Научная статья на тему 'КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА НА ОСНОВЕ АЭРОБИКИ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОЛЛЕДЖА'

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА НА ОСНОВЕ АЭРОБИКИ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / АЭРОБИКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавченко Кристина Витальевна

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке модернизированного содержания, за счет внедрения: круговой тренировки как организационно-методической формы занятий по физическому воспитанию; включения заданий алгоритмического и полуалгоритмического типа, содержащие упражнения из различных видов оздоровительной аэробики, которые отрабатывались в процессе плановых методико-практических и самостоятельных занятий. Практическая значимость исследования заключается в реальном внедрении в образовательный процесс физкультурного колледжа оптимизированного содержания учебной дисциплины МДК.02.01.07, которое способствовало не только росту функционального состояния и уровня физической подготовленности, но и повышению теоретических знаний и методической компетентности у обучающихся экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавченко Кристина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCUIT TRAINING BASED ON AEROBICS AS A FORM OF PHYSICAL PERFECTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF PHYSICAL COLLEGE

The theoretical significance of the study lies in the substantiation and development of the modernized content, through the introduction of: the circuit training as organizational and methodological form of physical education classes; inclusion of tasks of algorithmic and semi-algorithmic type, containing exercises from various types of health-improving aerobics, which were worked out in the process of planned methodological-practical and independent studies. The practical significance of the study lies in the real introduction into the educational process of the physical education college of the optimized content of the academic discipline MDK.02.01.07, which contributed not only to the growth of the functional state and the level of physical fitness, but also to the increase in theoretical knowledge and methodological competence of students of the experimental group

Текст научной работы на тему «КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА НА ОСНОВЕ АЭРОБИКИ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОЛЛЕДЖА»

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2022

УДК 796.015.5

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА НА ОСНОВЕ АЭРОБИКИ КАК ФОРМА

ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОЛЛЕДЖА

Кристина Витальевна Булавченко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университета, Санкт-Петербург

Аннотация

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке модернизированного содержания, за счет внедрения: круговой тренировки как организационно -методической формы занятий по физическому воспитанию; включения заданий алгоритмического и полуалгоритмического типа, содержащие упражнения из различных видов оздоровительной аэробики, которые отрабатывались в процессе плановых методико-практических и самостоятельных занятий. Практическая значимость исследования заключается в реальном внедрении в образовательный процесс физкультурного колледжа оптимизированного содержания учебной дисциплины МДК.02.01.07, которое способствовало не только росту функционального состояния и уровня физической подготовленности, но и повышению теоретических знаний и методической компетентности у обучающихся экспериментальной группы.

Ключевые слова: учитель, физическая культура, круговая тренировка, аэробика, методическая практика, методические навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p63-66

CIRCUIT TRAINING BASED ON AEROBICS AS A FORM OF PHYSICAL PERFECTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF PHYSICAL

COLLEGE

Kristina Vitalievna Bulavchenko, the senior teacher, St. Petersburg State University

Abstract

The theoretical significance of the study lies in the substantiation and development of the modernized content, through the introduction of: the circuit training as organizational and methodological form of physical education classes; inclusion of tasks of algorithmic and semi-algorithmic type, containing exercises from various types of health-improving aerobics, which were worked out in the process of planned methodological-practical and independent studies. The practical significance of the study lies in the real introduction into the educational process of the physical education college of the optimized content of the academic discipline MDK.02.01.07, which contributed not only to the growth of the functional state and the level of physical fitness, but also to the increase in theoretical knowledge and methodological competence of

Keywords: teacher, emergence of culture, circuit training, aerobics, methodical practice, methodical skills.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших проблем физического воспитания в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - общеобразовательные организации) Российской Федерации, по мнению Фонаревой Е.А., является снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» [1]. Подчеркнем, что данная проблема обусловлена тем, что используемые средства физического воспитания из традиционных видов спорта на уроках физической культуры не вы-

зывают интереса и не удовлетворяет запросы обучающихся общеобразовательных организаций. В связи с этим, актуальным становится вопрос не только модернизации содержания учебного предмета «Физическая культура» на основе современных оздоровительных систем, но и совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура») [2]. К популярным новым видам физкультурно-оздоровительной деятельности относится аэробика и ее виды.

Следует отметить, что формированию у обучающихся высших физкультурных учебных заведений профессиональных знаний и умений преподавания аэробики посвящены диссертационные исследования, учебники, монографии и научные статьи: Л.В. Сидневой (2000), Е.С Крючек (2001), Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой (2002), Е.В. Токарь (2002), Е.Г. Сайкиной (2008), Е.Б. Деревлевой (2009), В .В. Храмова (2015).

Однако, подготовку высококвалифицированных учителей физической культуры осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования Российской Федерации (далее - РФ) в процессе реализации образовательной деятельности по профессиональным программам специальности 49.00.00 Физическая культура [3]. А исследований в области совершенствования системы обучения практико-ориентированных специалистов в средних специальных заведениях (колледжах) на основе разработанных обучающих программ по формированию методических (педагогических) навыков практически не обнаружено, что указывает на необходимость дальнейшей работы в этом направлении. Поэтому, особый интерес, в рамках нашего исследования, представляет анализ образовательным программ среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура (далее - ППССЗ).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Анализ образовательной программы, проведенный на примере физкультурного колледжа, показал, что решению вышеуказанной проблемы способствует изучение программы учебной дисциплины МДК.02.01.07 «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки» профессионального цикла образовательной программы. На данный раздел возлагаются задачи: расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями, выполняемыми как на открытом воздухе, так и в помещении; освоение знаний о наиболее популярных видах аэробики (классическая, степ-аэробика, фитбол-аэробика); формирование методических навыков в организации и проведении как групповых, так и индивидуальных занятий [4]. В содержание вышеупомянутого раздела включены следующие виды аэробики: базовая (классическая), степ-аэробика, фитбол-аэробика.

Как видно из проведенного анализа содержания раздела «Новые виды физкультур-но-спортивной деятельности, аэробика с методикой тренировки», разработанного в соответствии с нормативными и инструктивными документами Министерства просвещения Российской Федерации, что формированию педагогического мастерства будущих учителей физической культуры и тренеров по видам спорта уделяется недостаточное внимание и требует внесение некоторых структурных изменений в содержание рассматриваемого выше раздела.

Для уточнения поправок в содержание вышеуказанного раздела был проведен анализ научно-методической литературы и руководящих документов, регламентирующих образовательный процесс в физкультурном колледже. Оценка организационных форм занятий в системе физического воспитания позволила выделить преимущества круговой тренировки по сравнению с традиционными формами организации занимающихся на занятиях. Во-первых, круговая тренировка хорошо поддается нормированию и носит разную направленность. Во-вторых, построенные в виде круговой тренировки занятия решают одновременно несколько задач: повышают уровень физической подготовленности,

а включение методических заданий алгоритмического и полуалгоритмического типа повышают уровень теоретической и методической подготовленности учащихся физкультурного колледжа.

Все вышеизложенное было положено в основу исследования на тему: «Круговая тренировка на основе аэробики как форма физического совершенствования и формирования методических навыков у обучающихся физкультурного колледжа». Основная педагогическая идея исследования заключалась в том, что содержание и методика проведения занятий по физическому воспитанию, основанная на широком использовании средств аэробики в форме круговой тренировки, позволят успешно развивать физические качества с акцентом на аэробную выносливость, а на основе сопряженных с практикой методических заданий формировать методические навыки будущих учителей физической культуры.

В период с сентября 2020 г. по май 2021 г. на базе колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии при Санкт-Петербургском государственном университете по внедрению в обучение учебной дисциплины МДК.02.01.07 программно-методического обеспечения, направленного на модернизацию процесса физического воспитания и формирования методических навыков с применением круговой тренировки на основе аэробики у будущих специалистов в области физической культуры.

К эксперименту было привлечено 54 студента Колледжа физической культуры и спорта при Санкт-Петербургском государственном университете. Методом случайной выборки были сформированы экспериментальная и контрольные группы по 27 человек (9 юношей и 18 девушек).

До начала и после эксперимента со всеми обучающимися была проведена оценка показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность студентов. А также было проведено педагогическое тестирование теоретической и методической подготовленности учащихся физкультурного колледжа. Основанием эффективности оптимизированной программы служат результаты оценки знаний и методической компетентности у студентов ЭГ и КГ в ходе формирующего эксперимента. Результаты представлены в таблице.

Таблица - Результаты изменения оценки знаний и методической компетентности у студентов ЭГ и КГ в ходе формирующего эксперимента_

Параметры Результаты

До эксперим., Х±т После эксперим., Х±т А <Р

Тест оценки знаний и методической навыков, (тест оценки 1, баллы) ЭГ 13,29±0,2 24,62±0,3 11,33 * **

КГ 13.59±0,2 17,89±0,2 4,33 * **

Хэг-Хкг 0,3 6,73 *** -

Тест-практикум «Комплекс алгоритмических заданий оценки методической подготовленности», (тест оценки 2, баллы) ЭГ 1,41±0,09 4,67±0,1 3,26 * **

КГ 1,33±0,09 2,74±0,1 1,41 * **

Хэг-Хкг 0,08 193*** -

Тест-практикум «Комплекс полуалгоритмических заданий оценки методической подготовленности», (тест оценки 3, баллы) ЭГ 1,37±0,08 4,07±0,1 2,7 * **

КГ 1,41±0,08 3,07±0,1 1,66 * **

Хэг-Хкг 0,04 1 0 *** -

В обеих группах по окончанию формирующего педагогического эксперимента улучшились оценки знаний и методической компетентности, но на статистически значимом уровне динамика различий, представленная в ЭГ, достоверно превышает показатели КГ. Также следует отметить, что результаты характеризующие показатели физического развития, функционального, психоэмоционального состояния и уровня физической подготовленности также показали устойчивый рост как в ЭГ, так и в КГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствует о практической реализации основной педагогической идеи нашего исследова-

ния, которая проявляется в положительном влиянии разработанного содержания и методики обучения и инновационной формы организаций занятий по учебной дисциплине МДК.02.01.07.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фонарева Е.А. Моделирование содержания и организации спортивного образования на основе фитнес-аэробики в условиях общеобразовательной школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук /Фонарева Екатерина Александровна. - Набережные Челны, 2011. - 23 с.

2. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы : Распоряжение Министерство просвещения Российской Федерации № 345 от 30.12.2018 г. // Гарант: [справочно-правовая система]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/ (дата обращения: 22.11.2021).

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01. Физическая культура : Приказ Минобрнауки РФ №1355 от 27.10.2014 (ред. от 25.03.2015) // Российская газета [Специальный выпуск №13/1]. - URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/ (дата обращения: 26.05.2021).

4. Программа профессионального модуля ПМ 02. «Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения для специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура» / К.В. Булавченко [и др.]. - Санкт-Петербург, 2017. - 14 с.

REFERENCES

1. Fonareva, E.A. (2011), Modeling the content and sports organization of education based on fitness aerobics in a general education school, dissertation, Naberezhnye Chelny.

2. Ministry of Education of the Russian Federation (2018), "The concept of teaching the subject "Physical Education" in educational institutions of the Russian Federation that implement the main general educational programs", Decree of the Order of December 30, 2018 No. 345, available at: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/ (accessed: 22 Novemder 2021).

3. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2014), "On the assessment and implementation of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 49.02.01. Physical culture", Order of October, 27, 2014 (as amended on March 25, 2015) No. 1355, available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/ (accessed 05 May 2021).

4. Bulavchenko K.V. et al (2017), The program of the professional module PM 02. Organization of physical culture and sports activities of various age groups of the population for the specialty of secondary vocational education 49.02.01 Physical culture, St. Petersburg.

Контактная информация: x-tina32@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2022

УДК 796.9

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СНОУБОРДИНГА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Павел Павлович Власенко, аспирант, Сахалинский государственный университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду,

Южно-Сахалинск

Аннотация

В настоящее время, одним из популярных видов физической активности во многих регионах России является сноубординг, особенно им увлечены дети, подростки, молодежь. Благодаря своему позитивному влиянию на поддержание здоровья в целом, этот вид тренировок завоевал одно из главных мест, как в фитнес-индустрии, так и в видах спортивной деятельности. Занятия сно-убордингом решают многообразные задачи, направленные на физическое воспитание, развитие ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.