Научная статья на тему 'Формирование финансового результата многоотраслевого потребительского общества'

Формирование финансового результата многоотраслевого потребительского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАТРАТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / FINANCIAL RESULTS / CONSUMER SOCIETY / COSTS / COST PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елагина Ольга Владимировна

Рассматривается влияние таких факторов деятельности, как торговля производственная, закупочная и общественного питания, на финансовый результат предприятий и организаций потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елагина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE FINANCIAL RESULT IN A DIVERSIFIED CONSUMER SOCIETY

The influence of such factors as commerce, manufacturing, procurement and catering on the financial results of enterprises and organizations of consumer cooperation is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование финансового результата многоотраслевого потребительского общества»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 3 (1), с. 248-252

УДК 334.735.06

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА МНОГООТРАСЛЕВОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2012 г. О.В. Елагина

Чебоксарский кооперативный институт (филиал)

Российского университета кооперации

К_йп@соор. Лш^Ыа. ги

Поступила в редакцию 30.08.2011

Рассматривается влияние таких факторов деятельности, как торговля - производственная, закупочная и общественного питания, на финансовый результат предприятий и организаций потребительской кооперации.

Ключевые слова: финансовый результат, потребительское общество, затраты, себестоимость.

Потребительские общества, расположенные в районных центрах, представляют собой крупные, сложные организации, деятельность которых носит многоотраслевой характер. Эти экономические субъекты осуществляют производство товаров, занимаются заготовками и сбытом сельскохозяйственной продукции, организуют торговлю и общественное питание. Для успешного выполнения хозяйствующим субъектом возложенных на него функций и удовлетворения потребностей своих пайщиков он должен обеспечить эффективную и устойчивую работу всех видов деятельности. Экономическую характеристику деятельности потребительского общества представляют показатели валового дохода, издержек производства и обращения, уровня рентабельности отдельных видов хозяйственной деятельности и экономического субъекта в целом.

Успешная реализация основных направлений развития предприятий и организаций потребительской кооперации в сельской местности способствует появлению у многоотраслевых потребительских обществ долгосрочных конкурентных преимуществ, которые могут обеспечить устойчивое положение на рынке и необходимый уровень эффективности и финансовой устойчивости. При этом следует подчеркнуть, что проблема устойчивого и рентабельного развития сельских потребительских обществ является в настоящее время малоизученной, а следовательно, актуальной, так как эти организационно-правовые формы в ряде регионов до сих пор остаются убыточными или низкорентабельными.

В системе потребительской кооперации Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2011 г.) функционируют более 36 тыс. магази-

нов, из них около 80% находятся в сельской местности. В этой связи значимость решения финансовых проблем только усиливается. Необходимость активного решения аналогичных проблем отмечается и в Доктрине продовольственной безопасности страны, где в числе основных задач определено «достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объёмах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [1, с. 3]. Актуальность исследования рассматриваемой проблемы отмечают и известные экономисты. Так, Л. Абалкин пишет: «...необходимо, чтобы идея продовольственной безопасности страны - и поддержки потребкооперации как элемента этой безопасности - нашла мощный отклик во всех структурах власти» [2, с. 6].

В решении проблемы улучшения финансового состояния кооперативной организации делается немало, в т.ч. и в регионах. Так, в Нижегородской области реализуется программа развития заготовительной отрасли потребсоюза области до 2013 г. В этом документе запланировано увеличение объёма заготовительного оборота до 800 млн руб., закупки мяса - до 4 тыс. т, молока - до 8 тыс. т. Р.Н. Хайруллин также подчёркивает, что закупка и переработка продукции малых форм хозяйствования на селе являются основными в деятельности потребительской кооперации Республики Татарстан [3]. Автор убеждён, что повышение финансового результата многоотраслевых потребительских обществ лежит и в плоскости научных исследований. В данной научной работе объектом ис-

Таблица 1

Объёмы деятельности потребительского общества и потребсоюза за 2007-2010 гг.

Показатели, виды деятельности В среднем за год Темп изменения, %

2007-2008 2009-2010

Объём деятельности райпо, тыс. руб., в т.ч. оборот: 152600 183318 120

- розничной торговли и общественного питания 140307 165329 117

- оптовой торговли - - -

- заготовительной отрасли 318 314 99

- производственной деятельности 11266 16653 147

- платных услуг 709 1021 143

Объём деятельности потребсоюза, млн руб., в т.ч. оборот: 8486 9934 117

- розничной торговли и общественного питания 7156 8239 115

- оптовой торговли 163 284 172

- заготовительной отрасли 452 511 112

- производственной деятельности 674 860 127

- платных услуг 41 40 103

следования является Кильмезское районное потребительское общество Кировоблпотребсоюза. Для выявления места и роли объекта исследования в системе потребительской кооперации региона проведем сравнительную оценку его деятельности со средними данными облпотребсоюза по ряду важнейших показателей (табл. 1).

В 2009-2010 гг. по сравнению с 2007-2008 гг. в среднем по региональному потребсоюзу оборот вырос на 17%, а в райпо за этот же период -на 20%. В то же время по отраслям деятельности динамика объёма деятельности кооперативной организации существенно отличается от динамики облпотребсоюза, за исключением объёма по розничной торговле и общественному питанию, который возрос в среднем по потребсоюзу области на 15%, а в райпо - на 17%. Оптовая торговля в кооперативной организации в рассматриваемом периоде не осуществлялась. Объём заготовительный деятельности сократился на 1%, тогда как в целом по потребительским обществам региона он увеличился на 12%. Существенный рост по хозяйствующему субъекту в 2009-2010 гг. по сравнению с 2007-2008 гг. наблюдается в производстве, объем которого увеличился в стоимостном выражении на 47%, тогда как в целом по облпотребсоюзу - на 27%. Совокупный объём деятельности потребительского общества в 2007-2008 гг. составлял лишь 2% объёма облпотребсоюза. Из этого следует, что влияние результатов деятельности исследуемой кооперативной организации на результаты потребсоюза в целом незначительно.

В числе основных видов деятельности потребительского общества и облпотребсоюза в целом является торговля, что вполне характерно для всей системы потребительской кооперации страны. При этом в исследуемой кооперативной организации доля совокупного объёма деятельности, кроме оптовой торговли, выше, чем по потребсоюзу области. В основном разрыв меж-

ду сравниваемыми субъектами наблюдается по таким видам деятельности, как общественное питание и заготовки. К примеру, доля общественного питания в совокупном объёме деятельности общества в 2009-2010 гг. составила 14%, что на 6% больше, чем в целом по потребсоюзу региона. Закупки сельскохозяйственных продуктов и различного сырья в рассматриваемой кооперативной организации занимают около 1% в общем объеме оборота, тогда как в облпотребсоюзе - более 5%.

В числе основных требований успешного осуществления бизнеса экономическими субъектами в условиях рыночной экономики является безубыточность деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах эффективности бизнеса. Среди основных показателей, характеризующих финансовый результат деятельности субъекта, - сумма прибыли и уровень рентабельности, которые, в свою очередь, зависят от выручки от продаж, издержек производства и обращения. В анализируемой организации доля выручки от осуществления торговой деятельности в 2009-2010 гг. по сравнению с 2007-2008 гг. сократилась на 3%. Наблюдается также снижение доли выручки заготовительной деятельности в пользу оборота общественного питания и выручки от продажи готовой продукции. Более быстрыми темпами за анализируемый период росла выручка в отрасли производства и в сфере оказания услуг, прирост которой соответственно составил 47% и 43%. Незначительно снизилась сумма выручки от заготовительной деятельности. В табл. 2 представлена динамика валовой прибыли потребительского общества по видам деятельности.

В валовой прибыли потребительского общества наибольший удельный вес в 2009-2010 гг. занимает прибыль торговли, после - прибыль общественного питания. Темпы роста выручки,

Таблица 2

Динамика валовой прибыли по видам деятельности в потребительском обществе за 2007-2010 гг.

Отрасль, показатели В среднем за год, тыс. руб. Темп изменения, %

2007-2008 2009-2010.

Торговля:

- выручка 119265 138209 115

- себестоимость 94020 108396 115

- валовая прибыль 25245 29812 118

Общественное питание:

- выручка 21042 27119 128

- себестоимость 140275 17963 128

- валовая прибыль 7013 9155 130

Заготовка:

- выручка 318 314 99

- себестоимость 9 37 в 4.4 раза

- валовая прибыль 308 277 89

Производство:

- выручка 11266 16653 147

- себестоимость 10527 13538 128

- валовая прибыль 739 3114 в 4.2 раза

Бытовые услуги:

- выручка 709 1021 143

- себестоимость 314 543 172

- валовая прибыль 395 477 12

Итого по потребительскому обществу:

- выручка 152600 183318 120

- себестоимость 118897 140480 118

- валовая прибыль 33702 42838 127

себестоимости проданных товаров и валовой прибыли торговли данной кооперативной организации соответственно составляют 116%, 115% и 118 % в сравнении с 2007-2008 гг. Для хозяйствующих субъектов оптимальным является соотношение, когда динамика роста валовой прибыли превышает динамику роста выручки, а он, в свою очередь, опережает рост себестоимости. Наиболее удачной эта ситуация сложилась в отрасли производства (где рост валовой прибыли составил 4.2 раза, выручки -147%, себестоимости - 128%). Рост себестоимости заготовительной деятельности составил 4.4 раза, наряду с сокращением выручки на 1% и валовой прибыли на 10%.

В табл. 3 рассмотрена динамика прибыли от продаж многоотраслевого потребительского общества. В 2009-2010 гг. в обществе получена прибыль от продаж в сумме 8390 тыс. руб. - это выше, чем в 2007-2008 гг. на 4337 тыс. руб., или в 2.1 раза. Доля прибыли такой отрасли деятельности райпо, как торговля, сократилась в анализируемом периоде с 67% до 55%, тогда как ее сумма возросла на 1948 тыс. руб. (72%).

В отрасли общественного питания ухудшился финансовый результат. Сумма прибыли от продаж сократилась. На это повлиял опережающий рост коммерческих расходов (132%) над валовой прибылью (130%). Валовая прибыль отрасли заготовки по сравнению с 20072008 гг. сократилась на 11%, коммерческие рас-

ходы - на 26%, однако получена прибыль от продаж в сумме 29 тыс. руб., тогда как в 20072008 гг. - убыток от продаж в сумме 26 тыс. руб. Наиболее значительными темпами - в 4.2 раза характеризуется рост валовой прибыли отрасли производства.

Формирование финансового результата хозяйствующего субъекта зависит, в том числе, и от степени управляемости затратами. Для этого необходимо оперативно принимать меры по оптимизации соотношения «затраты - результаты». В крупных ресурсопотребляющих экономических субъектах, куда относятся и районные потребительские общества, издержки являются одним из основных факторов прибыльности. Повышение эффективности издержек производства и обращения, их формирование в рациональных размерах позволяет увеличить финансовый результат хозяйствующего субъекта, часть которого используется при дальнейшем укреплении его материально-технической базы. Процесс оптимизации расходов представляет собой комплекс производственных и организационно-экономических мер, направленных на обеспечение рационального использования имеющихся ресурсов на всех стадиях воспроизводства. Многоотраслевые потребительские общества также имеют внутренние резервы экономии издержек, исследование которых является важной задачей как для менеджмента экономического субъекта, так и для учёных-экономистов.

Таблица 3

Прибыль (убыток) от продаж по отраслям потребительского общества за 2007-2010 гг.

Отрасль, показатели В среднем за год, тыс. руб. Темп изменения, %

2007-2008 2009-2010

Торговля:

- валовая прибыль 25245 29812 118

- коммерческие расходы 22542 25762 114

- прибыль от продаж 2708 4656 172

Общественное питание:

- валовая прибыль 7013 9155 130

- коммерческие расходы 6832 9043 132

- прибыль от продаж 181 112 62

Заготовка:

- валовая прибыль 308 277 89

- коммерческие расходы 334 247 74

- прибыль (убыток) от продаж -26 29

Производство:

- валовая прибыль 739 3114 в 4.2 раза

- коммерческие расходы - - -

- прибыль от продаж 739 3114 в 4.2 раза

Бытовые услуги:

- прибыль от реализации услуг 396 477

Итого прибыль от продаж райпо 3993 8390 в 2.1 раза

Финансовое обеспечение хозяйственной деятельности различных организационно-правовых форм, повышение уровня жизни сельского населения, а также обеспечение конкурентоспособности российской аграрной продукции являются важными задачами, сформированными в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. В частности, в этом документе отмечается: «Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменений внешних и внутренних условий являются: своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий» [1, с. 3]. Предприятия и организации региональной потребительской кооперации, осуществляющие заготовительную, производственную и торговую деятельность, в решение этих важных проблем также стремятся вносить весомый вклад. Важность решения рассматриваемой проблемы отмечается и в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. В этом документе, к примеру, подчёркивается, что с целью рационального финансового обеспечения кооперативных организаций «необходимо широко использовать современные технологии управления финансами, активно внедряя в практику хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации инструменты финансового менеджмента» [4, с. 10].

Необходимость развития заготовительной, производственной отраслей потребительских обществ, расположенных в сельской местности, отмечают многие специалисты [5, 6, 7]. Так,

С. Иткулов пишет: «Наше преимущество перед другими игроками рынка сегодня в том, что мы

- многоотраслевая организация. У нас есть заготовительная деятельность, есть производственная и другие» [5, с. 4]. Е. Кузнецов также достаточно однозначно высказывается в пользу развития заготовительной деятельности: «Практика работы наших райпо показывает, что при создании необходимой материально-технической базы можно в короткий срок значительно увеличить закупки сельскохозяйственной продукции и тем самым создать условия для дальнейшего развития подсобных крестьянских хозяйств» [6, с. 4]. Аналогичного мнения придерживается и В. Павлов. Характеризуя достигнутые результаты деятельности потребительских обществ республики, он пишет: «В рамках реализации национальной программы развития АПК наши организации стали активнее закупать сельскохозяйственную продукцию и сырьё, объём заготовительного оборота с начала 2007 г. составил 277 млн рублей, сельскому населению за сданную сельскохозяйственную продукцию выплачено 193 млн рублей» [7, с. 5].

Исследованное районное потребительское общество является крупнейшей заготовительной организацией, осуществляющей закупки почти всех видов сырья и сельскохозяйственных продуктов в сельской местности. Результаты такой деятельности являются дополнительным источником ресурсов для предприятий торговли и перерабатывающей промышленности. Рациональное решение этой проблемы позволит перейти к более совершенным интеграционным формам взаимосвязей производителя, заготовителя, переработчика, торговых пред-

приятий и потребителя. Этот процесс будет способствовать более полному насыщению рынка отечественными товарами, а также улучшит финансовое состояние многоотраслевых потребительских обществ.

Проведённые научные исследования на примере многоотраслевого потребительского общества позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:

- в отрасли общественного питания наблюдается превышение темпа роста издержек над темпом роста объёма продаж. Наиболее высокая эффективность расходов - в заготовительной отрасли, что подтверждается положительной тенденцией сокращения уровня расходов. Так, при снижении объёма продаж на 1% издержки уменьшились почти на 27%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в отраслях торговли, производства и общественного питания прирост издержек сопровождался более быстрым ростом уровня валового дохода;

- доля постоянных издержек обращения в розничной торговле исследуемого объекта доходит до 70%, а чем выше этот показатель, тем больший объём продаж требуется для безубыточной деятельности;

- уровень издержек обращения зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать специалистам потребительского общества. Среди них: производительность труда, уровень цен, товарооборачиваемость, объём и структура оборота торговли;

- в целях снижения уровня издержек и повышения финансового результата потребительского общества рекомендуется обеспечить рост объёма продаж и улучшение его структуры, повышение качества товаров и соответствие их ассортимента спросу покупателей, улучшение товародвижения и сокращение времени обращения товаров.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 3 февраля 2010 г. № 21 (5100). С. 3.

2. Абалкин Л. Потребкооперация должна развиваться не вопреки, а благодаря //Российская кооперация. 2010. № 27 (651). С. 6.

3. Хайруллин Р.Н. Потребительская кооперация Республики Татарстан. Казань: Издательство «Дом печати», 1997. 117 с.

4. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года //Деловой вестник Российской кооперации. 2008. № 4. С. 4-38.

5. Иткулов С. Нашей цепочке нужна хорошая сварка //Деловой вестник Российской кооперации. 2008. № 3. С. 4.

6. Кузнецов Е. Стратегия развития потребительской кооперации //Деловой вестник Российской кооперации. 2007. № 8. С. 4.

7. Павлов В.М. Актуальные пути развития по-

требительской кооперации //От стабилизации к развитию: Материалы межрегиональной научно-

практической конференции. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. С. 5.

FORMING THE FINANCIAL RESULT IN A DIVERSIFIED CONSUMER SOCIETY

O. V. Yelagina

The influence of such factors as commerce, manufacturing, procurement and catering on the financial results of enterprises and organizations of consumer cooperation is considered.

Keywords: financial results, consumer society, costs, cost price.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.