Литература
1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 326 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997.
248 с.
3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: пер. с англ. М.: Дело, 1991. 320 с.
4. Деминг Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. 498 с.
5. Ковалевский А.М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных объединениях. М.: Экономика, 1973. 320 с.
6. Лапидус В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента // Стандарты и качество. 2000. № 4.
7. Лебединский Н.П. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов. М.: Экономика, 1989. 272 с.
8. Полховская Т.М., Адлер Ю.П. Не зная броду, не суйся в воду // Стандарты и качество. 2001. № 10.
9. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 551 с.
СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (wlad21@mail.ru).
SEMENOV VLADISLAV LYVOVICH - candidate of economic sciences, associate professor of Quality Management and Competitiveness, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 658.56
В.Л. СЕМЕНОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ*
Ключевые слова: качество, механизм, прогнозирование, декомпозиция, продукция, конкурентоспособность.
Разработан концептуальный механизм формирования факторов повышения качества продукции с применением методов прогнозирования, позволяющий спроектировать и разработать продукцию, параметры которой будут отвечать требованиям потребностей потребителей в будущем.
V.L. SEMENOV
THE FORMATION OF FACTORS THAT IMPROVE THE QUALITY OF PRODUCTS WITH FORECASTING APPROACH
Key words: quality, mechanism, forecasting activity, decomposition, product, competitiveness.
We studied the conceptual mechanism of the formation of the factors that improve the quality of products with forecasting approach. This type of mechanism allows for planning and development of the product, the specifications of which will meet the requirements of future consumers.
Конкурентоспособность продукции складывается из двух показателей, в совокупности образующих системный эффект конкурентоспособности, где основным показателем является качество продукции. Несомненно, качество является приоритетным показателем обеспечения конкурентоспособности, однако при формировании механизма обеспечения качества нужно учитывать и другие элементы для достижения системного эффекта. Неразумная политика предприятия, направленная только на повышение качества продукции, обеспечивает эффект лишь в краткосрочном периоде, после чего предприятие станет терять свои позиции на рынке, когда конкуренты за счет более прогрессивных методов, создающих условия для системного обеспечения конкурентоспособности продукции, будут завоевывать все новые и новые сегменты.
* Исследование выполнено по проекту № МК-4076.2011.6 гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых.
В зарубежной и отечественной литературе рассмотрены различные алгоритмы, схемы, процедуры, механизмы обеспечения и повышения как конкурентоспособности, так и качества продукции [1-6, 8-10 и др.]. Однако большинство из них либо не приемлемы на практике из-за сложности, либо раскрывают лишь общие направления по повышению качества и конкурентоспособности продукции, либо носят ознакомительный характер, либо акцентируют внимание на одном инструменте, не обеспечивая тем самым системный эффект.
На основе анализа факторов конкурентоспособности региона, а также зарубежных и отечественных источников по вопросу обеспечения конкурентоспособности продукции была предложена собственная концепция обеспечения конкурентоспособности продукции на основе формирования ее качества [11], где основным инструментом является механизм формирования факторов повышения качества продукции.
Механизм формирования факторов повышения качества продукции - это перевод субъективных параметров потребности потребителей в объективные показатели качества продукции с использованием методов системного анализа, инструментов управления качеством и методов прогнозирования (рисунок).
Механизм формирования качества продукции
Любая деятельность по поддержанию и повышению качества продукции начинается с постановки цели предстоящего анализа. Перед тем как приступить
к повышению качества продукции, необходимо определить, почему и зачем это делается, какие факторы будут действовать на эффективность функционирования механизма, какие ресурсы необходимы, каковы будут результаты внедрения и т.д. В результате предварительного анализа определяются основные параметры действия, по которым в дальнейшем предприятие должно системно работать и согласно которым ставится предстоящая цель. Целью может выступить, например, усовершенствование каких-то групп параметров продукции, разработка совершенно нового вида продукции, удаление ненужного узла или детали продукции в связи с потребительской ненадобностью и т.д.
Большое влияние на выбор цели оказывает система качества предприятия. От эффективности, совершенства данной системы зависит проведение качественного внутреннего аудита, внедрение кружков качества, постоянное улучшение и др. На определение цели влияют и ситуация на рынке, т.е. активность конкурентов, степень удовлетворенности потребителей, существующий спрос, участие институциональных структур в повышении качества и т.д., причем большинство этих параметров формируются на основе функционирования региональной системы качества. Следовательно, предприятию, перед тем как приступить к повышению качества продукции, необходимо оценить ее конкурентоспособность.
После определения целей и задач предстоящего анализа по повышению качества нужно перейти к формированию параметров потребности продукции.
Исходя из природы потребности потребитель субъективно воспринимает качество товара. Субъективно воспринимаемое качество товаров неадекватно оценивает поведение потребителя и определяет субъективность его поведения по отношению к товарам. Физические свойства товара определяют его ценность и составляют основу потребительной стоимости, которая по-разному воспринимается на разных рынках, таким образом, ценность товара - это качество, которое воспринимается на рынке в большей степени не полностью и товар может стать полностью неконкурентоспособным.
Потребность обладает следующими свойствами:
1. Закономерностью остаточной стоимости, сущность которой заключается в том, что в товар заложены такие свойства, которые не воспринимаются рынком. Это связано с тем, что потребитель не знает, не уверен полностью в том, какой товар ему нужен для удовлетворения своей потребности.
2. Первичностью потребности и вторичностью товара. Потребность появляется много раньше товара. Первоначально эта потребность не осознана, не сориентирована на какой-то конкретный товар, а только обусловливает мотивацию человеком изменений, которые затем перерастают в спрос, сориентированный на какой-то товар. Товар всегда закономерно отстает от момента возникновения потребности, так как для исследования производства товара нужно время, это время является периодом конкурентного интервала.
После определения всевозможных вариантов параметров потребности нужно перейти к выбору основных параметров, которые в будущем будут влиять на ценность продукции, т.е. на ее конкурентоспособность. Выбор частных потребностей осуществляется на основании поставленной цели и в зависимости от требований рынка как в настоящем, так и в будущем.
Конкурентоспособность товаров определяется совокупностью их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по степени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и получаемых доходов, что отражается в показателях качества проектируемой продукции [12]. Поэтому умение прогнозировать будущие потребности потребителей позволяют обеспечить выживаемость в жесточайшей конкуренции [13].
Следует отметить, что при прогнозировании качества продукции должны учитываться изменяющиеся общественные потребности, технические и экономические возможности производства, достижения в области науки, техники и организации труда, дополнительные затраты на эксплуатацию или потребление продукции, необходимость повышения квалификации работников и другие факторы, за счет которых обеспечиваются прогнозируемые значения показателей качества продукции. Поэтому при формировании факторов повышения качества продукции необходимо широко использовать различные инструменты прогнозирования в зависимости от конкретных показателей качества продукции, что позволяет существенно повысить их показатели.
Одним из основных способов определения конструктивных параметров является построение «дерева свойств» объекта, основным инструментом которого является декомпозиция [14]. Декомпозиция - это метод разделения целого на части для последующего анализа, которая проводится посредством построения модели объекта, представляющей собой систему в виде ориентированного графа (дерево структурных элементов). В результате декомпозиции определяются положение исследуемого объекта относительно внешней среды, выделение исследуемой системы из суперсистемы, описание воздействующих внешних факторов. Следующее, что определяем при декомпозиции, - описание внутренней структуры по функциям, элементам и видам отношений между элементами.
Декомпозиция реализуется в виде древесного графа и является вложенной графической моделью исследуемого объекта. Сложность структуры графа, определенной как модель дерева, представляется в виде связи и элементов, где связи, или дуги, выступают как отношение строгого порядка, определяемое закономерностью включения, когда каждый предыдущий элемент включает последующий элемент или группу элементов [7].
Совместно с «деревом свойств» объекта строится «дерево функций», ха-рактеризирующее взаимоотношение объекта с внешней средой, а также тесноту связей элементов объекта. «Дерево функций» позволяет определить функциональную цепочку взаимосвязи отдельных элементов и окружающей среды с целью последующего учета модернизации или усовершенствования этих элементов. Совместно с «деревом свойств» «дерево функций» позволяет более углубленно изучать конструкцию и структуру объекта, позволяя находить пути и методы дальнейшего его совершенствования [7].
На основе построенных «деревьев потребностей, свойств и функций» объекта осуществляется выбор предпочтительных вариантов конструкций изделия.
Сущность выбора предпочтительных вариантов конструкции для будущего товара заключается в переводе параметров рынка, т.е. требований потребителей, в технические параметры продукции. Действительно, выбор предпочтительных вариантов направлен только на выявление тех элементов объекта, которые в будущем будут формировать ценность в глазах потребителя, что требует использования методов прогнозирования.
Таким образом, перевод параметров потребности в параметры качества продукции осуществляется в два этапа. Первый этап характеризуется совместным построением деревьев свойств и функций продукции. При построении дерева свойств формируются конструктивные элементы продукции, учитывающие факторы повышения качества. Дерево функций позволяет определить существующие связи между конструктивными элементами продукции и влиянием окружающей среды на эти элементы. На основе такого системного подхода формируется перечень предпочтительных вариантов конструкций изделия, т.е. происходит окончательный перевод параметров потребностей потребителей в технические характеристики продукции - второй этап рассматриваемого механизма.
Конечным итогом рассматриваемого механизма формирования факторов повышения качества продукции является анализ полученных результатов, т.е. сопоставление параметров продукции с параметрами продукции конкурентов и с параметрами потребности, на основании чего выбирается один из вариантов дальнейших действий. Первый вариант связан с внедрением разработанной продукции на рынок, когда потребитель получает продукцию совершенно нового уровня качества, а второй - с корреляцией некоторых параметров уже существующей продукции и поддержание ее качества. В результате такого анализа происходит сопоставление полученного результата с целями и задачами, поставленными перед началом мероприятий по повышению качества продукции.
Несмотря на наличие объективных преимуществ, при внедрении алгоритма по повышению качества и конкурентоспособности продукции, несомненно, будут возникать трудности, которые позволят руководству осознать и понять важность тех аспектов процесса, которым при использовании традиционных технологий не уделялось должного внимания. Это, в свою очередь, способствует быстрейшему и эффективному решению возникающих вопросов, а также созданию благоприятных условий для реализации программ разработки новых рыночных продуктов, по обеспечению их конкурентоспособности, а также повышению качества уже существующих товаров.
Таким образом, разработанный механизм формирования факторов повышения качества продукции позволяет переводить требования потребителей в количественные характеристики продукции с учетом определенных факторов повышения качества с применением методов прогнозирования и является составной частью концепции обеспечения конкурентоспособности продукции.
Литература
1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1989. 256 с.
2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2002. 384 с.
3. Версан В.Г., Сильков В.И., Дубицкий Л.Г. Интеграция производства и управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1995. 320 с.
3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988. 80 с.
5. Голов Г.А., Коровин И.А., Макаров М.И. Технология оперативной оценки и повышения эффективности и конкурентоспособности продукции // Методы менеджмента качества. 2000. № 9. С. 16-19.
6. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 199 с.
7. Кадышев Е.Н., Семенов В.Л. Модель системной организации процесса обеспечения качества регионального производства. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 156 с.
8. Конарева Л.А. Управление качеством продукции в промышленности США. М.: Наука, 1977. 256 с.
9. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000. 256 с.
10. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992.
140 с.
11. Семенов В.Л. Механизм обеспечения конкурентоспособности продукции // Инновации в образовательном процессе: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧПИ МГОУ, 2011. С. 403-407.
12. Семенов В.Л. Теоретические аспекты конкурентоспособности как экономической категории // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2011. № 3(51). С. 83-85.
13. Семенов В.Л. Анализ применения методов прогнозирования при оценке параметров качества продукции // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире: материалы III Междунар. заочная науч.-практ. конф. Краснодар: Пресс-Имидж, 2011. С. 164-167.
14. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / под ред. А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ. См. с. 477.