Формирование фонетических навыков английского языка у дошкольников и учеников начальной школы посредством современных технологий
Мамедова Елена Николаевна,
студент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри E-mail: [email protected]
Мамедова Лариса Викторовна,
к.п.н., доцент, зав. кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри E-mail: [email protected]
Как известно, еще в 1940 году ввели обязательное изучение английского языка в общеобразовательных учебных учреждениях, так как данная дисциплина способствует развитию интеллекта и памяти у детей. Однако, уровень подачи материала ученикам того времени заметно отличается от ситуации, сложившейся на сегодняшний день. Обуславливается это тем, что сейчас у педагогов гораздо больше возможностей и технологий для того, чтобы привить ребенку любовь к изучению иностранного языка, а также научить его применять полученные знания на практике.
К сожалению, такое явление, как лингвистическая интерференция, наряду с отсутствием в обучении современных технологий негативно сказываются на фонетический навык ребенка, который является основополагающим в изучении английского языка. Именно поэтому формирование фонетических навыков у младших школьников является актуальной проблемой по сей день. Неверно изученные правила фонетики и чтения на начальном этапе обучения препятствуют в дальнейшем развитии, а также способствуют появлению языкового барьера у учеников средней и старшей школ, поэтому учителю иностранного языка важно уделять фонетике особое внимание и руководствоваться новыми подходами к процессу обучения второклассников.
Ключевые слова: начальная школа, английский язык, педагогика, фонетический навык, современные технологии.
Ученики начальной школы обладают преимуществом при изучении английского языка в сравнении с взрослыми людьми. Такое преимущество заключается в том, что ученики начальной школы, а также дошкольники способны эффективнее изучать иностранный язык, без усилий запоминать словарные слова и правила, обуславливается это психологическими особенностями возрастной категории. В нашей статье мы рассмотрели именно обучение детей фонетике английского языка, предусматривающее современные технологии в обучении, так как изучение любого иностранного языка начинается именно с фонетики. В детстве у детей выражается способность к имитации, поэтому они очень быстро усваивают фонетику, звукосочетания и интонационные модели английского языка. Дети чувствуют себя комфортно и уверенно в другой языковой среде, что делает уроки по английскому языку желанными. Более того, от качества полученных знаний на этом этапе зависит дальнейший результат обучения.
Учитывая спрос на изучение иностранного языка среди дошкольников и учеников младшей школы, рынок образования предлагает родителям большой спектр услуг и предложений, но порой родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок, изучая несколько лет английский язык, так и не научился правильно читать и произносить звуки, что ставит ребенка в неловкое положение перед ровесниками, которые справляются с данной задачей. В таком случае, данная проблема, как правило, имеет несколько причин: невыполнение домашнего задания на закрепление изученного материала, а также использование устарелых методов при реализации учебной программы, которые не только снижают у современных детей желание обучаться, но и делают английским язык труднодоступным для понимания детскому интеллекту.
С каждым годом учебно-методические комплексы английского языка для детей совершенствуются, особенно необходимым это является для детей с уровнем Beginner (начальный уровень), так как на этом этапе дети должны усвоить фонетику и правила чтения. Таким образом, в современных взглядах и подходах к преподаванию английского языка начинающим ученикам появились современные технологии.
Современные технологии обучения английскому языку - это методы реализации учебной программы, благодаря которым вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке английского языка становится в разы эффективнее. Совре-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
менные технологии характеризуются результативностью, повышением мотивации к обучению у учащихся и эргономичностью.
Современные технологии включают в себя разнообразие методов и средств обучения, таких как:
- интерактивные технологии;
- игровые методы;
- дистанционное обучение;
- обучение в сотрудничестве;
- модульная технология и другие. Перечисленные технологии в обучении возможно применять по отдельности, но достижение поставленной цели будет быстрее при их комплексном использовании.
Таблица 1. Структура модуля
Номер Название Формы, методы
1 Вводный урок Цель: ознакомить учеников со звуками английского языка, ввести основные понятия: краткие и долгие гласные звуки, дифтонги, глухие и звонкие согласные. В обучении следует использовать аналитико-имитативный метод и имитативный метод. Применение на уроке интерактивных технологий и карточек со звуками. В качестве домашнего задания необходимо каждому из учеников раздать прописи со звуками.
2 Закрепление материала Цель: проверить домашнюю работу, чтобы выяснить как усвоен материал; закрепить материал дополнительными упражнениями на уроке. Применение игровых технологий, руководствоваться обучением в сотрудничестве. В качестве домашнего задания ученикам будет предложено выучить символы транскрипции наизусть для написания диктанта на следующем уроке.
3 Контрольный рубеж Цель: проверить усвоение учениками пройденного материала. Рубежный контроль будет проводиться с помощью письменного диктанта. Возможно обучение в сотрудничестве: после диктанта, ученики обменяются тетрадями и будут исправлять ошибки друг друга карандашом.
4 Работа над ошибками Цель: определить причину выявленных ошибок для того, чтобы их устранить Учитель должен проработать каждую найденную ошибку следующим образом: вызвать ученика, у которого была найдена ошибка, к доске и вместе с преуспевающими учениками объяснить ему то, что он не усвоил (центрированное на ученике обучение).
В обучении младших школьников английскому о языку учителю следует взять во внимание модуль-££ ную технологию. Модульная технология разрабо-й тана профессором МГПУ П.И. Третьяковым и под-~ разумевает реализацию процесса обучения пу-г тем разделения его на системы (модули), то есть
на значимые темы и действия, которые будет выполнять учащийся для достижения цели, а именно для овладения фонетическими навыками. В некоторых современных пособиях по английскому языку для младшей школы уже используется модульный метод. Для обучения детей фонетике английского языка учитель может составить следующий модуль, см.таблицу 1.
Благодаря модульным технологиям учитель может развить индивидуальные способности учеников, сформировать индивидуальную программу обучения и улучшить навык ориентирования в заданиях у учащихся. Более того, применяя данную технологию учитель сотрудничает с учениками, что благоприятно влияет на микроклимат в классе и обеспечивает положительные результаты в обучении и воспитании.
Так, ознакомить ребенка со звуками и фонетическими правилами возможно и при использовании интерактивных технологий и дистанционного обучения. Дети будут также лучше усваивать материал, если учитель будет визуализировать все звуки, правила и задания. Речь идет об аудировании, просмотре английских мультфильмов с субтитрами и без, просмотр видеороликов, проведение виртуальной викторины, демонстрация презентаций, различных карточек и так далее.
Также преимуществом конкретно дистанционного обучения является то, что такие занятия рассчитаны на максимальную интерактивность, в настоящее время существуют различные программы для учеников начальной школы, которые уже доказали свою эффективность в обучении фонетике английского языка. Ввиду планируемой цифровизации в образовательных учебных учреждениях, такая технология становится наиболее перспективной.
Кроме того, интерактивные задания позволяют повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка, расширяют кругозор, позволяют поставить правильное произношение, способствуют запоминанию звуков, устойчивых словосочетаний и грамматических конструкций. Современные дети предпочитают использование компьютеров, телефонов и планшетов в повседневной жизни, поэтому их вовлеченность в обучение будет расти, а значит и результат будет соответствующим. Важно, чтобы преподаваемый материал соответствовал возрасту и интересам целевой аудитории.
Закрепить изученный материал следует с помощью игровых методов. Например, раздать детям карточки с символами фонетической транскрипции и попросить их поднимать карточку с гласным монофтонгом, который они услышали, когда учитель произнес слово:
- учитель произносит слово «cat» и дети поднимают карточку со звуком [ж];
- учитель произносит слово «all» и дети поднимают карточку со звуком [о:];
- учитель произносит слово «room» и дети поднимают карточку со звуком [u:] и так далее. Примером следующего игрового задания может послужить подбор рифмы к словам по цепоч-
ке. Например, учитель говорит ученикам слово «we» и каждый из учащихся по порядку подбирают рифмы к этому слову: «be», «tea», «sea», «see», «she» и так далее.
Для учеников, усвоивших основные правила фонетики, можно также включить в задания различные скороговорки, которые поспособствуют улучшению дикции. Скороговорки на английском языке существуют практически для отработки каждого звука.
Например, скороговорка «Father, mother, sister, brother - hand in hand with one another» служит для проработки межзубного звука [б], который часто доставляет проблемы при произношении младшим школьникам, ввиду того, что в русском языке точно такого же аналога нет. Также можно привести в пример скороговорку «Take care not to make many mistakes, when you bake those cakes», которая ускоряет изучение и улучшает произношение дифтонга [ei].
Исследования показывают, что игровые методы создают благоприятный микроклимат, облегчают усвоение произношения сложных английских звуков (например, [б], [0], [q], [w], [эи]).
Также следует рассмотреть мнемотехнику, как средство для изучения фонетики английского языка, так как эффективность данной методики уже доказана научными деятелями. Более известным в таком случае является метод Цицерона, он заключается в запоминании звуков и слов с помощью ассоциаций с предметами в классе или в комнате. Например, говоря о звуке [g], который похож на русский звук [г], учитель показывает на глобус, так как это слово начинается с похожего звука. Таким образом, придя в класс, дети будут видеть перед собой опорные предметы и неосознанно вспоминать слова и звуки, с которыми эти предметы ассоциируются.
Вместе с тем, эффективным средством усвоения фонетического материала является обучение в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве основывается на взаимодействии учеников. Таким образом, ученики берут на себя коллективную ответственность за решение учебных задач, общими усилиями ученики достигают поставленной цели, а также преуспевающие ученики помогают слабым ученикам. Такая технология позволяет:
- повысить интерес к занятиям;
- развить творческие навыки у учеников;
- исключить пассивное восприятие полученной
информации;
- развить коммуникативные навыки детей;
- воспитать чувство ответственности.
Примером технологии сотрудничества может
послужить заучивание диалогов на английском языке. Заучивание диалогов на уровне Beginner не только поспособствует усвоению английских звуков, но и расширит знания о языке, увеличит лексический запас. Кроме того, диалоги относятся к ролево-игровым проектам, дети будут имитировать звуки, разыгрывать ситуации, что создаст в классе благоприятную атмосферу.
Пример диалога, который можно использовать в обучении младших школьников фонетике английского языка: A: Hi, Nick! B: Hello, Mary. A: How are you?
B: Fine. Thank you. And how are you? A: I'm OK. B: Bye! A: Bye!
Ниже приведена транскрипция диалога, для того, чтобы детально рассмотреть звуки, которые отработают дети, благодаря заучиванию данного диалога:
A: [Hai, Nik!] B: [Halau, Meari.] A: [Hau a: ju:?]
B: [Fain. 0œrçk ju:. œnd hau a: ju:?] A: [Ai œm aukei.] B: [Bai!] A: [Bai!]
Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью заучивания данного диалога, учащиеся смогут проработать немалое количество сложных и легких звуков, таких как [au], [a:], [u:], [ai], [0], [œ], [rç], [au] и другие.
Современные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку они оказывают влияние на многие сферы деятельности учеников. Руководствуясь современными технологиями в обучении фонетике английского языка младших школьников следует иметь в виду, что их комплексное применение приведет к более эффективному и быстрому достижению цели.
Литература
1. Даутова О. Б., Ивашедкина О.А., Иваньши-на Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / М: Ка-ро, 2017. - 176 с.
2. Захарова Л.М. Современные технологии дошкольного образования. Учебное пособие / М: ИНФРА-М, 2020. - 251 с.
3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. -2012. - № 6. - 10 с.
4. Филатов В.Б. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / М: Феникс, 2004. - 364 с.
5. Хангельдиева И.Г. Креативные технологии в пространстве современного образования / М: Планета музыки, 2021. - 280 с.
FORMATION OF PHONETIC ENGLISH LANGUAGE SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS THROUGH MODERN TECHNOLOGIES
Mamedova E.N., Mamedova L.V.
North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova in Neryungri
As you know, back in 1940, compulsory study of English was introduced in general educational institutions, as this discipline con-
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
tributes to the development of intelligence and memory in children. However, the level of presentation of the material to the students of that time is markedly different from the situation that has developed today. This is due to the fact that now teachers have much more opportunities and technologies in order to instill in a child a love for learning a foreign language, as well as teach him to apply the knowledge gained in practice.
Unfortunately, such a phenomenon as linguistic interference, along with the lack of modern technologies in teaching, negatively affect the phonetic skill of the child, which is fundamental in learning English. That is why the formation of phonetic skills in younger schoolchildren is an urgent problem to this day. Incorrectly studied rules of phonetics and reading at the initial stage of learning hinder further development, and also contribute to the appearance of a language barrier in middle and high school students, so it is important for a foreign language teacher to pay special attention to phonetics and be guided by new approaches to the learning process of second graders.
Keywords: primary school, English, pedagogy, phonetic skill, modern technologies.
References
1. Dautova O. B., Ivashedkina O.A., Ivanshina E.V. Modern pedagogical technologies of the basic school in the conditions of the Federal State Educational Standard / M: Karo, 2017. - 176 p.
2. Zakharova L.M. Modern technologies of preschool education. Textbook / M: INFRA-M, 2020. - 251 p.
3. Zimnyaya I.A. Competence and competence in the context of a competency-based approach in education // Foreign languages at school. - 2012. - No. 6. - 10 p.
4. Filatov V.B. Methods of teaching foreign languages in primary and secondary schools / M: Phoenix, 2004. - 364 p.
5. Khangeldieva I.G. Creative technologies in the space of modern education / M: Planet of music, 2021. - 280 p.
o d
u
CM
m