Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: МИХАЙЛОВ В. Д. КАК ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - НАСТАВНИК'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: МИХАЙЛОВ В. Д. КАК ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - НАСТАВНИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ / СОГЛАСИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Евдокия Павловна, Сергеева Анжелика Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания и образования молодого поколения в условиях новой цифровой культуры и роли преподавателя-наставника в формировании общекультурных компетенций, профессиональных навыков. Целью является актуализация роли преподавателя -наставника в наше время и философии согласия Михайлова В. Д. Рассмотрены актуальные проблемы формирования философской культуры в настоящее время. Проблема усложняется тем, может ли молодой человек найти сегодня когнитивные константы, правильно выбрать ценностные доминанты в информационном пространстве, выстроить время в рамках “будущее - настоящее - прошлое». В условиях цифровой трансформации образовательной среды необходима соответствующая стратегия поведения, связанная с социальной мобильностью, с осознанием ответственности за успешную траекторию собственного развития и образования в будущем. Решение данной проблемы открывает возможность осмысления жизни в целом. В этом большую роль играет преподаватель-наставник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Евдокия Павловна, Сергеева Анжелика Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHILOSOPHICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL SPHERE: PROFESSOR MIKHAILOV AS A LECTURER AND MENTOR

The article is devoted to the topical issue of education of the younger generation in the new digital culture and the role of the lecturer-mentor in the formation of general cultural competencies, skills and philosophical culture. The goal is to actualize the role of a lecturer and mentor in our time and the philosophy of consent by Viktor Danilovich Mikhailov The topical issues of the formation of philosophical culture at the present time are considered. The problem is complicated by whether a young person today can find cognitive constants, choose the right value dominants in the information space, build time within the framework of “future-present-past”. In the context of the digital transformation of the educational environment, an appropriate behavioral strategy is needed, associated with social mobility, with the awareness of own responsibility for the successful trajectory of one’s own development and education in the future. The solution of this problem opens up the possibility of understanding life. This is where the lecturer-mentor plays an important role.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: МИХАЙЛОВ В. Д. КАК ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - НАСТАВНИК»

-Серившим йВ1С1нянии)»1вв111я.нч1пша1Фия»

УДК 378.213.3:1

Е. П. Яковлева, А. И. Сергеева

Формирование философской культуры в образовательной сфере: Михайлов В. Д. как преподаватель - наставник

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания и образования молодого поколения в условиях новой цифровой культуры и роли преподавателя-наставника в формировании общекультурных компетенций, профессиональных навыков. Целью является актуализация роли преподавателя -наставника в наше время и философии согласия Михайлова В. Д. Рассмотрены актуальные проблемы формирования философской культуры в настоящее время.

Проблема усложняется тем, может ли молодой человек найти сегодня когнитивные константы, правильно выбрать ценностные доминанты в информационном пространстве, выстроить время в рамках "будущее - настоящее - прошлое». В условиях цифровой трансформации образовательной среды необходима соответствующая стратегия поведения, связанная с социальной мобильностью, с осознанием ответственности за успешную траекторию собственного развития и образования в будущем. Решение данной проблемы открывает возможность осмысления жизни в целом. В этом большую роль играет преподаватель-наставник.

Ключевые слова: наставник, философская культура, творческая активность, трансформация, философское мышление, отчуждение, согласие

E. P. Yakovleva, A. I. Sergeeva

Formation of philosophical culture in the educational sphere: Professor Mikhailov as a lecturer and mentor

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the topical issue of education of the younger generation in the new digital culture and the role of the lecturer-mentor in the formation of general cultural competencies, skills and philosophical culture. The goal is to actualize the role of a lecturer and mentor in our time and the philosophy of consent by Viktor Danilovich Mikhailov The topical issues of the formation of philosophical culture at the present time are considered.

The problem is complicated by whether a young person today can find cognitive constants, choose the right value dominants in the information space, build time within the framework of "future-present-past". In the context of the digital transformation of the educational environment, an appropriate behavioral strategy is needed, associated with social mobility, with the awareness of own responsibility for the successful trajectory of one's own development and education in the future. The solution of this problem opens up the possibility of understanding life. This is where the lecturer-mentor plays an important role.

ЯКОВЛЕВА Евдокия Павловна - к. филос. н., доцент кафедры философии СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: yakov_eva@mail.ru

YAKOVLEVA Evdokiya Pavlovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

СЕРГЕЕВА Анжелика Ивановна - к. филос. н., доцент кафедры философии СВФУ им. М.К. Ам-мосова.

E-mail: myaki10@mail.ru

SERGEEVA Anzhelika Ivanovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

-СериВвИД АВ1С1НЯНИИ)»1вв111Я.ИЧ(ПШа1ФИЯ»

The source base of this article was the works of leading modern researchers in the field of social philosophy and pedagogy.

Keywords: mentor, philosophical culture, creative activity, transformation, philosophical thinking, alienation, consent.

Введение

Актуальная проблема духовных основ современного общества, отрицание ценностных смыслов и ориентиров обусловили общее снижение ответственности во многих сферах жизни. Междисциплинарное исследование данной проблемы в условиях меняющейся реальности имеет первостепенное значение и актуально в образовании молодых людей в информационной эпохе. Проблемы воспитания и образования, нравственных ценностей актуальны в рамках социально-философских и психолого-педагогических дискуссий. Системный подход позволяет проанализировать данную проблему в целом. Динамичный рост цифровой трансформации всех сфер деятельности требуют от нас адекватного подхода к происходящему и приобщения, адаптации к меняющейся реальности. Современные реалии неизбежно ведут к переосмыслению базовых этических норм и смыслов.

Безусловно, что в условиях цифровой трансформации основных ведущих форм деятельности, образование уже не будет прежним. Общеизвестно, что новые технологии повышают эффективность обучения, упрощается подготовка материала, но, вместе с тем, повышается роль преподавателя-наставника.

В условиях глобализации повышается роль и значение философской культуры, которая имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Философская культура учит молодых людей самостоятельности, адаптирует к современным условиям образовательной среды. Одними из главных приоритетов являются - формирование коммуникативных навыков; воспитание способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям; обучение способности учиться самостоятельно. Понимание философии как науки обуславливает определенный подход к построению процесса её преподавания. Содержательная особенность философии в отличие от других наук в том, что есть необходимость, в частности, по систематическому курсу использование материалов из области физики, химии и других наук. Есть методологическая возможность связать теоретические проблемы философии с обыденными проблемами жизни, тем самым привить навыки критического анализа. Методологическая специфика философии определяется тем, что она призвана обобщать данные других наук, синтезировать накопленные знания.

Проблемы образования

В современных условиях гибридного формата обучения студенты, школьники не всегда могут рационально организовать свой учебный процесс и недостаточно используют потенциал самостоятельной работы. Усвоение знаний в вузе зависит во многом от умения самостоятельно мыслить, анализировать, обсуждать проблемы, размышлять, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Сегодня научно-технический прогресс влияет на изменение роли человека в производстве. Курс философии является одним из основных в цикле социально-гуманитарных дисциплин в вузе, но философии необходима более тесная связь с естественными науками. Важно обратить внимание на философию техники, которая призвана исследовать философские проблемы современной науки и техники. Современные технологии предъявляют большие требования к человеку. На первый план выдвигаются такие моральные качества, как ответственность, взаимопомощь, самодисциплина. В такой ситуации особенно значима роль общественных наук. Философская культура будущего специалиста направлена не

-Серившим йвквнянииимввшя.нтппкафия»

только на преобразование окружающей среды. В решении данной проблемы важным является организация целенаправленной работы студентов таким образом, чтобы они могли сами проявить максимум самостоятельности и нести личную ответственность за свои действия. Философское образование, в какой бы области профессионально не работал выпускник ВУЗа, должно направлять в течение жизни, так как философия изучает мир в целостности, всеобщие законы, категории философии находим в разных сферах деятельности, экономике, политике.

Преподаватель-наставник

Роль преподавателя-наставника в формировании общекультурных компетенций и навыков необычайно велика и важна. Наставник должен создавать такие условия взаимодействия с обучающимися, где каждый обучающийся мог бы чувствовать живую поддержку преподавателя-наставника, быть вовлеченным в учебный процесс, уметь самостоятельно получать знания и тем самым успешно учиться. И вот таким преподавателем-наставником для многих поколений студентов, магистров и аспирантов был доктор философских наук, профессор Виктор Данилович Михайлов. Виктор Данилович побуждал студентов к самооценке, помогал прийти к определённому выводу.

Лекции Виктора Даниловича по философии строились как приглашение к размышлению, диалогу и диспуту. Для этого нужна подготовленность студентов, соответствующая эрудиция и информированность по другим предметам. Часто студенты просто не готовы к восприятию философии. Виктор Данилович всегда с пониманием относился к разным подобным проблемам. Виктор Данилович, как социальный философ, в учебном процессе усиливал момент ориентации студентов на общество, а также раскрытия аксиологических аспектов, необходимых в любой деятельности, в том числе и инженера. Его доброжелательное отношение к аудитории, высокий профессионализм вызывали интерес к его лекциям. Интерес общения с такой личностью постоянно поддерживался глубиной и разносторонностью Виктора Даниловича.

Как верно заметил Виктор Данилович Михайлов: «Социально-философское изучение общественных явлений призвано вскрыть конечные причины вечных основ бытия человека, основополагающих начал, на которых строятся взаимоотношения индивидов в социуме» [1, с.63].

Как известный философ, просветитель, наставник В. Д. Михайлов внес весомый вклад в формирование философской культуры не только в университете, но и в других учреждениях среднего и профессионального образования в республике. Высокие профессиональные и личные качества Виктора Даниловича, широкий кругозор, преданность педагогическому труду позволяли успешно трудиться для дальнейшего развития университета и республики. Он в совершенстве владел лекторским мастерством, на высоком профессиональном уровне проводил занятия, которые неизменно вызывали живой интерес у студентов, магистров, аспирантов и слушателей других образовательных учреждений республики. Благодарные студенты и аспиранты помнят его авторские лекции по истории философии, творческий подход, подлинное мастерство преподавателя, лектора всегда вызывали живой интерес у аудитории.

В этой связи важным является то, что обсуждаемая проблема - это роль преподавателя в формировании философской культуры является достаточно острой и актуальной в условиях трансформации образовательной среды. Сегодня развитие и сопровождение творческой деятельности обучающихся по усвоению знаний и навыков во всех формах учебного процесса развивается достаточно динамично. В частности, анализ философских проблем во время учебных занятий, умение разбираться в концептуальных вопросах, закрепление

-Серившим йвквнянииимввшя.ичтпкафия»

основных философских категорий, умение использовать литературу, владение навыками аргументации, доказательства, опровержения, ведения дискуссии по основным вопросам мировоззренческого характера.

Считаем важным, что во времена трансформации образовательной среды, целью преподавателя-наставника является приобщение студентов к богатому наследию философии. Приобщение к философской культуре - задача непростая, может решаться и через изучение философских текстов, и путем написания собственных размышлений (эссе), и через другие интерактивные формы проведения занятий. Приемлемым и привлекательным является творческий подход, с помощью письменного изложения своих размышлений, своей позиции автора. Любая творческая работа не должна иметь описательный характер, большое внимание должно быть уделено аргументации своей точки зрения, собственной оценки рассматриваемой проблемы. И это будет способствовать развитию творческих и аналитических способностей обучаемого.

По данному вопросу следует вспомнить слова Виктора Даниловича Михайлова о том, что «автор волен использовать любой материал (цитаты, афоризмы, реминисценции и т.д.) из самых различных источников. Кроме того, эссе позволяет свободно выразить свою личную точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции» [2, с. 54].

В связи с этим, следует заметить, студент, который понимает взаимосвязь философского и естественнонаучного, технического знаний, в будущем сделает правильный выбор темы исследования и научится адекватно оценивать свою работу. В процессе самостоятельной творческой работы формируется субъективная стилистика и художественный стиль мышления, определенный уровень научной культуры.

В цифровой культуре, развитие жанра современного эссе является особенно актуальным, считал Виктор Данилович: «Как дидактический метод, эссе дает возможность преподавателю диагностировать уровень общекультурных компетенций студента: форма и стиль определяют качество знаний и умений; грамотность речи и стилистика письма характеризуют культуру; оригинальная форма подачи материала указывает на креативность; четко структурированное изложение покажет интеллект и логику; критический задор - «индикатор интеллектуальной честности» [2, с. 54].

Виктор Данилович умело показывал связь философской проблемы с современностью. Многие философские учения прошлого о гражданском обществе, о правовом государстве, о свободе личности и др. приобретают практическую значимость в нынешней политической ситуации. Учебный курс философии может быть построен на изучении студентами оригинальных текстов, что предполагает индивидуальную работу преподавателя с ними. Студент должен не только запомнить, но и иметь творческий подход. Философские тексты дают настрой на поиск истины. В процессе работы студенты должны проанализировать, сравнить разные теории, учения, идеи. Особенность изучаемого курса состоит в систематизации всего научного знания, обобщении выводов всех наук, всеохватность, всесторонность рассмотрения проблем.

В этой связи невозможно обойти вопрос об актуальных и острых проблемах воспитания, о проблеме отчуждения, о кризисе ценностей, о росте тревожности и агрессии. Также проблемы информационной эпохи как сетевая зависимость, снижение навыков социализации, ответственности, отчуждение во многих сферах жизни приводит молодых людей к девиантным формам поведения.

В настоящее время данная проблема затрагивает почти все сферы жизни, человек стал зависимым и стремиться быть в режиме постоянного онлайна, попадая в цифровой капкан. В настоящее время общество не может по старому алгоритму решить накопившие-

-Серивши йвквнянняимввшя^ФипшаиФИя»

ся проблемы в области воспитания, образования и профилактики девиантного поведения молодых людей. Девиантное поведение подростков, рост заболеваний, сетевая агрессия и виктимизация в молодежной среде требуют системного подхода к вопросам воспитания и образования в новой социальной реальности.

Исследование данной проблемы в условиях трансформации образования имеет первостепенное значение и является важнейшей актуальной научной проблемой в воспитании и образовании молодых людей в информационную эпоху. Философы ставили вопрос о развитии духовной культуры, где решающую роль должны сыграть воспитание молодого поколения, образованность общества, укрепление состояния культуры.

В современном меняющемся мире особенно актуальными должны стать проблемы сохранения духовного и культурно-исторического наследия, культурных ценностей. Считаем приоритетным, в настоящее время, развитие творческого, аналитического мышления у будущих работников. В информационную эпоху, развитие творческого мышления, формирование философской культуры, наравне с основными социальными навыками дают возможность молодым людям найти верный путь к самореализации.

Заключение

Таким образом, мы считаем, что развитие философской культуры должно стать одним из основных моментов самореализации молодёжи. В сегодняшней ситуации студенты, молодёжь должны ориентироваться не только в современных мировоззренческих парадигмах, но и в методологии научного познания [3], что является важным этапом в формировании общей культуры будущего специалиста. Ценностный ориентир и в современном мире технологий будет всегда актуален.

В условиях цифровой трансформации необходима соответствующая стратегия поведения, связанная с социальной мобильностью, с осознанием собственной ответственности за успешную траекторию развития [4, 5]. Сегодня в молодёжной среде есть опасность «экзи-стеницального вакуума» [6]. Также и быстрое техническое развитие, цифровизация, роботизация не позволяют молодому человеку самостоятельно приобщиться к миру культуры [7]. Роль наставника в современной системе образования необходима. В этом плане, философия согласия Виктора Даниловича способствует развитию нравственного потенциала будущего специалиста и человека.

Согласие является частью социальной жизни человека, проявляется во всех сферах жизни. Данное понятие универсально, человек постоянно проявляет согласие или не согласие, с принятыми в обществе нормами, установками. Смысловое поле понятия «согласие» многообразно, в повседневной жизни, в гражданском законодательстве. Примечательно, что Виктор Данилович исследовал понятие «согласие» в научном плане, так как согласие крайне редко является самостоятельным предметом. Во взаимодействиях между людьми согласие является важным моментом в разных сферах человеческой деятельности, когда возникают конфликты, противоречия. Нацеленность на согласие настраивает на взаимопонимание, сглаживает противоречия. На основе принципа согласия выстраиваются гражданский мир, социальная солидарность. Несогласие выражается как социальное противоречие, вражда, конфликт.

Содержанием понятия «согласие» является одинаковость цели, совместная ответственность, сотрудничество, партнерство, взаимопомощь. Согласие понимается как средство, которое способствует разрешению социальных конфликтов, противоречий мирным путем, обеспечивая стабильность развития. «Философия согласия» Виктора Даниловича не потеряет актуальности и в будущем. В периоды конфликтов усиливается значение принципа согласия, когда проблемы могут быть решены не путём физической борьбы, но согласия,

Серившим йвквнянииимввшя.ичтпкафия)

так как в согласии основа развития в будущем. Философия согласия Виктора Даниловича подлежит дальнейшему изучению с точки зрения педагогики, психологии, как один из важных факторов, влияющих на развитие личности в целом.

Л и т е р а т у р а

1. Михайлов, В. Д. Философия согласия / В. Д. Михайлов. - Москва : Гуманитарий, 1995. - 224 с. - Текст : непосредственный.

2. Михайлов, В. Д. Эссеистика и философия: точки соприкосновения / В. Д. Михайлов. - Текст : непосредственный // Вестник СВФУ. - 2020. - № 2 (18). - С. 54.

3. Кожевников, Н. Н. Методология научных исследований / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова. -Якутск, 2022. - 248 с. - Текст : непосредственный.

4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. - Москва : Межд. пед. Академия, 1995. - 212 с. - Текст : непосредственный.

5. Грей, Край. Психология развития / Край Грей. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 992 с. - Текст : непосредственный.

6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Москва: Прогресс, 1990. - 368 с. - Текст : непосредственный.

7. Moravec, H. The future of robot and human intelligence. - Harvard University Press, 1990. - 222 p.

R e f e r e n c e s

1. Mixajlov, V.D. Filosofiya soglasiya. -M.: Izd-vo «Gumanitarij», 1995. - 224 s.

2. Mixajlov, V.D. E'sseistika i filosofiya: tochki soprikosnoveniya. // V. D. Mixajlov. - Vestnik SVFU. - 2020. № 2 (18). S. 54.

3. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. Metodologiya nauchnyx issledovanij. Yakutsk, 2022. - 248 s.

4. Bozhovich, L.I. Izbranny'e psixologicheskie trudy'. - M.: Mezhd. ped. Akademiya, 1995. - 212 s.

5. Grej Kraj. Psixologiya razvitiya. - SPb.: Piter, 2001. - 992 s.

6. Frankl, V.Chelovek v poiskax smy'sla. - M.: Progress, 1990. - 368 s.

7. Moravec H. The future of robot and human intelligence. Harvard University Press, 1990. 222 p.

^■Mir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.