УДК 378.5(47) с1о1: 10.20310/1810-231Х-2017-16-1-87-90
ДОЛГОЕ XX СТОЛЕТИЕ: ЗАПИСКИ ОЧЕВИДЦА ЭПОХИ ПЕРЕМЕН
Макарова Людмила Николаевна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-тай: [email protected]
Вышла в свет книга И. Н. Извекова, дополняющая генеалогические монографии и учебные пособия к элективному курсу «История семьи в истории Отечества». Это неординарное событие для российских образовательных учреждений, так как генеалогия в современном российском образовании - явление редкое, а в книге актуализированы дополнительные возможности для воспитания молодежи на основе развития их генеалогической культуры как составляющей гражданской компетентности и нравственной культуры. Доведение информации об этом пособии до учащейся молодежи и научно-педагогических работников образовательных учреждений России является предпосылкой для возможной организации изучения воспитанниками рекомендованного курса и проведения ими собственных генеалогических исследований.
Ключевые слова: семья, образовательные учреждения, генеалогия, генеалогическая культура, нравственность, преемственность поколений, гражданственность
Аксиома, что воспитание является диалектической составляющей образования: преподавание, учение и воспитание молодежи есть единое целое. Об этом говорят учебники, пособия, монографии, научно-педагогические и методические публикации. О единстве целенаправленных процессов воспитания и обучения на всех ступенях образования официально заявлено и в тексте действующего в настоящее время Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Знания основ наук, духовно-нравственный облик выпускников образовательных учреждений - взаимодополняющие атрибуты высокообразованного человека. Разумеется, что такое сочетание личностных качеств определяется не только учением молодежи или государственными образовательными стандартами (ФГОС), но и отношениями человека к миру, его конкретным проявлениям и самому себе. Сочетания такого рода складываются в разнообразных видах деятельности учащейся молодежи не только в аудиториях учебных заведений, но и за их пределами.
Рецензируемая книга И. Н. Извекова Ш представляет собой учебное пособие для учащихся и преподавателей, способствующее их деятельности по изучению генеалогии как отрасли научного знания, формирующей основы генеалогической культуры воспитанников. В книге - дневниковые записи нашего современника, ученого, доктора педагогических на-
ук, генеалога, публициста. В них представлены рекомендации по самопознанию микроистории семьи, этимологии фамилии на примере конкретной истории семьи в истории Отечества.
Записки, работа над которыми началась в постперестроечном 1994 г., охватывают период от начала XX в. до его последнего десятилетия, рассматривают жизнь нескольких поколений семьи Извековых и породненных с ней фамилий, которая пришлась на один из самых сложных периодов в отечественной истории. Целью мемуарных записей автор определяет сбор и систематизацию материалов о персоналиях семьи, их потомках и современниках. О себе и членах своей семьи Игорь Извеков пишет в контексте событий советской истории, свидетелем и непосредственным участником которых он является.
Записки эпохи перемен адресованы, прежде всего, многочисленным продолжателям рода Извековых. Подробные биографические записи позволяют не только сохранить главное в судьбах представителей прошлых и настоящего поколений, но, в первую очередь, приобщить потомков к исследованию истории своего рода, помочь в фамильной самоидентификации.
Жанр произведения определен автором как записки для воссоздания семейного архива. Игорь Николаевич осмысливает семейную и личную биографию в историко-социальном контексте. И если временные рамки записок определены, в основном, XX в. (с обращением
к важнейшим событиям отечественной истории XIX столетия), то рамки географические -от российского Поволжья до африканской Танзании, от Северного Кавказа до Великого Новгорода. В этом историческом пространстве служили, работали, создавали семьи, проживали свои жизни представители четырех поколений, чья личная история в миниатюре отражает историю огромной страны.
Однако содержание литературного произведения значительно шире личных дневниковых записей. Это своего рода энциклопедия российской и советской действительности. Здесь читатель найдет уникальную информацию о составляющих офицерской службы на рубеже Х1Х-ХХ вв. и во время русско-японской и Империалистической войн; устройству быта в российской губернской столице начала XX столетия; противостоянии социальных лагерей в период установления советской власти и гражданской войны в Дагестане и Сибири. Через трагедию родительской семьи воссоздана атмосфера сталинского периода: беззаконие, подозрительность, доносительство, ставшие страшной жизненной нормой того времени.
В дневниковых записях присутствуют зарисовки послевоенной реальности: возвращение солдат-победителей, криминальные уличные разборки, этапирование заключенных, работа на огородах как форма выживания горожан в голодное время. Сквозь призму восприятия ребенка, а затем молодого человека, читатель видит самые разные сферы жизни: школьное и музыкальное образование, семейный уклад городской интеллигенции, работу добровольных спортивных обществ, систему подготовки спортсменов, новые явления в послевоенной культуре - джаз, балет на льду, нечастые для советского человека зарубежные поездки. Взгляд «изнутри» профессионального ученого и преподавателя позволяет увидеть деятельность советской высшей школы и систему организации научной работы. Реальные жизненные ситуации (например, абсурдное завершение личного «дачного эксперимента») отразили перекосы эпохи «развитого социализма».
Особое место в авторском повествовании занимает танзанийская тематика. Непредвзятое восприятие молодого советского специалиста (преподавателя физики), оказавшегося в длительной служебной командировке в одной из «банановых республик», открывает малоизвестные для подавляющего большинства читателей стороны пребывания в африканской стране: специфику подготовки национальных кадров, стиль жизни небольшой белой колонии,
систему государственного контроля над советскими людьми в дальнем зарубежье. Колоритны зарисовки африканских базаров, пляжного отдыха, охоты в сафари и океанской рыбалки, типажей европейцев и местного населения.
Африканские страницы - это самостоятельные очерки, захватывающе интересные для читателя. Пожалуй, в этой части дневниковых записок наиболее ярко проявился журналистский талант И. Н. Извекова, человека многогранного и реализовавшего свой талант во многих сферах.
Временами записки приобретают очень личный характер. В них отражены драматические события: трагедия семьи, глава которой был необоснованно репрессирован и сгинул в застенках НКВД, ранний уход из жизни горячо любимой матери, потеря сына, а позднее племянника. В истории минувшего столетия для автора есть своя точка во времени, во многом сформировавшая его мировоззрение и последующую оценку советской действительности. Такой точкой является 3 декабря 1937 г. - день ареста отца. Событие, сломавшее счастливую жизнь семьи, стало определяющим для жены и сыновей, на протяжении нескольких десятилетий пытавшихся узнать о судьбе репрессированного и добиться его реабилитации. В издание включена небольшая повесть «Несказанный свет», посвященная женщине, жизнь которой держалась на выполнении материнского долга и стремлении, во что бы то ни стало, узнать правду о муже.
И все же в целом настрой записок оптимистичен. Их лейтмотивом является утверждение: предки в семье живы до тех пор, пока живущие потомки помнят о них. Поэтому свой первоочередной моральный долг автор видит в сохранении и передаче памяти о родителях.
Работа выходит за рамки семейной саги: она обладает огромным воспитательным потенциалом. Блестящий ученый-педагог и генеалог, И. Н. Извеков много лет занимается вопросами социальной значимости сбора сведений о своих предках и сохранения их в семье. Проблеме формирования генеалогической культуры он посвятил массу публикаций; им разработаны методики разыскания предков; изданы монографии по генеалогии в современном учебном процессе Г2-41. Собран и систематизирован огромный материал по персоналиям рода Извековых, вошедший, в частности, в исследования «Из веков. Дворянский род Извековых» (Великий Новгород, 1998) и «500 лет на службе России: дворянский род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней» (Санкт-Петербург, 2002). «Обращаясь к исто-
рии семьи, воссоздавая биографии незаурядных родственников из числа предков и современников, я беру на себя миссию исследователя и посредника между прошлым и настоящим, пытаясь прогнозировать будущее через отражение микроистории предшествующих поколений, - пишет автор. - Для меня такая деятельность приводит к более заметному интересу в познании и уважении к микроистории семьи и ее роли в истории Отечества. Именно с этого начинается процесс осознания преемственности поколений и самоидентификации по семейной принадлежности, с генезисом своего рода в практической жизни, что знаменует собой явление, характеризующее едва ли не главную духовно-нравственную составляющую в сознании: помнить и чтить родство свое!» Автор утверждает: сохранение семейной памяти о предках - это основа формирования гражданственности и патриотизма, оно служит духовному возрождению России.
Работая над запоздалым дневником, Игорь Николаевич не ставил задачи как таковой воссоздать историю советского периода. Однако хронология и разнонаправленность записок позволила охватить огромный пласт российской и советской действительности XX в.: от войн и революционных потрясений начала столетия до перестроечных явлений. В этом плане определение и осмысление социальной роли персоналий семьи в тех или иных явлениях и процессах выступает в качестве методов познания отечественной истории. Эффективность таких методов обуславливается, в том числе, осознанием личной, фамильной сопричастности исследователя к исторической реальности, яркой эмоциональной окрашенностью, стремлением восстановить подлинную картину событий, современниками и участниками которых были твои предки.
Записки-воспоминания свидетельствует об уникальности и неповторимости каждой человеческой судьбы, ее значимости и самоценности. Отраженная в книге история казанской ветви рода Извековых - подтверждение тому, что не бывает жизней случайных и ненужных. Каждая судьба - составляющая огромного историко-культурного полотна, которое в полной мере наполнится красками, если свое место в нем займет каждая частица. Сохранение памяти о судьбах - это задача живущих сегодня. В этом отношении книга И. Н. Извекова адресована каждому из нас, призывая сохранить «времен связующую нить» между предками и потомками.
Представленная книга содержит в себе не только результаты собственных генеалогиче-
ских изысканий автора, но и отражает педагогический смысл этих изысканий. Педагогические аспекты генеалогии находят прямое отражение в его послесловии к книге, заключительных размышлениях И. Н. Извекова о проблемах «Генеалогия как средство формирования семейной идентичности» и «Генеалогическое исследование как субъектная парадигма в становлении личности гражданина России». Сами же автобиографические очерки и описания персоналий рода Извековых являются убедительной интерпретацией образовательных возможностей генеалогических поисков для становления патриотической и гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей человека, ведущего эти поиски. В записках прослеживается, как изменялась гражданская позиция автора в процессе генеалогических изысканий. В целом можно сказать, что представленная работа И. Н. Извекова закладывает основы для возрождения забытой на длительное время в российской и, особенно, в советской системе образования генеалогической педагогики.
Автор не отрицает того, что воспитание потомков на основе своей родословной, дневниковых записей, было в России и ранее. Такая практика, по мнению автора, «заимствована из народной педагогики», и является естественным проявлением преемственности поколений. Произошедшие в России в XX -начале XXI вв. социальные катаклизмы не могли не повлиять на приоритеты в общественном воспитании. В советское время генеалогическая парадигма воспитания не то что была под запретом, но не являлась доминирующей. Все больше ставка делалась тогда на воспитание на примерах жизни и деятельности вождей Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., героев гражданской и Великой Отечественной войн, выдающихся военачальников, героев труда и т. п. И это понятно, ибо утвержденный в результате революции общественно-политический уклад в России не поощрял возвращения к памяти о предках, которые принадлежали к свергнутым революцией классам и сословиям.
В то же время нельзя не отметить, что и в советских семьях потребности и традиции знать и помнить о своих предках никуда не исчезали. Заслуга И. Н. Извекова выражается, прежде всего, в том, что им сполна использована вновь возникшая в постсоветской России возможность для возрождения образователь-
ного потенциала генеалогии и генеалогических поисков, независимо от того, в какой социальной среде эти поиски ведутся. Печатные работы, упомянутые автором в запоздалых записках эпохи перемен, и не только в них, содержат методологическое и психологическое обоснование педагогических возможностей генеалогических изысканий. В работах автора их удачно дополняют методико-технологические рекомендации по проведению исследований для педагогов, молодежи и людей разных возрастных групп. Вся совокупность публикаций по генеалогии рода Извековых, технике и технологии проведения генеалогических поисков позволяет утверждать, что И. Н. Извеков является основоположником современной генеалогической педагогики.
Литература
1. Извеков И. Н. Долгое XX столетие: записки очевидца эпохи перемен. Из истории Извековых: исповедь в форме запоздалого дневника. Сочи, 2016.
2. Извеков И. Н. Генеалогия в современном учебном процессе. Методология курса «История семьи». Великий Новгород, 2008.
3. Извеков И. Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы. Сочи, 2011.
4. Извеков И. Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. М., 2016.
References
1. Izvekov I. N. Dolgoye XX stoletiye: zapiski ochevidtsa epokhi peremen. Iz istorii Izvekovykh: ispoved' v forme zapozdalogo dnevnika [Long XX century: notes of the witness of the era of changes. From Izvekov' history: a confession in the form of the overdue diary]. Sochi, 2016.
2. Izvekov I. N. Genealogiya v sovremennom uchebnom protsesse. Metodologiya kursa «Istoriya sem'i» [Genealogy in modern educational process. Methodology of the course «Family History»]. Velikij Novgorod, 2008.
3. Izvekov I. N. Formirovaniye genealogi-cheskoj kul'tury starsheklassnikov v tselostnoj obrazo-vatel'noj srede sem'i i shkoly [Formation of genealogical culture of seniors in the complete educational environment of family and school]. Sochi, 2011.
4. Izvekov I. N. Istoriya sem'i v istorii Ote-chestva: genealogiya v uchebnom protsesse vysshej shkoly [Family history in the history of the Fatherland: genealogy in educational process of the higher school]. M., 2016.
* * *
LONG XX CENTURY: NOTES OF THE WITNESS OF THE ERA OF CHANGES
Makarova Lyudmila Nikolaevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
I. N. Izvekov's book supplementing genealogical monographs and education guidance to the elective course «Family History in the history of the Fatherland» was published. This extraordinary event for the Russian educational institutions as genealogy in modern Russian education - an unusual occurrence, and in the book additional opportunities for education of youth on the basis of development of their genealogical culture as the making civil competence and moral culture are staticized. Bringing information on this grant to the studying youth and scientific and pedagogical employees of educational institutions of Russia is a prerequisite for the possible organization of studying by pupils of the recommended course and carrying out own genealogical researches by them.
Key words: family, educational institutions, genealogy, genealogical culture, morality, continuity of generations, civic consciousness
Об авторе :
Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the author:
Makarova Lyudmila Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin