211.
2. Mosunov, D.F., Vinokurov, L.V. and Nikitina, A.A. (2020), "Technical-tactical features of breathing optimization in paralympic swimming on distance 50m butterfly in blind sport", Adaptive physical culture, No. 2 (82), pp. 38-40.
3. Nikitina, A.A. and Nikitin, E.A. (2020), "Features of technical elements in dynamic apnea without fins", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 367-369.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2021
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный медицинский университет; Ирина Евгеньевна Янкевич, доцент, Астраханский государственный университет
Аннотация
В теории и методике физического воспитания достаточно давно сформулированы принципиальные установки по перестройке системы физического воспитания, главная из которых ориентирует этот процесс на реализацию принципов гуманистической педагогики и психологии. Основной целью перестроенного на этих концептуальных началах педагогического процесса становится формирование физической культуры учащихся. Данное направление совершенствования системы физического воспитания получило массовое признание. Как следствие, значительно расширился спектр научно-исследовательских работ в сфере физической культуры и спорта. В первую очередь специалистов заинтересовали вопросы, связанные с проектированием урочных форм организации занятий по физической культуре в различных учебных заведениях, что вполне оправдано, поскольку урок - наиболее важный компонент в структурной организации системы физического воспитания школьников. Вместе с тем, наряду с традиционными урочными формами занятий, в любых образовательных учреждениях используются и внеурочные формы организации физического воспитания подрастающего поколения. Хотя эффективность последних в решении воспитательных и образовательных задач не вызывает сомнений, до настоящего времени вопросы их проектирования в обозначенном контексте не нашли еще достаточного отражения в научных публикациях.
Ключевые слова: самосовершенствование, внеурочные занятия, здоровье сбережение, мотивация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p253-258
FORMATION OF PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT OF ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR PHYSICAL EDUCATION CLASSES
Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University; Irina Evgenievna Yankevich, the senior lecturer, Astrakhan State University
Abstract
In the theory and methodology of physical education, the fundamental guidelines for the restructuring of the physical education system have been formulated for a long time, the main one of which focuses this process on the implementation of the principles of humanistic pedagogy and psychology. The main goal of the pedagogical process rebuilt on these conceptual principles is the formation of physical culture of students. This direction of improving the system of physical education has received widespread recognition. As a result, the range of research works in the field of physical culture and sports has significantly expanded. First of all, the specialists were interested in issues related to the design of specific forms of organizing physical education classes in various educational institutions, which is quite justified, since the lesson is the most important component in the structural organization of the physical education system
of schoolchildren. At the same time, along with traditional scheduled forms of classes, extracurricular forms of organizing physical education of the younger generation are also used in any educational institutions. Although the effectiveness of the latter in solving educational and educational tasks is beyond doubt, to date, the issues of their design in the designated context have not yet been sufficiently reflected in scientific publications.
Keywords: self-improvement, extracurricular activities, health saving, motivation.
ВВЕДЕНИЕ
На взгляд, внеурочные физкультурные занятия имеют гораздо больший педагогический потенциал, в рамках которого возможно целенаправленно влиять также и на приобретение социального опыта школьников в процессе формирования их личностной физической культуры [3]. С учетом морфофункциональных изменений при воздействии физической нагрузки данное направление в настоящее время недостаточно изучено [1, 4, 7, 13]. Необходимо констатировать недостаточную разработку проблемы формирования физического самосовершенствования подростков в общеобразовательной школе на современном этапе, как в теоретическом, так и в практическом плане [2, 5]. Остается открытым целый ряд вопросов внеурочных занятий спортом требующих конструктивного разрешения [6, 11, 12]. Сложившейся системы среднего образования в области физической культуры нуждается в соответствующей доработки в плане внеурочных занятий [8, 10]. Организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе во многих случаях является недостаточной [9]. Особое внимание при организации внеурочной работе в спортивных секциях, необходимо уделять не только уровню физической подготовленности, но и функциональным резервам школьников [10]. В связи с этим нами было проведено исследование самосовершенствования школьников с использованием внеурочных занятий в спортивных секциях.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся 8-х классов муниципального бюджетного учреждения г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 58», что составило 112 подростков, в том числе 59 девочек и 53 мальчика.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе был проведен анализ профильной литературы современного состояния и перспективы развития физического воспитания подростков, выявлены основные проблемы и противоречия.
На втором этапе проводились теоретические и экспериментальные исследования, формулирование концепции формирования физического самосовершенствования подростков в рамках внеурочной деятельности, построение технологии организации физического самосовершенствования подростков на внеурочных занятиях по физической культуре в общеобразовательных заведениях. Разрабатывался механизм реализации организационной технологии в практику физического воспитания подростков.
На третьем этапе исследования проводился педагогический эксперимент, который преследовал цель проверки экспериментальной технологии формирования физического самосовершенствования подростков во внеурочных занятиях по физической культуре, регистрировались результаты исследования, проводился анализ полученных данных, делались выводы.
Опрос подростков позволит выявить интенсивность ценностного отношения к проблемам здоровья, его укрепления и сохранения, исследовать интересы, желания, мотивы и потребность в занятиях физической культурой, в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Ранжирование способствовало выявлению отношения подростков к роли физической культуры в воспитании их личностных качеств. Наблюдения за подростками в процессе внеурочных занятий физической культурой проводилось с целью выявления их от-
ношения к проблемам укрепления и сохранения здоровья, сформированное™ умений самостоятельно или с частичной помощью преподавателя применять полученные знания о физической культуре и здоровье на практике.
Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики с применением пакета программ Statistica 20 (USA). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюдента. Различия считались достоверными при p <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОСУЖДЕНИЯ
В рамках констатирующего эксперимента на диагностическом этапе проводилось выявление исходного уровня личной заинтересованности подростков во внеурочных занятиях по физической культуре с целью физического самосовершенствования.
На первоначальном этапе проводилось выявление исходного уровня сформирован-ности у подростков физического самосовершенствование.
Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных школьников 8-х классов мальчики и девочки показали, что внеурочные занятия по физической культуре не представляют для них интереса ввиду:
- однообразия содержания занятий (38,3±2,2% и 41,0±3,1% соответственно);
- отсутствия индивидуального подхода и помощи каждому ученику (21,3±1,9 % и 22,4±0,9% соответственно);
- загруженности по другим предметам учебной программы и нет времени для посещения внеурочных занятий (16,1±1,1% и 21,3±2,0% соответственно);
- закомплексованности по поводу своей физической подготовленности и телосложения (15,8±1,2% и 5,1±0,3% соответственно).
Все выше обозначенное позволило нам распределить подростков по уровням мотивации к внеурочным занятиям по физической культуре следующим образом:
- очень низкий уровень - 6,3±0,3% у мальчиков и 9,4±0,7% у девочек;
- низкий уровень - 28,7±2,5% и 22,1±2,1% учащихся соответственно;
- средний уровень - 41,6±3,3% и 39,9±4,0% учащихся соответственно;
- высокий уровень - 23,4±3,1% и 28,6±2,3% учащихся соответственно.
Анализ ответов школьников, касающийся побудительных мотивов к посещению внеурочных занятий по физической культуре, проводимый нами на диагностическом этапе экспериментальной работы, показал, что доминантным из них является общение с одноклассниками, друзьями и, ни в коей мере, не процесс физического самосовершенствования. На втором месте следует мотив в приобретении такой физической формы, чтобы она была не хуже, чем у одноклассников, поскольку между подростками всегда существует негласное соревнование по поводу собственной привлекательности в глазах сверстников и для того, чтобы в этом возрасте нравиться чисто внешне противоположному полу (22,4±1,8%). На третьем месте в ряду побудительных мотивов следует мотив приобретения отличной физической подготовленности (19,1±1,3%).
Четвёртый уровень мотивации, полагает, что в основном посещение таких занятий является возможность отражать индивидуальные стремления подростков к двигательной активности, обусловлено темпераментом и других психофизическими качествами школьников.
Отметим, что школьники, которые стремятся вести здоровый образ жизни и заниматься физическим самосовершенствованием, систематично и регулярно ходят на уроки физической культуры и только часть - на занятия в ДЮСШ (8,0±0,5%).
В ходе диагностирующего этапа нами были организованы и проведены упражнения по каждому из шести контрольных показателей, что позволило провести мониторинг личных достижений каждого учащегося, распределить школьников в группы по уровням
сформированности их физических способностей и, в итоге, вывести средний показатель по каждому уровню в каждом из классов, вовлеченных в экспериментальную работу.
Результаты проведенной работы показали, что очень низкий уровень физической подготовленности - 9,4±0,7% учащихся девочки и 6,3±0,3% мальчики; низкий уровень -22,1±2,1% и 41,6±3,3% учащихся соответственно; средний уровень - 39,9±4,0% и 41,6±3,3% учащихся соответственно; высокий уровень - 28,6±2,3% и 23,4±3,1% учащихся соответственно.
Особое внимание на мотивационном этапе уделялось школьникам, имеющим очень низкий и низкий уровни мотивации к физическому самосовершенствованию. Так, 37,4±2,9% девочек и 31,3±2,4% мальчиков, проявивших на диагностическом этапе очень низкий уровень мотивации, в процессе вовлечения их на мотивационном этапе в познавательную деятельность путем проведения ими игр, физкультминуток, подбора комплекса индивидуальных упражнений, подготовки рефератов и устных сообщений, по окончанию мотивационного этапа показали наличие низкого уровня мотивации.
46,3±2,8% девочек и 38,8±2,1% мальчиков, показавших на диагностическом этапе очень низкий уровень мотивации, после завершения мотивационного этапа предложенной нами технологии формирования физического самосовершенствования, соответствовали среднему уровню мотивации.
3,3±0,7% учащихся девочек и 19,9±1,8% мальчиков, отмечающих на диагностическом этапе очень низкий уровень мотивации, после завершения мотивационного этапа отмечали повышение уровня мотивации до высокого.
Однако, 13±1,2% девочек и 10,0±0,8% мальчиков, из группы школьников с очень низким уровнем мотивации, после завершения второго этапа настоящего экспериментального исследования так и остались на первоначальном уровне. В результате исследования было определено, что школьники, занимающиеся видами спорта в ДЮСШ имели самый высокий уровень мотивации к достижению физического самосовершенствования (р<0,033; г = 0,671), необходимо отметить, что школьники занимающиеся спортом значительно опережали сверстников по уровню развития физических качеств (р<0,045; г = 0,590), при этом доминирующими видами спорта являлись плавание, художественная гимнастика и футбол.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что для того, чтобы личностно-значимая мотивация стала устойчивым личностным образованием каждого подростка, необходимо осуществлять индивидуальный подход, через который и происходит реализация технологии формирования физического самосовершенствования на внеурочных занятиях по физической культуре. Этот подход заключался в подборе таких теоретических и практических заданий и упражнений на внеурочных занятиях, чтобы не превышать физических возможностей обучающихся и учитывать их интересы.
ВЫВОДЫ
Настоящее исследование позволило оценить у подростков процесс физического самосовершенствования на внеурочных занятиях по физической культуре, рассмотрены ведущие тенденции развития образования - гуманизация и гуманитаризация, в соответствии с которыми во внеурочном процессе актуализировались внутренние основания развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения подростка, поощрялась его субъектность, рефлективность, самоактуализация в саморазвитии, самосовершенствование, преобразования себя в действительности.
В ходе работы было выявлено, что необходимым условием результативности формирования физического самосовершенствования подростков на внеурочных по физической культуре является формирование у детей потребности к ежедневным занятиям двигательной активностью. Было определено, что целенаправленный процесс формирования физического самосовершенствования подростков подвержен влиянию ряда факторов, а
его успешность базируется на использовании методически обоснованных технологиях.
Таким образом, выявленные дифференцированно обусловленные педагогические условия, обеспечивающие формирование физического самосовершенствования подростков на внеурочных занятиях, могут быть использованы в педагогической практике в образовательных учреждениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Gonzalez-Villora S. Decision making and skill development in youth football players. / S. Gonzalez-Villora, L.M. Garcia-Lopez, O.R. Contreras-Jordan. // International Journal of Medicine and Sciences of Physical Activity and Sport. - 2015. - № 59. - P. 467-487.
2. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста. / А.В. Доронцев, А.А. Светлич-кина. // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20., № 1. - С. 135-141.
3. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза. / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.
4. Драндров Г.Л. Перспективные направления совершенствования технической подготовки юных футболистов. / Г.Л. Драндров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев. // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27616 (дата обращения: 12.09.2020).
5. Казанкова О.С. Воспитание выносливости в процессе кроссфит тренировки. / О.С. Ка-занкова. // Научный альманах. - 2017. - № 5-2 (31). - С. 48-51.
6. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Vol. 10, No. 10. - С. 2723-2728.
7. Коломиец, А.П. Поэтапный подход к формированию координационных и скоростных способностей школьников с применением координационной лестницы // Наука. -2020. - 2019. - № 3 (28). - С. 44-47.
8. Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы. / А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Н. Кулиничев, Н.А. Алексеев. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 1. - С. 17-24.
9. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности. / В.А. Куди-нова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 59-61.
10. Назаренко Л.Д. Концепция классификации двигательных координации / Л.Д. Назарен-ко. // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 99-102.
11. Нормативы оценки антропометрических показателей у детей от 0 до 19 лет в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. / Н.Л. Черная, Г.С. Маскова, В.М. Ганузин, Е.В. Шубина, О.Б. Дадаева. - Ярославль : [б. и.], 2018. - 116 с.
12. Conditioning for Strength and Human Performance. / edited by T. Jeff Chandler, Lee E. Brown. - 3rd ed. - London: Taylor and Francis, 2018. - 692 p.
13. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. -2020. - № 1 (15). - С. 28-35.
REFERENCES
1. Gonzalez-Villora, S., Garcia-Lopez, L.M. and Contreras-Jordan, O.R. (2015), "Decision making and skill development in youth football players", International Journal of Medicine and Sciences of Physical Activity and Sport, No. 59, pp. 467-487.
2. Dorontsev, A.V., Alenurov, E.A., Sharagin, V.I. and Petina, E.Sh. (2019), "Assessment of professionally-applied physical culture of students of a medical university", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 31-33.
3. Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.
4. Drandrov, G.L., Kudyasheva, A.N. and Kudyashev, N.H. (2018), "Perspective directions of improvement of technical training of young football players", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27616.
5. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.
6. Kazankova, O.S. (2017), "The endurance education in the process of crossfit training", Scientific almanac, No. 5-2 (31), рр. 48-51.
7. Kolomiets, A.P (2019), "Step-by-Step approach to the formation of coordination and speed abilities of schoolchildren using the coordination ladder", Nauka-2020, No. 3 (28), рp. 44-47.
8. Konik, A.A., Dybov, V.E., Kulinichev, A.N. and Alekseev, N.A. (2020), "Development of coordination abilities of students using elements of the coordination ladder", Izvestiya Tula state University Physical Culture. Sport, No. 1, рp. 17-24.
9. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V., (2018), "GTO-complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 59-61.
10. Nazarenko L.D. (2015), "Concept of classification of motor coordination", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 99-102.
11. Chernay, N.L., Maskova, G.S., Hanusin, V.M., Shubina E. V., Dadaeva O.B. (2018), Standards for evaluating anthropometric indicators in children from 0 to 19 years of age in accordance with the recommendations of the World Health Organization, Yaroslavl.
12. T. Jeff Chandler, Lee E. Brown (2018), Conditioning for Strength and Human Performance, Taylor and Francis, London.
13. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A and Chichkov M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, Vol. 1 (15), pp. 28-35.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.10.2021
УДК 797.212.4
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПОВОРОТОВ В ПЛАВАНИИ КРОЛЕМ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ
Сергей Николаевич Павлов, кандидат биологических наук, доцент, Евгений Аркадьевич
Савченко, магистрант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
В статье анализируется эффективность методики совершенствования техники поворотов в плавании кролем у квалифицированных пловцов, описаны результаты педагогического эксперимента. Цель исследования заключалась в разработке методики совершенствования техники поворотов в плавании кролем у квалифицированных пловцов и экспериментальной проверке её эффективности. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Казань, в котором приняли участие квалифицированные пловцы в количестве 24 человек, разделённые на две группы: контрольную и экспериментальную, по 12 спортсменов в каждой. В результате исследования, после применения разработанной методики в экспериментальной группе, были выявлены достоверные положительные изменения большинства показателей техники поворотов в плавании кролем у спортсменов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Таким образом, подтверждена эффективность методики совершенствования техники поворотов в плавании кролем у квалифицированных пловцов, применение которой и в дальнейшем будет целесообразно в тренировочном процессе спортивного плавания.
Ключевые слова: спортивное плавание, техническая подготовка пловцов, повороты, методика, результаты эксперимента.