Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНСТИТУТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА КЕЙСЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНСТИТУТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА КЕЙСЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, Чурилова Наталья Леонидовна

В статье рассматривается механизм формирования цифровой образовательной среды в институте высшего образования. В статье обозначены сложности и риски, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий в процесс образования и переходом на дистанционное обучение: цифровая безграмотность участников образовательного процесса, новые способы коммуникации посредством цифровых ресурсов и дополнительная нагрузка преподавателей. Сделаны выводы о трансформации роли преподавателя, предполагающую отход от роли транслятора знаний к роли наставника, помогающего ориентироваться в базе знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, Чурилова Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION (ON THE CASE OF KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY)

The article discusses the mechanism of formation of the digital educational environment at the Institute of Higher Education. The article outlines the difficulties and risks associated with the introduction of information and communication technologies in the education process and the transition to distance learning: digital illiteracy of participants in the educational process, new ways of communication through digital resources and additional workload of teachers. Conclusions are drawn about the transformation of the role of the teacher, suggesting a departure from the role of a translator of knowledge to the role of a mentor helping to navigate the knowledge base.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНСТИТУТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА КЕЙСЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

УДК 316.42

Формирование цифровой образовательной среды в институте высшего образования (на кейсе Казанского (Приволжского) федерального университета)

Шамсутдинова И.И.

Старший преподаватель кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета

Чурилова Н.Л.

Студент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматривается механизм формирования цифровой образовательной среды в институте высшего образования. В статье обозначены сложности и риски, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий в процесс образования и переходом на дистанционное обучение: цифровая безграмотность участников образовательного процесса, новые способы коммуникации посредством цифровых ресурсов и дополнительная нагрузка преподавателей. Сделаны выводы о трансформации роли преподавателя, предполагающую отход от роли транслятора знаний к роли наставника, помогающего ориентироваться в базе знаний.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, институт высшего образования, дистанционное образование, онлайн образование

Цифровизация экономики обуславливает цифро-визацию образования, ведь от того, насколько качественно функционирует система образования, напрямую зависит уровень человеческого потенциала в стране. В процессе совершенствования образовательной системы все большее внимание уделяется внедрению современных технологических средств в ходе подготовки специалистов.

О проблемах формирования цифровой среды исследователи стали говорить в 90-х гг. XX в. Особый вклад в развитие исследований проблем влияния цифровой среды на образование, культуру, коммуникацию между людьми внесли такие отечественные ученые, как Т.С. Ахромеева, С.А. Посашков, Г.Г. Малинецкий [1], Д.И. Дубровский [2], А.Г. Чернышева [3] и другие.

Кроме того, актуализировавшимся проблемам в период дистанционного образования из-за пан-

демии COVID-19 также было посвящено немало работ, среди которых хотелось бы отметить «Дистанционное образование как практика насилия сетевого общества» М.А. Игнатова [4], «Этические проблемы университетов в условиях вынужденного удаленного обучения: взгляд преподавателей» Ю.Н. Москвича и Е.Н. Викторука [5], «Статус и роль педагога высшей школы в оценках преподавателей и студентов в условиях цифровизации образования» И.И. Шамсутдиновой [6]. В них исследователи говорят о новых проблемах, возникших во время перехода на дистанционное обучение, - о потребности создания новой этики коммуникации, об особенностях адаптации преподавателей и студентов, о новых конфликтах и взглядах на принудительный переход к дистанционным формам обучения.

В рамках эмпирического исследования была проведена серия экспертных полуформализованных

интервью в количестве 36 чел. Опрос проводился с марта по май 2022 г. В качестве экспертов выступили преподаватели Казанского (Приволжского) федерального университета (далее - К(П)ФУ, КФУ), у которых был опыт создания электронных курсов на платформе дистанционного обучения edu.kpfu. ги. Еще одним экспертом выступил руководитель Центра развития компетенций иШУЕЯ$иМ+. Данный центр предоставляет 50 программ повышения квалификации и переподготовки специалистов, своей задачей он видит вовлечение работников и обучающихся К(П)ФУ в инновационную деятельность университета, применение в образовательной деятельности передовых образовательных технологий и т.д. Также экспертом выступила заведующая Центром передовых образовательных технологий КФУ. Данный институт занимается развитием он-лайн-образования и дистанционных образовательных технологий, помогает преподавателям осваивать /Г-компетенции и внедрять их в свою рабочую деятельность.

Ведущий университет Республики Татарстан - Казанский (Приволжский) федеральный университет имеет хорошее материально-техническое обеспечение: оборудованные мультимедийным оборудованием аудитории, современный студенческий городок, доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и т.д. Кроме того, К(П)ФУ оснащен электронно-образовательными ресурсами, площадкой для дистанционного обучения и т.д. [7] Именно поэтому для проведения эмпирического исследования в качестве объекта исследования были выбраны участники образовательного процесса К(П)ФУ.

Все опрошенные преподаватели во время интервью указали на ухудшение качества образования во время дистанционного обучения. «Конечно, качество образования страдает при переходе на дис-тант... » - отмечает доцент Института управления, экономики и финансов.

«На мой взгляд дистанционное обучение менее эффективное, чем традиционное, так как нет контакта у преподавателя со студентом и в аудиторных условиях преподаватель может лучше понять студента благодаря зрительному контакту, по его мимике... И студент тоже имеет больше возможностей переспросить преподавателя о чем-либо, подискутировать со своими одногруппниками и так далее» - высказывается старший преподаватель Института социально-философских наук и массовых коммуникаций. Опрошенные преподаватели указывают на сложности вовлечения студентов в образовательный процесс во время проведения дистанционных занятий: «Если во время занятия я могу как-то прийти, увидеть их глаза и заинтересовать, то во время дистанта я уже так не могу... я говорю по другую сторону экрана, никого не вижу, 148

и это сильно давит психологически» - делится старший преподаватель Института управления, экономики и финансов.

Таким образом, возникшая необходимость выстраивания онлайн-коммуникации со студентами во время дистанционного обучения в период COVID-19 создала проблему с поддержанием интереса у студентов. Как показала практика, в онлайне многим преподавателям сложнее поддерживать вовлеченность студентов в тему занятия. Однако также были преподаватели, которые не заметили существенных сложностей. Старший преподаватель Института социально-философских наук и массовых коммуникаций (ИСФНиМКа) отмечает: «Я не заметила особо различий в коммуникации. Мне кажется, даже наоборот - в онлайне у студентов больше возможности общаться с друг другом параллельно, в чате. На офлайн занятии, ведь должен говорить один, а в онлайне есть возможность, не мешая другим, обсуждать что-то в чате по теме занятия».

Во время интервью, говоря о коммуникации между преподавателями и студентами в цифровом пространстве, преподаватели также отметили изменения в характере общения со студентами. У многих коммуникация происходила не только на образовательных площадках, но и в месседжерах (WhatsApp1, Вконтакте и т.д.). Со слов преподавателей, установление связи при помощи таких коммуникационных каналов предполагает более неформальный стиль общения, а также моментальный ответ на сообщение. «Студенты могут мне написать в выходной день, после рабочего времени... но я к этому спокойно отношусь, так как обычно все пишут вежливо, да и в принципе общение в социальной сети предполагает более неформальный стиль общения» - отмечает старший преподаватель ИСФНиМКа.

Неформальными данные каналы коммуникации делает возможность использовать в переписке смай-лы, стикеры, быстрые реакции, а также то, что при помощи них мы общаемся с родственниками, друзьями и другими люди из близкого окружения. Для ведения деловой переписки часто используемым является почтовый сервис mail.ru. В ходе интервью некоторые преподаватели рассказали о сложностях, с которыми они сталкиваются при ведении переписки в социальных сетях и месседжерах. Доцент ИТИСа делится: «Вот эти эмодзи показались мне достаточно важными в неформальном общении со студентами. Я, например, пишу и прошу скинуть список публикаций до определенного времени. Кто-то пишет, что да, мы пришлем, сердечки, цветочки еще что-то там... я пишу ок и точку ставлю или пишу ясно и точку ставлю. Мне студенты даже футболку подарили "Ок. Ясно. Понятно.", а я привыкла, что "понятно" - это короткое предложе-

1 Мессенджер WhatsApp принадлежит компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

ние, после которого ставится точка. И потом я выяснила, что студенты, оказывается, создали отдельный чат, где обсуждали, что значат мои сообщения с точками». Таким образом, из данного примера можно видеть насколько актуальной является проблема формирования новой культуры письма между преподавателями и студентами при общении в социальных сетях и месседжерах.

Среди сложностей, с которыми сталкиваются преподаватели во время своей работы, было отмечено, во-первых, недостаточное материально-техническое оснащение аудиторий проекторами, интерактивными досками, компьютерами. «Главная проблема - чтобы все работало. Сейчас везде нужны презентации, это на уровне азбуки. Я, например, когда преподавала маркетинг еще в начале процесса цифровизации - это было на пальцах, то есть у меня была доска, мел. А сидят студенты, которые изнутри знают, что такое цифровой маркетинг - они все знают, что такое seo, прошли различные вебинары. И я рассказываю на пальцах, что такое маркетинг. Я не чувствовала себя экспертом, а преподаватель всегда должен быть на шаг впереди» - отмечает доцент Института международных отношений (ИМО). Кроме того, преподаватели отметили нехватку аудиторий, особенно в период дистанционного обучения, когда каждый преподаватель должен был вести пары, сидя в отдельном аудиторном помещении в университете. Также во время дистанционного проведения пар преподаватели отметили отсутствие хорошего интернет-подсоединения и в связи с этим проблемы с подключением

- не было возможности всем включить камеру, так как начинались перебои связи. Таким образом, на сегодняшний день проблема технического оснащения все еще остается актуальной. Это еще связано с тем, что процесс цифровизации не стоит на месте, с каждым годом предъявляется все больше требований, внедряется все больше новшеств и в связи с этим возрастает потребность в хорошем техническом оборудовании, которое необходимо не только дополнять, но и постоянно обновлять.

Еще одной актуальной проблемой преподаватели назвали недостаточное наличие у профессорско-преподавательского состава IT-компетенций. И, как показали результаты интервью, не все преподаватели готовы пользоваться полным спектром возможностей, предоставляемых процессом цифровизации в университете, не все видят в этом необходимость. «Насколько это оптимизирует нагрузку на преподавателей еще непонятно, так как, по моим наблюдениям, это наоборот иногда усложняет работу»

- высказывается доцент Института экономики и финансов (ИУЭФ). Однако на вопрос о том, нужно ли проводить обучение профессорско-преподавательского состава все информанты ответили положительно. «Обучать преподавателей нужно, так как

проблема внедрения дистанционного образования была также связана с тем, что не было ни обучения, ни какого-то документального, правового сопровождения как оценивать студентов при помощи этих технологий. Система прокторинга тоже до сих, мне кажется, очень сложно внедряема. Потому что должно быть в первую очередь хорошее оснащение как у преподавателя, так и у студентов. Часто мы сталкивались с тем, что студенты говорили о том, что у них нет средств, при помощи которых мы могли бы отследить, как они пишут экзамены, делают контрольные точки» - рассуждает доцент ИСФНиМКа. Соответственно, помимо уже названных проблем с проведением дистанционных занятий, была отмечена проблема отсутствия четкого регламента, системы оценивания студентов.

В ходе интервью был определен ряд актуальных на сегодняшний день проблем. Среди которых особенно важной экспертами был отмечен уход с рынка зарубежного программного обеспечения и в связи с этим возросшая потребность качественных отечественных разработок в этом направлении. Эксперты отметили, что из-за ситуации в мире неизвестно - как долго мы будем находиться в состоянии изоляции от всего мира, поэтому сейчас проблема разработки программных средств стоит достаточно остро. Также руководитель Центра развития компетенций иШУЕЕБЦМ+ отметил недостаточно хорошее техническое оснащение К(П)ФУ - «сколько бы ни говорили, что установили достаточно камер и достаточно микрофонов - все равно, для полноценного ведения гибридной формы занятий нет возможности». Однако другой эксперт - заведующая Центром передовых образовательных технологий КФУ считает, что материально-техническая база К(П)ФУ достаточно хорошо продвинута по сравнению с другими российскими университетами, показателем того, по мнению эксперта, является достаточно быстрый переход всего образовательного процесса на дистанционные формы обучения во время пандемии СОУЮ-19.

Особое внимание информанты оказали проблеме отсутствия желания преподавателей осваивать /Г-компетенции. Со слов руководителя Центра развития компетенций иШУЕЯ.8иМ+, многие преподаватели не осознают необходимости обучаться этому, так как не считают, что цифровизация способна улучшить качество образования. «Хотя никогда не шло речи о том, что мы заменяем цифровыми технологиями личное общение преподавателей со студентами» - отмечает респондент. Источником многих заблуждений, по мнению эксперта, является то, что преподаватели недостаточно готовы, недостаточно погружены в тему и не имеют представления, как можно грамотно использовать информационные технологии для того, чтобы качество образования не падало. Заменить межличностную коммуникацию

преподавателей со студентами - не цель внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Облегчить организацию учебных занятий, сделать ее более комфортной для всех участников образовательного процесс - вот цель внедрения средств ИКТ-технологий.

Заведующая Центром передовых образовательных технологий также отмечает проблему неготовности преподавателей обучаться и внедрять средства современных технологий в рабочий процесс со студентами: «Сами преподаватели пока еще не совсем понимают, зачем им это надо, что это оптимизирует их трудозатраты... все боятся сокращений и, соответственно, думают: "вот вы меня сейчас запишите и меня уволят", не понимая, что данные устаревают так быстро, что это просто оптимизация своего времени. Можно что-то записать и дальше не тратить свое время и усилия на то, чтобы одно и то же говорить, а работать уже на каких-то практических семинарах, практикумах, где нужно непосредственно его участие. В будущем, думаю, все будет к этому двигаться. То есть мы уходим от лектора как от носителя знаний, потому что знаний в интернете больше, чем в голове у лектора в любом случае».

Кроме того, эксперты отмечают, что нежелание преподавателей осваивать новые навыки, которые бы пригодились им в оптимизации рабочей деятельности, связано также с отсутствием физической возможности погрузиться в эту тему из-за нагрузки на преподавателей, которые ведут много часов занятий в неделю.

Готовность студентов включаться в процесс циф-ровизации и использовать в своем учебном процессе средства ИКТ-технологий тоже является важным показателем успешности протекания процесса циф-ровизации в университете. Эксперты говорят о низком уровне подготовки студентов как в техническом плане, так и в плане готовности нести ответственность за результаты своей успеваемости: «система образования такая, что можно не учиться и тебя не отчислят, поэтому студенты быстро начинают спустя рукава относиться к учебе, особенно во время дистанционного обучения это было явно отмечено». Таким образом, это говорит о необходимости налаживать систему контроля за студентами и вовлекать в использование средства ИКТ-технологий, пользоваться всеми возможностями.

О проблеме поддержания и стимулирования вовлеченности студентов при онлайн-обучении было сказано многое. Эксперты отметили, что во время дистанционного обучения намного сложнее поддерживать интерес обучающихся из-за ограниченных возможностей формата - невозможности увидеть каждого студента, их глаз, мимику, чем они занимаются во время занятия. А преподаватели на данный момент не имеют навыков качественного ведения 150

дистанционных пар, во время которых будет поддерживаться максимальная активность студентов. «Могу сказать точно, что в онлайне соблазн закрыть ноутбук и пойти к холодильнику велик. Это особенность мозга такая, здесь нужно спикеру заставлять постоянно либо говорить что-то, либо писать, желательно со включенными камерами» - рассказывает заведующая Центром образовательных технологий КФУ.

Опрошенные в качестве экспертов преподаватели, которые имели опыт создания своего курса на платформе ЦОР, указали на сложности, с которыми столкнулись. Во-первых, все преподаватели отметили большую времязатратность данного процесса. Во-вторых, необходимость привлечения сторонних, более компетентных лиц - программистов и т.д. В-третьих, необходимость четкого выполнения формальных требований к курсу. «Электронные ресурсы достаточно трудоемкие. Я помню, когда делала ЦОР по социологии, он включал в себя 10 тем, я почувствовала себя очень уставшей. Там есть очень формализованные, подробные требования к методам, к определенному числу тестов. Я успела себя обругать за то, что решила включить 10 тем, потому что к каждой теме нужно было написать 15 тестовых вопросов, 30 промежуточных контрольных вопросов, 60 вопросов итогового контроля» - делится старший преподаватель ИСФНиМКа. Также эксперты отметили сложности с записью лекций. Даже прекрасно владея материалом, можно испытывать сложности с преподаванием на камеру. Это связано с волнением, переживанием перед новым форматом. Однако формат видео-лекций считается более эффективным по сравнению просто с презентациями, так как обучающимся интереснее видеть на экране не только презентацию, но и лектора. Поэтому современным преподавателям необходимо будет освоить навык записи лекций в видеоформате.

Одной из причин нежелания преподавателей использовать ЦОР в своей рабочей деятельности, по мнению экспертов, является отсутствие четкой системы премирования преподавателей. «Сначала вроде говорили, что будет начисляться премия за разработку ЦОР, сейчас же, насколько мне известно, ее отменили» - рассказывает старший преподаватель ИМО.

Таким образом, процесс цифровизации в системе высшего образования повлек за собой изменения на разных уровнях жизнедеятельности университета и оказал значительное влияние на каждого участника образовательного процесса. Опрос преподавателей позволил сделать вывод о трансформации роли преподавателя в современных образовательных условиях - роль преподавателя все больше отходит от роли преподавателя-лектора в пользу преподавателя-наставника, основная цель которого давать каче-

ственную обратную связь, а также стимулировать заинтересованность студентов в преподаваемой им дисциплине. Также трансформации подверглись коммуникационные практики между субъектами образовательного процесса, а вместе с этим возникла потребность в формировании новой этики коммуникации между преподавателями и студентами. По-прежнему актуальными остались проблемы материально-технической оснащенности университетов, а также освоения /Г-компетенций профессорско-преподавательским составом. Экспертами были определены актуальные проблемы в сфере цифро-визации высшего образования. Среди которых на первом плане выступили проблемы с материально-техническим оснащением, уходом зарубежного программного обеспечения, развитием /Г-компетенций у преподавателей и студентов, поддержанием вовлеченности студентов в онлайн-формате, а также мотивацией студентов и преподавателей использовать в своих образовательных практиках средства ИКТ-технологий. Кроме того, были выявлены и менее очевидные проблемы, такие как потребность в урегулировании оценочной системы, наличие максимально формализованных требований создания ЦОР, которые создают сложности для преподавателей, тем самым отталкивая их от создания онлайн-курсов.

Перспективы дальнейшего развития цифровой образовательной среды эксперты связывают с решением главного вопроса на сегодня - разработкой качественного отечественного программного обеспечения. Также на уровне университета процесс цифровизации должен привести к формированию открытой системы оцифрованный данных, которая бы облегчила многие процессы и избавила бы от необходимости проведения множественных операций по сбору информации о субъектах образовательного процесса.

Литература:

1. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посаш-ков С.А. Смыслы и ценности цифровой реальности: Будущее. Войны. Синергетика // Философские науки. - 2017. - № 6. - С. 104-120.

2. Дубровский Д.И. Электронная культура. Кто против? // Философские науки. - 2017. - № 2. -С. 50-57.

3. Чернышов А.Г. Стратегия и философия цифро-визации // Власть. - 2018. - № 5. - С.13-21.

4. Игнатов М.А. Дистанционное образование как практика насилия сетевого общества // Наука. Искусство. Культура. - 2020. - № 4 (28). - С. 143-159.

5. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Этические проблемы университетов в условиях вынужденного удаленного обучения: взгляд преподавателей // Ведомости прикладной этики. - 2021. - № 57. -С. 147-158.

6. Шамсутдинова И.И. Статус и роль педагога высшей школы в оценках преподавателей и студентов в условиях цифровизации образования. // Казанский социально-гуманитарный вестник. -2022. - № 2(53) - С. 52-55. - DOI: 10.26907/20795912.2022.2.52-55

7. Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. - URL: https://kpfu.ru/about_university/objects (дата обращения: 18.05.2022).

Formation of the digital educational environment at the Institute of Higher Education (on the case of Kazan (Volga Region) Federal University)

Shamsutdinova I.I., Churilova N.L.

Kazan (Volga Region) Federal University

The article discusses the mechanism of formation of the digital educational environment at the Institute of Higher Education. The article outlines the difficulties and risks associated with the introduction of information and communication technologies in the education process and the transition to distance learning: digital illiteracy of participants in the educational process, new ways of communication through digital resources and additional workload of teachers. Conclusions are drawn about the transformation of the role of the teacher, suggesting a departure from the role of a translator of knowledge to the role of a mentor helping to navigate the knowledge base.

Key words: digitalization, digital educational environment, institute of higher education, distance education, online education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.