Научная статья на тему 'Формирование финансовых потоков в социальную сферу региона'

Формирование финансовых потоков в социальную сферу региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова Светлана Александровна

Исследованы условия и процесс формирования финансовых потоков в социальную сферу региона и его территориальных единиц. В качестве основы определено ядро процессных финан совых потоков – бюджетные финансовые потоки. Предлагается модель исполнения функций на основе статуса социальноэкономической силы территориальной единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терехова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF FINANCIAL FLOWS IN SOCIAL SPHERE OF REGION

Investigation of conditions and process of creation financial flow in social sphere of regions and thein territorial units. As base is determinate a kernel of process financial flows – budget financial flows. Is proposed the model of execution of function on the base of statuse of socialeconomic fors of territorial unit.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовых потоков в социальную сферу региона»

Терехова С.А.

Тюменский государственный университет E-mail: sterekhova@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В СОЦИАЛЬНУЮ

СФЕРУ РЕГИОНА

Исследованы условия и процесс формирования финансовых потоков в социальную сферу региона и его территориальных единиц. В качестве основы определено ядро процессных финансовых потоков - бюджетные финансовые потоки. Предлагается модель исполнения функций на основе статуса социально-экономической силы территориальной единицы.

Ключевые слова: финансовые потоки, бюджетный процесс, межбюджетные отношения.

Зрелость рыночной социально ориентированной экономики определяется возможностью подавляющего большинства населения рассчитывать на доходы, позволяющие приобретать социальные блага (жилье, качественные услуги здравоохранения и образования, др.), не по лимитам, а в основном используя рыночные инструменты финансов, кредита и страхования.

Принципиальной проблемой для российской экономики и всего общества остается сложившийся уровень неравенства. Мало повысить уровень благосостояния в среднем, нужно добиться его оптимального распределения. Назначение финансовых потоков, их роль в социально-экономическом развитии заключается в обеспечении процесса образования, рационального распределения и оптимального конечного расходования денежного фонда страны всеми секторами экономики. Финансовые потоки с момента своего возникновения и до окончания существования опосредуют процессы формирования, распределения и использования фондов денежных средств, правомерно идентифицировать их как процессные финансовые потоки.

Ядро процессных финансовых потоков составляют бюджетные финансовые потоки. К ним относятся потоки, появление которых определяется решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это поступления налоговых и неналоговых доходов, межбюджетные трансферты (как получаемые, так и предоставляемые) и расходование бюджетных средств (помимо предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных отдельно).

Для того чтобы сформулировать суть управления процессными финансовыми потока-

ми региона, необходимо их классифицировать как «внутренние - внешние» по отношению к региону в целом и «входящие - исходящие» относительно каждого участника финансовых отношений. Внутренние финансовые потоки образуются между региональными органами власти (органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления), населением региона и хозяйствующими субъектами. Внешние финансовые потоки поступают из внешней для региона среды. Цель управления процессными финансовыми потоками региона заключается в увеличении объема внутренних финансовых потоков, что предполагает как генерацию регионом новых финансовых ресурсов, так и превышение объемов входящих финансовых потоков над исходящими.

Исследуя региональные показатели доходов и расходов в динамике, отмечается неоднозначность динамики и тенденций показателей как по отдельным регионам, так и по их территориальным единицам. На рисунке 1 приведена динамика бюджетных элементов Тюменской области.

Отсутствие четко выраженной тенденции финансовых потоков свидетельствует о снижении уровня их сбалансированности и устойчивости бюджета региона. В регулировании объемов внешних финансовых потоков региональные структуры оказывают косвенное влияние. Для части внешних финансовых потоков региональные органы власти не могут оказывать влияние на изменение их объемов (на увеличение объемов входящих и уменьшение объемов исходящих). Среди таких финансовых потоков, например, поступление дотаций региону из федерального бюджета или перечисление налогов, собранных на территории региона, в федераль-

ный бюджет. Значимой является ситуация, когда выполнение социально-экономических функций региональными органами власти имеет позитивный характер.

На объемы остальных внешних финансовых потоков (например, закупка товаров для государственных и муниципальных нужд у нерегиональных организаций) органы власти региона могут оказывать влияние. Следовательно, управление процессными финансовыми потоками региона представляет собой воздействие на внутренние финансовые потоки с целью увеличения их объема посредством управления бюджетными финансовыми потоками с разделением при этом компетенций по уровням бюджетной системы региона и привлечением финансовых потоков хозяйствующих субъектов.

Рассматривая структуру расходов социальной сферы бюджета Тюменской области и других регионов, отмечается отсутствие существенных структурных сдвигов (рис. 2). На финансирование социально-культурных мероприятий в течение 20052010 гг. приходилось около 1/3 всех расходов (в 2005 г. - 25%; в 2008 г.

- 31%; в 2010 г. - 36%).

В частности, в 2010 г. удельный вес расходов на образование составил 13% против 10% в 2005 г.; доля расходов на здравоохранение и спорт за 2005-2010 гг. увеличилась с 7% до 10%; финансирование социальной политики возросло с 4% до 9% за тот же период времени.

Отмечая социальную направленность расходной части бюджета области, следует отметить, что доля расходов на социальную сферу далека от общемирового уровня (рис. 3). Почти 2/3 бюджета уходит на общегосударственные вопросы, правоохранительную деятельность и экономику (70% в среднем за 6 лет) и всего около 30% - на расходы социальной сферы. Такая структура бюджетных расходов наблюдается в странах с переходной экономикой. В разви-

200 000 000 180 000 000 160 000 000 140 000 000 120 000 000 100 000 000 80 000 000 60 000 000 40 000 000 20 000 000 0

-Доходы бюджета

Расходы бюджета

Расходы на социальную сферу (всего)

Расходы на здравоохранение

Расходы на образование

Расходы на социальную политику

<<£■ л>

V./

Рисунок 1. Динамика доходов и расходов бюджета Тюменской области за период 2005-2014 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010

год год год год год год

□ Социальная политика

I Здравоохранение, физическая культура и спорт

I Культура, кинематография, средства массовой информации I Образование

Рисунок 2. Структура расходов социальной сферы бюджета Тюменской области в 2005-2010 гг.

Структура бюджетных расходов

100% --------------------- -----------------------------

90%---------- ----------------- -----

80%---------- ----------------------------- -----------------

70%---------- ----------------- -----

60%---------- ----------------------------- -----------------

50%---------- ----------------- -----

40%----------- ----------------- -----

30%---------- ----------------- -----

20%---------- ----------------------------- -----------------

10%

0%

Тюменская область Развитые страны

Рисунок 3. Структура бюджетных расходов

□ Расходы социальной сферы

□ Общегосударственные вопросы,

правоохранитель ная деятельность и экономика

тых же странах расходы на современные функции составляют 60% и более.

В современном мире резко изменились функции государственных расходов. Только 20% всех расходов государственных бюджетов направляется на финансирование традиционных функций государства (общее административное управление, отправление правосудия, содержание полиции и обеспечение обороны). В то же время расходы на современные функции (предоставление услуг в области образования, здравоохранения, прочие социальные и экономические услуги) превышают 60%. При этом, чем выше уровень развития, тем меньше доля расходов на традиционные функции.

Возможности воздействия бюджетного регулирования финансовых потоков на развитие социальной сферы еще не реализованы в полной мере. Из этого возникают новые задачи совершенствования бюджетного регулирования финансовых потоков на макро- и микроуровнях.

При формировании механизма управления социально-экономическим развитием региона необходимо учитывать тенденциозность средств воздействия. Выбор этих средств зависит от подходов и теорий, которыми руководствуются федеральные и региональные власти при принятии решений. Широкое распространение получили следующие теории: «сбалансированности» в развитии регионов; полюсов роста; экспортной базы, теория размещения; теория власти. Эти теории составляют в некоторой степени как для государственных органов, так и для региональных властей методологическую основу в решении задач выбора направлений развития и конкретного набора средств воздействия на финансовые потоки и определения их вектора.

Финансовые потоки в социальную сферу, как правило, не консолидируются в составе структуры расходов бюджета и не предполагается расчет эффективности с точки зрения приращения человеческого капитала и уровня развития человеческого потенциала территориальной единицы (ТЕ). В финансовых потоках, так называемых бюджетных и межбюджетных трансфертах, дотациях, не обозначается и не конкретизируется социальная направленность.

Так, методика распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации построена на комплексном показателе, включающем рейтинговое положение по инвестициям, налоговому потенциалу, производству [1].

1. Расчет размера дотации, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, осуществляется по следующей формуле:

1/К

Д, = Д х-——

£1/К,. (1)

,=1

где Ді - размер дотации, предоставляемой бюджету і-го субъекта Российской Федерации; Д - общий объем дотаций, подлежащий распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с фе-

деральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; К. - комплексная оценка субъекта Российской Федерации.

Размер дотации, предоставляемый бюджету 1-го субъекта Российской Федерации, не может превышать 20% общего объема дотаций, подлежащего распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации.

2. Оценка субъектов Российской Федерации осуществляется по значению комплексной оценки показателей увеличения налогового потенциала, которое определяется исходя из достигнутого уровня и динамики показателей в сферах инвестиционной деятельности, налогообложения и промышленного производства.

3. По результатам проведенной оценки выстраивается рейтинг субъектов Российской Федерации в соответствии с полученной комплексной оценкой.

Субъекту с наименьшим значением комплексной оценки присваивается 1 место.

4. Комплексная оценка субъектов Российской Федерации определяется по формуле:

К = Ранг О? х Уи +.

+ Ранг ОН х Ун + Ранг О* х Уп, (2)

где Ранг О.И - место 1-го субъекта Российской Федерации по сводным показателям в сфере инвестиционной деятельности;

Ранг О.Н - место 1-го субъекта Российской Федерации по сводным показателям в сфере налогообложения;

Ранг О.П - место 1-го субъекта Российской Федерации по сводным показателям в сфере промышленного производства;

УИ, УН, УП - удельный вес показателей в сферах инвестиционной деятельности, налогообложения, промышленного производства соответственно в комплексной оценке. Устанавливается равным 1/3 для всех установленных сфер.

Ранжирование субъектов Российской Федерации в сферах инвестиционной деятельности, налогообложения, промышленного производства производится по возрастанию в соответствии с полученной оценкой в указанных сферах.

10. Оценка субъекта Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности рассчитывается по формуле:

Ои = Ранг ИIг + Ранг И, (3)

где О.И - оценка 1-го субъекта Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности;

Ранг И.ТР - место 1-го субъекта Российской Федерации по показателю среднего темпа роста инвестиций .-го субъекта в отдельные отрасли за отчетный год и два года, предшествующих отчетному;

Ранг И.Ср - место 1-го субъекта Российской Федерации по показателю среднего объема инвестиций 1-го субъекта Российской Федерации в отдельные отрасли в расчете на 1 жителя за отчетный год и два года, предшествующих отчетному.

Ранжирование субъектов Российской Федерации по показателям И.ТР, И.Ср производится по убыванию в соответствии с полученными значениями по данным индикаторам.

11. Средний темп роста инвестиций 1-го субъекта Российской Федерации в отдельные отрасли рассчитывается по формуле:

ГСр

= 3

И І *И і І-1 * И і І - 2

И і І-1 Иі І-2 И І-3

(4)

где И.. - объем инвестиций в отдель-

ные отрасли 1-го субъекта Российской Федерации в отчетном году и за три года до отчетного соответственно.

Средний объем инвестиций в отдельные отрасли в расчете на 1 жителя за отчетный год и два года, предшествующих отчетному, определяется по формуле:

И

Ср

И

И

+ -

Нас ■ ■ Нас

1 J

і І-1

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

і І-2

І -1

Нас

і І-2

/3

, (5)

где И.. - объем инвестиций в отдельные

отрасли 1-го субъекта Российской Федерации в отчетном году и за два года до отчетного соответственно;

Нас...... „ - численность постоянного на-

о, 11-1,11-2

селения 1-го субъекта Российской Федерации на конец отчетного года и два года, предшествующих отчетному, соответственно.

12. Оценка субъекта Российской Федерации в сфере налогообложения рассчитывается по формуле:

О? = Ранг Н^ + Ранг НС , (6)

где О.Н - оценка 1-го субъекта Российской Федерации в сфере налогообложения;

Ранг Н.ТР - место 1-го субъекта Российской Федерации по показателю среднего темпа роста налоговых доходов консолидированного бюджета .-го субъекта Российской Федерации (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций и региональных налогов, поступающих по виду экономической деятельности - добыча полезных ископаемых) (далее -налоговые доходы) за отчетный год и два года, предшествующих отчетному;

Ранг Н.Ср - место 1-го субъекта Российской Федерации по показателю средний объем налоговых доходов в расчете на 1 жи-

теля за отчетный год и два года, предшествующих отчетному.

Ранжирование субъектов Российской Федерации по показателям Н.ТР, Н.Ср производится по убыванию в соответствии с полученными значениями по данным индикаторам.

13. Средний темп роста налоговых доходов за отчетный год и два года, предшествующих отчетному, рассчитывается по формуле:

Н:ТР = з

1 -2

НИ -з

(7)

где Н - объем налоговых доходов в

Ч, п-1,4-2, и-3 м м

отчетном году и за три года до отчетного соответственно.

Средний объем налоговых доходов в расчете на 1 жителя за отчетный год и два года, предшествующих отчетному, определяется по формуле:

Н

Ср

ГН.. / ИБРи . Н..-1/ ИБРц-1 _ Н..-2/ ИБР.1 -2Л

Нас

Нас

>1 -2 Нас

/3

(8)

где Н.. .._1 .._2 - объем налоговых доходов в отчетном году и за два года до отчетного соответственно;

ИБР.. - индекс бюджетных расходов

.-го субъекта Российской Федерации в отчетном году и за два года до отчетного соответственно, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

14. Оценка субъекта Российской Федерации в сфере промышленного производства рассчитывается по формуле:

ОП = Ранг ПТР + Ранг пСр, (9) где О.П - оценка .-го субъекта Российской Федерации в сфере промышленного производства;

Ранг П.ТР - место .-го субъекта Российской Федерации по показателю среднего темпа роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяй-

ство; рыболовство, рыбоводство; обрабатывающие производства; гостиницы и рестораны (далее - отгруженные товары) за отчетный год и два года, предшествующих отчетному;

Ранг П.Ср - место .-го субъекта Российской Федерации по показателю средний объем отгруженных товаров в расчете на 1 жителя .-го субъекта Российской Федерации за отчетный год и два года, предшествующих отчетному.

Ранжирование субъектов Российской Федерации по показателям П.ТР, П.Ср производится по убыванию в соответствии с полученными значениями по данным индикаторам.

15. Средний темп роста объема отгруженных товаров .-го субъекта Российской Федерации за отчетный год и два года, предшествующих отчетному, рассчитывается по формуле:

ТР

П = 3

II

п 1 * пи-1 * ПИ-2

п 1 -1 П1 -2 СЛ -1

(10)

где П..... - объем отгруженных товаров .у, у-1, у-2, гу-3 1 1

го субъекта Российской Федерации в отчетном году и за три года до отчетного соответственно.

Средний объем отгруженных товаров в расчете на 1 жителя .-го субъекта Российской Федерации за отчетный год и два года, предшествующих отчетному, определяется по формуле:

Ср

П

П

' + "

Нас; ■ Нас

1 J

і І-1

П

і І-2

і І-1

Нас

і І-2

/3

,(11)

где П.. , объем отгруженных ..-1, ..-2 -товаров .-го субъекта Российской Федерации в отчетном году и за два года до отчетного соответственно.

Как видно из основных положений и расчетных алгоритмов, показатели, характеризующие социальную сферу и уровень условий развития человеческого капитала, не учитываются. Модернизация этого метода возможна на основе статуса ТЕ по значению индекса социально-экономической силы [2]. Формулы (1- 11) модифицируются на основе включения в комплексную оценку индекса социально-экономической силы региона, ТЕ.

Комплексная оценка субъектов Российской Федерации определится по модифицированной формуле (12):

К{ = РангОи х Уи Ранг Он х Ун + +Ранг Опх Уп +РангГсэс х Усэс, (12)

где I. сэс - индекс социально-экономической силы региона (ТЕ), Уи,Ун, Уп, Усэс соответственно, устанавливается равным 1/4 для всех сфер.

Поскольку формализованный подход к расчету дотаций (межбюджетное выравнивание) не содержит показателей условий развития человеческого потенциала, а федеральный бюджет (ФБ) основан на фискальном приоритете центра в бюджетной сфере, установить закономерную связь факторов, формирующих финансовые потоки в социальную сферу, практически невозможно. Прежде всего Бюджетный кодекс (БК) и бюджетный процесс, по мнению экономического сообщества, содержит несоответствие реалиям экономики. Функции бюджета (перераспределительная, регулирующая, социальная, контрольная) и принципы построения бюджетной системы, сформулированные в БК, в действительности не в полной мере аккумулируются в социальноэкономическом развитии регионов и ТЕ. Базовый принцип (все остальные по отношению к нему производные либо имеют технический характер) - принцип общественной значимо-

сти - основан на едином подходе к социальной направленности бюджета, ранжирование общественных потребностей по степени их значимости и обеспечении в соответствии с этим их различного финансирования. Например, формирование ФБ строится не на анализе реального положения в стране, а на прогнозах, оценках, предположениях. К основаниям для составления бюджета отнесены: бюджетное послание Президента РФ; прогноз социальноэкономического развития ТЕ; основные направления бюджетной и налоговой политики (п. 2 ст. 172 БК). По-существу бюджет направлен не на решение общенациональных проблем, а на сглаживание ведомственных противоречий в распределении бюджетных средств.

В ряде развитых стран, например, в Германии проект бюджета формируется снизу. Органы местного самоуправления с населением определяют задачи для решения в предстоящем периоде, соотносят с доходами, определяют потребность в ресурсах, выносят на рассмотрение субъекта федерации (СФ). Такой порядок позволяет формировать векторные финансовые потоки с учетом реальной целевой потребности. Финансирование закрепляется в законе о бюджете и осуществляется во временном лаге реализации. Все показатели бюджета прозрачны и понятны гражданам СФ и ТЕ. Во Франции бюджетные показатели формируют на основе социологических исследований и статистических данных.

Исследовав процесс формирования финансовых потоков в социальную сферу во взаимосвязи с уровнем условий развития человеческого потенциала, можно сделать вывод, что на всем протяжении истории России и в настоящее время интересы ее граждан учитываются по остаточному принципу, и в структуре бюджетов всех уровней доля социальной сферы практически не меняется.

Идеология выравнивания региональных различий финансовых потоков путем формализованного совершенствования межбюджет-ных отношений не несет стимулирующего эффекта к устойчивому социально-экономическому саморазвитию ТЕ. Число дотационных регионов имеет тенденцию к росту.

В связи с этим целесообразнее было бы при формировании механизма стратегического управления развитием региона предусмат-

В многоаспектной проблеме механизма формирования финансовых потоков в социальную сферу скрыты ключевые задачи, касающиеся идеологии БК и бюджетных процессов всех уровней, отказа от взглядов на бюджет, как на «кошелек» власти и создания бюджетной системы с реальной социальной направленностью на основе современных теоретических концептуальных положений и обобщений эффективно развивающихся социально-экономических систем.

06.06.2012

Список литературы:

1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №48, ст. 4797; 2006, №39, ст. 4088; 2007, №46, ст. 5584; 2008, №33, ст. 3857; 2009, №45, ст. 5358, 2010, №49, ст. 6514 (Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. №670).

2. Терехова, С.А. Социальные инвестиции в территориальном развитии: Монография колл. Региональная экономика: инвестиции, финансовые вложения и экономический рост / С.А. Терехова, Ю.В. Бородач, И.А. Лиман, М.В. Мазаева. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2007. - 336 с.

3. Consumers in Europe // Statistical books. - 2009. - P. 33 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://ec.europa.eu/ eurostat

Сведения об авторе:

Терехова Светлана Александровна, профессор кафедры экономической теории и прикладной экономики Тюменского государственного университета, доктор экономических наук 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10, тел. (3452) 453710, e-mail: sterekhova@rambler.ru

UDC 336. 153 Terekhova S.A.

Tiumtn state university E-mail: sterekhova@rambler.ru

CREATION OF FINANCIAL FLOWS IN SOCIAL SPHERE OF REGION

Investigation of conditions and process of creation financial flow in social sphere of regions and thein territorial units. As base is determinate a kernel of process financial flows - budget financial flows. Is proposed the model of execution of function on the base of statuse of social-economic fors of territorial unit.

Key words: financial flows, budget process, between budget relations.

Bibliography:

1. Collection of laws of Russian Federation, 2004, №48, ст. 4797; 2006, №39, ст. 4088; 2007, №46, ст. 5584; 2008, №33, ст. 3857; 2009, №45, ст. 5358, 2010, №49, ст. 6514.

2. Terekhova, S.A. Social investments in territorial development / S.A. Terekhova, U.V. Borodah, I. A. Liman, M.V. Mazaeva. -Tyumen: publishing house Tyumen state university, 2007. - 336 p.

3. Consumers in Europe // Statistical books. - 2009. - P. 33 [Electronic resource]. - Access mode: // http://ec.europa.eu/ eurostat

ривать модели выравнивания (финансового) уровней условий развития человеческого капитала. Одна из возможных моделей, изложенных в [2], основывается на статусе территориальной единицы по значению индекса социально-экономической силы (1сЭС). Схема формирования статуса территориальной единицы региона по значению индекса социально-экономической силы, алгоритм благоприятного финансового потока для развития территорий рассмотрены в [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.