 30-41.

10. Bredihin A.P. Professional'noe vospitanie buduschego uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva v vospitatel'noj sisteme fakul'teta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2008.

11. Bredihin A.P. Tradicii nacional'noj kul'tury i realii sovremennogo hudozhestvennogo obrazovaniya: sposoben li kompetentnostnyj podhod obespechit' tvorcheskoe razvitie lichnosti hudozhnika? Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 4 (60): 559-567.

12. Patlina A.S., Popova E.D. Setevoe vzaimodejstvie vuzov i shkol kak uslovie formirovaniya soft skills studentov. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya. 2017; № 2: 94-103.

13. Petrov A.Yu., Maharoblidze A.V. Soft skills sovremennogo menedzhera: komandoobrazovanie i liderskie navyki. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2017.

14. Vasilina D.S., Nurieva G.Yu., Yulanova D.M. Informacionno-obrazovatel'naya sreda sovremennogo vuza. Izvestiya VGPU. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 2: 8-12.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 372

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Murtazayeva M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanitarian Education and Pedagogical Technologies,

Volkhov Branch of A.I. Herzen State Pedagogical University (Volkhov, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

Aldieva M.Sh., senior lecturer, Department of General Linguistics, Kadyrov Chechen State University; senior lecturer, Department of Foreign Languages,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

METHODS AND PRINCIPLES OF TEACHING TERMINOLOGICAL VOCABULARY IN UNIVERSITIES. The article analyzes the methodology and principles of teaching terminological vocabulary in universities. It is noted that the introduction of optimal planning and management methods is due to the fact that in recent decades there has been a sharp increase in the importance of training pedagogical, engineering and technical personnel of innovative Russia, as well as personnel of socio-economic development. For the correct understanding of scientific and technical speech, the knowledge of terms plays a primary role, since it is in them that the most important concepts for this field are expressed, the purpose and content of messages, the bulk of the information reflecting the meaning of these messages. Therefore, when teaching a foreign language at the senior level in universities, one of the most important places is the problem of rational selection of terminological vocabulary, including the task of choosing the optimal weight of terms in the total volume of the material introduced in the learning process. Distribution of the most important appropriate and acceptable from the point of view of practice criterion for estimating the sample size. The statistical method, as the most accurate, allows to obtain a frequency terminological dictionary, which is an objective basis for the selection of terms for educational purposes. Equally important is the definition of criteria for the selection of terminological vocabulary, based on them to develop a system of exercises, practical tasks to optimize the process of mastering terminological vocabulary.

Key words: terminological vocabulary, universities, methodology, teaching principles, foreign language, scientific methods, criteria system, learning process.

М.М. Муртазаева, канд. пед. наук, доц., Волховский филиал РГПУ имени А.И. Герцена, г. Волхов, E-mail: uzlipat066@mail.ru

М.Ш. Алдиева, доц., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, доц., Чеченский государственный педагогический

университет, г. Грозный, E-mail: uzlipat066@mail.ru

МЕТОДИКА И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ В ВУЗАХ

В статье проводится анализ методики и принципов обучения терминологической лексике в вузах. Отмечается, что внедрение оптимальных методов планирования и управления обусловлено тем, что в последние десятилетия наблюдается резкое возрастание значения подготовки педагогических, инженерно-технических кадров инновационной России, а также кадров социально-экономического развития. Для правильного понимания научно-технической речи первостепенную роль играет знание терминов, так как именно в них выражаются наиболее важные для данной области понятия, цель и состав сообщений, основная доля информации, содержащая смысл этих сообщений. Поэтому при обучении иностранному языку на старшей ступени в вузах одно из важнейших мест приобретает проблема рационального отбора терминологической лексики и, в том числе, задача выбора оптимального веса терминов в общем объеме вводимого в процессе обучения материала, распределение наиболее важного, целесообразного и приемлемого с точки зрения практики критерия оценки объема выборки. Статистический метод как наиболее точный позволяет получить частотный терминологический словарь, который является объективной основой отбора терминов в учебных целях. Не менее значимым является определение критерий отбора терминологической лексики, на их основе разработать систему упражнений, практических заданий для оптимизации процесса овладения терминологической лексикой.

Ключевые слова: терминологическая лексика, вузы, методика, принципы обучения, иностранный язык, научные методы, система критериев, процесс обучения.

В последнее время в подготовке специалистов высшей квалификации исключительное внимание уделяется внедрению научных методов и принципов в отборе терминологической лексики.

Терминологией называется совокупность терминов, обозначающих понятия какой-либо специальной области знания или деятельности (например, тер-

минология лингвистическая), а также совокупность терминов какого-либо естественного языка [4, с. 558].

Важность проблемы отбора терминов в учебных целях и отсутствие унифицированной методики и обоснованной системы его критериев определяют актуальность и практическую целесообразность решения задачи научно обо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.