Научная статья на тему 'Формирование генеалогической культуры как воспитательный аспект в образовательной политике регионов России'

Формирование генеалогической культуры как воспитательный аспект в образовательной политике регионов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГЕНЕАЛОГИЯ / ПОКОЛЕНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / FAMILY / GENEALOGY / GENEALOGICAL VALUE / GENEALOGICAL IDENTITY / VALUE-GENEALOGICAL APPROACH / GENERATION SUCCESSION / FAMILY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извеков Игорь Николаевич

В статье проанализированы причины утраченной в XXI веке россиянами народной воспитательной традиции помнить и чтить родство своё, которая проявляется в генеалогической культуре человека, в его уважении, почитании, знании истории семьи и её роли в истории Отечества. Генеалогическая культура рассматривается как основа нравственной воспитанности человека, его гражданственности, патриотизма, толерантности. В условиях построения гражданского общества в России особую значимость приобретает совершенствование воспитательной деятельности социальных институтов, в частности, института семьи в кооперации с образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating a culture genealogical how educational aspects in educational policy regions of Russia

The article analyzes the reasons of lost in the XXI century by Russians folk educational tradition to remember and honor their relationship, which manifests itself in the genealogical culture of man, in his respect, reverence, knowledge of the history of the family and its role in the history of the Fatherland. Genealogical culture is discussed as the foundation of moral education of the person, his citizenship, patriotism and tolerance. Improving of educational activities of social institutions, particularly the family institution in cooperation with educational institutions, acquires particular importance in the context of building a civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование генеалогической культуры как воспитательный аспект в образовательной политике регионов России»

Извеков И. Н.

УДК 37.014.5(470+571):929.5

ФОРМИРОВАНИЕ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

о

О процессе наших исследований (с 1993 г.) причин утраченной вступившими в XXI век россиянами народной воспитательной традиции помнить и чтить родство своё можно отметить главную из них: культурный, нравственный, интеллектуальный разрыв между современниками и предками, памятью о тех, кто в минувшие столетия стоял в цепи генеалогической преемственности поколений.

Цель статьи - рассмотреть духовно-нравственный потенциал генеалогической культуры как основы воспитания человека, его гражданственности, патриотизма и толерантности.

Казалось бы, что отношение социума к памяти предков, семейным традициям, истории семьи каждого гражданина и её роли в истории страны настолько естественно, нравственно, гуманно и востребовано, что можно было бы и не упоминать о генеалогическом феномене идентификации личности в воспитательной проблеме человека как субъекта общения и доверия. Однако на практике наблюдается иная картина. Так, например, известный просветитель, генеалог И. В. Сахаров справедливо отмечает наличие некого заболевания общества исторической амнезией. В одной из публицистических статей он написал: „У подавляющего большинства наших сограждан не только отсутствует память о культурных традициях прошлого,

((лат((¿ные /ишс«

но и вообще утрачено чувство родовых корней, утрачена память о близких предках, не говоря о предках дальних" [4, с. 4.]. В ряде педагогических и психологических исследований, связанных с совершенствованием воспитательной деятельности социальных институтов РФ, констатируется, что в новый век вступило не одно поколение наших сограждан, которые в большинстве своём даже не интересовались и не интересуются своими истоками: не знают и не помнят своего родства. Отмечается, что эти поколения не подозревали и не подозревают, насколько изучение и почитание истории своей семьи не только духовно обогащает сознание и нравственно воспитывает человека, но и может оказаться занятием практически полезным, необходимым и к тому же увлекательным, познавательным, гуманным и востребованным не только современниками, но и потомками.

В условиях построения гражданского общества в России, демократизации, гуманитаризации и гуманизации образовательного пространства особую значимость приобретает обращение к забытой в настоящее время многовековой (дореволюционной) народной практике воспитания россиян, основанной на генеалогической преемственности поколений, почитании семьи. Такая практика являлась незыблемой до образования РСФСР (1918 г.), пропагандировалась, внедрялась правительством и церковью в систему просвещения дореволюционной России, поддерживалась не только в семейном воспитании, но и во всех социальных институтах. Во вновь образованном социалистическом государстве произошло отречение новой вертикалью власти от сформированных в минувшем тысячелетии сложившихся корпоративных сословий предков в неконституционном монархическом государстве. В такой ситуации сложившиеся в XIX веке цели воспитания (формирование всесторонне и гармонически развитой личности) в стране советов потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач образования, но не привели к отмене самой цели. Нагря-

нувшие изменения в воспитании оказались связанными с тем, что в годы советской власти существенно изменилось понятие гражданина страны. Для определения гражданства страны советов принималась принадлежность старших поколений к пролетариату или беднейшему (неимущему) крестьянству. Население, помнящие своё сословное родство, почитающее свои дореволюционные истоки, подвергалось гонению, а в ряде случаев, ограничения прав гражданства, вплоть до присвоения им ярлыка „врага народа" со всеми вытекающими из этого последствиями. Такая ситуация во многом способствовала утрате россиянами народной воспитательной традиции помнить и чтить родство своё в XX веке.

Проблема духовно-нравственного воспитания в XX веке (после 1917 года) в полном объёме волюнтаристски решалась партийной элитой правящей партии с позиции формирования коммунистической морали, определяющейся совокупностью норм и правил поведения строителей коммунизма и будущих членов коммунистического общества. Такой подход в воспитании исключал одну из важных гражданских заповедей необходимости помнить и чтить сложившееся в течение веков российское родство с предками, ибо предки для потомков советского времени рассматривались не иначе как „пережиток прошлого", как представители отторгнутого новой формацией „буржуазного общества". В этих условиях обращение к преемственности поколений и к генеалогической культуре личности как одной из составляющих общей культуры, нравственности человека, его воспитанности помнить и чтить родство были исключены из практики воспитания и обучения на всех уровнях образования СССР. Всё это, в конечном итоге, привело к отчуждению советских граждан от родных корней, преемственности поколений и вследствие этого - к разрушению семейных традиций и обычаев, повреждению устоев семьи, нарушению семейного уклада, интеллектуальному разрыву между современниками и предками, деваль-

вации семейных ценностей, снижению социальной значимости семьи и ослаблению её воспитательных функций.

При образовании в 1993 году Российской Федерации как демократического гражданского государства, гарантирующего своей конституцией человеку легитимно обращаться к преемственности поколений, стала вновь востребована проверенная веками, народная традиция «Помнить и чтить родство своё». Эта концепция в воспитании и образовании демократического государства вновь стала тем условием, которое позволяет человеку не только представить и сохранить в своём сознании жизнь и быт предшествующих поколений, их занятия, традиции, обычаи, но и идентифицировать себя со своими истоками. Генеалогическая идентификация отражает сформированную у человека под воздействием потребности воспроизвести и запечатлеть в сознании жизнь предков - «картину исторического сознания», основанную на генеалогии, самоощущении личностью собственной жизни с проекцией на историю своей семьи, своей малой родины, своего народа, страны, Отечества. Генеалогическая идентификация личности -это путь осознания себя как субъекта полновесного исторического процесса, занимающего определённое место в современной социальной ситуации через трансляцию социальной памяти о семье, предках, роде для современников и потомков [2, с. 219220].

Целенаправленное приобщение личности к истории семьи, воспитание генеалогической культуры на основе использования инновационных программ в системе воспитания и образования позволят создать предпосылки для более успешного духовно-нравственного развития человека в социуме, ибо семейная память - основа культуры. Формирование генеалогической культуры личности с акцентом на генеалогический аспект обусловлено необходимостью восстановить преемственность поколений, имеющую как теоретическую, так и практическую

Г/Л4Л атасны с шц

ценность для нравственного становления личности в современном гражданском обществе.

Среди множества объективных и субъективных факторов экономических преобразований в России после 1993 года можно выделить социальную ситуацию общественного развития, способствующую или препятствующую развитию генеалогической культуры личности как проблемы, зависящей только от семейного воспитания. Нельзя не согласиться, что особое место в формировании генеалогической культуры принадлежит семье как первому организующему началу приобщения ребёнка к истории семьи, рода, семейным традициям, дальним и близким предкам. Семья выступает первым по времени фактором, влияющим на формирование генеалогической культуры гражданина страны. В настоящее время усиливается роль семьи как фактора воспитания человека. Именно семья призвана обеспечить с момента рождения до старости чувство защищённости и душевного комфорта. Как правило, в семье закладываются основы нравственного поведения молодого гражданина, будущего семьянина, продолжателя рода.

Однако современная семья испытывает значительные трудности в воспитании детей, так как в XX веке во многом были утрачены роль и традиции семейного воспитания как субъекта общения и доверия. Катастрофически увеличилось количество неполных семей, бракоразводных процессов, гражданских браков, отмечается наличие всё возрастающего сиротства, что ослабляет развитие нравственных ценностей семейных отношений. В социуме обесценились такие важные в прошлом для россиянина понятия, как „традиционная многодетная семья", „супружеская верность", „родительский долг", „семейные традиции", „целомудрие", „женственность", „девичья гордость", „мужская честь, достоинство" и др.

Во многих государственных документах, в том числе и в „Концепции модернизации

российского образования на период до 2020 года", первостепенное внимание нацелено на решение важнейших задач духовно-нравственного воспитания растущего поколения в социуме и семье. Определяется и отмечается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, и на этой основе разрабатывается методология воспитания подрастающего поколения как составляющей общей культуры личности гражданина России. Что касается социума, то идеи приобщения граждан к ценностям генеалогии и вопросы формирования генеалогической культуры индивида в семье с привлечением усилий институциональных и неинституциональных формирований пока редко пересекаются в исследовательском поиске и разработке конкретных воспитательных духовно-нравственных программ. Ценностно-генеалогический подход в системе воспитания и образования граждан пока ещё не стал предметом систематизированного изучения в педагогической науке. В учреждениях общего и профессионального образования, в том числе и в вузах, ценностно-генеалогический подход как одно из стратегических направлений в воспитании генеалогической культуры личности, а на её основе и нравственной воспитанности, до сих пор не находит применения. Как показывает практика, интеграция для этих целей возможностей семьи (как хранителя семейных ценностей) и образовательных учреждений (как разработчика методологии формирования генеалогической культуры личности на основе изучения истории семьи) до сих пор определяет противоречие между богатством нравственного потенциала генеалогии и слабой его реализацией в воспитательной практике общества. И в этом отношении изучение генеалогии и методов генеалогического анализа в образовательных учреждениях всех уровней становятся ощутимо востребованными при формировании генеалогической культуры российских граждан.

Тем не менее, дисциплина „генеалогия" в воспитательной и образовательной практике

20А//2 -

продолжает оставаться невостребованной для изучения и отсутствует в учебных планах образовательных учреждений всех профилей и уровней. В данном случае речь идёт о научной дисциплине „генеалогия", которая в качестве предмета своего исследования рассматривает процессы возникновения и развития родственных и свойственных отношений людей, несёт в себе мощный воспитательный потенциал гуманизма, заключающийся в возможности заимствования современниками и потомками нравственных ценностей и традиций своих предков, отслеживания и соблюдения преемственности поколений.

С сожалением можно констатировать, что в системе высшего и среднего специального образования Российской Федерации (унаследованной от системы образования СССР) до сих пор даже не ведётся обучение молодёжи специальности „генеалогия" и в перечне специальностей данное направление подготовки специалистов не значится. И только при обучении студентов исторических факультетов вузов „генеалогия" включается для ознакомления в структуре комплекса вспомогательных или специальных исторических дисциплин. Поэтому специалистов-генеалогов нет на службе в образовательных учреждениях всех уровней и направлений, библиотеках, музеях, в государственных и других социальных институтах и структурах вертикалей власти субъектов Российской Федерации. Отсутствуют государственные реестры, определяющие виды и основные направления профессиональной деятельности по специальности „генеалогия": независимый исследователь генеалогической документации; сотрудник генеалогических отделений архивов и библиотек; преподавание; издательская и писательская деятельности; компьютерные технологии. Практически у граждан России отсутствует возможность получить квалифицированную помощь и консультацию по вопросам изучения истории семьи, а на её основе и воспитания генеалогической культуры граждан.

В социуме часто оперируют понятием „социальной памяти". Сохраняя память о своих родных корнях и свойственных связях, обычно говорят как о „живой", „действующей" памяти. В повседневной жизненной практике такая социальная память формируется в процессе длительной разнонаправленной деятельности человека по осознанию себя как продолжателя своего рода, что и предполагает, в конечном итоге, развитие генеалогической культуры личности, её генеалогической идентичности. Отметим, что такая пассивная практика формирования действующей „социальной памяти" малоэффективна, поддерживается, как правило, на основе передаваемых из поколения в поколение устных семейных легенд (нуждающихся в проверке, документальном подтверждении и систематизации). Заниматься такой деятельностью самостоятельно, без элементарных навыков по генеалогии, консультаций у специалиста генеалога сложно, трудоёмко, хлопотно. Отважиться на самостоятельные генеалогические изыскания может не каждый (по нашим наблюдениям, в лучшем случае - один из многих тысяч). В большинстве случаев люди не знают, как обратиться к теме сохранения памяти о предках, с чего начать свои исследования по истории семьи. В такой ситуации генеалогически безграмотного человека одолевают сомнения, нужны ли ему вообще такие исследования? Следует ли ему окунаться в мир генеалогии и идентифицировать себя с предками?

Формирование генеалогической культуры - это не только приобщение граждан к комплексу смежных гуманитарных знаний о человеке, но и приобщение их к генеалогическим изысканиям (например, в процессе изучения истории семьи в истории Отечества). В наших исследованиях (1993-2014 гг.) изучается и анализируется утраченная в годы советской власти традиция помнить своё родство и на этой основе разрабатывается методология воспитания генеалогической культуры как составляющей общей культуры

личности (см., например, для средней школы: [1] и [2]; для высшей школы - [3]).

Причина отсутствия преемственности поколений связана с недоработкой ряда современных социально-экономических реформ в России, начавшихся в конце XX века. Можно отметить, что многие из начатых глобальных экономических реорганизаций в значительной мере должны были коснуться российской семьи в части преобразования семейного права. Оказалось, что унаследованную из XX века семейную политику невозможно просто усовершенствовать, адаптировав к новым социальным условиям. Она не только не работает и является слишком высокозатратной, но и не способствует развитию семьи в современных условиях.

Задачу исправить создавшуюся ситуацию в стране призваны разрабатываемые в субъектах Российской Федерации концепции семейной политики регионов России. В них находят отражение не только рекомендательные документы федерального уровня, но и документы, в которых отражаются специфические особенности и возможности семейной политики в самих регионах. Региональные концепции семейной политики на практике оказываются сложными документами, в которых чаще всего не учитываются возможности реализации поставленных государством задач общественными организациями, государственными и муниципальными учреждениями, а порой и самими семьями. В процессе продолжающихся в регионах дискуссий предпринимаются попытки выработать основу такой современной семьи, которая сама в состоянии решать многие из воспитательных задач и в значительной мере выполнять свои основные социальные функции. В выработке и принятии такого документа предполагается реализовать принцип самодостаточности семьи как самостоятельного элемента социальной структуры современного российского общества и принцип равноправия этого звена во взаимоотношениях с государством.

Одна из целей таких дискуссий - содействовать разработке и уточнению региональ-

ных концепций по семейной политике в форме рекомендаций для системы: дети -семья - воспитательные и образовательные муниципальные и общественные учреждения. Важно, чтобы воспитательные программы семейной концепции работали на воссоздание института российской семьи на основе поддержания благоприятного климата в семье, возрождения преемственности, традиций и семейных ценностей, сохранения и укрепления внутрисемейных связей и связей между поколениями, передачу положительного опыта старших поколений младшим. Именно такая работа региональных субъектов с участием системы непрерывно реформируемого образования РФ представляется одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном, гражданском, патриотическом, толерантном воспитании подрастающего поколения на основе изучения истории семьи в истории Отечества.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы причины утраченной в XXI веке россиянами народной воспитательной традиции помнить и чтить родство своё, которая проявляется в генеалогической культуре человека, в его уважении, почитании, знании истории семьи и её роли в истории Отечества. Генеалогическая культура рассматривается как основа нравственной воспитанности человека, его гражданственности, патриотизма, толерантности. В условиях построения гражданского общества в России особую значимость приобретает совершенствование воспитательной деятельности социальных институтов, в частности, института семьи в кооперации с образовательными учреждениями.

Ключевые слова: семья, генеалогия, поколения, преемственность, генеалогические ценности, генеалогическая культура, ценностно-генеалогический подход, генеалогическая идентичность.

SUMMARY

The article analyzes the reasons of lost in the XXI century by Russians folk educational tradition to remember and honor their

relationship, which manifests itself in the genealogical culture of man, in his respect, reverence, knowledge of the history of the family and its role in the history of the Fatherland. Genealogical culture is discussed as the foundation of moral education of the person, his citizenship, patriotism and tolerance. Improving of educational activities of social institutions, particularly the family institution in cooperation with educational institutions, acquires particular importance in the context of building a civil society in Russia.

Key words: family, genealogy, generation succession, genealogical value, family culture, value-genealogical approach, genealogical identity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Извеков И. Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: автореф. ... док. пед. наук. - Сочи, 2011. - 55 с.

2. Извеков И. Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: дис. ... док. пед. наук. - Сочи, 2011. - 443 с.

3. Извеков И. Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 169 с.

4. Краско А. В. Школа практической генеалогии: методическое пособие для начинающих генеалогическое исследование. -СПб : Российская национальная библиотека, 2013 - 175 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.