Научная статья на тему 'ПЕСЕННЫЙ ЖАНР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПЕСЕННЫЙ ЖАНР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / ПЕСЕННЫЙ ЖАНР / ФУНКЦИИ ПЕСЕННОГО ЖАНРА / GLOBALIZATION / RELEVANCE OF A FOREIGN LANGUAGE / INCREASED MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE / JUNIOR STUDENTS / SONG GENRE / FUNCTIONS OF SONG GENRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрай Е.Б., Власенко О.Н., Дорохова Е.Ю.

Введение. В статье рассматривается проблема повышения положительной мотивации студентов младших курсов педагогического вуза к изучению иностранных языков в процессе использования песенного жанра, освещается важность его использования и положительные аспекты данного процесса. Цель статьи - проанализировать состояние вышеназванной проблемы и обобщить результаты проведенной опытно-экпериментальной работы по повышению мотивации студентов. Материалы и методы. Основными методами исследования являются эмпирические (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных). Результаты. Итоги проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что проблема мотивации в учении у студентов младших курсов факультета иностранных языков является актуальной в силу возникающих трудностей, таких, как различия в буквенном составе двух языков, в фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах языка, передача собственных мыслей на иностранном языке, наличие психологического, языкового и коммуникативного барьеров в общении, недостаточное владение знаниями о реалиях жизни страны изучаемого языка, интенсивность занятий иностранным языком в вузе и строго регламентированный контроль уровня сформированности речевых умений и навыков и др. Одним из факторов, положительно влияющих на повышение мотивации студентов младших курсов, является применение песенного жанра на уроках иностранного языка. Работа над песнями на уроках иностранного языка, таким образом, оказывает позитивное влияние на формирование слухопроизносительных навыков студентов младших курсов, их фонематического слуха, интонационно-ритмических навыков, влияет на расширение активного, пассивного и потенциального словарного запаса, на эффективность усвоения грамматических конструкций. Кроме того, использование песенного материала создает базис для развития умений чтения, письма, аудирования, а также стимулирует монологическое и диалогическое высказывания, позволяет глубже проникнуть в мир иноязычной культуры, познакомиться с маркерами менталитета представителей страны изучаемого языка. Обсуждения. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка позволили выявить значительное повышение мотивации к его изучению. Таким образом, эффективность использования песенного жанра на занятиях иностранным языком в педагогическом вузе как фактора, повышающего мотивацию к его изучению, а также групповую мотивацию, способствующую созданию комфортного рабочего климата в группе, была доказана опытно-экспериментальным путем. Полагаем, что использование песенного жанра на занятиях иностранным языком может являться важным фактором, повышающим мотивацию к его изучению не только в педагогическом вузе, но и в других высших учебных заведениях, безусловно, с учетом их профильной направленности и тематической ориентированности изучаемого на занятиях иностранным языком материала. Заключение. Резюмируя вышеизложенное, мы полагаем, что использование песенного жанра на уроках иностранного языка положительным образом влияет на повышение мотивации к его изучению в силу выполняемых первым следующих функций: ментальной (способствующей запоминанию); психорелаксационной (способствующей расслаблению, разгрузке); эмоциональнально-чувственной (вызывающей чувства); социально-адаптационной (оказывающей влияние на групповую мотивацию); когнитивной (инициирующей потребность в приобретении новых знаний); функции бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне); коммуникативной (способствующей общению). Результатом реализации опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка стало повышение мотивации студентов младших курсов к его изучению. Основные положения: - проанализирована проблема применения песенного жанра на уроках иностранного языка с целью повышения мотивации студентов младших курсов; - разработана и апробирована методика применения песенного жанра на уроках иностранного языка с целью повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрай Е.Б., Власенко О.Н., Дорохова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONG GENRE AS A FACTOR OF INCREASING MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Introduction. The article considers the problem of increasing the positive motivation of junior students of a pedagogical university to study foreign languages in the process of using the song genre, highlights the importance of its use and the positive aspects of this process. The purpose of the article is to analyze the state of the above-mentioned problem and summarize the results of the experimental work on increasing students' motivation. Materials and methods. The main research methods are empirical (conversation, interviewing, questioning, testing), interpretative (quantitative and qualitative analysis, methods of mathematical data processing). Results. The results of the work showed that the problem of motivation in learning among junior students of the faculty of foreign languages is relevant due to difficulties encountered, such as: differences in the alphabetic composition of the two languages, in the phonetic, lexical and grammatical aspects of the language, the transfer of their own thoughts to foreign language, the presence of psychological, linguistic and communicative barriers in communication, insufficient knowledge of the realities of the life of the country of the studied language, the intensity of studying a foreign language at the university and strictly regulated control of the level of formation of speech skills, etc. One of the factors that positively affects the motivation of junior students is the use of song genre at foreign language lessons. Thus, working on songs in foreign language classes has a positive effect on the formation of the auditory-pronunciation skills of younger students, their phonemic hearing, intonation-rhythmic skills, and affects the expansion of active, passive and potential vocabulary, and the efficiency of learning grammatical structures. In addition, the use of song genre creates the basis for the development of reading, writing, listening skills, and also stimulates monologic and dialogical statements, allows you to deeper penetrate the world of foreign language culture, get acquainted with the mentality markers of the representatives of the country of the language being studied. Discussions. The results of the experimental work on the use of the song genre in the lessons of a foreign language revealed a significant increase in motivation to learn it. Thus, the effectiveness of using the song genre in foreign language classes at a pedagogical university, as a factor that increases the motivation to learn it, as well as group motivation, which helps create a comfortable working climate in the group, has been proved experimentally. We believe that the use of the song genre in foreign language classes can be an important factor that increases the motivation to study it, not only at a pedagogical university, but also in other higher educational institutions, of course, taking into account their profile and thematic focus of the studied foreign language classes material. Conclusion. Summarizing the foregoing, we believe that the use of song genre in foreign language lessons has a positive effect on increasing the motivation to learn it due to the following functions performed by the first: mental (contributing to memorization); psychorelaxation (contributing to relaxation, unloading); emotional-sensual (causing feelings); social adaptation (affecting group motivation); cognitive (initiating need for the acquisition of new knowledge); the function of unconscious learning (complex linguistic structures are learned at an unconscious level); communicative (conducive to communication). The result of the implementation of the experimental work on the use of song genre in foreign language lessons was an increase in the motivation of junior students to study it. Highlights: The problem of using song genre in foreign language lessons is analyzed with the aim of increasing the motivation of junior students. A methodology for the use of song genre in foreign language lessons was developed and tested in order to increase motivation for younger students to learn foreign languages.

Текст научной работы на тему «ПЕСЕННЫЙ ЖАНР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.45.60.003

УДК 378.937:4(07):78 ББК 74.480.26:74.268.13:85.31

i л

Е. Б. Быстрай , О. Н. Власенко , Е. Ю. Дорохова

1ORCID № 0000-0001-5976-3465 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: bistraieb@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-2564-7797 Старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: vlasenkoon@cspu.ru

3ORCID № 0000-0002-8812-2656 Старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: dorohovaeu@cspu.ru

ПЕСЕННЫЙ ЖАНР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема повышения положительной мотивации студентов младших курсов педагогического вуза к изучению иностранных языков в процессе использования песенного жанра, освещается важность его использования и положительные аспекты данного процесса. Цель статьи — проанализировать состояние вышеназванной проблемы и обобщить результаты проведенной опытно-экпериментальной работы по повышению мотивации студентов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются эмпирические (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных).

Результаты. Итоги проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что проблема мотивации в учении у студентов младших курсов факультета иностранных языков является актуальной в силу возникающих трудностей, таких, как различия в буквенном составе двух языков, в фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах языка, передача собственных мыслей на иностранном языке, наличие психологического, языкового и коммуникативного барьеров в общении, недостаточное владение знаниями о реалиях жизни страны изучаемого языка, интенсивность занятий иностранным языком в вузе и строго регламентированный контроль уровня сформированности речевых умений и навыков и др. Одним из факторов, положительно влияющих на повышение мотивации студентов младших курсов, является применение песенного жанра на уроках иностранного языка. Работа над песнями на уроках иностранного языка, таким образом, оказывает позитивное влияние на формирование слухопроизносительных навыков студентов младших курсов, их фонематического слуха, интонационно -ритмических навыков, влияет на расширение активного, пассивного и потенциального словарного запаса, на эффективность усвоения грамматических конструкций. Кроме того, использование песенного материала создает базис для развития умений чтения, письма, аудирования, а также стимулирует монологическое и диалогическое высказывания, позволяет глубже проникнуть в мир иноязычной культуры, познакомиться с маркерами менталитета представителей страны изучаемого языка.

Обсуждения. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка позволили выявить значительное повышение мотивации к его изучению.

Таким образом, эффективность использования песенного жанра на занятиях иностранным языком в педагогическом вузе как фактора, повышающего мотивацию к его изучению, а также групповую мотива-

цию, способствующую созданию комфортного рабочего климата в группе, была доказана опытно-экспериментальным путем.

Полагаем, что использование песенного жанра на занятиях иностранным языком может являться важным фактором, повышающим мотивацию к его изучению не только в педагогическом вузе, но и в других высших учебных заведениях, безусловно, с учетом их профильной направленности и тематической ориентированности изучаемого на занятиях иностранным языком материала.

Заключение. Резюмируя вышеизложенное, мы полагаем, что использование песенного жанра на уроках иностранного языка положительным образом влияет на повышение мотивации к его изучению в силу выполняемых первым следующих функций: ментальной (способствующей запоминанию); психорелаксационной (способствующей расслаблению, разгрузке); эмоциональнально-чувственной (вызывающей чувства); социально-адаптационной (оказывающей влияние на групповую мотивацию); когнитивной (инициирующей потребность в приобретении новых знаний); функции бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне); коммуникативной (способствующей общению). Результатом реализации опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка стало повышение мотивации студентов младших курсов к его изучению.

Ключевые слова: глобализация, востребованность иностранного языка, повышение мотивации, иностранный язык, студенты младших курсов, песенный жанр, функции песенного жанра.

Основные положения:

- проанализирована проблема применения песенного жанра на уроках иностранного языка с целью повышения мотивации студентов младших курсов;

- разработана и апробирована методика применения песенного жанра на уроках иностранного языка с целью повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов младших курсов.

1 Введение (Introduction)

Настоящее время детерминировано признанием иностранного языка маркером имиджа современного человека. В этой связи практически каждый представитель сегодняшнего социума стремится к овладению иностранными языками как средством межкультурной коммуникации, что позволяет общаться с представителями других культур, взаимодействовать с ними во всех сферах человеческой жизнедеятельности и на уровне межличностной коммуникации.

Необходимо также признать факт наличия глобализационных процессов, проявляющихся в унификации мировосприятия представителями различных культур, а также в унификации требований к развитию различных сфер человеческого социума: экономики и политики, науки и образования, культуры и искусства, спорта и т. д. [1].

Процессы мировой глобализации и интеграции интенсифицировали межкультурный обмен школьниками и студентами, развитие туризма, организацию международных конференций и ста-

жировок ученых, создание совместных предприятий и т. д. Таким образом, ведущим фактором социальной адаптации в современном обществе становится знание иностранных языков [2].

Исследователь И. К. Войтович, отмечая в своей монографии «Иностранные языки в контексте непрерывного образования» огромные изменения в сферах экономики, политики, образовании, медицины и культуры в России, констатирует значимость иностранного языка в современной жизни. Интеграция России в мировое экономическое сообщество, получение образования и работы за рубежом, развитие межкультурных контактов представителей различных социальных и возрастных групп стали реалией сегодняшнего дня. Таким образом, функции иностранного языка значительно расширились: из простого учебного предмета он превратился в доминанту современной системы образования, в средство межкультурного общения и профессионального становления личности [3].

Сегодня знание иностранного языка является конкурентным

преимуществом, т. к. его можно считать доминирующим требованием при приеме на работу, особенно в иностранные фирмы и их филиалы в России. В этой связи вполне объяснимо стремление россиян к овладению несколькими европейскими языками, а также китайским языком в силу расширения сотрудничества с крупнейшей азиатской страной.

Кроме того, отечественным специалистам в прогрессивных отраслях науки необходимо быть в курсе современных тенденций ее развития, не тратя сил на решение уже решенных проблем. Средством решения данной проблемы является владение специалистами иностранным языком, который позволяет им приобщиться к сокровищнице передовой науки [4]. Так, главная цель ЮНЕСКО, специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, - содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях [5]. Не менее значимая международная организация Совет Европы также содей-

ствует экономическому и социальному прогрессу. Советом Европы была выработана директива по установлению общеевропейских компетенций владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (Common European Framework of Reference, CEFR). Это так называемая система уровней владения иностранным языком, используемая в Европейском Союзе. Главная цель системы CEFR — предоставить метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков [6].

Чтобы соответствовать уровню самодостаточного или свободного владения иностранным языком, необходимо быть компетентным в данном вопросе. Компетентность в иностранных языках требует знания словарного состава языка и грамматики, а также осведомленности об основных типах вербального взаимодействия и языковых стилей, т. е. изучение языка требует серьезной отдачи и больших затрат интеллектуальных ресурсов [7]. Побуждая ребёнка с малых лет изучать иностранный язык, важно не отбить у него дальнейший интерес к изучению

предмета. Поэтому необходимо уделять особое внимание мотивации к изучению иностранных языков, так как именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая, в свою очередь, определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, то есть мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека и, в частности, студентов младших курсов педагогических высших учебных заведений [8].

В процессе преподавания любого предмета проблема мотивации является чрезвычайно актуальной. Однако особенно остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков, так как сама специфика данного предмета сопряжена с рядом трудностей: различия в буквенном составе, фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах языка, передача собственных мыслей на иностранном языке, наличие психологического, языкового и коммуникативного барьеров в общении, недостаточное владение знаниями о реалиях жизни страны изучаемого языка, интенсивность занятий иностранным языком в

педагогическом вузе и строго регламентированный контроль уровня сформированности речевых умений и навыков.

Многие студенты младших курсов педагогических вузов разочаровываются, т. к. процесс овладения иностранным языком сопряжен со многими трудностями, такими, как длительный процесс ассимиляции новых знаний, конфронтация со многими языковыми и речевыми явлениями, не имеющими места в родном языке. В результате у студентов младших курсов педагогических вузов понижается интерес к изучению иностранного языка, мотивированность овладеть им, и, как следствие, снижается в целом успеваемость, что негативным образом отражается на уровне сформиро-ванности мотивации.

Если рассматривать мотивацию как важнейший фактор процесса успешного изучения учебного предмета, который детерминирует его эффективность, необходимо принимать во внимание следующий факт: мотивация является одной из сторон субъективного мира студентов, мотивация определяется их собственными потребностя-

ми, устремлениями и установками. Это позволяет констатировать наличие трудностей вызова мотивации со стороны, то есть преподаватель может лишь опосредованным образом повлиять на неё, создать предпосылки ее становления [9].

В этой связи перед преподавателями стоит задача поиска инновационных методов, приемов и средств обучения предмету, которые способствуют более легкому и быстрому овладению им. Многие из них базируются на интенсивном воздействии на эмоциональную сферу обучающихся [10]. Одним из способов данного воздействия является использование преподавателем аутентичных материалов (живопись, литература, музыка).

Многие преподаватели сегодня стремятся внести разнообразие в план урока, используя произведения литературы и живописи, игры, показывая аутентичные фильмы и разучивая с обучающимися песни страны изучаемого языка. Однако те формы работы с музыкальным и песенным материалом, что являются традиционными, сводятся по большей части к прослушива-

нию, чтению, переводу, воспроизведению материала наизусть. Рассматривая данные формы работы, мы пришли к выводу, что они имеют определенные недостатки и, на наш взгляд, такая форма работы не отражает все возможности воздействия песен на обучающихся. К настоящему времени развились новые подходы к работе с аутентичными стихотворениями и песнями. Суть их заключается в том, чтобы использовать музыкальные произведения как средство обучения выражению собственных мыслей на иностранном языке на основе своего жизненного опыта. Песня помогает повысить положительную мотивацию обучающихся к предмету, а самое главное — совершенствует навык восприятия речи на слух, который и является одним из условий успешной коммуникации. Приобщение же к иноязычной культуре и истории посредством песенного жанра позволяет сформировать у студентов младших курсов педагогического вуза терпимость, взаимопонимание — те качества, которые в современном мире ценятся в наивысшей мере, а также групповую мотивацию, которая, в

свою очередь, повышает желание изучать иностранный язык, преодолевая возникающие в данном процессе трудности.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Для реализации целей исследования нами была проведена диагностика уровня сформированно-сти мотивации студентов 1-2 курсов факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» до и после опытно -экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка.

Были использованы группы методов: эмпирические (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных).

В исследовании были применены следующие методики:

1. Опросник «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Марковой;

2. Тест «Диагностика групповой мотивации» И. Д. Ладанова [11].

3 Результаты (Results)

Комплексная реализация практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможна лишь при условии воздействия не только на сознание обучающихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. В этой связи музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Музыка является частью культуры каждого народа, из чего следует, что если слушать музыку народа изучаемого языка (и на этом же языке), то можно глубже познать его культуру, быт, традиции, его мировоззрение.

Из истории известно, в школах Древней Греции песни использовались с целью лучшего запоминания различного рода текстов. К. Д. Ушинский характеризовал совместное пение на уроке как мощное педагогическое средство, способствующее развитию чувства общности, воспитанию целой палитры чувств и эмоций [12]. Известный педагог Я. А. Комен-ский писал, что тот, кто не знает

музыки, уподобляется не знающему грамоты [13].

Немецкие ученые Г. Блелль и К. Хельвиг рассматривают гармоническую связь искусства и иностранного языка, справедливо полагая, что они воздействуют на сознание индивида, инициируя креативность и способствуя успешному формированию речевых умений и навыков иностранного языка [14].

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что музыка, в частности, песни выполняют на уроках иностранного языка различные функции, к числу которых относятся:

- ментальная (способствующая запоминанию);

- психорелаксационная (способствующая расслаблению, разгрузке);

- эмоциональнально-чувствен-ная (вызывающая чувства);

- социально-адаптационная (оказывающая влияние на групповую мотивацию);

- когнитивная (инициирующая потребность в приобретении новых знаний);

- функция бессознательного учения (сложные языковые струк-

туры заучиваются на бессознательном уровне);

- коммуникативная (способствующая общению).

Нами были сформулированы следующие критерии отбора песен:

- голос исполнителя должен быть понятным;

- песня должна иметь приятную, ритмичную мелодию;

- она не должна быть слишком длинной и обязательно должна иметь припев;

- она должна быть обращена к мотивационной сфере обучающихся, стимулировать их интерес к иностранному языку;

- соответствовать степени сформированности речевых умений и навыков, а также возрастным особенностям обучающихся;

- иллюстрировать специфику реалий страны изучаемого языка;

- апеллировать к внутреннему миру обучающихся и формировать ценностные ориентиры личности;

- способствовать повышению групповой мотивации;

- снимать напряжение и восстанавливать работоспособность обучающихся;

- формировать поликультурную личность.

Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких характеристик, как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы, являющиеся характерными для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций и речевых клише.

Используя песни в процессе обучения иностранному языку, мы полагаем, что песня является своего рода аутентичным учебным текстом, т. е. фактом культуры иностранного языка, целесообразным для учебной коммуникации и имеющим знаковую функцию. Рассматривая процесс использования песенного жанра с педагогической точки зрения, следует отметить, что он, с одной стороны, способствует пониманию ментальности представителей страны изучаемого языка, а, с другой, служит формированию умений речевого общения, создает базис для реальной коммуникации с носителями изучаемого языка. Песенный материал, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а, с другой,

носителем культурологической информации.

Необходимо отметить также целый ряд педагогических преимуществ использования песенного жанра на уроке иностранного языка:

- песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры (рассказ, описание, рассуждение); они содержат прямую и косвенную речь; они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного стиля до возвышенного стиля;

- один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования;

- в отличие от других аудиома-териалов, предполагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии разучиваются обучающимися наизусть;

- в качестве опоры при обучении могут использоваться различные компоненты песенных материалов (музыка, тексты, легенды) [15].

Работа над песнями на уроках иностранного языка, таким образом, оказывает позитивное влияние на формирование слухопроизноси-тельных навыков студентов младших курсов педагогического вуза, их фонематического слуха, интонационно-ритмических навыков, влияет на расширение активного, пассивного и потенциального словарного запаса, на эффективность усвоения грамматических конструкций. Кроме того, использование песенного жанра создает базис у студентов младших курсов педагогического вуза для развития умений чтения, письма, аудирования, а также стимулирует монологическое и диалогическое высказывания, позволяет глубже проникнуть в мир иноязычной культуры, познакомиться с маркерами менталитета представителей страны изучаемого языка [16].

Использование песенного жанра на уроке иностранного языка способствует созданию благоприятного психологического климата

в группе, снижает психологическую нагрузку, которую испытывают студенты младших курсов при переходе из общеобразовательной школы в режим работы высшей школы, активизирует спонтанную речь обучающихся, повышает эмоциональный тонус, оказывает психологически-

релаксационное воздействие на студентов, поддерживает интерес к изучению иностранного языка, что в конечном итоге способствует повышению мотивации к овладению им, а также групповой мотивации, которая чрезвычайно необходима для поддержания атмосферы сотворчества, влияющей в значительной степени на успехи в учении, позволяет студентам младших курсов педагогического вуза быстрее проникнуть в мир иноязычной культуры и воспитать у них чувство толерантности к ее проявлениям.

Продемонстрируем технолого-педагогические аспекты работы над песенным материалом на основе песни Ксавьера Наиду "Verschieden".

Содержание данной песни способствует развитию речевых навыков на уровне морфологии и син-

таксиса. Кроме того, песня способствует формированию толерантного отношения к представителям других культур, демонстрируя многообразие и многополярность современного социума. Мотив песни простой и запоминающийся. Песня отлично подходит для аудирования, так как произношение исполнителя понятно, а темп песни умеренный, что не вызывает трудностей у обучающихся и мотивирует их к дальнейшему изучению иностранного языка.

Работа с песней проходила в игровой форме, что способствовало появлению соревновательного момента и, следовательно, интереса к работе с песней, создавало базис для развития групповой мотивации, значимой для создания командного духа в учебной группе студентов младших курсов педагогического вуза.

Первая фаза "Dolmetscher" предусматривала работу в малых группах над переводом новых слов из песни с применением только языковой догадки. Соревновательный момент данной фазы стимулировал активность студентов.

Вторая фаза "Finde den Reim " включала в себя поиск в таблице

слов, необходимых для рифмы и заполнения пропусков в тексте песни, написанной преподавателем на доске.

Третья фаза "Bringe die Strophen aus dem Lied in richtige Reihenfolge " работы над песней предполагала упорядочение карточек со строками песни, выданных малым группам студентов после двухразового прослушивания песни.

Четвертая фаза "Lambade " предусматривала выстраивание студентов в нужном порядке согласно тексту песни и имеющихся у них на руках карточек со строками из нее.

Пятая фаза "Ersetzt Symbole durch passende Wörter " предполагала презентацию текста песни с пропущенными словами, замененными символами и исполнение студентами песни в оригинале.

Приведенный пример реализации песенного жанра на занятиях иностранным языком в педагогическом вузе свидетельствует о его больших дидактических возможностях, использование которых делает занятие эмоциональным, способствует созданию благоприятного климата в группе, а также

развитию речевых умений и навыков студентов, что является важным фактором повышения их мотивации к изучению иностранного языка.

4 Обсуждения (Discussion)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка позволили выявить значительное повышение мотивации к его изучению.

С целью диагностики уровня сформированности мотивации студентам младших курсов педагогического вуза предъявлялись на отдельных карточках восемь утверждений, соответствующих четырем познавательным и четырем социальным мотивам. Согласно методике обработки полученных данных можно сделать следующий вывод: если первые четыре места в иерархии занимают два социальных и два познавательных мотива, то можно констатировать их гармоничное сочетание. Проведенная нами диагностика свидетельствует о том, что у 94 % студентов младших курсов данные мотивы находятся в гармоничном сочетании. На начало же эксперимента у 62 % студентов превалировали социаль-

ные мотивы, такие, как «я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей», «я учусь, чтобы преподаватель был доволен моими успехами». Гармонизация познавательных и социальных мотивов по окончании опытно-экспериментальной работы свидетельствует также о том, что применение песен на уроках иностранного языка способствует повышению познавательной мотивации обучающихся.

Применение песенного жанра на уроках иностранного языка на младших курсах факультета иностранных языков педагогического вуза способствует формированию групповой мотивации, которая, в свою очередь, положительным образом отражается на успехах в овладении языком, на повышении интереса к его изучению. Так, студентам предлагалось с целью определения степени сформиро-ванности групповой мотивации оценить по семибальной шкале факторы, характеризующие состояние мотивации. Если на начало опытно-экспериментальной работы уровень групповой мотивации соответствовал показателю 85 баллов, что свидетельствует о недостаточной мотивированности

группы на получение положительных результатов, то после проведения опытно-экспериментальной работы по использованию песенного материала на уроках иностранного языка на младших курсах педагогического вуза данный показатель был равен 162 баллам, что свидетельствует о положительной мотивации группы на успех в деятельности.

Таким образом, эффективность использования песенного жанра на занятиях иностранным языком в педагогическом вузе, как фактора, повышающего мотивацию к его изучению, а также групповую мотивацию, способствующую созданию комфортного рабочего климата в группе, была доказана опытно-экспериментальным путем.

Полагаем, что использование песенного жанра на занятиях иностранным языком может являться важным фактором, повышающим мотивацию к его изучению, не только в педагогическом вузе, но и в других высших учебных заведениях, безусловно, с учетом их профильной направленности и тематической ориентированности изучаемого на занятиях иностранным языком материала.

5 Заключение (Conclusion)

Резюмируя вышеизложенное, мы полагаем, что использование песенного материала на уроках иностранного языка положительным образом влияет на повышение мотивации к его изучению в силу выполняемых первым следующих функций: ментальной (способствующей запоминанию); психорелаксационной (способствующей расслаблению, разгрузке); эмоциональнально-чувствен-ной (вызывающей чувства); социально-адаптационной (оказывающей влияние на групповую мотивацию); когнитивной (инициирующей потребность в приобретении новых знаний); функции бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне); коммуникативной (способствующей общению). Результатом реализации опытно-экспериментальной работы по использованию песенного жанра на уроках иностранного языка стало повышение мотивации студентов младших курсов педагогического вуза к его изучению.

Библиографический список

1. Лопатин А. Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка // Лучшие страницы педагогической прозы, 2001. № 4. С. 45-47.

2. Колесник А. А., Волкова С. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире // Молодой ученый, 2017. № 3. С. 562-564.

3. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования. Ижевск : Удмуртский ун-т, 2012. - 210 с.

4. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. № 4. С. 8-13.

5. Грайвер Б. З., Этингер Я. Я., Жданова Л. В. Специализированные учреждения ООН в современном мире. М. : Наука, 2001. - 402 с.

6. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем : науч.-практ. пособие / Е. С. Шугрина [и др.]. М. : Проспект, 2016. - 321 с.

7. Особенности перевода безэквивалентной лексики как составляющей социокультурной компетенции / Е. Б. Быстрай [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018. № 5. С. 39-50.

8. Заседателева М. Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2017. № 8. С. 29-35.

9. Комарова Э. П., Трегубова Е. Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000. № 6. С. 11-15.

10. Бароненко Е. А., Быстрай Е. Б. Вариативность инновационных тенденций развития системы подготовки будущих учителей в межкультурном контексте : сборник научных статей «Актуальные вопросы лингвистики, страноведения, педагогики и методики преподавания иностранных языков». Министерство образования Российской Федерации, Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск, 2002. С. 173-185.

11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с.

12. Ушинский К. Д. Лекции в ярославском лицее : избранные педагогические сочинения. М. : Издательство Юрайт, 2018. - 363 с.

13. Коменский Я. А. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет. М. : Карапуз, 2008. - 288 с.

14. В1е11 G., №llwig K. Bildеndе Kunst und Musik im Frеmdspraсhеnuntеrriсht. Frankfurt. 1996. 385 p.

15. Ludke Karen M. Teaching foreign languages through songs. Edinburgh. 2009. 40 p.

16. Funk H., Kuhn Ch., Skiba D., Spaniel-Wese D., Wicke RE. Aufgaben, Übungen, Interaktion. Deutsch lehren lernen 4. München Klett-Langenschedt, 2014. 184 p.

Е. B. Bystray1, O. N. Vlasenko2, E. YU. Dorochova3

1ORCID No. 0000-0001-5976-3465 Professor, Doctor of sciences (Education), Academic Title of Professor, Head of the Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: bistraieb@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-2564-7797 Senior Lecturer at the Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: vlasenkoon@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0002-8812-2656 Senior Lecturer at the Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: dorohovaeu@cspu.ru

SONG GENRE AS A FACTOR OF INCREASING

MOTIVATION TO STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract

Introduction. The article considers the problem of increasing the positive motivation of junior students of a pedagogical university to study foreign languages in the process of using the song genre, highlights the importance of its use and the positive aspects of this process. The purpose of the article is to analyze the state of the above-mentioned problem and summarize the results of the experimental work on increasing students' motivation.

Materials and methods. The main research methods are empirical (conversation, interviewing, questioning, testing), interpretative (quantitative and qualitative analysis, methods of mathematical data processing).

Results. The results of the work showed that the problem of motivation in learning among junior students of the faculty of foreign languages is relevant due to difficulties encountered, such as: differences in the alphabetic

composition of the two languages, in the phonetic, lexical and grammatical aspects of the language, the transfer of their own thoughts to foreign language, the presence of psychological, linguistic and communicative barriers in communication, insufficient knowledge of the realities of the life of the country of the studied language, the intensity of studying a foreign language at the university and strictly regulated control of the level of formation of speech skills, etc. One of the factors that positively affects the motivation of junior students is the use of song genre at foreign language lessons. Thus, working on songs in foreign language classes has a positive effect on the formation of the auditory-pronunciation skills of younger students, their phonemic hearing, intonation-rhythmic skills, and affects the expansion of active, passive and potential vocabulary, and the efficiency of learning grammatical structures. In addition, the use of song genre creates the basis for the development of reading, writing, listening skills, and also stimulates monologic and dialogical statements, allows you to deeper penetrate the world of foreign language culture, get acquainted with the mentality markers of the representatives of the country of the language being studied.

Discussions. The results of the experimental work on the use of the song genre in the lessons of a foreign language revealed a significant increase in motivation to learn it.

Thus, the effectiveness of using the song genre in foreign language classes at a pedagogical university, as a factor that increases the motivation to learn it, as well as group motivation, which helps create a comfortable working climate in the group, has been proved experimentally. We believe that the use of the song genre in foreign language classes can be an important factor that increases the motivation to study it, not only at a pedagogical university, but also in other higher educational institutions, of course, taking into account their profile and thematic focus of the studied foreign language classes material.

Conclusion. Summarizing the foregoing, we believe that the use of song genre in foreign language lessons has a positive effect on increasing the motivation to learn it due to the following functions performed by the first: mental (contributing to memorization); psychorelaxation (contributing to re-

laxation, unloading); emotional-sensual (causing feelings); social adaptation (affecting group motivation); cognitive (initiating need for the acquisition of new knowledge); the function of unconscious learning (complex linguistic structures are learned at an unconscious level); communicative (conducive to communication). The result of the implementation of the experimental work on the use of song genre in foreign language lessons was an increase in the motivation of junior students to study it.

Keywords: globalization, relevance of a foreign language, increased motivation, foreign language, junior students, song genre, functions of song genre.

Highlights:

The problem of using song genre in foreign language lessons is analyzed with the aim of increasing the motivation ofjunior students.

A methodology for the use of song genre in foreign language lessons was developed and tested in order to increase motivation for younger students to learn foreign languages.

References

1. Lopatin A.R. (2001) Sotsial'no-pedagogicheskije uslovija sosdanija situatsiji uspekha, aktivisirujushikh positivnoje obshestvennoje rasvitije podrostka [Socio-pedagogical conditions for creating success situations that activate positive social development of a teenager]. Luchshiye stranitsy pedagogicheskoy prozy. 4, 45-47. (In Russian).

2. Kolesnik A.A., Volkova S.A. (2017) Aktual'nost vladenija inostrannym yasykom v sovremennom mire [The relevance of knowledge of a foreign language in the modern world]. Molodoy uchenyy. 3, 562-564 (In Russian).

3. Voitovich I.K. (2012) Inostrannye yasyki v kontekste nepreryvnogo obrasovaniya [Foreign languages in the context of continuing education]. Ishevsk, Udmurtskiy universitet. 210 p. (In Russian).

4. Polat E.S. (1997) Tipologiya telekommunikatsinnykh proyektov [Typology of telecommunication projects]. Nauka i shkola. 8-13. (In Russian).

5. Greiwer B.S. (2001) Spetsialisirovannye utshreshdenya OON v sovremennom mire [UN specialized agencies in the modern world], Moscow, Nauka. 402 p. (In Russian).

6. Shugrin E.S., Baryshnikov P.S., Tsai K.A., Bekin A.V., Saloilo M.V. (2016) Rossiya i sovet evropy: istoriya, sovremennost' i perspektivy vsaimodeystviya pravovykh

system [Russia and the Council of Europe: history, modernity and prospects for the interaction of legal systems]. Moscow, Prospekt. 321 p. (In Russian).

7. Bystray E.B., Vlasenko O.N., Dorochova E.YU., Rushina L.V. (2018) Ossobennosti perevoda besekvivalentnoi leksiki kak sostovl'yayushey sotsiokulturnoi kompetentsii [Peculiarities of translation of equivalent vocabulary as a component of so-ciocultural competence]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 5, 39-50. (In Russian).

8. Zassedateleva M.G. (2017) Rol' parnoi i gruppovoi form raboty v povyshenii motivatsii studentov k isutsheniyu innostrannogo yasyka [The role of the pair and group forms of work in increasing students motivation to learn foreign language]. Vestnik Chelyabinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. 8, 29-35. (In Russian).

9. Komarova E.P., Tregubova E.N. (2000) Emotsional'nyi factor: ponyatiye, rol' i formy integratsii v tselostnom obuchenii inostrannomu yasyku [Emotional factor: concept, role and forms of integration in holistic teaching a foreign language]. Inostrannyye yazyki v shkole. 6, 11-15 (In Russian).

10. Baronenko, E.A. (2002) Variativnost' innovatsionnykh tendentsiy rasvitiya sistemy podgotovki budushchikh uchiteley v mezhkulturnom kontekste [The variability of innovative tendencies in the development of the system of training future teachers in the intercultural context]. Sbornik nauchnykh statey "Aktual'nyye voprosy lingvistiki, stranovedeniya, pedagogiki i metodiki pre-podavaniya inostrannykh yazykov". [A collection of scientific articles "Actual questions of linguistics, regional studies, pedagogy and methods of teaching foreign languages"]. Ministry of Education of the Russian Federation, Chelyabinsk State Pedagogical University, 173-185. (In Russian).

11. Fetiskin N.P., Koslov V.V., Manuylov G. M. (2002) Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika rasvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups]. Moscow, Izdatiyel'stvo InstitutaPsikhoterapii. 339 p. (In Russian).

12. Ushinskiy K. D. (2018) Lektsii v yaroslavskom litseye. Isbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Lectures in the Yaroslavl Lyceum. Selected Pedagogical Compositions]. Moscow, Izdatel'stvo Yurayt. 363 p. (In Russian).

13. Komenskiy Ya. A. (2008) Materinskaya shkola ili o sabotlivom vosspitanii yunoshestva v pervye shest' let [Maternal school or the caring education of youth in the first six years]. Moscow. Karapuz. 288 p. (In Russian).

14. Blell G., Hellwig K. Bildende Kunst und Musik im Fremdsprachenunterricht. Frankfurt. 1996. 385 p.

15. Ludke Karen M. Teaching foreign languages through songs. Edinburgh. 2009. 40 p.

16. Funk H., Kuhn Ch., Skiba D., Spaniel-Wese D., Wicke R.E. Aufgaben, Übungen, Interaktion. Deutsch lehren lernen 4. München Klett-Langenschedt, 2014. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.