Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / МЕРОПРИЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАЛЫЕ ФОРМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесов Вачаган Семенович, Кондратюк Ирина Валерьевна, Лысенко Ольга Алексеевна, Смирнова Елена Альбертовна

Формирование физической культуры в процессе физического воспитания студента проявляется не только в показателях физического состояния и объёме теоретических знаний в области физической культуры, но и понимание ценностей физической культуры и трансформация их в жизнь. С целью поиска наиболее значимых путей совершенствования процесса физического воспитания в средне-специальных учебных заведениях авторами предпринята попытка обновить подходы к формированию физической культуры обучающихся педагогического колледжа г. Хабаровска. Решение осуществить проведение эксперимента продиктовано результатами педагогического наблюдения в ходе учебных и дополнительных занятий по физической культуре в условиях учебного-воспитательного процесса колледжа. Сформированы контрольная и экспериментальны группы. Опираясь на анализ данных опроса и тестирования, разработаны мероприятия в процессе использования малых форм физического воспитания и самостоятельной физкультурной деятельности. Целесообразность разработанных мероприятий по формированию физической культуры через малые формы и самостоятельную физкультурную деятельность доказана по всем параметрам, определяющим уровень развития физической культуры участников эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT’S PERSONALITY IN THE PROCESS OF USING SMALL FORMS OF PHYSICAL EDUCATION AND INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATION ACTIVITY

The formation of physical culture in the process of physical education of a student is manifested not only in indicators of physical condition and the amount of theoretical knowledge in the field of physical culture, but also to understand the values of physical culture and their transformation into life. In order to find the most significant ways to improve the process of physical education in secondary special educational institutions, the authors attempted to update approaches to the formation of the physical culture of students of the pedagogical college of Khabarovsk. The decision to carry out the experiment is dictated, the results of pedagogical observation during educational and additional classes on physical culture in the conditions of the educational and educational process of the college. Control and experimental groups are formed. Based on the analysis of the survey and testing data, measures have been developed in the process of using small forms of physical education and independent physical education activity. The feasibility of developed measures to form physical culture through small forms and independent physical education is proved by all parameters determining the level of development of the physical culture of the experimental participants.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Формирование физической культуры личности студента в процессе использования малых форм физического воспитания и самостоятельной физкультурной деятельности

Аванесов Вачаган Семенович,

доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]

Кондратюк Ирина Валерьевна,

старший преподаватель кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета E-mail: kondratuk. kondratuk @yandex.ru

Лысенко Ольга Алексеевна,

старший преподаватель кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]

Смирнова Елена Альбертовна,

доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Тихоокеанского государственного университета E-mail: [email protected]

Формирование физической культуры в процессе физического воспитания студента проявляется не только в показателях физического состояния и объёме теоретических знаний в области физической культуры, но и понимание ценностей физической культуры и трансформация их в жизнь. С целью поиска наиболее значимых путей совершенствования процесса физического воспитания в средне-специальных учебных заведениях авторами предпринята попытка обновить подходы к формированию физической культуры обучающихся педагогического колледжа г. Хабаровска. Решение осуществить проведение эксперимента продиктовано результатами педагогического наблюдения в ходе учебных и дополнительных занятий по физической культуре в условиях учебного-воспитательного процесса колледжа. Сформированы контрольная и экспериментальны группы. Опираясь на анализ данных опроса и тестирования, разработаны мероприятия в процессе использования малых форм физического воспитания и самостоятельной физкультурной деятельности. Целесообразность разработанных мероприятий по формированию физической культуры через малые формы и самостоятельную физкультурную деятельность доказана по всем параметрам, определяющим уровень развития физической культуры участников эксперимента.

Ключевые слова: формирование, мероприятия, физическое воспитание, малые формы, физическая культура личности, среднее профессиональное образование, процесс, результат, эффективность.

о с

CJ

см см

Состояние здоровья подростков - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Сохранение здоровья молодого поколения, в том числе студентов, было и остается одной из важнейших социальных проблем общества [4]. Формирование физической культуры в процессе физического воспитания студента проявляется не только в показателях физического состояния и объёме теоретических знаний в области физической культуры, но и понимание ценностей физической культуры и трансформация их в жизнь.

В системе среднего профессионального образования происходит осуществление физического воспитания в течение всего периода обучения, как в учебное время, так и во внеаудиторном пространстве в соответствии с федеральным образовательным стандартом, основанном на положениях «Закона об образовании». Созданные программы и их содержание устроено таким образом, каждый раздел которой преследует вполне конкретные цели.

М.Я. Виленский пишет, что физическое воспитание является частью культуры и представляет собой совокупность знаний и ценностей, которые создаются и используются обществом для интеллектуального и физического развития человеческих способностей, повышения его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, адаптации в обществе посредством физических воспитания, подготовки и развития [2].

Н.Х. Хакунов и В.П. Шрам считают, что физическое воспитание - это особый вид воспитания, имеющую свою специфику, которую отражает формирование физических качеств, обучение двигательным упражнениям, овладение теорией физкультуры и формирование осознанного отношения к важности и нужности занятий ею [5].

По О.В. Ярлыковой, физическое воспитание -это процесс обучения, направленность которого состоит в сохранении и укреплении здоровья в процессе двигательной активности, а цель -в повышении эффективности физических качеств и личностной культуры человека для реализации потенциала, который заложен в нем [6].

С целью поиска наиболее значимых путей совершенствования процесса физического воспитания в средне-специальных учебных заведениях мы предприняли попытку обновить подходы к формированию физической культуры обучающихся педагогического колледжа г. Хабаровска.

Решено было осуществить проведение эксперимента, начавшегося с педагогического наблюдения в ходе учебных и дополнительных занятий по физической культуре в условиях учебного-воспитательного процесса колледжа.

Объектом наблюдения являлся процесс физического воспитания студентов педагогического колледжа.

Предметом наблюдения было практическое применение студентами пройденного материала по физической культуре, использование полученных знаний в повседневной жизнедеятельности. Данные педагогические наблюдения заносились в протокол и анализировались.

Данное исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе (сентябрь-октябрь 2021 г.) была изучена научно- методическая литература по физическому воспитанию и формированию физической культуры личности студентов в условиях профессиональных образовательных учреждений. Проведен опрос. Наряду с этим осуществлен подбор оптимальных методов исследования, разработаны мероприятия и методические материалы для её реализации.

В течение второго этапа (ноябрь 2021 г. - июнь 2022г) проводился педагогический эксперимент, с целью обоснования разработанной методики формированию физической культуры личности студентов.

На третьем этапе исследования (июль-август 2022г) производились обработка и анализ экспериментальных данных, осуществлялась формулировка выводов, практических рекомендаций, оформление работы в целом.

Анализ результатов анкетирования показал, что в целом молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой и спортом. Так как в списке ценностей, приносящих удовлетворение в жизни, в среднем, спорт стоит на 4 месте, а физкультурно-оздоровительная деятельность на 6 месте.

Отрадно отметить, что 97,3% студентов считают занятия физической культурой и спортом необходимыми для жизни человека. Кроме того, 34,5% студентов считают вообще не достаточно культурными тех людей, которые не заботятся о своем здоровье, физически слабо развиты и часто болеют.

Следует отметить, что 81,8% студентов колледжа в своих планах на будущее имеют занятия физической культурой и спортом. В целом они довольны организацией процесса физического воспитания в образовательном учреждении, так как оценили его, в среднем, на 9 баллов (из 10 возможных), а процесс семейного физического воспитания оценен молодыми людьми в среднем на 5 баллов (из 10 возможных). С удовольствием уроки физкультуры посещают 26,4% студентов, по необходимости - 7,6%. Спортивно-массовые мероприятия любят посещать 18% респондентов. 40,7% студентов считают, что в настоящее время интерес к физической культуре и спорту среди их сверстников неуклонно растет.

Объективные показатели физкультурной деятельности позволяют сделать вывод, что у большей части юношей и особенно девушек физкультурно-спортивные интересы не достаточно глубоки, потому что не побуждают к активной самостоятельной физкультурной деятельности. Доказательством этому служит то что, кроме физкультурных занятий в колледже занимаются физкультурой и спортом только 14% студентов. Из них достаточно регулярно выполняют оздоровительные пробежки 1,2%, занимаются в домашних условиях - 3,7%, посещают физкультурные клубы -2,7%, плавают - 2,5% и занимаются спортом всего 3,9% молодых людей. А вместе с физическим воспитанием в колледже регулярную двигательную активность имеют лишь 62,7% обучающихся.

Данный факт в целом отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов колледжа. Потому что подавляющее большинство студентов отметили необходимость повышения уровня своих физических способностей, особенно координации движений, выносливости, силы. Также видна обеспокоенность своей осанкой. Кроме того, 32% обучающихся отметили, что более 2-х раз в году вынуждены сидеть на больничном и пропускать учебные занятия.

Подтверждением того, что мотивация молодежи на здоровую жизнедеятельность сформирована недостаточно, хотя желание явно присутствует, служат неоднократные неудачные попытки самостоятельно изменить свой образ жизни. Например, более 2-х раз, начинали заниматься спортом и физическими упражнениями 32% респондентов, пытались оставить вредные привычки 32,2%, улучшали свое питание 18,8%, стремились к психологическому комфорту - 20,5% студентов.

Эти данные свидетельствуют о том, что молодёжь предпринимает попытки к улучшению своего образа жизни, но нуждается в квалифицированной поддержке. А реальная помощь в этом деле, крайне скудна. К сожалению, на вопрос «Откуда к Вам поступает активная агитация на ведение здоровой жизнедеятельности?», студенты ответили следующим образом: от родителей - 14,2%, от друзей - 9%, от врачей и преподавателей физкультуры по 7,5%, а средства массовой информации, как активный источник агитации за здоровый образ жизни не отметил никто.

Из предложенных форм получения знаний о здоровом образе жизни студенты отдали предпочтение регулярным лекциям в колледже в учебное время (19,6%). Одинаковое количество желающих (по 17,1%) оказалось за работу с литературой, выданной специалистом и посещение групповых оздоровительных занятий в колледже во вне учебное время. Приобретать знания самостоятельно желают 14,7% студентов, а заниматься в домашних условиях по специально разработанному электронному учебнику (под контролем педагогов) хотели бы 12,2% респондентов (следует учесть, что среди всех опрошенных только 50,2% студентов имеют возможность регулярно работать

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

за компьютером). Наименее популярными оказались получение информации о здоровой жизнедеятельности из «уголка здоровья» в колледже (9,8%) и получение индивидуальных консультаций у специалистов-валеологов (7,3%).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что уровень физической культуры личности в колледже требует дальнейшего совершенствования. Необходимо более серьезно и глубоко проанализировать причины, которые приводят к тому, что при достаточно хорошем и положительном отношении к физической культуре слишком малое количество молодых людей вовлечены в физкультурно-спортивную деятельность.

Учитывая морфо-функциональные, психологические и двигательные способности молодёжи разработан комплекс мероприятий, включающий малые формы физического воспитания, формирующие физическую культуру личности студента. Нововведением настоящего подхода является воздействие на мотивационно-ценностный компонент личности, через разработку учебно-методического материала. Кроме того, векторный подход предусматривает расширение деятель-ностного компонента. Предложенный студентам материал преподнесен с применением методов и приемов психологии, позволяющих формировать положительное эмоциональное отношение и мотивацию к физкультурно-спортивной деятельности, изменить убеждения относительно своего физического здоровья. Экспериментальная работа включала в себя следующие виды деятельности студентов:

1. Самостоятельную работу студентов различных курсов с электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине «Физическая культура».

2. Участие и проведение малых форм физического воспитания с использованием видеоматериалов.

3. Разработка специальной наглядной агитации в учебных помещениях колледжа. Существует несколько направлений подготовки: общеоздоровительное, лечебное, гигиеническое, профессионально-прикладное, спортивное, оздоровительно-рекреативное. Так же нужно учитывать основные формы занятий: утреннюю гимнастику, занятия во время рабочего дня, индивидуальные тренировочные занятия [1].

В каникулярный период студенты экспериментальной группы по схеме выполняли все практические задания (по составлению личной программы здоровья), под руководством педагога проходили тестирование на уровень знаний по каждому разделу. Затем, на протяжении семестра, в течение учебных занятий по другим предметам в экспериментальных группах проводили малые формы 5 физического воспитания (физкультурные минут-5 ки и паузы с использованием видеоматериалов, Я листовок), кроме того, проводили выпуски спор° тивных новостей и воздействовали на переме-ав нах наглядной агитацией (плакаты, видеоклипы).

Причем, студенты экспериментальной группы являлись как проводящими малых форм физического воспитания, так и формировании видеороликов физкультминуток.

В начале эксперимента все студенты (60 человек) были среднего уровня физической подготовленности. Физическая культура личности сформирована на 1-2 уровнях. В экспериментальной группе 25 студентов из 30 продемонстрировали показатели 3 и 4 уровней, а в контрольной группе лишь 7 студентов из 30 оказались на 3-м потенциальном уровне физической культуры личности.

После проведения эксперимента у студентов экспериментальной группы был выявлен ряд преимуществ.

Показатели тестирования уровня развития физических качеств в обеих группах были переведены в уровни. После тестирования проводился анализ уровня физической подготовленности студентов. Следует отметить, что тестовая программа, использованная в работе, и определение уровней физической подготовленности осуществлялись с учетом рекомендаций В.И. Ильинича (2001) [3]. Оказалось, что у студентов экспериментальной группы уровень повысился, а в контрольной группе показатели практически не изменились. Так, сумма общих баллов за физическую подготовленность увеличилась на 6% в экспериментальной группе.

Следующим показателем эффективности методики явилось определение уровня сформиро-ванности физической культуры личности студентов. После проведения эксперимента суммарные уровни изменились в обеих группах, но только в экспериментальной группе произошли достоверные изменения.

Наиболее ярко результаты эксперимента проявились в показателях успеваемости по предмету физическая культура. В экспериментальной группе значительно выше оказалась посещаемость обязательных и внеучебных занятий. Показатели качества выполнения заданий учителя и тренера (неофициальные) тоже свидетельствуют о преимуществе студентов экспериментальной группы. Так, средний балл по физической культуре в контрольной группе составил 3,8, в экспериментальной 4,5.

Таким образом, на основании анализа литературных данных, опроса, педагогических наблюдений за процессом физического воспитания студентов среднего профессионального учебного заведения не физкультурного профиля выявлено, что в практической деятельности педагогов физического воспитания приоритет в учебно-тренировочном процессе отдается физической подготовленности студентов при недостаточном воздействии на потребностно-мотивационную сферу личностной физической культуры. Следствием является то, что с удовольствием уроки физкультуры посещают лишь 26,4% студентов, по необходимости - 7,6%. Спортивно-массовые мероприятия любят посещать 18% респондентов.

Целесообразность разработанных мероприятий по формированию физической культуры личности студента, которые включали в себя проведение и организацию малых форм физического воспитания до учебных занятий, подвижных перемен в перерывах между занятиями, разработку программ-заданий для самостоятельной работы, просмотр видеоматериалов о повышении двигательной активности, по здоровому образу жизни, разработку специальной наглядной агитации в ходе учебных занятий колледжа доказывает эффективность проделанной работы.

Представленные формы работы явились достаточно эффективными по следующим показателям:

- студенты экспериментальной группы в среднем (с сентября по январь) посетили практически все занятия;

- средний балл по физической культуре в контрольной группе составил 3,8, в экспериментальной 4,5;

- в экспериментальной группе 25 студентов из 30 продемонстрировали показатели 3 и 4 уровней, а в контрольной группе лишь 7 студентов из 30 оказались на 3-м потенциальном уровне физической культуры личности.

Таким образом, комплекс мероприятий по формированию физической культуры через малые формы и самостоятельную физкультурную деятельность показал качественные изменения по всем параметрам, определяющим уровень развития физической культуры участников эксперимента.

Литература

1. Ашкинази С.М. Физическая культура и здоровье студентов вузов: анализ, опыт и приоритеты / С.М. Ашкинази, И.В. Соколова // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 5. - С. 104.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в про-фессиональноценностных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. С.27-30.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]: /Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004.-509 с.

4. Петрика И.В. Физическая культура и спорт как социальные явления общества / И.В. Петрика, Н.А. Рагозина, Г.В. Сытник // Место и роль физической культуры в современном мире: Сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 мая 2022 го-

да. - Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2022. - С. 222-227.

5. Хакунов Н.Х., Шрам В.П. От профессионально-прикладной физической подготовленности - к формированию профессионально-прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3.

6. Ярлыкова О.В. Формирование физической культуры в образовательном процессе.//Про-фессиональная ориентация, № 2, 2015, с. 3235.

THE FORMATION OF THE PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN THE PROCESS OF USING SMALL FORMS OF PHYSICAL EDUCATION AND INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATION ACTIVITY

Avantsov V.S., Kondratyuk I.V., Lysenko O.A., Smirnova E.A.

Armavir State Pedagogical University; Pacific State University

The formation of physical culture in the process of physical education of a student is manifested not only in indicators of physical condition and the amount of theoretical knowledge in the field of physical culture, but also to understand the values of physical culture and their transformation into life. In order to find the most significant ways to improve the process of physical education in secondary special educational institutions, the authors attempted to update approaches to the formation of the physical culture of students of the pedagogical college of Khabarovsk. The decision to carry out the experiment is dictated, the results of pedagogical observation during educational and additional classes on physical culture in the conditions of the educational and educational process of the college. Control and experimental groups are formed. Based on the analysis of the survey and testing data, measures have been developed in the process of using small forms of physical education and independent physical education activity. The feasibility of developed measures to form physical culture through small forms and independent physical education is proved by all parameters determining the level of development of the physical culture of the experimental participants.

Keywords: formation, events, physical education, small forms, physical education of personality, secondary vocational education, process, result, effectiveness.

References

1. Ashkinazi S.M. Physical culture and health of university students: analysis, experience and priorities / S.M. Ashkinazi, I.V. Sokolova // Theory and practice of physical culture. -2011. - No. 5. - S. 104.

2. Vilensky M. Ya. Physical culture in the professional orientations of students and the process of their formation // Theory and practice of physical culture. 1991. No. 11. S. 27-30.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives [Text]: /e.p. Ilyin. -SPB: Peter, 2004.-509 p.

4. Petrika I.V. Physical culture and sport as the social phenomena of society / I.V. Petrik, N.A. Ragozin, G.V. Sytnik // Place and role of physical culture in the modern world: a collection of articles and theses of reports of the All -Russian Scientific and practical conference, St. Petersburg, May 19-20, 2022. -St. Petersburg: LLC "Scythia-Print", 2022.-S. 222-227.

5. Khakunov N. Kh., Shram V.P. From professionally applied physical fitness-to the formation of professional and applied physical culture // Theory and practice of physical culture. 2006. No. 3.

6. Balykova O.V. The formation of physical culture in the educational process. // Professional Orientation, No. 2, 2015, p. 3235.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.