Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая школа / педагогическое образование / функциональная грамотность / профессиональные компетенции / методика преподавания / образовательное пространство / социально-гуманитарные науки / история / обществознание / образовательные стандарты / higher school / teacher education / functional literacy / professional competencies / teaching methods / educational space / social sciences and humanities / history / social studies / educational standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Сорокин А. А.

Требования к формированию функциональной грамотности обучающихся закреплены в основных нормативных документах, регламентирующих педагогический процесс в школе. Это влечет за собой потребность в создании особого образовательного пространства, основанного на межпредметном взаимодействии педагогов, что, в свою очередь, должно способствовать достижению многообразных метапредметных образовательных результатов, которые во многом определяют степень сформированности функциональной грамотности школьников. Авторы статьи акцентируют внимание на актуальной проблеме в контексте подготовки педагогов: будущего учителя необходимо научить моделировать и содействовать моделированию образовательного пространства, позволяющего формировать функциональную грамотность обучающихся в единстве решения предметных и метапредметных задач. Это возможно только при соблюдении ряда условий: работа должна носить планомерный и целенаправленный характер; базироваться на согласованности действий преподавателей, ведущих основные дисциплины, и их готовности к реализации поставленной задачи; обеспечивать особый характер включенности студентов в образовательный процесс с учетом личной заинтересованности студента, организации группового взаимодействия, участия студентов в практико-ориентированных занятиях с обязательной фиксацией достигнутых результатов; включать проведение регулярной рефлексии данной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Сорокин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FUNCTIONAL LITERACY OF THE FUTURE TEACHER AS AN ELEMENT OF HIS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The requirements for the formation of functional literacy of students are enshrined in the main regulatory documents that regulate the pedagogical process at school. This entails the need to create a special educational space in the school, based on the interdisciplinary interaction of teachers, which in turn should contribute to the achievement of diverse metasubject educational results, which characterize the degree of formation of the functional literacy of schoolchildren. The authors of the article focus on an urgent problem in the context of teacher training: the future teacher must be taught to model and contribute to the modeling of the educational space that allows the formation of functional literacy of students in the unity of solving subject and meta-subject problems. This is possible only if a number of conditions are met: the work must be systematic and purposeful; be based on the coordination of actions of teachers, leading the main disciplines and their readiness to implement the task; to ensure the special nature of the involvement of students in the educational process, taking into account the personal interest of the student, the organization of group interaction, the participation of students in practice-oriented classes with the obligatory fixation of the achieved results; include regular reflection of this work with students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е.Л.Рутковская

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 62-76. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 62-76.

Научная статья УДК 378.14+372.8

doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-62-76

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

А. В. Половникова

А. А. Сорокин

Елена Лазаревна Рутковская1, Анастасия Владимировна Половникова2, Андрей Александрович Сорокин3

1 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия

2' 3 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

1 elena.rut@mail.ru

2 PolovnikovaAV@mgpu.ru

3 SorokinAA@mgpu.ru

Аннотация. Требования к формированию функциональной грамотности обучающихся закреплены в основных нормативных документах, регламентирующих педагогический процесс в школе. Это влечет за собой потребность в создании особого образовательного пространства, основанного на межпредметном взаимодействии педагогов, что, в свою очередь, должно способствовать достижению многообразных метапредметных образовательных результатов, которые во многом определяют степень сформированности функциональной грамотности школьников. Авторы статьи акцентируют внимание на актуальной проблеме в контексте подготовки педагогов: будущего учителя необходимо научить моделировать и содействовать моделированию образовательного пространства, позволяющего формировать функциональную

© Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Сорокин А. А., 2024 62

грамотность обучающихся в единстве решения предметных и мета-предметных задач.

Это возможно только при соблюдении ряда условий: работа должна носить планомерный и целенаправленный характер; базироваться на согласованности действий преподавателей, ведущих основные дисциплины, и их готовности к реализации поставленной задачи; обеспечивать особый характер включенности студентов в образовательный процесс с учетом личной заинтересованности студента, организации группового взаимодействия, участия студентов в практико-ориентированных занятиях с обязательной фиксацией достигнутых результатов; включать проведение регулярной рефлексии данной работы со студентами.

Ключевые слова: высшая школа, педагогическое образование, функциональная грамотность, профессиональные компетенции, методика преподавания, образовательное пространство, социально-гуманитарные науки, история, обществознание, образовательные стандарты

Для цитирования: Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Сорокин А. А. Формирование функциональной грамотности будущих педагогов как элемент его профессионального становления // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С . 62-76. doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-62-76

Original article

FORMATION OF THE FUNCTIONAL LITERACY OF THE FUTURE TEACHER AS AN ELEMENT OF HIS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Elena L. Rutkovskaya1, Anastasia V. Polovnikova2, Andrei A. Sorokin3

1 Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

2' 3 Methods of Teaching Social and Human Sciences, Moscow City University, Moscow,

Russia

1 elena.rut@mail.ru

2 PolovnikovaAV@mgpu.ru

3 SorokinAA@mgpu.ru

Abstract. The requirements for the formation of functional literacy of students are enshrined in the main regulatory documents that regulate the pedagogical process at school. This entails the need to create a special educational space in the school, based on the interdisciplinary interaction of teachers, which in turn should contribute to the achievement of diverse meta-subject educational results, which characterize the degree of formation of the functional literacy of schoolchildren. The authors of the article focus on an urgent problem in the context of teacher training: the future teacher must be taught to model and contribute to the modeling of the educational space that

allows the formation of functional literacy of students in the unity of solving subject and meta-subject problems.

This is possible only if a number of conditions are met: the work must be systematic and purposeful; be based on the coordination of actions of teachers, leading the main disciplines and their readiness to implement the task; to ensure the special nature of the involvement of students in the educational process, taking into account the personal interest of the student, the organization of group interaction, the participation of students in practice-oriented classes with the obligatory fixation of the achieved results; include regular reflection of this work with students.

Keywords: higher school, teacher education, functional literacy, professional competencies, teaching methods, educational space, social sciences and humanities, history, social studies, educational standards

For citation: Rutkovskaya E. L., Polovnikova A. V., Sorokin A. A. Formation of the functional literacy of the teacher as an element of his professional development. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(1):62-76. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-62-76

Введение

Современные национальные образовательные системы ориентируются на международный тренд формирования функциональной грамотности школьников, что является сегодня одним из основных индикаторов результативности функционирования образования в целом. В Российской Федерации требования, связанные с формированием функциональной грамотности обучающихся, включены в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Функциональная грамотность выступает интегральным качеством личности и характеризуется способностью к компетентному и эффективному действию, умением находить оптимальные способы разрешения проблем и воплощать найденные решения. Это сложный комплексный образовательный результат [5; 6]. Международное педагогическое сообщество выделяет разные элементы функциональной грамотности. «Функциональная грамотность включает в себя языковую грамотность, математическую грамотность, естественно-научную грамотность, ИКТ-грамотность, финансовую грамотность, культурную и гражданскую грамотность. Немаловажную роль должны играть сегодня навыки критического мышления, умения решать проблемы, творческая и коммуникативная активность. Как значимые личностные качества с позиции образовательного результата рассматриваются такие качества, как лю-

бознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная осознанность» [10, с. 56].

Решение педагогической задачи формирования функциональной грамотности школьников напрямую связано с решением задачи создания особого образовательного пространства в школе, основанного на межпредметном взаимодействии учителей, что, в свою очередь, должно способствовать достижению многообразных метапредметных образовательных результатов, которые во многом определяют степень сформированности функциональной грамотности школьников. Отсюда можно сформулировать актуальную проблему, которая должна найти решение в рамках реализации программ «Педагогическое образование» в высшей школе: научить будущего учителя моделировать и содействовать моделированию образовательного пространства, которое позволило бы формировать функциональную грамотность обучающихся в единстве решения предметных и метапредметных задач. Обратим внимание, что учитель может выступать в качестве самостоятельного субъекта данного процесса, быть членом творческого педагогического коллектива, а возможно, брать на себя роль инициатора и руководителя группы коллег.

Цель статьи

Отразить результаты изучения механизмов, которые обеспечивают развитие компетенции студентов педагогических вузов по моделированию образовательного пространства, способствующего формированию функциональной грамотности школьников. Можно выдвинуть предположение, что уровень функциональной грамотности, на который педагог готов «поднимать» обучающихся, определенным образом является зеркальным отражением уровня функциональной грамотности, которым обладает сам педагог [4]. В этой связи следует говорить о необходимости изменений в реализации программ профессиональной подготовки по направлению «Педагогическое образование» в высшей школе.

Методология и методы исследования

Вопросы формирования функциональной грамотности педагогов в последние годы привлекают внимание многих исследователей, среди них: О. С. Андреева, К. А. Баранников, Е. В. Бахарева, Е. В. Гришкевич, Ю. В. Гутрова, О. Л. Жук, Г. В. Калабухова, А. А. Козлова, О. С. Куницкая,

Н. Н. Маслова, Н. А. Назарова, Е. К. Погодина, С. В. Тетина, О. В. Тумашева, В. В. Шаповал и др. [1; 3; 7; 8; 14; 15].

Анализ проведенных исследований и педагогического опыта позволяет предположить, что реализация программ «Педагогическое образование» в высшей школе, которые обеспечивают развитие компетенции студентов педагогических вузов по моделированию образовательного пространства, способствующего формированию функциональной грамотности школьников, будет успешной, если она:

• носит планомерный и целенаправленный характер;

• базируется на согласованности действий преподавателей, ведущих основные дисциплины, и их готовности к реализации поставленной задачи;

• обеспечивает особый характер включенности студентов в образовательный процесс с учетом личной заинтересованности студента, организации группового взаимодействия, участия студентов в практико-ориентированных занятиях с обязательной фиксацией достигнутых результатов;

• включает проведение регулярной рефлексии данной работы со студентами.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных условий.

В основе реализации основных образовательных программ лежат учебные планы, которые позволяют выстроить общую логику учебного процесса, обозначить соотношение отдельных блоков содержания образования, представить объем и виды практик, предусмотреть форматы аттестационных мероприятий. Этот достаточно формализованный документ становится фактически навигатором в освоении образовательной программы определенного профиля.

Обратимся к примеру реализации образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «История, обществозна-ние» / «История, иностранный язык» в Московском городском педагогическом университете. Первый этап реализации данной программы связан с инвариантной частью учебного плана [16], рассчитанного на всех обучающихся и связанного с профилем «История». Уже во втором семестре обучающиеся имеют право выбрать элективные курсы, которые должны помочь в том числе осуществить выбор второго профиля обучения. Дисциплины, соответствующие второму профилю обучения,

появляются в учебном плане последовательно, начиная со второго года обучения. Фундаментальные курсы методик преподавания отдельных предметов получают развитие в таких дисциплинах, как «Проблема оценивания образовательных результатов учащихся в процессе изучения предметов социально-гуманитарного цикла», «Управление образовательными системами: психолого-педагогические основы» и др. Эта же логика отражена в последовательности встраивания в учебный план практик. Первый курс обучения предлагает социокультурную практику — универсальный формат, соответствующий потенциалу разных профилей обучения [11]. Производственная педагогическая практика корреспондируется с прохождением базовых курсов методики преподавания соответствующих предметов.

Задача, касающаяся формирования функциональной грамотности, может быть решена при обеспечении реальной целостности в реализации образовательной программы при максимальной согласованности действий преподавателей, ведущих основные дисциплины и практики. Это непростая организационная задача для руководителя программы. Перечислим несколько способов ее решения при реализации образовательных программ.

Как правило, основные дисциплины могут идти несколько семестров и представлять собой своего рода каркас образовательной программы. В случае если к реализации данных дисциплин привлекается несколько преподавателей, разработка рабочей программы и фондов оценочных средств, которые определяют содержание формируемой функциональной грамотности, становится их коллективным делом. К несущим основную нагрузку дисциплинам относятся: «Методика обучения истории», «Методика обучения обществознанию», «Методика обучения иностранному языку». Таким образом обеспечивается внутреннее единство основных дисциплин.

Также выстраиваются междисциплинарные связи. К основным курсам в логике расширения изучения отдельных аспектов добавляются узкопрофильные учебные дисциплины. При выборе направления содержательного расширения учебного плана основным критерием становится, как правило, актуальность того или иного аспекта в современной системе образования данного профиля. Так, например, курс «Методика обучения истории» получил расширение такими дисциплинами, как «Актуальные проблемы внедрения историко-культурного стандарта»,

«Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по истории» и др. При разработке рабочих программ и фондов оценочных средств такого рода узкопрофильных учебных дисциплин преподаватели опираются на программы основных «системообразующих» дисциплин и согласовывают их между собой.

Интересен опыт инициативы по фактическому расширению образовательной программы за счет использования такого особого образовательного пространства, как «Школа историка». Ключевым условием успешности реализации данного проекта стала его согласованность с учебными планами по образовательным программам направления подготовки «Педагогическое образование», профили «История и обще-ствознание» и «История, иностранный язык». В проект «Школа историка» приглашаются студенты 2-го курса обучения. Для них участие в данном проекте становится пропедевтикой к курсу «Методика обучения истории». Участники проекта не только знакомятся с интересными, неординарными методическими разработками, связанными с историческим просвещением молодежи, но и пробуют свои силы в разработке аналогичных материалов. Студенты 3-4-го курсов, также участвующие в проекте, используют методические разработки «Школы историка» в качестве материалов для педагогических практик. А студенты выпускного курса могут использовать накопленный опыт в работе над выпускной квалификационной работой. Реализацию проекта «Школы историка» в значительной мере осуществляют те же педагоги, которые ведут преподавательскую деятельность в рамках основной образовательной программы.

Опыт включения в образовательные программы модульных экзаменов также предполагает взаимодействие педагогов, которые, согласовывая экзаменационные материалы, выстраивают общую логику изучения нескольких дисциплин, общие требования к системе аттестации, а также фактически выступают экспертами по отношению к реализации дисциплин в рамках образовательной программы. Кроме того, в проведении модульных экзаменов могут принимать участие и абсолютно независимые эксперты, например работодатели.

Образовательная программа в конечном счете ставит целью формирование профессиональных компетенций будущего педагога, что может быть достигнуто только при условии обеспечения особого характера деятельности студентов — осознанной включенности студентов в образовательный процесс. Как достичь личной заинтересованности

студента? Безусловно, работа с мотивацией студентов, использование активных и интерактивных форматов обучения, расширение проектной и творческой деятельности, создание условий для ситуации успешности студента — вот лишь небольшой перечень условий, обеспечивающих включенность студентов в образовательный процесс.

Важно учитывать особенности программ того уровня (бакалавриат или магистратура), который мы реализовываем. При общих подходах организация работы по реализации основных программ «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и уровне магистратуры имеет свои существенные отличия.

В настоящее время преподаватели Института гуманитарных наук осуществляют работу с программами бакалавриата «История и иностранный язык», «История и обществознание», «Право и обществознание», «Обществознание и экономика». На уровне магистратуры обучение идет по программам «Теория и методика обучения обществознанию и истории», «Формирование функциональной грамотности в социально-гуманитарном образовании».

Нацеливаясь на формирование функциональной грамотности, студенты программ бакалавриата демонстрируют свои первые педагогические этюды, выходят на педагогические практики, имеют первое знакомство с научными конференциями, включаются в написание выпускных квалификационных работ. Студенты магистратуры выполняют более сложные многоаспектные комплексные задания в контексте формирования функциональной грамотности школьников. Обязательным элементом обучения является их включение в работу над научными публикациями и непосредственное участие в научных конференциях. Являясь зачастую практикующими педагогами, магистранты проводят постоянную рефлексию организации образовательного пространства, в том числе в контексте возможностей формирования функциональной грамотности (способности к компетентному и эффективному действию, умения находить оптимальные способы разрешения проблем и воплощать найденные решения).

Педагогам важно обеспечивать такую образовательную среду, в которой студент может прикоснуться к педагогическому процессу, попробовать себя в роли участника образовательных отношений. В этом контексте интересен формат предъявления кейсов, в основу которых обычно бывает положена определенная проблемная педагогическая

ситуация. Обратимся к примеру.

Студентам может быть предложена работа над кейсом, к которому обучающиеся должны разработать свои сценарии разрешения актуализированной в нем проблемы.

Сценарии решения кейса должны включать в себя анализ исходной ситуации, формулировку проблемы и цель, которую ставит перед собой педагог. Приветствуется вариативность предлагаемых решений, обязательно должны быть обозначены педагогические риски (сложности, с которыми может столкнуться преподаватель).

В качестве сюжетов к кейсам могут быть предложены реальные ситуации из школьной жизни.

Например, студентам может быть предложена роль учителя обще-ствознания, классного руководителя 8-го класса, который узнал от учителя физкультуры, что его ученик сломал дверь женской раздевалки. Однако непосредственных доказательств того, что это сделал именно этот ученик, нет. Администрация школы ищет виновного, чтобы отремонтировать дверь. Коллеги предлагают возложить обязанность по ремонту на родителей учащегося. В ходе работы над кейсом необходимо разобраться в ситуации, выявить мотивы школьника, связать сложившуюся ситуацию с изучением курса «Обществознание».

У преподавателя университета есть возможность оценить предложенные студентами бакалавриата сценарии по следующим критериям:

- качество анализа исходной ситуации;

- формулировка проблемы;

- постановка учителем цели;

- соответствие решения сформулированной цели;

- убедительность и аргументированность;

- реалистичность решения;

- практичность предложенного решения;

- сформулированные педагогические риски;

- грамотность текста;

- лаконичность и ясность текста.

По каждому критерию предложенные сценарии можно оценить от 0 до 3 баллов.

Студенты прорабатывают кейсы индивидуально, предлагая свои сценарии разрешения проблемной ситуации. После этого предлагается разыграть кейс по ролям. Количество участников при этом зависит от

тех ролей, которые были предложены при описании сценария тем или иным студентом.

Важным элементом обучения бакалавров является знакомство с накопленным педагогическим наследием, разными педагогическими школами. В результате чтения фрагментов монографий, научных статей учащимся предлагается актуализировать полученную информацию, выполняя следующие задания:

- Сформулируйте три ключевых тезиса, изложенных во фрагменте статьи. Выберите один и подготовьтесь к обсуждению в группе.

- Вам предложено выступить на педагогическом совете, представив материалы данной статьи. Обсудите сценарий возможной презентации статьи в группе.

- Сформулируйте три вопроса для проведения дискуссии с коллегами. Прокомментируйте свой выбор вопросов. Обсудите сформулированные вопросы в группе.

Критериями оценивания выполнения данного задания могут быть, например, следующие:

- в выступлении сформулирована проблема;

- выдержан формат предъявления информации в виде выступления;

- в выступлении представлено несколько аспектов темы;

- суждения отражают собственную позицию по проблеме статьи;

- грамотно использованы педагогические термины;

- в выступлении содержится аргументация;

- в выступлении содержатся практические рекомендации;

- выступление структурировано;

- выступление построено стилистически грамотно и лаконично;

- даны полные ответы на вопросы однокурсников.

Интересным представляется опыт включения студентов в интерактивные формы организации образовательного процесса. Для бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и осваивающих программу по профилю «Обществознание и право», обязательным элементом обучения является участие в проведении правовых квестов. Правовой квест — это история, в основу которой положена некая сюжетная линия правонарушений, выстраиваемая вокруг главных героев. Учащимся предъявляется некая правовая ситуация, в которой они должны разобраться. Для этого совершается «путешествие» по нескольким «станциям», работу которых организуют студенты бакалавриата. Студенты,

представляясь героями сюжета, знакомят школьников с правовыми документами, дают оценку случившимся событиям от имени того героя, которого они играют. Противоречивость рассказанных историй, актуализация правовых документов способствуют активной включенности учащихся в квест. Сюжетами квестов выступают самые разные истории, например: нарушение права на отпуск несовершеннолетнего работника, нарушение права на образование при поступлении в колледж, решение вопроса о лишении родительских прав и др. [9]. Участие в такого рода мероприятиях позволяет и самим студентам лучше разобраться в содержании школьного правового образования и его потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты бакалавриата в большей мере работают с готовыми образцами заданий, направленными на формирование функциональной грамотности учащихся, а на этапе подготовки выпускной квалификационной работы приобщаются к разработке собственных методических материалов. При этом разрабатываемые материалы скорее являются комплексом заданий, созданных «по образцу». С переходом на программы магистратуры качественно меняется уровень сложности предъявляемых требований к студентам. Акценты смещаются в сторону целостного видения образовательной среды и образовательного процесса, самостоятельной разработки учебно-методических материалов для школы. Учебное задание остается главным инструментом в руках педагога. Однако при этом задания, которые разрабатывают магистры, носят более комплексный характер, а магистры более четко определяют педагогический потенциал разрабатываемых материалов в логике формирования функциональной грамотности.

Примером такого рода материалов могут служить задания, которые разрабатываются в виде некоторого информационного кейса и вопросов к нему. Информационная часть кейса содержит набор текстов, представленных в разных форматах. Обязательными элементами являются: фрагмент научно-популярной статьи; графическая информация (информация, представленная диаграммами, графиками и инфографиками); статистическая информация.

Педагог, обучающийся в магистратуре, должен продемонстрировать умение разрабатывать задания трех уровней трудности. Задания первого уровня трудности (формально-репродуктивного) связаны с простым выявлением информации и ее воспроизведением. Задания второго уровня трудности (содержательно-рефлексивного) предполагают ана-

лиз, оценку, синтез информации в определенных заданных условиях. Задания третьего уровня трудности (функционального) предполагают самостоятельную, творческую деятельность ученика на основе осмысления всех элементов информационного блока [2].

Что является результатом освоения образовательной программы? Как студент может оценить степень своей успешности? Какие критерии оценки могут стать основанием для выстраивания и корректировки образовательной траектории?

Традиционно «мерилом» успешности остается оценка за освоенную дисциплину, модуль, практику и т.д. Совокупность оценок может составить общее впечатление о результатах освоения образовательной программы студентом. Однако сегодня появляются новые показатели, которые позволяют фиксировать действительно высокие образовательные результаты при освоении программ высшей школы, включая определенные достижения по функциональной грамотности.

Так, важным показателем может быть включенность в разнообразные студенческие инициативы, связанные с осваиваемым профилем подготовки. «Школа историка», участие в студенческих конференциях и т.д.— эти формы активности собирают действительно мотивированных студентов, уже демонстрирующих определенный уровень профессиональной подготовки.

Еще одним крайне важным инструментом диагностики собственных достижений сегодня стало участие в разнообразных профессиональных конкурсах и чемпионатах. Задания, предлагаемые в рамках конкурсных программ, четко отражают вызовы современной школы. Умение продемонстрировать нестандартное занятие, провести тренинг, создать образовательный сайт, обеспечить дистанционное общение с родителями, в формате педагогического совета найти решение актуальных школьных проблем — эти и другие задания концентрируют внимание на сформи-рованности основных педагогических компетенций у будущего учителя. Эффект участия и победы важен не только самому участнику. Когда участник конкурсов, тем более победитель, «возвращается» в учебный процесс, он задает определенный уровень демонстрации образовательных результатов и тем, кто находится с ним рядом.

В помощь студентам в качестве расширения основных образовательных программ в институте гуманитарных наук действует «Школа профессионального роста», которая нашла описание в ряде публикаций [12; 13].

Отдельные направления деятельности этой школы популяризуют олимпийское конкурсное движение и доступны для всех желающих. Другие направления могут предполагать проведение серьезных конкурсных отборов, что также позволяет получить студенту обратную связь об уровне сформированное™ его компетенций, провести самооценку своих достижений.

Вывод

Целенаправленная слаженная работа профессорско-преподавательского состава по формированию функциональной грамотности у студентов — будущих учителей позволяет говорить о реализации возможностей программ «Педагогическое образование» в высшей школе в направлении формирования функциональной грамотности будущих учителей и обеспечивает приход в школу педагогов, готовых решать актуальные педагогические задачи.

Решение задачи по формированию функциональной грамотности обучающихся сегодня становится вопросом конкурентоспособности отдельного человека и конкурентоспособности страны в целом. Решение множества амбициозных задач, которые сегодня заявлены в программах национального развития, напрямую можно связывать с качеством подготовки выпускников образовательных организаций. Ключевую роль в этом процессе играет подготовка педагогических кадров страны.

Список источников

1. Бахарева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 198 с.

2. Воронцов А. Б., Львовский А. В., Нежнов П. Г. Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников (SAM): потенциал и возможности инструментария. М.: Russian Training Center, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/56856/ (дата обращения: 04.09.2023).

3. Жук О. Л. Подготовка будущих учителей к формированию функциональной грамотности учащихся // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: матер. XV Межд. науч.-практ. конференции. М.: РУДН, 2022. С. 36-41.

4. Калабухова Г. В., Сорокин А. А., Шаповал В. В. и др. Содержание и формы гуманитарного образования в высшей школе: взгляд современных участников образовательного процесса // Педагогическое образование и наука. 2018. № 5. С. 15-27.

5. Ковалева Г. С. Что такое функциональная грамотность? М.: ЯндексУчебник, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dcv8jUk_IKo&t=217s (дата обращения: 04.09.2023).

6. Кузибецкий А. Н. Функциональная грамотность педагога: сущность, виды, пути достижения // Функциональная грамотность: вызовы, решения, эффективные практики: матер. XXIII Межд. пед. чт. под науч. ред. А. Н. Кузибецкого и Л. К. Максимова. Волгоград: ГАУ ДПО «ВГАПО», 2023. С. 257-265.

7. Куницкая О. С., Погодина Е. К., Гришкевич Е. В. Модернизация системы профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся // Социально-психологические проблемы современного общества: пути решения (памяти профессора А. П. Орловой): сб. науч. ст. под науч. ред. Е. Л. Михайловой. Витебск: Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2022. С. 348-353.

8. Назарова Н. А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 239 с.

9. Право знать! Правовые квесты: учеб.-метод. пособие. Выпуск 1. М.: Книгодел, 2017. 130 с.

10. РутковскаяЕ. Л. Функциональная грамотность: от оценки к формированию // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. науч. ст. Вып. VIII / науч. ред. А. А. Сорокин. М.: Книгодел, 2021. С. 17-24.

11. РутковскаяЕ. Л., Половникова А. В. О работе педагогов с материалами банка заданий по финансовой грамотности: анализ опыта использования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 146-169.

12. Рябов В. В. Социально-гуманитарное образование в современном образовательном пространстве: реалии и тенденции: монография / В. В. Рябов, А. А. Сорокин, В. В. Шаповал и др. М.: Книгодел, 2018. 184 с.

13. Сорокин А. А. Социально-гуманитарное образование и модели организации социокультурной практики студентов: монография / А. А. Сорокин, Г. В. Калабухова, А. В. Половникова др. М.: Книгодел, 2021. 116 с.

14. Сорокин А. А., Половникова А. В. Подготовка педагога к организации учебного процесса в логике формирования функциональной грамотности обучающихся // КарДУ ХАБАРЛАРИ, 2020. № 4 (46). С. 178-183.

15. Сорокин А. А., Половникова А. В. Подготовка учителей истории и обществознания в ходе реализации программ высшего образования: от формирования ценностный установок до алгоритмов формирования умений будущих профессионалов // Инновационная деятельность в образовании: матер. XVII Межд. науч.-практ. конф. под общ. ред. Г. П. Новиковой. Ярославль — Москва: Канцлер, 2023. С. 57-65.

16. Тетина С. В., Гутрова Ю. В. Совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 3 (52). С. 94-102.

17. Тумашева О. В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3 (36). С. 3.

18. Учебные планы института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/obrazovanie/institutes/ign/documents/ (дата обращения: 05.09.2023).

References

1. BaharevaE. V. Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelja po formirovaniju funkcional'noj gramotnosti uchashhihsja osnovnoj shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2009. 198 s. [In Rus].

2. Voroncov A. B., Lvovskij A. V., Nezhnov P. G. Monitoring uchebno-predmetnyh kompetencij shkol'nikov (SAM): potencial i vozmozhnosti instrumentarla. M.: Russian Training Center, 2011 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.myshared.ru/slide/56856/ (data obrashhenija: 04.09.2023). [In Rus].

3. Zhuk O. L. Podgotovka budushhih uchitelej k formirovaniju funkcional'noj gramotnosti uchashhihsja // Vysshaja shkola: opyt, problemy, perspektivy: mater. XV Mezhd. nauch.-prakt. konferencii. M.: RUDN, 2022. S. 36-41. [In Rus].

4. Kalabuhova G. V., Sorokin A. A., Shapoval V. V. i dr. Soderzhanie i formy gumanitarnogo obrazovanija v vysshej shkole: vzgljad sovremennyh uchastnikov obrazovatel'nogo processa // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2018. № 5. S. 15-27. [In Rus].

5. Kovaleva G. S. Chto takoe funkcional'naja gramotnost'? M.: JandeksUchebnik, 2020 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dcv8jUk_IKo&t=217s (data obrashhenija: 04.09.2023). [In Rus].

6. Kuzibeckij A. N. Funkcional'naja gramotnost' pedagoga: sushhnost', vidy, puti dostizhenija // Funkcional'naja gramotnost': vyzovy, reshenija, jeffektivnye praktiki: mater. XXIII Mezhd. ped. cht.

pod nauch. red. A. N. Kuzibeckogo i L. K. Maksimova. Volgograd: GAU DPO «VGAPO», 2023. S. 257-265. [In Rus].

7. Kunickaja O. S., Pogodina E. K., Grishkevich E. V. Modernizacija sistemy professional'noj pod-gotovki budushhih pedagogov k formirovaniju funkcional'noj gramotnosti obuchajushhihsja // Social'no-psihologicheskie problemy sovremennogo obshhestva: puti reshenija (pamjati professora A. P. Orlovoj): sb. nauch. st. pod nauch. red. E. L. Mihajlovoj. Vitebsk: Vitebskij gos. un-t im. P. M. Masherova, 2022. S. 348-353. [In Rus].

8. Nazarova N. A. Razvitie funkcional'noj gramotnosti studentov pedagogicheskogo vuza v uslovijah gu-manitarizacii obrazovatel'nogo processa: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2007. 239 s. [In Rus].

9. Pravo znat'! Pravovye kvesty: ucheb.-metod. posobie. Vypusk 1. M.: Knigodel, 2017. 130 s. [In Rus].

10. Rutkovskaja E. L. Funkcional'naja gramotnost': ot ocenki k formirovaniju // Aktual'nye voprosy gu-manitarnyh nauk: teorija, metodika, praktika: sb. nauch. st. Vyp. VIII / nauch. red. A. A. Sorokin. M.: Knigodel, 2021. S. 17-24. [In Rus].

11. Rutkovskaja E. L., Polovnikova A. V. O rabote pedagogov s materialami banka zadanij po finansovoj gramotnosti: analiz opyta ispol'zovanija // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2023. T. 2, № 1 (90). S. 146-169. [In Rus].

12. Rjabov V. V. Social'no-gumanitarnoe obrazovanie v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: re-alii i tendencii: monografija / V. V. Rjabov, A. A. Sorokin, V. V. Shapoval i dr. M.: Knigodel, 2018. 184 s.

13. Sorokin A. A. Social'no-gumanitarnoe obrazovanie i modeli organizacii sociokul'turnoj praktiki studentov: monografija / A. A. Sorokin, G. V. Kalabuhova, A. V. Polovnikova dr. M.: Knigodel, 2021. 116 s. [In Rus].

14. Sorokin A. A., Polovnikova A. V. Podgotovka pedagoga k organizacii uchebnogo processa v logike formirovanija funkcional'noj gramotnosti obuchajushhihsja // KarDU HABARLARI, 2020. № 4 (46). S. 178-183. [In Rus].

15. Sorokin A. A., Polovnikova A. V. Podgotovka uchitelej istorii i obshhestvoznanija v hode realizacii programm vysshego obrazovanija: ot formirovanija cennostnyj ustanovok do algoritmov formirovanija umenij budushhih professionalov // Innovacionnaja dejatel'nost' v obrazovanii: mater. XVII Mezhd. nauch.-prakt. konf. pod obshh. red. G. P. Novikovoj. Jaroslavl' — Moskva: Kancler, 2023. S. 57-65. [In Rus].

16. Tetina S. V., Gutrova Ju. V. Sovershenstvovanie kompetencij pedagogov v professional'nom pole po voprosam formirovanija u obuchajushhihsja funkcional'noj gramotnosti // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov. 2022. № 3 (52). S. 94-102. [In Rus].

17. Tumasheva O. V. Gotovnost' budushhego uchitelja k formirovaniju funkcional'noj gramotnosti obu-chajushhihsja // Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. T. 9, № 3 (36). S. 3. [In Rus].

18. Uchebnye plany instituta gumanitarnyh nauk GAOU VO MGPU: oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.mgpu.ru/obrazovanie/institutes/ign/documents/ (data obrashhenija: 05.09.2023). [In Rus].

Информация об авторах

Е. Л. Рутковская — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования

А. В. Половникова — кандидат педагогических наук, доцент, профессор, заместитель начальника департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук

А. А. Сорокин — кандидат педагогических наук, доцент, профессор, начальник департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук

Information about the authors

E. L. Rutkovskaya — PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of Social and Humanitarian General Education A. V. Polovnikova — PhD (Education), Associate Professor, Professor, Deputy Head of Department A. A. Sorokin — PhD (Education), Associate Professor, Professor, Head of Department Methods of Teaching Social and Human Sciences

Статья поступила в редакцию 26.10.2023; одобрена после рецензирования 17.11.2023; принята к публикации 16.01.2024. The article was submitted 26.10.2023; approved after reviewing 17.11.2023; accepted for publication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.