ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОАННЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Нельзина Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Грацилёва Юлия Игоревна
студентка 732 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PHONETIC AND RHYTHMIC-INTONATION
SKILLS IN ENGLISH LESSONS
Elena Nelzina, Ph.D.
Associate Professor, Teaching Methodology of Foreign Languages Department,
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Julia Gratsileva
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 732, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: gratsilevaji@gmail. com
Аннотация: статья посвящена формированию фонетических и ритмико-интонационных навыков у дошкольников на уроке английского языка. В статье рассматриваются психологические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, цели и содержание обучения фонетической стороне речи, значение фонетических и интонационных навыков в овладении устной речью, а также приемы формирования фонетических и ритмико-интонационных навыков в соответствии с психологическими особенностями детей 5-6 лет.
Ключевые слова: фонетические навыки, ритмико-интонационные навыки, устная речь, приемы формирования фонетических навыков.
Abstract: the article is devoted to the formation of phonetic and rhythmic-intonation skills in preschoolers in the English language lesson. The article deals with the psychological features of speech development in children of senior preschool age, the goals and content of teaching the phonetic side of speech, the value of phonetic and intonation skills in mastering oral speech, as well as techniques for forming phonetic and rhythmic-intonation skills in accordance with the psychological characteristics of children 5-6 years old.
Key words: phonetic skills, pronunciation, speech, preschoolers, pronunciation
skills.
© Нельзина Е.Н., Грацилёва Ю.И., 2020
Актуальность темы объясняется статусом английского языка в современном обществе. Английский язык считается основным международным языком, поэтому родители стремятся начать обучение своего ребенка с раннего детства, с 3 или 5 лет. Психологи определили данный период как сензитивный и научно доказали, что в данный период дети лучше запоминают и усваивают языковой и речевой материал. Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательно-развивающего
и образовательного аспекта и цели для начального этапа обучения иностранному языку, являются следующие:
• воспитание у обучащихся интереса к изучению нового языка;
• развитие их восприятия, внимания, языковой памяти; воображения, интуитивного и логического мышления;
• развитие их речевой культуры, а также культуры общения;
• воспитание у детей доброжелательного отношения к стране изучаемого языка и ее народу, желание и умение войти в мир иной культуры;
• формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи;
• расширение с помощью иностранного языка представлений дошкольников об окружающем их мире и о языке как о средстве общения [6].
Немаловажен и тот факт, что изучение иностранного языка способствует не только общему развитию ребенка, но и развитию фонематического слуха и артикуляции.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Совершенствование речи затрагивает в первую очередь ее звуковую составляющую: улучшается воспроизведение звуков (шипящие / свистящие / сонорные). Развиваются:
• грамматический строй;
• связность речи;
• фонематический слух;
• интонационная выразительность;
• эмоциональная составляющая [2].
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов,
240
многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий; прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов [1]. Все вышеперечисленное говорит о готовности детей к овладению иноязычной фонетической стороной речи.
Произношение при изучении иностранного языка имеет огромное значение, так как его эффективность в значительной мере определяет успех овладения устной речью. Для формирования навыков устной речи, а в дальнейшем при школьном обучении письму и чтению надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложениях. В естественной языковой среде это происходит одновременно. Однако в условиях неязыковой среды, т.е. на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание [8].
Под содержанием обучения произношению понимается все то, на основе чего происходит обучение учащихся слухопроизносительным и ритмико-интонационным навыкам, это: звуки, звукосочетания, простые интонационные модели, а также конкретные действия с этими единицами (психологический компонент содержания обучения) - формирование произносительного навыка [ 6].
Основные требования к произношению - фонематичность (т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником) и беглость (т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе речи). Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад иностранного языка со временем стал для обучающихся привычным и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой [5, 7].
При формировании фонетических и ритмико-интонационных навыков обучающие широко используют упражнения на восприятие и активное воспроизведение материала. Исходя из особенностей дошкольного возраста необходимо сделать процесс овладения фонетической стороной речи увлекательным и интересным. С этой целью используются разнообразные приемы обучения.
Одним из приемов отработки фонетического и ритмико-интонационного материала являются игры. Фонетические игры бывают двух типов: такие, которые направлены на предупреждение (профилактику) ошибок, и такие, которые направлены на исправление (коррекцию) ошибок. Сложность в работе с играми состоит в том, что все даже самые сложные звуки и звукосочетания встречаются уже с самых первых занятий, так что языковой материал никак нельзя упростить, что отработанный на занятиях материал не сразу переходит в спонтанную речь [9].
Игровые приемы могут применяться на различном материале, в том числе и на песенках. Песенка «Little Kitty» представляет игровой контекст. Она является игрой-ситуацией. Дети могут изобразить действия, о которых идет речь. Можно петь песню с разной скоростью, разным тоном, с разными эмоциями. В данном контексте отрабатываются звуки [ж] [4].
Т.В. Крижановская в своем пособии «Английский язык для детей 5-6 лет» использует множество фонетических игр. Вот пример одной из них: на занятии 12 автор применяет игру-ситуацию. Играя в животных, изображая и озвучивая их, дети готовят свой артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков и слов [4, c. 27].
Игра «Поиск звуков» имеет своей целью формирование навыков фонематического слуха. В ходе игры учитель показывает детям картинки и четко произносит названия предметов, изображенных на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с детьми до начала игры) [9]
В игре «Playing Airplane» дошкольники отрабатывают звук [v]. - Вы когда-нибудь играли в «самолетик»? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперед - и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. давайте поиграем в «английский» самолетик: The plane is travelling up in the sky vvv - vvv - vvv. Moving so fast and ever so high vvv - vvv - vvv. Over the land and over the sea vvv - vvv - vvv.
But we always come back in time for tea
vvv - vvv - vvv.
Little Kitty laps her milk, Lap, lap, lap. Her tongue goes out, Her tongue goes in,
Lap, lap, lap.
Little Kitty (lap) likes her milk, (повторение последних строк) [9].
В данную игру можно играть с движениями, используя ее в качестве физкультминутки. Стих может произносить только учитель, а ученики произносить звук [V], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики [9].
Помимо игр в обучении фонетической стороне речи широко используются фонетические сказки как один из способов интересного и нескучного овладения звуками английского языка, идеально подходящего для дошкольного возраста.
Большой вклад в создание сказок о буквах и фонетических сказок внесла Татьяна Ивановна Ижогина, заслуженный учитель Российской Федерации. Некоторые сказки могут быть успешно использованы и в обучении дошкольников, например:
Чайный домик тетушки Ти (^ 1)
Братья Эй повели Петю по дорожке мимо ярко раскрашенных домиков. Двери домов были закрыты, все жители разбрелись кто куда, по своим делам. А Пете так хотелось заглянуть хоть в один домик! И вдруг из распахнутого настежь золотисто-коричневого домика послышалось: «Ти... ти... ти..!»
! Произнося звук «т» прикасайтесь кончиком языка не к зубам, а к бугоркам над верхними зубами, произносите звук «и...» протяжно и улыбаясь!
- Чаю хочешь? - спросили Петю братья Эй. - Слышишь, тетушка Ти зовет на чай. «Ти», - кричит она, - что значит «чай».
Петя не очень удивился, узнав, что тетушку тоже зовут Ти. А на крыльце стояла, улыбаясь, высокая, стройная буковка с дымящимися чашками.
- Ти! Ти! Ти! - кричала она.
- Чай! Чай! Чай! - перевел Петя и радостно засмеялся.
Ай да тетушка Ти! Какая добрая, и гостей принимает! Петя и братцы Эй зашли в домик чайного цвета, и Петя сразу же от удивления и про чай забыл. Посреди комнаты, несмотря на летний зной, стояла нарядно украшенная елка. «У нас каждый празднует Новый год, когда хочет», - объяснила стройная девочка, дочка тетушки Ти.
- Я тоже Ти, - добавила она и, подхватив за руку маленького Эй, пошла вытанцовывать вокруг елки, припевая на мотив «В лесу родилась елочка...»
Тэй, Тэй, Тэй.
1а^а, 1а4а ...
К их хороводу присоединились взрослые Ти, Эй, и Петя окончательно понял, что Буквляндия - страна развеселая [3].
В учебном пособии Т.В. Крижановской «Английский язык для детей 5-6 лет» представлены различные фонетические сказки.
I
Занятие № 10
Команды
(продолжение)
ш ш
На этом занятии мы познакомимся с новым звуком [в]. При произнесении этого звука рот не надо открывать слишком широко. Кончик языка находится у нижних зубов. Губы надо слегка растянуть. Потренируйся: [е]-[е]-[е].
Игра-сказка «Динозаврик и пчёлки*. Если услышишь слово «динозаврик», произнеси [е-е-е]. Если услышишь слово «пчёлки», произнеси [2-2-2-1-2-1].
В одной сказочной стране случилось несчастье:
потерялся маленький динозаврик
Ж
Пчёлки
По соседству жили пчёлки ".«
очень любили динозаврика ^'. #
Пчёлки 4^ , маленькие, везде летают, всё про всех знают. Полетели пчёлки кого динозаврика
Мама динозаврика ^н* была счастлива.
и нашли малень-
I
Занятие ЛГо 7
Счёт до 5
Ш Научись произносить новые звуки [в] и [9]. Кончик языка надо поместить между зубами и подуть на него. У тебя получится звук [в]. А теперь попробуй произнести звук [в], поместив язык между зубами. У тебя получится звук [4].
ш
Игра-сказка -Комарик и змейка-.
Послушай сказку про комарика и змейку. Твоя задача — внимательно слушать. Когда услышишь слово -комврик-, произнеси звук РНЧ-М- А услышишь -змейка-,
произнеси звук [0]-[в]-[в].
Однажды комарик Змейка _ Комарику
увидел змейку
грелась на солнышке _ очень понравилась красавица змейка
Комарик
решил исполнить для змеики
свою лучшую песенку Комарик _
была глуха.
_ очень старался, только змейка
так и не услышала его пения, потому что
Еще одним эффективным средством усвоения фонетического материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, небольших диалогов. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами и ритмикой.
Рифмовки могут использоваться при введении нового фонетического материала и при его повторении, а также во время фонетических зарядок. На начальном этапе к рифмовкам можно обращаться для обработки звуковой стороны речи. Урок обычно начинается с фонетической зарядки, куда очень часто включаются рифмовки. Они служат своеобразным отдыхом для детей. Рифмовки помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить классу специально отобранные рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков рифмовка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для учащихся. Рифмовки отбираются в зависимости от того, какой звук отрабатывается [5].
Пример рифмовки для отработки звука [д]:
244
This is my mother, This is my father, This is my sister, This is my brother, This is my uncle, This is my aunt Lily, This is my cousin, Andthisisme.
Для того чтобы у обучащихся формировалось хорошее произношение не только на иностранном языке, но и совершенствовались навыки произношения на родном языке, есть много способов работы над языковым и речевым материалом с использованием двух языков. Одним из таких способов являются специальные упражнения. К ним относится, например, прием, предложенный Ж.Б. Верениновой, которая предлагает произношение русских слов, фраз, стихотворений с английским «акцентом». Данный прием особенно эффективен во время занятий, когда учитель может проконтролировать такие моменты, как отсутствие выпячивания губ при произнесении гласных [o] [у] (зрительный контроль), а также отсутствие смягчения согласных в английском языке (слуховой контроль). С целью снятия монотонности в процессе тренировки можно попросить учащихся произносить слова или предложения с разной интонацией, силой голоса, темпом речи [5].
Рассмотренные приемы способствуют развитию у дошкольников артикуляционной базы и фонематического слуха, формированию правильного произношения звуков и интонационного оформления речи, а также расширению словарного запаса и развитию у учащихся таких психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение.
Список литературы
1. Возрастные особенности детей [Электронный ресурс]. - URL: https://lyc1575.mskobr.ru/files/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%A3%D0%9C %D0%95%D00/o9D%D00/oA20/oD00/oAB/vozrastnye_osobennosti_detejdoshkol_n ogo_vozrasta.pdf (дата обращения: 30.03.20).
2. Возрастные особенности детей 5-6 лет по ФГОС в родительский уголок [Электронный ресурс]. - URL: https://pedsovet.su/dou/6505_vozrastnue_osobennosti_detey_5_6_let (дата обращения: 30.03.20).
3. Ижогина Т.И. Янъ-портал, Волшебный английский, Буквляндия, фонетические сказки на английском языке [Электронный ресурс]. - URL: https://me.yanval.ru/letters (дата обращения: 20.04.20).
4. Крижановская Т.В. Английский язык: для детей 5-6 лет. Ч. 1. - М.: Эксмо, 2012. - 56 с.
5. Методика обучения фонетике английского языка [Электронный ресурс]. -URL: https://infourok.ru/metodika-obucheniya-fonetike-angliyskogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-2572624.html (дата обращения: 30.03.20).
6. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. - М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток - Запад, 2008. - 253 с.
7. Приемы развития фонетических навыков на начальном этапе изучения английского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://ref.diplomplanet.ru/articles/category/22/message/351117/ (дата обращения: 07.05.20).
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
9. Фонетические игры на уроках английского языка [Электронный ресурс]. -URL: https://infourok.ru/foneticheskie_igry_na_urokah_angliyskogo_yazyka-491936.htm (дата обращения: 20.04.20).