Научная статья на тему 'Определение постоянного и вариативного состава показателей кортежа качества продукции'

Определение постоянного и вариативного состава показателей кортежа качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОРТЕЖ / ПРОДУКЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОСТАВ / ФУНКЦИЯ / QUALITY / TUPLE / GOODS / PROGNOSTICATION / COMPOSITION / FUNCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Владислав Львович

Рассмотрен общий состав показателей кортежа качества продукции и факторы, определяющие его выбор; предложена классификация показателей качества продукции на постоянный и вариативный составы с последующим определением признаков группировки; обоснована взаимосвязь прогнозирования показателей качества продукции с предложенной классификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF CONSTANT AND VARIATIVE COMPOSITION OF INDICATORS OF TUPLE OF QUALITY OF GOODS

The general composition of indicators of tuple of quality of goods and the factors determining its choice is considered; classification of indicators of quality of goods on constant and variative composition with the subsequent determination of signs of grouping is offered; the interrelation of prognostication of indicators of quality of goods with the offered classification is proved.

Текст научной работы на тему «Определение постоянного и вариативного состава показателей кортежа качества продукции»

УДК 005.336.3

В.Л. СЕМЕНОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО И ВАРИАТИВНОГО СОСТАВА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОРТЕЖА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ*

Ключевые слова: качество, кортеж, продукция, прогнозирование, состав, функция.

Рассмотрен общий состав показателей кортежа качества продукции и факторы, определяющие его выбор; предложена классификация показателей качества продукции на постоянный и вариативный составы с последующим определением признаков группировки; обоснована взаимосвязь прогнозирования показателей качества продукции с предложенной классификацией.

V.L. SEMENOV

DEFINITION OF CONSTANT AND VARIATIVE COMPOSITION OFINDICATORS OF TUPLE OF QUALITY OF GOODS

Keywords: quality, tuple, goods, prognostication, composition, function.

The générai composition of indicators of tuple of quality of goods and the factors determlning Its cholce is consldered; classification of Indicators of quality of goods on constant and variative composition wlth the subséquent détermination ofslgns ofgrouping Is oflered; the interrelation of prognostication of Indicators of quality of goods wlth the offered classification Isproved.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Таким образом, качество является одним из весомых факторов обеспечения конкурентоспособности продукции и далее по иерархии конкурентоспособности предприятия, отрасли, региона и государства в целом [1-4].

Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя к продукции. Конкретные требования к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества. Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом: назначения и условий использования продукции; анализа требований потребителей; задач управления качеством продукции; состава и структуры характеризуемых свойств; основных требований к показателям качества; факторов внешней среды и т.д.

В целом совокупность единичных показателей качества продукции можно объединить в укрупненные факторы в виде следующего кортежа:

Q = <КП, КК, КЦ, KM, KS, КС>, где КП - фактор соответствия параметров продукции перечню требований потребителей; КК - фактор соответствия значений параметров товара требованиям потребителей; КЦ - фактор соответствия цены количественным параметрам товара; КМ - фактор соответствия рыночной позиции количественным параметрам товара; KS - фактор соответствия параметров продукции социуму; КС - фактор соответствия параметров продукции параметрам аналогичной продукции лидирующего конкурента (отвечающий современным потребительским запросам).

Таким образом, данный кортеж представляет собой только укрупненный перечень показателей качества продукции, т.е. каждый из перечисленных

’ Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (проект № МК-4076.2011.6).

факторов можно разбить на определенные показатели следующего более низкого уровня, образуя тем самым «дерево качества» в форме древовидной диаграммы. Например, первый фактор в кортеже можно представить следующим образом:

КП = <КПБК, КПТК, КПжк, КПСп>, где КПБК - степень соответствия параметров продукции профилю базового качества; КПт к - степень соответствия параметров продукции профилю требуемого качества; КПжк - степень соответствия параметров продукции профилю желаемого качества; КПсп - степень соответствия параметров продукции скрытым потребностям потребителя.

Далее каждый из рассмотренных параметров соответствия продукции перечню требований потребителей можно представить как совокупность отдельных показателей качества продукции. Например, степень соответствия параметров продукции профилю базового качества можно рассмотреть как совокупность таких показателей, как назначение, безопасность, надежность, экологичность и т.д. Но необходимо отметить, что и на этом уровне дробление может не прекратиться. Уровень членения будет зависеть от конкретных условий оценки качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество определено как «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям», т.е. качество можно представить как степенную функцию, в рамках которой один и тот же уровень качества продукции может быть оценен по-разному отдельными потребителями. Таким образом, качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Зачастую в качестве эталонов выступают либо лучшие отечественные или зарубежные образцы продукции, либо требования, закрепленные в стандартах или технических условиях.

По поводу эталонов в виде лучших отечественных или зарубежных образцов продукции можно сказать, что они в условиях рыночной экономики и жесточайшей конкуренции являются переменными, т.е. объектами, которые постоянно меняют свои параметры. Действительно, на данный момент времени в качестве эталона может выступать продукция одного конкурента, но через определенное незначительное время на лидирующие позиции может выйти продукция совершенно другого конкурента, параметры которой по своим свойствам будут более приближены к требованиям потребителей. Это свидетельствует о том, что в таких условиях отдельные единичные показатели кортежа качества продукции будут менять свои количественные или качественные характеристики. Данные показатели условно можно назвать вариативными, так как они сильно будут зависеть от фактора времени, т.е. за очень короткие промежутки времени будут менять свои свойства.

Требования, которые закреплены в технических регламентах, стандартах и технических условиях, с одной стороны, узаконивают совокупность свойств продукции на определенный (причем на длительный) период времени, так как разработчиком таких документов выступает в большинстве случаев государство. С другой стороны, потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя конкретную продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя. Это связано с тем, что в таких документах зачастую устанавливают минимально необходимые требования по пока-

зателям безопасности, технологичности, стандартизации и т.д., которые отражают определенный этап научно-технического прогресса. Поэтому такие показатели качества продукции в кортеже условно можно назвать постоянными, т.е. не меняющими свои количественные и качественные характеристики в течение долгого периода времени, или условно не зависящими от фактора времени.

Таким образом, многообразие единичных показателей качества продукции в рамках «дерева качества» можно разделить на две обобщенные группы -постоянные и вариативные, вследствие чего возникает необходимость определения признаков, однозначно указывающих на принадлежность показателя качества продукции к той или иной группе. В качестве таких наиболее весомых признаков можно выделить следующие факторы: влияния потребителя; участия государства; влияния конкурентов; минимальности.

Фактор влияния потребителя определяет вариативную часть, так как этот фактор постоянно подстегивает производителей менять параметры качества продукции. Это связано с тем, что, во-первых, потребитель зачастую рационален, т.е. способен трезво оценивать издержки и выгоды, а также последствия принимаемых решений, которые очень сильно зависят от времени. Во-вторых, потребитель независим, т.е. он принимает решения исходя из собственных предпочтений, самостоятельно, следуя своим желаниям, удовлетворяя собственные потребности, которые также очень часто меняются в зависимости от внешних и внутренних условий. В-третьих, в нынешних условиях потребитель всегда информирован, а следовательно, знает свои потребности, альтернативные возможности их удовлетворения, имеет достаточно информации для принятия рационального решения. В-четвертых, потребитель эгоистичен, т.е. постоянно стремится получить выгоду, улучшить свое положение, удовлетворить максимально свои потребности. При этом следует отметить, что эгоистичность потребителя в первую очередь направлена на производителя продукции, так как интересы последнего потребителя вообще не волнуют. Таким образом, фактор влияния потребителя однозначно воздействует на вариативную часть показателей кортежа качества продукции, так как заставляет постоянно менять количественные и качественные характеристики продукции производителей.

Фактор участия государства также формирует определенный перечень показателей кортежа качества продукции, так как государство - это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы, т.е. как производителей, так и потребителей. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, трансформируется в законодательную форму. Однако необходимо помнить, что государство взаимодействует с социально-экономической системой на основе принципа «необходимости», т.е. только в тех сферах, где данное управление допустимо и целесообразно. Ярчайшим примером формирования определенных параметров качества продукции с участием государства является работа по стандартизации. Например, государство в лице Росстандарта разрабатывает или пересматривает государственные стандарты (ГОСТ Р), в рамках которых обеспечивается повышение степени соответствия продукции, работ (процессов) и услуг их функциональному назначению, что обеспечивает повышение лояльности потребителя. Таким образом, фактор участия государства определяет постоянный состав показателей кортежа качества про-

дукции, а значит, неизменность этих показателей в течение длительного периода времени.

Фактор влияния конкурентов определяет вариативный состав показателей кортежа качества продукции, так как поведение конкурентов в каждый момент времени имеет совершенно новое состояние. При этом поведение конкурентов стимулирует к развитию, заставляет с каждым днем становиться все лучше и эффективнее. Кроме этого, конкуренты являются некоторым ориентиром для сравнения, а следовательно, у них можно подглядеть и почерпнуть идеи для развития своего бизнеса, в частности повышения конкурентоспособности продукции, в том числе и за счет качества. Таким образом, при составлении вариативного состава показателей качества продукции необходимо постоянно анализировать поведение конкурентов, на основании чего получить все возможные преимущества.

Фактор минимальности формирует постоянный состав показателей кортежа качества продукции. С точки зрения потребительских свойств любая продукция должна обладать определенным минимальным уровнем качества, т.е. уровнем, при котором потребитель оценивает возможность покупки, а значит, продукция должна обладать уже набором таких свойств. Такие показатели качества можно назвать базовыми, т.е. необходимыми, но не несущими никакой ценности в глазах потребителя.

Таким образом, все перечисленные факторы позволяют однозначно определить постоянный и вариативный составы показателей качества продукции, а значит, обеспечить ее конкурентоспособность с точки зрения фактора качества. Кроме того, данные факторы позволяют оценить возможности прогнозирования единичных показателей качества [4], в первую очередь постоянного состава, в зависимости от существующих условий. Например, при разработке государственных стандартов в рамках опережающей стандартизации можно заложить заведомо повышенные требования к объекту (например, к продукции), которые будут актуальны через 5 или 10 лет. Кроме того, предприятие в рамках фактора минимальности самостоятельно может оценить динамику повышения требований к базовым показателям качества продукции, а значит, быть более конкурентоспособным в будущем. Сложнее дело обстоит с вариативным составом показателей качества продукции, но по отдельным единичным показателям также можно применить методы прогнозирования, а следовательно, более эффективно удовлетворить требования потребителей.

Литература

1. Семенов В.Л. Выбор конкурентной стратегии региона // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2008. С. 215-219.

2. Семенов В.П., Смирнов В.В. Организация процесса обеспечения качества регионального производства // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 6. С. 357-381.

3. Семенов В.П., Смирнов В.В. Особенности формирования региональной системы обеспечения конкурентоспособного производства // Региональная экономика. Теория и практика. 2008. № 13 (70), май. С. 9-19.

4. Чайников В.Н. Обеспечение прогнозного уровня конкурентоспособности продукции // Вестник Чувашского университета. 2010.№ 2. С. 482-486.

СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (wlad21@mail.ru).

SEMENOV VLADISLAV LVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of quality management and competitiveness chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.