Научная статья на тему 'Факторы повышения положительной мотивации дошкольников к изучению иностранных языков'

Факторы повышения положительной мотивации дошкольников к изучению иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ИНТЕРЕС / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕСЕН В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ / РОЛЕВАЯ ИГРА / MOTIVATION / POSITIVE MOTIVATION / MOTIVE / INTEREST / METHODIC ADVANTAGES OF THE SONGS IN THE PRESCHOOLERS' LEARNING FOREIGN LANGUAGES / ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрай Елена Борисовна

В статье акцентируется значимость процесса формирования положительной мотивации дошкольников к изучению иностранных языков. Повышению эффективности данного процесса способствует применение музыки, песен и игр на занятиях по иностранному языку, которые являются сильными мотивирующими факторами, способствующими удовлетворять потребность дошкольников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of preschoolers’ positive motivation improvement for learning foreign languages

The importance of the formation process of preschoolers’ positive motivation for learning foreign languages is emphasized. The use of music, songs and games on the lessons of foreign languages, which become the significant motivating factors that satisfy preschoolers’ requirement in the originality of the studying material and in the variety of exercises improve the efficiency of the formation process.

Текст научной работы на тему «Факторы повышения положительной мотивации дошкольников к изучению иностранных языков»

УДК 372 ББК 74.102.125

Е.Б. Быстрай

факторы повышения положительной мотивации дошкольников к изучению иностранных языков

В статье акцентируется значимость процесса формирования положительной мотивации дошкольников к изучению иностранных языков. Повышению эффективности данного процесса способствует применение музыки, песен и игр на занятиях по иностранному языку, которые являются сильными мотивирующими факторами, способствующими удовлетворять потребность дошкольников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Ключевые слова: мотивация, положительная мотивация, мотив, интерес, методические преимущества песен в обучении иностранному языку дошкольников, ролевая игра.

E.B. Bystrai

the factors of preschoolers' positive motivation improvement for learning foreign languages

The importance of the formation process of preschoolers' positive motivation for learning foreign languages is emphasized. The use of music, songs and games on the lessons of foreign languages, which become the significant motivating factors that satisfy preschoolers' requirement in the originality of the studying material and in the variety of exercises improve the efficiency of the formation process.

Key words: motivation, positive motivation, motive, interest, methodic advantages of the songs in the preschoolers' learning foreign languages, role-playing game.

В настоящее время в силу изменяющейся социально-политической обстановки в мире, большей степени открытости нашего общества, развития международного взаимодействия в сфере культуры, образования и искусства возрастает значимость иностранных языков как средства коммуникации. В этой связи многие родители, осознающие необходимость раннего обучения детей иностранным языкам, конфронтируют с проблемой, касающейся возраста, с которого целесообразней начинать их обучение иностранному языку, чтобы оно было наиболее эффективным.

Обратимся к рассмотрению нескольких точек зрения по этому поводу. Часть педагогов считает, что наиболее приемлемым в данном отношении возрастом является пятилетний в силу того, что у дошкольников уже в достаточной степени сформированы речевые умения и навыки. Кроме того, они уже владеют

необходимым лексиконом родного языка. Существует и другое мнение, согласно которому обучающийся должен быть в состоянии долгое время концентрировать свое внимание на предмете изучения, контролировать свои действия и осознанно осуществлять процесс познания. Данные атрибуты психического развития ребенка соответствуют возрасту 10-11 лет. Масару И. в противовес двум предыдущим мнениям считает, что возможна реализация программ развития ребенка с первых дней жизни, так как в течение первых трех лет жизни у младенца интенсивно развиваются клетки головного мозга, их развитие практически завершено к этому возрасту уже на 70-80% [4].

Каждая из приведенных выше точек зрения может иметь право на существование в зависимости от целей, которые ставят перед собой родители и учитель. Исходя из собственного опыта, мы по-

лагаем, что наиболее подходящий возраст дошкольников для изучения иностранного языка составляет 4-5 лет. Но не стоит заблуждаться на предмет того, что дошкольник сможет спонтанно изъясняться на иностранном языке. Гипотетически этого можно достигнуть, если родители ребенка являются представителями разных наций, и каждый говорит с ребенком на своем языке.

Тем не менее сфокусируем внимание на том, что же дает изучение иностранного языка дошкольникам. В первую очередь, следует отметить, что занятия иностранным языком стимулируют развитие таких психических процессов, как память, воображение, мышление. Кроме того, они расширяют кругозор дошкольника, будят его фантазийные процессы, формируют у него умение воспринимать и интерпретировать новую информацию, что, безусловно, самым положительным образом скажется на процессе последующего обучения в школе. Данные занятия пробуждают у дошкольников интерес к обучению, в определенной степени формируют у них дисциплинированность, умения самоконтроля, прививают им чувство языка, стремление познавать иноязычную культуру, формируют осознание того, что язык является средством общения. Но, вместе с тем, организация процесса обучения иностранному языку дошкольников не должна базироваться на традиционных принципах обучения, реализуемых в школе, так как это может привести в дальнейшем к негативному отношению к процессу учения в целом. Таким образом, роль иностранного языка в психическом развитии ребенка неоспорима. Но в силу возрастных особенностей дошкольники не будут концентрировать свое внимание на том, что им неинтересно. Преподавание иностранного языка дошкольникам должно быть организовано таким образом, чтобы они были вовлечены в эмоционально воздей-ственную канву занятия. Большую роль в этой связи в обучении дошкольников иностранному языку играет формирование у них положительной мотивации.

Положительная мотивация инициирует активность личности, целеустрем-

ленность в выполнении различных видов деятельности, способствует выбору определенных средств для успешного достижения определенной цели. Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Успех питает и поддерживает мотивацию. Если успеха нет, то мотивация угасает, и, естественно, отрицательно сказывается в дальнейшем на выполнении деятельности [2].

Проблемой изучения формирования положительной мотивации обучающихся при изучении иностранного языка занимались М.З. Биболетова, И.Л. Бим, И.Н. Верещагина, И. А. Зимняя, А.К. Маркова, Г.В. Рогова и др. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер.

В педагогике термин мотивация рассматривается как общее для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания в образовании [5, с. 360]. Мотивация - это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций; целей и задач. Таким образом, мотивы являются в определенной степени атрибутами личности.

В психологии также разрабатывается понятие «мотив». Оно является центральным понятием теории деятельности, авторами разработки которой являются А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. По их утверждению: «Мотив - это опред-меченная потребность» [3; 7].

Мотив - это не понятие, которое нечто описывает, но понятие, призванное нечто объяснить. Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения [7, с. 48].

На общий уровень мотивации влияет количество мотивов, которые побуждают личность к какому-либо виду деятельности, ситуативно-обусловленные факторы, степень выраженности каждого из мотивов. В этой связи учитель должен организовывать свою деятельность по усилению положительной мотивации

ш о

X -О

о ¡£

3

о

4

го ей

I-

о

.0 I О. ф

о т

го ^ 0 *

го

Œ H о .û Lû

ud uJ

обучающихся, задействуя как можно большее количество их мотивов, увеличивая активизирующую силу каждого из мотивов и действенность ситуативно-обусловленных мотивирующих факторов. Кроме того, учителю необходимо проникнуть в глубинные причины поведения ребенка, что позволит ему приблизиться к тому, чтобы управлять не только действиями обучающихся, но и их мотивами.

При этом следует учитывать тот факт, что не всегда легко быстро воспитать или перевоспитать мотивационную сферу у всех обучающихся и в нужном направлении.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме и собственные наблюдения позволяют выявить причины, обуславливающие понижение значимости внутренних мотивов. В первую очередь, это факторы, зависящие от самого учителя: неинтересность урока; отсутствие учета возрастных особенностей обучающихся; нарушение принципа индивидуального подхода; недостаток игр, учебно-речевых ситуаций; отсутствие новизны; недостаточное применение ТСО, наглядности [6, с. 57].

Обратимся к рассмотрению факторов, повышающих положительную мотивацию дошкольников к изучению иностранных языков, так как в силу своих возрастных особенностей они не будут участвовать в деятельности, не вызывающей их интерес, заставить изучать их иностранный («чужой») язык не представляется возможным с помощью авторитарно-дисциплинарных мер.

Мы полагаем, что песня является одним из наиболее мотивирующих факторов, который позволяет сделать занятие с дошкольниками эмоционально насыщенным, пробудить их интерес к иностранному языку, сформировать в определенной степени чувство одной команды, создание которой имеет огромный воспитательный эффект. Песня апеллирует к внутренним мотивам дошкольников, положительно влияет на развитие у них эстетического вкуса, чувства ритма, позволяет дошкольникам лучше усвоить новый лексический и грамматический

материал, вызывает положительные эмоции, что, в конечном итоге, влияет на формирование положительной мотивации дошкольников и повышению их желания с удовольствием идти на следующее занятие.

Дети могут исполнять некоторые песни, сопровождая их движениями, например, двигаясь в хороводе, что способствует формированию у них не только речевых навыков и умений, но и стимулирует формирование чувства сопричастности, соучастия в общем деле, что, в итоге, формирует положительную мотивацию к изучению иностранного языка. One and two and three and four, I am sitting on the floor, I am playng with the ball, And a pretty little doll.

Дети исполняют данную песенку, сначала двигаясь по кругу, затем садясь на коврик. Мальчики комментируют слова песни, бросая друг другу мячик, а девочки, укачивая находящихся в их руках кукол.

Рассмотрим методические преимущества песен в обучении иностранному языку дошкольников:

Песни способствуют формированию фонематического слуха дошкольников, их слухопроизносительных навыков, развитию у них музыкального слуха. Песни позволяют усвоить дошкольникам правильную артикуляцию, интонационные рисунки в силу наличия в коротких песенках часто повторяющихся фраз и интонационных рисунков.

Песни способствуют более эффективному усвоению нового лексического и грамматического материала.

Песни часто содержат имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, что, безусловно, способствует более глубокому проникновению в мир иноязычной культуры и расширению кругозора дошкольников.

Песни содействуют эстетическому воспитанию дошкольников, воспитанию чувства одной команды.

Песни повышают интерес к изучению иностранного языка, создают комфортную обстановку и благоприятный психологический климат.

Песни выполняют релаксирующую функцию, у дошкольников снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус.

Следующим фактором, способствующим повышению положительной мотивации, является игра - самый сильный мотивирующий фактор, который удовлетворяет потребность дошкольников в перевоплощении в другие образы.

Одной из разновидностей игры является ролевая игра, которая является одним из активных методов обучения иностранному языку. В ролевой игре дошкольники имеют возможность воспроизвести ситуации реального общения, что стимулирует повышение положительной мотивации к изучению иностранного языка, интереса к данному предмету. Кроме того, ролевая игра способствует формированию речевых умений и навыков дошкольников. Усиливающим фактором данного процесса является тот факт, что дошкольники оказываются в ситуации, когда у них возникает конкретная потребность выразить свои мысли, задать вопросы, выяснить какие-то нюансы, доказать свою точку зрения, поделиться своим мнением. Ролевая игра позволяет дошкольникам убедиться в том, что язык можно использовать как средство общения. Ролевая игра активизирует стремление дошкольников к контакту друг с другом и учителем, создает условия паритетности в речевом общении, способствует преодолению речевого барьера [1, с. 79].

Ролевая игра способствует преодолению неуверенности в себе в процессе общения. Играя определенную роль, каждый дошкольник старается быть активным, аргументировать свою точку зрения. В процессе участия в ролевой игре дошкольники приобретают способность быть активными партнерами в речевом общении, учатся овладевать такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.

Всем известно, что одной из любимых игр дошкольников является игра в

«Магазин». В данную игру можно играть, практически начиная с самых первых недель изучения иностранного языка, как только дошкольники освоят даже небольшое количество слов - названий предметов. Игра начинается с приветствия "Hello! ". Затем ребенок, играющий роль покупателя, интересуется предметами, разложенными на «витрине»: "What is this?"- "It is a car", а также их ценой: "How much does it cost? ". После этого покупатель и продавец прощаются: "Thank you. Goodbye ".

Данная ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью реального межличностного общения, которое ребенок уже наблюдал не один раз, эта игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке. Она является мотивирующим фактором, способствующим эффективному овладению иностранным языком. Ролевая игра является индивидуализированной, личностно окрашенной деятельностью, к которой никто не принуждает, она позволяет воспитывать в коллективе и через коллектив, способствует развитию различных психических процессов.

Таким образом, в результате активного использования песен, ролевых игр, которые являются факторами повышения положительной мотивации дошкольников, на занятиях по иностранному языку повышаются также их познавательные возможности; песни и ролевые игры способствуют развитию логики мышления дошкольников, их пространственных представлений, воображения и воли, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире. Кроме того, улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция; усиливается мотивация изучения языка, т.к. естественное человеческое общение происходит на уровне смыслов; удается эмоционально, личностно вовлечь дошкольников в процесс обучения, а это является необходимым условием для включения механизмов порождения инициативной речи - говорения.

СО

о

S X .0

о

3

о

4

го ей s I-

о

.0 I О. ф

о т

Библиографический список

1. Дианова, Е.М. Ролевая игра в обучении иностранному языку [Текст] / Е.М. Дианова, Л.Т. Костина // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 3. - С. 78-83.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

4. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 153 с.

5. Масару, И. После трех уже поздно [Текст] / И. Масару. - М.: Изд-во Альпина нон-фикшн, 2015. - 224 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1 [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - 576 с.

7. Рогова, Г.В. Роль учебной мотивации при обучении иностранному языку [Текст] / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. - 1984. - № 4. - С. 56-59.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

References

1. Dianova E.M., Kostina L.T. Role-playing game in learning foreign language. Inostrannyie yazyki v shkole, 1988. №3. P. 78-83. [in Russian].

2. Zimnaya I.A. Pedagogical psychology. М.: "Logos", 2000. P. 384. [in Russian].

3. Leontev A.N. Psychological basis of pre-school game. M.: Pedagogika, 1983. P. 153. [in Russian].

4. Masaru I. After three years is too late. М.: izd-vo Alpina non-fiction, 2015. P. 224. [in Russian].

5. Podlasyi I.P. Pedagogy. New course: Textbook for students of pedagogical universities: 2 books. V.1. M.: Vla-dos, 1999. P. 576. [in Russian].

6. Rogova G.V. The role of academic motivation of learning foreign language. Inostrannyie yazyki v shkole, 1984. № 4. P. 56-59. [in Russian].

7. Rubinshtein S.L. The basis of general psychology. St. Petersburg: izd-vo "Piter", 2000. P. 712. [in Russian].

Сведения об авторе: Быстрай Елена Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий, кафедра немецкого языка и методике обучения немецкому языку, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: bistraieb@cspu.ru

Information about the author: Bystrai Elena Borisovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of the German Language and German Language Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bistraieb@cspu.ru

>s ^

I-o .0 LÛ

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.