Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Евдокия Павловна, Ефремова Надежда Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме виртуальной зависимости современной молодежи в информационную эпоху. Рассмотрены актуальные проблемы виртуальной зависимости современной молодежи в настоящее время. Проведен анализ сложившейся ситуации в России, основываясь на статистические данные за последние пять лет. Авторами поставлены приоритетные цели социализации молодежи в условиях цифровизации и намечены пути решения проблем виртуальной зависимости в условиях цифровой трансформации. Целью данного исследования является изучение проблем виртуальной зависимости современной молодежи в условиях цифровой трансформации. Основная часть как теоретических, так и эмпирических исследований по вопросам виртуальной зависимости молодежи в условиях трансформации посвящена изучению отдельных проблем и потому носит фрагментарный характер. Однако приоритетной задачей становится исследование специфических особенностей виртуальной зависимости молодежи в информационную эпоху. Методологической основой исследования являются: синергетический подход и метод невключенного наблюдения. Источниковедческую базу данного исследования составили труды ведущих современных отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии, педагогики и психологии. Область применения результатов: а) могут быть использованы при разработке региональных программ реализации социальной защиты молодежи; б) выводы и материалы, содержащиеся в исследовании, могут служить основой вузовских спецкурсов, а также дополнительным источником в изучении соответствующих разделов социально-гуманитарных дисциплин. В результате исследования мы приходим к выводу, что виртуальная зависимость является сложным многофакторным явлением. На наш взгляд, именно междисциплинарный подход с ее синергетической методологией в состоянии исследовать столь сложный, актуальный и многофакторный процесс, как виртуальная зависимость молодежи в условиях цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Евдокия Павловна, Ефремова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL DEPENDENCE OF YOUTH IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article discusses the relevant issue of virtual dependence in modern youth in the information age. The topical problems of virtual dependence of modern youth at the present time are considered. An analysis of the current situation in Russia was carried out, based on statistical data for the past five years. The authors set priority goals for the socialization of young people in the context of digitalization and outlined ways to solve the problems of virtual dependence in the context of digital transformation. The purpose of this research was to study the problems of virtual addiction of modern youth in the context of digital transformation. The main part of both theoretical and empirical research on the issues of virtual dependence of young people in the context of transformation were focused on the study of individual problems and, therefore, was fragmented. However, the priority task was to study the specific features of the virtual dependence of young people in the information age. The methodological basis of the research was: a synergistic approach and the method of non-participant observation. The source study base of this study was the works of leading modern Russian and foreign researchers in the field of social philosophy, pedagogy and psychology. Scope of the results: a) can be used in the development of regional programs for the implementation of social protection of youth; b) the conclusions and materials contained in the study can serve as the basis for university special courses, as well as an additional source in the study of relevant sections of social and humanitarian disciplines. As a result of the study, we came to the conclusion that virtual dependence is a complex multifactorial phenomenon. In our opinion, it is the interdisciplinary approach with its synergetic methodology that is able to explore such a complex, relevant and multifactorial process as the virtual dependence of young people in the context of digital transformation.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 004.738.5:159.9-053.8

Е. П. Яковлева, Н. А. Ефремова

Виртуальная зависимость молодежи в условиях цифровой трансформации

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме виртуальной зависимости современной молодежи в информационную эпоху. Рассмотрены актуальные проблемы виртуальной зависимости современной молодежи в настоящее время. Проведен анализ сложившейся ситуации в России, основываясь на статистические данные за последние пять лет. Авторами поставлены приоритетные цели социализации молодежи в условиях цифровизации и намечены пути решения проблем виртуальной зависимости в условиях цифровой трансформации. Целью данного исследования является изучение проблем виртуальной зависимости современной молодежи в условиях цифровой трансформации. Основная часть как теоретических, так и эмпирических исследований по вопросам виртуальной зависимости молодежи в условиях трансформации посвящена изучению отдельных проблем и потому носит фрагментарный характер. Однако приоритетной задачей становится исследование специфических особенностей виртуальной зависимости молодежи в информационную эпоху. Методологической основой исследования являются: синергетический подход и метод невключенного наблюдения. Источниковедческую базу данного исследования составили труды ведущих современных отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии, педагогики и психологии. Область применения результатов: а) могут быть использованы при разработке региональных программ реализации социальной защиты молодежи; б) выводы и материалы, содержащиеся в исследовании, могут служить основой вузовских спецкурсов, а также дополнительным источником в изучении соответствующих разделов социально-гуманитарных дисциплин. В результате исследования мы приходим к выводу, что виртуальная зависимость является сложным многофакторным явлением. На наш взгляд, именно междисциплинарный подход с ее синергетической методологией в состоянии исследовать столь сложный, актуальный и многофакторный процесс, как виртуальная зависимость молодежи в условиях цифровой трансформации.

Keywords: виртуальная зависимость, аддиктивное поведение, цифровая трансформация, асоциальное поведение, девиантное поведение, информационная эпоха.

ЯКОВЛЕВА Евдокия Павловна - к. филос. н., доцент кафедры философии СВФУ им. М.К. Ам-мосова.

E-mail.: yakov_eva@mail.ru

YAKOVLEVA Evdokia Pavlovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ЕФРЕМОВА Надежда Анатольевна - к. филол. н., доцент кафедры стилистики якутского языка и русско-якутского перевода ИЯКН СВ РФ, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail.: Enadin1979@mail.ru

EFREMOVA Nadezhda Anatlievna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Stylistics of the Yakut Language and Russian-Yakut Translation, Institute od Languages and Cultures of the Poeples of the Northesat of the Russian Federation, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

E. P. Yakovleva, N. A. Efremova

Virtual dependence of youth in the context of digital

transformation

M.K. Ammosov North Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article discusses the relevant issue of virtual dependence in modern youth in the information age. The topical problems of virtual dependence of modern youth at the present time are considered. An analysis of the current situation in Russia was carried out, based on statistical data for the past five years. The authors set priority goals for the socialization of young people in the context of digitalization and outlined ways to solve the problems of virtual dependence in the context of digital transformation. The purpose of this research was to study the problems of virtual addiction of modern youth in the context of digital transformation. The main part of both theoretical and empirical research on the issues of virtual dependence of young people in the context of transformation were focused on the study of individual problems and, therefore, was fragmented. However, the priority task was to study the specific features of the virtual dependence of young people in the information age. The methodological basis of the research was: a synergistic approach and the method of non-participant observation. The source study base of this study was the works of leading modern Russian and foreign researchers in the field of social philosophy, pedagogy and psychology. Scope of the results: a) can be used in the development of regional programs for the implementation of social protection of youth; b) the conclusions and materials contained in the study can serve as the basis for university special courses, as well as an additional source in the study of relevant sections of social and humanitarian disciplines. As a result of the study, we came to the conclusion that virtual dependence is a complex multifactorial phenomenon. In our opinion, it is the interdisciplinary approach with its synergetic methodology that is able to explore such a complex, relevant and multifactorial process as the virtual dependence of young people in the context of digital transformation.

Keywords: virtual addiction, addictive behavior, digital transformation, antisocial behavior, deviant behavior, information age.

Введение

В условиях цифровой трансформации всех форм деятельности наука, философия, искусство занимают особое место в культуре человечества, особенно в системе воспитания и образования молодежи. В условиях цифровой трансформации актуализируются роль и значение нравственных вопросов в системе воспитания и образования, когда социум предлагает новые вызовы. Что происходит с духовно-нравственными ценностями с развитием цивилизации? Цифровой мир неизбежно ведет к трансформации базовых этических норм, ценностей и смыслов. С динамичным развитием цифровой трансформации основных сфер жизни происходит рост виртуальной зависимости молодых людей. Рост агрессивной информационной среды в виртуальном мире порождает экзистенциальную опасность и усугубляет процессы аддиктивного поведения молодежи. Сможем ли мы сохранить духовно-нравственные ценности и человечность в информационную эпоху?

Усложняющийся мир неизбежно ведет к переосмыслению этических норм и смыслов. Необходимо философское просвещение, как способ миропонимания и миропостижения базовых ценностей, так как от духовного опыта человека зависит преодоление различных форм аддиктивного поведения. Эти актуальные вопросы волновали многих педагогов, философов, психологов, культурологов и становились предметом обсуждений и дискуссий. Цифровая реальность переживает период нестабильности, когда вопросы воспитания, образования, нравственных ценностей становятся актуальной проблемой социально-философских и психолого-педагогических дискуссий.

В этой связи актуальным становится то, что подчеркивал доктор философских наук, профессор Виктор Данилович Михайлов, важность парадигмы гражданского согласия:

«Согласие - сила глобального порядка, подготовленная всей предшествующей историей развития человечества. Оно выстрадано вековечным опытом сосуществования человечества. Животворящая сила согласия в современных условиях впервые выявилась в новой форме: с одной стороны, в форме нравственного императива, с другой - в форме всечело-вечности - в охвате ею всего мирового сообщества» [1].

В современном мире становится особенно актуальным воспитание внимательного и почтительного отношения к прошлому, к старшим, формирование потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, коммуникации. В настоящее время общество, в условиях цифровой трансформации, уже не может по старому алгоритму решать острые проблемы в области виртуальной зависимости и профилактики аддиктивного поведения молодых людей. Актуальность исследования проблем виртуальной зависимости молодежи в информационную эпоху, обусловлена глобальными переменами, происходящими в современном мире. Понимание и признание проблем виртуальной зависимости молодежи в условиях цифровой трансформации общества имеет экзистенциальную ценность. Сегодня данное явление является важнейшей актуальной научной проблемой междисциплинарного подхода в воспитании и образовании молодежи в информационную эпоху.

Проблема виртуальной зависимости молодых людей в современном обществе становится актуальным из-за роста смертности, инвалидности, развития психической заболеваемости, аддиктивного поведения у подрастающего поколения [2]. Цифровой мир порождает новый вид преступности и асоциального поведения - проявление агрессии и противоправных действий, в большинстве случаев жертвами шутинга, кибербулинга становятся школьники и молодые люди. Последствия влекут за собой разнообразные формы агрессии, ожесточения и аддиктивного поведения, переросшие в крайние формы асоциального поведения в настоящее время. Наиболее острые проблемы виртуальной зависимости молодых людей в настоящее время - виртуальный аутизм, конформизм, агрессия, сетевая зависимость, снижение навыков социальной адаптации, атрофия познавательных навыков, рост депрессии, тревожности и аддиктивного поведения у молодого поколения. Все чаще мы сталкиваемся с проблемой, когда молодые люди повсеместно увлекаются сетевыми формами досуга, коммуникации и виртуальными играми. Виртуальная зависимость и постоянный онлайн отнюдь не способствуют развитию творческих талантов, а чаще всего ведут не только к таким негативным явлениям, как снижение эмоционального интеллекта и атрофия познавательных навыков, но и к более серьезным формам аддиктивного поведения.

В условиях цифровой трансформации основных сфер деятельности проблема виртуальной зависимости молодежи - одна из центральных педагогических и психологических проблем. Социальная значимость обсуждаемой проблемы становится особенно актуальной в условиях цифровой трансформации образовательной среды. В настоящее время отмечается заметный подъём активности молодых людей, к сожалению, далеко не всегда конструктивно направленной.

Наиболее типичным примером принятия девиацией нормативного характера является установка на инновационную культуру как ведущий тип ориентаций в молодежной среде. Ориентация на новизну в сочетании с другим распространенным типом культуры - культурой моральной аномии говорит о том, что молодые люди:

а) делают выбор в пользу инновационных социальных практик,

б) не ориентируются на определенные нормы [3].

Проблема девиантного поведения и виртуальной зависимости молодежи в России обсуждалась на больших дискуссионных площадках, научных конференциях, педагогических форумах ведущими учеными как И. А. Дорфман [2], Ю. А. Зубок, О. В. Сорокин [3],

И. С. Кон [4], А. В. Мудрик [5], М. Е. Позднякова [6], А. С. Трушкина [7]. О влиянии цивилизации на народы, проживающих в России и Арктике, писали зарубежные исследователи Брук [8], Кескитало [9], Нутталл [10], Юнг [11], Кефели [12].

Авторы статьи с благодарностью отмечают, что большую помощь в подготовке и структурировании материала оказали глубокие исследования в области философии Н. А. Бердяева [13], В. Д. Михайлова [1], педагогические исследования А. В. Мудрика [5], М. Е. Поздняковой [6], А. С. Трушкиной [7], психологические исследования Е. П. Белинской [14], А. Н. Аянян и Т. Д. Марциновской [15], фундаментальные исследования В. А. Роббек [16].

В работе Н. А. Бердяева [13] мы подчеркиваем сложное отношение человека с информационным обществом; пытались раскрыть смысл человеческого существования и духовного творчества. А. В. Мудрик [5] связывает данную проблему с экономической безопасностью в России. В работе М. Е. Поздняковой [6] проделан глубокий анализ проблем современной молодежи, а также информационной среды, которая стала неотъемлемой частью нашей жизни. В статье Е. П. Белинской [14] человек рассматривается в мире массовых коммуникаций, т. е. дается характеристика с психологической точки зрения. А. Н. Аянян и Т. Д. Марцинковская [15] доказывают, что территория, где проживает молодежь, влияет на соотношение и содержание социокультурной и персональной идентичности и сам процесс социализации в целом. В. А. Роббек [16] прилагает усилия защитить от негативного воздействия глобализационных процессов.

Материалы и методы исследования

Синергетический подход выступает обоснованием для объяснения процессов виртуальной зависимости, изменения сознания и аддиктивного поведения молодежи в эпоху цифровой трансформации [17, 18, 19, 20, 21]. Проблема виртуальной зависимости молодежи в условиях социальной трансформации является объектом внимания данного исследования. Новая социальная реальность раскрывает множество примеров проявления механизма самоорганизации в условиях нестабильности в обществе.

Изучение аддиктивного поведения через призму синергетического подхода дает возможность объективно оценить уровень виртуальной зависимости молодежи в информационную эпоху, выявить факторы, разрушающие стабильность и гармонию в цифровом мире, наметить пути решения данных проблем. Потенциал синергетики огромен в разработке таких важных методологических проблем как роль педагога, наставника в воспитании и формировании философской культуры.

Основная часть

Виртуальная зависимость молодежи в эпоху технического прогресса имела свои особенности и происходила под влиянием различных факторов. Под виртуальной зависимостью молодежи следует понимать снижение когнитивных навыков и отсутствие коммуникации человека с окружением в условиях, предъявляемых данному человеку той социальной средой, в которой он существует. Виртуальный аутизм, конформизм, сетевая зависимость, снижение навыков социальной адаптации, атрофия познавательных навыков, рост агрессии, тревожности, отчуждения и есть критерии телевизионной, виртуальной зависимости. Со временем, виртуальная зависимость незаметно превращается в аддиктивное поведение от различных компьютерных игр, порождающих в человеке азарт выигрыша или мнимой победы. Объективные факторы, способные порождать разнообразные формы аддикций, более-менее известны, их закономерности изучены. Назовем самые основные из них: педагогическая и психологическая запущенность детей; асоциальное поведение родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье; детские травмы различной этиологии как фактор аддиктивного поведения; экзистенциальный вакуум; длительный стресс, депрессия; отсутствие положительных эмоций в жизни и др.

Известно, что интернет в последнее время является чуть ли не одним из главных ориентиров молодого поколения. Частная жизнь людей, в том числе детей и молодежи, сейчас становится объектом публичной оценки, общественной критики, образуя тем самым виртуальное пространство, вызывающее интерес в мире сетевой коммуникации, технической цивилизации. Безусловно, виртуальная жизнь имеет свои специфические особенности, которые отличаются от реального мира. Чтобы завоевать рейтинг, молодые люди становятся режиссерами различных жизненных событий и сценариев, в большинстве случаев выдуманных и выходящих за рамки духовно-нравственной морали [6].

В последние десятилетия немало инновационных программ было принято по улучшению качества образования. Создаются все условия для развития интеллектуальных творческих способностей, талантов, интересов подрастающего поколения. Поддерживаются достижения многих молодежных коллективов, творческих групп в области детского и молодежного художественного творчества, литературы, музыки и спорта.

Разработаны и реализованы масштабные, ориентированные на будущие десятилетия проекты и программы для юных граждан нашей республики, стимулирующие интеллектуальный, творческий, спортивный, нравственно-духовный потенциал молодого поколения. Такие как «Образование», «Открываем Россию заново», «Музыка для всех», «Зима начинается с Якутии», «Одаренный ребенок», «Моя Родина - Якутия», «Юные таланты Якутии», «Во имя будущего», «Дети белого солнца», «Дистанционное практикоориентированное обучение сельской молодежи профессиям в строительной отрасли», «Моя профессия -ГГ». Кроме того, на стадии реализации находятся такие многобюджетные мегапроекты как «Земля олонхо» («Олонхолэнд»), «Парк будущих поколений», направленные на просвещение и развитие юных якутян. Активно работает Стратегия развития физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия) до 2030 года.

Результатом таких целевых программ и проектов являются достижения юных якутян на международных, всероссийских и региональных олимпиадах, конкурсах, форумах, турнирах и фестивалях. Итак, в 2021 году СВФУ выиграл конкурс и стал участником Межуниверситетской программы студенческих исследовательских экспедиций «Открываем Россию заново», который организован НИУ ВШЭ совместно с АНО «Россия - страна возможностей». В октябре 2021 года студенты второго курса Якутской балетной школы Али-сия Пак и Иван Одинцов стали стипендиатами благотворительного фонда звезды мирового балета, народной артистки России, лауреата Государственной премии России, примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой. В октябре 2022 года воспитанники кружка «Я и право» республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» стали дипломантами XVII Всероссийского конкурса молодежи образовательных и научных организаций. Студенты Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации СВФУ им. М.К. Аммосова завоевали награды Всероссийского форума «Цифровые компетенции», представив свои проекты по молодежной политике.

Особого внимания заслуживает детский спорт в Якутии. Недаром земля Олонхо стала колыбелью детского спорта. Международные спортивные игры «Дети Азии» проводятся каждые четыре года с 1996 года под патронажем Международного олимпийского комитета, охватывающие весь Азиатский континент, а также некоторые страны Европы. Игры были организованы в ознаменование 100-летия современного Олимпийского движения по инициативе первого президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева. За 26 лет завоевано множество золотых, серебряных и бронзовых медалей молодыми спортсменами-якутянами. К примеру, с 2013 по 2019 годы на Первенствах Дальнего Востока завоевано медалей 64 - 383, Первенствах России и Кубках России 92 - 156, Первенствах Европы

и Кубках Европы и мира 17 - 122. Все больше лучших юных спортсменов республики включаются в сборные команды России: 9 - 81. В составы сборных команд России включены 343 юных спортсмена. Подготовлено пять мастеров спорта международного класса, 69 мастеров спорта РФ и 605 кандидатов, тысячи разрядников по различным видам спорта. И в период пандемии результаты держались на уровне [22].

Никакая созидательная модернизация воспитания немыслима без опоры на свои вековые традиции. Об этом писал отечественный этнопедагог Г. Н. Волков: «Каждый этнос имеет свои традиции в воспитании детей и молодежи. Именно в добрых традициях опираются духовно-нравственные, культурные ценности каждого этноса. Любой этнос сохраняет себя только благодаря собственной, этнической системе воспитания» [23].

В период распада Советской власти, в 90-ее гг. прошлого столетия, во многих республиках началось возрождение национально-культурных ценностей, ставших основой для дальнейшего развития в сфере образования и воспитания.

В 1991 году руководство Министерства образования и педагогическая общественность Якутии разработали Концепцию национальной школы, которая вошла в систему образования как новое направление развития современного общества в эпоху распада советского строя. Именно возрождение национального самосознания, добрых традиций, языка и культуры, и внедрение его в образовательный процесс стало созидательным фундаментом развития подрастающего поколения в этот трудный переломный момент. Прошло ровно тридцать лет, и мы все стали свидетелями того, что выросло поколение, которое признает и гордится своей культурой, самобытностью, менталитетом, с гордостью представляет уникальное культурное своеобразие всему миру. Разрабатываются целевые программы и проекты для приобщения молодежи к материальной и духовной культуре, и традиционному укладу жизни родного народа, все мероприятия направлены на стимулирование и поддержку юных дарований и талантов.

Тем не менее, известно, что с динамичным развитием цифровых технологий и трансформации многих сфер жизни, происходит рост виртуальной зависимости молодых людей. Проблема виртуальной зависимости молодых людей в современных реалиях становится актуальным из-за роста отчуждения, развития психической заболеваемости, асоциального поведения молодежи. Цинизм, жестокость, агрессия, равнодушие, депрессия и рост ад-диктивного поведения у молодежи вызывает страх в стремительно меняющихся условиях среды. В связи с этим, ранняя профилактика виртуальных зависимостей должна быть на уровне семьи, в детских и образовательных учреждениях, в молодежных центрах. Профилактика и реабилитация должны быть индивидуальными, исходя из личностно-индивиду-альных особенностей молодого человека. На протяжении всего процесса профилактики и реабилитации предполагается обязательное сопровождение педагога, психолога, психотерапевта и других квалифицированных специалистов.

Учитывая сложившуюся в последнее время ситуацию, можно предположить, что эффективность цифровой социализации молодежи будет достигаться при наличии следующих психолого-педагогических условий:

• необходимо создавать специальные социальные службы или кризисные центры для молодежи, центры помощи, в которых они смогли бы получать необходимую помощь. При таких центрах или службах могут функционировать центры психологической консультации, профилактики и реабилитации;

• социальная служба должна быть многопрофильной и учитывать весь комплекс проблем социально-психологического характера, возникших в условиях цифровой трансформации. При такой службе социальной защиты могут быть открыты специальные «соци-

альные службы» для молодежи, которые попали в трудную жизненную ситуацию, где они смогут получать психотерапевтическую и консультационную помощь;

• в городах и районных центрах должны создаваться психологические службы с функциями психодиагностики, психогигиены, коррекции, с консультативными центрами для педагогов, родителей и детей разного возраста;

• не менее важная проблема профилактики - сотрудничество формальных молодёжных структур с неформальными молодежными объединениями;

• важно развивать и актуализировать общественно-полезные проекты молодежи. Поддерживать и направлять общественно-полезную и творческую деятельность молодежи в области науки, искусства, образования и патриотического воспитания;

• актуальными являются организация оздоровительной программы, проведение диспансеризации молодых людей, разработка и внедрение в практику работы школ-интернатов профилактической и лечебной педагогики, особенно в районах Севера и Арктики. Принятие необходимых мер для социальной защищённости ослабленных детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

• безопасность, в ее широком понимании, можно сохранить при участии и систематическом наблюдении за досугом и образом жизни подрастающего поколения: необходимо создавать службы контроля виртуальной безопасности в цифровом пространстве для профилактики асоциального поведения и буллинга.

В этой связи нельзя обойти актуальную проблему коренных народов Арктики, которые столкнулись с проблемой социальной адаптации к новой социальной реальности. Проблема социальной адаптации настолько остро актуализируется в настоящее время, что требуются кардинальные меры не только профилактики аддиктивного поведения молодежи, но и кардинального улучшения и повышения уровня и качества жизни. Для повышения уровня и качества жизни в арктических регионах крайне важными являются все факторы.

Экстремальные природно-климатические условия жизни в Арктике формируют уникальную ментальность и характерную только для Арктической зоны витальность. Арктика - это уникальные в широком понимании географические территории с разнообразными природно-климатическими условиями, где традиционный уклад жизни коренных народов является своеобразной рефлексией окружающей среды, она адаптирована к природной и отличается от рефлексии техногенной среды. Изменения экологических, климатических условий в Арктике обуславливают различные последствия, которые необходимо исследовать и прогнозировать. Верно замечено многими исследователями Арктики, что «климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании и другим формам аддиктивного поведения). Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Севера и Дальнего Востока, Кемеровской области, города Магнитогорска» [5].

В этой связи нельзя не вспомнить труды крупного теоретика обсуждаемой проблемы В. А. Роббека: «В сложный период перехода страны к новым общественным и экономическим отношениям коренные народы районов Крайнего Севера, включая малочисленные, оказались на пороге катастрофической ситуации, проявляющейся в негативных экологических, демографических, социокультурных процессах. К ним относятся разрушение традиционного хозяйства, уклада жизни, ухудшение здоровья и потеря генофонда» [16].

В настоящее время образовательная экосистема дает широкие возможности для реализации своего творческого потенциала, развивать способности, раскрывать таланты и конструктивно строить будущее молодого поколения. Но, как отмечают североведы, традици-

онная хозяйственная деятельность вытесняется, что вызывает тревогу у исследователей с изменением аксиологического вектора. Автор концепции воспитания и образования детей народов Севера, известный психолог и социолог Ульяна Алексеевна Винокурова считает, что: «Материальная база разрушается - исчезают кочевой образ жизни, олень, природное сырье, экологическая культура. Импортированные ценности и идеология приобрели монопольный статус, подавляя этническую культуру и духовность коренных народов» [24, с. 40-41].

Данные исследования еще раз подтверждают, что природно-климатические условия Арктики для здоровья населения значительно более тяжелые, чем в других регионах. В экстремальных условиях Арктики на здоровье человека влияют многие факторы, которые в средней полосе России не действуют на организм человека. В Арктике приходится адаптироваться к частым геомагнитным возмущениям, резким колебаниям атмосферного давления, низкой влажности воздуха и другим, не менее значительным природным факторам, которые имеют значительное влияние на здоровье детей и молодого поколения.

Природные и климатические особенности Арктики формируют традиционный, уникальный и неповторимый уклад жизни. Вышесказанное, отражается во всех сферах жизнедеятельности народов Арктики, в том числе на качестве жизни, особенно на здоровье детей и молодежи. В настоящее время здоровье молодых людей требует постоянного пристального внимания и заботы, особенно в экстремальных условиях арктического региона, где уровень и качество жизни требуют дополнительных здоровьесберегающих мер для улучшения существующего положения дел.

Также одной из острых проблем молодежи, является адаптация к городской среде, к постоянно меняющимся условиям цифрового образовательного пространства (это касается студентов, приехавших из отдаленных арктических населенных пунктов республики, где интернет отсутствует или слабо поддерживается) может сопровождаться различными трудностями для молодежи, к примеру, страхом в новом меняющемся социуме, депрессией, конфликтом с окружающими, разочарованием в жизни, отчуждением и отказом от своих планов на будущее и т. д.

Таким образом, анализ различных форм аддиктивного поведения показывает, что отклонения различной этиологии в мире требуют пристального внимания и междисциплинарного исследования. Самые острые и распространенные формы аддиктивного поведения такие, как употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, одиночество, депрессия, различные формы насилия, агрессии и отчуждения [25].

Таблица 1

Заболеваемость детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ по всей России за последние 5 лет по данным Минздрава России

Дети с Возраст Годы

диагнозом детей 2016 2017 2018 2019 2020

Алкоголизм и 0-14 лет 15 14 7 7 5

алкогольные 15-17 лет 308 235 173 137 140

психозы

Наркомания 0-14 лет 32 23 21 8 14

15-17 лет 802 671 546 503 406

Источник: (Сайт «Федеральная служба государственной статистики»)

Несвоевременное внимание социальных институтов к данной проблеме, к анализу факторов, влияющих на этот процесс, к разработке государственных программ управления данным процессом ведет к усилению нестабильности. Нестабильность и аддиктивное поведение молодых людей проявляются в отчуждении, усилении и росте виртуальной зависимости, депрессии, тревожности и девиантного поведения, снижении эмоционального интеллекта, потере навыков коммуникации и в усилении агрессивной информационной среды.

Рис. 1. Заболеваемость детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения по всей России. Source: (Федеральная служба государственной статистики, 2020)

Исследование обозначенной проблемы отличается тесным переплетением теоретических проблем с практическими задачами, которые в настоящее время являются одной из самых актуальных и острых проблем социализации молодежи в условиях цифровой трансформации.

Любой конфликт различной этиологии может стать причиной психологического стресса у молодого человека, несовместимого с эффективной социализацией. Анализ показывает, что:

• между картиной мира, определяющих жизнь молодого человека и комплексом поведенческих реакций на стресс существует устойчивая взаимосвязь;

• любой конфликт и отчуждение вызывает у молодого человека состояние психологического дискомфорта, тревоги, страха и стресса;

• острота стресса отражает степень индивидуального порога чувствительности;

• возникновение стресса означает, что данная модель поведения человека может использоваться кратковременно до тех пор, пока не будет выработана новая, более конструктивная;

• в ситуации, когда человек вынужден использовать неудовлетворяющую его, адаптивную модель поведения, в действие вступают механизмы психологической защиты. Как правило, это приводит к длительному стрессу, что соответствует неконструктивной социализации.

Заключение

Таким образом, приходим к выводу, что приоритетными целями социализации молодых людей в условиях цифровой трансформации могут стать:

• развитие коммуникативных и творческих способностей, способности постоянно обучаться и адаптироваться к новым изменяющимся условиям среды;

• приобщение к культурному наследию народов, формирование целостного и гармоничного представления о мире;

• быть готовым к диалогу, взаимодействию и сотрудничеству в условиях социальной трансформации;

• стимулирование потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и формированию творческих, социально значимых навыков;

• развитие и актуализация общественно-полезных проектов молодежи. Поддержка общественно-полезной и творческой деятельности молодежи в различных областях науки, искусства, спорта, образования и патриотического воспитания.

Следовательно, в информационную эпоху, гибкость адаптивных стратегий и модели поведения является необходимым условием успешной социализации молодежи.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

• необходимо создавать специальные социальные службы или кризисные центры для молодежи, так называемые социальные службы, центры помощи молодежи, в которых они смогли бы получать необходимую своевременную помощь;

• социальная служба должна быть многопрофильной и учитывать весь комплекс проблем, возникших в условиях цифровой трансформации;

• в городах и районных центрах Арктической зоны должны создаваться психологические службы с функциями психодиагностики, психогигиены, коррекции, с консультативными центрами для педагогов, родителей и молодежи;

• не менее важная проблема профилактики асоциального поведения, создание открытого диалогового пространства;

• важно развивать и актуализировать общественно-полезные проекты молодежи. Поддерживать и конструктивно направлять общественно-полезную и творческую деятельность молодежи;

• срочного внедрения в жизнь требует оздоровительная программа, своевременное проведение диспансеризации молодых людей;

• разработка и внедрение в практику работы арктических школ-интернатов Федеральной программы: «Дети Арктики», «Здоровье детей и молодежи», «Одаренный ребенок», «Моя Родина - Якутия», «Юные таланты Якутии», «Во имя будущего», «Дети белого солнца» и особенно специализированной медицинской помощи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• устойчивое развитие Севера и Арктики в целом важно для страны. В исследовании должны быть учтены все сферы жизни молодежи и важно своевременное и адекватное отношение к данной актуальной проблеме.

В ходе исследования выявлено, что огромная часть теоретических исследований по виртуальной зависимости молодежи посвящена исследованию отдельных проблем, что затрудняет формирование объективного и целостного представления о настоящем положении проблемы виртуальной зависимости молодых людей в информационную эпоху.

В заключение, следует отметить, что искусство жить в гармонии с природой и с людьми является базовой основой жизни. Адаптация человека к любым экстремальным условиям формирует уникальную личность. Как верно замечено философом Н. А. Бердяевым: «Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в себе. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать обществу. Личность должна отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание именно в обществе» [13]. Выжить вопреки экстремальным условиям и вызовам современной цивилизации - значит утвердить силу, стойкость и уникальность своей собственной судьбы.

Л и т е р а т у р а

1. Михайлов, В. Д. Философия согласия / В. Д. Михайлов. - Москва: Гуманитарий, 1995. -193 с. - Текст : непосредственный.

2. Дорфман, И. А. Проявление девиантных форм поведения в среде сельских подростков: состояние и тенденции / И. А. Дорфман. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 88.

3. Зубок, Ю. А. Социальная регуляция девиантного поведения молодежи в изменяющейся реальности / Ю. А. Зубок, О. В. Сорокин. - Текст : непосредственный // Государственная молодежная политика: Национальные проекты 2019-2024 гг. в социальном развитии молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Москва: Перспектива, 2020. - С. 15-19.

4. Кон, И. С. Научно-техническая революция и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. -Москва: Знание, 1987. - 180 с.

5. Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. - Москва, Россия: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 432 с. - Текст : непосредственный.

6. Позднякова, М. Е. Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализации и десоциализации / М. Е. Позднякова. - Текст : непосредственный // Россия реформирующая. - 2017. - № 15. - С. 516-548.

7. Трушкина, А. С. Проведение профилактики девиантного поведения подростков / А. С. Трушки-на. - Текст : непосредственный // Наука и практика: Преемственность, традиции, инновации. - Уфа: Омега Сайнс, 2018. - С. 168-172.

8. Bruce, L. W., (2000). The conquest of a continent: Siberia and the Russians. New York, NY: Cornell University Press.

9. Keskitalo, C. E. (2007). Development of the Arctic as an international region. Cooperation and Conflict: Journal of the Nordic International Studies Association, 42, 187-205.

10. Nuttall, M. (1998). Protecting the Arctic: Indigenous peoples and cultural survival. Netherlands, Amsterdam: Harwood Academic.

11. Young, O. (1986). The age of the Arctic. Foreign Policy, 61, 160-179.

12. Кефели, И. Ф. Циркумполярная цивилизация в геоцивилизационной структуре глобального мира / И. Ф. Кефели. - Текст : непосредственный // Партнерство цивилизаций. - 2013. - № 4. -С. 12-13.

13. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев. - Москва : Флинта, 1999. - С. 324. - Текст : непосредственный.

14. Белинская, Е. П. Человек в информационном мире / Е. П. Белинская. - Текст : непосредственный // Социальная психология в современном мире. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - С. 203-220.

15. Аянян, А. Н., Марцинковская Т. Д. Социализация подростков в информационном пространстве / А. Н. Аянян, Т. Д. Марцинковская. - Текст : непосредственный // Психологические исследования. - 2016. - № 8. - С. 46.

16. Роббек, В. А. Устойчивое развитие народов Севера России. Фундаментальные и прикладные исследования / В. А. Роббек. - Новосибирск : Наука, 2011. - С. 234. - Текст : непосредственный.

17. Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В. И. Аршинов. - Москва : ИФРАН, 2001. - 203 с. - Текст : непосредственный.

18. Бранский, В. П. Глобализация и синергетический историзм / В. П. Бранский, С. П. Пожарский. - Санкт-Петербург: Политехника, 2004. - 400 с. - Текст : непосредственный.

19. Князева, Е. Н. Балансирование на краю хаоса как способ творческого обновления/ Е. Н. Князева. - Текст : непосредственный // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - Москва : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 123-140.

20. Князева, Е. Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - Москва : КомКнига, 2005. - 240 с. - Текст : непосредственный.

21. Хакен, Г. Синергетика (Synergetics). Пер. на русский язык / Г. Хакен. - Москва : Мир, 1980. -405 с. - Текст : непосредственный.

22. Спорт и Якутия. - URL : https://sportyakutia.ru/novosti/detskij-sport/15093-stabilnye-rezultaty-detskogo-sporta (дата обращения: 22.10.2022). - Текст : электронный.

23. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Г. Н. Волков. - Москва : Академия, 1999. - 168 с. - Текст : непосредственный.

24. Николаев, М. Е. Вызовы Арктики / М. Е. Николаев. - Москва : Издание Совета Федерации, 2009. - 303 с. - Текст : непосредственный.

25. Федеральная служба государственной статистики (2021). - URL : https://gks.ru (дата обращения: 22.10.2021). - Текст : электронный.

R e f e r e n c e s

1. Mihajlov V.D. Filosofija soglasija / V.D. Mihajlov. - M.: Gumanitarij, 1995. - 193 s.

2. Dorfman I. A. Projavlenie deviantnyh form povedenija v srede sel'skih podrostkov: sostojanie i tendencii // Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovanija. - 2015. - № 4. - S. 88.

3. Zubok Ju. A., Sorokin O. V. Social'naja reguljacija deviantnogo povedenija molodezhi v izmenjajushhejsja real'nosti // Gosudarstvennaja molodezhnaja politika: Nacional'nye proekty 2019-2024 gg. v social'nom razvitii molodezhi. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva: Perspektiva, 2020. - S. 15-19.

4. Kon I. S. Nauchno-tehnicheskaja revoljucija i problemy socializacii molodezhi. - Moskva: Znanie, 1987. - 180 s.

5. Mudrik A. V. Socializacija vchera i segodnja. - Moskva, Rossija: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006. - 432 s.

6. Pozdnjakova M. E. Osobennosti deviantnogo povedenija sovremennoj rossijskoj molodezhi: na puti kriminalizacii i desocializacii // Rossija Reformirujushhaja. - 2017. - № 15. - S. 516-548.

7. Trushkina A. S. Provedenie profilaktiki deviantnogo povedenija podrostkov // Nauka i praktika: Preemstvennost', tradicii, innovacii. - Ufa: Omega Sajns, 2018. - S. 168-172.

8. Bruce, L. W., (2000). The conquest of a continent: Siberia and the Russians. New York, NY: Cornell University Press.

9. Keskitalo, C. E. (2007). Development of the Arctic as an international region. Cooperation and Conflict: Journal of the Nordic International Studies Association, 42, 187-205.

10. Nuttall, M. (1998). Protecting the Arctic: Indigenous peoples and cultural survival. Netherlands, Amsterdam: Harwood Academic.

11. Young, O. (1986). The age of the Arctic. Foreign Policy, 61, 160-179.

12. Kefeli I. F. Cirkumpoljarnaja civilizacija v geocivilizacionnoj strukture global'nogo mira // Partnerstvo Civilizacij. - 2013. - № 4. - S. 12-13.

13. Berdjaev N. A. O cheloveke, ego svobode i duhovnosti. - M.: Flinta, 1999. - S. 324.

14. Belinskaja E. P. Chelovek v informacionnom mire // Social'naja psihologija v sovremennom mire.

- M.: Aspekt Press, 2002. - S. 203-220.

15. Ajanjan A. N., Marcinkovskaja T. D. Socializacija podrostkov v informacionnom prostranstvo // Psihologicheskie Issledovanija. - 2016. - № 8. - S. 46.

16. Robbek V.A.Ustojchivoe razvitie narodov Severa Rossii. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija. Novosibirsk: Nauka, 2011. - S. 234.

17. Arshinov V. I. Sinergetika kak fenomen postneklassicheskoj nauki. - M.: IFRAN, 2001. - 203 s.

18. Branskij V. P., Pozharskij S. P. Globalizacija i sinergeticheskij istorizm. - Spb: Politehnika, 2004.

- 400 s.

19. Knjazeva E. N. Balansirovanie na kraju haosa kak sposob tvorcheskogo obnovlenija // Sinergeticheskaja paradigma. Chelovek i obshhestvo v uslovijah nestabil'nosti. - M.: Progress-Tradicija, 2003. - S. 123-140.

20. Knjazeva E.N., Kurdjumov S. P. Osnovanija sinergetiki. Sinergeticheskoe mirovidenie. - M.: KomKniga, 2005. - 240 s.

21. Haken G. Sinergetika (Synergetics). Per. na russkij jazyk. - M.: Mir, 1980. - 405 s.

22. Sport i Jakutija https://sportyakutia.ru/novosti/detskij-sport/15093-stabilnye-rezultaty-detskogo-sporta. Data obrashhenija: 22.10.2022

23. Volkov G. N. Jetnopedagogika. Uchebnik dlja studentov srednih i vysshih uchebnyh zavedenij. -M.: Akademija, 1999. - 168 s.

24. Nikolaev M.E. Vyzovy Arktiki. - M.: Izdanie Soveta Federacii, 2009. - 303 s.

25. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (2021). https://gks.ru. Data obrashhenija: 22.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.