Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования'

Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / общество / сознание / культура / ценности / мотив / традиции / этническая общность / этнизация / познавательный процесс / personality / society / consciousness / culture / values / motive / traditions / ethnic community / ethnization / cognitive process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клушина Надежда Павловна, Волков Александр Александрович

Введение. В современном обществе социальных перемен особое значение приобретают ключевые компетентности, обеспечивающие не только выживание индивида в новых социально-экономических и социокультурных условиях, но и успех его профессиональной деятельности, соответствие мировым стандартам, а также конкурентоспособность преподавателя в едином образовательном пространстве. Материалы и методы. В настоящее время есть основание говорить не только о компетентностях, которые были присущи педагогу и составляют основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новых компетентностях, которыми еще следует овладеть. При рассмотрении данных вопросов применяются общенаучные научные методы и подходы, сравнительный анализ, исторический и герменевтический методы научного исследования. Результаты исследования. По мнению авторов, к числу ключевых компетентностей относится этнокультурная компетентность. Этнокультурная компетентность как интегративное образование имеет свою структуру. Мотивационный компонент этнокультурной компетентности педагога рассматривается как совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности педагога в полиэтническом регионе. Особая роль в процессе формирования этнокультурной компетентности принадлежит системе образования. Обсуждение и заключение. Этнокультурная компетентность определяется как системное социокультурное явление, имеющее объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона этнокультурной компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей этнокультурной компетентности. Система образования закладывает основы аксиологического и праксиологического отношения к миру, формирует логику мышления. Одной из особенностей системы образования в решении проблемы формирования этнокультурной компетентности является то, что в ней действует конкретный социокультурный этнический феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клушина Надежда Павловна, Волков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Ethnocultural Competence in Pedagogical Activity: Sociocultural Aspect of Research

Introduction. In modern society of social change, key competencies are of particular importance. They ensure not only the survival of the individual in new socio-economic and socio-cultural conditions, but also the success of his professional activities, compliance with international standards, as well as the competitiveness of the teacher in a single educational space. Materials and methods. Currently, there is reason to speak not only about the competencies that were inherent in the teacher and form the basis of his professional skills, but also about completely new competencies that should still be mastered. When considering these issues, general scientific methods and approaches, comparative analysis, historical and hermeneutic methods of scientific research are used. Results. According to the authors, ethnocultural competence is among the key competencies. Ethnocultural competence as an integrative entity has its structure. The motivational component of the ethnocultural competence of the teacher is considered as a combination of motives adequate to the goals and objectives of the teacher’s professional activities in a multi-ethnic region. The special role in the process of ethnocultural competence formation belongs to the education system. Discussion and conclusion. Ethnocultural competence is defined as a systemic sociocultural phenomenon that has objective and subjective sides. The objective side lies in the requirements that society places on the professional activities of the teacher. The subjective side of ethnocultural competence is a reflection of the objective side, which is refracted through the personality of the specialist, his professional activity, the peculiarities of motivation in improving and developing his ethnocultural competence. The education system lays the foundations of axiological and praxiological attitude to the world, forms the logic of thinking. One of the features of the education system in solving the problem of ethnocultural competence formation is that a specific sociocultural ethnic phenomenon operates in it.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

9

© ф

"И) Check for updates

Научная статья

УДК 159.9

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-19-25

Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования

Н.П. Клушина1 Н, А.А. Волков2

'Северо-Кавказский федеральный университет, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 2Ставропольский государственный педагогический институт, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»

Н klnp13@mail.ru

Введение. В современном обществе социальных перемен особое значение приобретают ключевые компетентности, обеспечивающие не только выживание индивида в новых социально-экономических и социокультурных условиях, но и успех его профессиональной деятельности, соответствие мировым стандартам, а также конкурентоспособность преподавателя в едином образовательном пространстве.

Материалы и методы. В настоящее время есть основание говорить не только о компетентностях, которые были присущи педагогу и составляют основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новых компетентностях, которыми еще следует овладеть. При рассмотрении данных вопросов применяются общенаучные научные методы и подходы, сравнительный анализ, исторический и герменевтический методы научного исследования.

Результаты исследования. По мнению авторов, к числу ключевых компетентностей относится этнокультурная компетентность. Этнокультурная компетентность как интегративное образование имеет свою структуру. Мотивационный компонент этнокультурной компетентности педагога рассматривается как совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности педагога в полиэтническом регионе. Особая роль в процессе формирования этнокультурной компетентности принадлежит системе образования. Обсуждение и заключение. Этнокультурная компетентность определяется как системное социокультурное явление, имеющее объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона этнокультурной компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей этнокультурной компетентности. Система образования закладывает основы аксиологического и праксиологического отношения к миру, формирует логику мышления. Одной из особенностей системы образования в решении проблемы формирования этнокультурной компетентности является то, что в ней действует конкретный социокультурный этнический феномен.

Ключевые слова: личность, общество, сознание, культура, ценности, мотив, традиции, этническая общность, этнизация, познавательный процесс.

Для цитирования. Клушина Н.П., Волков А.А. Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):19-25. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-19-25

Аннотация

© Н.П. Клушина, А.А. Волков, 2023

Original article

Formation of Ethnocultural Competence in Pedagogical Activity: Sociocultural Aspect of Research

Nadezhda P Klushina1 H, Alexander A Volkov2

'North Caucasus Federal University, 1, Pushkin Street, Stavropol, Stavropol region, Russian Federation 2Stavropol State Pedagogical Institute, 417 "A", Lenin Street, Stavropol, Stavropol region, Russian Federation H klnp13@mail.ru

Abstract

Introduction. In modern society of social change, key competencies are of particular importance. They ensure not only the survival of the individual in new socio-economic and socio-cultural conditions, but also the success of his professional activities, compliance with international standards, as well as the competitiveness of the teacher in a single educational space.

Materials and methods. Currently, there is reason to speak not only about the competencies that were inherent in the teacher and form the basis of his professional skills, but also about completely new competencies that should still be mastered. When considering these issues, general scientific methods and approaches, comparative analysis, historical and hermeneutic methods of scientific research are used.

Results. According to the authors, ethnocultural competence is among the key competencies. Ethnocultural competence as an integrative entity has its structure. The motivational component of the ethnocultural competence of the teacher is considered as a combination of motives adequate to the goals and objectives of the teacher's professional activities in a multi-ethnic region. The special role in the process of ethnocultural competence formation belongs to the education system.

Discussion and conclusion. Ethnocultural competence is defined as a systemic sociocultural phenomenon that has objective and subjective sides. The objective side lies in the requirements that society places on the professional activities of the teacher. The subjective side of ethnocultural competence is a reflection of the objective side, which is refracted through the personality of the specialist, his professional activity, the peculiarities of motivation in improving and developing his ethnocultural competence. The education system lays the foundations of axiological and praxiological attitude to the world, forms the logic of thinking. One of the features of the education system in solving the problem of ethnocultural competence formation is that a specific sociocultural ethnic phenomenon operates in it.

Keywords: personality, society, consciousness, culture, values, motive, traditions, ethnic community, ethnization, cognitive process.

For citation. Klushina NP, Volkov AA. Formation of ethnocultural competence in pedagogical activity: sociocultural aspect of research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):19-25. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-19-25

Введение. Этнокультурная (поликультурная) компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей:

- непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально- психологических особенностей;

- преодоление этноцентрических предубеждений;

- способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур.

Для Российского государства, на территории которого проживает большое количество национальностей, владение поликультурной (этнокультурной) компетентностью имеет огромное значение. Она определяется «... формами духовно-практического освоения мира, которые выражают ценностное отношение человека к действительности» [1], закономерно изменяющимися в историческом времени. Несмотря на то что открытые межнациональные конфликты и войны, имевшие место на территории России, уходят в прошлое, в различных уголках нашего многонационального государства еще присутствует напряженность, имеют место вспышки ксенофобии и расизма. А это значит, что среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как государства, так и личности выделяется умение жить вместе. Важная роль здесь отводится системе образования.

Материалы и методы. Методами научного исследования выступают общенаучные методы и подходы, исторический и герменевтический методы научного исследования, позволяющие установить причины социальной напряженности в отдельных регионах России. Применяются методы структурного и сравнительного анализа, обеспечивающие системное рассмотрение исследуемых проблем.

Результаты исследования. Этнокультурная компетентность является интегративным образованием, имеет свою структуру, включающую функционально связанные между собой компоненты. Теоретический анализ подходов к понятию компетентность позволяет сделать вывод о том, что это интегральное качество личности базирующееся прежде всего на знаниях, поэтому одним из значимых компонентов этнокультурной компетентности является интеллектуально-познавательный. Интеллект — это специфическая форма организации индивидуального, ментального опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Чем выше уровень интеллектуального развития, тем сложнее по составу и строению индивидуальный ментальный опыт, и соответственно, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является умозрительная картина мира. Здесь интеллект рассматривается как система разноуровневых познавательных процессов, которые обеспечивают приобретение и усвоение знаний. Под знаниями традиционно понимают обобщенный опыт людей, отраженный в их сознании. В структуре знаний выделяются фундаментальные и инструментальные знания.

Обсуждение и заключение. В процесс образования включены реальные люди — обучающиеся, преподаватели, родители, имеющие и осознающие свою этническую принадлежность. Поэтому от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое сообщество. В то же время сами по себе программы не способны обеспечить успех в формировании этнокультурной компетентности, ведущая роль здесь принадлежит преподавателю, который занимает одно из центральных мест в процессе формирования духовных ценностей общества. Развитие общества на современном этапе определяется информационными процессами [2], что способствует тенденциям коренного изменения цивилизационной картины мира [3], формирующейся через социальные контакты, изменения, происходящие благодаря этому в социокультурной сфере, «в определенной, фиксирующей этот мир структуре ... в сознании» [4, с. 157]. «Сознание постоянно формирует мир, мир есть форма организации сознания» [5].

Профессиональная деятельность педагога лежит в событийном пространстве преподаватель-обучающийся, именно здесь реализуются, обретают свою конкретику образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие проекты. В условиях многонационального социума необходимым условием продуктивной деятельности педагога, «способного вырабатывать собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни» [6], является владение этнокультурной компетентностью.

Этнокультурная компетентность педагога в структуре профессиональной компетентности определяется как системное социокультурное явление, имеющее объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона этнокультурной компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей этнокультурной компетентности.

Этнокультурная компетентность как некая целостность и интегративное образование имеет свою структуру, которая включает функционально связанные между собой компоненты:

- мотивационно-ценностный — совокупность мотивов и ценностных ориентаций, адекватных целям и задачам педагогической деятельности;

- интеллектуально-познавательный — совокупность фундаментальных и инструментальных знаний, обеспечивающих возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего;

- действенно-практический — совокупность умений и навыков практического решения задач обучения и воспитания в полиэтничной среде;

- рефлексивно-оценочный — совокупность способностей предвосхищать, оценивать собственную деятельность, вырабатывать стратегию педагогической деятельности.

Приступая к более подробному структурно-содержательному анализу поликультурной компетентности педагога, следует отметить, что представленная модель является универсальной, то есть с ее помощью можно описать как профессиональную компетентность, так и компетентности ее составляющие. В то же время содержательное наполнение компонентов этнокультурной компетентности будет иметь свои особенности.

Особенности поведения и деятельности личности обусловливают мотивы и ценностные установки. Поэтому представляется необходимым структурно-содержательный анализ этнокультурной компетентности начать с мотивационно-ценностного компонента.

Под мотивами обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы и интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от витальных до социальных.

Социальные потребности непосредственно связаны с поведением человека как члена общества. Потребность в социологическом и социально-психологическом плане выступает как способность и стремление к реализации ценностей.

В отечественной психологии утвердилось положение о том, что содержание мотивов личности определяется объективными условиями ее жизнедеятельности. С изменением конкретных социальных условий в ходе исторического развития меняются предпосылки для развития тех или иных мотивов, а также их конкретное содержание [7]. Устойчивые отношения жизнедеятельности определяют формирование тех или иных достаточно стабильных мотивов и потребностей субъекта, составляющих ядро его личности. Их сущность и особенности трудно понять вне механизма социальной деятельности человека.

Анализ мотивационной сферы человека показал, что она представляет совокупность стойких мотивов, имеющих иерархию и выражающих направленность развития личности в контексте «формирования новой социальной реальности» [8, с. 65], определяющей «необходимость рассмотрения ... диспозиции социальных структур» [9], связанной с «общественным сознанием ... общих культурных норм и ценностей» [3]. Здесь выделяются различные группы мотивов.

Мотивы, связанные с важнейшими общественными потребностями личности. В эту группу входят идейные мотивы (связанные с мировоззрением), политические (связанные с позицией личности по отношению к политике как внешней, так и внутренней), нравственные (основывающиеся на нравственных нормах и принципах), эстетические (отражающие потребность в прекрасном). По источнику возникновения нами выделяются мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощрительные). Мотивы по видам деятельности: сюда входят мотивы таких важнейших видов деятельности, как общественно-политическая, профессиональная, учебно-познавательная.

Общесоциальные мотивы, содержанием которых является осознание общественных потребностей, интересов, социальных норм, установок (альтруистические мотивы, желание создать хорошую школу).

Научно-познавательные, выражающие отношение к самому процессу познания (возможность профессионального, интеллектуального, культурного, организаторского роста, и в связи с этим получение новых знаний, умений и навыков).

Профессиональные мотивы, обусловленные интересом к профессии (возможность проявлять творчество, наличие интересной работы, которая удовлетворяет потребность в контактах с творческими людьми, коллегами по работе).

Мотивы самоутверждения, удовлетворение потребности в самовыражении, самосовершенствовании, а также в преодолении трудностей, постоянной борьбе с обстоятельствами.

Утилитарные мотивы, или мотивы собственного благополучия (потребность в заработке и необходимость данной работы из-за уважения среди определенного круга знакомых).

Мотивационный компонент этнокультурной компетентности педагога рассматривается как совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности педагога в полиэтничном регионе. Эти мотивы по своему содержанию могут быть связаны с деятельностью:

- общества в целом;

- образовательных организаций;

- непосредственно самого педагога.

Выделим три основные группы мотивов, которые входят в структуру этнокультурной компетентности педагога — это социальные, профессиональные мотивы и мотивы личностного развития.

Первую группу составляют социальные мотивы, касающиеся общества в целом. Для социолога общество означает широкий комплекс человеческих отношений или, говоря более специализированным языком, систему взаимодействия. Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление их

взаимодействия, мультикльтурализм [10]. Названные особенности обусловили изменения в образовании, для которого в настоящее время характерны усиление этнизации, возрастание роли родного языка, повышение интереса к историческому наследию, традициям, актуализация идей народной педагогики [11]. Исходя из этого можно выделить группу социальных мотивов: потребность соответствовать требованиям многонационального социума; причастность к одному из важнейших видов деятельности, которая направлена на решение задач подготовки молодежи в условиях многонациональной, многокультурной среды; реальный вклад в повышение эффективности межкультурного диалога, межнационального взаимодействия; интерес к проблемам межнациональных отношений в стране и мире [12].

Ко второй группе относятся профессиональные мотивы — мотивы, касающиеся непосредственно практической деятельности педагога. Профессия педагога — одна из наиболее сложных в мире профессий. Она определяется взаимодействием с формирующимися личностями и своей целью ставит содействие их развитию на базе культурного потенциала, накопленного обществом в конкретный исторический период и в определенной среде, имеющей свои географические координаты, природные характеристики, общественно-государственное устройство, национально-этнические особенности.

Национально-этнические особенности, концентрируя в своем содержании этническую специфику миро-видения, эмоционального состояния, а также особенности взаимодействия и взаимопонимания, поведения людей, обладают свойством влиять на эффективность воспитательной работы в многонациональном коллективе.

Это помогает, с одной стороны, находить у каждой национальной когорты общие закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции проведения воспитательных мероприятий и впоследствии учитывать их в учебно-воспитательном процессе. Серьезное осмысление и целенаправленный учет свойственных для представителей той или иной этнической общностей поведения и взаимоотношений, религиозных и нравственных ценностей позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогического воздействия.

С другой стороны, работая в многонациональном коллективе, среди людей, система взаимоотношений которых не только уже сложилась и довольно устойчива, но и подчинена бытующим традициям, часто имеющим древние истоки, педагог, не учитывающий своеобразия их традиций и привычек в сфере воспитания, этноспецифических форм бытового и общественно-политического восприятия людей других национальностей, оказывается в затруднительном положении.

На основе сказанного можно выделить группу профессиональных мотивов формирования этнокультурной компетентности. Эту группу составляют такие мотивы, как:

- потребность конструировать учебно-воспитательную деятельность с учетом культурно-национальных особенностей, в умении обращаться к мудрым заповедям народной педагогики, к национальным традициям в воспитании;

- потребность в формировании межнациональной общности обучающихся на гуманистической основе;

- восприятие этнологической информации через призму профессиональных задач;

- проявление самостоятельности и инициативы при использовании этнологического материала в учебно-воспитательном процессе;

- потребность в проявлении творческо-поисковой позиции при организации этнокультурного образования;

- стремление завоевать авторитет среди обучающихся разных национальностей.

К третьей группе принадлежат мотивы личностного развития. Эти мотивы касаются личности и деятельности самого педагога. Эта группа включает такие мотивы, как:

- потребность в признании, удовлетворение которой порождает у педагога чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, полезности;

- потребность в самоактуализации, которая связана с идентичностью (профессиональной и национальной), национальным самосознанием;

- необходимость владеть собой в любой ситуации, непредвзятость в оценке межнациональных отношений, событий;

- потребность преодолевать трудности, связанные с работой в многонациональном коллективе и самосовершенствовании;

- возможность реализовать свой творческий потенциал (внедрение новых подходов к обучению и воспитанию, новых форм и методов в поликультурном образовании, принимать нестандартные педагогические решения).

Таким образом, показано, что этнокультурная компетентность как интегративное образование имеет свою структуру, включающую функционально связанные между собой компоненты. Анализ мотивационной сферы человека выявил, что она представляет собой совокупность стойких мотивов, выражающих направленность развития личности. Мотивационный компонент этнокультурной компетентности педагога может быть рассмотрен как совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности педагога в полиэтничной среде. Первую группу составляют социальные мотивы, касающиеся общества в целом, ко второй группе относятся профессиональные мотивы, отдельно выделяется группа профессиональных мотивов формирования этнокультурной компетентности. К третьей группе относятся мотивы личностного развития, касающиеся личности и деятельности самого педагога.

Список литературы

1. Ерохин А.М. Религия и искусство в системе культуры. European Social Science Journal. 2014;46(7-2):9-12.

2. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений.

Фундаментальные исследования. Ч. 7. 2015;2:1566-1569.

3. Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. М.: Канон+; 2018. 360 с.

4. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов. Вестник СевКавГТИ. Т.1. 2015;21(2):156-159.

5. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность. Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013;6(2):270-273.

6. Говердовская Е.В., Димидова М.А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя как средство оптимизации воспитательного процесса. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014;3:15-19.

7. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов. Автореф. дисс. докт. социол. наук. Улан-Удэ; 2007. 42 с.

8. Лукьянов Г.И. Трансформационные процессы в современном российском обществе как отражение динамики новой социальной реальности. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017;4:64-68.

9. Бакланова О.А. Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конст-рукционизма. Вопросы социальной теории. 2015;7(1-2):168-177.

10. Антонов Д.А. Актуальные аспекты проблемы идентичности общества. Гуманитарные и социальные науки. 2012;1:68-74. URL: hses-online.ru/2012/01/09_00_11/09.pdf (дата обращения 02.02.2023)

11. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура. Москва: ИНДРИК; 2007.

12. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. «Науки о природе» и «науки о духе»: судьба старой дилеммы. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015;80(1):10-16.

References

1. Erokhin AM. Religiya i iskusstvo v sisteme kultury = Religion and art in the cultural system. European Social Science Journal. 2014;46(7-2):9-12.

2. Goncharov VN, Popova NA. Dukhovno-nravstvennyye tsennosti v sisteme obshchestvennykh otnosheniy = Spiritual and moral values in the system of public relations. Basic research. Part 7. 2015;2:1566-1569. (In Russ.).

3. Emelin VA. Identichnost v informatsionnom obshchestve = Identity in the information society. Moscow: Canon+; 2018. 360 p. (In Russ.).

4. Baklanov IS, Baklanova OA, Erokhin AM. Epistemologicheskiye i lingvisticheskiye issledovaniya v analitiches-koy filosofii nauki: semantika konstruktov = Epistemological and linguistic studies in the analytical philosophy of science: semantics of constructs. Bulletin of the North Caucasus Humanitarian Institute. V1. 2015;21(2):156-159. (In Russ.).

5. Kolosova OYu. Zhiznennyy mir lichnosti i sotsialnaya realnost = Life world of personality and social reality. Bulletin of the North Caucasus Humanitarian Institute. 2013;6(2):270-273. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Goverdovskaya EV, Dimidova MA, Telitsyna IV. Formirovaniye professionalnoy uspeshnosti prepodavatelya kak sredstvo optimizatsii vospitatelnogo protsessa = Formation of professional success of the teacher as a means of optimizing the educational process. Economic and humanitarian studies of the regions. 2014;3:15-19. (In Russ.).

7. Khilkhanov DL. Etnicheskaya identichnost: rol khozyaystvenno-ekonomicheskikh i kulturno-yazykovykh faktorov = Ethnic identity: the role of economic, cultural and linguistic factors. Extended abstract of dissertation of PhD in Sociological sciences. Ulan-Ude; 2007. 42 p. (In Russ.).

8. Lukyanov GI. Transformatsionnyye protsessy v sovremennom rossiyskom obshchestve kak otrazheniye dina miki novoy sotsialnoy realnosti = Transformational processes in modern Russian society as a reflection of the dynamics of the new social reality. Economic and humanitarian studies of the regions. 2017;4:64-68. (In Russ.).

9. Baklanova OA, Baklanov IS. Sovremennaya rossiyskaya sotsialnost v kontekste sotsialnogo konstruktsionizma = Modern Russian sociality in the context of social constructionism. Questions of social theory. 2015;7(1-2):168-177. (In Russ.).

10. Antonov DA. Aktualnyye aspekty problemy identichnosti obshchestva = Actual aspects of the problem of the identity of society. Humanitarian and social sciences. 2012;1:68-74. Available from: http://hses-online. ru/2012/01/09 00 11/09.pdf (Accessed 2 February 2023).

11. Berezovich EL. Yazyk i traditsionnaya kutura = Language and traditional culture. Moscow: INDRIK; 2007. (In Russ.).

12. Matyash TP, Matyash DV, Nesmeyanov EE. "Nauki o prirode" i "nauki o dukhe": sudba staroy dilemmy = "Nature Sciences" and "Spirit Sciences": the fate of the old dilemma. Humanitarian and socioeconomic sciences. 2015;80(1):10-16. (In Russ.).

O6 авторах:

Клушина Надежда Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет (355017, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1), ORCID, klnp13@ mail.ru

Волков Александр Александрович, доктор психологических наук, профессор кафедры дополнительного образования, Ставропольский государственный педагогический институт (355029, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»), volkoffss@yandex.ru

Поступила в редакцию 04.04.2023.

Поступила после рецензирования 22.04.2023.

Принята к публикации 22.04.2023.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Klushina Nadezhda Pavlovna, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Pedagogy, Professor, Social Technologies Department, North Caucasus Federal University (1, Pushkin Street, Stavropol, Stavropol region, 355017, RF), ORCID, klnp13@mail.ru

Volkov Alexander Alexandrovich, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Psychology, Professor, Additional Education Department, Stavropol State Pedagogical Institute (417 "A", Lenin Street, Stavropol, Stavropol region, 355029, RF), volkoffss@yandex.ru

Received 04.04.2023.

Revised 22.04.2023.

Accepted 22.04.2023.

Conflict of interest statement

The authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.