Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА'

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / АППРОКСИМИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ / АУТЕНТИЧНЫЙ ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ / ИНТУИТИВНО-ИМИТАТИВНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИТИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А.

Введение. Статья посвящена особенностям формирования фонетических навыков у будущих учителей. Особое внимание уделяется эффективности применения аутентичного песенного материала, позволяющего сформировать аппроксимированное произношение на изучаемом иностранном языке. Цель статьи - рассмотреть целесообразность внедрения аутентичного песенного материала в традиционный процесс обучения иностранному языку и доказать его эффективность для более успешного восприятия иноязычных фонем, лексических единиц, фразовых единств и текстов на слух, а также для их правильного произношения согласно фонетическим нормам. Материалы и методы. В статье рассматриваются основные подходы к формированию фонетических навыков обучающихся, делается обзор основных методических приемов. Выделяются преимущества использования аутентичного песенного материала, который позволяет эффективно решать задачи по формированию фонетических навыков у будущих учителей иностранного языка. Авторы освещают этапы работы с аутентичным песенным материалом для достижения поставленных целей. Аутентичный песенный материал позволяет познакомить обучающихся с фонетическими особенностями различных уровней языка, а также с его диалектальными и сленговыми фонетическими особенностями. Благодаря этому обучающиеся учатся воспринимать, анализировать и проводить сравнительно-сопоставительную характеристику фонетического строя изучаемого иностранного языка. Результаты. Авторами выделены основные критерии для отбора аутентичного песенного материала, а именно: содержательный лингвопотенциал песни, ее темп и ритмико-интонационные особенности, соответствующие целевой группе. Данные критерии легли в основу специально разработанных методических рекомендаций «Moderne Musikszene Deutschlands», направленных на более эффективное формирование фонетических навыков. Обсуждение. Авторы обобщают и осмысливают результаты контент-анализа работ ученых и практикующих учителей по проблеме использования в процессе обучения иностранному языку аутентичных песенных материалов. Делается вывод о том, что результаты проделанной авторами работы, такие как выделенные критерии для отбора аутентичного песенного материала и содержание авторских методических рекомендаций «Moderne Musikszene Deutschlands» в основном соотносятся с методическими позициями и точками зрения других авторов и ученых. Заключение. Опыт работы по формированию фонетических навыков у будущих учителей иностранного языка доказывает эффективность применения аутентичного песенного материала, позволяющего не только сформировать аппроксимированное иноязычное произношение, но и познакомить их с культурными реалиями, традициями и музыкальной сценой страны изучаемого языка. Этап дидактизации делает возможным включение обучающихся в квазипрофессиональную деятельность, что готовит их к более успешному вхождению в профессию. Основные положения: - проанализированы интуитивно-имитативный и аналитико-лингвистический подходы с целью формирования фонетических навыков обучающихся; - рассмотрены методы и приемы для формирования фонетических навыков обучающихся, обоснована эффективность применения аутентичного песенного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHONETIC SKILLS OF STUDENTS ON THE BASIS OF AUTHENTIC SONG MATERIAL

Introduction. The article is devoted to the peculiarities of the formation of future teachers’ phonetic skills. Particular attention is paid to the efficiency of the use of authentic song material, which allows to form an approximate pronunciation in the studied foreign language. The purpose of the article is to consider the feasibility of introducing authentic song material into the traditional process of foreign language teaching and to prove its efficiency for more successful perception of foreign phonemes, lexical units, phrasal units and texts by ear, as well as for their correct pronunciation according to phonetic norms. Materials and Methods . The article discusses the main approaches to the formation of phonetic skills of students, an overview of the main methodological techniques is made. The advantages of using authentic song material are highlighted, which allows to solve effectively the problems of future foreign language teachers’ phonetic skills’ developing. The authors highlight the stages of work with authentic song material to achieve the goals. Authentic song material allows students to get acquainted with the phonetic features of different levels of the language, as well as with its dialectal and slang phonetic features. Thanks to this, students learn to perceive, analyze and conduct a comparative characteristic of the phonetic structure of the foreign language being studied. Results. The authors have identified the main criteria for the selection of authentic song material, namely: the meaningful linguistic potential of the song, its tempo and rhythmic-intonation features corresponding to the task force. These criteria formed the basis of the specially developed methodological recommendations “Modern music scene in Germany”, aimed at more effective formation of phonetic skills. Discussion . The authors summarize and comprehend the results of the content analysis of works of scientists and practicing teachers on the problem of using authentic song materials in the process of teaching foreign language. It is concluded that the results of the work done by the authors, such as the dedicated criteria for the selection of authentic song material and the content of the developed by the authors methodological recommendations “Modern music scene in Germany”, are mainly correlated with the methodological positions and points of view of other authors and scientists. Conclusion. The experience of work on the formation of future foreign language teachers’ phonetic skills proves the efficiency of using authentic song material, which allows not only to form an approximate foreign language pronunciation, but also to acquaint them with the cultural realities, traditions and musical scene of the country of the language being studied. The didactization stage makes it possible for students to engage in quasi-professional activities, which helps them in training for a more successful entry into the profession. Highlights: The intuitive-imitative and analytical-linguistic approaches were analyzed in order to form the phonetic skills of students; Methods and techniques for the formation of phonetic skills of students are considered, the efficiency of the use of authentic song material is substantiated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА»

§ ж

О !

я

S

«о SJ

»а а

йн

^

Si «

Ж

50

Ж

о

tq ^

hq

Научная статья

УДК 378.4 : 811.11-112

ББК 74.489 : 81.432.4-9 : 85.31

DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.004

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: baronenkoea@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-5980-5450

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: raisvihya@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация

Введение. Статья посвящена особенностям формирования фонетических навыков у будущих учителей. Особое внимание уделяется эффективности применения аутентичного песенного материала, позволяющего сформировать аппроксимированное произношение на изучаемом иностранном языке. Цель статьи — рассмотреть целесообразность внедрения аутентичного песенного

© Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А., 2023

материала в традиционный процесс обучения иностранному языку и доказать его эффективность для более успешного восприятия иноязычных фонем, лексических единиц, фразовых единств и текстов на слух, а также для их правильного произношения согласно фонетическим нормам.

Материалы и методы. В статье рассматриваются основные подходы к формированию фонетических навыков обучающихся, о делается обзор основных методических приемов. Выделяются

1

3

0

преимущества использования аутентичного песенного материала, §

1

л ^

0 ж №

S

1

д

№ о

который позволяет эффективно решать задачи по формированию фонетических навыков у будущих учителей иностранного языка. Авторы освещают этапы работы с аутентичным песенным материалом для достижения поставленных целей. Аутентичный песенный материал позволяет познакомить обучающихся с фонетическими особенностями различных уровней языка, а также с его диалектальными и сленговыми фонетическими особенностями.

ж а №

О* 0

№ о

Л |

Благодаря этому обучающиеся учатся воспринимать, анализиро- и

о

вать и проводить сравнительно-сопоставительную характери- ж

а о

о

ж о

№ №

У

3

е ж

тельный лингвопотенциал песни, ее темп и ритмико-интонацион- и

ж

о

^ о

ж

е

о е

ж ж о

^ о

стику фонетического строя изучаемого иностранного языка.

Результаты. Авторами выделены основные критерии для отбора аутентичного песенного материала, а именно: содержа-

ные особенности, соответствующие целевой группе. Данные критерии легли в основу специально разработанных методических рекомендаций «Moderne Musikszene Deutschlands», направленных на более эффективное формирование фонетических навыков.

Обсуждение. Авторы обобщают и осмысливают результаты 1 контент-анализа работ ученых и практикующих учителей по проблеме

с

'S

а

ÜH

о к н е н о

з

а

tq

использования в процессе обучения иностранному языку аутентичных песенных материалов. Делается вывод о том, что результаты проделанной авторами работы, такие как выделенные критерии для отбора аутентичного песенного материала и содержание авторских методических рекомендаций «Moderne Musikszene Deutschlands» в основном соотносятся с методическими позициями и точками зрения других авторов и ученых.

Заключение. Опыт работы по формированию фонетических навыков у будущих учителей иностранного языка доказывает эффективность применения аутентичного песенного материала, позволяющего не только сформировать аппроксимированное иноязычное произношение, но и познакомить их с культурными реалиями, традициями и музыкальной сценой страны изучаемого языка. Этап дидактизации делает возможным включение обучающихся в квазипрофессиональную деятельность, что готовит их к более успешному вхождению в профессию.

Ключевые слова: будущие учителя иностранного языка; фонетические навыки; аппроксимированное произношение; аутентичный песенный материал; интуитивно-имитативный под-

ко

н

е

з

Vi?

о

озо

к ход; аналитико-лингвистический подход.

Основные положения:

g - проанализированы интуитивно-имитативный и анали-

зе

тико-лингвистический подходы с целью формирования фонети-

^ ческих навыков обучающихся;

о

- рассмотрены методы и приемы для формирования фоне-

тических навыков обучающихся, обоснована эффективность применения аутентичного песенного материала.

1 Введение (Introduction)

В контексте актуальных требований к подготовке будущих учителей иностранного языка на первый план выходит их умение понимать звучащую речь на иностранном языке, а также адекватно реагировать на поставленные вопросы с учетом существующих фонетических норм. Исходя из этого, при подготовке будущих учителей иностранного языка большую роль приобретает умение правильно произносить и воспринимать на слух фонемы о и фонематические единства, а также интонационно правильно |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

выстраивать продуктивное высказывание в зависимости от его §

ж

коммуникативной цели. Сформированные на должном уровне фо- ^

о

нетические навыки позволят избежать искажение значения лекси- №

ческих единиц, что будет способствовать более успешной реализации коммуникативных целей.

Следует отметить, что этапы формирования аппроксимированного произношения базируются на общепринятых дидактических принципах и традиционно делятся на следующие: объяснение, закрепление, применение, автоматизация и контроль. В процессе формирования фонетических навыков необходимо обратить внимание обучающихся на сходство и различие звукопроизносительных особенностей родного и иностранного языков, что позволит изменить артикуляционную базу и представление обучающихся о рит-мико-интонационном оформлении продуктивного иноязычного высказывания. Перед современным педагогом стоит задача — научить обучающихся правильно ставить ударение в лексических

ж §

О* 0

№ о

Л

Л

§

£

о §

о

о о № №

У

№ о

|

Л о

о

§ о

а № 8 №

0

единицах разного типа; учитывать ритмические и интонационные §

о

особенности изучаемого иностранного языка, ориентироваться в

интонационном разнообразии моделей предложений и дифферен- I

1

цировать их на слух. §

Фонетические навыки делятся на аудитивные и интонационно-ритмические. Аудитивные навыки включают слуховые, позволяющие дифференцировать фонему, отдельное слово и предложение в целом на изучаемом иностранном языке, а также произносительные навыки, подразумевающие правильную артикуляцию звуков как изолированно, так и в слове, в словосочетании и в предложении. Интонационно-ритмические навыки направлены на правильное интонирование и выделение ритмических групп в продуктивном высказывании.

Целью обучения иностранному языку будущих учителей является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на достаточно высоком уровне, который позволяет, с одной стороны, эффективно достигать решения коммуникативной задачи при иноязычном общении, а с другой стороны - правильно организовать процесс обучения иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

| Формирование фонетических навыков принято осуществ-

ен р

лять на основе интуитивно-имитативного и аналитико-лингви-

стического подходов.

В основе интуитивно-имитативного подхода лежит меха-

чаемого иностранного языка. Аналитико-лингвистический под-

41

о !

^ низм подражания звуковому составу и ритмическим группам изу-

50

8

»а

§

йн

^ ход нацелен на когнитивное усвоение звуков иностранного языка,

^ а именно: на изучение особенностей артикуляционного аппарата

о

а

ое при произношении звуков изучаемого иностранного языка, ана

оо

^ лиз их сходств и различий со звуками родного языка. ^ Опыт работы по подготовке будущих учителей иностран-

ного языка позволяет сделать вывод о том, что для формирования фонетических навыков на достаточно высоком уровне необходим синтез обозначенных выше подходов. На данном этапе существует разнообразная палитра эффективных средств обучения приближенному к реальному произношению, а именно: скороговорки, пословицы, крылатые фразы, стихотворные вербальные формы, расширяющие лингвистический кругозор обучающихся и знакомящие их с устным народным творчеством страны изучаемого языка. Однако следует отметить, что особая роль при формировании фонетических навыков отводится аутентичным материалам, которые

выступают как средство интериоризации полученных знаний по ар- ж

е

тикуляции, ритмическому оформлению фразовых единиц, а также 1

ео

фонологических особенностей изучаемого иностранного языка. и В современной методике обучения иностранному языку принято считать, что аутентичным является материал из оригинального источника, отвечающий требованиям соответствующего фонетического, лексического и грамматического наполнения, информаци- | онно естественный и делающий процесс обучения иностранному языку более насыщенным и результативным [1]. Таким образом, а

оо

посредством использования аутентичных аудиоматериалов реали- жо

№ е

у

зуется аналитико-лингвистический подход. В то же время предъявляемый обучающимся аутентичный материал позволяет им имитировать артикуляционные, ритмические и интонационные особенности фонетического строя изучаемого иностранного языка, что отвечает требованиям интуитивно-имитативного подхода. Тем не менее, как справедливо отмечает З. И. Трубина, «аутентичные аудиоматериалы помогают решить учебные и образовательные за-

в

и

и

р о § ж и е

ж

а №

о* 0

№ о 1

л ж

з

и

1 ж о

г о

ж

е

о е ж ж о

г о

дачи только при правильной организации самого задания, так как и

л

материал сам по себе очень информативен» [2, 203]. а

Нельзя не отметить неоспоримое достоинство аутентичных материалов для повышения коммуникативно-познавательной мотивации обучающихся, что позволяет не только узнать культуру страны изучаемого языка, но и учит ориентироваться в повседневных реалиях. Обучающиеся погружаются в квазиреальные ситуации жизни в стране изучаемого языка:

- они знакомятся при отработке фонетических навыков с такими реалиями бытовой жизни, как объявления, вывески, рекламные проспекты, меню, расписание и так далее;

- им предъявляется продукция средств массовой информации в виде газет, журналов, рекламных роликов, телепередач, ин-тернет-контентов и так далее;

- обучающимся предлагаются поэтические произведения и песенный материал для отработки аудитивных, фонетических и интонационных навыков как с целью ознакомления с культурным наследием страны изучаемого языка, а также для понимания современных реалий.

о

ок Владение фонетическими навыками на достаточно высо-

о

I

§

о «

к

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ком уровне позволяет обучающимся воспринимать на слух речь

О разного уровня, а именно:

¡^ - речь средств массовой информации, официальных вы-

ступлений, театра и телевидения;

| 50

8

»а

- разговорную речь носителей изучаемого языка;

- некоторые диалектальные особенности изучаемого иностранного языка.

§ Для достижения поставленной цели обучающиеся должны

^ уметь проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаем емых фонетических явлений на всех вышеназванных уровнях

изучаемого иностранного языка. Реализация поставленных целей по формированию фонетических навыков на должном уровне будет более успешной, если в процессе обучения будет систематически использоваться аутентичный песенный материал, который позволит обучающимся не только слышать звуки и правильно произносить их, анализировать интонемы и осуществлять ритмическое членение фразового единства, но и познакомит с социокультур- о ными аспектами жизни страны изучаемого языка, с ее музыкальной сценой, что представляется особенно важным, поскольку, как утверждают З. И. Коннова и Г. В. Семенова, полноценное формирование

и

и

о

№а ж

и е

ож

всех компонентов социокультурной и социолингвистической ком- е

и

1 е о к

петенций в их диалектическом единстве и взаимодействии способствует овладению обучающимися необходимыми для адекватной межкультурной профессионально-ориентированной коммуникации на иностранном языке социокультурными знаниями и умениями [3].

Нельзя не отметить такие преимущества песенного материла, как тренировка слуховой памяти, активизация аудитивной и памяти, формирование познавательного интереса к изучаемому иностранному языку, восприятие аутентичного фонетического образа текста, многократное повторение аутентичного аудитив-ного контента с целью более эффективного запоминания, а также

Работа с песенным материалом может быть разделена на

- этап предъявления песни. На этом этапе обучающиеся

ж а

о*

ко №

о 1 а |

№ ж

знакомство с диалектальными вариантами изучаемого иностран- и

жо

ного языка. г

о

ж е о е

ж

следующие этапы: г

о

знакомятся с авторами и исполнителями данного музыкального и

ал

произведения, историей его создания и основной идеей; а

- этап закрепления языкового материала. Данный этап предполагает перевод песни, отработку новой лексики и тренировку фонетических особенностей;

- этап воспроизведения песенного материала, базирующегося на проведении аналогии фонетических явлений, а также на употреблении их в процессе речевого взаимодействия.

- этап дидактизации песенного материала. На данном этапе основное внимание уделяется составлению комплекса фонетических упражнений, направленных на отработку основных фонетических явлений и формирование фонетических навыков у обучающихся. На этапе дидактизации будущие учителя иностранного языка готовятся к профессиональной деятельности, осваивая не только фактический фонетический материал изучаемого иностранного языка, но и знакомятся с основными принципами дидактизации учебного материала, конечным продуктом их деятельности на этом этапе является разработка комплекса заданий по конкретному песенному материалу.

Представленные выше положения были учтены при созда-

g

g 3 Результаты (Results)

0

1

О нии методических рекомендаций „Moderne Musikszene

¡^ Deutschlands" для студентов направления подготовки 44.03.05 —

§ Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки,

О 'S

уровень образования — бакалавриат), направленность (профиль) ^ «Немецкий язык. Английский язык», «Английский язык. Немец-

о кий язык». При выборе песенного материала мы опирались на

ä

§ следующие критерии: ^ - обучающий содержательный лингвопотенциал песни,

hq предполагающий соответствие содержания изучаемой теме с целью

эффективной интеграции в традиционный процесс обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется при этом тренировке грамматических структур, введению новых лексических единиц и их закреплению, знакомству с идиоматическими выражениями, сленговыми и диалектальными явлениями;

- возрастная категория обучающихся и сфера их познавательных интересов. При этом учитываются психолого-педагоги- о ческие особенности возрастной группы и сфера интересов, опре-

- темп песни и ее ритмико-интонационные особенности. Предпочтение отдается мелодичным, с хорошо запоминающейся рифмой песням, либо песням, обладающим четким ритмом.

При формировании фонетических навыков у будущих учителей иностранного языка посредством песенного материала мы опирались на следующие положения: индивидуальный характер обучения с учетом уровня языкового развития обучающихся; комплексный характер обучения (связь песенного материала с содер- | жанием рабочей программы дисциплины); фасилитарный принцип взаимодействия всех участников образовательного процесса, предполагающий смену ролей обучающего и обучаемого.

На этапе рефлексии обучающиеся отметили рост уровня сформированности фонетических навыков, позволяющий им более успешно распознавать иноязычную речь на слух, а также более уверенно чувствовать себя в ситуациях речевого иноязычного об-

4 Обсуждение (Discussion)

Сегодня проблема использования в процессе обучения ино- U

1

странному языку аутентичных материалов, в том числе песенных а

материалов с целью формирования фонетических навыков обучающихся активно обсуждается в научно-педагогическом сообществе. К этому вопросу обращаются как ученые-педагоги, так и практикующие учителя, преподаватели вузов.

Л. В. Варданян и О. Г. Кротова отмечают, что обращение к аутентичному песенному материалу для формирования фонетических навыков обучающихся крайне эффективно и обладает высоким потенциалом, поскольку знакомит студентов с образцами речи носителей языка и особенностями произношения, а также дает возможность выделять наиболее трудные звуки иностранного языка и работать над их произношением при помощи преподавателя [4]. Этой позиции придерживается и Р. И. Агаларова, которая отмечает, что представленный в форме песни или опосредованный песенным содержанием программный материал запоминается обучающимися любой ступени образования более легко и быстро, способствует повышению познавательного интереса к дальнейшему изучению иностранного языка и обладает высоким образо-о

а вательным потенциалом [5]. В самом деле, музыкально оформ-

ер

ленный текстовый материал, представленный в песенной форме

41

о

орко

О и характеризующийся ярко выраженной ритмикой, воспринимается

¡^ студентами легче и позволяет им развивать их слухопроизноси-

| тельные навыки, расширять вокабуляр посредством запоминания

ес

»а

§

йн §

,

а

50

новых лексических единиц и работать в творческой атмосфере, так как песни всегда положительно воспринимаются обучающимися и позволяют сохранять на достаточно высоком уровне их

оое учебную мотивацию.

р §

^ М. В. Даричева, О. А. Минеева, А. З. Насиханова и Д. А. Каз-

ьЗ начеев выделили критерии отбора аутентичного материала для

обучения иностранному языку, такие как аутентичность, эмоционально-положительное влияние, соответствие определенному уровню обучения, тематическая соотнесенность [6]. Эти критерии в целом соотносятся с предложенными нами для отбора аутентичного песенного материала критериями, среди которых содержательный лингвопотенциал песни, ее темп и ритмико-интонационные особенности, соответствующие целевой группе, лишь несколько рас- в ширяя их посредством сосредоточения на аутентичности песни и ее эмоциональной окраске, что еще раз подтверждает общность точек зрения на проблему отбора аутентичного песенного материала.

Н. С. Ющенко уделяет особое внимание роли произведений песенного жанра на иностранном языке в формировании музыкального вкуса обучающихся. С точки зрения автора, музыкальное искусство зарубежной эстрады достаточно обширно с точки зрения художественно-эстетического содержания, жанрового и стилевого разнообразия, музыкально-поэтического наполнения, исполнитель-

рми и

р о

ва н

и е о н е т и ч е с к

о в о ч а

s

ских интерпретаций, поэтому очень важно научить студента ориен- и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

So н

а о с н о в е ау

тироваться в современном музыкальном поле страны изучаемого языка [7]. С этой методической позицией полностью коррелиру-ются разработанные нами методические рекомендации „Moderne Musikszene Deutschlands", знакомящие обучающихся с современной музыкальной сценой Германии, с исполнителями немецких песен и их творчеством и способствующие более успешному овладению иностранным языком.

В. В. Сковородин и С. С. Василенко справедливо делают акцент на расширении диапазона применения песенного материала в обучении иностранному языку и подчеркивают, что материал та- и кого характера может быть весьма успешно применен как в учебной,

так и во внеурочной деятельности, понимаемой как совокупность образовательных занятий, проходящих в форме, отличной от привычной классно-урочной формы работы с обучающимися, и нацеленных на успешное освоение ими основной образовательной программы [8]. Соглашаясь с этой методической позицией, мы считаем, что сочетание аудиторной и внеаудиторной работы в аспекте изучения аутентичных иноязычных песен обладает высоким потенциалом, так как не на каждом аудиторном занятии ввиду высокой информативной насыщенности есть возможность применения песенного материала в работе со студентами. В рамках внеаудиторной работы со студентами (подготовка к общефакультетским мероприятиям и концертам, студенческая творческая самодеятельность) обращение к аутентичному песенному материалу не только эффективно, но и методически обоснованно, поскольку студенты смогут в непринужденной форме, в атмосфере творчества и сотрудничества освоить содержание того или иного песенного материала, что позитивно скажется на их языковых знаниях, а, следовательно,

нои коммуникации.

| обеспечит их успешную подготовку к дальнейшей межкультур-

vi?

0

1

О Таким образом, анализ работ ученых и практикующих учи-

^ телей позволяет сделать вывод о том, что вопрос об использовании

| в процессе обучения иностранному языку аутентичных песенных

и

'S

материалов достаточно релевантен для современной методической

S>

о Ä

§ (авторские методические рекомендации „Moderne Musikszene

So

^ Deutschlands") значимость проделанной нами работы в целом hq коррелируется с методическими позициями, наличествующими

науки. В свою очередь, теоретическая (предложенные критерии для отбора аутентичного песенного материала) и практическая

в современной лингводидактике.

5 Заключение (Conclusion)

Подводя итоги по формированию фонетических навыков у будущих учителей иностранного языка с использованием аутентичного песенного материала, нельзя не отметить рост уровня сформированности фонетических навыков аппроксимированного произношения, лучшее усвоение интонационных моделей изуча- о емого иностранного языка, более свободное членение предложений на синтагмы и ритмические группы. Песенный материал знакомит обучающихся с диалектальными и сленговыми фонетическими особенностями произношения. Кроме того, аутентичный песенный материал позволяет обучающимся познакомиться с социально значимыми реалиями, традициями, музыкальной, а также культурной сценой страны изучаемого иностранного языка. Аутентичный песенный материал легко интегрируется в учебный процесс, снимает психологические трудности, способствует созданию благожелательной атмосферы, пробуждает творческий потенциал обучаю- 1 щихся, способствует формированию познавательного интереса.

Этап дидактизации аутентичного песенного материала предполагает его анализ, отбор согласно дидактическим принципам и конкретным учебным целям, выбор соответствующих типов заданий, их разработку и последующую апробацию. Таким образом, происходит включение будущих учителей иностранного языка в квазипрофессиональную деятельность, что обеспечивает их более успешную подготовку к будущей профессиональной деятельности. Обращение к аутентичному песенному материалу обусловлено

1

1

0

g

ж

1 №

0 ж № S

1 л №

о «

ж а №

О* 0

№ о

л

л а S

повышением требований к уровню подготовки выпускников пе- 1

§

дагогических вузов, которые должны уметь оперировать новыми а

техниками и методами обучения с целью повышения качества об-

Ü к

о

50 £

К

50 К О

а сц

£

разования.

Библиографический список

1. Формирование аудитивной компетенции студентов, изучающих иностранный язык, посредством аутентичных материалов / Е. Б. Быстрай [и др.] // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 243-261.

2. Трубина З. И. Методические особенности использования аутентичных аудиоматериалов для совершенствования фонетических навыков на уроках иностранного языка в начальной школе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 3. С. 191-213.

3. Коннова З. И., Семенова Г. В. Активизация познавательной деятельности студентов при формировании социокультурной и социолингвистической компетенций // Известия Тульского государственного университета. 2019. № 4. С. 91-98. (Гуманитарные науки).

4. Варданян Л. В., Коротова О. Г. Формирование фонетических навыков с использованием аутентичного песенного материала на уроках английского языка // Глобальный научный потенциал. 2022. № 12 (141). С. 67-70.

5. Агаларова Р. И. Развитие иноязычных языковых навыков учащихся на средней ступени обучения посредством аутентичного песенного материала // Глобальный научный потенциал. 2021. № 12 (129). С. 54-57.

6. Даричева М. В., Минеева О. А., Насиханова А. З., Казначеев Д. А. Использование песенного материала для совершенствования лексических навыков на уроках иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. С. 81.

7. Ющенко Н. С. Пути формирования музыкального вкуса у подростков в процессе освоения вокальных произведений зарубежной эстрады // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020. Т. 19, № 4 (157). С. 186-193.

8. Сковородин В. В., Василенко С. С. Использование аутентичного песенного материала на внеклассных занятиях // Вестник Московского университета. 2020. № 1. С. 97-109. (20. Педагогическое образование).

Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3

1ORCID No. 0000-0001-6638-6610 Docent, Candidate оf Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: baronenkoea@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-5980-5450 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: raisvihya@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, Lecturer of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

FORMATION OF PHONETIC SKILLS OF STUDENTS ON THE BASIS OF AUTHENTIC SONG MATERIAL

Abstract

Introduction. The article is devoted to the peculiarities of the formation of future teachers' phonetic skills. Particular attention is paid to the efficiency of the use of authentic song ma- ^ terial, which allows to form an approximate pronunciation in the studied foreign language. The purpose of the article is to consider the feasibility of introducing authentic song material into the traditional process of foreign language teaching and to prove its efficiency for more successful perception of foreign phonemes, lexical units, phrasal units and texts by ear, as well as for their correct pronunciation according to phonetic norms.

Materials and Methods. The article discusses the main approaches to the formation of phonetic skills of students, an overview of the main methodological techniques is made. The advantages of using authentic song material are highlighted, which allows to solve effectively the problems of future foreign language teachers' phonetic skills' developing. The authors highlight the stages of work with authentic song material to achieve the goals. Authentic song material allows students to get acquainted with the phonetic features of different levels of the language, as well as with its dialectal and slang phonetic features.

r

o n

o

ao

n e

i c

s i

4

d

de n

o n

e

to

a

s

4

u e

n

o ng

50

ii s

50 S

o a

05 £

Thanks to this, students learn to perceive, analyze and conduct a comparative characteristic of the phonetic structure of the foreign language being studied.

Results. The authors have identified the main criteria for the selection of authentic song material, namely: the meaningful linguistic potential of the song, its tempo and rhythmic-intonation features corresponding to the task force. These criteria formed the basis of the specially developed methodological recommendations "Modern music scene in Germany", aimed at more effective formation of phonetic skills.

Discussion. The authors summarize and comprehend the results of the content analysis of works of scientists and practicing teachers on the problem of using authentic song materials in the process of teaching foreign language. It is concluded that the results of the work done by the authors, such as the dedicated criteria for the selection of authentic song material and the content of the developed by the authors methodological recommendations "Modern music scene in Germany", are mainly correlated with the methodological positions and points of view of other authors and scientists.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusion. The experience of work on the formation of future foreign language teachers' phonetic skills proves the efficiency of using authentic song material, which allows not only to form an approximate foreign language pronunciation, but also

ii s

50

-o o

8

^ to acquaint them with the cultural realities, traditions and musi

cal scene of the country of the language being studied. The di-dactization stage makes it possible for students to engage in quasi-professional activities, which helps them in training for a

^ more successful entry into the profession.

s Keywords: Future foreign language teachers; Phonetic

skills; Approximate pronunciation; Authentic song material; Intuitive-imitative approach; Analytical-linguistic approach. Highlights:

The intuitive-imitative and analytical-linguistic approaches were analyzed in order to form the phonetic skills of students;

Methods and techniques for the formation of phonetic skills of students are considered, the efficiency of the use of authentic song material is substantiated.

References

1. Bystraj Ye.B., Belova L.A., Vlasenko O.N., Zassedateleva M.G. & Shkitina N.S. (2019), Formirovanie auditivnoj kompetencii studentov, izuchayushchih inostrannyj yazyk, posredstvom autentichnyh materialov [Formation of the auditive competence of students studying a foreign language through authentic materials], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 5 (41), 243 -261. (In Russian).

2. Trubina Z.I. (2020), Metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya autentichnyh audiomaterialov dlya sovershenstvovaniya foneticheskih na-vykov na urokah inostrannogo yazyka v nachal'noj shkole [Methodological peculiarities of using authentic audio materials to improve phonetic skills at foreign language lessons in primary school], Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk, 3, 191-213. (In Russian). F

3. Konnova Z.I. & Semenova G.V. (2019), Aktivizaciya pozna- r vatel'noj deyatel'nosti studentov pri formirovanii sociokul'turnoj i socio- t lingvisticheskoj kompetencij [Activation of cognitive activity of students § in the formation of socio-cultural and sociolinguistic competencies], f Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, o 4, 91-98. (In Russian).

4. Vardanyan L.V. & Korotova O.G. (2022), Formirovanie fonet- s icheskih navykov s ispol'zovaniem autentichnogo pesennogo materiala na l urokah anglijskogo yazyka [Formation of phonetic skills using authentic of song material in English lessons], Global'nyj nauchnyjpotencial, 12 (141), t 67-70. (In Russian). |

5. Agalarova R.I. (2021), Razvitie inoyazychnyh yazykovyh navykov uchashchihsya na srednej stupeni obucheniya posredstvom autentichnogo n pesennogo materiala [Development of foreign language skills of students at the secondary level of education through authentic songs], Global'nyj s nauchnyj potencial, 12 (129), 54-57. (In Russian).

6. Daricheva M.V., Mineeva O.A., Nasihanova A.Z. & Kaznacheev AA D.A. (2020), Ispol'zovanie pesennogo materiala dlya sovershenstvovaniya leksicheskih navykov na urokah inostrannogo yazyka [Using song material s to improve lexical skills in foreign language lessons], Mir nauki. Pedagog-

o

ika i psihologiya, 8, 6, 81. (In Russian). g

7. Yushchenko N.S. (2020), Puti formirovaniya muzykal'nogo vkusa u podrostkov v processe osvoeniya vokal'nyh proizvedenij zarubezhnoj estrady [Ways of developing musical taste in adolescents in the process

of mastering vocal works of foreign pop], Uchenye zapiski Rossijskogo gosu-darstvennogo social'nogo universiteta, 19, 4 (157), 186-193. (In Russian).

8. Skovorodin V.V. & Vasilenko S.S. (2020), Ispol'zovanie auten-tichnogo pesennogo materiala na vneklassnyh zanyatiyah [The use of authentic song material on the extracurricular activities in the secondary school], Vestnik Moskovskogo universiteta, " Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie", 1, 97-109. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 29.05.2023; одобрена после рецензирования 31.05.2023; принята к публикации 02.06.2023.

The article was submitted 29.05.2023; approved after reviewing 31.05.2023; accepted for publication 02.06.2023.

£ к

о £

50 £

к

50 К О

а

сц £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.