Научная статья на тему 'Формирование финансово-экономической грамотности студентов при обучении в учреждениях среднего профессионального образования'

Формирование финансово-экономической грамотности студентов при обучении в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / СТУДЕНТЫ / СПО / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / FINANCIAL LITERACY / STRATEGY / STUDENTS / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCES / VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCIES / PRACTICE-ORIENTED TASKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сажин Александр Валерьевич

В статье обосновывается актуальность финансовой грамотности населения, отмечается, что уровень финансовой грамотности населения России находится на низком уровне. Дается описание тестирования проведенного среди студентов среднего профессионального образования. Приводятся данные, показывающие, что основные компетенции финансовой грамотности не развиты среди студентов. Предлагается один из вариантов путей повышения финансовой грамотности среди обучающихся, приводится концепция системы практикоориентированных задач, которая позволит привить студентам основные знания умения и навыки, призванные в конечном счете повысить уровень финансово-экономической грамотности учащихся в системе СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сажин Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of financial and economic literacy of students in teaching at institutions of secondary professional education

The article describes the level of financial literacy of the population, in particular, it is said that the level of financial literacy of the population of Russia is at a very low level. The following is a description of the testing conducted among students of secondary vocational education. It is told about testing which showed that the basic competences of financial literacy are not developed among students. Based on the above material, at the end of the article, describes ways to improve financial literacy among students, and the concept of a system of practice-oriented tasks, which will allow students to instill basic knowledge of skills that will ultimately increase the level of financial and economic literacy of students in the system of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Формирование финансово-экономической грамотности студентов при обучении в учреждениях среднего профессионального образования»

УДК 377:33

Сажин Александр Валерьевич

Щелковский колледж, Московская область a.sazhin@schelcol.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновывается актуальность финансовой грамотности населения, отмечается, что уровень финансовой грамотности населения России находится на низком уровне. Дается описание тестирования проведенного среди студентов среднего профессионального образования. Приводятся данные, показывающие, что основные компетенции финансовой грамотности не развиты среди студентов. Предлагается один из вариантов путей повышения финансовой грамотности среди обучающихся, приводится концепция системы практикоориентированных задач, которая позволит привить студентам основные знания умения и навыки, призванные в конечном счете повысить уровень финансово-экономической грамотности учащихся в системе СПО.

Ключевые слова: финансовая грамотность, стратегия, студенты, СПО, компетенции, профессиональное образование, компетенции, практикоориентированные задачи.

В современном мире в связи с увеличением количества финансовых услуг и их усложнением, а также появлением новых сложных для понимания финансовых инструментов, проблема финансовой грамотности населения стала чрезвычайно актуальной для большинства стран мира. Обеспечение персональной финансовой безопасности становится одним из главных условий экономического благополучия человека. Во всех ведущих странах мира понимание необходимости повышения финансовой грамотности населения привело к формированию национальных стратегий или программ финансового образования.

Определяющими факторами формирования таких программ являются:

- экономический кризис, в ходе которого повышается актуальность разумного использования финансовых средств при явном снижении стоимости этих сбережений;

- увеличение и усложнение ассортимента финансовых услуг;

- несоответствие уровня финансовых знаний населения постоянно меняющемуся финансовому рынку.

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется проблемам увеличения уровня финансово-экономической грамотности как главного фактора экономического развития страны и, следовательно, повышения качества жизни населения.

Однако следует признать, что общая степень финансовой грамотности населения в Российской Федерации остается пока еще на очень низком уровне и требует продолжительной систематической и скоординированной работы всех вовлеченных в этот процесс сторон. Умения персонального финансового планирования и создания финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства граждан нашей страны. Лишь в каждой 4-й семье ведется письменный учет доходов и расходов.

Только одна треть россиян прилагают усилия, чтобы финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантии сохранности своих сбережений при выборе инструментов накоплений.

Кроме того значительной характерной чертой финансовой культуры жителей России считается недостаток финансовой культуры и ответственности за риски, сопряженные с самостоятельным и часто необдуманным подбором разных экономических услуг и инструментов. Исследования выявили что:

- более 20% трудоспособного населения Российской Федерации думают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна;

- 37% потребителей считают, что возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если этому препятствуют непредвиденные обстоятельства (потеря работы, болезнь, развод, переезд).

Серьезные опасения вызывает и тот факт, что, по результатам социологических исследований, каждый 5-й респондент, имеющий кредит (22%), указал, что выплаты по кредиту занимают более 30% доходов, а 68% из них отметили, что отдают более 50% своих доходов.

Целью стратегии является формирование грамотного финансово-экономического поведения населения страны как необходимого критерия повышения уровня благосостояния граждан, и как следствие - уровня и качества жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо повышение уровня охвата и качества финансового образования, а также информированности населения и создание определенной институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий.

Эта Стратегия направлена на охват различных целевых аудиторий населения Российской Федерации с учетом их географических, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий.

© Сажин А.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

139

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анализируя данную стратегию, можно прийти к выводу, что финансово компетентный человек обладает навыками анализирования, выделения и отбора тех критериев, которые оказывают влияния на его финансовое благополучие. Исходя из целесообразности применения критериев в повседневной жизни, можно сделать вывод, что финансово компетентный человек обладает следующими умениями:

- ведение ежемесячного учета расходов и доходов;

- планирование финансовых операций;

- анализ и выбор необходимых финансовых услуг;

- формирование «подушки безопасности».

Одной из целевых аудиторий, которая составляет потенциал будущего развития страны и на которую направлена данная стратегия, - это обучающиеся профессиональных образовательных организаций. Поэтому необходимо, чтобы студенты как можно раньше включались в финансово-экономические отношения и были компетентны в этих вопросах. Для успешного развития стратегии является целесообразным увеличение роли финансово-экономических аспектов в образовательном процессе, а также их ориентация на практическое и повседневное применение.

Однако выполнение этой цели ставит перед нами существенную педагогическую проблему. Образование, как таковое, на сегодняшний день носит существенно теоретический характер и мало применимо в реальных условиях. Практическая пригодность и реализация полученных знаний в повседневной жизнедеятельности, крайне незначительна. Поэтому чтобы добиться нужных результатов необходимо все действия осуществлять, опираясь на реальную, повседневную действительность. Иными словами чтобы повысить уровень финансово-экономической грамотности, все усилия должны быть строго практикориентрован-ными и иметь неразрывную связь с реальной действительностью. Первое, что необходимо сделать для реализации поставленной цели, это определить уровень компетентности целевой аудитории.

С целью определения уровня финансовой грамотности студентов колледжа, среди учащихся первого и второго курсов в октябре 2017 г. было проведено тестовое исследование. Всего тестирование прошли 117 студентов разных специальностей (Технология продукции общественного питания, средства связи с подвижными объектами, экономика и бухгалтерский учет).

Тестовое исследование состояло из 26 вопросов, разбитых на три блока: экономика в быту, банковское дело, основы предпринимательства.

По результатам исследования стало видно, что степень финансовой компетентности студентов невысока, отчасти это можно объяснить тем, что они

живут в семьях и имеют доступ лишь к незначительной части доходов.

Студенты специальности «экономика и бухгалтерский учет» показали более высокие результаты, что объясняется их профессиональной направленностью.

Тестирование показало, что уровень финансовой компетентности очень низок. Студенты имеют очень ограниченные знания даже о базовых финансовых продуктах. Более 80% не ведут учета доходов и расходов, о долгосрочном планировании говорить вообще не приходится. Только 15% опрашиваемых смогли назвать отличия в банковских продуктах. Знания по финансовой арифметике смогли продемонстрировать 20% студентов. 12% имеют поверхностные сведения об инвестициях в акции и сберегательных накоплениях, включая пенсионные накопления. Планирование бюджета на год и более отсутствует как таковое. Любое финансовое накопление определено текущими нуждами. Также очень низок уровень финансовой грамотности в части предпринимательского дела.

Отчасти крайне низкие показатели тестирования можно объяснить тем, что опрашиваемые студенты, обучаясь на очном отделении, еще не совершеннолетние, проживают с родителями и не находятся на самостоятельном обеспечении. Но даже для таких условий уровень финансовой грамотности очень низок. Ведь без должных компетенций невозможна обеспеченная жизнь и тем более обеспеченная старость. По итогам тестирования можно сказать, что студенты просто не обладают необходимыми знаниями и умениями финансовой грамотности. Однако участие в тестировании студенты принимали охотно и показали устойчивый интерес к теме. Отсюда можно сделать вывод, что в части вопросов, касающихся персонального благосостояния, респонденты достаточно мотивированы.

После определения уровня компетентности студентов необходимо предпринять действия направленные на достижение поставленной цели. Одновременно с этим необходимо решить возникшую педагогическую проблему. Наиболее рациональным решением этих двух задач будет внедрение системы практикоориентированных задач направленной на повышение уровня финансовой грамотности и позволяющей учащимся изучить и приобрести необходимые компетенции, начиная с первого курса. В основу создаваемой системы следует положить те задачи, что направлены на формирование необходимых знаний, умений и навыков. Для лучшего усвоения и закрепления изучаемого материала отобранные задачи необходимо внедрить на занятиях как профессиональных дисциплин, так и общеобразовательных. Особое внимание следует уделить таким дисциплинам, как математика, экономика, информатика и социология, ведь они лежат в основе финансовой грамотности человека.

140

Вестник КГУ 2018

Цель внедрения данной системы задач - добиться увеличения практикоориентированности образовательного процесса, научить студента рационально распоряжаться личными финансами, приучить к разумному и взвешенному потреблению, привить навык долгосрочного планирования и взвешенных инвестиций, тем самым лучше подготовив его к взрослой самостоятельной жизни. Внедрение данной модели позволит повысить уровень финансовой грамотности в очень важной социальной группе - студенты. Важность освоения финансово-экономических компетенций именно этой группой сложно переоценить, поскольку именно эта группа составляет человеческий и кадровый потенциал страны, и от ее благосостояния зависит будущий уровень экономики России.

Библиографический список

1. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Роль финансового образования в повышении благосостояния населения // Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. - М., 2012. - 112 с.

2. Лежава А. Строили, мы строили... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрБ:// alexandrlezhava.livejournal.com/410416.html (дата обращения: 14.04.2018).

3. Милославский В.Г. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы / В.Г. Милославский, В.С. Герасимов, В.А. Транова, О.С. Герасимова, И.А. Хейлык // Молодой ученый. - 2016. -№ 4. - С. 452-456.

4. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.»

5. Сергеева Т.Ф., Чуяко Е.Б. Математическая подготовка будущих экономистов в высшей школе. - М.: LAP lambert Akademik Publisthing, 2011. -104 с.

References

1. Zelencova A.V., Bliskavka E.A., Demidov D.N. Rol' finansovogo obrazovaniya v povyshenii blagosostoyaniya naseleniya // Povyshenie finansovoj gramotnosti naseleniya: mezhdunarodnyj opyt i rossijskaya praktika. - M., 2012. - 112 s.

2. Lezhava A. Stroili, my stroili... [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://alexandrlezhava. livejournal.com/410416.html (data obrashcheniya: 14.04.2018).

3. Miloslavskij V.G. Finansovaya gramotnost' naseleniya: problemy i perspektivy / VG. Miloslavskij, V.S. Gerasimov, V.A. Tranova, O.S. Gerasimova, I.A. Hejlyk // Molodoj uchenyj. - 2016. - № 4. -S. 452-456.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2039-r «Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017-2023 gg.»

5. Sergeeva T.F., CHuyako E.B. Matematicheskaya podgotovka budushchih ehkonomistov v vysshej shkole. - M.: LAP lambert Akademik Publisthing, 2011. - 104 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.