Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 11-Х КЛАССОВ / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ПОРОГ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев А. В., Порубайко Л. Н., Зинчук Н. А., Зеренинов М. А.

Одной из актуальных проблем в средней образовательной школе считается формирование у школьников навыков здорового образа жизни, повышение уровня функциональной и физической подготовки. Внеурочные занятия в спортивных секциях являются одним из эффективных направлений комплексного применения средств и методов физической культуры в формировании у детей устойчивого интереса к занятиям двигательной активностью. Актуальность проведенного исследования обусловлена сохраняющейся тенденцией высокого уровня хронических заболеваний в старших классах средних общеобразовательных школ. Материалы и методы исследования . В исследовании приняли участие 53 школьника (юноши) 11-х классов СОШ г. Астрахань, допущенных к занятиям физической культурой в основной медицинской группе. Для изучения результатов занятий двигательной активностью были использованы показатели медицинского контроля, комплексного тестирования физической подготовленности школьников старших классов, анкетирование. В ходе работы были проанализированы результаты тестов физической подготовленности, гемодинамические показатели и ЖЕЛ регистрировались на 4-й минуте раннего восстановления после нагрузки на велоэргометре. Определение порога стрессоустойчивости проводилось по тесту С. Коухена и Г. Виллиансона. Математическая обработка полученных данных проводилась с применением общепринятых программ Windows и Microsoft Office Excel. Результаты. На первом этапе работы оценивалась реакция организма школьников на функциональные пробы, удалось ранжировать учащихся по уровню функциональной подготовленности. Следующим этапом было тестирование уровня физической подготовленности и формирование экспериментальной группы, в которой юноши занимались видами спорта, и группы наблюдения, занятия двигательной активностью данной группы ограничивались уроками физической культуры. Заключительный этап - анализ полученных данных, свидетельствующих о высокой корреляции внеурочных занятий с уровнем психофизических резервов организма. Заключение . Полученные результаты исследования свидетельствуют о существенном росте уровня физической и функциональной подготовки школьников, занимающихся в спортивных секциях. В то же время, по результатам контрольных тестов в конце учебного года, было выявлено некоторое снижение уровня физической подготовленности и функциональных резервов, что, по нашему мнению, вызвано частичным или полным прекращением занятий в спортивных секциях, обусловленным высокой учебной нагрузкой. В ходе исследования у школьников экспериментальной группы был выявлен достоверно высокий стрессоустойчивый статус по сравнению с группой наблюдения. Таким образом, можно предположить, что занятия двигательной активностью во внеурочном формате не только являются одним из ключевых факторов повышения функциональных резервов и уровня развития физических качеств, но и оказывают положительное влияние на оптимизацию процессов адаптации к стрессогенным факторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев А. В., Порубайко Л. Н., Зинчук Н. А., Зеренинов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTRACURRICULAR FORMS OF MOTOR ACTIVITY CLASSES ON THE FUNCTIONAL RESERVES OF THE 11TH GRADE PUPILS

One of the urgent problems in secondary education is the formation of healthy lifestyle skills among schoolchildren, their level of functional and physical fitness increase. Extracurricular activities in sports sections are one of the effective directions of physical culture means and methods complex application for children’s steady interest in physical activity classes formation. The relevance of the study is due to the preserving tendency of a high level of chronic diseases in secondary schools senior classes. Materials and Research methods. The study involved 53 schoolchildren (young men) of the 11th grade of Astrakhan secondary school. They attended physical culture classes in terms of the main medical group. In order to study the results of motor activity classes we used the indicators of medical control, complex test of physical fitness level among senior grades pupils, questionnaire survey. During the work we analyzed the results of physical fitness tests. Hemodynamic indices and lung capacity were registered at the 4th minute of an early recovery after the load on the bicycle ergometer. Stress resistance threshold determination was carried out according to C. Cohen and G. Willianson test. Mathematical processing of the obtained data was held using general Windows and Microsoft Office Excel programs. Results . At the first stage of the work the reaction of the body to functional tests was evaluated, it helped to rank pupils according to the level of functional readiness. The next stage was testing the level of physical fitness and the experimental group (in which young men were engaged in kinds of sports) and the observation group (motor activity classes of this group included only physical culture lessons.) formation. The final stage was the received results analysis. It proved high correlation of extracurricular activities with the level of psychophysical reserves of the organism. Conclusion . The received results of the research indicate a significant increase of physical and functional training level among schoolchildren, who are engaged in sports sections. At the same time, according to the results of the control tests at the end of the school year, we revealed some physical fitness and functional reserves level decrease. It in our opinion, was caused by a partial or complete absence of lessons at sports sections, due to a high academic load. During the research the students of the experimental group had significantly high stress-resistant status in comparison with the observation group. Thus, it can be assumed that extracurricular motor activity classes are not only one of the key factors for functional reserves and the level of physical qualities increase, but also have a positive impact on optimization of adaptation to stress factors.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВ»

УДК 796.012.6 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-105-110

Влияние внеурочных форм занятий двигательной активностью на функциональные резервы учащихся 11-х классов

Доронцев А.В.'*, Порубайко Л.Н.2, Зинчук НА..3, Зеренинов МА.4

'Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000 - 0001- 9446 - 103Х, [email protected]* 2Кубанский государственный медицинский университет г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0002-8775-5726, [email protected] 3Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000 - 0001-5837 - 9912, [email protected] 4Астраханский ЛО МВД России на транспорте г. Астрахань, Россия ORCID: 0000 - 0003- 4897 - 8254, [email protected]

Аннотация: Одной из актуальных проблем в средней образовательной школе считается формирование у школьников навыков здорового образа жизни, повышение уровня функциональной и физической подготовки. Внеурочные занятия в спортивных секциях являются одним из эффективных направлений комплексного применения средств и методов физической культуры в формировании у детей устойчивого интереса к занятиям двигательной активностью. Актуальность проведенного исследования обусловлена сохраняющейся тенденцией высокого уровня хронических заболеваний в старших классах средних общеобразовательных школ. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 53 школьника (юноши) 11-х классов СОШ г. Астрахань, допущенных к занятиям физической культурой в основной медицинской группе. Для изучения результатов занятий двигательной активностью были использованы показатели медицинского контроля, комплексного тестирования физической подготовленности школьников старших классов, анкетирование. В ходе работы были проанализированы результаты тестов физической подготовленности, гемодинамические показатели и ЖЕЛ регистрировались на 4-й минуте раннего восстановления после нагрузки на велоэргометре. Определение порога стрессоустойчивости проводилось по тесту С. Коухена и Г. Виллиансона. Математическая обработка полученных данных проводилась с применением общепринятых программ Windows и Microsoft Office Excel. Результаты. На первом этапе работы оценивалась реакция организма школьников на функциональные пробы, удалось ранжировать учащихся по уровню функциональной подготовленности. Следующим этапом было тестирование уровня физической подготовленности и формирование экспериментальной группы, в которой юноши занимались видами спорта, и группы наблюдения, занятия двигательной активностью данной группы ограничивались уроками физической культуры. Заключительный этап - анализ полученных данных, свидетельствующих о высокой корреляции внеурочных занятий с уровнем психофизических резервов организма. Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о существенном росте уровня физической и функциональной подготовки школьников, занимающихся в спортивных секциях. В то же время, по результатам контрольных тестов в конце учебного года, было выявлено некоторое снижение уровня физической подготовленности и функциональных резервов, что, по нашему мнению, вызвано частичным или полным прекращением занятий в спортивных секциях, обусловленным высокой учебной нагрузкой. В ходе исследования у школьников экспериментальной группы был выявлен достоверно высокий стрессоустойчивый статус по сравнению с группой наблюдения. Таким образом, можно предположить, что занятия двигательной активностью во внеурочном формате не только являются одним из ключевых факторов повышения функциональных резервов и уровня развития физических качеств, но и оказывают положительное влияние на оптимизацию процессов адаптации к стрессогенным факторам.

Ключевые слова: учащиеся 11-х классов, внеурочные занятия спортом, физическая подготовленность, функциональные резервы, порог стрессоустойчивости.

Для цитирования: Доронцев А.В.*, Порубайко Л.Н., Зинчук Н.А., Зеренинов М.А. Влияние внеурочных форм занятий двигательной активностью на функциональные резервы учащихся 11-х классов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 105-110. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-105-110.

Influence of extracurricular forms of motor activity classes on the functional

reserves of the 11th grade pupils

Aleksandr V. Dorontsev' *, Lyudmila N. Porubayko2, Nina A. Zinchuk3, MaksimA. Zereninov4

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000 - 0001- 9446 - 103Х, [email protected]* 2Kuban State Medical University Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0002-8775-5726, [email protected] 3Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000 - 0001- 5837 - 9912, [email protected] 4Astrakhan Line Department of Internal Affairs on Transport Ministry

Astrakhan, Russia ORCID: 0000 - 0003- 4897 - 8254, [email protected]

Abstract: One of the urgent problems in secondary education is the formation of healthy lifestyle skills among schoolchildren, their level of functional and physical fitness increase. Extracurricular activities in sports sections are one of the effective directions of physical culture means and methods complex application for children's steady interest in physical activity classes formation. The relevance of the study is due to the preserving tendency of a high level of chronic diseases in secondary schools senior classes. Materials and Research methods. The study involved 53 schoolchildren (young men) of the 11th grade of Astrakhan secondary school. They attended physical culture classes in terms of the main medical group. In order to study the results of motor activity classes we used the indicators of medical control, complex test of physical fitness level among senior grades pupils, questionnaire survey. During the work we analyzed the results of physical fitness tests. Hemodynamic indices and lung capacity were registered at the 4th minute of an early recovery after the load on the bicycle ergometer. Stress resistance threshold determination was carried out according to C. Cohen and G. Willianson test. Mathematical processing of the obtained data was held using general Windows and Microsoft Office Excel programs. Results. At the first stage of the work the reaction of the body to functional tests was evaluated, it helped to rank pupils according to the level of functional readiness. The next stage was testing the level of physical fitness and the experimental group (in which young men were engaged in kinds of sports) and the observation group (motor activity classes of this group included only physical culture lessons.) formation. The final stage was the received results analysis. It proved high correlation of extracurricular activities with the level of psychophysical reserves of the organism. Conclusion. The received results of the research indicate a significant increase of physical and functional training level among schoolchildren, who are engaged in sports sections. At the same time, according to the results of the control tests at the end of the school year, we revealed some physical fitness and functional reserves level decrease. It in our opinion, was caused by a partial or complete absence of lessons at sports sections, due to a high academic load. During the research the students of the experimental group had significantly high stress-resistant status in comparison with the observation group. Thus, it can be assumed that extracurricular motor activity classes are not only one of the key factors for functional reserves and the level of physical qualities increase, but also have a positive impact on optimization of adaptation to stress factors. Keywords: the 11th grade students, extracurricular sports, physical fitness, functional reserves, stress resistance threshold.

For citation: Aleksandr V. Dorontsev*, Lyudmila N. Porubayko, Nina A. Zinchuk, Maksim A. Zereninov. Influence of extracurricular forms of motor activity classes on the functional reserves of the 11th grade pupils. Russian journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 105-110. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-3-105-110.

ВВЕДЕНИЕ

Современная концепция

образовательного кластера «Физическая культура» представляет собой педагогическую систему различных форм занятий двигательной активностью, целью которых являются формирование индивидуально ориентированной физической культуры учащихся, укрепление их здоровья и гармоничное физическое развитие [3]. При этом занятия избранным видом спорта обеспечивают реализацию задачи повышения спортивного мастерства, повышение функциональных резервов организма, совершенствование коммуникативных функций [2,5,7,13]. Внеурочные занятия видами спорта позволяют учащимся школ не только реализовать свои двигательные способности, но и в должной мере получить опыт социализации в обществе [1,9]. Актуальной проблемой в настоящее время является недостаточный уровень физической подготовки и физического развития учащихся [6,12,14,15,16,17,18]. Сохраняется тенденция роста хронических заболеваний среди учащихся СОШ [8]. Снижается объем недельной двигательной активности школьников. Проведение уроков физической культуры в СОШ планируется по факту наличия спортивных сооружений, многие из которых не соответствуют современным требованиям [10,11]. В этой связи нами было проведена оценка влияния регулярной двигательной активности на уровень функциональной и физической подготовленности учеников в старших классах. Принимая во внимание высокое нервное напряжение, обусловленное подготовкой школьников к ЕГЭ, в ходе работы был определен уровень стрессоустойчивости и социальной коммуникации исследуемого контингента.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на базе средних образовательных школ г. Астрахань с сентября 2020 года по май 2021 г. В исследовании участвовали 53 юноши, учащиеся 11-х классов. В

исследовании были использованы официальные данные медицинских осмотров, протоколы сдачи контрольных нормативов и норм комплекса ГТО, результаты анкетирования. Целью экспериментальной части исследования явилось изучение влияния занятий в спортивных секциях на показатели функциональных резервов и уровень физической подготовленности на фоне психоэмоционального напряжения у учащихся 11-х классов. В начале исследования учащиеся были распределены на 2 группы, первая группа (П - 25) - это школьники, занимающиеся в школьных и городских спортивных секциях (игровые виды спорта - 17 человек, плавание -5 человек, единоборства - 3 человека); вторую группу (n2 - 28) составили их сверстники, которые занимались физической культурой в рамках школьной программы по 3 академических часа в неделю. Математическая обработка результатов исследования проводилась с использованием статистического пакета «SPSS Statistics 17.01.» for Windows и Microsoft Office Excel 2007.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Наибольший интерес представляет изучение влияния занятий физической активностью на организм учащихся в период нервно-эмоционального напряжения, а также изучение факторов риска срыва адаптационно-регуляторных систем, характерных для периода высокой учебной нагрузки. Высокий уровень функциональной и физической подготовленности школьников, занимающихся спортом, является значимым фактором повышения регуляторно-адаптационных

параметров основных систем организма.

Уровень физической подготовленности учащихся 11-х классов (юноши) представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень физической подготовленности учащихся 11-х классов (юноши)

Показатели Группы и период исследования

Сентябрь 2020 Май 2021

(ni - 25) (П2 - 28) Р (n1 - 25) (П2 - 28) Р

Бег 3000 м. (мин.) ii.57±i,07 12.44±0,54 0,034 12,44±0,43 13.19±0,50 0,047

Бег 100 м. (с.) 13,35±0,87 14,31±0,79 0,041 14,01±0,69 14,7б±0,55 0,044

Челночный бег 4x9 8,82±0,54 9,53±0,33 0,038 9,05±0,29 10,22±0,31 0,049

Подтягивание на перекладине 8,7±1,5 8,4±1,7 0,061 8,5±1,9 8,0±1,5 0,081

Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. 57,2±2,5 44,3±3,3 00,035 52±2,7 40,5±3,9 00,047

Прыжки на скакалке за 30 с. 81,4±4,0 67,3±5,8 00,034 73±5,5 64,3±5,2 00,049

Прыжки в длину с места (см.) 247,2±0.21 235,3±0,17 00,047 241,2±0,20 230,20±0,20 00,048

Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что по уровню физической подготовленности учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях, достоверно превосходят своих сверстников в развитии физических качеств (кроме собственно силовых показателей). Существенное преобладание развития выносливости, скоростно-силовых качеств и

Таблица 2 - Кардиореспираторные показатели у школьников по результатам функциональной пробы на велоэргометре мощностью до 100 вт. в течение 5 мин.

координационных способностей наблюдалось на протяжении всего педагогического эксперимента, при этом необходимо отметить, что во втором полугодии в связи с подготовкой к ЕГЭ в группе (п1 - 25) наблюдалось значительное (до 50,7±9,8%) сокращение внеурочных занятий в спортивных секциях.

Показатели Группы и период исследования

Сентябрь 2020 Май 2021

(n1 - 25) (П2 - 28) Р (n1 - 25) (П2 - 28) Р

ЧСС (уд.мин.) 12б±8,2 153,7±10,3 0,044 138±9,4 155,0±10,7 0,048

САД (мм.рт.ст.) 127±2,1 134±1,3 0,048 128±1,9 137,6±1,5 0,049

ДАД (мм.рт.ст) 69,1±0,5 72,2±0,6 0,048 70,7±0,8 74,5±0,8 0,049

ЖЭЛ мл. 5430±31,4 4180±24,9 0,036 5300±30,4 4200±25,3 0,043

При анализе показателей

функциональных резервов у группы (п1 - 25) была обнаружена ассоциативная связь ЖЭЛ и уровня адаптационного потенциала сердечнососудистой системы г - 0,619, наиболее выраженные показатели фиксировались у школьников, занимающихся плаванием. При этом необходимо отметить, что в исследуемой группе ранее восстановление ЧСС на 4-й минуте на 28,6±3,1% происходило быстрее, чем в группе школьников (п2 - 28). На основании проведенного теста С. Коухена и Г. Виллиансона по самооценке стрессоустойчивости было

установлено, что школьники, занимающиеся в спортивных секциях, реже испытывают повышенное нервное напряжение, связанное с беспокойством, повышенной тревожностью, опасениями, вызывающими сложности в социальной коммуникации; (п1 - 25) -2,5±0,2 балла, (п2 - 28) - 6,7±0,9 балла; р<0,035. Обработка результатов тестирования позволила выявить достоверную связь уровня спортивной квалификации и порога стрессоустойчивости г - 0,655. Суммируя данные проведенного исследования, можно сказать, что регулярные занятия в спортивных секциях не только

оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности, но и достоверно повышают регуляторно-адаптационный

потенциал кардиорепираторной системы, позволяют повысить психологическую устойчивость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Современные методы исследования позволяют объективно оценить результаты влияния регулярных занятий двигательной активностью на уровень физической подготовленности, функциональных резервов и стрессоустойчивости.

2. Комплексная оценка уровня физической подготовленности в течение учебного года позволила выявить, что снижение объема и интенсивности учебно-тренировочных занятий во втором полугодии, вызванное подготовкой к ЕГЭ, несущественно сказалось на функциональном потенциале экспериментальной группы.

3. Установлена статистически достоверная корреляция уровня физической подготовленности и порога стрессоустойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванюшин Ю.С., Федоров Н.А., Хузина Г.К., Яруллин А.Г. Критерии биологической надежности растущего организма и взрослых спортсменов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 150-156. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-97-102

2. Ванюшин Ю. С,. Хайруллин Р. Р. Кардиореспираторная система в онтогенезе при адаптации к функциональным нагрузкам. Монография. Казань. Изд-во «Отечество», 2016: 200

3. Кузнецова З.М., Мутаева И.Ш., Селиверстова А.С. Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171.

4. Матвеев Ю.А. «Возрастная физиология» : учебное пособие для студентов педагогических высших учебных учреждений физической культуры и спорта, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 44.03.01

- Педагогическое образование; профиль подготовки «Физическая культура». М.: МГПУ. 2018.

5. Петров Р.Е, Мутаева И.Ш., Ионов А.А. Определение и оценка аэробного порога и потенциальных возможностей сердечной системы лыжников-гонщиков (юношей) на основе использования ступенчато-возрастающей велоэргометрической нагрузки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 187-199. DOI: 10.14526/207047982018-13-3-187-199

6. Ревенко Е.М., Зелова Т.Ф., Кривоцекова О.Н. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека: методические указания к выполнению контрольной работы. Омск: СибАДИ. 2015.

7. Чичкова М. А., Светличкина А.А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями. Научно-практический медицинский журнал -Астраханский медицинский журнал. 2016. Т. № 4. - С. 64-71.

8. Zavalishina, S.Yu., Pravdov D.M., Bakulina T.D., Eremin M.V., Rysakova O.G., Dorontsev A.V. Strengthening the general functional capabilities of the body in the conditions of a feasible increase in muscle activity after intervention on the heart. Biomedical and Pharmacology Journal. 2020; 13(2): 597-602.

9. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontes A.V., Skorosov K.K., Ivanov D.A. Physiologica basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries. Indian Journal of Public Health Research and Development. 2019; 10(10): 2723-2728.

10. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V., Voronova N.N., Shulgin V.I., Kozyakov R.V. Influence of regular feasible physical activity on the platelets functional activity of the second mature age people. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 11(8): 439-445.

11. Kudinova,V.A., Karpov, V.Y., Kudinov, A.A., & Koz'yakov R.V. (2016) Physical culture sector personnel performance efficiency by regions of the Russian Federation. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2016; 11: 14-16 [In Russ., In Engl.].

12. Zavalishina, S.Yu., Pravdov, D.M., Bakulina, E.D., Eremin, M.V., Rysakova, O.G., Dorontsev, A.V. Strengthening the General Functional Capabilities of the Body in the Conditions of a Feasible Increase in Muscle Activity after Intervention on the Heart. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020: 13(2): 597-602.

13. Zinner C., Morales-Alamo D., Ortenblad N., Larsen F.J., Schiffer T.A., Willis

S.J., GelabertRebato M., Perez-Valera M., Boushel R., Calbet J.A., Holmberg H.C. The Physiological Mechanisms of Performance Enhancement with Sprint Interval Training Differ between the Upper and Lower Extremities in Humans. Front Physiol. 2016; 30(7): 426.

14. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.

15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences

Research and Technology support. SCITEPRESS. 2017: 111-115.

16. Shokr H, Dias IHK, Gherghel D. Microvascular function and oxidative stress in adult individuals with early onset of cardiovascular disease. Scientific Reports. 2020; 10(1): 4881.

17. Barker A.R., Welsman J.R., Fulford J., Welford D., Armstrong N. Muscle phosphocreatine kinetics in children and adults at the onset and offset of moderate-intensity exercise. Journal of Applied Physiology. 2008b; 105: 446-456.

18. Brunet J., Sabiston C.M. Social physique anxiety and physical activity: A self-determination theory perspective. Psychology of Sport and Exercise. 2009; 10: 329-335.

Статья поступила в редакцию: 15.07.2021

Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: [email protected]

Порубайко Людмила Николаевна - кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, 350063, Россия, г. Краснодар, ул. Седина, дом 4, e-mail: [email protected]

Зинчук Нина Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: [email protected]

Зеренинов Максим Александрович - помощник начальника по работе с личным составом, Астраханский ЛО МВД России на транспорте, 414052, Россия, г. Астрахань, ул. Перевозная, дом 120, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.