Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / система образования / обучающиеся / функциональная грамотность / креативное мышление / school / education system / students / functional literacy / creative thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекурова Анастасия Юрьевна, Лыткина Екатерина Евгеньевна

В данной статье рассматривается вопрос повышения эффективности формирования креативного мышления как важной составляющей функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии. На сегодняшний день главными задачами учителя технологии в школе входит обучение детей уметь правильно ориентироваться в жизненных сложностях и справляться с проблемами в быту. Также уроки технологии играют большую роль в развитии самостоятельной деятельности обучающихся. Труд всегда был важнейшим условием жизнедеятельности человека, а также главным средством становления в обществе и самовыражения личности члена общества. На уроках технологии формируются различные компоненты функциональной грамотности. Математическая грамотность является одной из важных составляющих, которая формируется не только на уроках математики, но и при решении задач в образовательной области технология, которая может успешно формироваться в ходе поисково-исследовательской деятельности. Она позволяет обеспечить овладение умениями проводить поиск и элементарное исследование.В процессе такой работы как раз и проблемные вопросы, требующие интеллектуальной инициативы, сравнительного анализа, обсуждения, доказательств. Из этого выходит формирование другой не менее важной составляющей функциональной грамотности читательской грамотности. Читательскую грамотность необходимо формировать в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовыми задачами. Обычно ее рассматривают как описание житейской или учебной ситуации, в которой представлены известные величины и их значения, и ученику нужно найти значение другой величины, зависимой от данных, связанной с ними предложенными в тексте отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the issue of increasing the effectiveness of the formation of creative thinking as an important component of the functional literacy of students in technology lessons. Today, the main tasks of a technology teacher at school include teaching children to be able to correctly navigate life’s difficulties and cope with problems in everyday life. Also, technology lessons play a big role in the development of students’ independent activities. Labor has always been the most important condition for human life, as well as the main means of becoming a member of society and self-expression. Technology lessons develop various components of functional literacy. Mathematical literacy is one of the important components that is formed not only in mathematics lessons, but also when solving problems in the educational field of technology, which can be successfully formed in the course of search and research activities. It allows you to master the skills of conducting searches and basic research. In the process of such work, there are problematic issues that require intellectual initiative, comparative analysis, discussion, and evidence. This leads to the formation of another equally important component of functional literacy reading literacy. Reading literacy must be developed in the process of working with any text, including word problems. It is usually considered as a description of an everyday or educational situation in which known quantities and their values are presented, and the student needs to find the value of another quantity that depends on the data and is related to them by the relationships proposed in the text.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»»

10. Не учиться на не нужных уроках;

11. Хорошая еда;

12. Новые компьютеры;

13. Автобус для школы;

14. Лагерь;

15. Сделать школу круче.

Исходя из данных ответов, обучающихся не устраивает внешний вид школы, они требуют ремонт. Очень хорошо подметили, что нужно общежитие для учителей, ведь это почти что самая основная проблема. Многие молодые учителя не приходят трудоустраиваться в эту школу, потому что нет элементарных условий для проживания.

Выводы. Проблемная ситуация малокомплектных школ по всему миру отличаются друг друга, тем самым представляют большой интерес для населения, так как принципы сохранения таких школ разные. Одним из важных факторов, влияющих на жизнеустойчивость этих образовательных учреждений, является, прежде всего, твердая роль социальных институтов, активно функционирующих на селе, конечно, при условии, что демографическая ситуация в конкретном населенном пункте не будет ухудшаться.

Литература:

1. Соколовский, Н.К. Географические проблемы организации и размещения школь ной сети в сельской местности: диссертация ... канд. геогр. наук: 07.00.02 / Соколовский Николай Корнеевич. - Москва, 1972. - 259 с.

Педагогика

УДК 378.1

ассистент Чекурова Анастасия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Лыткина Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос повышения эффективности формирования креативного мышления как важной составляющей функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии. На сегодняшний день главными задачами учителя технологии в школе входит обучение детей уметь правильно ориентироваться в жизненных сложностях и справляться с проблемами в быту. Также уроки технологии играют большую роль в развитии самостоятельной деятельности обучающихся. Труд всегда был важнейшим условием жизнедеятельности человека, а также главным средством становления в обществе и самовыражения личности члена общества. На уроках технологии формируются различные компоненты функциональной грамотности. Математическая грамотность является одной из важных составляющих, которая формируется не только на уроках математики, но и при решении задач в образовательной области технология, которая может успешно формироваться в ходе поисково-исследовательской деятельности. Она позволяет обеспечить овладение умениями проводить поиск и элементарное исследование.В процессе такой работы как раз и проблемные вопросы, требующие интеллектуальной инициативы, сравнительного анализа, обсуждения, доказательств. Из этого выходит формирование другой не менее важной составляющей функциональной грамотности - читательской грамотности. Читательскую грамотность необходимо формировать в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовыми задачами. Обычно ее рассматривают как описание житейской или учебной ситуации, в которой представлены известные величины и их значения, и ученику нужно найти значение другой величины, зависимой от данных, связанной с ними предложенными в тексте отношениями.

Ключевые слова: школа, система образования, обучающиеся, функциональная грамотность, креативное мышление.

Annotation. This article discusses the issue of increasing the effectiveness of the formation of creative thinking as an important component of the functional literacy of students in technology lessons. Today, the main tasks of a technology teacher at school include teaching children to be able to correctly navigate life's difficulties and cope with problems in everyday life. Also, technology lessons play a big role in the development of students' independent activities. Labor has always been the most important condition for human life, as well as the main means of becoming a member of society and self-expression. Technology lessons develop various components of functional literacy. Mathematical literacy is one of the important components that is formed not only in mathematics lessons, but also when solving problems in the educational field of technology, which can be successfully formed in the course of search and research activities. It allows you to master the skills of conducting searches and basic research. In the process of such work, there are problematic issues that require intellectual initiative, comparative analysis, discussion, and evidence. This leads to the formation of another equally important component of functional literacy - reading literacy. Reading literacy must be developed in the process of working with any text, including word problems. It is usually considered as a description of an everyday or educational situation in which known quantities and their values are presented, and the student needs to find the value of another quantity that depends on the data and is related to them by the relationships proposed in the text.

Key words: school, education system, students, functional literacy, creative thinking.

Введение. В современном мире важно, чтобы ученики не только получали предметные знания, но и умели применять их в различных ситуациях, возникающий в жизни. Поэтому на сегодняшний день главными задачами учителя технологии в школе входит обучение детей уметь правильно ориентироваться в жизненных сложностях и справляться с проблемами в быту. Также уроки технологии играют большую роль в развитии самостоятельной деятельности обучающихся, поскольку труд всегда был важнейшим условием жизнедеятельности человека, а также главным средством становления в обществе и самовыражения личности члена общества. В данной статье рассматривается вопрос повышения эффективности формирования креативного мышления как важной составляющей функциональной грамотности на уроках технологии. Авторами предоставляются задания на формирование данной категории функциональной грамотности, показаны возможные методы и приемы достижения данной цели. Сейчас о функциональной грамотности существует упоминание в ФГОС основного общего образования. Она рассматривается там как способность решать учебные задачи и сложные обстоятельства, возникающие в жизни, на основе сформированных на уроках технологии предметных и универсальных знаний о способах деятельности. Под данным понятием подразумевается формирование различных

навыков, умений и знаний, которые помогают ребёнку в формировании и становлении его как как личности, а также в общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Изложение основного материала статьи. Начнем с того, что умение учится является основой формирования функциональной грамотности, поэтому важно сформировать у обучающихся навыки обучения тому, как правильно и эффективно обучаться. В результате повышается учебная мотивация, ответственность за результаты своего труда, развивается независимость и увлеченность предметом, уверенность в своих силах у обучающегося. А для того, чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, дети должны освоить необходимые навыки, знания и умения через применение их на практике.

Перечислим отличительные черты функциональной грамотности:

- направлена на решение житейских сложностей;

- является ситуативной характеристикой личности, так как она обнаруживает себя в конкретных социальных ситуациях;

- имеет связь с решением стандартных, обыденных задач;

- она всегда является элементарным уровнем навыков чтения и письма.

Рассмотрим подробно следующие составляющие функциональной грамотности, необходимые для обучающихся любого школьного возраста: готовность адаптироваться к изменяющимся условиям общества, вести здоровый образ жизни, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, способность предвидеть последствия своего поведения, оценка возможности корректировать ситуацию, владение способами деятельности по организации своей учебной и повседневной деятельности, понимание необходимости овладения элементарной финансовой культурой, совокупность умений осуществлять в повседневной жизни простые финансовые операции, экономить деньги, развивать качества личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность.

Способы формирования функциональной грамотности на уроках технологии:

1. Развивать критичесое мышление, умение ставить под сомнения полученную не подтвержденную информацию, выявлять нестыковки в ситуациях, анализировать суждения.

2. Формировать умение выявлять главное в тексте, создавать текст с учетом сторонних мнений, уверенно выступать перед публикой, подвергать обсуждению собственые мысли.

3. Способствовать участию в дискуссиях, развивать уважительное отрношение к мнению других, обучать правильно выражать свою точку зрения.

4. Организовать познавательные способности: ставить цели, разрабатывать план работы, анализировать информацию и способы решения возникающих трудностей, формулировка выводов.

На уроках технологии формируются различные компоненты функциональной грамотности. Математическая грамотность является одной из важных составляющих функциональной грамотности, которая формируется не только на уроках математики, но и при решении задач в образовательной области технология. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией как одна из составляющих математической функциональной грамотности может успешно формироваться в ходе поисково-исследовательской деятельности. Она позволяет обеспечить овладение умениями проводить поиск и элементарное исследование: развитие способности выдвигать гипотезы, находить, анализировать и оценивать полученную информацию; позволяет развивать умения работать в ситуации интеллектуального препятствия оценить возможность преодолеть его, осуществить поиск информации. В процессе такой работы как раз и проблемные вопросы, требующие интеллектуальной инициативы, сравнительного анализа, обсуждения, доказательств. Из этого выходит формирование другой не менее важной составляющей функциональной грамотности - читательской грамотности. Читательскую грамотность необходимо формировать в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовыми задачами. Обычно ее рассматривают как описание житейской или учебной ситуации, в которой представлены известные величины и их значения, и ученику нужно найти значение другой величины, зависимой от данных, связанной с ними предложенными в тексте отношениями. Каждая задача - это единство условия и цели. Поэтому анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать, учитывая данное условие. В качестве примера приведем такую формулировку задания из тематического плана дисциплины Технология: «У вас скоро день рождения, к вам собираются прийти гости. Тебе предложили составить меню праздничного ужина и рассчитать его примерную себестоимость. Составьте меню, указав перечень необходимых продуктов и их количество. Рассчитайте примерную стоимость одной порции. Презентуйте свою работу, объяснив свой выбор». Для решения задачи необходимо применить полученные на уроках технологии знания о свойствах продуктов и об их сочетании друг с другом. В данной задаче обучающиеся решают не только теоретические знания, но и учатся производить математические расчёты, а также анализируют текст, сопоставляют факты и применяют творческое мышление, для достижения главной цели, а именно - составление меню для праздничного стола. Важно также отметить, что при решении задач по предмету технология, развивается умение ребенка представлять свои интересы и реализовать свои творческие идеи. С этим связана и готовность предвидеть последствия своего выбора, которая в свою очередь, тесно связана со способностью элементарно проектировать способы реализации своих желаний, интересов, умением считаться с ними, но при этом знать меру, не предъявлять никому претензий в случае непонимания. На уроках технологии в первую очередь формируется креативное мышление, которое является важнейшим компонентом функциональный грамотности, и предполагает умение использовать воображение для формулировки и развития идей, формирования нового знания, решения нестандартных, ранее не знакомых задач. Первым, кто выдвинул определение понятия креативность стал американский профессор Джой Пол Гилфорд, он говорил: «Креативность - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.».

Группы заданий для формирования креативного мышления:

Задания, требующие использования художественных средств - словесных и изобразительных задания на «вербальное самовыражение» и задания на «визуальное самовыражение» задания на разрешение проблем - социальных и научных.

В ходе исследования нами был проведен тест в двух группах - среди обучающихся 7 «А» и 7 «Д» классов на диагностику уровня сформированности креативного мышления, как составляющей функциональной грамотности на уроках технологии. Тестирование провели на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Якутска. Для этого мы использовали фигурный тест креативности по методике американского психолога Пола Торренса. Тест направлен на диагностику креативного мышления. Состоит из 3 субтестов:

Первый субтест называется «Нарисуйте картинку». Инструкция испытуемому: «Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами

самостоятельно. Стнмульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку».

Оценивается по трем критериям: беглость - Характеризует творческую продуктивность испытуемого, является суммой всех уместных рисунков, оригинальность - Свидетельствует о самобытности, уникальности специфичности творческого мышления обучающегося. Основыаается на редкости ответа, получается сложением баллов по всем рисункам, абстрактность названия- Выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.

Второй субтест называется «Завершение фигуры». Предоставляются 10 обрывистых фигур, необходимо их дорисовать. Инструкция испытуемому: «Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку».

Оценивается по 5 критериям: Беглость, оригинальность, разработанность -Отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи, баллы зачисляются за каждую значительную деталь, абстрактность названия, сопротивление замыканию - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».

Третий субтест называется «Повторяющиеся линии». Инструкция испытуемому: «Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок».

Оценивается по 3 критериям: беглость, оригинальность, разработанность.

Для интерпретации результатов теста необходимо просуммировать баллы за каждый субтест по категориям и поделить сумму на число категорий.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 - плохой уровень.

30-34 - уровень ниже нормы.

35-39 - уровень несколько ниже нормы.

40-60 - уровень, соответсвующий норме.

61-65 - уровень несколько выше нормы.

66-70 - уровень выше нормы.

>70 - отличный уровень.

Рассмотрим результаты прохождения каждого субтеста в двух классах:

1. Субтест 1 «Нарисуйте картинку».

По критерию «оригинальность» результаты приблизительно одинаковые, обучающиеся 7 «А» класса набрали в среднем 4, а обучающиеся 7 «Д» класса 3,85. Это довольно низкие баллы, что означает слабо развитию способность к созданию чего-то нового с нуля. По второму критерию «разработанность» первая группа опрашиваемых набрала в среднем 11,45, а тот же показатель у второй группы больше и равен 17,7. В данном случае, у обучающиеся 7 «Д» класса лучше развита внимательность, поскольку они добавили много значительных деталей в свои работы. Средний показатель по последнему критерию «абстрактность названия» первой группы составляет 4,75, что на 26% меньше, чем средний показатель второй группы - 6,45. В этом показатель испытуемые второй группы также показали хороший результат, а следовательно у них лучше развито абстрактное мышление.

По первому субтесту обучающиеся 7 «Д» класса показали более хорошие результаты по всем критериям, набрав больше баллов по двум показателям. В общем испытуемым проходить данный субтест оказалось сложнее, так как необходимо было нарисовать предметы, не имея чёткого шаблона.

2. Субтест 2 «Завершение фигуры».

В данном субтесте по критерию «беглость» обе группы набрали одинаковые средние баллы - 8,5. За «оригинальность» первая группа испытуемых набрала средний балл 12,75, а вторая - 14,2 балла. В данном случае обучающиеся обоих классов показали хорошие результаты, за счёт того, что в субтесте необходимо придумать рисунок уже на имеющейся основе. По критерию «разработанность» вторая группа набрала значительно больший средний балл - 55,7, когда как первая группа -50,6. За критерий «Абстрактность названия» в этом субтесте обучающиеся также получили довольно высокие баллы, а именно: первая группа набрала в среднем 14,15; вторая 11,45. В данном субтесте все испытуемые показали развитое абстрактное мышление. Но за последний критерий под названием «сопротивление замыканию» все обучающиеся набрали небольшое количество баллов. Первая группа - 9,85, вторая - 9,05. Это означает, что большая часть опрошенных не способны на протяжении длительного времени оставаться открытым к новому и создавать новые идеи.

Итак, по второму субтесту можно сказать, что и у 7 «А» и у 7 «Д» классов хорошо развиты абстрактное мышление и способность создавать что-то неординарное из одинакового шаблона.

Субтест 3 «Повторяющиеся линии» за первый критерий «беглость» первая группа опрашиваемых получила значительно более высокие баллы, чем вторая, набрав средний балл 5,55, в то время как вторая - 3,25. В данном тесте, также как и в первом, показатели обоих групп довольно низкие. Это значит, что у всех обучающихся возникают сложности с представлением предметов, которые опираясь на какую-либо изначально идею. По критерию «оригинальность» в данном субтесте и первая и вторая группы показали схожие результаты. Средний балл первой группы равен 7,05, средний балл второй группы составляет 6,95 баллов. Данные результаты соответствуют низкой способности к проявлению неординарности, однако, учитывая результаты предыдущий субтестов, можно судить, что такая ситуация возникла вследствие непривычности для обучающихся подобного типа задания. В последней категории данного субтеста «разработанность » первая группа получила 24,15 баллов в среднем. А вторая - 19,2 баллов, что также соответствует хорошему уровню внимания творческого мышления.

В итоге по 3 субтесту обучающиеся и 7 «А» класса, и 7 «Д» показали хороший уровень развития навыков абстрагирования и создания уникальных образов.

После суммарного подсчёта результатов тестирования, мы определили, что средний балл 7 «А» класса составили 39 баллов, что соответствует уровню немного ниже среднего, значит необходимо заниматься с детьми по выработке дивергентного мышления, а также моделировать ситуации, способствующие обучающимся находить неординарный способ решения. В данном классе не обнаружено ни одного одарённого ребёнка, показавшего высокий результат по субтестам. А средний балл 7 «Д» составляет 42 балла, что является нормой, однако также важно продолжать поддерживать творческий интерес детей и развивать их способности к новаторству. В этой группе опрошенных аналогично не выявлено одарённых

Выводы. Таким образом, в результате тестирования выявлено, что у всех испытуемых сформировано креативное мышление, но его необходимо дальше развивать, чтобы возросла способность к созданию нового без опоры на уже

имеющийся материал. Все, о чем мы говорили, рассматривая разные составляющие функциональной грамотности школьника, фокусируется в важнейшем результате обучения - у детей воспитываются качества личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность, поведение, согласованное с правилами нравственности и этики. Это способствует развитию элементов рефлексивных качеств: способность оценить чужое и свое поведение, корректировать его в соответствии с ситуацией, проявлять терпимость. Проявление этих качеств становится универсальным, не зависящим от какой- либо конкретной ситуации. Принципиально важно, что эти качества становятся личностными новообразованиями школьника. Моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в повседневной жизни, развивают у обучающихся способность переносить усвоенные знания на конкретные жизненные обстоятельства, возникающие в быту.

Литература:

1. Полещук, Л.В. Формирование функциональной грамотности технологического типа как основы профессионального самоопределения учащихся (на примере учреждений среднего специального образования): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Полещук Леонид Владимирович. - Минск, 2004. - 259 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Назарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества и препятствия, связанные с внедрением виртуальной реальности в инклюзивное образование. Исследования российских ученых, рассмотренные в статье, демонстрируют, что виртуальная реальность обладает потенциалом для создания стимулирующей и доступной среды обучения. Необходимость внедрения современных технологий в образование подтверждена данными исследования ВЦИОМ. Для получения дополнительной информации были проанализированы результаты исследования образовательной платформы «Учи.ру». В статье рассмотрены уже созданные и внедрённые в образование инновационные платформы и комплексы виртуальных реальностей. Дана оценка целесообразности внедрения современных приложений дополненной виртуальной реальности, используемой в образовании. Авторы подчеркивают важность виртуальной реальности в продвижении персонализированного обучения, повышения квалификации и эффективной коммуникации в рамках инклюзивного образования. Современные виртуальные технологии удовлетворяют потребности всех обучающихся, независимо от их способностей и индивидуальных особенностей. Кроме того, в статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и образовательные учреждения в процессе интеграции.

Ключевые слова: виртуальная реальность, инклюзивное образование, исследование, современные технологии, образовательные платформы.

Annotation. This article discusses the advantages and obstacles associated with the introduction of virtual reality in inclusive education. The research of Russian scientists reviewed in the article demonstrates that virtual reality has the potential to create a stimulating and accessible learning environment. The need to introduce modern technologies in education is confirmed by the VTSIOM research data. For more information, the results of the study of the educational platform " <url>" were analyzed. The article discusses innovative platforms and virtual reality complexes that have already been created and implemented in education. An assessment of the feasibility of introducing modern applications of augmented virtual reality used in education is given. The authors emphasize the importance of virtual reality in promoting personalized learning, professional development and effective communication within the framework of inclusive education. Modern virtual technologies meet the needs of all students, regardless of their abilities and individual characteristics. In addition, the article discusses the problems faced by teachers and educational institutions in the process of integration.

Key words: virtual reality, inclusive education, research, modern technologies, educational platforms.

Введение. Интеграция виртуальной реальности в образование открывает многочисленные перспективы для развития инклюзивного обучения. Применение виртуальной реальности в инклюзивном образовании имеет особое значение, поскольку она обладает потенциалом для создания инклюзивной и увлекательной образовательной среды, которая подходит обучающимся с различными способностями.

Виртуальная реальность открывает новые возможности для обучения, обеспечивая индивидуальное образование, оттачивание навыков и расширенную коммуникацию.

Изложение основного материала статьи. В 21 веке, когда общество стремится построить справедливое и равноправное общество, инклюзивность стала неоспоримой необходимостью. Образование, являясь правомв большей степени, чем привилегией, направлено на целостное развитие личности.

По мнению исследователя Мясникова И.Р., инклюзивное образование направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся и содействие социальному равенству, предоставляя равные возможности всем учащимся, в том числе с особыми образовательными потребностями. В России первые инклюзивные школы появились в 1980-х и 1990-х годах, когда в 1991 году в Москве была создана школа инклюзивного образования «Ковчег». В настоящее время примерно треть школ и пятая часть детских садов в России оборудованы для инклюзивного обучения. В Минобразования России сообщили, что в 2021/22 учебном году во многих детских садах, школах и организациях дополнительного образования реализована инфраструктура и ресурсы для инклюзивного образования [6].

Недавнее исследование, проведенное ВЦИОМ в сотрудничестве с Фондом «Обнаженные сердца» и ассоциацией «Аутизм-Регионы», показало, что значительное число родителей в России поддерживают инклюзивное образование. В частности, 63% родителей с детьми школьного возраста и 65% родителей с детьми дошкольного возраста сообщили, что их дети учатся вместе с одноклассниками с особыми потребностями. Кроме того, исследование показало, что 66% россиян положительно относятся к инклюзивному образованию [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.