Агамирзоева Алина Рафиковна Agamirzoeva Alina Raficovna
Студент Student
Агаларова Раисат Идрисовна Agalarova Raisat Idrisovna
преподаватель lecturer
Дагестанский государственный университет Dagestan State University
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
TECHNOLOGY OF TEACHING READING AT THE ELEMENTARY STAGE IN A SECONDARY SCHOOL
Аннотация: Данная работа посвящена вопросу обучения младших школьников технике чтения на английском языке. В частности, раскрыты особенности метода целых слов и фонетического метода при изучении английского языка как иностранного. Обосновывается значимость фонологических знаний младших школьников при обучении технике чтения с учетом специфики начального этапа формирования у младших школьников иноязычной речевой деятельности.
Abstract: This work is devoted to the issue of teaching younger students the technique of reading in English. In particular, the article reveals the features of the whole word method and the phonetic method in the study of English as a foreign language. The importance of phonological knowledge of junior schoolchildren in teaching reading technique is substantiated, taking into account the specifics of the initial stage of formation of foreign language speech activity in junior schoolchildren.
Ключевые слова: техника чтения, фонетический метод, метод целых слов, текст, младшие школьники, начальный этап обучения, прием.
Keywords: reading technique, phonetic method, whole word method, text, junior schoolchildren, initial stage of learning, reception.
УДК 373.3
Чтение - один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменного фиксированного текста. Используемые функции служат для практического овладения иностранным языком, служат средством изучения языка и культуры, средством информационно-образовательной деятельности и средством самообразования.
При обучении чтению на начальном этапе необходимо научить ученика правильно читать, озвучивать графемы, извлекать мысли из текста, понимать, оценивать, использовать текстовую информацию.
Процесс изучения иностранного языка не только дает ученикам возможность овладеть другим способом общения, но и знакомит детей с другой культурой, расширяя их кругозор [3, с. 34].
Обучая младших школьников технике чтения, сталкиваешься с рядом трудностей: дети, знающие графическое изображение знаков транскрипции и умеющие их произносить, испытывали трудности в произношении слов. При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его правильно произносить. извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста.
Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации.
Любой учитель при обучении чтению ставит определенные задачи и старается разработать эффективные методы и приемы по обучению чтению и прививать интерес и потребность к чтению.
С этой целью нами были рассмотрены следующие методы, и проанализировано к каким практическим результатам они приводят [2, с. 56].
• Фонетический метод.
В его основе лежит алфавитный принцип. Обучение здесь строится на соотношении между буквами или группами букв и их произношением. Данный метод имеет два направления: первое - метод систематической фонетики, в котором с самого начала систематично обучают фонетике, обычно, но не всегда перед тем, как дают читать целые слова.
Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков.
Второе - метод внутренней фонетики, в основе которого лежит визуальное и смысловое чтение, в котором вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этому методу, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов.
• Лингвистический метод.
Этот метод подразумевает обучение чтению на основе слов, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся. Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок постепенно учится определять соответствия между буквами и звуками
• Метод «целых слов».
Данный метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, не объясняя им буквенно-звуковых соотношений. Обучение здесь строится по принципу визуального распознавания целых слов, не разделяя их на буквы и слоги. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению.
• Алфавит Питмана".
В основе данного метода лежит английский алфавит, расширенный до 44 букв. Каждая буква этого алфавита произносится только одним способом, то есть все слова читаются так, как они пишутся. Заглавные буквы в этом расширенном алфавите пишутся так же, как и маленькие, только более крупным шрифтом. По мере освоения ребенком чтения буквы заменяются на обычные.
Из всего многообразия приведённых методов, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны, нужно выделить два наиболее распространённых подхода - это обучение чтению целым словом (иначе whole word recognition или look and say) и обучение чтению методом звукобуквенных соответствий (phonics) [5, с. 53].
До сих пор между последователями этих двух глобальных методов не утихают споры, какой из них является наиболее эффективным.
Каковы преимущества данного способа обучения чтению? В английском языке невероятное количество слов-исключений, которые не поддаются никаким правилам чтения. И большая часть этих исключений выпадает именно на часто употребляемые слова. Поэтому их в любом случае придётся учить. К тому же, благодаря методу визуализации достаточно быстро начинается осмысленное чтение. Тогда как при введении правил чтения длительное время проводится отработка правила в чтении многочисленных слов, коммуникативного значения, которые не несут (ведь на данном этапе главное, чтобы слова подходили под определённое правило, а что эти слова значат, в принципе не важно).
Таким образом, обучение чтению целыми словами способствует повышению мотивации ребёнка, поскольку буквально через 2-3 недели он способен читать небольшие диалоги, он горд собой и чувствует, что он может читать по-английски. Обучение чтению методом визуализации способствует также развитию полезных стратегий в области чтения. Например, чтение по ключевым словам (My name... is), что очень важно для быстрого, беглого чтения.
Есть у этого способа и минусы. Например, достаточно большой объём информации, необходимой для заучивания, в то время как современные дети не отличаются хорошей памятью. К тому же, ребёнок может путать слова, похожие по написанию. Кроме того, при появлении нового слова ребёнок просто не знает, как его прочитать, потому что не знает ни правил чтения, ни транскрипции, он может только догадываться.
Таким образом, при обучении детей чтению на ранних этапах изучения языка не стоит впадать в крайности - злоупотреблять визуализацией или использовать только чтение слов по правилам чтения. [1, с. 35].
Я хочу предложить следующие приемы при обучении чтению младших школьников:
1) Применение аудио- и видео-приложений, разработанных авторами УМК или подобранные учителем по теме занятия, различные песенки, рифмовки и чанты;
2) Различные упражнения с изученной лексикой, способствующие развитию навыка чтения целыми словами, например: вариации игр на соответствие: соединение частей знакомых слов (из двух колонок ребята подбирают начало и конец слова), установление соответствий: слово - картинка, выбор слова, подходящего к картинке, из списка предложенных слов; упражнения с пропущенными буквами; игра на развитие памяти, или "пары". Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх.
Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".
После того, как ребёнок освоил звукобуквенные соответствия, можно переходить к обучению чтению по фонематическому принципу. Из-за большого количества правил чтения, и ещё большего количества исключений из этих правил, данный вид работы также представляет ряд сложностей для младших школьников.
В первую очередь следует учить чтению на примере слов, в которых буквы передают именно те звуки, которые были выучены детьми на этапе чтения целыми словами. По очереди прикрепляя на доску или демонстрируя в мультимедийной презентации буквы и прося назвать звуки, которые они
обозначают, затем соединить в слова, по аналогии с принципом чтения на русском языке. Следует отметить, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет сделать указанные виды работы более динамичными и привлекательными для учащихся.
План - конспект урока во 2 классе.
Тема урока: Праздники. Рождество в Великобритании.
Задачи урока: Развитие навыков чтения и говорения.
Цели урока:
1) обучающие - научить читать слова, текст и отвечать на вопросы по теме.
2) развивающие - развивать навыки устной речи.
3) воспитательные - воспитывать уважение к культуре другой страны, изучить особенности проведения праздника Рождества. Оформление класса и доски: Слова и выражения на тему «Рождество»: Санта Клаус, Рождественский чулок, новогодняя елка, рисунки и плакаты на Новогоднюю тему.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Приветствие:
T.: Good morning, my dear children. I'm glad to see you. How are you?
Sit down please. Who is on duty today? So, your report, please.
Amina: Today is the sixteenth of March. Today is Friday. It's 20 minutes past 10. All are present.
2. Целевая установка:
T.: Today we are going to learn some new words, read and listen to a new dialogue. We'll also revise adjectives and learn new grammar rules. So, let's begin. 3. Фонетическая зарядка:
T.: By the way, children, do you like to sing songs? As for me, I like to sing songs very much. Open your books at p.66, please, it is a very nice song.
My quiz.
What's the biggest country do you know? What's the smallest country do you know? Listen to my quiz, listen to my quiz And tell me what the answer is! Do you know? Do you know?
Do you know what the answer is? Listen to my quiz, Listen to my quiz And tell me what the answer is.
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений:
T.: But in the song there are some unknown words. Look at the blackboard, let's pronounce them together.
Quiz - викторина, опрос. Answer (n) - ответ.
Прослушивание и фонетическая отработка песни в хоровом режиме: T.: So now, let's chant the song together. Итог. Well done. Thank you.
5. Речевая зарядка:
T.: Now look through the song again and find adjectives in it. Name them, please. Ayshat: big, high, big, small.
T.: And do you know any more adjectives? Stand up, please. Name any adjective. Учитель по цепочке спрашивает учащихся назвать прилагательные. Если кто-то не может - садится. Так продолжается до последнего стоящего ученика. Последний получает поощрение.
II. Ознакомление с новыми лексическими единицами. T.: Open your books at page 64, please. Let's listen and read some more adjectives and other words.
Fatima, Ayshat, Amina, Marina: lake, mountain, waterfall, ocean, wide, big, deep, high, ocean, deep, mountain, high, lake, wide, waterfall, big; lake, mountain, waterfall, ocean, wide, big, deep, high.
T.: Now stand up, please. Translate my words. What's the English for «большой, широкий, высокий, глубокий, водопад, гора, озеро, океан, высокая гора, большой океан, глубокое озеро. (Работа с мячиком)
III. Отработка введённого материала и овладение видами речевой деятельности. Обучение чтению.
T.: Here are some new words for you. Let's learn how to read them! Let's pronounce the sound [i]
(Дети произносят звук, повторяя за учителем).
Good job! Now we will learn in which words there is the sound [i].
Repeat after me: sit, tick, pig, sick, pink, silk, big, milk.
(Дети повторяют слова за учителем).
Excellent! Let's pronounce the sound [o]
(Дети произносят звук, повторяя за учителем).
Very good. This sound we have in the following words: pond, doll, box, sock,
song.
Repeat these words after me.
(Дети повторяют слова за учителем).
Well done! Now look at the sound [Л].
Repeat after me.
(Дети произносят звук, повторяя за учителем).
Good job! This sound we can find in the some new words.
Repeat them after me: mug, struck, jump, jug, bus, sun, gun.
(Дети повторяют слова за учителем).
Beautiful! And the last sound is [e]. Repeat after me.
(Дети произносят звук, повторяя за учителем).
Good.
Now repeat these words after me: bed, egg, lend, hen, then, ten. Excellent. Now when we know how to pronounce these sounds, we can read the new words.
Let's do this exercise.
We will divide our board into 4 columns. Write down these words into these 4 columns: [i] [o] [Л] [e]. Wind, pond, cup, bed, bus, pig, doll, mug, dog, egg, big, jump, well, box, milk
Amina, Fatima, Marina and Ayshat come to the board. Amina will fill the column with the sound [i], Fatima will write the words with the sound [o], the sound [Л] is for Ayshat, and the sound [e] is left for you, Marina. So, ready? Go! Ok, finished? Let's check. Amina, read the words in your column. Amina: Wind, pig, milk. Good, Now Fatima read your words. Fatima: pond, doll, dog, box. Good job. Ayshat, it's your turn now Ayshat: mug, jump, bus, cup. Well done. And the last column, Marina, please. Marina: bed, egg, well. Итог: Excellent, you did it right!
IV. Ознакомление с новым грамматическим материалом. T.: Now again, find adjectives in the text. P.: high, big, fast.
T.: Amina, Ayshat and Marina, come up to the blackboard. Look, my dear children, Ayshat is small. Amina is smaller than Ayshat. But MArina is the smallest. Объяснение грамматического материала по таблице. Look at the blackboard
now.
Let's compare these pictures. P.: This house is big.
This house is bigger.
And this one is the biggest.
This monkey is funny.
This monkey is funnier.
And this one is the funniest.
This dog is kind.
This dog is kinder.
And this one is the kindest.
V. Заключительный.
1. Запись и объяснение домашнего задания
2. Подведение итогов, рефлексия
T.: Now we know, how to make comparative and superlative forms of the adjective. Tomorrow we shall revise the rules and do some additional exercises. You have really good marks today.
The lesson is over.
Goodbye.
В процессе обучения чтению учащиеся совокупно усваивают все аспекты языка: отрабатывается произношение, интонация, расширяется лексический запас, закрепляются грамматические структуры, так же чтение способствует развитию всех других видов речевой деятельности (аудирования, говорения, письма) [4, с. 89].
Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.
Библиографический список:
1. Балакина Н.О. Предтекстовые упражнения в процессе обучения чтению // Иностранные языки в школе, 2008. С. 63-66.
2. Балина Т. Психофизиологические факторы изучения детьми иностранного языка. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018.
3. Берк, Л.Е. Развитие ребенка. М.: Питер, 2015.
4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 класса школ с углублённым изучением английского языка. 2-е изд. М.; Просвещение, 2009.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр "Академия", 2009. С. 59.