Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯДЕВИАНТНОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ(СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯДЕВИАНТНОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ(СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Вадим Валерьевич

Введение. В статье представлено социально-психологическое исследование по проблеме цифровизации как фактора формирования девиантного (отклоняющегося) поведения у учащейся молодежи. Представлен механизм формирования цифровой зависимости у подростков и молодежи. Даны понятия «цифровая зависимость», «цифровая девиантность», «цифровая аддикция» в процессе социально-психологического исследования. Методология. Исследование проводилось с использованием методов теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, а также с применением методов контент-анализа, анкетирования, целенаправленного наблюдения за респондентами разных возрастных групп. Проведен естественный эксперимент по проблеме цифровой зависимости, а также анкетирование респондентов разных возрастных групп. Результаты. В работе выявлены и проанализированы механизмы формирования цифровой зависимости у подрастающего поколения и, как следствие, перехода ее в девиантные формы поведения. Рассмотрены понятия «цифровое пространство», «интернет-мошенничество», «цифровая зависимость», «цифровая девиантность», «цифровая аддикция». Представлены типы делинквентного поведения. Проведен естественный эксперимент на транспорте, в общественных местах (150 респондентов), проведено анкетирование (150 респондентов) по исследуемой проблеме. Заключение. В работе изложены основные выводы по проблеме цифровизации как фактора формирования девиантного противоправного поведения молодежи, отмечена специфика научно-исследовательской работы в этой области, обозначены перспективы дальнейших научных разработок данного проблемного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE FORMATIONOF DEVIANT ILLEGAL BEHAVIOR AMONG STUDENTS(SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE STUDY)

Introduction. The article presents a socio-psychological study on the problem of digitalization as a factor in the formation of deviant (deviant) behavior in students. The mechanism of digital addiction formation in adolescents and young people is presented. A natural experiment on the problem of digital addiction was conducted, as well as a survey of respondents of different age groups. The concept of “digital addiction”, “digital deviance”, “digital addiction” is given in the process of socio-psychological research. Methodology. The study was conducted using the methods of theoretical analysis of domestic and foreign literature on the problem under study, as well as using the methods of content analysis, questionnaires, and targeted observation of respondents of different age groups. Results. The paper identifies and analyzes the mechanisms of the formation of digital addiction in the younger generation and, as a result, its transition to deviant forms of behavior. The concepts of “digital space”, “Internet fraud”, “digital addiction”, “digital deviance”, “digital addiction” are considered. The types of delinquent behavior are presented. A natural experiment was conducted on transport, in public places (150 respondents), and questionnaires were conducted (150 respondents) on the problem under study. Conclusion. The paper presents the main conclusions on the problem of digitalization as a factor in the formation of deviant illegal behavior of young people, notes the specifics of research work in this area, and outlines the prospects for further scientific development of this problem field.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯДЕВИАНТНОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ(СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ)»

6. Dewey J. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and Education]. Moscow, 2000, 384 p. (In Russian).

7. Zimina I. S. Sovremennyj variant iniciacii v processe vzrosleniya podrostkov [Modern variant of initiation during old age teenagers]. Pedagogical Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 75-82. (In Russian).

8. Kulagina I. Y., Kolyutsky V. N. Vozrastnaya psihologiya: Polnyj zhiznennyj cikl razvitiya cheloveka [Age psychology: The full life cycle of human development]. Moscow, 2001, 464 p. (In Russian).

9. Mnatsakanyan L. I. Lichnost' i ocenochnye sposobnosti starsheklassnikov [Personality and evaluative abilities of high school students]. Moscow, 1991, 189 p. (In Russian).

10. Morozova I. S., Timofeeva I. G. Formirovanie volevoj samoregulyacii obuchayushchihsya uchrezhdenijdlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v usloviyah social'no poleznoj deyatel'nosti [Formation of volitional self-regulation of students in institutions for orphans and children left without parental care in terms of socialy useful activity]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 1 (33), pp. 12-18. (In Russian).

11. Petrovsky A. V. Razvitie lichnosti i problem vedushchej deyatel'nosti [Development of personality and problems of leading activity]. Voprosy Psychologii, 1987, no. 1, C. 15-26. (In Russian).

12. Povarenkov Yu. P. Formirovanie professional'noj identichnosti (na materiale deyatel'nosti uchitelya) [The formation of professional identity (on the material of the teacher's activity)]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1999, no. 1-2, pp. 79-85. (In Russian).

13. Protsenko L. M. Social'no-psihologicheskie iniciacii podrostkov vo vremennyh ob"edineniyah kak uslovie razvitiya lichnosti

[Socio-psychological initiations of adolescents in temporary associations as a condition for the development of personality]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2001, 190 p. (In Russian).

14. Rice F., Dolgin K. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of Adolescence and Adolescence]. St. Petersburg, 2012, 816 p. (In Russian).

15. Rean A. A. Psihologiya detstva [The psychology of childhood]. St. Petersburg, 2003, 368 p. (In Russian).

16. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii [Fundamentals of psychological anthropology]. Human psychology - Introduction to the psychology of subjectivity. Moscow, 1995, 384 p. (In Russian).

17. Soloveitchik S. L. Pedagogika dlya vsekh [Pedagogy for All]. Moscow, 2018, 384 p. (In Russian).

18. Uskova N. N. Formirovanie motivacii na professiyu «Zhurnalist» i razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov [Formation of motivation for the profession "Journalist" and the development of creative abilities of students]. Siberian Pedagogical Journal, 2011, no. 10, pp. 182-190. (In Russian).

19. Hollis J. Pod ten'yu Saturna. Muzhskie psihologicheskie travmy i ih iscelenie [Under the Shadow of Saturn. Men's Psychological Traumas and Their Healing]. Moscow, 2009, 210 p. (In Russian).

20. Khukhlaeva O. V. Psihologiya podrostka [Psychology of the adolescent]. Moscow, 2004, 160 p. (In Russian).

21. Car'kova O. V. Formirovanie gotovnosti budushchego tekhnika k resheniyu innovacionnyh proizvodstvennyh zadach [Formirovanie gotovnosti budushchego tekhnika k resheniyu innovacionnyh proizvodstvennyh zadach]. Abstract of Ph. D. thesis. Orenburg, 2009, 22 p. (In Russian).

УДК/UDC 159.96 : 004 В. В. Смирнов

V. Smirnov

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ)

DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF DEVIANT ILLEGAL BEHAVIOR AMONG STUDENTS (SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE STUDY)

Введение. В статье представлено социально-психологическое исследование по проблеме циф-ровизации как фактора формирования девиантного (отклоняющегося) поведения у учащейся молодежи. Представлен механизм формирования цифровой зависимости у подростков и молодежи.

Даны понятия «цифровая зависимость», «цифровая девиантность», «цифровая аддикция» в процессе социально-психологического исследования.

Методология. Исследование проводилось с использованием методов теоретического анализа оте-

чественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, а также с применением методов контент-анализа, анкетирования, целенаправленного наблюдения за респондентами разных возрастных групп. Проведен естественный эксперимент по проблеме цифровой зависимости, а также анкетирование респондентов разных возрастных групп.

Результаты. В работе выявлены и проанализированы механизмы формирования цифровой зависимости у подрастающего поколения и, как следствие, перехода ее в девиантные формы поведения. Рассмотрены

понятия «цифровое пространство», «интернет-мошенничество», «цифровая зависимость», «цифровая деви-антность», «цифровая аддикция». Представлены типы делинквентного поведения.

Проведен естественный эксперимент на транспорте, в общественных местах (150 респондентов), проведено анкетирование (150 респондентов) по исследуемой проблеме.

Заключение. В работе изложены основные выводы по проблеме цифровизации как фактора формирования девиантного противоправного поведения молодежи, отмечена специфика научно-исследовательской работы в этой области, обозначены перспективы дальнейших научных разработок данного проблемного поля.

Introduction. The article presents a socio-psychological study on the problem of digitalization as a factor in the formation of deviant (deviant) behavior in students. The mechanism of digital addiction formation in adolescents and young people is presented.

A natural experiment on the problem of digital addiction was conducted, as well as a survey of respondents of different age groups. The concept of "digital addiction", "digital deviance", "digital addiction" is given in the process of socio-psychological research.

Methodology. The study was conducted using the methods of theoretical analysis of domestic and foreign literature on the problem under study, as well as using the methods of content analysis, questionnaires, and targeted observation of respondents of different age groups.

Results. The paper identifies and analyzes the mechanisms of the formation of digital addiction in the younger generation and, as a result, its transition to deviant forms of behavior. The concepts of "digital space", "Internet fraud", "digital addiction", "digital deviance", "digital addiction" are considered. The types of delinquent behavior are presented.

A natural experiment was conducted on transport, in public places (150 respondents), and questionnaires were conducted (150 respondents) on the problem under study.

Conclusion. The paper presents the main conclusions on the problem of digitalization as a factor in the formation of deviant illegal behavior of young people, notes the specifics of research work in this area, and outlines the prospects for further scientific development of this problem field.

Ключевые слова: информационное общество, цифровая зависимость, девиантное поведение, интернет, цифровая социализация.

Keywords: information society, digital addiction, deviant behavior, Internet, digital socialization.

Введение

Рассматривая положительные аспекты цифрови-зации общества, социально-экономической системы, государственных структур и социальных институтов, мы не должны забывать и про риски, которые она несет. С одной стороны, цифровизация упрощает многие финансовые операции, которые раньше совершались только в реальном времени:перевод денег родственнику, партнеру по бизнесу и другие банковские операции, оплата коммунальных услуг, оплата штрафов ГИБДД, упрощение коммуникации и общения, электронный документооборот, видеосвязь, печать деталей на 3D-принтере и т. д. Но с другой - мы можем наблюдать и отрицательные тенденции воздействия цифровизации на личность в виде формирования девиантного, противоправного поведения, которое может выражаться в цифровой, игровой и интернет-зависимости, а также иметь проявления хакерства, интернет-хулиганства (сброс фейков), хайпа, кибер-буллинга в социальных сетях и многое другое.

В этом новом мире следует понимать, что с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) меняется не только виртуальное и интернет-пространство, но и реальная социально-правовая сфера, связанная с правоприменительной практикой. Исследуя проблемы современного девиантного поведения, мы пришли к выводу, что от классических социально-психологических и медицинских они переходят в плоскость цифровых девиантных отклонений, которые, в свою очередь, трансформируются в поведенческие и психологические патологии. По нашему мнению, в научном обороте ряда гуманитарных наук необходимо понятие цифровой девиантности, или цифровой аддикции, которое проявляется в форме постоянного использование гаджета как цифрового устройства, связанного с интернетом, играми, перепиской в чате и социальных сетях.

Если рассматривать девиантное и аддиктивное поведение как часть традиционной культуры и отрицательных социальных образцов поведения, то цифровая девиация может выглядеть как часть цифровой и интернет-культуры. Цифровое девиантное поведение значительно отличается от девиантного поведения молодежи и подростков в социальной среде, так как цифровые девиации могут быть на начальном этапе латентными, не привлекающими к себе особого внимания психологов, педагогов и правоохранителей. Мало того, цифровые девиации сложно выявить и впоследствии привлечь девианта к правовой ответственности за нарушение административного и уголовного законодательства, связанного с использова-

нием социальных сетей и интернета. Нарушения могут быть связаны с публичным оскорблением в интернете, распространением ложной информации, сбросом фейков, буллингом (травля), хакерством, электронным мошенничеством.

Проведенный нами анализ девиантного поведения показывает, что причинами его возникновения могут служить другие формы девиаций, такие как деструктивное, делинквентное и аддиктивное поведение. Так, например, деструктивное поведение возникает, как правило, в подростком возрасте в школьной или дворовой среде и может выражаться в ряде особенностей, таких как плохая успеваемость, возникновение актов жестокости, употребление и злоупотребление психоактивными веществами, ранние незащищенные половые отношения, проблемы с психическим здоровьем, суицидальные попытки, агрессивность, нежелание соблюдать социальные нормы, проблемы эмоционального характера, способность адекватно выражать свои чувства, неспособность преодолевать стрессовые ситуации, проблемы во взаимоотношениях с людьми, низкая самооценка и др. Часто предпосылками девиантного поведения являются не только деструктивное поведение в социальной среде, но и его постепенный переход на уровень психических, рефлекторных процессов, переходящих к аддиктивным и делинквентным проявлениям.

Рассмотрим аддиктивное поведение как пусковой механизм цифрового отклонения (девиации) в виде аддикции - зависимости от гаджетов, виртуальных игр, интернета и социальных сетей. Аддикция возникает из-за повторения одних и тех же операций, связанных с использованием гаджета, планшета, цифрового устройства. На наш взгляд, проблема заключается в том, что подросток в конечном итоге при использовании гаджета воспринимает его эксплуатацию как обыденное действие, а не как психическую тягу к устройству и интернету. Надо отметить, что данные отклонения не несут административной, а тем более уголовной, ответственности, но есть и такие типы девиантного поведения, которые имеют противоправный и даже уголовный характер. Так, например, участились случаи посредством интернета и социальных сетей сбыта, передачи и закладок наркотических и психоактивных веществ. Также стали чаще появляться сайты, на которых рекламируют и продают за электронные деньги наркотики и запрещенные лекарственные препараты. Аддиктивное поведение - это один из видов девиантного поведения с формированием стремления индивида ухода от реальности путем искусственного изменения своего психиче-

ского состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией на определенных видах деятельности в целях развития и поддержания интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение наиболее часто становится базой для формирования других поведенческих расстройств.

Таким образом, анализ аддиктивного поведения говорит о том, что оно может формировать противоправные действия индивидов в обществе. Также аддикция характеризуется психической зависимостью, которая возникает от непреодолимой тяги к психоактивным веществам или монотонно повторяющихся действий, которые не осознаются личностью. Постоянное ношение в руках гаджета, обращением к интернету, переписки в чате и социальных сетях, игры в интернете постоянно влекут и увеличивают желание личности не расставаться с цифровым устройством. Так возникает первая ступень психической цифровой зависимости от гаджета и интернета, которая впоследствии может переходить во вторую и даже третью ступени [4], что сопровождается, как правило, абстиненцией, а в не которых случаях и противоправными действиями. На основе такого зависимого цифрового поведения у молодежи могут возникать правовые отклонения в виде нарушения закона в цифровой сфере, такие как хакерство, интернет-мошенничество, фейки и др.

На наш взгляд, хакерство является опасной цифровой девиацией, связанной с психической тягой время от времени взламывать сайты государственный и частных организаций, а также электронную почту, переписку, снятие и перевод денежных средств, хранящихся на счетах в банках. Если раньше хакерами называли программистов, которые могли быстро и нестандартным путем исправлять программные ошибки и сбои, то на современном этапе развития цифрового общества т. е. с конца XX в. в массовой культуре появилось новое его значение - «компьютерный взломщик», программист, намеренно обходящий системы компьютерной безопасности. Как правило, хакерство сопровождается криминальным творчеством, хакер разрабатывает многоходовые комбинации для обмана граждан и заметания следов своей криминальной деятельности от правоохранительных органов. Хакеры разных стран могут временно объединяться ради достижения общей цели, которая выгодна хакерскому сообществу. Несмотря на их психические отклонения и противоправные действия, их часто привлекают правоохранительные органы для своих целей. С нашей точки зрения, хакерство - психологическое отклонение, связанное

с удовлетворением завышенной самооценки и доказательством себе и другим значимости и справедливости своих действий.

Цифровое и интернет-мошенничество - другой вид девиантного поведения, характеризующийся противоправными действиями, связанными с вымогательством у граждан обманным путем информации об их финансовых счетах и накоплениях. Интернет-мошенники звонят на мобильные устройства граждан, при этом представляются работниками банков, менеджерами, операторами сотовой связи и др. Мошенники, обладая нужными техническими знаниями в сфере цифровых технологий, при дозвоне до абонента делают так, что потерпевший видит на своем мобильном устройстве номер оператора МТС, «Ростелеком», Сбербанка и т. д. Таким образом, можно говорить о том, что интернет-мошенники могут завуалированно вводить граждан в заблуждение поддельными номерами. При этом, когда у человека возникает доверие, он сам, как правило, сообщает номер банковского договора своей карты или номер счета банковской карты.

Делинквентное поведение (лат. - проявиться, совершить поступок) также является одним из видов девиантного поведения, которое проявляется у несовершеннолетних. Данное поведение не является криминальным, так как считается, что с точки зрения юридической психологии подростки совершают только проступки, не имеющие уголовной направленности. Тем не менее некоторые специалисты считают, что делинквентное поведение может переходить в криминальное. Обычно, делинквентное поведение начинается с прогулов уроков в школе, уклонения от обучения и труда, присоединения к группе асоциальных подростков-сверстников или старших по возрасту, мелкого хулиганства, отбирания у младших школьников денег, издевательств над ними, а также издевательств в составе группы. Можно выделить несколько типов делинквентного поведения:

1) агрессивно-насильственное - оскорбления, побои, поджоги, насильственные действия против личности человека;

2) корыстное - мелкие кражи, вымогательство, угоны автомобилей и иные имущественные посягательства, связанные со стремлением получить выгоду;

3) распространение и продажа наркотиков;

4) буллинг в группе и социальных сетях.

Проведенное нами исследование показывает, что

похожие тенденции, связанные с проблемами формирования цифровой зависимости и девиантного поведения у детей и молодежи, наблюдаются в Европе,

США и ряде других развитых стран. Цель нашего исследования - изучить цифровизацию как фактор формирования девиантного противоправного поведения в молодежной среде, а также выявить уровень цифровой зависимости учащейся молодежи.

Методология

Основу проведенного исследования составляют методы теоретического анализа зарубежных и отечественных источников по исследуемой проблеме, а также методы контент-анализа, наблюдения и анкетирования. Так, по мнению Н. Кардараса, исполнительного директора реабилитационного центра Нью-Йорка, светящийся экран цифрового устройства стимулирует мозг подобно воздействию наркотика. Подобную позицию разделяют и другие исследователи данного вопроса (например, П. Уайброу и Э. Доан). Эндрю Доан ввел термин digital pharmakeia («цифровой наркотик») для определения цифровой зависимости [1]. Н. Кардарас считает, что цифровые устройства наносят лишь негативный эффект процессу обучения и социализации личности. Исследование, проведенное им среди учащихся 5-6-х классов в Южной Калифорнии, говорит о снижении аналитических функций (например, способности понимать эмоции собеседника) [2]. Digitaldementia, или цифровое слабоумие, - снижение уровня мыслительных функций мозга из-за чрезмерного использования гаджетов.

Еще раньше своих американских коллег подобной проблемой заинтересовались южнокорейские специалисты. В Республике Корея распространение цифровых устройств, в том числе среди детей, достигло широких масштабов еще в середине 90-х гг. Как правило, ребенок в Южной Корее владеет несколькими гаджетами одновременно. Большое количество времени, проводимого в виртуальной сети, часто приводит к снижению памяти и внимания. Именно по результатам исследований, проведенных в Южной Корее, пришли такие термины, как «цифровая деменция» и «цифровая детоксикация». В этой стране впервые были открыты реабилитационные центры по лечению от цифрового слабоумия - последствия чрезмерного увлечения гаджетами. По мнению Бун Джи Вона, врача из центра исследований мозга в Сеуле, чрезмерное использование цифровых устройств затрудняет развитие мозга [3; 4].

Результаты

Возникновение многих форм девиантного поведения связано не только с социальными и экономическими, но и с психологическими и цифровыми пробле-

мами, которые возникают в современном обществе. Для того чтобы понять и объяснить психический механизм возникновения девиантного цифрового поведения, нами был проведен ряд наблюдений за субъектами. Исследовались неформальные группы мужчин и женщин, возрастной ценз которых составил от 20 до 40 лет, а также подростки и молодежь на предмет цифровой зависимости от социальных сетей и интернета, вследствие которой и возникло девиантное поведение. Исследование проводилось нами на улицах города, в одно и то же время на транспорте, в том числе общественном, и общественных местах (торговые центры, крупные магазины). На первом этапе эксперимента нами было проведено наблюдение на транспорте, который проходит по маршруту недалеко от обследуемых школ. Используя метод включенного наблюдения, мы на каждой остановке общественного транспорта наблюдали движение школьников, которые шли из школы к автобусной остановке, при этом дети и подростки оживленно между собой общались и лишь изредка обращались к своим гадже-там. Как только дети садились в транспорт, их общение прекращалось, и они тут же начинали обращаться к интернету в гаджетах, мониторить социальные сети, играть, то есть такое поведение с точки зрения психологического подхода может являться девиантным. Всего нами было обследовано 150 школьников в возрасте от 10 до 15-16 лет в трех школах города Тамбова (№ 29, 6, 7). В исследовании принимали участие два наблюдателя. Первый наблюдал движение детей по улице, а второй в транспорте. Таким образом, первый этап исследования показал, что почти у 90 % детей и подростков проявляется 3-я и 4-я ступени психической зависимости от интернета и социальных сетей [4].

На втором этапе исследования мы сравнили наши наблюдения за поведением людей в торговых центрах и крупных магазинах. Исследование показало, что в возрастной группе от 20 до 40 лет использующих интернет - 60 % женщин, что на 20 % больше, чем мужчин той же возрастной группы. На третьем этапе эксперимента нами был проведен опрос респондентов, находившихся в общественных местах, в магазинах, торговых центрах, кафе и т. д. Респонденты были разбиты на несколько групп по возрастным и половым признакам. К первой группе были отнесены мужчины в возрасте 18-30 лет, ко второй группе - женщины такого же возраста. Фрагмент анкеты представлен ниже.

1. Ваша профессиональная деятельность связана с работой за компьютером? Если да, сколько Вы проводите времени за компьютером?

2. Зарегистрированы Вы в социальных сетях? И сколько времени Вы проводите в переписке?

3. Увлекаетесь компьютерными и онлайн-играми?

Для того чтобы результаты выборки были более

достоверными, мы опросили по 150 человек в каждой возрастной группе, в том числе и школьников. Опрос показал, что в возрасте от 18 до 20-24 лет доля молодежи, чья профессиональная деятельность связана с работой на компьютере, составляет 15,8 % юношей, 12,6 % девушек. В социальных сетях зарегистрированы 78,4 % юношей и 88,2 % девушек, что почти на десять процентов больше. Юноши больше увлекаются компьютерными и онлайн-играми (92 %), девушек этой возрастной группы значительно меньше -всего 44,6 %. В возрастной группе 25-30 лет, например у юношей, доля, связанная с профессиональной деятельностью в интернете, составляет 25,6 %, у девушек - также 12,6 %; зарегистрированных в социальных сетях - 48,4 % молодых людей и 92,4 % девушек, что почти в два раза больше. Увлекаются онлайн-играми - 28,3 % молодых людей и 8,7 % девушек.

Заключение

В заключении хочется отметить, что проведенное нами социально-психологическое исследование показало большой процент подростков, молодежи и даже людей старшего возраста, склонных к цифровой зависимости, а значит и некой девиации (отклонению), которое не осознается индивидом и проявляется на первоначальном этапе как желание носить гаджет с собой, держать его в руках, «вертеть», иногда рассматривать, рефлекторно нажимать на кнопки, входить в интернет, даже если в этом нет необходимости. Также эта тенденция может проявляться перепиской в социальных сетях, негативных комментариях о чем-либо, в присоединении к определенным группам подписчиков, интернет-сообществам, склонным к фейкам и кибер-буллингу, выставлении своей жизни напоказ и т. д.

Таким образом, исследование выявило, чем моложе возраст респондентов, тем больше субъект проводит времени за гаджетом, компьютером в интернете и социальных сетях, что в конечном итоге, как правило, запускает механизм развития психической и физической зависимости от интернета и социальных сетей, впоследствии и от самого электронного устройства (гаджета, смартфона, компьютера), что, в свою очередь, формирует девиантное поведение, которое может проявляться не только в виртуальном мире, но и в объективной реальности.

Следовательно, цифровая зависимость - это реальное социальное явление, которое уже прочно

обосновалось в нашей жизни [4]. Проведенный анализ современных зарубежных исследований и наше исследование в виде естественного эксперимента подтверждают рост у школьников и молодежи цифровой зависимости от интернета и социальных сетей. Цифровую зависимость можно определить как навязчивое желание чрезмерно использовать электронные устройства, нахождение в сети Интернет по несколько часов, сокращение временных промежутков между заходами в интернет, просмотры интернета в общественном транспорте, на работе, во время обучения, что негативно влияет на психическое здоровье «цифрового» поколения.

Конечно, мы понимаем, что развитие цифровых технологий остановить невозможно, они меняют культуру, мировоззрение, этические и нравственные нормы, а также поведение и менталитет современной личности, но контроль со стороны государства и правоохранительных органов в интернет-пространстве девиантного поведения индивидов должен быть обязательным и неотвратимым.

Литература

1. Кардарас Н. Дети и смартфоны. Все хуже, чем нам кажется [Электронный ресурс]. URL: https://econet.ru/articles/181053-doktor-mkolas-kardaras-deti-i-smartfony-vse-huzhe-cheiTi-naiTi-kazhetsya.

2. Карпова Е. Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2017. № 4. С. 111-114.

3. Ронжин Г. А. Подросток в цифровом мире [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7. URL: http://e-koncept.ru/2018/182016.htm.

4. Смирнов В. В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного пространства (социально-психологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 99.

5. Смирнов В. В. Социальные сети и виртуальные игры как механизм формирования «нового человека» в трансформируемом цифровом пространстве информационного общества (социально-психологический аспект) // Индустрия 4.0. Проблемы и вызовы : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2019. С. 128.

References

1. Kardaras N. Deti i smartfony. Vse huzhe, chem nam kazhetsya [Kids and smartphones. It's worse than we think]. Available at: https://econet.ru/articles/181053-doktor-nikolas-kardaras-deti-i-smartfony-vse-huzhe-chem-nam-kazhetsya. (In Russian).

2. Karpova E. Teoreticheskij analiz ponyatiya «cifrovaya zavisimost'» v zarubezhnyh issledovaniyah [Theoretical analysis of the concept of "digital dependence" in foreign studies]. Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin, 2017, no. 4, pp. 111-114. (In Russian).

3. Ronzhin G. A. Podrostok v cifrovom mire [Teenager in the digital world]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2018, no. 7. Available at: http://e-koncept.ru/2018/182016.htm. (In Russian).

4. Smirnov V. V. Fenomen cifrovojzavisimosti v usloviyah informacionnogo prostranstva (social'no-psihologicheskij aspekt) [The phenomenon of digital dependence in the conditions of the information space (socio-psychological aspect)]. Higher Education Today, 2019, no. 5, pp. 99.

5. Smirnov V. V. Social'nye seti i virtual'nye igry kak mekhanizm formirovaniya «novogo cheloveka» v transformiruemom cifrovom prostranstve informacionnogo obshchestva (social'no-psihologicheskijaspekt) [Social networks and virtual games as a mechanism for the formation of a" new person " in the transformed digital space of the information society (socio-psychological aspect)]. Industry 4.0. Problems and challenges. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Tambov, 2019, pp. 128. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.