Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / BACHELOR OF EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ETHNIC CULTURAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Елена Юрьевна

В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной личности педагога, обучающего иностранному языку и ознакамливающего учащихся с иноязычной культурой. Предметом исследования выступают этнокультурные характеристики поликультурной личности педагога, которые определяются во взаимосвязи с социальными процессами, образовательными реформами и спецификой иноязычной профессиональной подготовки в вузе. Искомые характеристики выявляются путем анализа научных исследований, представленных в психолого-педагогической и методической литературе. Новизна работы - подход к поликультурной личности будущего педагога с позиций этнокультурности, реализуемой в иноязычном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL IDENTITY FUTURE TEACHER IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article considers the problem of formation of ethnic cultural identity of the teacher, learning a foreign language and introducing students with foreign language culture. The subject of research are ethno-cultural characteristics of a multicultural personality of the teacher which are determined in relation to social processes, educational reforms and the specifics of foreign language training at the University. The desired characteristics are detected by analyzing scientific research in psycho-pedagogical and methodological literature. The novelty of this work is the approach to polycultural personality of a future teacher from the positions of ethnic cultural implemented in foreign language professional education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Е.Ю. Варламова

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ключевые слова: этнокультурность, иноязычное образование, будущий педагог, бакалавр педагогического образования, этнокультурная компетентность.

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной личности педагога, обучающего иностранному языку и ознакамливающего учащихся с иноязычной культурой. Предметом исследования выступают этнокультурные характеристики поликультурной личности педагога, которые определяются во взаимосвязи с социальными процессами, образовательными реформами и спецификой иноязычной профессиональной подготовки в вузе. Искомые характеристики выявляются путем анализа научных исследований, представленных в психолого-педагогической и методической литературе. Новизна работы - подход к поликультурной личности будущего педагога с позиций этнокультурности, реализуемой в иноязычном профессиональном образовании.

Интегративные процессы в политике поликультурных государств обусловливают необходимость иноязычного воспитания и развития подрастающего поколения. Общество нуждается в личности, самореализующейся в поликультурной и этнокультурной среде на основе языка, опыта постижения и усвоения культур в их многообразии, а также сформированных умений решать проблемы социальных взаимоотношений в поликультурном пространстве. Основы такого взаимодействия закладываются в образовательных организациях. Процесс изучения иностранного языка и познания иноязычной культуры (культуры иноязычных стран) основан на актуализации культурного содержания и культурно-просветительской деятельности обучающегося, что предполагает опору на культурный опыт по усвоению культур в их многообразии. Данные положения актуализируют проблему профессиональной подготовки педагогов, способных осуществлять обучение подрастающего поколения иностранному языку и иноязычной культуре.

Современная система образования имеет многоуровневый характер. Овладение профессиональной деятельностью педагога, способного обучать иностранному языку и иноязычной культуре в условиях поликультурного общества, происходит в процессе иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в вузе. В организации и осуществлении своей образовательной деятельности вузы ориентируются на возрастающую потребность социума в профессиональной подготовке педагога, способного планировать и осуществлять образовательный процесс с учетом специфики этнокультурных компонентов среды той или иной образовательной организации. Таким образом, формирование качеств, характеризующих педагога как этнокультурную личность, изучившую иноязычную этнокультуру и способную этой культуре обучать в образовательных организациях, начинается в вузе и продолжается в процессе осуществления педагогом профессиональной деятельности. Однако важными, но недостаточно исследованными остаются вопросы, касающиеся собственно качеств, относящихся к этнокультурной личности педагога в иноязычном образовании и позволяющих успешно обучать иностранным языкам и иноязычной культуре учащихся с учетом этнокультурных условий образовательного процесса и его компонентов.

Таким образом, диагностика проблемы позволила определить предмет исследования - формирование личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки к осуществлению педагогической деятельности, связанной с обучением иностранному языку учащихся в поликультурной среде образовательных организаций. Цель научной работы, представленной в данной статье, - определение специфичных черт, характеризующих поликультурную личность будущего педагога, обучающего иностранному языку и знакомящего с иноязычной культурой с позиций этнокультурности (как направления функционирования социума и осуществления воспитательно-образовательного процесса в вузе, образовательной организации).

пеппгогический журнал слшнортостпнп м 4(65). яо!б

При исследовании выполнен анализ научной литературы на общенаучном и технологическом методологических уровнях - психолого-педагогических и методических работ, нормативной документации. В плане характеристики этнокультурной личности педагога основу составляют требования к педагогу в области иноязычного образования, рассматриваемые во взаимосвязи с реформами в российской системе образования и процессами, характеризующими функционирование социума.

Интеграция российского образования в мировое (также общеевропейское) образовательное сообщество, расширение границ культурно-образовательного пространства повлекли за собой ряд реформ в системе российского образования. Среди явлений, оказывающих влияние на функционирование социальных институтов, А.М. Егорычев отмечает рост этнического самосознания народов мира и усиление значимости межкультурной коммуникации в мировых масштабах [2]. Эти явления обусловливают детализацию требований к педагогам, осуществляющим педагогическую деятельность по обучению иностранным языкам в образовательных организациях, и важность сформированности у них качеств, позволяющих осуществлять образовательную деятельность, основанную на диалогах иноязычной этнокультуры с другими этнокультурами, функционирующими в образовательной среде организации; управлять процессами межкультурного взаимодействия, осуществляющегося средствами изучаемого иностранного языка.

Обратимся к характеристике качеств в рамках отмеченных выше требований. Одним из ключевых качеств, позволяющим педагогу самореализовываться в поликультурной образовательной среде в рамках отмеченных выше аспектов, является его открытость к диалогу культур и межкультурным взаимодействиям. Содержание данного качества в иноязычном образовании специфично и включает готовность педагога:

- выполнять коммуникативную деятельность на материалах иностранного языка и иноязычной культуры с опорой на интегрированный этнокультурный опыт учащихся - их знания, умения и навыки в познании родной этнокультуры и родного языка;

- использовать педагогические методы и средства, побуждающие учеников к сравнению иноязычной и родной этнокультур, выявлению их особенностей и осознанию неповторимости и ценности каждой этнокультуры;

- применять методы и приемы, позволяющие обучающимся понять роль родной и иноязычной этнокультур в развитии мирового культурно-образовательного пространства; необходимость сохранения уникальности каждой этнокультуры, сохранения и развития родной и иноязычной этнокультур в процессе межкультурной коммуникации.

Это предполагает сформированность у педагога не только системных знаний о родной и иноязычной культурах, языках (родном и иностранном), но и умений осуществлять коммуникацию этнокультурного содержания средствами родного и иностранного языков. Отметим, что в настоящее время образовательный процесс в иноязычном образовании ориентирован в основном на овладение учащимися знаниями и представлениями об иноязычной этнокультуре средствами родного и иностранного языков, однако мало внимания уделено формированию у учеников умений осуществлять межкультурную коммуникацию, способствующую сохранению и развитию российской культуры в единстве ее локальных культур средствами иностранного языка.

Реформы в образовательной системе повлекли разработку и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, в которых требования к выпускникам вуза обозначены через общекультурные и профессиональные компетенции, основанные на знаниях, умениях и навыках, способностях, качествах, позволяющих эффективно осуществлять будущую профессиональную деятельность. В требованиях, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах к будущему педагогу, бакалавру педагогического образования, отражается содержание его этнокультурной подготовки:

- понимание значимости культуры в социуме, осознание культурных различий людей как представителей определенных этносов и народов;

- умения и навыки осуществления профессиональной деятельности на основе культурных ценностей, принципов толерантности и культурного взаимодействия;

- умение вести культурно-профессиональное общение;

- готовность осуществлять культурно-просветительскую деятельность на основе регионального, отечественного и зарубежного культурного опыта;

- уважительное отношение к культурно-историческому опыту и культурным традициям народов, этносов, наций, социума в целом [1].

Таким образом, можно говорить о необходимости формирования у будущего педагога комплекса профессионально направленных этнокультурных характеристик, которые позволят ему самореализовываться в процессе осуществления педагогической деятельности в поликультурной среде образовательной организации.

В работах Н.Г. Арзамасцевой, Л.В. Коноваловой, Г.Н. Непомнящей, О.П. Нестеренко, С.Б. Серяковой, С.Н. Федоровой и других исследователей этнокультурное содержание профессиональной подготовленности будущего педагога к профессиональной деятельности определяется через понятие «этнокультурная компетентность». По мнению ученых, этнокультурная компетентность будущего педагога представляет собой интегра-тивное качество, личностный компонент которого предусматривает готовность педагога осуществлять образовательно-воспитательный процесс в соответствии с гуманистическими ценностями, устоявшимися национальными идеалами, с учетом опыта этнокультурного развития учащихся, что проявляется в мировоззренческих аспектах личности педагога, а также в деятельностном плане, сформированных умениях осуществлять профессиональную деятельность этнокультурного содержания [3; 6].

Говоря об этнокультурной личности педагога со знанием иностранного языка и иноязычной этнокультуры, правомерным будет обращение к следующему качеству, характеризующему этнокультурную личность будущего педагога, - его иноязычной этнокультурной компетентности как совокупности компонентов, сформированность которых обеспечивает взаимодействие педагога с иноязычной культурой в процессе осуществления профессиональной деятельности; с этнокультурой и социокультурой учащихся; с этнокуль-турой, определяющей содержание воспитательно-образовательного процесса и составляющей основу организации, осуществления обучения в образовательной организации.

Обратимся к качествам будущего педагога в соответствии с обозначенными выше аспектами взаимодействия.

Во-первых, педагог, осуществляющий обучение иностранному языку и ознакомление учащихся с иноязычной культурой, в процессе взаимодействия с иноязычной культурой продолжает свое профессиональное развитие, осознавая особенности иноязычной этнокультуры, значимые для учащихся. Следовательно, важным условием становится сформированность у педагога характеристик и качеств, позволяющих рационально организовывать и осуществлять культурно-познавательную деятельность средствами иностранного языка -соответствующие иноязычные компетенции, как то лингвистическая / языковая; коммуникативная / речевая; лингвопознавательная.

Во-вторых, взаимодействие педагога с этнокультурой и социокультурой учащихся предполагает, что в методике обучения иностранным языкам необходимо опираться на сформированный у учеников этнокультурный опыт, связанный с овладением родным языком и родной этнокультурой, а также на их социокультуру (основа подхода - научные работы Л.В. Мардахаева). Социокультура выступает как результат индивидуальной социализации, которая предполагает овладение культурой среды, нормами и правилами, образцами поведения и деятельности, что сопровождается культурным формированием личности в

аепагогический журнал Башкортостана м 4(65), soi6 a§§sgas

определенной социальной среде, а также и проявляется в культуре поведения, общения, деятельности [4; 5].

В иноязычном образовании взаимодействие педагога с этно- и социокультурой учащихся опирается на сформированные личностную и социокультурную компетенции, что позволяет индивидуализировать процесс ознакомления с иноязычной культурой на основе интегрированного (этнокультурного и социокультурного) опыта учащихся и способствует формированию у них ценностного отношения к родной и иноязычной культурам, пониманию роли этнокультур в социуме и мировом культурно-образовательном пространстве.

В-третьих, взаимодействие педагога с этнокультурой образовательного процесса в образовательной организации требует сформированности лингводидактической компетенции, которая входит в состав профессиональной компетентности педагога, осуществляющего обучение иностранным языкам и ознакомление с иноязычной культурой в образовательных организациях. Заметим, что лингводидактическая компетенция - это совокупность сформированных у будущего педагога знаний, умений и навыков, качеств личности, которые отражают аспекты его иноязычной (языковой, речевой, этнокультурной) и методической подготовленности к осуществлению образовательной деятельности. Проблема развития лингводидактической компетенции будущих педагогов в условиях вуза рассмотрена в диссертационных работах К.Э. Безукладникова, Е.С. Глазыриной, Н.С. Рубинной, А.М. Тевелевич, Я.В. Шульга. Ими доказана значимость комбинирования классического (академического) обучения с интерактивными и инновационными педагогическими технологиями развития рассматриваемой характеристики у обучающихся, что обеспечивается комплексным воздействием на мотивацию и сознательность обучающегося. Сформирован-ность у педагога лингводидактической компетенции обеспечивает рациональную организацию обучения иностранному языку и иноязычной культуре, что связано с реализацией концепции поликультурного образования. Обращаясь к данной концепции, Р.З. Хайруллин отмечает направленность поликультурного образования на формирование культуры межнационального общения, что позволяет осуществлять межкультурную коммуникацию на основе признания уникальности и значимости каждого народа [7].

Учет культуры, определяющей содержание образовательного процесса, требует сформированности у педагога, обучающего иностранному языку и иноязычной культуре, характеристик толерантности (этнотолерантности). В понимании толерантности (этнотоле-рантности) как признания уникальности и ценности инокультур за основу приняты подходы к данному понятию Г.Ж. Фахрутдиновой [8] и Р.З. Хайруллина [7]. В иноязычном образовании толерантное отношение педагога к другим культурам (этнокультурам) связано с пониманием их своеобразия, ценности для развития общего мирового культурно-образовательного пространства, с осознанием роли родного языка и иностранных языков в осуществлении межкультурной коммуникации. Сформированность такого толерантного отношения у педагога как поликультурной личности - непременное условие развития толерантности у учащихся в иноязычном образовании.

Результаты реформирования российской системы образования в настоящее время не определены, однако очевидно повышение значимости формируемых качеств, позволяющих личности развиваться в поликультурном социуме. В преподавании иностранных языков акцент сместился с иноязычного обучения (то есть нацеленности на усвоение иностранного языка) на иноязычное образование, предполагающее направленность на формирование поликультурной личности, владеющей языками родного и иноязычного этносов (как «отражателей» становления и развития их культур). Изложенное позволяет сделать вывод, что социальные процессы и образовательные реформы привели к пересмотру требований к поликультурной личности педагога. Специфика иноязычной профессиональной деятельности педагога, система этнокультурных взаимодействий компонентов образовательного процесса продиктовали необходимость формирования этнокультурных характери-

стик и качеств личности, способствующих достижению образовательных целей в иноязычном образовании, а также сохранению этнокультур и их развитию в общем мировом культурно-образовательном пространстве. Отмеченные положения нашли отражение на всех этапах осуществления иноязычной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе планирования и разработки рабочих программ учебных дисциплин, при осуществлении учебного процесса и использовании соответствующих технологий иноязычного образования, на этапе контроля и коррекции учебного процесса, с учетом достигнутых результатов профессиональной подготовленности студентов.

1. Егорычев, А. М. Современная российская система образования: контекст духовных традиций / А. М. Егорычев // Современные научные исследования. - 2012. - № 6 (3). - С. 7.

2. Коновалова, Л. В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Людмила Викторовна Коновалова. - Великий Новгород, 2011. - 52 с.

3. Мардахаев, Л. В. К вопросу о понимании существа детской субкультуры и социокультурного мира ребенка в социальной педагогике / Л. В. Мардахаев // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - 2013. - № 7. - С. 141-152.

4. Мардахаев, Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 21-26.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование. Квалификация (степень) Бакалавр. [Электронный ресурс]. 11К1- : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения : 16.02.2016).

6. Федорова, С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов : автореф. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Федорова Светлана Николаевна. - М., 2006. - 40 с.

7. Хайруллин, Р. З. Нет народа «хуже» и народа «лучше» / Р. З. Хайруллин // Народное образование. -1997. - № 1.- С. 81-84.

8. Фахрутдинова, Г. Ж. Формирование этнокультурной личности в современных условиях / Г. Ж. Фахрутди-нова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11. - С. 91-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.