УДК 37
Шестакова М.Н.
магистрант
Мордовский государственный педагогический университет
им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 10 - 11 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: в статье освещается теоретическая сторона применения интерактивных технологий в работе с понятиями курса геометрии учащимися 10-11 классов. Методика формирования математических понятий предполагает выполнение большого количества упражнений на формирование определенных действий, однако, как показывает практика у учащихся недостаточно развито пространственное воображение.
Ключевые слова: определение, геометрические понятия, интерактивные технологии.
Результаты экзаменов по математике в учебных заведениях показывают, что уровень геометрической подготовки учащихся низкий, значительное число учащихся не справляются с решением геометрических задач. Данные наблюдения выявляют ряд существенных недостатков, к которым относятся: формализм в усвоении фундаментальных знаний, недостаточное развитие пространственного воображения и логического мышления, отсутствие целостного представления о сущности геометрических объектов, неумение применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Так как процесс формирования геометрических понятий сводится лишь к демонстрации какой-либо фигуры и ее называнием соответствующим термином. Такой подход сводится к минимальной затрате умственной деятельности и приводит к
формальному ознакомлению с геометрическими понятиями.
Процесс формирования понятий в школьном курсе математики находится в центре внимания многих авторов, среди которых следует выделить исследования Л.В. Виноградовой, Т.А. Ивановой, Г.И. Саранцева, И.М. Смирновой и другие. Именно поэтому актуальной становится такая организация процесса обучения геометрии, при котором овладение знаниями происходит с использованием интерактивных технологий.
По словам И.В. Ковалевой, чтобы овладеть понятиями и преподавать их школьникам нужно сначала понять какова особенность понятия, как оно устроено и из чего состоит.
Характеристики, без которых невозможно сформировать любое понятие: объем и содержание понятие, связи и отношения между понятиями [1].
Объем понятия - это множество всех объектов, обозначаемых одним термином.
Содержание понятия - это совокупность существенных признаков класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.
Существенными называют признаки, которые отличают один класс объектов от другого.
Между объемом и содержанием понятия находится взаимосвязь: если увеличивается объем, то уменьшается его содержание.
Формирование понятий требует особого подхода, Г. И. Саранцевым предлагается следующая концепция, состоящая из этапов, которые способствуют более эффективному усвоению понятий учащимися [2].
На основе характеристики интерактивных технологий, их видов (рисунок 1), специфики, а также с учетом особенностей этапов работы с понятием, выясним, какие из технологий могут быть оптимальными при организации изучения понятий на определенных этапах работы с ней (таблица 1).
Рис. 1. Виды интерактивных технологий
Таблица 1. Соотнесение этапов изучения геометрических понятий учащимися 10-11 классов с видами интерактивных технологий.
Этапы работы с понятием Интерактивные технологии
имитационные неимитационные
Мотивация изучения понятия ситуационная задача, ролевая игра дискуссия, дебаты, мозговой штурм
Выделение существенных свойств понятия модульное обучение, квест, компьютерная симуляция, кластер обучение в сотрудничестве, творческое задание
Синтез выделенных свойств, формулировка определения модульное обучение, фишбоун, кластер обучение в сотрудничестве
Понимание смысла слов в определении понятия модульное обучение обучение в сотрудничестве
Усвоения логической структуры определения понятия модульное обучение, деловая и ролевая игры мозговой штурм, обучение в сотрудничестве
Применение понятия модульное обучение, кейс-стади, кластер мозговой штурм, дебаты, обучение в сотрудничестве
Установление связей с ранее изученными понятиями ситуационная задача, ролевая игра дискуссия, дебаты, мозговой штурм
Таким образом, метод ознакомления учащихся с новым определением подбирается с учетом специфики такой, как характер изучаемого материала, наличие учебного времени, уровень развития учащихся и других факторов, возможность использования интерактивных технологий, для лучшего восприятия изучаемого материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Санина, Е. И. Методика формирования графических образов в процессе обучения геометрии в средней школе / Е. И. Санина, М. А. Мозговая // Геометрия и геометрическое образование: сборник трудов IV Международной научной конференции (к 80-летию Е. В. Потоскуева), 29-30 ноября 2019 г. / редколлегия: Р. А. Утеева, Тольяттинский государственный университет. 2020. С. 66-71;
2. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике : методология и теория : учебное пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» / Г. И. Саранцев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 291 с
Shestakova M.N.
Mordovian State Pedagogical University (Saransk, Russia)
FORMATION OF GEOMETRIC CONCEPTS STUDENTS IN GRADES 10-11 USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES
Abstract: the article highlights the theoretical side of the application of interactive technologies in working with the concepts of the geometry course for students in grades 10-11. The method of forming mathematical concepts involves performing a large number of exercises to form certain actions, however, as practice shows, students have insufficiently developed spatial imagination.
Keywords: definition, geometric concepts, interactive technologies.