Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНОГО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНОГО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / читательская грамотность / современное образование / учебные задачи / читательские умения / functional literacy / reading literacy / modern education / educational tasks / reading skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голочалова Л. В., Нестеренко А. Ю., Рябенко Т. Н.

Статья предназначена для учителей начальных классов, учителей-предметников, реализующих программы основного и среднего (полного) общего образования. В ней раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного и среднего общего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL (READING) LITERACY OF STUDENTS AS ONE OF PRIORITY INDICATORS OF MODERN EDUCATION

Article is intended for primary school teachers, subject teachers who implement programs of basic and secondary (full) general education. It reveals the features of the formation of reading literacy in teaching students at the stage of obtaining basic and secondary general education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНОГО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373.1 Голочалова Л.В., Нестеренко А.Ю., Рябенко Т.Н.

Голочалова Л.В.

методист

Белгородский институт развития образования (г. Белгород, Россия)

Нестеренко А.Ю.

учитель английского языка Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области (г. Белгород, Россия)

Рябенко Т.Н.

старший методист Белгородский институт развития образования (г. Белгород, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНОГО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: статья предназначена для учителей начальных классов, учителей-предметников, реализующих программы основного и среднего (полного) общего образования. В ней раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного и среднего общего образования

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, современное образование, учебные задачи, читательские умения.

Формирование функциональной грамотности - вопрос актуальный для учителей, школьников и родителей, но, вместе с тем, и неновый.

Почему мы сегодня так часто говорим о функциональной грамотности? В настоящее время уровень погруженности педагогов в тему очень разный: некоторые уже активно работают по теме, а кто-то только включается в процесс работы, не понимая важности развития функциональной грамотности.

Формирование читательской грамотности у обучающихся, как одного из видов функциональной грамотности - важная составляющая современного образования. Современный выпускник школы должен быть компетентным читателем, способным использовать чтение как средство самообразования.

Важно рассмотреть определение читательской грамотности. Читательская грамотность - умение читать, понимать и анализировать содержание текста, способность извлекать и интерпретировать информацию, на основе текста решать учебные задачи, а также задачи повседневной жизни.

Существенным фактором, влияющим на развитие читательских умений школьников, является продолжительность времени, потраченного на чтение ради удовольствия. Как показывают результаты исследований, читательские умения развиты у школьников, которые читают каждый день более одного часа.

Развивать грамотность необходимо на различных учебных предметах. Педагоги должны использовать разнообразные методики обучения и включать в работу различные виды заданий, направленных на:

- нахождение и вычленение фрагментов в тексте, требующих ответа на поставленный вопрос,

- выстраивание последовательности изложенных событий, формулирование выводов,

- поиск связей между фрагментом текста и его идеей,

- обозначение лексического значения незнакомых терминов,

- изучение метафоры и работа с ней,

- работа с иллюстративным материалом (вычленение информации, опираясь на названия рисунков, диаграмм, схем и т.д.)

Для того, чтобы формировать читательское умение разъяснять и объединять информацию из текста необходимо предлагать задания, заключающиеся в:

- выделении основной и второстепенной информации,

- нахождении аргументов в тексте для обоснования выдвинутых утверждений,

- ответе на вопрос в письменной форме (последовательно и связно аргументированной мысли),

- установлении системы доводов для обоснования определенной позиции,

- формировании причинно-следственных связей между информационными фрагментами текста,

- выделении совпадений в различных точках зрения, разграничении общепринятой и авторской трактовки события,

- распознавании информации, указанной в тексте.

С целью формирования читательского умения оценивать и систематизировать содержание текста, рекомендуется выполнять задания, в которых после прочтения текста следует:

- размышлять об информации, представленной в тексте,

- анализировать текста с точки зрения нравственных ценностей,

- логически рассуждать на основе данной информации,

- выражать свою точку зрения о поднятых в тексте проблемах,

- делать упор на детали текста при оценке его содержания.

На занятиях внеурочной деятельностью необходимо организовывать занятия поддерживающего чтения. Это могут быть читательские уголки в классных кабинетах, а также литературные клубы в библиотеках.

Организация внешкольной деятельности играет важную роль для формирования читательской грамотности. Общеобразовательным организациям необходимо совместно работать над данным вопросом с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, учреждениями культуры.

Находить возможности самообразования по вопросам читательской грамотности.

Основной и главный инструмент для формирования функциональной (читательской) грамотности в общеобразовательной школе является учебный текст. Поэтому важно предлагать обучающимся разнообразные виды текстов:

1) с различными методами представления информации,

2) соответствующие учебным целям,

3) различных форм и стилей,

4) для выполнения различных учебных задач.

В процессе обучения широко применяется разнообразный спектр текстов, каждый из которых выполняет особую роль в формировании читательской грамотности:

1) Тексты предметной направленности. Ориентированы на установление определенных понятийных структур. Предоставляют объем знаний, необходимый для усвоения предметной области. Представлены в различных форматах: учебные статьи, очерки или фрагменты параграфов.

2) Тексты инструктивной ориентации. Основная цель - поддержать учеников в организации их учебной деятельности. Представлены в виде алгоритмов, планов, моделей и таблиц, способствуя развитию у учащихся готовности к самостоятельному решению учебных задач.

3) Тексты ценностной сформированности. Создают условия для развития убеждений, взглядов, критериев и оценок учащихся. К ним относятся литературные произведения, исторические документы и другие материалы, которые формируют ценностное отношение к окружающему миру и способствуют моральному и этическому воспитанию.

Формирование читательской грамотности на уроках имеет свои особенности. При изучении любого предмета учащиеся овладевают текстовыми нормами, благодаря чему развиваются их коммуникативные умения в области восприятия, анализа, интерпретации и оценки текстовой информации.

Взаимодействие между учителем и учениками в процессе работы с текстом и его формой играет ключевую роль. Необходимо выделить три ключевых этапа.

1. Предварительный этап работы с текстом:

- Определение цели и стратегии чтения для выбора наиболее эффективного подхода.

- Прогнозирование содержания текста по заголовку, что активизирует критическое мышление.

- Анализ языковых особенностей текста (лексики, стиля, структуры и др.) для лучшего понимания.

- Разъяснение значения эпиграфа (для лучшего понимания).

Примерные варианты заданий на предварительном этапе:

1) Ознакомьтесь с фрагментом из... Какую тему затронул автор? С какой целью, по-вашему...?

2) Представлен отрывок из романа/стихотворения....

3) Как вы думаете, о чем идет речь в данном тексте? Ознакомьтесь с текстом и определите его заголовок.

4) Бегло прочитайте текст и сформулируйте его главную тему или идею.

5) Прочитайте введение и заключение текста. Какая проблема, на ваш взгляд, поднимается в этом произведении?

6) Прочитайте высказывание ученика на разговорном языке. Почему такая речь может вызвать недоумение?

7) Прочитайте и сравните два текста. Обсуждается ли в них одна и та же проблема или разные?

8) Прочитайте отрывок текста и докажите его принадлежность к научному стилю.

2. Текстовый этап:

- Чтение целиком или по частям.

- Сопоставление прочитанного с составленным ранее планом или гипотезами.

- Проверка точности сделанных на предварительном этапе прогнозов.

3. Послетекстовый этап:

- Формулировка вопросов, ответы на которые можно найти в тексте.

- Составление структурированного плана текста.

- Выделение ключевых слов и предложений, содержащих основную

мысль.

- Пересказ основного содержания своими словами.

- Обсуждение связи текста с эпиграфом.

- Подбор синонимов к ключевым терминам и понятиям.

- Выражение собственного мнения о прочитанном и его интерпретация.

- Составление кратких описаний произведения, формулирование основных тезисов.

- Творческое переосмысление текста (написание эссе, создание рисунков и т.п.).

Для эффективной работы над формированием грамотности у читателей рекомендуется обращаться к современным информационным ресурсам, таким как «Российская электронная школа» и «Учи.ру».

Использование ресурса «Учи.ру» способствует формированию читательской грамотности, направленной на самостоятельное добывание новых знаний и применение их на практике, оценивание своих результатов и стремление к саморазвитию. Каждый ученик получает возможность самостоятельно работать над определёнными темами по всем предметам в комфортном темпе с необходимым количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки.

Образовательная платформа «Российская электронная школа» не только способствует повышению компетентности учителей, но и помогает ученикам совершенствовать навыки грамотного чтения. Использование этого ресурса, где материалы упорядочены по классам в виде каталогов, позволяет создавать задания для развития вдумчивого чтения, разрабатывать варианты и проверять читательские навыки через диагностические работы.

Помимо этого, на платформе «Российская электронная школа» представлено множество ресурсов (видеоуроки, интерактивные задания, иллюстративные материалы, фильмы, спектакли), которые вызывают интерес учеников к изучаемому предмету.

Таким образом, развитие читательской грамотности является приоритетным направлением в современном образовании. Навыки чтения должны формироваться и совершенствоваться на уроках, а также во внеурочных мероприятиях. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение - это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». Поэтому требуется систематическое и целенаправленное обучение навыкам аналитического чтения. Используя методы быстрого и эффективного чтения, мы получим грамотного и думающего человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голубчик Т.В. Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях цифровой трансформации общества // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2021. - № 4(56). - С. 24-31;

2. Машарова Т.В. Управленческие аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы конференции, Москва, 08 апреля 2022 г. С. 117-124;

3. Мерзлякова Н.В. Развитие читательских умений обучающихся на уроках русского языка в основной школе в контексте проблемы формирования функциональной грамотности // Слово. Словесность. Словесник: Материалы конференции, Рязань, 21 апреля 2022 г. С. 298-302;

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Василий Александрович Сухомлинский. - Москва: Концептуал, 2016. - 312 с.

Golochalova L. V., Nesterenko A. Yu., Ryabenko T.N.

Golochalova L.V.

Belgorod Institute of Educational Development (Belgorod, Russia)

Nesterenko A.Yu.

Pyatnitskaya secondary school Volokonovsky district of Belgorod region (Belgorod, Russia)

Ryabenko T.N.

Belgorod Institute of Educational Development (Belgorod, Russia)

FORMATION OF FUNCTIONAL (READING) LITERACY OF STUDENTS AS ONE OF PRIORITY INDICATORS OF MODERN EDUCATION

Abstract: article is intended for primary school teachers, subject teachers who implement programs of basic and secondary (full) general education. It reveals the features of the formation of reading literacy in teaching students at the stage of obtaining basic and secondary general education

Keywords: functional literacy, reading literacy, modern education, educational tasks, reading skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.