Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД / ПРИЁМ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буяров Д. В., Пустоленко С. И.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования читательской грамотности среди обучающихся общеобразовательной школы для получения качественных предметных и метапредметных результатов, на основе которых возможно усваивать новые знания. Цель статьи заключается в анализе некоторых приемов и методов необходимых для формирования читательской грамотности. Авторы рассматривают два вектора развития читательской грамотности на уроках обществознания: работу с текстом и работу с иллюстративным материалом. Это обусловлено множественностью форм текстовой информации, которые включают в себя не только традиционные сплошные тексты, но и несплошные (карты, таблицы, инфографику и даже карикатуры). Развитие читательской грамотности возможно не только при работе с текстовыми документами (историческими, правовыми, публистическими и другими), но также и с иллюстративным и видеоматериалом. В рамках данного исследования акцентируется внимание на таких методах и приемах как кейс-технология, квест-технология, использование видеосюжетов, карикатур, работа с тезисами. Подчеркивается значение формирования читательской грамотности не только для развития критического мышления, но и для формирования ценностных ориентиров учащихся и их метапредметных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буяров Д. В., Пустоленко С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING LITERACY IN THE LESSONS OF SOCIAL SCIENCE

The relevance of the article is due to the need for the formation of reading literacy among students of secondary schools to obtain high-quality subject and meta-subject results, on the basis of which it is possible to assimilate new knowledge. The purpose of the article is to analyze some of the techniques and methods necessary for the formation of reading literacy. The authors consider two vectors of the development of reading literacy in social studies lessons: work with text and work with illustrative material. This is due to the multiplicity of forms of textual information, which include not only traditional solid texts, but also discontinuous ones (maps, tables, infographics and even cartoons). The development of reading literacy is possible not only when working with text documents (historical, legal, journalistic and others), but also with illustrative and video materials. Within the framework of this research, attention is focused on such methods and techniques as case technology, quest technology, the use of videos, cartoons, work with theses. The importance of the formation of reading literacy is emphasized not only for the development of critical thinking, but also for the formation of students' value orientations and their meta-subject competencies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

УДК 372.83

Формирование читательской грамотности на уроках обществознания Formation of reading literacy in the lessons of social science

Буяров Д.В., ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»,

buyarov_d@mail. ru

Пустоленко С.И., Амурский педагогический колледж, stanislav.pust@mail.ru

Buyarov D., FSBEIHE «Blagoveshchensk State Pedagogical University», buyarov_d@mail.ru

Pustolenko S., SPEAIAR «Amur Pedagogical College», stanislav.pust@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.026

Статья подготовлена в рамках программы «Приоритет 2030».

Ключевые слова: технология, метод, приём, читательская грамотность, школьная программа, интерактивное обучение, процесс обучения.

Keywords: technology, method, technique, reading literacy, school curriculum, interactive learning, learning process.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования читательской грамотности среди обучающихся общеобразовательной школы для получения качественных предметных и метапредметных результатов, на основе которых возможно усваивать новые знания. Цель статьи заключается в анализе некоторых приемов и методов необходимых для формирования читательской грамотности. Авторы рассматривают два вектора развития читательской грамотности на уроках обществознания: работу с текстом и работу с иллюстративным материалом. Это обусловлено множественностью форм текстовой информации, которые включают в себя не только традиционные сплошные тексты, но и несплошные (карты, таблицы, инфографику и даже карикатуры). Развитие читательской грамотности возможно не только при работе с текстовыми документами (историческими, правовыми, публистическими и другими), но также и с иллюстративным и видеоматериалом. В рамках данного исследования акцентируется внимание на таких методах и приемах как кейс-технология, квест-технология, использование видеосюжетов, карикатур, работа с тезисами. Подчеркивается значение формирования читательской грамотности не только для развития критического мышления, но и для формирования ценностных ориентиров учащихся и их метапредметных компетенций.

Abstract. The relevance of the article is due to the need for the formation of reading literacy among students of secondary schools to obtain high-quality subject and meta-subject results, on the basis of which it is possible to assimilate new knowledge. The purpose of the article is to analyze some of the techniques and methods necessary for the formation of reading literacy. The authors consider two vectors of the development of reading literacy in social studies lessons: work with text and work with illustrative material. This is due to the multiplicity of forms of textual information, which include not only traditional solid texts, but also discontinuous ones (maps, tables, infographics and even cartoons). The development of reading literacy is possible not only when working with text documents (historical, legal, journalistic and others), but also with illustrative and video materials. Within the framework of this research, attention is focused on such methods and techniques as case technology, quest technology, the use of videos, cartoons, work with theses. The importance of the formation of reading literacy is emphasized not only for the development of critical thinking, but also for the formation of students' value orientations and their meta-subject competencies.

Введение. Одной из самых актуальных способностей любого обучающегося в наши дни является читательская грамотность. Данный навык, будучи сформированным на достаточно хорошем уровне, обеспечивает максимально

качественное понимание учащимися учебного материала. Закрепление полученных знаний, возможность их эффективного использования впоследствии для получения новых знаний, умений и навыков и есть основная задача, на

решение которой направлено развитие читательской грамотности [10]. Безусловно сложно переоценить значимость читательской грамотности для формирования предметных и метапредметных результатов.

Читательская грамотность сама по себе предполагает возможность перерабатывать учебный материал с максимальной эффективностью. Для этого необходимо умение конспектировать материал, чтобы он запоминался, а также способность из обилия знаний, предлагаемых учителем вычленять нужное и важное и умение «сжимать» материал так, чтобы основная мысль не была утеряна [7].

Читательская грамотность, также являясь частью функциональной грамотности, во многом обуславливает степень освоенности того или иного материала, способности применять его в практической сфере, возможности с помощью имеющихся знаний приобретать новые, развивать умения и навыки, что чрезвычайно значимо в современном мире. В то же время следует признать, что уровень читательской грамотности в российских школах остаётся невысоким, что делает крайне актуальным формирование читательской грамотности в процессе обучения [1;6].

В рамках дисциплины «обществознание» читательская грамотность позволяет ученику эффективно «потреблять» знания по столь обширному и сложному предмету, направленному на формирование гражданской идентичности, правовой и экономической ознакомлённости ученика со своим положением в сложном современном мире [7].

Основными рисками, с которыми современное образование сталкивается в сфере развития читательской грамотности являются следующие:

1) Нежелание многих педагогов работать по-новому. Современный мир и содержание образования всё время меняются, но во многих общеобразовательных учреждениях процесс преподавания осуществляется в традиционной форме. Иногда учителя не хотят тратить дополнительное время, чтобы научить ученика правильно читать и усваивать информацию, а основной целью является заучивание фактического материала.

2) Нежелание самих обучающихся читать. Современная культура и технологии приводят к тому, что ученику общеобразовательной школы гораздо проще получить нужную информацию, используя сайты сети «Интернет» даже не вчитываясь в их содержание, из-за чего

когнитивная освоенность материала остаётся на достаточно низком уровне.

Цель статьи - обобщить, систематизировать и вывести алгоритмы, по которым можно качественно и эффективно формировать читательскую грамотность на уроках обществознания у обучающихся

общеобразовательной школы.

Методология исследования. В работе представлены различные подходы в достижении предметных и метапредметных результатов в обучении обществознанию и то как эти подходы реализуются в области формирования читательской грамотности.

Обращаясь к характеристике основных понятий в рамках темы исследования, следует остановиться на общем термине читательской грамотности, под которым понимается -возможность (способность) обучающегося эффективно воспринимать текстовую информацию для получения предметных и метапредметных результатов с перспективой для получения новых знаний по предмету.

Анализ современных педагогических исследований обосновывает необходимость развития читательской грамотности у учащихся для решения педагогических задач. Значительный интерес представляет монография А.И. Умана [13]. В его работе описываются методы и технологии по формированию рефлексивных знаний у учащихся школ. В качестве материала исследования авторы обращались к ряду научных публикаций, таких как работы Л.Н. Храмовой [2], С.А. Курасова [4], О.Г. Марчуковой [5], М.Г. Меджидовой [6], О.Н. Шапариной [12]. Л.Н. Храмова и М.Г. Меджидова через статистические данные в своём исследовании обосновывают значимость функциональной грамотности, частью которой является читательская грамотность. С.А. Курасов описывает стратегии углубленного изучения предмета. О.Г. Марчукова акцентирует внимание на организации учеников для формирования знаний по предмету.

Существенный интерес представляют работы, таких авторов, как Г.Р. Кадырова [1], О.С. Нагорная [7], О.В. Нефедова [8], А.Б. Соколов [9], М.Г. Цыренова [11], О.В. Яблонская [13], которые непосредственно посвящены методике формирования читательской грамотности. Авторы акцентируют внимание на том, какими способами и приемами можно формировать читательскую грамотность у школьников. Их работы посвящены анализу различных технологий, применимых в общеобразовательной школе, и авторы стремятся переложить полученные результаты уже в практическую

плоскость формирования читательской грамотности.

Результаты исследования. В плане решения педагогических задач основной целью в формировании и совершенствовании

читательской грамотности является эффективное и качественное усвоение школьниками знаний

[4].

Среди направлений формирования читательской грамотности авторами были выделены основные векторы:

1) Формирование читательской грамотности непосредственно через чтение и работу с текстом, в процессе которого обучающиеся учатся правильно усваивать информацию.

2) Формирование читательской грамотности через средства иллюстративного обучения, через формирование образных ассоциаций, в результате которых когнитивное, то есть осмысленное, сочетается с иллюстративным, то есть увиденным.

Проводя анализ вышеприведённых направлений, обнаружен промежуточный вывод о том, что каждое из них, несмотря на свою функциональную самостоятельность, следует использовать в комбинации с другим для усиления эффекта воздействия на ученика.

Остановимся подробнее на анализе первого вектора. Для его реализации возможно использовать тезисное конспектирование. Тезис -краткое содержание смыслового блока печатного содержания. Подобный подход позволит ученикам вычленять основную мысль в общей текстовой массе. Иными словами, можно сократить время, затрачиваемое учеником на механическое конспектирование с низким уровнем осмысления, научив его правильно записывать [4;11]. Каким образом это можно сделать? Первый способ - дать задание кратко законспектировать нужный параграф, введя ограничение на количество слов. Ученик в процессе работы будет убирать всё лишнее, оставляя лишь фундамент смысловой конструкции, на котором уже мысленные ассоциации обучающегося восстановят необходимую информацию.

Второй способ - идти от обратного. Можно дать ученикам уже готовые тезисы, но которые сами по себе вне контекста являются малоосмысленными наборами слов, и главной задачей учащихся будет являться их расшифровка [6]. Уже в процессе работы школьники будут выстраивать логические цепочки откладывая в голове нужные и/или особо запомнившиеся моменты. То есть, фактически поставив первый приём в обратном порядке, равным счётом можно

запустить когнитивную обработку школьниками информации из учебника или справочных материалов (например, онлайн версии сборников правовых актов).

Также, примером реализации направления работы с текстом является кейс-технология. Суть кейса заключается в том, что учащимся даётся определённая учебная задача и ученики на основе полученных материалов должны решить проблемную ситуацию, логично обосновав путь, по которому они пошли в процессе выполнения задания. Вычитывая материал из представленных ресурсов решая на практике задачу, вычленяя необходимое и значимое, ученик неосознанно откладывает в уме знания, что способствует развитию читательской грамотности. Работа может быть, как индивидуальная, так и групповая, во втором случае, задание становится интерактивным.

Классическим приёмом в работе с текстом является эссе по прочитанному материалу [9; 12]. Учитель выдвигает определённое мнение или высказывание, конкретную точку зрения по какой-либо теме, а ученики в свою очередь должны по образцу последовательно и аргументированно обосновывать или опровергать данное мнение. Аргументацию же ученикам следует строить на основе своих знаний по предмету, на основе статистики и реальных фактов, новостей и сюжетов. В плане обоснования своего мнения эссе даёт широкую свободу для возможного рассуждения обучающегося, что позволяет закреплять ранее прочитанный и полученный материал, а также в процессе написания возможно прочтение новых данных, что тоже немаловажно. Для убедительной аргументации ученику необходимо немало прочитать, что способствует развитию читательской грамотности.

Среди методов работы с текстом также следует отметить «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Суть данного метода заключается в том, что ученикам даётся вопрос, на который можно точно и правильно ответить с помощью аргументационной линии и прийти к определённому выводу. Строится «Фишбоун» по следующей структуре - «Голова» (вопрос, заданный ученикам), «Скелет» (аргументы, доводы, причины, факты и т.д.) и в конце «Хвост» (аргументированный ответ). Классическое применение строится по схеме: «вопрос-причины/факты-ответ». Ученик в процессе работы с данной схемой будет выделять основные содержательные компоненты, определять основную мысль и значение, что

соответственно будет способствовать

формированию читательской грамотности.

Среди возможных текстовых методов формирования читательской грамотности стоит отметить кластеры [1]. По своему наполнению данный метод позволяет графически систематизировать прочитанный материал в упорядоченную схему. Ученикам предлагается из материала вычленить самое главное в иерархическую структуру, где из одного ключевого слова будут исходить несколько категорий со своим дальнейшим наполнением. В процессе заполнения данного кластера ученики должны выделить основу смысловой составляющей из текста, что также способствует развитию читательской грамотности, так как основной массив письменной информации будет переработан учащимися в наглядную структуру, способствуя когнитивному освоению материала.

Также, можно поговорить о таком методе, как синквейн или пятистишие [1]. Синквейн состоит из следующих компонентов: первая строка -тема, ключевое слово, словосочетание, вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему, третья строка - три глагола, определяющих действия в рамках этой темы, четвёртая строка -фраза, характеризующая тему, пятая строка -слово-синоним к теме синквейна. Систематизируя вопрос в данную структуру, ученик лучше усваивает прочитанное. Также этот метод подходит для оценки и совершенствования понятийного аппарата учащегося, что также в конечном итоге способствует развитию читательской грамотности у ученика. Пример синквейна для вводной темы в 10 классе: Обществознание.

Многостороннее, интегративное.

Обучает, развивает, заинтересовывает.

Наука, изучающая все общество в целом.

Информация.

Большое значение в развитии читательской грамотности играет иллюстративный материал [13]. В процессе преподавания следует использовать тексты составного характера, включающие визуальный материал, с которым учащиеся сталкиваются в реальном мире. Одной из иллюстративных форм обучения является квест-технология. Данная технология в целом является и иллюстративной, и интерактивной, но в рамках изучаемой проблемы, авторами рассматривается именно первый аспект. Квест сам по себе - это своего рода задание, которое ставит перед учеником учитель, от успешности выполнения которого будет в итоге зависеть его оценка.

Квест может быть, как подвижным, так и статичным. Суть квеста в том, что учащимся выдаются маршрутные листы, пройдя по которым (реально или виртуально) ученики воспринимают по крупице общую картину материала, которую им стремится преподнести учитель [3].

Также, если говорить об иллюстративном материале, следует отметить значение использования видеоматериалов в

образовательных целях. Есть масса обучающего материала по многим темам обществознания, но так как речь идёт о том, как научить школьника грамотно воспринимать информацию, то интересным представляется использование неспециализированных роликов

(мультипликационные фильмы, фрагменты художественных фильмов), с целью проанализировать и объяснить представленные сюжеты с точки зрения пройденной темы.

Завершая иллюстративный блок, можно сказать про значимость карикатур в процессе преподавания обществознания. Карикатура есть ни что иное, как авторское сатирическое изображение того или иного явления, интерпретация которого автором имеет цель через нереалистичный гротеск показать неидеальность нашего мира. С их помощью можно находить несовершенства того или иного явления в обществоведческом материале, либо просто, ёмко и понятно объяснить тот или иной аспект темы [8]. В свое время о значении использования карикатур в преподавании истории писали А.А. Вагин и П.В. Гора. Использование карикатур через развитие целого спектра УУД (универсальных учебных действий): умение увидеть детали в изображении, умения использовать имеющиеся знания в неординарной ситуации, анализ информации, представленной в различных знаковых системах, позволяет в определенной степени формировать и читательскую грамотность. Представленные приёмы хорошо сочетаются между собой обеспечивая максимально качественное восприятие материала учеником. В качестве примера комбинирования технологий разных направлений можно взять тезисное конспектирование с применением карикатур. Перед учащимся можно поставить цель не просто законспектировать материал, а в меру их художественных способностей представить его графически, в том числе в виде карикатурных изображений с последующим пояснением выполненной работы.

Рисунок 1. - Карикатура Херлуфа Бидструпа как иллюстративный материал на уроке обществознания

в 7 классе по теме «Темперамент и характер»

Если говорить о возможных комбинациях иллюстративного и текстового материала, то можно привести пример комбинации кейс-технологии и иллюстративного материала, где в качестве раздаточного материла ученикам, будет предоставлен не только текст, но и подобранные изображения по изучаемой теме.

Заключение. Читательская грамотность является необходимым сегментом

образовательной системы в наше время во всевозможных аспектах образовательной деятельности. Знаниевые компетенции и их формирование - крайне значимая задача для современного педагога и поэтому работу в данной сфере можно назвать одним из наиболее приоритетных направлений. При этом читательская грамотность, формируя способности оценивать и выражать собственную точку зрения, способствует также и развитию ценностных ориентиров у обучающихся.

Обществознание было и остаётся одним из сложнейших предметов в общеобразовательной школе и лишь научив школьника правильно извлекать и анализировать информацию можно

говорить об эффективной методической работе педагога.

В рамках данной статьи были представлены далеко не все, а лишь некоторые из приемов и методов, которые позволяют развивать читательскую грамотность на уроках обществознания (использование изобразительных средств, видеосюжетов, карикатур, квест-технология), а также работа с текстом (работа с тезисами, эссе, кейс-технология).

Обществознание предлагает обучающимся огромный объем текстов различного характера и роль преподавателя заключается в том, чтобы помочь ученикам подойти к тексту критически, используя для понимания прочитанного знание обществоведческого материала. В заключение можно отметить, что иллюстративность и доскональное прорабатывание текста, позволяет учащимся более качественно воспринимать информацию, осваивая учебный материал, что в последствии ведёт к более осмысленной когнитивной обработке последующих текстовых материалов по предмету «обществознание».

Литература:

1. Кадырова Г.Р., Арзиева Е.Р. К вопросу о формировании читательской грамотности студентов как будущих учителей-предметников / Г.Р. Кадырова, Е.Р. Арзиева // Вестник КазНУ. Серия филологическая. - 2019. - № 4(176). - С. 183-190.

2. Khramova L., Basalaeva N. The Model of Formation of Functional Literacy of Students in the Conditions of Digital Transformation Taking into Account Regional Specificity / L. Khramova, N. Basalaeva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2022. - № 15(10). - P. 1394-1403.

3. Кибардина Т.А., Полкова А.Р. Возможности приёмов квест технологии в формировании регулятивных действий на уроках истории / Т.А. Кибардина, А.Р. Полкова // Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». - 2021. - № 5. - С. 24-32.

4. Курасов С.А. «Педагог на распутье»: стратегии и риски углубленного уровня изучения истории в современной школе / С.А. Курасов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2022. - № 3. - С. 64-68.

5. Марчукова О.Г. Организация знаниевой деятельности на уроке в основной школе: дидактико-методическое обоснование / О.Г. Марчукова // Педагогика. - 2020. - № 9. - С. 55-647.

6. Medzhidova M., Adieva A., Medzhidov M., Pakhrutdinova A., Djamalova S. Formation of functional literacy as a basis for improving the quality of the educational process / M. Medzhidova, A. Adieva, M. Medzhidov, A. Pakhrutdinova, S. Djamalova // European Journal of Natural History. - 2021. - № 5. - P. 15-20.

7. Нагорная О.С. Функциональный контекст читательской грамотности и практики публичной истории в школе / О.С. Нагорная // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2021. - № 7. - С. 33-39.

8. Нефедова О.В. Карикатуры как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках истории / О.В. Нефедова // Преподавание истории в школе». - 2021. - № 10. - С. 36.

9. Соколов А.Б. Развитие читательской грамотности в Англии средствами исторического образования / А.Б. Соколов // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 2. - С. 3-11.

10. Уман А.И., Морозова Н.А. Формирование рефлексивных знаний в учебном процессе: монография / А.И. Уман, Н.А. Морозова. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2022. - 184 с.

11. Цыренова М.Г., Голавская Н.И., Богомоева Т.А. Развитие у школьников читательской грамотности при работе с текстами на уроках истории / М.Г. Цыренова Н.И. Голавская, Т.А. Богомоева // Преподавание истории в школе. - 2020. - № 7. - С. 3-10.

12. Шапарина О.Н. Современный учебно-методический комплекс по отечественной истории: структура и содержание / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе. - 2018. - № 5. - С. 5-18.

13. Яблонская О.В. Визуальные источники в формировании функциональной грамотности школьников: анализ «Смолянок» художника Д.Г. Левицкого / О.В. Яблонская // Преподавание истории в школе. - 2021. - №10. - С. 7-13.

References:

1. Kadyrova G.R., Arzieva E.R. To the question of the formation of students' reading literacy as future subject teachers / G.R. Kadyrova, E.R. Arzieva // Bulletin of KazNU. Philological series. - 2019. - № 4(176). - P. 183190.

2. Khramova L., Basalaeva N. The Model of Formation of Functional Literacy of Students in the Conditions of Digital Transformation Taking into Account Regional Specificity / L. Khramova, N. Basalaeva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2022. - № 15(10). - P. 1394-1403.

3. Kibardina T.A., Polkova A.R. Possibilities of quest technology techniques in the formation of regulatory actions at history lessons / T.A. Kibardina, A.R. Polkova // Scientific and methodological journal "Teaching History and Social Studies at School". - 2021. - № 5. - P. 24-32.

4. Kurasov S.A. "A teacher at a crossroads": strategies and risks of an in-depth level of studying history in a modern school / S.A. Kurasov // Teaching history and social studies at school. - 2022. - № 3. - P. 64-68.

5. Marchukova O.G. Organization of knowledge activity at the lesson in basic school: didactic and methodological justification / O.G. Marchukova // Pedagogy. - 2020. - № 9. - P. 55-647.

6. Medzhidova M., Adieva A., Medzhidov M., Pakhrutdinova A., Djamalova S. Formation of functional literacy as a basis for improving the quality of the educational process / M. Medzhidova, A. Adieva, M. Medzhidov, A Pakhrutdinova, S. Djamalova // European Journal of Natural History. - 2021. - № 5. - P. 15-20.

7. Nagornaya O.S. Functional context of reading literacy and public history practice at school / O.S. Nagornaya // Teaching history and social studies at school. - 2021. - № 7. - P. 33-39.

8. Nefedova O.V. Cartoons as a means of achieving substantive and meta-subject results at history lessons / O.V. Nefedova // Teaching history at school. - 2021. - № 10. - P. 3-6.

9. Sokolov A.B. Development of reading literacy in England by means of historical education / A.B. Sokolov // Teaching history at school. - 2021. - № 2. - P. 3-11.

10. Uman A.I., Morozova N.A. Formation of reflexive knowledge in the educational process: monograph / A.I. Uman, N.A. Morozova. - 2nd ed. - M.: Yurayt, 2022. - 184 p.

11. Tsyrenova M.G., Golavskaya N.I., Bogomoeva T.A. Development of reading literacy among schoolchildren when working with texts at history lessons / M.G. Tsyrenova N.I. Golavskaya, T.A. Bogomoeva // Teaching history at school. - 2020. - № 7. - P. 3-10.

12. Shaparina O.N. Modern educational and methodological complex on national history: structure and content / O.N. Shaparina // Teaching history at school. -

13. Yablonskaya O.V. Visual sources in the formation of functional literacy of schoolchildren: analysis of "Smolyanki" by the artist D.G. Levitsky / O.V. Yablonskaya // Teaching history at school. - 2021. - № 10. -P. 7-13.

2018. - № 5. - Р. 5-18.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Буяров Дмитрий Владимирович (г. Благовещенск, Россия), кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, философии и культурологии ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», e-mail: buyarov_d@mail.ru

Пустоленко Станислав Игоревич (г. Благовещенск, Россия), преподаватель обществознания ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж», студент 4 курса историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», e-mail: stanislav.pust@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.